Кто выступает представителем работодателя при заключении коллективного договора? Трудовое право Представителями работников в социальном партнерстве не являются

В качестве представителя работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК). Руководителем является единоличный исполнительный орган юридического лица.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет (а на практике чаще всего так и бывает), представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с некоторыми законами полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы управляющей организации или управляющему (ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Статья 33 ТК предусматривает возможность передачи полномочий по представительству интересов работодателя в социальном партнерстве другим лицам, уполномоченным руководителем организации в соответствии с законодательством, учредительными документами либо локальным нормативным актом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем структурного подразделения или иным лицом.

Индивидуальный предприниматель участвует в системе социального партнерства самостоятельно, представитель ему не требуется. Однако в случае необходимости он может уполномочить на представительство своих интересов кого-либо из своих помощников, работников или специально приглашенного специалиста (ст. 33 ТК).

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

  • Понятие, предмет, метод и система трудового права
    • Понятие права на труд в его историческом развитии
    • Регулирование труда на различных этапах общественного развития
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 2
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 3
    • Понятие трудового права как отрасли права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права
    • Сфера действия норм трудового права
    • Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
    • Соотношение трудового права с другими смежными отраслями
    • Предмет, методы и система науки трудового права
    • Цели и задачи трудового законодательства
    • Функции трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права и их особенности
    • Классификация источников трудового права
    • Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
    • Факторы дифференциации
    • Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
    • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Международно-правовое регулирование труда
      • Международно-правовое регулирование труда - страница 2
    • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
      • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права - страница 2
    • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
      • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
    • Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
  • Принципы трудового права
    • Понятие правовых принципов и их виды
    • Отраслевые принципы трудового права
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 2
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 3
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 4
    • Принципы институтов трудового права
      • Принципы институтов трудового права - страница 2
    • Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
    • Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
  • Субъекты трудового права
    • Понятие субъектов трудового права
    • Классификация субъектов трудового права
    • Правовой статус субъектов трудового права
    • Граждане как субъекты трудового права
      • Граждане как субъекты трудового права - страница 2
    • Работодатели как субъекты трудового права
      • Работодатели как субъекты трудового права - страница 2
    • Представители работников как субъекты трудового права
    • Представители работодателей как субъекты трудового права
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
    • Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • Права профсоюзов в сфере труда
    • Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
    • Защита трудовых прав работников профсоюзами
      • Защита трудовых прав работников профсоюзами - страница 2
    • Основные права профсоюзов, их классификация
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 2
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 3
    • Гарантии осуществления профсоюзных прав
      • Гарантии осуществления профсоюзных прав - страница 2
  • Трудовые отношения
    • Система отношений в трудовом праве
    • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 2
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 3
    • Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
    • Общая характеристика отношений по трудоустройству
    • Отношения по организации труда и управлению трудом
    • Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    • Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
    • Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
    • Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
    • Отношения по обязательному социальному страхованию работников
    • Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
    • Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
    • Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Отношения по самозащите трудовых прав
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
    • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
      • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 2
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 3
    • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
      • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители - страница 2
    • Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
    • Структура и содержание коллективного договора
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 2
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 3
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 4
    • Структура и содержание соглашений
    • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
      • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
      • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  • Занятость и трудоустройство
    • Общая характеристика законодательства о занятости населения
    • Понятие занятости и занятых граждан
      • Понятие занятости и занятых граждан - страница 2
    • Понятие безработного гражданина
      • Понятие безработного гражданина - страница 2
    • Правовой статус безработного гражданина
    • Понятие подходящей работы
    • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
      • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице - страница 2
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
    • Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
    • Понятие общественных работ
    • Понятие массового увольнения и его правовые последствия

Представители работников как субъекты трудового права

Как следует из содержания п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, организации, в том числе общественные, которые выступают в качестве представителей работников, могут защищать других лиц по их просьбе либо обращаться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из данной формулировки можно выделить два вида представителей работников, являющихся субъектами трудового права. Во-первых, представители работников, как субъекты трудового права, могут защищать права конкретных работников, то есть осуществлять индивидуальное представительство каждого отдельно взятого работника.

Представители могут осуществлять защиту одновременно нескольких работников, но при этом данная защита будет носить индивидуальный характер, так как требования формулируются конкретно в отношении каждого защищаемого работника. Во-вторых, представители работников, как субъекты трудового права, могут выступать в защиту прав и законных интересов неопределенного круга работников.

В данном случае требования представителей не индивидуализируются по отношению к каждому из работников, поскольку они касаются неопределенного круга работников, например, работников отдельной организации, отрасли экономики. Помимо рассмотренных элементов правового статуса существуют дополнительные юридически значимые обстоятельства для признания представителей работников субъектами трудового права. Причем данные обстоятельства отличаются при индивидуальном представительстве и при защите неопределенного круга работников.

Первый вид представительства помимо перечисленных элементов правового статуса предполагает доказанность следующих юридически значимых обстоятельств. Во-первых, требуется доказать наличие волеизъявлений каждого конкретного работника, интересы которого защищают представители как субъекты трудового права.

В соответствии со ст. 53 ГПК РФ волеизъявление работника на представительство подтверждается либо доверенностью, либо письменным заявлением, либо устным заявлением работника в суде, которое фиксируется в протоколе судебного заседания.

Следовательно, волеизъявление работника на индивидуальное представительство подтверждается исключительно письменными доказательствами. Во-вторых, для индивидуального представительства требуется доказать отсутствие установленных законом препятствий для его осуществления. В частности, работники не могут поручить представительство своих интересов органам прокуратуры, суда. Данный запрет содержится в ст. 51 ГПК РФ.

Работники могут поручить индивидуальное представительство профсоюзам, правозащитным и иным общественным организациям. Для оформления данного представительства достаточно письменного заявления работника. Такое заявление позволяет общественной организации осуществлять представительство на уровне общих полномочий, для реализации которых не требуется составления письменных документов от имени представляемого работника.

К числу общих полномочий следует отнести ознакомление с документами, касающимися представляемого работника, снятие копий таких документов и их представление в органы по урегулированию трудовых споров. Реализация специальных полномочий предполагает составление документов от имени работника, например, заявления к работодателю с целью надлежащего оформления трудовых отношений для осуществления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Специальные полномочия могут быть оформлены лишь доверенностью от имени работника, в которой общественной организации поручается их осуществление. На реализацию каждого специального полномочия, в частности составление и подачу от имени работника заявления в органы по рассмотрению трудовых споров, требуется особая оговорка в доверенности.

Данная доверенность может быть заверена по месту жительства, работы или учебы работников. Таким образом, на индивидуальное представительство общественная организация должна получить письменное согласие каждого представляемого работника.

Сам по себе факт членства в общественной организации не влечет возникновение у нее права на индивидуальное представительство. Поэтому в качестве субъекта трудовых отношений при индивидуальном представительстве общественная организация может выступать лишь на основании волеизъявления работника.

В п. 1 ст. 46 ГПК РФ из данного правила сделано исключение. Интересы несовершеннолетнего члена общественной организации или недееспособного физического лица общественная организация может представлять и без его волеизъявления. При этом не требуется и согласия законных представителей представляемого.

Однако возможность представительства недееспособных и несовершеннолетних должна вытекать из устава общественной организации.

Общественные организации могут осуществлять защиту неопределенного круга работников.

Обстоятельством, доказанность которого позволяет осуществлять защиту неопределенного круга работников, является наличие указания в законе. В ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закреплено право профсоюзов по собственной инициативе защищать права работников. Реализация данного права профсоюзов связана с защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга работников.

Свое право на защиту неопределенного круга лиц профсоюзы и иные общественные организации могут использовать при обжаловании в судебном порядке нормативных правовых актов, ущемляющих трудовые права работников. В п. 1 ст. 251 ГПК РФ сказано о том, что организации, в том числе общественные, могут обжаловать нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, если они считают, что таким актом нарушаются их права и свободы, гарантированные в Конституции РФ, законах и других нормативных правовых актах.

Данное ст. 46 ГПК РФ право позволяет правозащитным организациям обжаловать содержание нормативных правовых актов о труде любого уровня.

Таким образом, наличие прямого указания в федеральном законе, а также определение в уставе общественной организации в качестве цели ее деятельности защиты прав и свобод граждан на основании п. 1 ст. 46 ГПК РФ позволяет выступать в защиту прав и законных интересов других лиц.

Возможен и симбиоз из индивидуального представительства, превращающегося в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Например, общественная организация на основании доверенности конкретного гражданина обращается с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта. Признание данного акта недействительным влечет прекращение его применения по отношению к неопределенному кругу лиц.

Следовательно, и в этой ситуации общественная организация, обращаясь от имени конкретного гражданина, защищает права неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 8 ст. 251 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность нормативного правового акта по основаниям, указанным в заявлении.

Таким образом, решение о признании нормативного правового акта недействующим или недействительным обязательно не только для лиц, участвующих в гражданском процессе, но и для неопределенного круга лиц, по отношению к которым этот акт применялся.

Итак, для индивидуального представительства необходимо волеизъявление конкретного гражданина. Наличие подобного волеизъявления может стать поводом и для защиты неопределенного круга работников.

Закрепленное в п. 1 ст. 46 ГПК РФ правило позволяет не только профсоюзам, но и другим общественным организациям, в частности правозащитным, выступать в защиту неопределенного круга работников. В ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 года с последующими изменениями и дополнениями говорится о том, что общественная организация создается для реализации целей, указанных в ее уставе.

В ст. 8 названного Федерального закона к числу целей деятельности общественной организации отнесена защита общих интересов ее членов. Очевидно, что интересы членов общественной организации могут совпадать с интересами граждан, не являющихся членами общественной организации.

Следовательно, названным Федеральным законом общественные организации наделены правом защищать неопределенный круг лиц. Например, общественная организация вправе обжаловать нормативные правовые акты, в том числе и локальные, в части, нарушающей права и свободы ее членов и других лиц, то есть неопределенного круга лиц. Названный Федеральный закон позволяет общественной организации самостоятельно определить уставные цели.

Указание в уставе общественной организации на защиту прав и интересов граждан как на цель ее деятельности также позволяет защищать неопределенный круг работников. Возможности определения в уставе данного направления деятельности закреплены ст. 5, 8 Федерального закона "Об общественных объединениях". К примеру, правозащитные организации создаются для защиты прав и интересов граждан. Поэтому данный случай защиты неопределенного круга лиц закреплен в действующем законодательстве, что в силу п. 1 ст. 46 ГПК РФ позволяет правозащитным организациям обжаловать нормативные правовые акты любого уровня.

Таким образом, обстоятельствами, характеризующими правовой статус представителей работников как субъектов трудового права, являются прямое указание в законе и волеизъявление гражданина.

Представители работников в социальном партнёрстве


Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации. Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников (ст. 31 ТК).
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально- трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

Представители работников, не являющихся членами профсоюза


Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить органы профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На практике полномочия обычно передаются путем обращения в соответствующий профсоюзный орган с заявлением о предоставлении интересов конкретного работника.

Передача полномочий на представительство осуществляется только в организации, на других уровнях она невозможна. Трудовой кодекс предусматривает возможность передачи полномочий на представительство не только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, но и для иных форм социального партнерства, например, участие в принятии локальных нормативных актов.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профессиональной организацией своих полномочий.
В такой ситуации возможны 4 варианта поведения:
- работники, не являющиеся членами данного профсоюза, передают ему полномочия в порядке, предусмотренном ст. 30 ТК;
- созывается общее собрание (конференция) работников и принимается решение предоставить действующей профсоюзной организации полномочия по представительству интересов всех работников организации;
- общее собрание (конференция) поручает выступить от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);
- общее собрание (конференция) избирает представительный орган (представителя) для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.
По смыслу ст. 31. Трудового кодекса:
- представители работников, не являющихся членами профсоюза, могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации или она объединяет менее половины работников;
- от имени работников при отсутствии первичной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники – представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименование, срок полномочий и т.п., отнесено к компетенции общего собрания (конференции).
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями. Закрепление обязанности работодателя создавать для представителей работников необходимые условия обусловлено тем, что профсоюзы и иные представители работников осуществляют свою деятельность в помещении (на территории) организации (ст. ст.32, 377 ТК, ст. 28 Закона о профсоюзах). Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Представители работодателей в социальном партнерстве


Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии со ст. ст. 33 и 34 Трудового кодекса, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 20 ТК).
В качестве представителя работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК) или, иными словами, единоличный исполнительный орган юридического лица.
В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.
Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об АО, ст. 42 Закона об ООО). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в т.ч. и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации - должника отстраняется от должности; прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 69, 74, 98, 101 Закона о банкротстве). Соответственно внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководителем структурного подразделения.
Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Делегирование полномочий или поручение отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.
При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Это организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом «Об объединениях работодателей».
Будучи некоммерческой организацией, объединение работодателей не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно гарантировать и выполнение работодателем принятых на себя обязательств. Объединение выполняет лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип подтверждается и правилами определения сферы действия соглашений (ст. ст. 35, 48, 398-408 ТК). От имени объединения работодателей выступает сформированный им исполнительный орган.
Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.
На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.
Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК).

На практике вопросы социального партнерства реализуются через представителей сторон рассматриваемого правового института трудового права. Как известно такими сторонами выступают представители работников и представители работодателей, субъектный состав которых зависит от уровня и целей социального партнерств. В широком смысле такие цели могут носить как "общий" характер, присущий социальному партнерству в целом, так и "специфический" характер, заключающийся в достижении определенных социально-трудовых целей.

Так для достижения "общих" целей социального партнерства представителями работников могут выступать следующие субъекты:

1) профессиональные союзы и их объединения;

2) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

3) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Для достижения "специфических" целей, таких как:

1) проведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора, осуществления контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками;

2) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Таким образом, в первом случае (локального регулирования социально-трудовых отношений, представителями работников могут выступать как профессиональные союзы в лице первичной организации, так и иные представительные органы. Во втором - регулировании рассматриваемых отношений за пределами организации - работников могут представлять профессиональные союзы различных уровней.

Вместе с тем, указанные случаи представительства работников имеют свои особенности.

Так представление интересов работников первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляется, как правило, в отношении работников являющихся членами соответствующих профсоюзов. Однако, как следует из содержания ст. 9 Закона о профсоюзах, отсутствие такого членства не может являться препятствием в реализации работников своих трудовых прав и свобод. Именно поэтому в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем, представляет первичная профсоюзная организация.



Кроме того, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В практике трудовых и иных связанных с ними отношений достаточно широко распространены случаи, когда работники не объединены в профессиональные союзы, поскольку такое объединение осуществляется только на добровольных началах. Может сложиться ситуация и когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в указанном выше порядке, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Вместе с тем, такое положение не должно ограничивать право указанных работников на представительство в социальном партнерстве. В таких случаях, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель - представительный орган работников. Таким представительным органом может выступать "трудовой коллектив", "органы общественной самодеятельности" и другие. В то же время наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Наряду с добровольным (диспозитивным) характером формирования представительных органов работников, ТК РФ (например, ст. 32) содержит и ряд императивных норм, согласно которых работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Такие условия должны быть закреплены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

В зависимости от целей социального партнерства представителей работодателя можно классифицировать по трем категориям.

К первой категории относится руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Рассматриваемая категория представляет интересы работодателей в случаях:

1) проведения коллективных переговоров;

2) заключения или изменения коллективного договора;

3) рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Во вторую категорию входят объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанные органы представляют интересы работодателей при:

1) проведении коллективных переговоров;

3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;

4) при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Необходимо заметить, что особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Законом о работодателях.

К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность при:

1) при проведении коллективных переговоров;

2) заключении или изменении соглашений;

3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;

4) осуществлении контроля за выполнением соглашений;

5) формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.

Последние новости:

Законопроектом предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Решение государственного инспектора труда по данному вопросу оформляется в виде исполнительного документа.

Принятие законопроекта призвано повысить уровень сохранности сведений о трудовой деятельности, упростить процедуру трудоустройства для работников в части взаимодействия с кадровой службой работодателя, а также снизить издержки работодателя и работника, связанные с трудоустройством.

Законопроектом предлагается введение в Трудовой кодекс Российской Федерации положения о юридически значимых сообщениях, нормы о которых имеются в настоящее время в ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В трудовом законодательстве подобной нормы нет, однако юридически значимые сообщения и в трудовом правоотношении имеют огромное значение как на стадии заключения трудового договора, так и в период его действия.

Работодатели и работники могут и сами реализовывать свои права в сфере социального партнерства. Однако на практике обычно возникает необходимость в действиях представителей, которые могли бы выступать от имени больших групп работников и работодателей.

Представителями работников в социальном партнерстве могут выступать:

  • профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • иные представители, избираемые работниками.

Правовые основы деятельности профсоюзов, их право на представительство установлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы в соответствии с законодательством участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах их развития.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем может представлять первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В соответствии со ст. 30 ТК РФ профсоюзы могут представлять и интересы работников, не являющихся членами профсоюза.

ТК РФ предусматривает возможность существования иных представителей работников в случаях, когда:

  • имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников;
  • в организации отсутствует первичная профсоюзная организация.

В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов имеющейся профсоюзной организации либо иному представителю, во втором - иному представителю. Таким иным представителем могут быть советы, комиссии, комитеты, органы общественной самодеятельности и т.п. Отметим, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (Женева, 2 июня 1971 г.) исходит из того, что когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями. Функции непрофсоюзных представителей не могут включать деятельность, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Представителями работодателя согласно абзацу 1 ст. 33 ТК РФ являются руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели (лично) или другие полномочные лица. Основанием для представительства может быть закон, учредительные документы, уставы организации и иные нормативные правовые акты, а также доверенность, выданная работодателем.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представителями работодателей могут быть только объединения работодателей. Объединение работодателей - это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединений работодателей устанавливаются Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей". Согласно данному Закону такое объединение создается на основании решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому принципам и быть общероссийскими, региональными, межрегиональными и территориальными.

Объединения работодателей могут следующее:

  1. формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  2. согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
  3. отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  4. выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
  5. наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
  6. вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;
  7. принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;
  8. проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
  9. получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
  10. участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего и высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  11. осуществлять иные права.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook