Неустрашимый (эсминец). Отечественное оружие и военная техника Проект 41 неустрашимый

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

ЭМ проекта 41 «Неустрашимый»
Служба: СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация Балтийский флот
Изготовитель № 190 им. Жданова
(Санкт-Петербург)
Заказан к постройке 15 марта 1950 года
Строительство начато 5 июля 1950 года
Спущен на воду 29 января 1951 года
Введён в эксплуатацию 31 января 1955 года
Выведен из состава флота 24 февраля 1974 года
Статус Разделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 3 010
полное 3 830 т
Длина 133,83
Ширина 13,57 м
Осадка 4,42 м
Двигатели 2 ГТЗА ТВ-8
Мощность 64 200 л. с.
47 187 кВт
Скорость хода максимальная 33,55 узлов
экономичная 17,9 узлов
Дальность плавания 5 210 миль
на 14,0 узлах
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 305
(в т. ч. 19 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Нептун»
Радиолокационное вооружение РЛС «Фут-Н» и «Риф-1»
Артиллерия 2x2 СМ-2-1
Зенитная артиллерия 4х4 СМ-20-ЗИФ
Противолодочное вооружение 2 РБУ-2500
Минно-торпедное вооружение 2х5 ПТА-53-56
КБ «Краб»

См. также

Напишите отзыв о статье "Неустрашимый (эсминец)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Неустрашимый (эсминец)

– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.

Эскадренные миноносцы проекта 41 "Неустрашимый"


Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 г., и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина - без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 г. утвержден и технический проект. Одновременно решили: «В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии».

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 г. на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду «Неустрашимого» был произведен 29 января 1951 г., а через год-26 января 1952 г.-эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в «боевом отношении» корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов (ЭМ пр. 30-к и 30-бис), то в «техническом» являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса., но и отечественного надводного кораблестроения вообще.
Согласно проекту «Неустрашимый» имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное-3830 т; главные размерения корпуса: наибольшие длину-133,83 м, ширину-13,57 м и осадку-4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубньй, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей - ЭМ пр. 30-бис.

Непотопляемость на ЭМ пр. 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппаоаты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслужигающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ пр. 30-бис, ГЭУ эсминца пр. 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономических ходах был примерло на 20% снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстр./мин. Предельная дальность стрельбы достигала 153 каб, потолок - 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов - по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсе-ров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качест-вом предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.



Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте - 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов.
Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте - 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275-300 выстр./мия. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.
Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппарата-ми типа ПТА-53-41 с системой ПУТС «Сталинград Т-41», получавшей данные от РЛС «Заря». В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.
На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ «Шар-Б». В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт.
Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую стан-цию «Пегас».
Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах - носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу - кондиционирование.


Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а «предсерийная» РЛС «Фут-Б» также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система «Фут-Б» была заменена на отработанную серийную.
Однако самый большой сюрприз заключался в «недоборе» скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили-33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность- 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось «выжать» 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили «Неустрашимый» «избыточно большим», хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 г. постановлением Совмина серия пр. 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.
Новому главному конструктору проекта, сменившему В. А. Никитина,-А. Л. Фишеру (главным наблюдающим от ВМФ остался М. А. Янчевский) было предписано «модернизировать проект 41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса». . Проектирование начали сразу с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы «выдавлена» на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.

Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 14 июня 1947 года, и она поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро, г. Санкт-Петербург). Главным конструктором назначили В. А. Никитина - без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего и в последующие годы большой вклад в строительство отечественного надводного флота. Группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.

Эскизное проектирование длилось год, и 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совмина СССР, а 28 августа 1949 года утвержден и технический проект. Одновременно решили: “В целях более тщательной отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем - к серии”.

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском судостроительном заводе № 190 НКСП имени А. А. Жданова (ныне ПО “Северная верфь”). Эсминец получил наименование “Неустрашимый”. В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Спуск на воду был произведен 29 января 1951 года, а через год - 26 января 1952 -эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Если в боевом отношении корабль как бы повторял эсминцы предыдущих типов, то в техническом являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще.

Согласно проекту, “Неустрашимый” имел стандартное водоизмещение 3010 т, полное-3830 т; главные измерения корпуса: наибольшие длину-133,83 м, ширину-13,57 м и осадку-4,42 м. Корпус впервые был выполнен гладкопалубный, с небольшой седловатостью в средней части. На верхней палубе, кроме одной носовой надстройки, машинно-котельных кожухов и тамбуров, других надстроек либо конструкций (не считая оружия) не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы (за исключением шести), и вообще эсминец в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты того времени к надводным боевым кораблям. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, как и при постройке первых сварных кораблей - ЭМ проекта 30-бис.

Непотопляемость на ЭМ проекта 41 была значительно выше, чем на их предшественниках. Выше оказалась и остойчивость, что сделало корабль менее валким. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы, торпедные аппараты, стабилизированный пост наводки орудий защищались броней толщиной от 8 до 20 мм.

Кардинально отличной от предыдущих проектов была главная энергетическая установка. Двухвальная машинно-котельная установка размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом из них, образующем эшелон, имелись свои главный турбозубчатый агрегат типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных паровых котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 позволяли осуществлять форсированное дутье непосредственно в топку (впервые на наших эсминцах) и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/см2. В отличие от менее мощной энергетической установки ЭМ проекта 30-бис, ГЭУ эсминца проекта 41 была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую маневренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенные вес и габариты. Кроме того, на экономическом ходу был, примерно на 20%, снижен расход топлива. Электроэнергетическая система впервые была выполнена на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. В качестве источников электроэнергии на корабле применяли два турбогенератора мощностью по 400 кВт каждый и два дизель-генератора (по 200 кВт), а также стояночный турбогенератор на 100 кВт.

В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две новейшие двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1, каждая из которых оснащалась собственными радиолокационным дальномером и оптическим прицелом. Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не имели. Они заряжались унитарными патронами полуавтоматически и вручную. При полуавтоматическом заряжании скорострельность установок составляла 14 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы достигала 153 кабельтовых, потолок - 20 км. В каждом из двух погребов (носовом и кормовом) имелось по 800 патронов и в кранцах первых выстрелов - по 50. Данные для стрельбы поступали от РЛС “Якорь-М” со стабилизированным постом наводки СПН-500 (как и на 100-мм установках крейсеров пр. 68-бис) и дальномеров ЗДМС-4, которые обрабатывались системой ПУС “Зенит-41”. Достигнутая универсальность артиллерии главного калибра (этим качеством предыдущие эсминцы не обладали) считалась большим успехом в свете опыта второй мировой войны.

Зенитная артиллерия включала четыре спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автомат СМ-16 обеспечивал дальность стрельбы по горизонту 10,5 км, по высоте - 6,9 км. Управление огнем осуществлялось либо с местного поста, либо от ПУС МЗА, получавших данные от РЛС “Фут-Б”. Каждая полубатарея из двух автоматов СМ-16 имела свой артпогреб на 4000 патронов. Автоматы 4М-120 управлялись только вручную, обладали дальностью стрельбы по горизонту 4,8 км, по высоте - 3,6 км и скорострельностью каждого ствола 275-300 выстрелов в минуту. Для них имелся один общий погреб на 20000 патронов.

Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами типа ПТА-53-41 с системой ПУТС “Сталинград Т-41”, получавшей данные от РЛС “Заря”. В целом оно было идентичным аналогу, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр. 68-бис. Корабль мог произвести два пяти- или один десятиторпедный залп либо стрелять торпедами в любых других количественных сочетаниях.

На минных рельсах можно было разместить в перегруз 48 мин ЕВ или же 48 контактных минных защитников ГМЗ. В целях ПЛО корабль оснащался шестью бомбометами БМБ-1 (по три на борт), управление которыми (дистанционное или ручное) обеспечивала система ПУСБ “Шар-Б”. В кормовой части также были оборудованы подпалубные бомбосбрасыватели на 9 бомб каждый. Полный запас больших глубинных бомб ББ-1 составлял 105 шт. Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей («Фут-Н»), надводных целей («Риф») и гидроакустическую станцию «Пегас».

Экипаж корабля насчитывал 305 человек и размещался в двух жилых комплексах - носовом (11 офицерских кают и 4 матросских кубрика) и кормовом (6 офицерских, 4 старшинских каюты и 5 кубриков). Впервые для наших кораблей в целях обогрева помещений было применено калориферное отопление, а по существу - кондиционирование.

Проведенные испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя. Из-за узких образований носовых шпангоутов в подводной части и развала их надводную носовую оконечность сильно забрызгивало, что затрудняло использование носовых 130-мм и 45-мм артустановок. На заднем ходу корабль плохо слушался рулей. Недостатком оказалась и довольно сильная вибрация главных механизмов, кормы и подкреплении кормовой башни ГК. Побортное размещение 45-мм автоматов препятствовало их совместному использованию в носовой и кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 не являлись серийной продукцией, а предсерийная РЛС “Фут-Б” также оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии все они были заменены на другие, новые счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ, 25-мм автоматы были сняты, а опытная система “Фут-Б” была заменена на отработанную серийную.

Однако самый большой сюрприз заключался в недоборе скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 уз (фактически получили-33,5 уз) при полной мощности ЭУ 62400 л.с., автономность- 20 суток. Дальность плавания технико-экономическим ходом (14 уз) должна была составить 5500 миль, но на испытаниях с трудом удалось выжать 5210. Анализ причин данных недостатков тогда оказался поверхностным. В приемном акте отметили недостаточную проектную мощность механической установки и ошибки в методике расчета ходкости корабля. В этой связи специалисты определили “Неустрашимый” “избыточно большим”, хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию кораблем (причем эта точка зрения стала господствующей еще задолго до начала испытаний). В результате этого в июне 1951 года постановлением Совмина серия проекта 41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.


ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41
DESTROYER «NEUSTRASHIMUI» PROJECT 41

Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А., а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект.
Назначение: Охранение кораблей и судов на переходе морем. Нанесение торпедных и артиллерийских ударов по кораблям и транспортам противника в составе соединений. Подавление противодесантной обороны противника при высадке десантов. Постановка активных и оборонительных минных заграждений.
Особенности проекта
Качественно новый этап отечественного надводного кораблестроения:
гладкопалубный корпус;
минимальное количество надстроек и отсутствие иллюминаторов в корпусе (требования ПАЗ);
двухвальная экономичная ГЭУ эшелонного типа с повышенными параметрами пара (до 64 кг/см2);
ЭЭС, впервые на эсминцах, выполнена на трехфазном переменном токе 220В И 50 Гц.

Rорпус ЭМ «Неустрашимый» впервые в истории отечественного надводногокораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части. Кромеодной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и оружия, других надстроек не было. Вкорпусе почти отсутствовали иллюминаторы, в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможнойстепени отвечал требованиям противоатомной защиты.
Одной из особенностью проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, является главнаяэнергетическая установка (ГЭУ). Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. Вкаждом отсеке, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых аг¬регатов (ГТЗА) типа ТВ-8проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами.Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали парповышенных параметров с давлением до 64 кг/см².
Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность,пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономическихходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис.
Начиная с проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена натрехфазном переменном токе 220 В в 50 Гц.

В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1947 г.
Эскизный проект: 1948 г.
Технический проект: 1949 г.
Рабочий проект: 1950 г.
Начало сдачи головного заказа: 1951 г.

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен га воду. 26 января 1952 года – вышел на заводские ходовые испытания.
К времени ввода в строй эсминца проекта 41 руководство Минсудпрома охладело к этому проекту. Появились претензии к его слишком большому водоизмещению, что стало считаться неприемлимым при крупносерийном строительстве. Было предложено снизить водоизмещение на 30%. Решением Политбюро в апреле 1951 г. решено было ограничиться строительством только одного корабля и перейти на уменьшенный ва¬риант с сохранением того же вооружения. При этом согласились на уменьшение дальности плавания на 30% и автономности до десяти суток.
Было решено считать пр. 41 «Неустрашимый» опытным кораблем, разработать эсминец меньшего водоизмещения.
Единственный корабль этого проекта – «Неустрашимый» – вошёл в состав 4-го ВМФ 26 июля 1955 г. В том же году после реорганизации флотов, 24 января был переведён в состав Балтфлота. 25 января 1974 г. эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а впоследствии сдан на слом.
Следующим эсминцем в СССР стал корабль проекта 56, который проектировало тоже ЦКБ-53 и он практически сохранил основное вооружение ЭМ «Неустрашимый».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: 3 010 т.
Полное: 3 830 т.
Длина наибольшая: 128 м
Ширина наибольшая: 12,6 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,1 м
Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка котлотурбинная, суммарной мощностью 66 000 л.с. 2 ГТЗА ТВ-8 (2 х 33 000 л.с.), 4 главных котла КВ-41
Скорость полного хода: 36 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14,2 уз
Дальность плавания: 3 500 миль
Автономность по запасам провизии: 20 суток
Комплектация: 305 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2 – 130 мм спаренные палубнобашенные установки СМ-2-1
c радиолокационными дальномерами «Штаг-Б»;
2 – 45 мм счетверенные зенитные установки СМ-20-ЗИФ;
2 – 20 мм счетверенные зенитные установки.
Торпедное: 2 – ПТА 533 мм.
Радиотехническое: Радиолокационные средства управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б»;
РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500;
РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф»;
ГЛС «Пегас».

Источники: www.severnoe.com, Литинский Д. Ю. Снова проект 41 «Суперэсмицы Советского флота»: Специальный выпуск альманаха «Тайфун», archive.is, cmboat.ru и др.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook