Газ 3102 годы выпуска. Стоимость и модернизации

Райкин ездил по выходным на своей невозможно блестящей черной «Волге»... Ездил медленно и сам себе покупал букет цветов. Он устраивал себе праздник…

Михаил Жванецкий

15 июля 1970 года было прекращено производство Волги ГАЗ-21. На тот момент ее цена составляла приблизительно 5600 руб. ( стоил тогда примерно 4500 рэ, а «ушастый» Запорожец - три с хвостиком). Напоминаю: инженер средней паршивости получал в те времена примерно 100–120 рублей чистыми, а потому искренно предпочитал общественный транспорт. Впрочем, зайти в магазин и купить там бибику все равно было невозможно по определению: сначала нужно было умудриться записаться в очередь, а потом подождать N лет. Если, конечно, вы не VIP или приближенная к «випам» особа. Для справки: именно поэтому подержанные машинки в те времена часто стоили куда больше новых…

Лидерство Волги любой модификации на рынке было абсолютным. Дурацкий вопрос «что лучше?» просто не возникал. А когда 21-ю сменила 24-ка, все ахнули. Ё-мое: 9150 рублей! Кто ж такое купит-то? Однако месткомы на предприятиях сразу дали понять всем доцентам с кандидатами, что - это далеко не для всех. Если вы - директор завода или, на худой конец, профессор, тогда еще ладно: направим письмо министру и попросим выделить, в виде исключения - пусть решает…

Итог был понятен: право на приобретение Волги получали Аркадий Райкин и Юрий Никулин, Николай Озеров и Владимир Шаинский… Кинематограф тут же подхватил тему: хочешь одним кадром охарактеризовать героя - посади его в ГАЗ-24! В фильме «Экипаж» на такой машине ездил командир Ту-154 (Г. Жженов), в панфиловской «Теме» ее раздобыл бездарный писатель (М. Ульянов), а в «Служебном романе» - нехороший карьерист (О. Басилашвили). Последний явно воспользовался услугами магазина «Березка», расплатившись за покупку сертификатами, полученными за очередную командировку через кордон. Более солидного способа обзавестись нужным товаром на законных основаниях, в общем-то, и не было.

«Зимняя вишня»

Короче говоря, вместо ожидаемого затоваривания начался ажиотаж. Министерский талон на покупку новенькой «Волги» фактически приобрел статус правительственной награды - от нее до Жигулей пролегла пропасть, как от генерал-полковника до полковника. Имидж самого престижного, а потому самого лучшего автомобиля уверенно делал свое дело. Кстати, в таксопарках «Волжанки» честно наматывали по 300–400 тыс. км, что служило им отменной рекламой.

От любых намеков на убогость конструкции ГАЗ лениво отмахивался. Прибыль - огромная, спрос - сумасшедший: чего же боле? Что с того, что двигатель - древний, подвеска - архаичная, тормоза - слабые, а управляемость - вообще никакая? Кому нужна модернизация, если проезжавшие мимо тебя лица кавказской национальности заискивающе показывали владельцу Волжанки пятерню - 50 «кусков» наличными! А на черном рынке цена порой доходила до 120 тысяч… И даже когда при очередном подорожании автомобилей цена на Волгу пробила отметку в 16 000 рублей, ситуация не поменялась. Все легковые автомобили страны по-прежнему делились на Волги и на остальные. Равно как и их владельцы.

Любопытно, что доля здравого смысла в этой престижной «упертости», в общем-то, была. На ГАЗ-24 фактически нечему было ломаться: в ней отсутствовали даже сгораемые предохранители! Погасли фары - стукни кулаком по биметаллическим прерывателям: наверняка поможет. Подливай себе маслице, шприцуй подвеску и езди, сколько хочешь. Такая машина была максимально независима от специализированных автосервисов, а потому, даже будучи элитной по статусу, честно зарабатывала авторитет «в низах». Между прочим, только с Волги никогда не крали ни наружные зеркала, ни дворники! И волговоды презрительно посматривали на суетящихся владельцев «шестерок», прячущих навесное хозяйство где-то под сиденьем или в багажнике…

Но следующий шаг газовцев был еще сильнее. Они выпустили в свет… «советский Мерседес»!

Ноль-два

- Гражданин! Встаньте в очередь!
- Но мне положено без очереди!
- А это очередь из тех, кому положено без очереди!

Анекдот советских времен

Вообще говоря, должна была заменить на конвейере 24-ку, сделав при этом шаг в направлении Мерседеса S-класса W116 начала семидесятых. Во всяком случае, изначальная задумка была именно такой. Но тот, кто работал в те времена на реальном производстве, прекрасно понимал: делать придется из того, что под рукой… А под рукой была та самая 24-ка, которая, честно говоря, никакими супертехнологиями похвастать не могла.

Впрочем, поначалу на 3102-ю установили абсолютно новый движок - ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием и ступенчатой системой впуска воздуха! Экономичный, необычный… К сожалению, эйфория длилась недолго, и новичка потихоньку «уволили» за дурной характер: механика требовала точной регулировки, а времени на перевоспитание новобранца не было. О разного рода V6 уже и не мечтали. Зато передние тормоза сразу стали дисковыми - тренд как-никак! Опять же, в угоду безопасности кузов стал чуть длиннее, получив клиновидное оперение, торпедо стало мягким, а огромный по тем временам бензобак расположился за спинкой заднего сиденья. На ранних 3102 это сразу бросается в глаза: лючок находится в верхней части крыла, а не как у ГАЗ-24. В свое время этот 70-литровый бак делали специально для будущих нижегородских машинок с моторами V8 и роторными движками… Появились утопленные дверные ручки - и модно, и безопасно для пешеходящих сограждан. По аналогичной причине с дверей убрали угловые форточки. Внешность сразу выиграла (чего нельзя сказать о вентиляции салона). А еще был струйный омыватель фар…

В сравнении с ГАЗ-24 новая «Волжанка» смотрелась очень даже выигрышно. Кузов стал явно строже - кстати, многие стыки кузовных панелей маскировались шпаклевкой и даже пайкой… «Ноль-вторую» украшало обилие хрома. Передние и задние бамперы обрели резиновую окантовку, охватывающую весь контур. В общем, замена получилась вполне достойной, но…

Уже в момент запуска производства «второй Волги» (модели ГАЗ-24) в Горьком начали задумываться о её преемнице – машине, которая бы стала «лучше, больше и мощнее», заняв место между обычной «ширпотребной» продукцией и чрезмерно эксклюзивными «Чайками».

Но, несмотря на то, что разработка автомобиля стартовала в начале 1970-х годов, решение об его окончательном запуске в серию было принято только в конце 1980-го. Первые экземпляры нового седана под названием ГАЗ-3102 увидели свет в феврале 1981 года – это событие тогда приурочили к XXVI съезду КПСС и полувековому юбилею самого «ГАЗ’а». Ну а запуск его серийного производства состоялся лишь весной 1982-го.

В итоге ГАЗ-3102 «Волга» оказался рекордным по продолжительности «запуска» легковым автомобилем… За четверть века он многократно модернизировался (причем доработки касались не только внешности, «внутреннего мира» и списка оборудования, но и конструктивной части)… История трехобъемника продолжалась до 2009 года (формально производство было завершено в 2008 году, но на следующий год был собран последний автомобиль – «по спецзаказу»), а его преемником (де-факто) стала Volga Siber.

Даже по нынешним меркам выглядит ГАЗ-3102 строго, серьезно и основательно, хотя в его внешности сложно найти какие-либо дизайнерские ухищрения. Внушительных размеров кузов автомобиля выставляет напоказ лаконичные очертания – квадратные фары, хромированный «щит» решетки радиатора, монументальные боковины, крупные росчерки колесных арок и широченная задняя оптика чуть ли не на всю корму. Ну а обилие «блестящих» элементов добавляют экстерьеру седана еще больше презентабельности.

Своими габаритами «Волга» сполна отвечает понятиям D-класса по европейским меркам: его длина составляет 4735 мм, база колес вытянута на 2800 мм, а ширина и высота кузова простираются соответственно на 1800 мм и 1490 мм. В «боевом» виде машина весит от 1500 до 1540 кг в зависимости от версии, а ее клиренс в таком состоянии не превышает 152-156 мм.

Оригинальный интерьер «Волги» ГАЗ-3102 смотрится однозначно «не бедно», но весьма архаично (в плане дизайна «не далеко уйдя» от своего предшественника – «ГАЗ 24-10»): трехспицевый руль с солидным диаметром и «бесформенным» ободом, приборная панель с тремя циферблатами, «утопленными» в глубоких «колодцах», да сдержанная центральная консоль. На ней «прописаны» магнитола, пара дефлекторов вентиляции, старомодные «ползунки» отопителя да несколько кнопок вспомогательных функций.

В 1990-х годах интерьер седана ГАЗ-3102 заметно эволюционировал – став вполне соответствовать определению «солидного автомобиля» того времени.

«Апартаменты» четырехдверки выполнены из податливых пластиков, украшенных синтетическими вставками-наклейками «под дерево», а сиденья облачены в велюр.

Передние кресла автомобиля – это широкий профиль, которому совершенно не присуща развитая поддержка по бокам, мягкая набивка и достаточные интервалы регулировок. На втором ряду – настоящее раздолье, а пассажирам отведены комфортабельный диван с центральным подлокотником, который при необходимости «прячется» в спинку, и пепельницы.

Багажник у ГАЗ-3102 «Волга» более чем внушительный – 500 литров в «походном» состоянии. Но форма у него несколько заковыристая, что явно не облегчает перевозку крупной поклажи, да и львиную долю отсека занимает огромное запасное колесо.

Технические характеристики. Седан «третьего воплощения» встречается с широким количеством бензиновых двигателей:

  • Наиболее ранние «Волги» имеют в подкапотном отделении четырехцилиндровые «атмосферники» объемом 2.4 литра с алюминиевым блоком цилиндров, 8- или 16-клапанной компоновкой и системой карбюраторного впрыска, развивающие 81-100 лошадиных сил и 167-182 Нм крутящего момента.
  • Более «свежие» машины обладают рядными «четверками» объемом 2.0-2.3 литра с 16-ю клапанами и распределенным «питанием», потенциал которых насчитывает 131-150 «коней» и 185-211 Нм предельной тяги.

Моторы снабжены 4- или 5-ступенчатой «ручными» коробками передач и ведущими задними колесами.

Максимально в зависимости от модификации трехобъемник способен развить 130-180 км/ч, устремляясь на покорение второй «сотни» спустя 13.5-22 секунд, а расход топлива у него не превышает 10.3-15.5 литров на 100 км пути в режиме «город/трасса».

ГАЗ-3102 «Волга» имеет в основе заднеприводную «тележку» – на нее установлены цельнометаллический кузов несущего вида и силовой агрегат в продольном направлении.
В передней части седана задействована независимая пружинно-рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами и торсионным стабилизатором. На задней оси у него применена зависимая система, подвешенная с использованием полуэллиптических рессор.
Тормозной комплекс четырехдверки представлен дисковыми тормозами спереди и барабанными механизмами сзади. Автомобиль снабжен рулевым управлением типа «винт – шариковая гайка» с интегрированным гидравлическим усилителем.

В случае с ГАЗ-3102 «Волга», как и с его предшественниками, дело одним только седаном не ограничилось – машина была представлена в нескольких дополнительных модификациях:

  • ГАЗ-31022 – пятидверный универсал среднего класса с пятиместной раскладкой салона и грузоподъемностью 400 кг, который выпускался с 1992 по 1996 года.

  • ГАЗ-31013 – специальный автомобиль (или, как их именовали в народе – «догонялка» или «машина сопровождения), производство которого мелкими партиями велось с 1985 по 1996 года для нужд КГБ (а затем и ФСБ) и других спецслужб. Он оснащен 220-сильным двигателем V8 объемом 5.5 литров, 3-диапазонным «автоматом» и дополнительными световыми приборами под бампером.
  • ГАЗ-3101Т – версия седана, которая производилась с 1995 по 1997 года для нужд «гаража особого назначения», а использовалась для перевозки чиновников высокого ранга. От базовой модели она отличается световыми спецсигналами и V-образной «шестеркой» под капотом от Toyota, состыкованной с АКПП.

Этот седан обладает целым рядом достоинств: солидная внешность, вместительный салон, надежная конструкция, в меру мощные моторы, отличная плавность хода и доступное содержание.
Есть, конечно, в его «активе» и отрицательные моменты: большой расход горючего, слабая динамика, сложная управляемость, низкое качество сборки и т.д.

Цены. На вторичном рынке России в 2017 году ГАЗ-3102 «Волга» встречается достаточно часто, а купить такой автомобиль «на ходу» можно по цене от 40-50 тысяч рублей.

Описание модели

ГАЗ-3102
Технические характеристики:
кузов седан
количество дверей 4
количество мест 5
длина 4 960 мм
ширина 1 846 мм
высота 1 490 мм
колесная база 2800 мм
колея передняя 1563 мм
колея задняя 1548 мм
дорожный просвет 150 мм
объем багажника 500 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя бензиновый
объем двигателя 2445 см 3
Мощность 102/4500 л.с. при об/мин
Крутящий момент 182/2500 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП четырех/пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, на поперечных рычагах
Подвеска задняя зависимая, на продольных рессорах
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные/дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 11,5-13,5 л/100 км
максимальная скорость 135-180 (от типа двигателя) км/час
годы производства 1982-2009
тип привода задний
снаряженная масса 1450 кг
разгон 0-100 км/ч сек

ГАЗ- 3102 - легковой автомобиль представительского класса, выпускавшийся Горьковским Автомобильным Заводом серийно с 1982 по 2008 годы. Являлся преемником ГАЗ-24-10 и предшественником Volga Siber . Стал базой для автомобилей семейства ГАЗ-31029 . Выпускался исключительно в кузове седан. В иерархии представительских автомобилей СССР занимал промежуточное положение между Чайкой ГАЗ-14 и Волгой ГАЗ-24-10 . При социализме в розничную продажу не поступал и обслуживал государственные учреждения, а также руководящих работников партаппарата. Серийный выпуск автомобиля продолжался с многочисленными модернизациями до 2009 года, после чего был прекращен. В последние годы выпуска машина технически была идентична ГАЗ-31105 , сохранив при этом "классический" дизайн кузова.

История создания

К концу семидесятых годов коллективу ГАЗа коллективу предприятия становится понятно, что базовая модель ГАЗ-24 стремительно устаревает. Кроме того, с ростом доходов населения, а также постепенного вывода отработавших свое "Волг" из таксопарков, все большее количество автолюбителей получает возможность приобрести машину в частное пользование. Престиж "Волги" как представительского автомобиля стремительно падает. С конца семидесятых годов один за одним появляются варианты рестайлинга базового автомобиля.

Первым в череде концептуальных моделей появился ГАЗ-3101, в стайлинге которого уже можно заметить характерные черты будущего автомобиля. Обращают на себя внимание новые блок-фары, молдинг, пущенный по боковине кузова, иные передние крылья и капот.



В 1980 году испытания проходят так называемые "переходные" версии ГАЗ-3101. На фотографии ниже один из прототипов. Ручки дверей ещё от ГАЗ-24, однако передок полностью новый. Колпаки колес в стиле "Чайки" заменили аналогичные "тарелки" у "двадцать-четвертой"


По сравнению с предыдущей моделью, автомобиль был переработан и конструктивно. В частности, повышенное внимание уделялось безопасности, шумоизоляции и экологичности. Салон решен в стилистике более "взрослой" "Чайки" . Была также переработана трансмиссия, а двигатель был предусмотрен оригинальный - форкамерный. Соответственно, совершено другой была головка цилиндров (блок цилиндров также отличался). Помимо основной камеры сгорания, в ней на каждый цилиндр имелась небольшая дополнительная (форкамера, предкамера, аванкамера). В неё из карбюратора (К-156) поступала обогащенная воздушно-топливная смесь. А основная камера заполнялась обеднённой смесью, которая и поджигалась факелом горячих газов, вырывающихся из форкамеры. В результате двигатель устойчиво работал практически во всех режимах на обеднённой смеси. Форкамерных двигателей было выпущено существенно меньше, чем "Волг" 3102, и многие из них поэтому оснащались обычным двигателем ЗМЗ-402.

Волга в необычном вишневом цвете. Фотография, скорее всего, сделана в Прибалтике.

Задние фонари будут перенесены на модель ГАЗ-31029

В 12 номере за 1982 год издание публикует подробный отчет. Опуская специфическую риторику тех лет, приведем текст вкладки с техническими характеристиками:

К производству "Волги" третьего поколения (после ГАЗ-21 и ГАЗ-24) горьковский автомобильный завод приступил недавно. У новой "Волги" более современной по внешнему виду кузов в сравнении с ГАЗ-24, новый интерьер салона, дисковые тормоза передних колес и ряд других усовершенствований. К числу их относятся радиальные шины, галогенные фары, струйные стеклоочистители фар, бензобак позади спинки заднего сиденья, раздельный привод тормозов. Важнейшее новшество - двигатель с форкамерным зажиганием, в основе которого лежит ЛАГ-процесс (лавинная активация горения), позволяющий снизить на 10-18% расход топлива, а также выброс в атмосферу с отработавшими газами токсичных веществ.

Также издание указывает и на работу, проделанную в сфере повышения безопасности автомобиля, что для 1982 года было уже весьма актуально, ведь продукция ГАЗа шла за рубеж:

в конструкцию автомобиля включен полный комплект элементов пассивной и активной безопасности, предусмотренных отечественными и зарубежными нормами. Это целиком новая тормозная система, усовершенствованное светотехническое оборудование, а также подголовники и инерционные ремни безопасности передних сидений, электрообогреваемое заднее стекло, топливный бак, вынесенный в безопасную от повреждений при ударах зону (за спинку заднего сиденья)

Модернизации

В 1992 году с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-3102 начинается выпуск автомобиля ГАЗ-31029 . По сути это все та же "десятая" модель, однако с более обтекаемым и современным оперением, задними фонарями от ГАЗ-3102 и двигателем ЗМЗ-406.10. Выпуск двух моделей, как и ранее, ведется параллельно.

В 1997 году ГАЗ-3102 был модернизирован. Обновления: 5-ступенчатая коробка передач, карданный вал с промежуточной опорой, неразрезной задний мост, гидроусилитель руля, передние вентилируемые дисковые тормоза типа «Лукас», 15-дюймовые колёса и новые колпаки, панель приборов и сиденья типа 3110 и другое оснащение салона.

В 2003 году автомобили ГАЗ 3102 стали оснащаться бесшкворневой передней подвеской и стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске. Из внешних изменений можно отметить новые более удобные ручки дверей.

ГАЗ 3102 образца 2003 года. На автомобиле установлены более современные ручки дверей от

Легковой автомобиль среднего класса, выпускается автозаводом ГАЗ с 1982 г. Кузов — закрытый, несущий, цельнометаллический, четырехдверный седан. Передние сиденья — с подголовниками, регулируются по длине и наклону спинки (спинки могут отклоняться назад до горизонтального положения). Заднее сиденье — трехместное, нерегулируемое, с откидывающимся (средним) подлокотником. Заднее стекло — с электроподогревом. По заказу предусмотрена установка стекол со светофильтрами и заднего сиденья с подголовниками.
Модификация ГАЗ-310207 — для стран с тропическим (сухим и влажным) климатом.

Число мест, чел — 5
Масса багажа, кг — 50
В том числе полная масса багажника на крыше, кг — 50
Снаряженная масса, кг — 1450
В том числе:
на переднюю ось, кг — 770
на заднюю ось, кг — 680

Полная масса, кг — 1850
В том числе:
на переднюю ось, кг — 885
на заднюю ось, кг — 965

Допустимая полная масса прицепа без тормозов, кг — 500

Максимальная скорость, 100 км/ч — 152
Время разгона до скорости 100 км/ч, с — 17,0
Выбег с 50 км/ч, м — 500
Макс.преодолеваемый подъем — 30%
Тормозной путь с 80 км/ч, м — 43,2

Контрольный расход топлива, л/100 км:
при 90 км/ч — 9,3
при 120 км/ч — 12,9
городской цикл — 15,0

Радиус поворота, м:
по внешнему колесу — 5,8
габаритный — 6,2

Двигатель

Модификация ЗМЗ-4022.10, бензиновый, с фор камерно-факельным зажиганием, рядный, 4-цил., 92x92 мм, 2,445 л
степень сжатия — 8,0
порядок работы — 1-2-4-3
мощность — 75 кВт (102 л.с.) при 4500 об/мин
крутящий момент — 181,5 Н·м (18.5 кгс·м) при 2400-2600 об/мин
карбюратор — К-156, трехкамерный (состоит из двух основных камер и вспомогательной форкамеры).

Тормоза

Рабочая тормозная система — двухконтурная, с передними дисковыми механизмами с четырьмя поршнями (два больших и два малых цилиндра, эффективный радиус трения — 112 мм, ширина накладок — 54 мм)
Задние механизмы — барабанные, привод тормозов — гидравлический, с вакуумным усилителем. Один контур действует на задние механизмы и поршня малых цилиндров передних тормозов, другой — на большие поршни передних тормозов
Стояночный тормоз — механический, действует на задние тормоза
Запасной тормоз — один из контуров рабочей тормозной системы.

Каждый из нас хотя бы раз слышал о таком автомобиле, как «Волга». Это поистине легендарная машина. Выпускалась она в разные годы с разными двигателями и внешностью. Также на базе «Волги» создавались машины для скорой помощи, милиции и даже КГБ. Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, одну из самых долговечных «Волг», которая серийно производилась почти 30 лет. Это ГАЗ-3102. Фото, технические характеристики и отзывы владельцев - далее в нашей статье.

Описание

Итак, что это за автомобиль? ГАЗ-3102 «Волга» - это советский, а позже - российский автомобиль среднего класса. Машина была разработана на базе ГАЗа-24. Что примечательно, история создания данного авто начиналась еще с 1970 годов. Но серийный выпуск ГАЗа-3102 стартовал лишь в 1981-м.

Серийный выпуск модели длился вплоть до 2009 года. Отметим, что данная машина создавалась в качестве служебного автомобиля для среднего звена советской номенклатуры. Это были люди, которым по ряду политических причин не была еще положена «Чайка» (ГАЗ-14), однако статус требовал более высокого уровня безопасности и комфорта, чем у обычных машин того времени. Данная модель полагалась директорам крупных предприятий, генералам, заместителям министров, режиссерам и академикам-лауреатам. Выпуск модели осуществлялся ограниченными партиями. Хотя ранее планировалось, что модель 3102 полностью заменит собой уже устаревшую двадцать четвертую.

Внешность

Дизайн автомобиля создавался по нескольким критериям. Новая «Волга» должна была быть современной относительно мировой автомоды тех лет, безопасной и при этом не существенно отличаться от двадцать четвертой модели. Так и случилось: автомобиль получил более строгие линии, новую широкую решетку радиатора и прямоугольные фары. А вот крыша с передними и задними стойками полностью повторяла контуры ГАЗа-24. Главным художником-конструктором ГАЗа-3102 стал Николай Киреев. Благодаря его стараниям машина получила более презентабельный вид и при этом соответствовала нормам безопасности тех времен.

Но как отмечают отзывы, эта «Волга», как и многие другие, подвержена коррозии. Спустя годы на металле образуется ржавчина. Особо уязвимыми являются такие участки, как пороги, задние арки и низ дверей.

Особенности кузова

Дабы автомобиль был более безопасным, конструкторы пересмотрели зоны деформации для поглощения энергии удара при столкновении. Так, передний свес был удлинен на 20 сантиметров. Это также предотвратило попадание камней и брызг от колес на лобовое стекло. Была переработана и задняя часть. Так, если на двадцать четвертой модели бак находился под полом багажника, то в новой «Волге» он располагается за задним сиденьем (как на современных легковых авто). Данное решение позволило сделать автомобиль безопасным при ударе в заднюю часть.

Кроме этого, весь инструментарий и запасное колесо, которые находились на полу багажника, перенесены в специальное углубление. Подобная компоновка позволила более рационально использовать объем багажника и увеличить емкость топливного бака. Последний был рассчитан на 70 литров, что на 15 литров больше, нежели у двадцать четвертой модели.

Подобное размещение бака позволило снизить риск коррозии. Также размещение бака под сиденьем решило проблему плохого запуска двигателя при низком уровне топлива, когда машина стоит на уклоне. Изменен был клапан давления. В случае опрокидывания машины его надежно уплотнял шарик. Таким образом предотвращалась внезапная утечка бензина, и, как следствие, риск возгорания авто был минимальным.

Особенности создания дверей

Описывая историю создания машины, стоит особое внимание уделить данным кузовным элементам. По требованиям безопасности, в конструкции были применены утопленные дверные ручки. Также при создании новой «Волги» инженеры отказались от боковых форточек на передних дверях. Это сделано не только с целью повышения безопасности пассажиров.

Такое решение позволило защитить автомобиль от злоумышленников. Ведь механизм запирания форточки был ненадежным и легко вскрывался. Наличие сплошного остекления позволило решить данную проблему. Кроме этого, доработана конструкция зеркал. Они могут регулироваться из салона.

ГАЗ-3102: размеры, клиренс

По европейским меркам, данный автомобиль относится к Д-классу. Удлиненных версий на базе данной модификации не создавалось. Так, суммарная длина кузова - 4,74 метра, ширина - 1,8, высота - 1,49 метра. Величина колесной базы - 2800 миллиметров. Снаряженная масса составляет полторы тонны. А клиренс в зависимости от загрузки - 15-16 сантиметров. Несмотря на длинную колесную базу и огромный передний свес, машина хорошо справляется с нашими неровностями - отмечают отзывы. Конечно, соревноваться с джипами она не сможет. Но на легком бездорожье «Волга» ведет себя вполне уверенно.

Салон

Дизайн интерьера также должен был соответствовать статусу владельца. Поэтому внутри можно обнаружить велюровые сиденья с подголовниками, а также деревянные вставки. Но поскольку натуральное дерево могло использоваться только на правительственных ЗИЛах и «Чайках», в «Волге» это лишь имитация дерева (то есть наклейки). Тем не менее качество сборки салона на высоте. Шумоизоляция на порядок лучше, чем в ГАЗе-24. Панель приборов - травмобезопасная, изготовленная из мягкого вспененного полиуретана. Также в салоне были доработаны элементы управления. Появились подрулевые переключатели света, стеклоочистителей, а также сигналов поворота. Кроме этого, справа размещался рычажок стеклоомывателя.

В автомобиле ГАЗ-3102 доработана система отопления и вентиляции. Заднее стекло получило электрический обогрев. Ранее такая система на «Волгах» не использовалась. Некоторые модели с завода шли с тонировкой. Под второй ряд сидений отведено достаточно свободного пространства. Даже рослые пассажиры будут комфортно чувствовать себя сзади.

ГАЗ-3102: технические характеристики

Под капотом размещался новый бензиновый двигатель, который пришел на смену устаревшему Д24. Это стал агрегат Заволжского моторного завода, с форкамерно-факельным зажиганием. Двигатель ЗМЗ-4022.10 обладает чугунным блоком и 12-клапанной алюминиевой головкой. Механизм ГРМ приводился посредством цепи. Система питания карбюраторная. В качестве карбюратора применен агрегат К-156. Максимальная мощность двигателя ЗМЗ при объеме 2,4 литра составила 100 лошадиных сил. Для тех лет это был неплохой показатель.

Спустя годы (уже после 2000-х) линейка пополнилась еще одним двигателем. Ним стал двигатель ЗМЗ-406, коим штатно оснащалась «Волга» модели 3110. Это был карбюраторный четырехцилиндровый мотор. Главным его отличием стала 16-клапанная головка с двумя распределительными валами. При объеме 2,3 литра данный агрегат развивает мощность 110 лошадиных сил.

На самые последние версии (младше 2006 года) ставился уже инжекторный силовой агрегат. Он получил маркировку 405. При объеме 2,5 литра двигатель развивал 150 лошадиных сил мощности. Что примечательно, конструкция системы ГРМ и блока практически идентична 406-му мотору. Однако изменена поршневая и увеличен объем, за счет чего возросла мощность и крутящий момент.

В качестве КПП на всех двигателях «Волги» ГАЗ-3102 использовалась пятиступенчатая механика. Она отличалась надежной работой, поскольку имела хороший запас прочности (эта же КПП ставится повсеместно на грузовые ГАЗели). Раз в 60 тысяч коробка нуждалась в замене масла. Передачи включаются четко, поскольку рычаг воткнут непосредственно в коробку.

В зависимости от установленного двигателя разгон до сотни занимал 13-18 секунд. Максимальная скорость - от 130 до 180 километров в час. Разумеется, наиболее динамичной была машина с 405 инжекторным двигателем.

Что говорят про двигатели на ГАЗе-3102 отзывы владельцев? Если брать во внимание первый мотор, он был склонен к перегреву. Также среди недостатков стоит отметить малую мощность для такой снаряженной массы и высокий расход топлива. На 100 километров пути машина потребляла от 15 до 18 литров бензина. Ресурс двигателя - 150 тысяч километров. Часто на этом моторе выходили из строя сальники. Сквозь них текло постоянно масло.

16-клапанные двигатели имеют меньше проблем. Во-первых, они более мощные и экономичные. Во-вторых, нет необходимости в регулировке карбюратора (если рассматривать 405-й мотор). Но все же основной проблемой осталась система охлаждения. Ее постоянно приходилось дорабатывать.

«Волга»: ходовая часть

Автомобиль построен на заднеприводной «тележке» с продольным расположением силового агрегата. Кузов - несущего типа. Спереди установлена независимая рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами и винтовыми пружинами. Дополнительно в конструкции применен торсионный стабилизатор поперечной устойчивости. Сзади располагается неразрезной мост, подвешенный на полуэллиптических рессорах. Рулевое управление - «винт-шариковая гайка». Дополнительно ГАЗ-3102 оснащался гидравлическим усилителем.

Что говорят о подвеске на «Волге» владельцы?

Ходовая часть довольно надежная, отмечают отзывы. Ресурс шаровых опор составляет 90 тысяч километров. Столько же служат и рулевые наконечники. Сайлентблоки ходят более 120 тысяч. Задняя подвеска и вовсе неубиваемая, отмечают владельцы. Однако с годами проседают рессоры. Их можно не менять - достаточно прокатать листы на специальном оборудовании и затем установить обратно.

Среди плюсов подвески стоит отметить ее мягкость. Машина будто плывет на ямах. Однако за комфорт приходится платить сильными боковыми кренами. В поворотах нужно существенно снижать скорость. В противном случае машину сильно заносит - говорят отзывы. Впрочем, данная «Волга» вовсе не располагает своим поведением к агрессивной и динамичной езде.

Тормоза «Волги»

Тормозная система - дисковая спереди и барабанная сзади. Привод гидравлический, с вакуумным усилителем. Ручник с тросовым приводом. Хватает ли тормозов данному автомобилю? К сожалению, масса машины очень большая, и постоянно приходится держать дистанцию. Информативные тормоза - это не про «Волгу».

Тюнинг

Как и остальные «Волги», ГАЗ-3102 тюнингу подвергается очень часто. Если говорить о внешних доработках, это может быть:

  • Тонирование стекол.
  • Установка классических хромированных дисков с широкой резиной.
  • Раздвоенный выхлоп.

По салону мало кто делает доработки. В основном меняют сиденья и устанавливают мощную аудиосистему. Но самый распространенный вид тюнинга - это замена мотора. Так, часто на «Волгу» устанавливают японские двигатели серии UZ и JZ. Это бензиновые V-образные и рядные силовые установки мощностью 250-300 лошадиных сил. Вместе с двигателями обязательно меняется и коробка. Как правило, ставится автомат. Есть немало примеров, когда классическая на вид «Волга» выписывает «пятаки» с мощным выхлопом. Как отмечают отзывы, разгон до сотни «Волги» с японским сердцем занимает порядка 7 секунд. При этом расход топлива такой же, как на стандартном 405-м моторе.

Основной плюс «Волги» в ее огромной подкапотном пространстве. Поместить сюда можно как рядный шестицилиндровый, так и V-образный восьмицилиндровый мотор, причем с минимальными переделками, не перенося вакуумный усилитель тормозов, ГТЦ и прочие узлы.

Стоимость

Сейчас данный автомобиль можно приобрести на вторичном рынке. Стоимость его начинается от 50 тысяч рублей. Однако более-менее «живые» экземпляры можно найти по цене 100-180 тысяч рублей. Ну а тюнингованные экземпляры с японскими моторами под капотом и вовсе могут продаваться за 400 тысяч рублей.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, какие имеет автомобиль ГАЗ-3102 характеристики, стоимость и особенности. Среди плюсов данной модели стоит выделить (судя по отзывам):

  • Низкую стоимость.
  • Дешевое содержание.
  • Доступность запчастей (несмотря на прекращение производства, для этой «Волги» можно купить массу новых деталей).
  • Надежную и комфортную подвеску.
  • Просторный салон и вместительный багажник (кстати, его объем - 500 литров).

Однако автомобиль имеет и недостатки. Это:

  • Высокий расход топлива. Даже если брать во внимание инжекторный мотор, с ним машина потребляет не меньше 12,5 литра.
  • Слабая динамика разгона.
  • Большие крены.

Также отметим, что многие экземпляры, которые продаются на вторичном рынке, имеют далеко не идеальное техническое состояние. Поэтому после покупки нужно быть готовым к капиталовложениям. Чтобы эта машина была безопасной и нормально ехала, стоит подготовить минимум 20 тысяч рублей. Отметим, что любые ремонтные работы с «Волгой» можно произвести своими руками. Машина очень простая в устройстве и ремонтопригодная.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook