Масло трансмиссионное api gl 4 sae 75w90. Лучшие трансмиссионные масла. Лучшие трансмиссионные масла на синтетической основе

Зачем заменять то, что служит всю жизнь? Оптимизм уходит, когда обнаруживаешь на заднем дворе СТО гору убитых механических и автоматических коробок, снятых с автомобилей одной очень известной фирмы. Какой? Ну, не важно… Важно то, что коробки нынче стали практически одноразовыми! Их стараются не ремонтировать, а менять целиком, - во сколько такая замена обойдется без гарантии, прикидываете? Поэтому коробку надо холить и лелеять и обязательно баловать хорошим маслом. Лучше всего полностью синтетическим, класса вязкости 75W-90, класса качества API GL-4 - такое отлично подойдет ручным коробкам.

Жаль, отечественной трансмиссионной синтетики на прилавках не видать. Только импорт - в основном европейский, преимущественно немецкий. Вместо GL-4 производители предпочитают указывать и GL-4+, и GL-4/5, и GL-3/4/5. Вот их и купили, аж дюжину. Разбег в цене - от демократичных 345 рублей за литровую банку голландского NGN до 775 рублей за французское Motul Gear 300. Стоит ли так переплачивать? На то мы и устроили экспертизу.

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ?

В целом маслу в коробке работать проще, чем в моторе. Но проблем хватает: необходимо одновременно и образовывать тончайшую пленку, и обеспечивать смазку шестерен. Должна быть серьезная защита от задира и износа. Поэтому в характеристиках трансмиссионки важны и вязкость, и состав, и набор присадок.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ?

А вот и то, ради чего все затевалось. Официально заявляем: масла очень даже разные и явно не из одной бочки. Разбег результатов по отдельным параметрам - не на проценты, а в разы! И не всегда эффект соответствует цене. Лидер выявился сразу - у эстерового Motul Gear 300 наилучшие показатели и по нагрузке сваривания, и по индексу задира, и по критической нагрузке. С износом чуть хуже, но тут вообще интересно: ни одно из испытанных масел не уложилось в требования ГОСТа для группы ТМ-5. Почему так? Возможно, это следствие уменьшения содержания в современных продуктах серы и фосфора, которые раньше определяли высокие противоизносные свойства. Но негативным полученный результат тоже считать нельзя: мы же выбираем масло для механических коробок группы GL-4, где противоизносные показатели вообще не нормированы ГОСТом.

А вот и еще один нюанс, ради которого стоило поработать. Оказалось, что противоизносные и противозадирные свойства изменяются в противофазе! На уровне интуиции это понятно. Основной принцип защиты от износа - проложить между деталями что-то мягкое, скользящее. А для увеличения стойкости к задиру требуется обратное. Поэтому эффективный пакет присадок должен обеспечивать некий компромисс между двумя взаимоисключающими факторами.

Ну а что лучше-то? Наши советы на тему «Что выбрать?» - ниже. Досье всех участников мы расположили по алфавиту. А пожелание одно: не отмахивайтесь от «коробочных» масел.

Пока коробка не отмахнулась от вас.

Результаты отличаются друг от друга не на проценты, а в разы!

ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ

Трибологические параметры. Характеризуют защитные свойства масла при контактном воздействии в зубчатых зацеплениях. Определяются согласно ГОСТ 9490–75 на четырехшариковой машине трения: три неподвижных стальных шарика внизу, один крутится с заданной скоростью вверху и на него давит нагрузка. Конструкция погружена в масляную ванну, в которой плещется испытуемое масло. А дальше обо всем говорит поведение шариков и пятен контакта. Для разных типов трансмиссионных масел его нормирует наш ГОСТ 17479.2–85, - есть общепринятые способы трактовки результатов таких испытаний. Конечно, зарубежные производители ГОСТу следовать не обязаны, но мы в России живем, а потому для оценки качества масла можем взять нормы этого документа.

Это порог разрушения масляной пленки. ГОСТ ее величину не нормирует, поэтому рассудим просто: чем она выше, тем лучше.

Задир и износ. Главные беды зубчатого зацепления. Характеризуются индексом задира и показателем износа. Индекс не нормирован - в общем, чем выше, тем лучше. Показатель износа для масел GL-4 (ТМ-4 по-нашему ГОСТу) не нормируется, а вот для ТМ-5 (или GL-5 по-«ненашему») должен быть не больше 0,4 мм. В общем, чем меньше, тем лучше.

Основной параметр, по которому нормируют противозадирные свойства. Его определяют просто: грузят и грузят шарики до тех пор, пока машина трения не остановится. Для масел ТМ-4 нагрузка сваривания должна быть не меньше 3000 Н, для ТМ-5 - 3280 Н. Возьмем эти цифры как критерий оценки.

Вязкость. При рабочих температурах оцениваем кинематическую вязкость, при низких - динамическую. По кинематической вязкости при 40 и 100 °C рассчитываем индекс вязкости, характеризующий степень зависимости вязкости от температуры. Диапазон изменения этой вязкости при 100 °C для класса 75W‑90 достаточно широкий - от 13,5 до 24 сСт. Чем больше вязкость при рабочей температуре, тем, вообще говоря, тяжелее мотору. Чем меньше динамическая вязкость при отрицательной температуре, тем быстрее прогреется коробка и лучше поедет машина.

Температура застывания. Тут все просто: чем ниже, тем лучше.

Температура вспышки. Вместе с температурой застывания в определенной степени характеризует стабильность и качество базового масла. Чем она выше, тем обычно лучше база, - а значит, можно ожидать, что и ресурс такого масла будет большим.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?

Не годятся. Для автоматических коробок созданы специальные жидкости с иными свойствами. Тут очень важно соблюдать рекомендации завода-производителя, ведь жидкость ATF обеспечивает работу гидротрансформатора, который требует строго заданной вязкостно-температурной характеристики. А для механических трансмиссий эти требования значительно более мягкие.

Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?

Согласно ГОСТ 17479.2–85 назначение масел группы ТМ-4 - цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. А адресаты масел ТМ-5 - гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. Отсюда и различия в требуемых защитных свойствах, о которых сказано в статье. Поэтому, в частности, переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами.

Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?

Да, понизит, если шум обусловлен повышенными зазорами в узлах коробки. Но в разумных пределах, конечно. При высокой степени износа даже самое вязкое масло не спасет.

Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?

Синтетика более стабильна и потому гарантирует больший ресурс. Кроме того, она имеет более высокий индекс вязкости, поэтому низкотемпературные свойства таких масел лучше. Так что определенная аналогия с моторными маслами есть.

Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?

Цифры означают средний диапазон вязкости для класса масла в универсальных секундах Сейболта (SSU). Для трансмиссионных они берутся впрямую, для моторных - делятся пополам.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Вопрос о смешивании - можно или нет?

Смотря что смешивать. Масла одинаковых групп по SAE и API теоретически мешать можно, но практически - мы не советуем.

Нужна ли промывка при замене масла?

Если изначально была залита хорошая синтетика, то не нужна.

Можно ли заливать в «ручную» коробку GL-5?

Масло GL-5 предназначено для тяжелонагруженных высокоскоростных гипоидных передач. Его усиленные противозадирные и противоизносные функции обеспечиваются повышенной концентрацией присадок на базе серы и фосфора, которые агрессивны по отношению к цветным металлам. Но на практике элементы трансмиссий индивидуальны, а потому в определенных случаях автопроизводитель может разрешить использовать во всех узлах трансмиссии один тип масла.

МАСЛО В МКПП: КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?

Номинация «Экстрим»

Победитель в этой номинации гарантирует защиту коробки при максимальных нагрузках.

Золото у Motul Gear 300.

Номинация «Защита от износа»

Золото у BP Energear и JB .

Серебро взяли ADDINOL, NGN и SRS .

Номинация «Энергосбережение»

Гарантирует лучший КПД. Для бережливых, в общем.

Победители - Motul Gear 300 и Liqui Moly .

Серебро у Mobil Mobilube и ADDINOL .

Номинация «Быстрый прогрев»

Эти масла лучше других преодолевают холодное оцепенение после ночной спячки.

Лучшим оказалось масло SRS .

Серебро взяли BP Energear и Shell Spirax .

Номинация «Цена/качество»

Тут все ясно из названия.

Ясен и победитель: NGN .

Гран-при

Если говорить о максимальной защите (даже для коробок спортивных автомобилей), то здесь с эстеровым маслом тягаться сложно.

Победитель - Motul Gear 300 .

Серебро у Castrol Syntrax, Mobil Mobilube, Eurol Transyn .

Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в противофазе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ADDINOL Gear Oil GH 75W-90

Германия

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5

Допуски: MIL-L-2105D, VW 501 50

На этикетке ни слова по-русски! Из серьезных плюсов - один из самых высоких показателей защиты от износа. Но тут же в качестве ложки дегтя - скромные результаты по индексу задира и нагрузке сваривания. И низкотемпературные свойства не лучшие.

Разумная цена.

Сравнительно невысокие защитные свойства по задиру.

BP Energear SGX 75W-90 Победитель в номинации «Защита от износа»

Бельгия

Цена 1 л - 470 руб.

SAE 75W-90, API GL-4+

Допуск: Suitable for VW 501 50

Защита от износа самая лучшая, а от задира - хуже, чем у большинства. По показателю износа вплотную приблизилось к очень строгим требованиям ГОСТа для масел более высокой группы - ТМ-5. Хорошие низкотемпературные свойства и самая высокая температура вспышки.

Лучшая защита от износа, доступная цена.

Невысокие значения индекса задира.

Castrol Syntrax Universal Plus

Германия

Цена 1 л - 550 руб.

Допуски: MAN 3343S, 341E3; Scania STO 1:0; MB-Approval 235.8; ZF TE-ML 02B, 05B, 12B, 16F, 17B, 19C, 21B; SAE J2360

Один из лучших показателей защиты от сваривания сочетается с удовлетворительной защитой от износа. Очень низкая температура застывания - с самым низким индексом вязкости. При этом наиболее высокая температура вспышки обещает большой ресурс.

+ Высокая нагрузка сваривания обеспечивает длительную защиту от задира; низкая температура застывания.

- Низкий индекс вязкости.

Eurol Lubricants Transyn Synthetic

Нидерланды

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5 & MT-1

Допуски: Meets ZF TE-ML 01, 02, 05, 07, 08, Volvo 97310, Scania STO 1:0 BOX; MAN 341 TL/341 Type Z-3; MAN 342 SL/342 Type S-1; MAN 3343 S/SL; MIL-L-2105 B/C/D; MIL-PRF-2105E; DAF ZF TE-ML 02 BOX.

На банке опять ни одного русского слова! Но на «ненашем» языке с одной стороны крупно написано, что синтетическое, а с другой, значительно более мелким шрифтом, - полусинтетика… Чему верить? После испытаний больше верим второму.

Высокая нагрузка сваривания, даже по нашему строгому ГОСТу проходит как ТМ-5.

Худший показатель по износу.

JB GERMAN OIL Hypoid Getriebeoel GL 4 plus Победитель в номинации «Защита от износа»

Германия

Цена 1 л - 520 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5 & MT-1

Допуски: MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ARVIN MERITOR 0-79-N; SAE J2360; MIL-PRF-2105E; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C DAF IVECO

Один из лидеров по количеству допусков от автопроизводителей, вот только из описания непонятно - «одобрено» или «соответствует»? Защита от износа отменная, а индекс задира слабый. Низкотемпературные характеристики на уровне. И при этом наибольшая вязкость при рабочих температурах!

Хорошие защита от износа и низкотемпературные свойства.

Худший в обзоре индекс задира.

Liqui Moly «Высокопроизводительное трансмиссионное масло» Победитель в номинации «Энергосбережение»

Германия

Цена 1 л - 620 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 + (GL-4/GL-5)

Допуски: Ford ESD M2C 175-A; VW Norm 50150 (G50); ZF TE-ML 08

Очень недешевое, но в целом невыдающееся масло. Трибологические параметры средние, низкотемпературные свойства хорошие, однако не лучшие, индекс вязкости тоже сравнительно невысокий. И в чем же заключается заявленная «высокопроизводительность»?

Удобная бутылка со встроенной шприц-масленкой, хорошие низкотемпературные свойства.

Дорого для средних параметров.

Mobil Mobilube 1 SHC Fully Synthetic Supreme Performance Gear Oil

Швеция

Цена 1 л - 750 руб.

SAE 75W-90, API GL-5/MT-1

Допуски: Approved MB - Approval 235.8, MAN M 3343 Type S; MAN 341 E3; ZF TE-ML 02B/05B/12B/16F/17B/19C/21B; JSC AVTODISEL YaMZ Gearbox. Meets Scania STO 1:0; ZF TE-ML 07A

Весьма приличные результаты по уровню защиты трансмиссии при высоких нагрузках. Но одновременно самый низкий индекс вязкости предопределяет слабые низкотемпературные свойства. При этом вязкость при рабочих температурах позволяет предположить сравнительно низкие потери на трение в трансмиссии.

Хорошие защитные свойства.

Очень дорого! И странно низкий для синтетики индекс вязкости.

Motul Gear 300 100% synthese Победитель в номинации «Экстрим» «Энергосбережение» Гран-при

Франция

Цена 1 л - 775 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5, MIL-L-2105D

Масло на основе эстеров сразу выделяется на фоне остальных. У него самые высокие показатели по защите от задира и сваривания, по стойкости масляной пленки. При этом рабочие вязкости не крадут лишних «лошадей» из-под капота. По всем признакам - лидер теста.

Лучшие трибологические показатели по критической нагрузке и защите от задира.

NGN Synthetic Transmission Oil Победитель в номинации «Цена/качество»

Нидерланды

Цена 1 л - 345 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5, MT-1

Допуски: отвечает требованиям MAN 341/342/3343; Scania STO 1:0 BOX; MIL-L-2105 B/C/D-PRF 2105E; Volvo 97310; DAF ZF TE-ML 02; ZF-TE-ML 01/02B/05B/07A/08A

Масло с не очень известным у нас именем оказалось самым недорогим, но вполне достойным. По основным параметрам ничем не уступает более именитым, а кое в чем даже превосходит их. А потому получает первое место в номинации «Цена/качество».

Низкая температура замерзания и достаточный уровень основных физико-химических показателей в сочетании с доступной ценой.

Высокая вязкость при рабочих температурах.

Shell Spirax Axle Oil S5 ATE

Швейцария

Цена 1 л - 480 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/5

Допуски: Approved Ferrari, Porsche

Заявлено для экстремально нагруженных трансмиссий, однако при этом трибологические показатели по всем позициям невыдающиеся. Но неплохие низкотемпературные свойства и вязкость при рабочих температурах соответствуют заявленному назначению.

Хорошая защита от задира, сравнительно доступная цена.

Высокая вязкость при рабочих температурах увеличивает потери на трение.

SRS Schmierstoffe Getriebefluid 5 L Победитель в номинации «Быстрый прогрев»

Германия

Цена 1 л - 490 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 Plus

Масло, не похожее на других. Ярко-зеленого цвета, да и по составу явно отличается. Самый высокий индекс вязкости определяет лидерство по низкотемпературным свойствам. Но вязкость при высоких температурах тоже большая - ждите потерь на трение. Неплохая защита от износа.

Низкие значения динамической вязкости при отрицательных температурах, хороший показатель износа.

Большая вязкость при высоких температурах, не самые высокие противозадирные показатели.

Total Transmission Syn FE

Франция

Цена 1 л - 550 руб.

SAE 75W-90, API GL-4, GL-5, MT-1

Допуски: Approved MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C; SAE J2360; MB-Approval 235.8; MACK GO-J

Большая вязкость при низких температурах удлинит прогрев коробки на морозе. При этом и рабочая вязкость приличная, что увеличит потери на трение, зато защитит подшипники. Из существенных плюсов - низкая температура замерзания и высокая температура вспышки.

Хорошие трибологические параметры.

Далеко не лучший индекс вязкости.

В этой статье мы с вами поговорим о трансмиссионных маслах, их видах и сферах применения. Вы узнаете, какое масло лучше брать на лето, а какое – на зиму. Также мы расскажем об опасности замены GL-4 на GL-5. - это смазочный материал для передаточных коробок, который создают на основе нефтепродуктов с добавлением присадок или путём синтеза химических элементов.

Расшифровка SAE 75w90 по вязкости

Виды масел

Почти каждый владелец автомобиля знает, что такое трансмиссионное масло и для чего оно нужно. Некоторые сами подбирают смазку для своей машины, другие доверяют опыту друзей или, не утруждая себя этим делом, пользуются услугами СТО. Но не каждый знает, что означают буквы и цифры в названии, какие бывают масла по составу и от чего зависит их цена. Масла бывают синтетические, полусинтетические и минеральные.

«Минералка» , как её называют в народе, дешёвое трансмиссионное масло с минеральной основой в виде переработанных нефтепродуктов. «Синтетику» (на коробке обозначается как Fully Synthetic) получают путём синтеза химических элементов. Основой «полусинтетики» являются нефтепродукты с добавлением различных присадок (препарат, который добавляют для улучшения эксплуатационных свойств). В данном списке самым дорогим является синтетическое масло.

Знаете ли Вы? В начале ХХ-го века в виде трансмиссионного масла применялся нигрол. Летний вариант был остатком от перегона нефти, а зимний состоял из асфальтного гудрона и дистиллятного масла.

При выборе сразу обратите внимание на маркировку трансмиссионного масла (если в ней есть буква «W», как в SAE 75W90, то оно является всесезонным), а также на цифры до этой буквы и после неё. Цифры до «W» показывают текучесть жидкости при низких температурах, цифры после «W» - диапазон вязкости при температуре 100 градусов. Отсутствие цифр после буквы «W» означает, что это зимнее масло. Если в маркировке отсутствует «W» (Winter), то вы держите в руках исключительно летнее масло.


Расшифровка по вязкости

Перейдём к расшифровке трансмиссионных масел 75W90 по вязкости. SAE (Society of Automotive Engineers) расшифровывается как «Сообщество автомобильных инженеров». Среди другого, «SAE» устанавливает класс вязкости для КПП (именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое»). Так как мы рассматриваем трансмиссионные масла, то стоит выделить летнюю , зимнюю и всесезонную смазочную жидкость. Если говорить на понятном языке, то вязкость – это способность смазочного вещества оставаться на поверхности внутренних элементов механизма, сохраняя при этом текучесть жидкости. От вязкости масла зависит слишком многое, чтобы не не считаться с ним.

Синтетическое масло 75W90 имеет оптимальную вязкость в пределах от -40 до +35 градусов. Если сравнивать масло 75W90 и дешёвое минеральное 85W90, то последнее при температуре -12 градусов будет иметь такую вязкость, как масло 75W90 при -40. Впечатляет? Очевидно, что в одном случае передачи будут переключаться с очень заметным усилием, а в другом – моментально.

Какое масло использовать летом, а какое зимой

Большинство владельцев авто используют демисезонные масла, которые будут выполнять свою функцию при любой температуре. Если же вы рассматриваете сезонные масла то, в первую очередь, подберите масло именно для вашей коробки передач, а уже потом - в зависимости от температуры (для суровой зимы или очень жаркого лета). На лето лучше брать масло SAE с индексом от 20 до 60, которое отлично чувствует себя на жаре. В зимнее время лучше подойдёт трансмиссионное масло SAE с маркировкой от 0W до 25W.

Важно! Необходимый индекс вязкости для КПП указывается в эксплуатационном справочнике автомобиля.

Разница между маслами gl4 и gl-5

Прежде, чем приступить к следующему разделу, следует рассмотреть температурные режимы трансмиссионных масел.


Стандарт API gl-4 определён для трансмиссионных масел, которые используются для коробок передач (как конических таки гипоидных) и агрегатов в ведущих мостах, работающих в условиях умеренных нагрузок и скоростей. Лучше ориентироваться на 75w90 GL-4, так как рациональнее использовать внесезонное масло.

Стандарт API gl-5 предназначен для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, которые работают только при высоких температурах и подвергаются кратковременной ударной нагрузке. На исправную работу транспортного средства влияют множество факторов, но главное - состояние двигателя, кузова машины и трансмиссии. Всё зависит от внимательности владельца автомобиля. Самое главное – вовремя заменить трансмиссионное масло.

При выборе смазочной жидкости стоит учитывать два основных фактора: силу нагрузки и скорость относительного скольжения. Полусинтетическое масло - это золотая середина между ценой и качеством. Этот состав сочетает лучшее качества «синтетики» и «минералки».

Указанное трансмиссионное масло способно:

1. Обеспечить стабильную работу трансмиссии при низких температурах.

2. Продлить срок службы КПП.

3. Поддерживать работоспособность в широких температурных диапазонах.

Самым рациональным вариантом станет покупка полусинтетики - трансмиссионного масла 75w 90. С этого делаем следующие выводы: API gl-5 обеспечивает лучшую защиту в условиях высокого давления и нагрузок. Масло данного типа перекрывает требования стандарта gl-4. Но, к сожалению, классификация трансмиссионных масел не учитывает технологические особенности ряда коробок передач.

Интересный факт! Несколько десятков лет назад производители смазочных материалов использовали свинцовые добавки против износа. Сейчас же они заменены на серо-фосфорные пакеты присадок, так как свинец негативно воздействовал на окружающую среду.

И так, мы с вами определелись, что в gl-5 больше серо-фосфорных присадок, чем в gl- 4. Эти присадки создают специальное покрытие для защиты деталей трансмиссии, которое действует как «щит» против износа. Это покрытие прочнее поверхности из меди и других мягких деталей, с которыми оно контактирует. В результате получаем износ не только защитного слоя, но и поверхности элемента из мягкого металла. Именно поэтому, некоторые производители смазочных материалов gl4 и gl5 указывают на то, что этот продукт не предназначен для коробок передач с синхронизаторами (делает безударным зацепление скользящей муфты с закреплённым зубчатым колесом). Синхронизаторы, сделанные из меди, при использовании смазочных материалов подвержены повышенному износу.

Интересно! В отечественных автомобилях синхронизаторы - это обычная бронза, выточенная на станке без всякого покрытия. Ведь синхронизаторы работают в довольно тяжелых условиях и любое дополнительное покрытие рушится очень быстро.

Сделаем следующий вывод: gl-5 предназначен больше для гипоидных передач, в которых, в большей степени, присутствует трение или скольжение. Трансмиссионное масло API gl-4 больше подходит для передач, которые работают в условиях разной нагрузки. Данное масло предназначено больше для конусных и гипоидных передач, которые имеют малое смещение осей. Оно подходит для коробок передач грузовых автомобилей, тягачей и автобусов.

Как видим, случаев реального вреда от gl-5 нет, но оно лучше подойдет для мостов, gl- 4 - для КПП. Также следует отметить вязкости масла. Трансмиссионное масло 80w 90 показывает нормальную вязкость при 100 градусах Цельсия, хорошо держит нагрузку и обладает низкотемпературными свойствами.

Чем опасна замена GL-4 на GL-5

Gl-4 предназначен для КПП, так как способен работать в условиях умеренных нагрузок и скоростей. Gl-5 подходит больше для гипоидных передач и ведущих мостов, которые, в свою очередь, работают при высоких скоростях и тяжелых нагрузках.

Но! В Gl-5 содержится много противозадирных присадок, плохо сочетающихся с бронзой синхронизаторов в коробке передач. Скорее всего, если вы заливаете в коробку gl-5, совсем скоро машина начнет включается со скрежетом, а вскоре - вовсе "загнется". Нужно отметить, что существует универсальные gl4 и gl5, которые будут работать хуже на мосту и КПП, чем чистый gl-5 или gl-4. Если же вы хотите сэкономить, чего определенно не советую делать, то можно купить 2 литра gl-4 для коробки передач и 2 литра gl- 5 для моста. Но, опять-таки, это подойдет больше обычным редукторам. Для редуктора гипоидного, и для обеспечения необходимого ресурса в них, подходит исключительно gl-5.

Теперь об опасностях. Чаще всего, в сервисных центрах, масло gl-4 или gl-5 заливают как в КПП, так и в ведущие мосты, что обычно приводит к посторонним шумам и протекающим сальникам. В чем же проблема? Ёмкость, в которую помпа в «раздатке» нагоняет масло, маловата, поэтому, масло проходит через подшипник в «раздатку» или же через сальник наружу. На больших скоростях поднимается давление и нагрев. Зачастую, это приводит к поломке сальников, поэтому, делаем вывод, что масло должно быть стабильным. Gl-4 стоит заливать исключительно в коробку передач, а Gl- 5 - в агрегаты ведущих мостов.

Важно! Неправильно подобранные масла приводят к износу защитного слоя и поверхности элемента, состоящей из мягкого металла!

После прочтения статьи вы уж точно сможете выбрать масло на лето, зиму или всесезонную трансмиссионную жидкость. При этом не стоит забывать и про настоятельные рекомендации производителя вашего "железного коня". После подробного изучения мы выяснили, что оптимальным всесезонным маслом на весь год можно считать SAE 75W90, которое и в жару, и в мороз будет работать одинаково хорошо. Также, мы не обошли стороной и масло гипоидное SAE 80W90, которое тоже неплохо держится как при "плюсовых", так и "минусовых" температурах. Рассмотрели, в чём состоит опасность неправильной заливки масла и как это действие может навредить автомобилю.

В завершении хочется сказать: "Не важно, залита у вас дорогая "синтетика" или дешёвая "минералка", важно то, насколько хорошо работает ваш автомобиль с таким маслом". Поэтому не забывайте о том, что если бы для всех автомобилей подходило одно и то же масло, то, как я думаю, производители не штамповали бы столько разновидностей трансмиссионных масел для КПП.

Зачем заменять то, что служит всю жизнь? Оптимизм уходит, когда обнаруживаешь на заднем дворе СТО гору убитых механических и автоматических коробок, снятых с автомобилей одной очень известной фирмы. Какой? Ну, не важно… Важно то, что коробки нынче стали практически одноразовыми! Их стараются не ремонтировать, а менять целиком, - во сколько такая замена обойдется без гарантии, прикидываете? Поэтому коробку надо холить и лелеять и обязательно баловать хорошим маслом. Лучше всего полностью синтетическим, класса вязкости 75W-90, класса качества API GL-4 - такое отлично подойдет ручным коробкам.

Жаль, отечественной трансмиссионной синтетики на прилавках не видать. Только импорт - в основном европейский, преимущественно немецкий. Вместо GL-4 производители предпочитают указывать и GL-4+, и GL-4/5, и GL-3/4/5. Вот их и купили, аж дюжину. Разбег в цене - от демократичных 345 рублей за литровую банку голландского NGN до 775 рублей за французское Motul Gear 300. Стоит ли так переплачивать? На то мы и устроили экспертизу.

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ?

В целом маслу в коробке работать проще, чем в моторе. Но проблем хватает: необходимо одновременно и образовывать тончайшую пленку, и обеспечивать смазку шестерен. Должна быть серьезная защита от задира и износа. Поэтому в характеристиках трансмиссионки важны и вязкость, и состав, и набор присадок.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ?

А вот и то, ради чего все затевалось. Официально заявляем: масла очень даже разные и явно не из одной бочки. Разбег результатов по отдельным параметрам - не на проценты, а в разы! И не всегда эффект соответствует цене. Лидер выявился сразу - у эстерового Motul Gear 300 наилучшие показатели и по нагрузке сваривания, и по индексу задира, и по критической нагрузке. С износом чуть хуже, но тут вообще интересно: ни одно из испытанных масел не уложилось в требования ГОСТа для группы ТМ-5. Почему так? Возможно, это следствие уменьшения содержания в современных продуктах серы и фосфора, которые раньше определяли высокие противоизносные свойства. Но негативным полученный результат тоже считать нельзя: мы же выбираем масло для механических коробок группы GL-4, где противоизносные показатели вообще не нормированы ГОСТом.

А вот и еще один нюанс, ради которого стоило поработать. Оказалось, что противоизносные и противозадирные свойства изменяются в противофазе! На уровне интуиции это понятно. Основной принцип защиты от износа - проложить между деталями что-то мягкое, скользящее. А для увеличения стойкости к задиру требуется обратное. Поэтому эффективный пакет присадок должен обеспечивать некий компромисс между двумя взаимоисключающими факторами.

Ну а что лучше-то? Наши советы на тему «Что выбрать?» - ниже. Досье всех участников мы расположили по алфавиту. А пожелание одно: не отмахивайтесь от «коробочных» масел.

Пока коробка не отмахнулась от вас.

Результаты отличаются друг от друга не на проценты, а в разы!

ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ

Трибологические параметры. Характеризуют защитные свойства масла при контактном воздействии в зубчатых зацеплениях. Определяются согласно ГОСТ 9490–75 на четырехшариковой машине трения: три неподвижных стальных шарика внизу, один крутится с заданной скоростью вверху и на него давит нагрузка. Конструкция погружена в масляную ванну, в которой плещется испытуемое масло. А дальше обо всем говорит поведение шариков и пятен контакта. Для разных типов трансмиссионных масел его нормирует наш ГОСТ 17479.2–85, - есть общепринятые способы трактовки результатов таких испытаний. Конечно, зарубежные производители ГОСТу следовать не обязаны, но мы в России живем, а потому для оценки качества масла можем взять нормы этого документа.

Это порог разрушения масляной пленки. ГОСТ ее величину не нормирует, поэтому рассудим просто: чем она выше, тем лучше.

Задир и износ. Главные беды зубчатого зацепления. Характеризуются индексом задира и показателем износа. Индекс не нормирован - в общем, чем выше, тем лучше. Показатель износа для масел GL-4 (ТМ-4 по-нашему ГОСТу) не нормируется, а вот для ТМ-5 (или GL-5 по-«ненашему») должен быть не больше 0,4 мм. В общем, чем меньше, тем лучше.

Основной параметр, по которому нормируют противозадирные свойства. Его определяют просто: грузят и грузят шарики до тех пор, пока машина трения не остановится. Для масел ТМ-4 нагрузка сваривания должна быть не меньше 3000 Н, для ТМ-5 - 3280 Н. Возьмем эти цифры как критерий оценки.

Вязкость. При рабочих температурах оцениваем кинематическую вязкость, при низких - динамическую. По кинематической вязкости при 40 и 100 °C рассчитываем индекс вязкости, характеризующий степень зависимости вязкости от температуры. Диапазон изменения этой вязкости при 100 °C для класса 75W‑90 достаточно широкий - от 13,5 до 24 сСт. Чем больше вязкость при рабочей температуре, тем, вообще говоря, тяжелее мотору. Чем меньше динамическая вязкость при отрицательной температуре, тем быстрее прогреется коробка и лучше поедет машина.

Температура застывания. Тут все просто: чем ниже, тем лучше.

Температура вспышки. Вместе с температурой застывания в определенной степени характеризует стабильность и качество базового масла. Чем она выше, тем обычно лучше база, - а значит, можно ожидать, что и ресурс такого масла будет большим.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?

Не годятся. Для автоматических коробок созданы специальные жидкости с иными свойствами. Тут очень важно соблюдать рекомендации завода-производителя, ведь жидкость ATF обеспечивает работу гидротрансформатора, который требует строго заданной вязкостно-температурной характеристики. А для механических трансмиссий эти требования значительно более мягкие.

Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?

Согласно ГОСТ 17479.2–85 назначение масел группы ТМ-4 - цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. А адресаты масел ТМ-5 - гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. Отсюда и различия в требуемых защитных свойствах, о которых сказано в статье. Поэтому, в частности, переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами.

Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?

Да, понизит, если шум обусловлен повышенными зазорами в узлах коробки. Но в разумных пределах, конечно. При высокой степени износа даже самое вязкое масло не спасет.

Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?

Синтетика более стабильна и потому гарантирует больший ресурс. Кроме того, она имеет более высокий индекс вязкости, поэтому низкотемпературные свойства таких масел лучше. Так что определенная аналогия с моторными маслами есть.

Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?

Цифры означают средний диапазон вязкости для класса масла в универсальных секундах Сейболта (SSU). Для трансмиссионных они берутся впрямую, для моторных - делятся пополам.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Вопрос о смешивании - можно или нет?

Смотря что смешивать. Масла одинаковых групп по SAE и API теоретически мешать можно, но практически - мы не советуем.

Нужна ли промывка при замене масла?

Если изначально была залита хорошая синтетика, то не нужна.

Можно ли заливать в «ручную» коробку GL-5?

Масло GL-5 предназначено для тяжелонагруженных высокоскоростных гипоидных передач. Его усиленные противозадирные и противоизносные функции обеспечиваются повышенной концентрацией присадок на базе серы и фосфора, которые агрессивны по отношению к цветным металлам. Но на практике элементы трансмиссий индивидуальны, а потому в определенных случаях автопроизводитель может разрешить использовать во всех узлах трансмиссии один тип масла.

МАСЛО В МКПП: КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?

Номинация «Экстрим»

Победитель в этой номинации гарантирует защиту коробки при максимальных нагрузках.

Золото у Motul Gear 300.

Номинация «Защита от износа»

Золото у BP Energear и JB .

Серебро взяли ADDINOL, NGN и SRS .

Номинация «Энергосбережение»

Гарантирует лучший КПД. Для бережливых, в общем.

Победители - Motul Gear 300 и Liqui Moly .

Серебро у Mobil Mobilube и ADDINOL .

Номинация «Быстрый прогрев»

Эти масла лучше других преодолевают холодное оцепенение после ночной спячки.

Лучшим оказалось масло SRS .

Серебро взяли BP Energear и Shell Spirax .

Номинация «Цена/качество»

Тут все ясно из названия.

Ясен и победитель: NGN .

Гран-при

Если говорить о максимальной защите (даже для коробок спортивных автомобилей), то здесь с эстеровым маслом тягаться сложно.

Победитель - Motul Gear 300 .

Серебро у Castrol Syntrax, Mobil Mobilube, Eurol Transyn .

Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в противофазе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ADDINOL Gear Oil GH 75W-90

Германия

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5

Допуски: MIL-L-2105D, VW 501 50

На этикетке ни слова по-русски! Из серьезных плюсов - один из самых высоких показателей защиты от износа. Но тут же в качестве ложки дегтя - скромные результаты по индексу задира и нагрузке сваривания. И низкотемпературные свойства не лучшие.

Разумная цена.

Сравнительно невысокие защитные свойства по задиру.

BP Energear SGX 75W-90 Победитель в номинации «Защита от износа»

Бельгия

Цена 1 л - 470 руб.

SAE 75W-90, API GL-4+

Допуск: Suitable for VW 501 50

Защита от износа самая лучшая, а от задира - хуже, чем у большинства. По показателю износа вплотную приблизилось к очень строгим требованиям ГОСТа для масел более высокой группы - ТМ-5. Хорошие низкотемпературные свойства и самая высокая температура вспышки.

Лучшая защита от износа, доступная цена.

Невысокие значения индекса задира.

Castrol Syntrax Universal Plus

Германия

Цена 1 л - 550 руб.

Допуски: MAN 3343S, 341E3; Scania STO 1:0; MB-Approval 235.8; ZF TE-ML 02B, 05B, 12B, 16F, 17B, 19C, 21B; SAE J2360

Один из лучших показателей защиты от сваривания сочетается с удовлетворительной защитой от износа. Очень низкая температура застывания - с самым низким индексом вязкости. При этом наиболее высокая температура вспышки обещает большой ресурс.

+ Высокая нагрузка сваривания обеспечивает длительную защиту от задира; низкая температура застывания.

- Низкий индекс вязкости.

Eurol Lubricants Transyn Synthetic

Нидерланды

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5 & MT-1

Допуски: Meets ZF TE-ML 01, 02, 05, 07, 08, Volvo 97310, Scania STO 1:0 BOX; MAN 341 TL/341 Type Z-3; MAN 342 SL/342 Type S-1; MAN 3343 S/SL; MIL-L-2105 B/C/D; MIL-PRF-2105E; DAF ZF TE-ML 02 BOX.

На банке опять ни одного русского слова! Но на «ненашем» языке с одной стороны крупно написано, что синтетическое, а с другой, значительно более мелким шрифтом, - полусинтетика… Чему верить? После испытаний больше верим второму.

Высокая нагрузка сваривания, даже по нашему строгому ГОСТу проходит как ТМ-5.

Худший показатель по износу.

JB GERMAN OIL Hypoid Getriebeoel GL 4 plus Победитель в номинации «Защита от износа»

Германия

Цена 1 л - 520 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5 & MT-1

Допуски: MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ARVIN MERITOR 0-79-N; SAE J2360; MIL-PRF-2105E; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C DAF IVECO

Один из лидеров по количеству допусков от автопроизводителей, вот только из описания непонятно - «одобрено» или «соответствует»? Защита от износа отменная, а индекс задира слабый. Низкотемпературные характеристики на уровне. И при этом наибольшая вязкость при рабочих температурах!

Хорошие защита от износа и низкотемпературные свойства.

Худший в обзоре индекс задира.

Liqui Moly «Высокопроизводительное трансмиссионное масло» Победитель в номинации «Энергосбережение»

Германия

Цена 1 л - 620 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 + (GL-4/GL-5)

Допуски: Ford ESD M2C 175-A; VW Norm 50150 (G50); ZF TE-ML 08

Очень недешевое, но в целом невыдающееся масло. Трибологические параметры средние, низкотемпературные свойства хорошие, однако не лучшие, индекс вязкости тоже сравнительно невысокий. И в чем же заключается заявленная «высокопроизводительность»?

Удобная бутылка со встроенной шприц-масленкой, хорошие низкотемпературные свойства.

Дорого для средних параметров.

Mobil Mobilube 1 SHC Fully Synthetic Supreme Performance Gear Oil

Швеция

Цена 1 л - 750 руб.

SAE 75W-90, API GL-5/MT-1

Допуски: Approved MB - Approval 235.8, MAN M 3343 Type S; MAN 341 E3; ZF TE-ML 02B/05B/12B/16F/17B/19C/21B; JSC AVTODISEL YaMZ Gearbox. Meets Scania STO 1:0; ZF TE-ML 07A

Весьма приличные результаты по уровню защиты трансмиссии при высоких нагрузках. Но одновременно самый низкий индекс вязкости предопределяет слабые низкотемпературные свойства. При этом вязкость при рабочих температурах позволяет предположить сравнительно низкие потери на трение в трансмиссии.

Хорошие защитные свойства.

Очень дорого! И странно низкий для синтетики индекс вязкости.

Motul Gear 300 100% synthese Победитель в номинации «Экстрим» «Энергосбережение» Гран-при

Франция

Цена 1 л - 775 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5, MIL-L-2105D

Масло на основе эстеров сразу выделяется на фоне остальных. У него самые высокие показатели по защите от задира и сваривания, по стойкости масляной пленки. При этом рабочие вязкости не крадут лишних «лошадей» из-под капота. По всем признакам - лидер теста.

Лучшие трибологические показатели по критической нагрузке и защите от задира.

NGN Synthetic Transmission Oil Победитель в номинации «Цена/качество»

Нидерланды

Цена 1 л - 345 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5, MT-1

Допуски: отвечает требованиям MAN 341/342/3343; Scania STO 1:0 BOX; MIL-L-2105 B/C/D-PRF 2105E; Volvo 97310; DAF ZF TE-ML 02; ZF-TE-ML 01/02B/05B/07A/08A

Масло с не очень известным у нас именем оказалось самым недорогим, но вполне достойным. По основным параметрам ничем не уступает более именитым, а кое в чем даже превосходит их. А потому получает первое место в номинации «Цена/качество».

Низкая температура замерзания и достаточный уровень основных физико-химических показателей в сочетании с доступной ценой.

Высокая вязкость при рабочих температурах.

Shell Spirax Axle Oil S5 ATE

Швейцария

Цена 1 л - 480 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/5

Допуски: Approved Ferrari, Porsche

Заявлено для экстремально нагруженных трансмиссий, однако при этом трибологические показатели по всем позициям невыдающиеся. Но неплохие низкотемпературные свойства и вязкость при рабочих температурах соответствуют заявленному назначению.

Хорошая защита от задира, сравнительно доступная цена.

Высокая вязкость при рабочих температурах увеличивает потери на трение.

SRS Schmierstoffe Getriebefluid 5 L Победитель в номинации «Быстрый прогрев»

Германия

Цена 1 л - 490 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 Plus

Масло, не похожее на других. Ярко-зеленого цвета, да и по составу явно отличается. Самый высокий индекс вязкости определяет лидерство по низкотемпературным свойствам. Но вязкость при высоких температурах тоже большая - ждите потерь на трение. Неплохая защита от износа.

Низкие значения динамической вязкости при отрицательных температурах, хороший показатель износа.

Большая вязкость при высоких температурах, не самые высокие противозадирные показатели.

Total Transmission Syn FE

Франция

Цена 1 л - 550 руб.

SAE 75W-90, API GL-4, GL-5, MT-1

Допуски: Approved MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C; SAE J2360; MB-Approval 235.8; MACK GO-J

Большая вязкость при низких температурах удлинит прогрев коробки на морозе. При этом и рабочая вязкость приличная, что увеличит потери на трение, зато защитит подшипники. Из существенных плюсов - низкая температура замерзания и высокая температура вспышки.

Хорошие трибологические параметры.

Далеко не лучший индекс вязкости.

Стабильная эксплуатация транспортного средства возможна лишь при использовании в автомобильных узлах масла высокого качества. Трансмиссионные машинные масла заслуживают более пристального внимания автолюбителей, но сейчас больше пользуются моторными.

Трансмиссионным маслом смазывают зубчатые передачи автомобилей в узлах трансмиссии – рулевых передачах, ведущих мостах, раздаточных, коробках перемены передач и отбора мощности. Такие масла снижают потери на трение и уменьшают износ деталей в узлах трансмиссии, охлаждают и предохраняют от коррозии трущиеся детали.

Трансмиссионное масло предназначено:

  • для уменьшения затрат энергии на трение,
  • для предохранения деталей от износа и поломки,
  • для снижения вибрации, ударных нагрузок и шума,
  • для удаления продуктов износа из зоны трения.

Трансмиссионные масла должны обладать отличными вязкостно-температурными характеристиками. Ими заполняют гидравлическую систему, смазывают механические и гидравлические трансмиссионные узлы промышленных машин и редукторов с зубчатыми и червячными передачами.

Вязкость масла выбирается в зависимости от условий эксплуатации:

  • максимальная – для предотвращения потерь через уплотнительные детали,
  • минимальная – для пуска трансмиссионных узлов при низких температурах и уменьшения потерь на трение.

При использовании качественного трансмиссионного масла с хорошими характеристиками заметна существенная экономия ГСМ.

Виды и отличия допусков GL4 и GL5

Трансмиссионные масла делятся на 5 основных классов. GL4, GL5 относятся к новому классу, который появился благодаря совмещенной в одном корпусе коробке передач с гипоидной передачей. Такая конструкция потребовалась, чтобы два несовместимых масла не могли смешиваться между собой. Для нее разработали класс масел, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к разным классам.

Новый универсальный класс смазок используется одновременно в ведущих передачах и КПП:

  • С маслами GL5 работа гипоидной передачи становится особенно надежной при высоком напряжении и ударных нагрузках.
  • Масла GL4 предназначены в основном для эксплуатации в коробках передач автомобилей с передним приводом. Этот вид содержит вдвое меньше серо-фосфорных присадок, создающих защитное покрытие на трущихся деталях.

Маркировка GL4/5 используется азиатскими производителями, на материалах европейского производства стоит обозначение GL4+. Некоторые автолюбители считают эти масла принадлежащими к разным классам, но они ошибаются.

Трансмиссионное масло 75w90: синтетика и полусинтетика

Базовая модификация полусинтетического продукта содержит 78-45% минерального, 20-40% синтетического вещества и 2-15% присадок. Основу синтетических трансмиссионных масел составляет только синтетическая основа.

Синтетическое масло 75W90 производится из полиальфаолефинов с соответствующими присадками или из гидрокрекингового вещества с присадками. Основными характеристиками масла типа 75W90 являются:

  • защита трансмиссионных узлов от трения, окисления и износа,
  • повышение производительности трансмиссии,
  • возможность эксплуатации в условиях очень низких и высоких температур,
  • растворение солевых отложений,
  • сохранение полимерных уплотнений.

Масло 75W90 является синтетическим, несмотря на то, что многие продавцы представляют его как полусинтетическое.

Обзор и характеристики популярных трансмиссионных масел

Рассмотрим наиболее популярные трансмиссионные масла различных производителей.

Серия масел ТМ-5 от «Лукойл» с улучшенными вязкостно-температурными характеристиками разработана для механических трансмиссионных агрегатов с любым типом зубчатых передач. Такое масло широко используется в автомобильных раздаточных коробках, ведущих мостах, рулевых редукторах и т.д. Смазка позволяет эксплуатировать узлы трансмиссии при низких температурах и существенно экономит горючее.

Castrol

Синтетическое масло 75W-90 фирмы Castrol защищает от износа детали при экстремальных нагрузках. Рекомендуется к применению в механических КПП, в которых используются масла типа VW 501 50 и API GL4.

Zic

Трансмиссионная смазка последнего поколения производства Zic обладает отличной текучестью при низкой температуре и отличными антифрикционными свойствами. Масло существенно продлит ресурс трансмиссии, поскольку обладает полным набором присадок и может использоваться в любых, даже экстремальных условиях, в механических коробках передач и в ведущих мостах. КПП работает гораздо тише, а ее ресурс значительно увеличивается.

Liqui Moly

Синтетическое масло «Ликви Моли» (LIQUI MOLY) показало прекрасные эксплуатационные свойства при работе в механических коробках передач, а также в гипоидных передачах, где применяется смазка класса API GL4+. Благодаря отличным вязкостно-температурным характеристикам масло эффективно защищает от коррозии и износа при увеличенном сроке использования.

ТНК

Понравилось? Лайкни нас на Facebook