Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это? Движение транспортных средств по полосам в пдд Как определить сколько полос движения

Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» ни двойной, ни одинарной?

Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.

Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.

Ваш диалог:

На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения значит, нет и встречной полосы!

– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15).

И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.

А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?

На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.

Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).

В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.

Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.

По данной теме.

Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:

  • проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
  • трамвайные пути;
  • обочины (оранжевая стрелка);
  • тротуары;
  • разделительные полосы (черная стрелка).

Проезжая часть . Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.



Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.



Разделительная полоса . Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Пример разделительных полос:


У новичков может возникнуть законный вопрос - как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).


. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Пример дороги с двумя полосами движения:




Тротуар . Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.


Обочина . Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.


Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2 и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2 . Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 - слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть - пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.


Прилегающая территория . Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.


Железнодорожный переезд . Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.


Дорога,обозначенная знаком 5.1 , на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.


Населенный пункт . Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.





Препятствие . Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.


Парковка . Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.

Встречная полоса на широких дорогах – почти как суслик. Ты ее не видишь, но она существует. Неужели действительно можно лишиться прав, если нет «сплошной» – ни двойной, ни одинарной?

– На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

– Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Такой диалог совсем не редкость и частенько водитель, особенно молодой и неопытный, «попадает» на хитрого и опытного работника ГИБДД, который быстренько оформит штраф за нарушение. И это не самый плохой исход ситуации!

Тут ситуация зависит напрямую от ширины дорожного полотна. Если нет разметки по краям дороги — ориентируемся по покрытию, если есть разметка по краям — то измеряем внутри (визуально). Если эта ширина 12 м, то это две полосы в одну и две полосы в другую (мы не видим разметку по центру) — в таком случае будет нарушение — оштрафуют «от души». Если Расстояние меньше 12 метров, то это 2-х или 3-х полосная, тут можно совершить обгон.

Ситуацию разъясняют автоюристы:

Выезд на встречную полосу запрещает не только разметка, но и пункт ПДД 9.2, который говорит, что «на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения».

Поэтому, если будет иметь место такое нарушение, то это будет не только штраф, но это еще и возможность лишения водительских прав. За выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, грозит штраф в размере в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев (частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

Столько же грозит за движение во встречном направлении по односторонней дороге (ч. 3 ст. 12.16) За повторное такое нарушение грозит лишение прав на год. При выезде на полосу, предназначенную для встречного движения для объезда препятствия, - штраф в 1-1,5 тысячи рублей (ч. 3 статьи 12.15). Такую же сумму придется заплатить и при повороте налево или развороте через сплошную.

Каждый регион России сталкивается с тем, что в определенные временные промежутки разметка с дорог просто пропадает. Правда иногда вместе с дорогами, но это уже тема для совершенно другого разговора.

Не совсем порядочные сотрудники ГИБДД на протяжении долгого периода времени пользовались таким, безусловно печальным фактом. Они прекрасно знали то место, где разметка “должна была быть”, но фактически ее там не было, и вылавливали “нарушителей” требований дорожной разметки, которой по факту не было. Для тех, кто решал доказать свою правоту был железный аргумент в виде указания на поворот, перекресток, выезд с другой дороги или пешеходный переход, который обуславливал наличие здесь дорожной разметки. Возмущенные водители отвечали, что разметка могла бы здесь быть, но сейчас ее нет, на что получали ответ формата “за разметку мы не отвечаем, а вот правила вы нарушили, так что пройдемте…”.

Самое печальное, что в таких случаях судьи первых инстанций всегда вставали на сторону сотрудников ГИБДД, формируя не совсем справедливый подход “презумпции правдивости показаний сотрудников ГИБДД”. Доводы “нарушителя” во внимание, как правило, не принимались, даже если они были подкреплены фотографиями или видеозаписями.

Как не потерять права при пересечении сплошной линии дорожной разметки, которую не видно?

Раньше доказать факт того, что разметки фактически нет, даже если на том месте она должна быть, было очень сложно. Составлялся административный протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения), потом материалы дела уходили в суд. Особо ретивых сотрудников ГИБДД с радостью поддерживали суды первых инстанций, которые в лучшем случае выписывали штраф (до 5 000 рублей), а в худшем лишали человека права управления транспортным средством (до полугода) под абсолютно абсурдным предлогом.

Наконец, в 2017 году Верховный суд РФ совершил прецедент, который раз и навсегда должен поставить точку в этой ситуации. Постановление Верховного Суда №33-АД17-2 от 7 августа 2017 года гласит, что ситуацию, когда водитель выехал на встречную полосу движения там, где это запрещено, но фактически не обозначено должным образом (разметкой, либо знаками), нельзя квалифицировать как нарушение ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Квалификацию в данном случае следует проводить по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, санкция за нарушение которой предусматривает гораздо более скромный штраф и не предусматривает лишения права управлять транспортным средством.

Получается, что в том месте, где разметки и запрещающих знаков нет, выезд автомобиля на встречную полосу движения признать неправомерным нельзя. Такое решение Верховного суда создает прецедент, согласно которому жизнь автомобилистов станет немного легче.

Разметка не видна, как доказать? ГОСТ по дорожной разметке

Производить фотосъемку, видеосъемку и замеры ширины проезжей части, составьте схему, не забудьте “привязать” ваши съемки к текущей локации (панорамные съемки, съемки ключевых объектов). Обратите внимание на ГОСТ Р 51256-2011, который регламентирует технические требования к дорожной разметке. ГИБДД скорее всего проигнорируют ваши попытки доказать свою правоту, а вот суд (только вряд ли в первой инстанции) вполне сможет встать на вашу сторону при условии правильного сбора доказательственной базы.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Комментарии

Чтобы определить сколько на дороге полос для движения, водитель должен обратить внимание на наличие разметки и ширину проезжей части.

1. Полосы, обозначенные разметкой

Попутные транспортные потоки разделяются разметкой 1.6. Этой же разметкой разделяют двухполосные дороги (когда в каждую сторону выделено по одной полосе). Чтобы разделить движение в разных направлениях, также используют разметки 1.1 и 1.3 – всем известные одна и две сплошных линии, пересекать которые нельзя.

Разметка, разделяющая полосы для движения, как правило, дублируется знаками особых предписаний – 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. На этих знаках указаны направления движения по той или иной полосе. Например, некоторые полосы предназначены исключительно для движения прямо, другие – для поворота или разворота.

2. Если разметка отсутствует или она не видна (например, зимой), дело обстоит немного сложнее.

На дорогах с односторонним движением (знак 5.5) водитель должен сам мысленно разделить проезжую часть на полосы для движения. Причем ширины каждой полосы должно хватить для проезда транспорта в один ряд (в среднем 3-4 метра). Здесь же следует учесть безопасные боковые интервалы для движения ТС по разным полосам одновременно и параллельно друг другу. Лучше, если ширина интервала будет в обе стороны равна 1 метру.

На дорогах с двухсторонним движением водитель должен поделить дорогу вдоль на две равные части и таким образом определить часть дороги для встречных транспортных средств. После этого необходимо мысленно разделить правую, попутную часть дороги на полосы, достаточные для движения ТС, включая безопасные интервалы между ними. Т.е. как будто он находится на дороге с движением только в одну сторону.

Если не удается мысленно разделить дорогу на полосы или если, по мнению водителя, места хватит для движения лишь одного ТС, то водитель просто должен ехать ближе к правому краю дороги. То же нужно делать, если водитель определил дорогу как трехполосную. Как правило, в жизни по такой дороге водители едут как по двухполосной. Только тут полоса в каждую сторону будет шире обычной.

Ответственность

За расположение транспортного средства на проезжей части в нарушение ПДД предусмотрен штраф в 1500 рублей (ст.12.15 ч.1 КоАП РФ).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook