На чем удобнее всего передвигаться по Тбилиси? Городской транспорт тбилиси Основные автовокзалы Тбилиси

Метро Тбилиси сложно назвать главным видом транспорта грузинской столицы, поскольку подземка хоть и есть, развита не слишком сильно. Но если вы приедете сюда больше чем на день, то, скорее всего, метрополитеном воспользуетесь, а значит статья вам пригодится. Тбилисское метро в наши дни представляет собой две ветки, которые соединяют центральные и спальные районы, железнодорожный вокзал, пригородные станции и автовокзалы.

История строительства Тбилисского метрополитена

Сооружение подземных путей сообщения в столице Грузии было начато в далеком 1952 году. На то время власти Советского Союза придерживались четкой позиции: метрополитен в городе мог быть заложен, только если в нем проживало не менее 1 млн человек. Тем не менее, на момент начала строительства метро в Тбилиси проживало около 600 тыс. человек (это отчасти свидетельствует о приоритетах регионального развития – в Минске метро начали строить в 1984 году, когда население там достигло уже 1,5 млн человек). В строительных работах в столице Грузии было задействовано 2,5 тыс. рабочих, включая гражданский и военный персонал. Первый участок подземки был открыт в городе спустя 14 лет после начала строительства.

11 января 1966 года состоялся торжественный пуск участка Дидубе–Руставели. Эта линия связала жилой многолюдный район Дидубе, в котором также находится один из крупнейших автовокзалов города и одноименный , с самым центром Тбилиси – проспектом Шота Руставели. По времени пуска метро Тбилиси стало четвертым во всем СССР, уступив лишь подземкам Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда на тот момент) и Киева. На Кавказе же Тбилисский метрополитен был первым и долгое время самым крупным.


В 1979 году в Тбилиси открыли вторую ветку метро, а в 1980-х годах активно велось строительство третьей (первая станция не завершена и даже не открыта). В 2004 году началась масштабная реставрация станций и обновление подвижного состава, закончившееся лишь спустя восемь лет. В результате были серьезно модернизированы вагоны, отремонтированы станции и перегоны, изменена система оплаты проезда (на смену жетонам пришли пластиковые карты, о которых я расскажу ниже). Кстати, жетоны метро Тбилиси изначально были металлическими, позже пластиковыми, а с 2010 года их полностью упразднили.

Хронология пусков участков Тбилисского метро

Общая хронология пусков участков метрополитена города выглядит следующим образом:

  • 11.01.1966 – Дидубе– Руставели;
  • 06.11.1967 – Руставели – 300 Арагвели;
  • 05.05.1971 – 300 Арагвели – Самгори;
  • 15.09.1979 – Садгурис моедани-2 / Стэйшн сквер-2 / Вокзальная площадь-2 – Делиси (открытие второй линии);
  • 09.11.1985 – Самгори – Варкетили (конечная станция первой линии);
  • 16.11.1985 – Дидубе – Гурамишвили;
  • 28.11.1985 – Грмагеле (между Дидубе и Гурамишвили);
  • 07.11.1989 – Гурамишвили – Ахметелистеатри / Ахметели (конечная станция первой линии);
  • 02.04.2000 – Делиси – Важа-Пшавела (конечная станция второй линии).

Ныне метро в Тбилиси насчитывает две ветки с 22 станциями, одна из которых – узловая пересадочная. Сейчас ведется строительство еще одной линии, завершенной на 80%, а также станции метро Государственный университет (следующая за Важа-Пшавела). В подземке курсируют традиционные для постсоветских республик вагоны образца Чешской Республики. Составы первой линии включают по четыре вагона, второй – по три. При этом все станции Тбилисского метро могут принимать составы длиной до пяти вагонов.

Перед вами схема метро Тбилиси на русском языке, на которой две ветки отмечены синим и красным цветом. Под картой кратко расскажу о знаковых местах и достопримечательностях, расположенных в шаговой доступности от той или иной станции Тбилисского метрополитена.

  • Станция метро Авлабари (Avlabari) — отсюда за 10-15 минут можно дойти до и моста Мира, храма , Президентского дворца и собора Святой Троицы;
  • Станция метро Тависуплебис моедани (Liberty Square) — находится в самом центре Тбилиси, поэтому достопримечательностей рядом расположено большое количество. Самая близкая к метро — Площадь Свободы с памятником Святому Георгию за авторством Церетели. Отсюда начинаются популярные у туристов улица Дадиани и проспект Руставели, рядом со входом в метро располагается ;
  • Станция метро Русатвели (Rustaveli) — рядом со станцией находится ресторан МакДоналдс, хотя питаться американским фаст-фудом в столице Грузии, по моему скромному разумению, настоящее преступление;
  • Станция метро Дидубе (Didube) — здесь находятся одноименный автовокзал, откуда можно ехать практически в любую точку Грузии и знаменитый рынок также с этим же названием;
  • Станция метро Садгурис Моэдани (Station Square) — здесь расположен Железнодорожный вокзал и .

На других станциях лично я не бывал. Если хотите рассказать о какой-то из них, жду вас в комментариях.

Система оплаты проезда в метро Тбилиси

С 2010 года купить билет в метро Тбилиси возможно исключительно с помощью пластиковой карты Metromoney. Карты продаются на любой станции метро. Стоимость одной карточки составляет 2 лари (примерно 0,8 доллара), но стоимость эта залоговая. То есть перед отъездом из Тбилиси вы можете вернуть карту в кассу, получив обратно свои 2 лари, а также весь остаток средств на самой карте. Возврат возможен лишь при наличии чека, выдающегося в момент покупки карты, поэтому его обязательно сохраняйте.

Стоимость одной поездки в Тбилисском метрополитене составляет 0,5 лари или 50 тетри (примерно 0,2 доллара). С помощью этой же карты Metromoney можно оплатить проезд и в любом официальном транспорте Тбилиси:

  1. Поездка в автобусе — 0,5 лари.
  2. Проезд в городской маршрутке — 0,3-0,8 лари в зависимости от расстояния.
  3. Поездка на канатной дороге (не путать с ) от парка Рике до крепости - 1 лари.

Нюансы карты Metromoney

Удобство пользования картой Metromoney в Тбилиси заключается и в простоте пополнения, так как внести средства можно не только на любой станции метро, но и в любом банкомате города. Дополнительным плюсом является то, что после оплаты одной поездки можно на протяжении 1,5 часов бесплатно сменить вид транспорта. То есть, к примеру, оплатив билет в метро, вы можете выйти из него, пересесть на автобус и проехать на нем бесплатно (естественно, уложившись в 90 минут). При этом в следующем виде транспорта нужно будет приложить карту к терминалу, но деньги с нее сняты не будут.

Также при путешествии парой или компанией есть вариант приобрести всего одну карту, ведь в Тбилиси не возбраняется проход нескольких людей по одному проездному. Но стоит иметь в виду тот факт, что в этом случае правило бесплатного проезда в течение 1,5 часов на вас распространяться не будет. Поэтому решайте по ситуации что лучше: купить одну карта на двоих/троих/так далее, но остаться без льгот или купить по карте на каждого, активно пользуясь возможностью бесплатной пересадки.

По своему собственному опыту скажу, что в Тбилиси вы вряд ли часто будете делать пересадки, так как город все-таки не самый большой. Мы брали одну карту на двоих и за оба раза, когда приезжали в Тбилиси, ни разу не пересаживались с одного вида транспорта на другой в пределах полутора часов.


Предвосхищая вопрос, отвечаю, что карту Metromoney в аэропорту Тбилиси купить нельзя. Во всяком случае, в 2016 году было именно так. Если у вас другая информация, пожалуйста, напишите комментарий – поправлю!

Полезная информация о Тбилисском метро

Время работы метро в Тбилиси: с 06:00 до 00:00.

Интервал движения поездов: от 2 до 12 минут в зависимости от времени суток.

В вагонах и на станциях центральных районов объявления делаются на грузинском и английском языках. Это же касается и схем, пояснений и прочих надписей в метрополитене. При этом некоторые станции, особенно в отдаленных районах города и старого заложения, не снабжены английскими комментариями. Впрочем, это не мешает ориентироваться в подземке, ведь схема метро Тбилиси является достаточно простой.

Необычной в этом плане является станция Важа-Пшавела, ведь здесь используется лишь один путь (второй планируют ввести в эксплуатацию после открытия следующей станции). Есть в метро Тбилиси и открытый участок на первой линии – между Надзаладеви и Гоциридзе.

Надеюсь, на все возникшие вопросы о метро Тбилиси я в этой статье ответил. Если таковые у вас вдруг остались, пишите их в комментариях, я постараюсь ответить максимально быстро и развернуто.

Влюбленный в Грузию, Игорь ОЗИН.

Сегодняшний пост – о том, как предотвратить нервное напряжение в поисках необходимого транспорта. Зная о точном времени прибытия автобуса, и проложив заранее маршрут от пункта А до пункта Б, можно сэкономить кучу времени!

Это веб-сайт публичного лица ООО «Микроавтобусы Тбилиси» (შპს “თბილისის მიკროავტობუსი”). Здесь представлена замечательная интерактивная карта, которая поможет разобраться, как передвигаться по городу при помощи маршруток. На главной странице кликните Eng (если на английском вам удобнее, чем на грузинском), выберите категорию Routes и подкатегорию Search for Routes , снова кликните на “Eng” и отмечайте на карте точки отправления и прибытия. Таким образом вы сможете выбрать более подходящую маршрутку из двух.

К сожалению, данные веб-сайты еще не интегрированы, но немного попрактиковавшись, вы сможете понять, как прокладывать необходимые маршруты (ул. Бараташвили, станция метро Дидубе и т.д.).

Оплачивать проезд в автобусе необходимо сразу же, как только вы в него поднимаетесь. А в маршрутках вы платите в конце поездки, если наличными – то прямо водителю. Как в автобусах, так и маршрутках предусмотрена возможность оплаты картой «Метромани» (მეტრომანი), которую вы можете приобрести за 2 лари в метро. Заполнять ее можно при помощи аппаратов , установленные на каждой станции метро возле касс. Стоимость проезда: в автобусах – 50 тетри (0.50 GEL) и от 60 до 80 тетри за проезд в маршрутке. С карточкой «Метромани» вы оплачиваете проезд в первый раз, затем при пересадке в течение полутора часов: с одного автобуса на другой; с автобуса на метро или наоборот, путешествуете бесплатно. Интересная деталь: если вы планируете оставаться в Тбилиси меньше месяца, то, сохранив чек, можете сдать карту обратно и вернуть заплаченные 2 лари. Карта «Метромани» действует также на канатках в парке Рике и на Мтацминда.

В Тбилиси две ветки метро. Если едете на короткий срок и снимете жилье в , то вам понадобится только одна ветка (красная ), или же метро вообще не понадобится.

Время работы метро Тбилиси: 6.00-00.00

Схема метро Тбилиси на русском языке:

Станции, которые могут понадобиться:

Liberty Square (Площадь Свободы) — центр Тбилиси, в одну сторону — пешком в старый город, в другую — на проспект Руставели и к фуникулеру

8. Карта Metromoney действует только на территории Тбилиси , расплатиться ею за маршрутку в или за проезд на канатке в нельзя.

Бонусы и скидки

Оплатив поездку картой Metromoney, в течение 1.5 часа вы можете делать бесплатные пересадки в метро или автобусах.

Например, в 12.00 сели в метро, оплатили поездку 0.5 лари . В 12.30 пересели на автобус, приложили карту к считывающему устройству, но деньги при этом с карты не списываются.

Канатные дороги Тбилиси

По этой самой карте можно кататься на .

Цена поездки по канатке 3 лари (1.2$ или 75р) с человека в одну сторону. Можно ехать вдвоем (втроем, вчетвером) по одной карте, если пополнить ее на нужную сумму.

Просто заплатить в кассе 3 лари и прокатиться на канатке без покупки карты нельзя .

Фуникулер Тбилиси, цены 2019

Помимо канатных дорог, в Тбилиси есть на гору Мтацминда.

Для поездки на фуникулере нужно покупать отдельную карту (можно одну на несколько человек). Вернуть карту и получить обратно ее стоимость нельзя.

Эта карта остается с нами навсегда

Маршруты автобусов Тбилиси

Например, мы хотим добраться до канатки в . Ближайшее метро в 2-х км, поэтому ищем автобус.

Система городского транспорта в столице Грузии включает в себя такие варианты передвижения, как метрополитен, автобусы и такси. Тем, кто «потянет» по финансам, ещё можно взять напрокат машину. Для более оперативного ознакомления с тем, как же работает здешний транспорт, стоит посетить сайт ttc.com.ge (Тбилисская транспортная компания), на котором указаны графики движения и карты маршрутов, а также стоимость проезда.

Метрополитен

Один из самых экономичных способов передвижений в Тбилиси – это метрополитен ; на метро можно доехать почти до любого района города, исключение составляет только один из самых "крутых" районов - Ваке. Метрополитен состоит из двух веток с 22-мя станциями. В течение последнего времени в метрополитене Тбилиси проводились работы по реконструкции. В принципе, проблем с ориентировкой здесь быть не должно. Надписи на указателях и голосовые сообщения продублированы на грузинском и на английском. Оплата может производиться за разовый проезд, или же можно приобрести пластиковую карту и класть на неё деньги. Срок действия такой карты составляет один месяц. В отличие от других видов транспорта, в метро расплачиваться наличными нельзя.

Автобусы

Остановить автобус, просто махнув водителю рукой, в Тбилиси не получится – здесь этот транспорт останавливается только на оборудованных остановках, на которых установлены электронные табло с указанием приблизительного времени прибытия автобусов. Направление движения указывается так же, как и в метро - на двух языках: английском и грузинском. При помощи городского автобуса можно объехать все самые интересные места Тбилис и. Оплата проезда производится через автоматизированную кассу или при помощи карты Metromoney. Перед посадкой в автобус убедитесь, что у вас имеется при себе 0,5 лари (50 тетри), поскольку кассовый аппарат берёт ровно столько, сколько необходимо для оплаты проезда, а сдачу не возвращ ает. То есть вам необходимо заранее запастись монетами по 5,10 и 20 тетри. Оплачивать проезд непосредственно водителю запрещено. Пользоваться электронной картой более удобно в смысле экономии средств: с ней можно будет в течение часа бесплатно делать пересадки на автобусах и в метрополитене. Карта Metromoney стоит приблизительно два лари; приобрести её можно в метрополитене и на остановке канатной дороги. Как я уже писал, Metromoney рассчитана на эксплуатацию в течение месяца, и в данный период времени можно забрасывать на неё средства. Кстати, при помощи Metromoney можно оплачивать не только проезд в метро и на автобусах, но ещё и на канатной дороге и в маршрутных такси. Относительно качества автобусов могу сказать, что весь автобусный парк грузинской столицы относительно новый и в хорошем техническом состоянии .

Ознакомиться с маршрутами и выбрать подходящие можно на том же сайте городской транспортной компании ttc.com.ge : здесь обозначены все остановки и все городские автобусные рейсы. Кроме этого, на этом сайте можно отслеживать перемещение автобусов в режиме реального времени.

Маршрутное такси

Маршрутных такси по Тбилиси передвигается немало. Оплата проезда в них производится наличными или по пластиковой карте. В отличие от автобуса, маршрутное такси останавливается по требованию пассажир а. Тут ещё есть такая интересная особенность: в маршрутках действует особая система скидок по пластиковой карточке - стоимость каждого последующего проезда в течение дня снижается на одну десятую лари . Не так давно парк городских маршрутных такси стали обновлять, и на дорогах Тбилиси появились новые, комфортные и надёжные в техническом плане маршрутки. При помощи сайта http://www.tm.ge/ можно самостоятельно планировать передвижение на маршрутных такси по территории Грузии. Данные на этом сайте представлены на грузинском и на английском.

Канатная дорога

Другой вид городского транспорта – это канатная дорога, построенная в 2012-м году; с помощью канатной дороги можно добраться от площади Европы до крепости Нарикала. Канатка представляет интерес не только как вид общественного транспорта, но и в качестве местной достопримечательности: благодаря прозрачному полу в кабинке вы можете насладиться видом города с огромной высоты. Вместимость кабинки – восемь пассажиров, проезд стоит примерно один лари.

Услуги такси

Взять такси означает получить в своё распоряжение самое быстрое и популярное среди туристической братии средство передвижения (если не брать в расчёт услугу проката автомобиля). Стоимость пользования такси благодаря конкуренции между перевозчиками не превышает разумных пределов. Единственное, что не советую – не брать машину на улице , тут уж можно нарваться на хитрого водилу, который постарается с вас содрать как можно больше. Лучше садитесь в фирменное авто, на котором обычно снаружи указывается номер телефона конторы-перевозчика. За поездку по городу обычно берут три-шесть лари, а вот чтоб доехать до Тбилисского аэропорта, придётся потратить не менее двадцати пяти. К слову, международный аэропорт Тбилиси находится в двадцати километрах от города. Вот несколько телефонных номеров служб такси в Тбилиси: «291 06 07», «237 78 77», «294 14 14» .

Прокат автомобилей

Данная информация предназначена для тех, кто уверен, что сможет самостоятельно ориентироваться в столице Грузии, предпочитает самостоятельное передвижение городскому транспорту и, естественно, в состоянии оплатить прокат автомобиля. В Тбилиси работает множество фирм, занимающихся сдачей машин в аренду, причём можно арендовать автомобиль с водителем или без такового, взять в качестве опции автокресло для ребёнка и прочее… Существует множество дополнительных нюансов, и при желании и наличии свободного времени можно подобрать себе самый удобный - и по цене, и по комфорту.

Весь автотранспорт застрахован. Стоимость аренды зависит от класса авто. Машину можно арендовать, не выходя из здания аэропорта - там расположены представительства соответствующих контор.

Вот сайты и телефоны некоторых фирм: http://www.avis.ge/ телефон: «292 35 94», http://www.georentcar.ge/ru/ , телефон: «293 00 99», http://naniko.com/ru/ (телефон: «214 11 22») .

В машине или на автобусе во время экскурсий легко и приятно, но бывают моменты, когда хочется самостоятельно осмотреть город, насладиться неспешной прогулкой по древним улочкам, почувствовать себя полностью самостоятельным и независимым туристом. Для этой цели в качестве недорогого и очень удобного средства передвижения по Тбилиси отлично подойдет метро. С помощью быстрого подземного транспорта, Вы сможете добраться к самым интересным частям города. А зная некоторые особенности метро, еще и неплохо сэкономить в дальнейшем.

Метро Тбилиси

История тбилисской подземки, скорее всего, мало интересна путешественникам, а потому считаем предпочтительнее рассказать о тонкостях передвижения по городу. Существующие две ветки метро расположены далеко не под всем городом, а значит, к некоторым местам столицы придется ехать на автобусе или такси. И все же, практически ко всем основным туристическим достопримечательностям можно добраться вполне экономно, довольно быстро и главное (особенно актуально в летний зной), в более комфортной температуре, чем на поверхности.

Карта метро Тбилиси

Для удобства публикуем карту метро Тбилиси с существующими ветками и станциями в том виде, в котором Вы увидите ее в подземке. Рекомендуем обратить внимание на центральную часть ветки Akhmeteli — Varketili (показана красным цветом). Обычно это именно тот кусок метро, что пользуется популярностью у туристов.

Удобная карта с точно нанесенными ветками и станциями метро в Тбилиси.

Станции метро Тбилиси

Если Вы выбрали в качестве средства передвижения по Тбилиси метро, то дальнейшая информация о наиболее «ходовых» станциях может оказаться очень полезной.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook