Шины - полезны ли советы "бывалых" автолюбителей. Почему нельзя перекачивать колеса Влияние давления в шинах на управляемость автомобиля

Специалисты, занимающиеся исследованием характеристик шин и проектированием новых моделей, давно определили интересную зависимость. Увеличение на каждые 0,15 бара в рабочем диапазоне давления 2,0–2,5 бара приводят к уменьшению сопротивления качению на 5%. Происходит это потому, что при увеличении давления уменьшается радиальная деформация шины вследствие повышения ее жесткости. А меньшие деформации однозначно снижают гистерезисные потери в слое резины и корда. Но обратите внимание, что сопротивление качению шин - это только часть полного сопротивления, которое испытывает автомобиль при движении.

Сопротивление движению автомобиля в общем случае оказывают:

  • Сила сопротивления качению всех колес. Этот параметр плавно увеличивается с ростом скорости движения машины.
  • Сила сопротивления воздуха. Сопротивление воздуха зависит от скорости машины, площади поперечного сечения автомобиля и коэффициента аэродинамического сопротивления. Зависимость от скорости квадратичная, то есть незаметное на малых скоростях сопротивление воздуха по мере разгона поглощает львиную долю .
  • Сила сопротивления разгону. Автомобиль очень редко едет равномерно и прямолинейно. Дорожные условия заставляют уменьшать скорость и затем увеличивать ее. Описываемая сила пропорциональна массе и ускорению, с которым движется автомобиль. Соответственно, чем больше вы загрузили свой автомобиль и резче стартуете со светофоров, тем большее сопротивление придется преодолевать.
  • Сила сопротивления движению на подъем. Эта сила существенна тогда, когда автомобилю приходится двигаться в горной местности с частыми подъемами и спусками, а движение накатом невозможно по условиям безопасности.

А вот перед дальней дорогой, когда предполагается движение с высокими скоростями по автомагистралям, заводские инструкции зачастую даже рекомендуют увеличить давление на 0,2–0,3 бара. При разумных скоростях это позволит снизить нагрев шин, увеличить их ресурс и сэкономить немного топлива. При этом экономия не превысит 3%. Увеличивать давление на большую величину не советую, потому что и ходовой части автомобиля превзойдут эффект от экономии топлива, да и машина станет жесткой, как телега. Безопасность также пострадает, потому что устойчивость и управляемость автомобиля станут далеки от расчетных, да и просто от привычных вам.

Каждый водитель задается вопросом, какое давление воздуха в шинах легкового автомобиля считается оптимальным. То, что для разных машин это значение также разное, и без объяснений понятно. Проще всего найти нужное значение в техпаспорте, однако на практике оно далеко не всегда соответствует действительности.

Уровень давления в шинах – о чем не говорят производители?

Качать колеса именно так, как указывают производители, многие считают единственно правильным решением. И в определенных условиях так и есть, но что это за условия? Речь идет о состоянии дорог за «бугром» и в наших родных городах, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тестирование и определение давления в шинах происходит на качественных, идеально ровных европейских и азиатских дорогах, но ездить автомобилям по нашим, где впору примерять .

Соответственно, водителям иномарок следует задуматься об адаптации давления в шинах под наши же дороги. Приготовьтесь к тому, что какое бы вы решение не приняли, оно в какой-то степени будет неправильным, и вызовет споры в кругу автолюбителей. Это еще называется заимствованным из французского языка словом «компромисс» – разрешение спорной ситуации путем взаимных уступок сторон.

Соблюдать атмосферное давление в шинах, предписанное производителем, в наших условиях – бескомпромиссное решение по отношению к подвеске автомобиля. Ей предстоит испытать все прелести русских дорог в особо жесткой форме, которую могли бы сгладить слегка «недокачанные» шины.

Давление в шинах легкового автомобиля – спускаем колеса

Зимой следует рассмотреть и опробовать вариант езды на шинах, накаченных на 10-15 % меньше от требуемого показателя. Это всего лишь рекомендация – окончательное решение принимать только вам! Однако вряд ли стоит объяснять, в связи с чем вызвана такая необходимость – наверняка, вы уже не раз на своей шкуре и подвеске автомобиля чувствовали скрытые в лужах ямы в полколеса или скользили в болоте. Недокачанные помогут вам выбраться из снежных заносов или свежего болота.

Компромисс же заключается в том, что шины, в которых не хватает предписанного давления, изнашиваются быстрее, и на ровной дороге автомобилем сложнее управлять. Но в условиях езды по городу приспущенные колеса имеют большую площадь контакта с дорожным полотном, и проходимость шины увеличивается за счет веса автомобиля, распределенного на единицу контактируемой площади. Кроме того, колеса становятся мягкими в прямом и переносном значении – машина не так сильно реагирует на неровности дороги, шины поглощают неприятные удары, за счет чего меньше достается ключевым узлам автомобиля.

Уменьшается и тормозной путь, что также важно на скользких дорогах. Летом достаточно недокачать колеса хотя бы на 5 % – уже этого хватит, чтобы нейтрализовать самые неприятные ухабы и не нанести особого вреда самим шинам. Впрочем, если вы любитель быстрой езды, то следуйте рекомендациям производителей – в таком случае гораздо важнее управляемость машины.

Перекачанное давление в автомобильных шинах – плюсы и минусы

Существует мнение, что превышение рекомендуемого давления позволяет экономить топливо. В условиях постоянно растущих цен на бензин эту уловку проверяют на своем опыте все больше водителей. Действительно, незначительное количество топлива экономится, но не более 5 %, зато вы получаете массу неприятных последствий.

За счет уменьшения пятна контакта с дорожным полотом увеличивается жесткость, нагрузка на подвеску и другие узлы, . Причем последние изнашиваются неравномерно. Поэтому в скором будущем вы заплатите мастерам из СТО, вот только это вряд ли будет сумма, равноценная пяти сэкономленным процентам.

Давление в шинах – это очень важная вещь, за которой должен следить каждый автомобилист. В противном случае, есть риск заработать для себя целый волок разнообразных проблем. И это не говоря еще о том, что неправильное давление в шинах легко может стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Самое время взглянуть на данный вопрос поближе и четко определить, какие могут быть проблемы и последствия.
К сожалению, далеко не каждый водитель задумывается над тем, каким действительно должно быть давление в шинах. В руководстве по эксплуатации автомобиля указывается два значения – при полной и при частичной загрузке. Практика показывает, что подавляющее большинство водителей знает только одну из этих цифр (чаще всего показатель давления при частичной нагрузке) и абсолютно не задумываются о второй. А ведь с ней приходится сталкиваться постоянно. Как итоге всего этого – нарушение уровня накачки колес.
Избыточное давление в шинах может быть очень опасно. При повышенном давлении шина становится более жесткой. С одной стороны, она легче катится. Однако в это же время, она теряет значительную часть своего потенциала к сцеплению с дорогой. Кроме того, при попадании такой покрышки в яму значительно возрастает риск повреждения, еще больше растут нагрузки на элементы кузова и подвески.
Интересный факт: помимо всего перечисленного жесткая шина создает больше шума в салоне и приносит значительный дискомфорт при управлении транспортным средством. Если же давление в шинах будет недостаточное, то возникает другой комплекс проблем. Значительно ускоряется износ шин (если давление ниже нормы на 20%, то шины износятся на 25-30% быстрее). Все также падает сцепление колес с дорогой, значительно вырастает расход горючего. Наконец, в самых запущенных случаях, возможно повреждение колесного каркаса. Все это может стать причиной ДТП на дороге.
Интересный факт: не так давно группа энтузиастов решила показать, что будет с автомобилем, если значительно перекачать шину. В это может быть сложно поверить, но радикальное увеличение давление в колесе превращает его в бомбу. Последствия взрыва колеса могут быть очень разрушительными. Даже если бы повреждений было в два раза меньше, чем можно увидеть в видео, представьте, что такая шина сделал бы будь она на своем месте.

Есть мнение, что езда с перекаченными шинами приводит к экономии топлива. И кроме как экономии особых проблем по эксплуатации нет.

Нормальное и рекомендуемое давление указано в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля и продублировано на табличке на стойки водителя

Если перекачать колесо, добавив 0.5 к нормальному давлению, расход топлива снизится до 0.2 на 100км

Если перекачать колесо, добавив 1 атмосферу к нормальному давлению, расход топлива снизится до 0.4 на 100км.

На перекаченной резине идет сильный износ, так как резина неплотно прилегает к асфальту. При нормальном давлении срок службы резины 80-120 тыс. пробега, при увеличении давления в шине +0.5 срок службы шины около 40-60 тыс. пробега, при увеличении на 1 атмосферу будет преждевременный износ резины, которой хватит всего на 25-30 тыс. пробега.

Плюс к износу излишнее давление влияет на комфортное вождение, уменьшение сцепления с дорожным покрытием, что влечет к преждевременной замене элементов подвески.

Не докаченное колесо на 0.5 атмосферы влечет за собой увеличенный расход топлива до 0.7 литра на 100 км, сильный износ бокового протектора, снижается разгонная динамика. Есть риск, что при попадании в яму резина может слететь с диска. Плюсов не так много, но они присутствуют, более комфортное передвижение и снижение тормозного пути на 10%.

Не экономьте на спичках, качайте колеса да значений, указанных производителем и следите за давлением в шинах.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook