Периодичность замены фильтра на акпп. Менять ли фильтр акпп? Характеристики и конструктивные особенности

– устройство со множеством трущихся частей, смазываемых маслом. Фильтр АКПП – важнейшая деталь, обеспечивающая сохранение оптимальных качеств масла коробки.

Нужно ли менять фильтр АКПП

Необходимость смены и ее периодичность определяется моделью коробки, видом фильтра и эксплуатационными особенностями.

В образцах автоматических коробок прошлого, вплоть до конца 20 века, фильтр АКПП замене не подлежал и ставился на весь период эксплуатации АКПП. 3-4-ступенчатые гидромеханические коробки были очень неприхотливы к условиям работы и качеству , фильтры, сделанные из металлической сетки, ставились глубоко в недра коробки, так, что добраться до них можно было только при капитальном ремонте.

Если же вставал вопрос о забитом фильтре, менять его было не обязательно – допускалось просто снятие его и промывка. Сетка из нержавеющей стали лояльно относилась к таким операциям, и это не влияло на работоспособность автоматической коробки.

Существует несколько видов фильтров:

  • открытые с металлической сеткой;
  • закрытые;
  • фильтры, содержащие мембрану из фетра;
  • двухслойные масляные фильтры коробки;
  • встроенные фильтры;
  • внешние блоки тонкой очистки и дополнительные фильтры (магистральные).

Открытые фильтры часто ставились на автомобили с автоматической коробкой вплоть до начала двухтысячных годов – к примеру, на ряд моделей Hyundai, Kia, и др. Они представляют собой сетку из «нержавейки», и в замене обычно не нуждаются: даже при капремонте трансмиссии достаточно хорошо промыть сетку, и она снова обретала прежние эксплуатационные характеристики. Такой элемент хорошо переносит сборку-разборку без ущерба для коробки.

Магистральный фильтр автоматической коробки передач врезается магистраль циркуляции . Он полезен на старых агрегатах, особенно тех, в чьем конструкции присутствует металлическая сетка. Такое устройство похоже на топливный фильтр, но снабжено магнитом и перепускным клапаном.

Пример установленного фильтра:


Примечательно, что это относится даже к АКПП с индексом E, то есть с полным компьютерным управлением на электронике и соленоидах. Открытый фильтр на моделях авто с ним вполне справляется с возложенной на него задачей, и замена его требуется только в одном случае – езда на горелом, испорченном масле.

«Горелым» называется масло, несущее в себе частицы клея от фрикционных накладок. Клей забивает собой ячеи фильтрующей сетки и очень плохо удаляется даже интенсивной промывкой. А при нагревании до примерно 130 градусов и выше клеевые частицы увлекаются потоком масла обратно в коробку, и клапанах, вызывая различные проблемы с работой коробки передач. Кроме того, забивание сетки усиливает ее загрязнение, поскольку в уже частично закупоренных клеем ячейках начинает оседать грязь, металлические частицы, железо, латунь и т.д. Кроме того, старая коробка «пачкает» масло сама по себе, за счет износа деталей.

Закрытые фильтры – второе поколение этих узлов АКПП. Их основное отличие от открытых – исполнение в форм-факторе закрытого блока. Такая конструкция обладает преимуществом для специалистов, занимающихся монтажом и разборкой коробок, чтобы снять/поставить такие фильтры, не нужно использовать дополнительные прокладки и болты.

Но есть и еще одно отличие с точки зрения обслуживания: закрытый фильтр меняют, разбирать и промывать их не принято.


По мере усложнения технологий в АКПП стали применяться более современные масла, обеспечивающие такие функции, как контролируемое проскальзывание фрикционов. Для нормальной работы с маслом, соответствующим жестким требованиям по качеству, понадобились и новые элементы, тонко очищающие масло – с мелкопористой мембраной из фетра.

В современных АКПП трансмиссионная жидкость выполняет множество функций, поэтому качество циркулирующей в каналах коробки жидкости вышло на первый план. Тканевые фильтры, обеспечивающие должный уровень очистки, делаются из нетканого фетра до 2 мм. толщиной. Он способен задерживать очень мелкие частицы, которые пропускает сетка из нержавейки в старых фильтрующих элементах.

Важно: фетр способен эффективно задерживать упомянутый ранее клеевой слой с изнашивающихся фрикционов.

Образец такого фильтра:


Эти фильтры не подлежат промывке, только замене – при плановых заменах масла в коробке и других сервисных операциях.

По мере усложнения автоматических коробок росли требования к маслу, и к фильтрам. Это привело к появлению фильтровальных блоков с фетром-гармошкой, состоящим из двух-трех слоев. Они обеспечивают разные степени очистки – от легкой на ранних этапах «жизни» масла до глубоких после длительного срока эксплуатации. Сначала масло проходит по внешнему слою фетра, но, по мере загрязнения, начинает идти по длинному пути, через нижний. Это позволяет продлить ресурс коробки и увеличить интервалы между заменами масла.


Важно: подобная конструкция, при своих преимуществах, создает дополнительное гидравлическое сопротивление потоку трансмиссионной жидкости в коробке, что может создать затруднения нормальной работе коробки при малых температурах.

Многослойные фильтры встраивают в корпуса из пластика, элементы принято заменять при смене масла или обслуживании коробки. Для облегчения сервисных операций инженеры стараются облегчить доступ к фильтру, но для его демонтажа все же придется снимать поддон коробки. Фетр не промывают, операция лишена смысла.

Встроенные фильтры ставятся непосредственно в поддон. Образец:


Данная компоновка используется для машин с низким клиренсом, в целях экономии места. Если трансмиссия, для которой используется фильтр, монтируется на высокий автомобиль, поддон и фильтрующий элемент разносятся друг от друга.

Выносной фильтр АКПП ставят на машины с коробкой типа – например, в некоторые модели Mazda, Honda, Suzuki, авто с коробкой Lineatronic от Subaru, модели с бесступенчатыми трансмиссиями от Opel, и др. Масло в должно обладать дополнительными противоскользящими свойствами, «приклеивая» металл конусов к ленте трансмиссии и предотвращая их взаимное проскальзывание. Малейшая примесь ухудшает свойства масла и ведет к повреждению коробки, поэтому CVT стали оснащать дополнительным внешним фильтром АКПП тонкой очистки.

Внешний вид картриджа такого выносного фильтра:


Зачем менять фильтр в АКПП

Суть работы масляного фильтра АКПП – очищать трансмиссионную жидкость от примесей и продуктов износа элементов АКПП. Собирая таковые, фильтр постепенно забивается, его пропускная способность ухудшается, растет сопротивление фильтрующего элемента потоку жидкости.

Забитый фильтр теряет свои свойства, примеси остаются в масле, разрушая механизмы АКПП изнутри. Само масло также начинает утрачивать полезные свойства, работа коробки ухудшается, пока та не выходит из строя из-за поломок одного из компонентов. Поэтому замена (или промывка на старых авто) фильтра – операция жизненно необходимая для продления ресурса автоматической коробки.

Может возникнуть вопрос, а нужно ли менять фильтр АКПП, возможно, достаточно поменять лишь масло? Дело в том, что старый фильтр ухудшит свойства новой жидкости, и такая процедура лишь отсрочит ремонт коробки. Поэтому сменить фильтр все же нужно.

Как часто следует менять фильтр АКПП

Интервал замены зависит от типа коробки, примененного в ее конструкции фильтрующего блока, и используемой трансмиссионной жидкости. Надо ли менять фильтр при замене масла в АКПП, определяется пробегом, моделью коробки, фильтра, маркой масла и состоянием фильтра и жидкости

Если говорить об открытых стальных фильтрах, их стоит промывать при каждой регламентной (или нештатной) замене жидкости. Периодичность таковой определяется инструкцией к автомобилю, для интервал замены – от 30 до 100 тыс. км. пробега. Делается это и при ремонте коробки.

Для более продвинутых закрытых фильтров с металлической сеткой в автолюбительском обиходе сформировалось правило: менять фильтр при каждой второй замене трансмиссионного масла. Статистика свидетельствует, что, если в коробку залито качественное масло, а трансмиссия пребывает в хорошем техническом состоянии, фильтр коробки способен «отходить» до 200 тыс. км. Но после этого его крайне желательно заменить.

Для фетровых фильтрующих элементов требования более жесткие: их меняют либо после 100 тыс. км., или при плановой смене трансмиссионного масла коробки. Некоторые машины, например, ряд моделей от Chrysler или GM, требуют этого спустя 50 тысяч км., а 6-7-ступенчатые «автоматы», дающие водителю «нагружать» АКПП, нуждаются в замене уже через 30-40 тыс. км.

Конкретный интервал указывается в сервисной книжке, идущей в комплекте с авто. Усредненное правило – маслофильтр меняется каждую вторую замену трансмиссионного масла, максимум времени, что способен «прожить» узел при хорошем масле – 200 тыс. км. пробега. Хотя до этого срока лучше не дотягивать и менять блок своевременно.

Важно: при использовании фетрового элемента очень важно следить за чистотой масла и контролировать его состояние визуально. Если жидкость стала грязной, фильтр пора менять, вне зависимости от километража.

Особенно это актуально зимой, когда забитый фрикционной пылью фильтр создает значительное сопротивление загустевшему маслу коробки, и ее механизмы некоторое время работают в состоянии масляного голодания. Нехватка трансмиссионного масла заставляет ускоренно стареть и изнашиваться фрикционы, втулка, масляный насос, и коробка передач в целом.

Автоматическая коробка передач, далее АКПП, устроена так, что, при замене масла, традиционными способами, слить масло из коробки полностью не получится. Дело в том, что в отличии от двигателя, где все масло находится в поддоне, и для того что бы его слить, достаточно отвернуть сливную пробку. В поддоне АКПП находится только часть масла (меньше половины), большая часть масла находится в гидротрансформаторе и многочисленных каналах и емкостях внутри АКПП. Таким образом получается, несливаемый остаток масла в АКПП превышает половину

На данный момент существует два основных способа замены масла в АКПП:

- частичная замена масла в АКПП
- полная замена масла в АКПП

Давайте подробнее рассмотрим оба способа или существующие варианты замены масла. Все эти варианты имеют право на жизнь, но результат получается несколько разный.

Частичная замена масла в АКПП:

Частичная замена тоже бывает разная. Давайте рассмотрим какие бывают варианты частичной замены:

1) Частичная замена по принципу слил / залил.

Это самый простой способ замены, самый дешевый и самый малоэффективный.
- из коробки сливается масло, как правило это +/- четыре литра, а затем заливается такое же количество нового масла. При этом внутри коробки у Вас получается коктейль из старого и нового масла. Масляный фильтр при этом не меняется.

2) Частичная замена слил / залил + замена масляного фильтра.

Здесь все тоже самое как в частичной замене №1, только добавляется замена масляного фильтра. Данная замена сложнее и дороже, так как для замены фильтра требуется снимать поддон. При этом эффективность такой замены не сильно лучше первого варианта. В данном случае для замены требуется +/- 4 литра масла.

3) Частичная замена в несколько приемов.

При данной замене получается относительно хороший результат в плане замены масла.
Основной минусы данной замены в том, что здесь не меняется масляный фильтр и требуется много времени и масла, примерно +/- 16 литров.

Сливаем и заливаем масло в АКПП как в первом или во втором способе
- далее заводим автомобиль и проезжаем некоторое расстояние
- затем опять сливаем и заливаем масло
- опять едем кататься
- и так делаем до тех пор пока не начнет сливаться достаточно чистое масло
- обычно для достижения хорошего результата требуется не менее трех - четырех подобных замен

4) Частичная замена в несколько приемов + замена масляного фильтра

Это самый полный и можно сказать правильный способ частичной замены масла. При данной замене получается самый хороший результат который можно достичь при частичной замене.
Основной минусы данной замены такие же как в третьем способе, + сюда добавляется стоимость работ по замене фильтра и стоимость фильтр. Поэтому это получается самый дорогой из существующих способов замены масла.

Сливаем и заливаем масло в АКПП несколько раз, пока масло не станет чистым как в третьем способе
- затем меняем масляный фильтр

Полная замена масла в АКПП:

Полная замена масла в АКПП с помощью специальной установки позволяет получить более качественный результат. При этом нужно значительно меньше времени, масло меняется полностью за один раз, требуется меньше масла для замены.
Полную замену масла в АКПП можно делать так же как и частичную с заменой масляного фильтра и без замены.

Как работает установка для замены масла в АКПП?

Установка подключается в разрыв магистрали охлаждения масла АКПП. Таким образом, масло циркулирует через установку. Далее, когда включается процесс замены, установка разрывает круг и, с одной стороны масло вытекает из АКПП, а с другой стороны, подается новое масло, в точно таком же количестве, сколько вытекает. Таким образом, в процессе замены АКПП работает, но, при этом, не замечает, что происходит замена масла, так как замена происходит с помощью штатного насоса который находится внутри АКПП. Задача установки отслеживать количества масла, которое вытекает и подавать точно такое же количество обратно.

1) Полная замена масла без замены фильтра

Подключается установка для замены масла в АКПП
- запускается процесс замены

Данная замена масла дает хороший результат по замене масла. Минус только один, остается старый фильтр. Такую замену хорошо использовать в случае, если Вы хотите чаще менять масло. В таком случае можно чередовать, один раз меняете масла с заменой фильтр, в другой раз меняете масло с заменой фильтра.
При данной замене Вам потребуется порядка 10-12 литров масла.

2) Полная замена масла в АКПП с заменой фильтра

Такая замена масла дает самый превосходный результат. При этом, существует два способа такой замены масла:

- Первый способ - назовем его эконом

Сливаем старое масло из АКПП
- снимаем поддон
- меняем масляный фильтр

- заливаем свежее масло
- подключаем установку
- производим замену масла

- Второй способ - максимальный

Подключаем установку
- делаем замену масла в АКПП
- сливаем масло
- снимаем поддон
- меняем масляный фильтр
- промываем поддон и магнит, устанавливаем поддон
- заливаем свежее масло

На первый взгляд эконом вариант и максимальный кажутся одинаковыми, есть только разница в порядке действий. На самом такая разница в порядке действий позволяет сохранить новый фильтр максимально чистым.
В эконом случае, сначала меняют фильтр, а потом прогоняют масло, таким образом, частично старое масло проходит через новый фильтр
В максимальном варианте, сначала меняют масло, потом меняют фильтр. В этом случае, старое масло не проходит через новый фильтр и он остается максимально чистым.

Казалось бы, при равенстве трудозатрат, логично выбрать максимальный способ замены. Но есть одно но, данный способ получается дороже, так как при таком способе замены, потребуется примерно на 4-ре литра масла больше. Учитывая не дешевую стоимость масла и, при этом, мизерно не существенную разницу в полученном конечном результате, получаем, что оптимально выбирать именно эконом полную замену масла.

Фильтры на транспортном средстве относятся к числу расходных элементов, которые напрямую влияют на комфортность управления машиной. У начинающих водителей остается популярной автоматическая коробка переключения передач. С ней автомобилем легко управлять. Однако отличает данный вариант коробки от МКПП то, что при ее поломке понадобится дорогостоящий ремонт. Итоговая сумма восстановления данного агрегата зависит от точно поставленного диагноза, масштабов поломки.

Ресурс коробок передач

Машины с автоматической коробкой передач могут оснащаться дополнительным масляным радиатором охлаждения, который препятствует повышению общей температуры в системе. На каждой отдельной версии авто ресурс коробки автомат различен. Более 450000 км могут проработать АКПП на Range Rover, Toyota Land Cruiser, Mazda 3.

Варианты фильтрующих элементов

Бумажный фильтр: новый и использованный

Фильтры на коробку автомат отличаются по материалу изготовления. Изначально фильтры представляли собой металлическую ячеистую конструкцию (сетка), в результате чего здесь задерживался мелкий мусор, сажа. Данный фильтр АКПП можно легко демонтировать, промыть и поставить на место. Альтернативой данному расходному материалу стала являться бумага (бумажный фильтр). По степени эффективности очистки он не уступает металлическому варианту, однако его приходится чаще менять.

Механизм работы фильтра

Внимание следует уделять тому, какие устанавливаются фильтры. Установленный масляный фильтр не допускает попадания в горючее грязи, инородных частиц. В противном случае снизится рабочий ресурс коробки. В дополнении к этому, если забился данный фильтр, то это будет являться причиной того, что данный расходник будет плохо пропускать трансмиссионную жидкость. Из-за этого система будет испытывать колоссальные нагрузки, данное обстоятельство отрицательно скажется на составляющих частях коробки передач.

На старых версиях АКПП масляные фильтры отличаются простотой замены. Расходник легко демонтируется из штатного места, в результате чего на его место можно установить новый расходный элемент. Как правило, такой фильтр в АКПП устанавливается снаружи. Установленные внутри скоростной коробки передач фильтры имеют продолжительный эксплуатационный срок, однако, когда возникает необходимость их замены, чтобы до него добраться необходимо снять поддон.

Могут присутсвовать фетровые варианты фильтров, которые являются одноразовыми (меняются вместе с заменой масла). Частота их замены оставляет примерно через 50000 км пробега.

При размеренном стиле езды за рулем любого транспортного средства, все фильтрующие элементы смогут прослужить срок, установленный производителем.

Замена трансмиссионной жидкости и фильтра АКПП

Нужно ли менять фильтр? Способствует продлению ресурса АКПП применение качественных расходных материалов, своевременная замена трансмиссионного масла, фильтров. Залитое масло смазывает трущиеся детали в коробке автомат, минимизирует риск перегрева составляющих механизмов коробки. К каждой отдельной версии авто прилагается соответствующий регламент, основываясь на показаниях которого следует менять в автомобильной системе трансмиссионное масло в АКПП.

Своевременная замена трансмиссионки позволит максимально продлить рабочую способность системы КПП. В большинстве случаев рекомендуется в АКПП менять жидкость при 60000 км пробега. Преждевременная замена также возможна, например, если автомобилист придерживался агрессивного стиля вождения, часто совершались поездки по пересеченной местности. Все это разрушающе оказывает влияние на составляющие части КПП.

Встречаются версии авто, где трансмиссия является необслуживаемой, т.е. залитое масло рассчитано на весь ресурс эксплуатации транспортного средства.

Сбой работы фильтров может быть следствием механических повреждений при попадании автотранспорта в аварию. В данном случае машину обязательно нужно отправить на общую диагностику, после которой специалисты дадут соответствующие рекомендации относительно возникших неполадок.

Схема масляного фильтра

Следует отметить, что при длительной эксплуатации машины фильтры сильно забиваются, из-за чего увеличивается расход топлива. Также, в салоне может возникнуть посторонний специфический запах. При езде с загрязненным фильтром, двигатель быстро выйдет из строя. Снижение продуктивности мотора – это следствие того, что фильтр АКПП имеет неполадку.

Приводит к неисправности и несвоевременная замена комплектующих деталей. Один их признаков того, что засорился фильтр АКПП – несвоевременно срабатывают передачи, отмечаются характерные толчки. Новое горючее следует приобретать только той марки, что была ранее добавлена в автомобиль.

Если возникла необходимость в самостоятельной замене фильтра в АКПП и масла, данную операцию рекомендуется проводить на остывшем моторе, однако машину заранее следует прогреть.

Фильтры 3-4-х ступенчатых гидравлических АКПП были вечным и не самым важным элементом трансмиссии.

Конструкция автоматов 20-го века была настолько неприхотлива к качеству масла, что простые фильтры из стальной сетки установили глубоко внутрь коробки и до капремонта коробки о них и не вспоминали. Первые минеральные масла-"дексроны" легко копировались и 4-х ступки "переваривали" любое масло - как желудок дворняжки.

Открытые металлические фильтры

Фильтры для масла АКПП до конца прошлого века имели сетку из нержавеющей стали и во время капремонта трансмиссии не менялись, а только промывались. Такой фильтр легко выдерживал многократные разборки и чистки и не требовал замены без каких-либо проблем для здоровья автомата.

Даже когда автоматы получили букву Е в и стали управляться с помощью компьютера, электроники и соленоидов, такие фильтры вполне справлялись со своими обязанностями. Единственная причина, из-за чего эти фильтры заменялись - это эксплуатация с горелым маслом.

Нагар, содержащий в себе клей от фрикционных накладок забивает ячейки сетки, практически не очищается промывкой и чисткой и также легко при перегревании до 130-140°C может уйти обратно в " " трансмиссии, чтобы осесть на клапанах плиты и соленоидов, что приводит к проблемам переключения передач.

Чем сильнее забита сетка фильтр, тем быстрее он забивается и крупной грязью. И чем старее автомат, тем интенсивнее он пачкает масло бумагой, пластиком, железом, латунью, алюминием итд.

Следующим поколением металлических фильтров с сеткой стали:

Закрытые металлические фильтры


Для технологичности установки и замены сетчатые фильтры сделали закрытым блоком.

Они отличались от открытых только комфортом для мастеров - для их демонтажа и монтажа не нужны были прокладки и множество болтов. Закрытые фильтры с металлической сеткой уже никто не промывает - только заменяют.

Крепится закрытый фильтр парой-тройкой болтов к плите и имеет пробковую или резиновую прокладку.

Сформировалось следующее правило по замене закрытого сетчатого фильтра:

Закрытый металлический фильтр меняют с каждой второй сменой масла ATF.

Но такое правило многими не выполнялось и это сходило с рук, так как на капремонты таких "долгоиграющих" АКПП владельцы соглашались обычно только один раз в жизни.

В принципе действительно, пока трансмиссия (и масло) находится в удовлетворительном состоянии такой фильтр совершенно штатно работает до 200 ткм и много дольше.

В конце 20-го века, когда масла стали выполнять более сложные функции, (вроде регулируемого фрикционов) появилось следующее поколение масляных фильтров с уже более тонкой очисткой:


Фильтр с фетровой мембраной.

Это изменение понадобилось одновременно с применением новых соленоидов- и "проскальзывающих" немецких и , "интеллектуального" синтетического масла и значительным ужесточением требований к качеству .

Синтетическое масло в 6-ти ступенчатых АКПП и вариаторах выполняет больше функций и его роль возросла до первостепенной. Фильтровальная мембрана стала выполняться из 1.8-2.0 мм нетканого фетра, который задерживает уже гораздо более мелкие частицы грязи и главное - клеевой слой съеденных до железа фрикционов (в первую очередь - ).

Справа - однослойный фильтр АКПП ставшей легендарной 6-й серии 722.6 №192010

Такие фильтры все мастера меняют при снятии поддона, если автомат прошел свыше 100 ткм. А на многих АКПП от GM и Chrysler - и даже после 50-ти ткм.

К таким фильтрам на 100% справедливо правило: замена минимум каждую вторую смену масла. Существуют даже 6-ти ступенчатые автоматы, которые позволяют водителю нагружать железо до предельных нагрузок, и конструктора коробок рекомендуют там менять фетровый фильтр с маслом каждые 30-40 ткм.

Слабым местом фетрового фильтра является зимний период эксплуатации, когда уже сильно изношены фрикционы, масло и фильтр загрязнены фрикционной пылью, смешанной с металлической стружкой. Холодное густое масло в мороз так запирает фильтр, что насос не высасывает через него масло из холодного поддона и первые минуты работает в условиях масляного голодания. И от недостатка масла ускоренно стареет и насос (втулка) и вся трансмиссия. Поэтому для фетровых фильтров существует рекомендация: - менять масло и фильтр как только масло становится слишком грязным (см. ).

Срок штатной службы такого фильтра редко удается дотянуть до 200 ткм. Даже если масло менялось через 50-60 ткм. Вся проблема в изнашивающемся фрикционе : - чем сильнее он изношен - тем быстрее загрязняется масло (и гидроблок с соленоидами).


Двухслойные фильтры.

В середины 90-х, когда распространился по свету легендарный немецкий бестселлер , где гидротрансформатор стал активно пылить своим фрикционом чтобы быстрее и экономнее разгонять машину, появились двух- слойные фетровые фильтры и фильтры с фетром-гармошкой.

В начале жизни масло проходит через верхний слой по короткому пути, но по мере его загрязнения все больше начинает фильтроваться сквозь нижний - по более длинному пути. Это увеличивает срок его нормальной службы, но и несколько увеличивает гидравлическое сопротивление фильтра, что может стать критичным холодной зимой.


Фильтры стали встраиваться в дешевые пластиковые корпуса и меняются уже при каждом капремонте. Доступ к ним стали облегчать, но все равно, чтобы добраться до них, приходится как минимум снимать крышку-поддон.

Фетровые фильтры уже совершенно бессмысленно промывать.

Можно ли вылечить "больной" автомат, заменив масло и фильтр?

Довольно часто владельцы автоматов пытаются спасать "заболевший" автомат с помощью замены масла и фильтра. Бывают случаи, когда это помогает устранить легкие удары при переключении, особенно если до этого было залито "неправильное" масло или "неправильным" был его уровень .

Но в большинстве случаев это не помогает. Когда например "сопливит" сальник насоса, или проскальзывают передачи, а еще позже - пропадают скорости. Тогда замена масла может создать иллюзию "выздоровления" и позволяет немного отсрочить капремонт. Особенно, если сделано вовремя. И совершенно бессмысленно менять масло, которое пахнет горелым, читай - .

Фетровый фильтр имеет способность задерживать не только мелкую фрикционную и металлическую пыль, но и, главное - он задерживает горячую эмульсию из клеевого состава фрикциона, которым фрикционы приклеены к металлу. Это спасает золотники гидроблока и соленоидов от залипания.

И это к сожалению не отменяет необходимости вовремя ремонтировать .

Поэтому разумным будет менять фильтр пока фрикционы еще не съедены до клея. Не дожидаясь, когда автомат серьезно заболеет. Примерно такая же рекомендация, как для смены масла двигателя: менять масло и фильтр, не дожидаясь проявления болезни двигателя.

***

Встроенные фильтры


В следующем поколении фильтры встроили в поддон - #181010 .

Это нововведение - уже частный случай, а не система. Потребовалось такое дорогое решение исключительно для того, чтобы сэкономить место для мелкого поддона легковых авто с низкой посадкой. Как только эта трансмиссия устанавливается на высокие внедорожники, сразу и фильтр и поддон в этой трансмиссии проектируются раздельными.

Внешние фильтры тонкой очистки

Особое место занимают вариаторы CVT. Там масло, кроме смазывающих и охлаждающих свойств, должно выполнять функцию "противоскольжения". То есть "склеивать" металл ремня к металлу поверхности конусов, чтобы исключить проскальзывание и износ металла.

И любая мельчайшая фракция на этой поверхности увеличивает риск проскальзывания металла по металлу, которое так же катастрофично, как и проскальзывание колес болидов формулы 1 на поворотах. И в вариаторах вывели наружу коробки дополнительный фильтр-картридж тонкой очистки (слева - картридж для вариатора JF011E - 316010 ).

Доступ к нему облегчен, чтобы менять его было также легко, как фильтр масла двигателя.


Дальнейшие усложнения конструкции фильтров связаны скорее с проблемами компактности и емкости (как для айсиновского бестселлера U660 справа ).

Фетровые фильтры следует менять как можно чаще, особенно если коробка пришла в капремонт из-за проблемы недостаточного давления масла, перегрева. А также для всех возрастных коробок, где "железо" уже не новое, пылит и загрязняет масло металлической крошкой (смотри магниты на поддоне) особенно быстро.

Правило замены фильтров АКПП рекомендуют такое: для автоматов (из группы "неубиваемых") с пробегами св. 150 ткм фетровый фильтр стоит менять каждые 50-60 ткм, следя за чистотой масла. Неразумно экономить тысячу рублей на замене фильтра, когда капремонт АКПП с переборкой обходится около 70 тысяч. Фильтры - описаны на странице каждой . (Нажав на номер фильтра можно узнать его цену)

Дополнительный внешний фильтр-картридж (тонкой очистки) масла

По аналогии картриджей для вариаторов, в случае когда масло загрязняется слишком быстро, а замена штатного фильтра конструктивно трудоемка - в ступенчатых автоматах активно применяются внешние магистральные фильтры - 100019 .

Такой фильтр тонкой очистки врезается в магистраль охлаждения масла в самом легкодоступном месте и зажимается хомутами. Особенно часто мастера заказывают такие фильтры для АКПП где штатный фильтр имеет металлическую сетку. Например для коробок RE5R05A (Инфинити и Ниссан).


Такой фильтр обеспечивает гораздо более тонкую очистку масла от твердых частиц по сравнению со штатным сетчатым фильтром. Он перехватывает клеевой состав от изношенных до железа фрикционов и предохраняет от загрязнения . В таком фильтре есть дополнительный магнит для железной стружки.

И меняют такой фильтр одновременно со сменой масла АКПП или с вскрытием масляного поддона. Магистральный фильтр создает небольшое сопротивление потоку масла, масляные насосы обычно имеют большой запас по производительности и расходу. Поэтому если насос не убит и сальники не текут, то такой фильтр работает в гидравликой штатно минимум несколько лет. В случае если забыть о его замене, то встроенный клапан откроет канал-байпас и сбросит часть грязи в линию.

Магистральные фильтры выпускают в Китае (Магнефайн) и на Тайване с примерно одинаковым качеством, отличающиеся только внешним дизайном. Мастера уже много лет оценивают качество китайских фильтров достаточно высоко, и такие неоригинальные фильтры давно уже вытеснили с рынка европейские и американские «оригинальные» фильтры тонкой очистки.

У нас Вы можете поменять трансмиссионное масло или, как его еще называют, специальную жидкость ATF (Automatic transmission fluid) в АКПП. Мы проводим как полную, так и частичную замену со сменой фильтра и без.

Когда требуется замена ATF?

Стандартная периодичность замены составляет 50 000 км или 2 года пробега. Некоторые производители рекомендуют обновлять масло на 30-40% каждые 15 тыс. км пробега. Существуют коробки передач, в которых масло заливается на весь срок эксплуатации трансмиссии. Решающей в данном вопросе является все-таки точка зрения официального дилера.

Чаще, чем обычно, (каждые 25 тыс. км пробега или 1 раз в год) замена масла производится в следующих случаях:

  • частая езда с прицепом;
  • активная езда по бездорожью (по грязи, глубокому снегу);
  • ежедневное долго стояние в «пробках»;
  • продолжительные высокие или, наоборот, низкие температуры окружающего воздуха;
  • агрессивная манера езды.

Какое масло выбрать для АКПП?

В данном вопросе следует ориентироваться на рекомендации завода-производителя автомобиля. Каждый из них советует пользоваться определенной оригинальной трансмиссионной жидкостью.

Кроме того автопроизводители имеют собственную маркировку масел и допуски на ATF. Так, например, у GM это Dexron II, Dexron III, Dexron IV; у Toyota/Lexus – T, T-III, T-IV, WS; у Mitsubishi/Hyundai/Kia – SP-II, SP-III, SP-IV, Red-1; у BMW – ZF; у Volkswagen/Audi – G-052-055; у Nissan/Infiniti – Nissan Matic.

Универсальные трансмиссионные масла имеют сразу несколько допусков. При их использовании важно правильно подобрать соответствующий нужным требованиям и характеристикам тип.


Особенности процесса замены ATF

Современные АКПП иногда настолько своеобразны и специфичны, что замена масла, особенно полная, невозможна без спецоборудования и участия профессиональных специалистов. Кроме того, при заказе такой услуги в автосервисе исключается множество губительных для дальнейшего функционирования авто ошибок, вроде неправильного выбора трансмиссионного масла, некачественной его замены, перелива или недолива и т.д.

Замена фильтра в АКПП

Фильтры в АКПП могут быть многоразовыми, которые легко поддаются промывке и чистке, и одноразовыми, которые нуждаются в простой смене. Проводить очистку или смену фильтра необходимо при каждой замене трансмиссионной жидкости.

Частичная замена масла АКПП

Производится через сливную пробку на поддоне, а в случае ее отсутствия (например, на заднеприводных автомобилях или авто с 4WD на базе заднего привода марок Nissan, Mazda, Ford) посредством снятия поддона. Такой способ позволяет заменить порядка 35-40% масла, что составляет около 4 литров. Остальное грязное масло остается в гидротрансформаторе и глухих полостях системы. Некоторые 4-х ступенчатые коробки передач, произведенные фирмами Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, ZF, могут совершенно исправно служить на протяжении очень длительного времени и очень больших пробегов, при этом имея исключительно частичную смену масла.


Полная замена масла в АКПП

Проводится при помощи специальной машинки для откачки. Таким образом можно поменять до 95% масла. Для этого понадобится порядка 7-10 литров новой ATF. При полной замене в обязательном порядке снимается и чистится поддон, при этом проверяется количество и качество стружки, осевшей на магнитах, меняется его прокладка, меняется или чистится фильтр.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook