Машины связи на шасси газ ааа. ГАЗ-ААА: история, описание, технические характеристики. Модификации грузовика ГАЗ-АА
Э та статья посвящена одной из таких машин - двухтонному грузовику ГАЗ-ААА, унифицированному и рассчитанному на преимущественное применение в вооруженных силах СССР.
По привычке заказ на трехосные грузовики был отправлен американской компании Ford, но в ее программе такой машины не оказалось, а спешно собранные за океаном прототипы . В результате доработкой несущественно обновленной машины пришлось заниматься советским инженерам, за работой которых наблюдали представители Наркомата обороны, ОГПУ и НКВД.
Первые образцы 40-сильного грузовика ГАЗ-ААА с главными червячными передачами появились в конце 1934-го, а затем на организацию их выпуска ушел еще один год. В 1938-м модернизированный вариант получил мотор ГАЗ-М в 50 сил. В то же время был построен опытный усиленный образец ГАЗ-31 с 76-сильным двигателем для будущей замены ГАЗ-ААА.
Военные исполнения грузовиков ГАЗ-ААА
Первоначалу автомобиль полностью отвечал требованиям военных по проходимости, надежности, простоте обслуживания, способности доставлять до 20 человек личного состава, буксировать полевые пушки и нести на себе более тяжелое оборудование и вооружение.
|
Между тем номенклатура специальных армейских версий на шасси ГАЗ-ААА существенно уступала полуторке, зато гамма созданных на нем бронеавтомобилей не имела равных ни в прошлом, ни в будущем.
Радиотехнические средства
В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.
В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.
Автомастерские
Учитывая одинаковые с полуторкой размеры монтажной площади шасси на ГАЗ-ААА монтировали походные мастерские ПМ-3, а также более тяжелую типовую мастерскую ПМ-5-6 - летучку типа Б, разработанную для установки на ЗИС-5. Ее комплектовали увеличенными наборами инструментов и материалов, а некоторые версии размещались в специальных более вместительных и тяжелых кузовах с расчетами до семи человек. Во время войны на этой базе выпускалась мастерская ТРМ для ремонта бронетанковой техники в полевых условиях.
Автомобили службы горючего
Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.
До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.
Аэродромная и инженерная техника
К аэродромной технике на ГАЗ-ААА относился поздний 50-сильный вариант авиационного стартера АС-2 , обеспечивавшего повышенный крутящий момент, необходимый при заводке более тяжелых винтовых самолетов. По комплектации он практически ничем не отличался от модели АС-1 на базе полуторки.
Машины химической службы
В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750 , состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.
В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.
Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.
Пулеметно-пушечное вооружение
В мирное время в бортовых кузовах грузовиков ГАЗ-ААА, как и ГАЗ-АА, без особых переделок устанавливался обширный набор легкого вооружения от одиночных до счетверенных пулеметов, а также пушек калибра 25 и 37 мм. Рядом с ними размещались ящики с боеприпасами и места для боевого расчета. К началу войны на вооружении РККА состояло свыше двух тысяч таких машин, но в реальных сражениях они оказались неэффективными.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
На полубронированном трехосном шасси монтировали самоходную артиллерийскую установку СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм и лобовым бронещитом. Плохая маневренность и уязвимость этих систем заставили отказаться от их боевого применения.
Штабные и санитарные машины
Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.
На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.
Бронеавтомобили на шасси ГАЗ-ААА
Главным историческим предназначением автомобиля ГАЗ-ААА стало самое многочисленное и разношерстное семейство опытных и серийных бронемашин, полностью разработанных советскими инженерами и носивших гриф «Совершенно секретно». Подробно рассказать о них в одной статье невозможно, поэтому здесь представим лишь самые важные и оригинальные конструкции.
Первым советским бронеавтомобилем считается БА-6 . Он являлся прежним вариантом БА-3 на шасси Ford-Timken, корпус которого с цилиндрической башней и 45-мм пушкой в 1935 году переставили на облегченное шасси ГАЗ-ААА с укороченным задним свесом и пулестойкими шинами. Опытный железнодорожный вариант снабжался металлическими бандажами с ребордами, надевавшимися на все колеса.
В 1936-м развитием шестой модели стал компактный 50-сильный вариант БА-6М с укороченной базой. От первой версии он отличался усиленным передним мостом с двумя гидроамортизаторами, укороченным радиатором и дополнительным топливным баком. На корпусе была смонтирована новая коническая башня с тем же вооружением.
Наиболее известный и распространенный пушечный бронеавтомобиль БА-10 был создан в 1937-м как последняя доработка машины БА-6М и принят на вооружение в начале следующего. Его основой являлось специальное усиленное и укороченное 50-сильное шасси ГАЗ-07 с экранированными узлами системы зажигания. Для повышения проходимости к броневику придавались съемные гусеницы Overall, размещенные на задних крыльях.
В Первом воздухоплавательном дивизионе на шасси БА-10 с открытой задней частью корпуса была собрана полубронированная аэростатная лебедка с осветительным прожектором и запасным колесом на передней подножке.
В конце 1939 года появилась модернизированная бронемашина БА-10М серийного производства, сменившая модель БА-10. Ее отличиями являлись бронезащита пулемета и бензопроводов, два типа радиостанций и топливные баки в бронированных кожухах, вынесенных на крылья задних колес. К началу войны в РККА насчитывалось свыше 2,5 тысяч бронеавтомобилей этой серии.
Самой оригинальной бронемашиной стал экспериментальный плавающий вариант ПБ-7 с несущим корпусом, построенный на Ижорском заводе осенью 1936 года и негласно признанный одной из наиболее передовых советских конструкций мирового уровня. Его основой являлась опытная ходовая часть ГАЗ-30 с 50-сильным мотором, трехлопастным водяным винтом и герметичным бронекорпусом с пулеметной башней.
До сих пор наиболее перспективным считается «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА» или санитарная бронемашина БА-22 , построенная в 1938-м на 40-сильной трехоске. Ее вместительный бронекорпус с внутренней высотой около трех метров служил для перевозки четырех раненых на подвесных носилках или 10–12 бойцов на продольных сиденьях. Потом, через много лет, в этой машине признали первый советский колесный бронетранспортер без вооружения.
Все бронеавтомобили участвовали в сражениях Великой Отечественной, в битве за Москву и в обороне Ленинграда. Их подавляющее большинство было уничтожено в первые же месяцы войны, но часть поврежденных машин оказалась в армиях противника, где их отремонтировали, переделали и вновь применяли в боях.
В Германии они поступали в основном в пехотные части и полицейские отряды для борьбы с партизанами. Бронемашины, оставшиеся в Финляндии, получив 85-сильный двигатель Ford, служили в вооруженных силах страны до начала 1950-х.
На заглавной фотографии - испытания опытного грузовика ГАЗ-31 с боковыми свободно вращавшимися запасными колесами
В статье использованы только аутентичные иллюстрации
Основные модификации 3-осного грузовика ГАЗ-ААА:
ГАЗ-05-193
- штабной автобус (1936-45 гг.). Произведено 237 шт.
ГАЗ-60
- полугусеничный ГАЗ-ААА (1938-42 гг.)
ПАРМ-А
- ремонтно-восстановительная машина.
БА-6
- бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1935-38 гг). Выпущёно 386 шт.
БА-10, БА-10М
- бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1938-41 гг). Выпущено 3311 шт.
СУ-12
- самоходная установка с 76,2-мм пушкой (1933-35 гг.). Выпущен 51 экземпляр.
ЗСУ 61-К
Кроме того на базе ГАЗ-ААА выпускался ряд специализированных автомашин - пожарные, седельные тягачи, радиофургоны, прожекторные зенитные установки ПО-15-8, РЛС обнаружения РУС-2 "Редут" и РУС-2с "Пегматит", автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты "Максим" в кузове) и т.д.
Тактико-технические характеристики грузовика ГАЗ-ААА |
|
---|---|
Год выпуска | 1934 |
Мест в кабине | 2 |
Масса, кг | 2475 |
Масса груза, кг | 2000 |
Габаритные размеры:
длина, м ширина, м высота, м | 5,335 2,04 1,97 |
Клиренс, м | 0,23 |
Двигатель | карбюраторный "ГАЗ-М1", 50 л.с. |
Коробка передач | 4 вперёд, 1 назад 2-скоростная раздаточная коробка |
Расход топлива, л/100 км | 25 | Запас хода, км | 100 |
Макс. скорость, км/ч | 65 |
Выпущено, шт | 37373 |
3-осный грузовик ГАЗ-ААА (6x4) был разработан в 1934 г. при участии известного конструктора В. А. Грачева. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Сначала на нем использовали обычный 40-сильный мотор, но с 1936 г. стал применяться его вариант в 50 л.с., который в США устанавливали на модели Форд-ВВ. При проектировании нового грузовика были внесены ряд мелких изменений, например немного была изменена форма крыла. Главными же особенностями ГАЗ-ААА стали подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах (вместо двух балансирных) и червячная главная передача для ведущих мостов, разработанные на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей "Оверолл".
Автомобиль мог перевозить по шоссе 2 т груза и развивал скорость 65 км/ч, а при подъеме с полной нагрузкой можно было преодолевать подъем в 27 градусов.
Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов.
Кроме этого, шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193, топливозаправщиков, походных мастерских, радиолокационных станций. Шасси "трехоски" использовалось для установки на нем счетверенных пулеметов "максим" или крупнокалиберного ДШК, на базе этой машины выпускалась артустановка СУ-12 и бронеавтомобиль БА-10, а также одна из первых советских радиолокационных станций РУС-2 "Редут".
По объему производства ГАЗ-ААА стал самой массовой машиной повышенной проходимости. За период с 1934 по 1943 годы было изготовлено 37373
грузовика, большинство из которых использовалось в частях Красной Армии.
Фотографии грузовика ГАЗ-ААА |
В какой-то из дней, просмотрев журнал от очередной автолегенды, я вспомнил, что в детстве у меня было несколько моделей автомобилей того самого, нужного мне масштаба 1:43. Большая их часть была легковыми (таковых было две штуки, зеленый ГАЗ-24 и "Нива" с прицепом "Скиф"), РАФ-977Д не помню какой фирмы и двигателевский ГАЗ-ААА. Причем если первы трем вышеупомянутым машинкам не повезло и они оказались в разной степени разобранности и отлетевших деталей, то последний оказался более или менее счастливчиком. Пришел домой, протер и отфотографировал ГАЗ-ААА. Грузовые автомобили мне нужны.
Общий вид спереди:
Автомобильчик в целом сохранился неплохо. Есть пара царапин, потертостей, но главный недостаток - это все же неоттираемое пятно неизвестного происхождения на капоте:
Из других недостатков, врожденных:
- кривые передние колеса,
- фары без стекол.
Решетка радиатора - несквозная.
Бампер тоже без полагающихся отверстий:
Трехосный ГАЗ-ААА закономерно встает рядом с двухосным ГАЗ-АА:
ГАЗ-ААА (Двигатель) и :
Вид сверху:
Еще одна модель на базе ГАЗ-АА, которая есть у меня:
Передки у всех автомобильчиков реализованы по-рахному:
Вид в профиль слева по ходу движения:
Переднее колесо:
Все очень просто: пластик, поблескивающий лак.
При этом дврецы кабины открываются. Открыть спустя столько времени не рискнул из боязни того, что могут отвалиться:
Тележка:
У нее есть такая интересная особенность - она "живая":
По дорогам того времени ездили трехосные автомобили и другого автозавода-гиганта - ЗИС:
ГАЗ-ААА (Двигатель) рядом с :
Общий вид сзади:
Расшивки внутри кузова нет.
Можно видеть дефекты отливок кузова и кабины:
Хоть пластик кузова грубоват, но основные моменты на нем обозначены.
Оптики нет вообще.
Протекторы - так себе:
Автомобиль ЗИС-5В более позднего периода, вне всякого сомнения, встречался на дорогах с оставшимися после войны более ранними ГАЗ-ААА:
ГАЗ-ААА (Двигатель) возле :
Вид срава в профиль:
В кабине печально. Черный плохо состыкованный пластикне рассчитан на взыскательного клиента:
Трудно не поставить рядом ЯГ-6 - яркого, да и, пожалуй, единственного, представителя большегрузных автомобилей того периода:
ГАЗ-ААА от завода "Двигатель" и :
Общий вид снизу:
Все весьма условно. Однако подобными условностями не пренебрегают и нынешние производители масштабных моделей:
Кракозябра на фото выше в виде завалившейся цифры 7, видимо, символ завода-изготовителя.
Тут же все гораздо понятнее: "MADE IN USSR" (все-таки машинка сувенирная, раз на английском написано); название и масштаб, правда, уже по-русски:
Джип военного времени также производства Горьковского автозавода смело ставится рядом:
ГАЗ-ААА (Двигатель) и ГАЗ-64 (НАП):
Трехчетвертные:
Ну и разумеется, улица:
В качестве постскриптума добавлю ту кучку моделей и игрушек разного масштаба, что принес из гаража вместе с ГАЗ-ААА:
На фотографии с военной техникой из одного набора здесь не хватает еще салатового танка из несколько другой серии чуть большего масштаба. Он куда-то запропастился:
Компания более мелких коллег, за которыми я лет в семь очень сильно повсюду гонялся:
Модели серии Hot Wheels, купленные мне и брату во время нашего пребывания в Индии (белая машинка, кстати, была прислана отцу к нам домой одним индийцем чуть позже в благодарность за то, что он продал ему фотоаппарат "Зенит"), и болид Формулы-1 с оторванным антикрылом из какой-то гоночной игры:
Ну и, собственно, модели нашего масштаба разной степени целостности. Забыл поставить травяного цвета ГАЗ-24 (есть на общем фото) и травянистый же Москвич-407, он иногда появляется на фото "пробка" моих постах:
Модель автомобиля: ГАЗ-ААА
Период выпуска прототипа: 1936-1943 годы
Производитель: Двигатель
Дата выпуска: -
Краткое мнение: по-советски кондовый
Оценка:
Качество: 2,5 из 5.
Детализация: 2 из 6. Нет детализации, совсем.
Соответствие прототипу: 3 из 5. Похож, да.
Узнаваемость: 2 из 2. Есть.
Харизма: 3,5 из 5. Немного.
Коробочка: 0,5 из 1,75. Родную коробочку потерял или же выкинул давным-давно, тем не менее - в соответствии с
Автомобиля из 4 × 2 была превращена в 6 × 4.
ГАЗ-ААА | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | - |
Сборка | ГАЗ (Горький , СССР) |
Дизайн | |
Колёсная формула | 6 × 4 |
Двигатель | |
карбюраторный , 4-цилиндровый, рядный, рабочий объём 3285 см 3 , до 1937 года степень сжатия 4,25, мощность 40 л. с. (ГАЗ-АА), с 1937 года - степень сжатия 4.6, мощность 50 л.с. при 2800 об./мин (ГАЗ-ММ). |
|
Трансмиссия | |
10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода) | |
Характеристики | |
Массово-габаритные | |
Длина | 5335 мм |
Ширина | 2040 мм |
Высота | 1970 мм |
Клиренс | 230 мм |
Колёсная база | 3200 мм |
Масса | 2475 кг |
На рынке | |
Другое | |
Грузоподъёмность | 2000 кг на шоссе, 1500 кг на грунте |
Медиафайлы на Викискладе |
Правая сторона
Предыстория трёхосных автомобилей
В 1920-х в мировой автомобильной промышленности стала популярной концепция трёхосных (по тогдашней терминологии шестиколёсных) автомобилей повышенной проходимости с колёсной формулой 6 × 4. В СССР внимание автомобилям повышенной проходимости (прежде всего для нужд РККА) уделялось самое пристальное, поэтому первоначально начались их закупки по импорту. Например, для эксплуатации в Средней Азии закупались популярные французские средние грузопассажирские автомобили Renault MH, а для РККА - английские тяжёлые 7-тонные грузовики Moreland TX6. На базе последнего, в 1931 году был даже создан тяжёлый бронеавтомобиль Д-9. В конце 1930 года в США была закуплена партия из 1000 ед. трёхосных (6 × 4) грузовиков «Timken Company » Ford-Timken грузоподъёмностью 1,5-2,5 т, выпускавшихся на базе стандартного двухосного (4 × 2) Ford АА. Кстати, в Америке эта модель большого признания не получила, но в СССР стала родоначальницей всех «трёхосок». В 1931-м сборка трёхосных «Ford-Timken» из американских комплектов была развёрнута на Первом автосборочном заводе . На базе «Ford-Timken» уже в 1931-м были разработаны и в 1931-1934 гг. выпускались серийно бронеавтомобили среднего класса Д-13 , БАИ и БА-3 , а также были созданы экспериментальные плавающие-авто-железнодорожные бронеавтомобили БАД-1 и БАД-2 .
История создания и производства ГАЗ-ААА
Конструкция
Конструктивно ГАЗ-ААА представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА /ГАЗ-ММ , где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. Связанное с этим увеличение числа колёс позволило уменьшить удельное давление от каждого из них на грунт, что позволило повысить проходимость автомобиля по просёлочным и лесным дорогам. Грузовик мог преодолевать подъём в 27°. В 1938 году грузовик прошёл модернизацию, получив более мощный 50-сильный мотор и ряд других усовершенствований, аналогичных базовой модели ГАЗ-ММ . С началом Великой Отечественной войны конструкция ГАЗ-ААА была существенно упрощена (по типу ГАЗ-ММ-В) в целях снижения трудоёмкости и стоимости производства, что практически не отразилось на ТТХ. Для повышения проходимости на ведущие колёса бронеавтомобилей и спецмашин на базе ГАЗ-ААА одевались быстросъёмные вездеходные цепи типа «Оверолл» (входили в штатное оснащение всех средних БА).
Модификации, спецмашины и бронеавтомобили на базе ГАЗ-ААА
На шасси ГАЗ-ААА монтировались радиосистемы дальнего обнаружения
По производству грузовиков в Нижнем Новгороде (тогда Горький) не было случайностью, как и освоение им выпуска легендарного ГАЗ АА. Ни один из других промышленно развитых городов не имел всей суммы преимуществ Поволжского индустриального центра. Здесь существовала уже сильная промышленность с большим числом опытных работников. Волга предоставляла обильные водные и энергетические ресурсы, позволяла транспортировать грузы наиболее дешевым способом. Была здесь и мощная грузовая железнодорожная станция.
Так выглядит грузовой автомобиль ГАЗ АА
Обращение к услугам фордовского концерна при организации завода и разработке первых грузовиков было вполне закономерно. Собственная автомобильная промышленность не имела еще опыта столь масштабных работ, а ни одна зарубежная компания не могла сравниться с Детройтским автозаводом. С американского прототипа скопировали ГАЗ-А. Для своего времени эта машина была очень мощной и высококачественной.
Двигатель на грузовике и на легковом варианте был унифицирован, управлением им осуществлялось при помощи четырехступенчатой МКПП.
Некоторым отличием от легкового было только усиленное сцепление. ГАЗ-АА имел очень маленький коэффициент сжатия топлива. Это позволяло применять широко распространенное низкосортное горючее (лигроин, низкооктановый бензин, осветительный керосин). Выпуск по-настоящему качественных нефтепродуктов был еще впереди.
Снаряженный грузовик имел массу конструкции чуть более 1,8 т, в штатном режиме мог брать груз до 1500 кг (именно отсюда и появилось знаменитое выражение «полуторка»). Тем не менее острый недостаток грузового автопарка вынуждал использовать машины максимально интенсивно, нередко в кузове ГАЗ-АА перевозили 3 т груза одновременно.
Выпуск полного цикла комплектующих в СССР начался в 1933 году, тогда же запчасти ГАЗ начали делаться исключительно внутри страны. Со следующего года грузовик оборудовали металлической кабиной (ранние версии делались из дерева и картона). Модернизация 1938 года привела к появлению версии ГАЗ-ММ. От обычной «полуторки» эта машина внешне не отличима, однако она имела 50-сильный мотор.
Различить двигатель на модификациях АА и ММ несложно, достаточно лишь свериться с формой фланца. В первом случае он был прямоугольный, а во втором — треугольный (соответственно, различалось и количество точек закрепления).
Дизайн грузовика Газ ММ
На этом, однако, модернизационная работа не остановилась. Постоянно искались возможности для усовершенствования грузовика и его моторной части. Для понимающих в инженерном деле отличить полуторки 1938 и 1941 годов не составит особого труда.
После вступления СССР в войну тонкая сталь оказалась востребована в неимоверных количествах, на ее уже не оставалось. Предприятие вынуждено было начать сборку ГАЗ-ММВ. Отличия этой машины очень значительны: вместо дверей — боковые перегородки (в некоторых случаях складывающиеся двери из брезента); крылья делались из кровельного листового железа. Передние колеса не были оборудованы тормозами. Оставили одну лишь фару головного света и сделали борта неоткидывающимися.
Только в 1944 году оказалось возможно вернуться к традиционному решению — деревянно-металлическому корпусу.
В 1947 году выпуск модификации ММ освоил УАЗ, который закончил производить эту машину, судя по сведениям из некоторых источников, только лишь в 1956 г. Если верны подсчеты, то общее количество выпущенных автомобилей ГАЗ-АА вместе со всеми модификациями и версиями приближается к миллиону единиц.
Как раз в военную пору полуторка раскрыла свой потенциал наиболее полно. Конечно, в сравнении с автомобилями иностранных армий, она была не слишком совершенной, неудобной в управлении, да и возможности перевозки грузов оказались ограничены. Но все эти недостатки оправдываются одним обстоятельством, а именно тем, что зарубежные грузовые автомобили не были пригодны к использованию в суровых климатических условиях.
Чертеж ходовой части Газ ММ
Кроме того, малая проходимость, усложненный ремонт и необходимость использовать запчасти в огромном ассортименте делали практическое применение иностранных грузовиков очень трудным, особенно в условиях сравнительно низкой квалификации водителей и механиков. ГАЗ АА был лишен этих недостатков.
4-тактный бензиновый двигатель машины относился к нижнеклапанному типу и имел 4 рабочих цилиндра.
Привод — задний, передняя подвеска — зависимая, — несинхронизированная. Мотор развивает 2200 оборотов за минуту. Предельная скорость — 70 км/ч, расход топлива составляет около 20 л на 100 км, а емкости бака хватает примерно на 200 км без дозаправки.
Модификации грузовика ГАЗ-АА
С 1934 по 1943 годы выпускался ГАЗ-ААА, прототипом которого был Форд-Тимкен 1931 года. В результате модернизации 1937 года на грузовике появился 50-сильный двигатель, обновились и некоторые другие комплектующие. Колесная формула — 6х4, в кузове штатно помещается 2 тонны груза. Этот автомобиль послужил базой для ГАЗ-05-193, для нескольких модификаций бронеавтомобиля БА, среди которых были как серийно выпускавшиеся, так и экспериментальные плавающие. Кроме того, на основе ГАЗ-ААА создали химическую бронемашину и санитарный бронетранспортер.
Читайте также
Автомобили ГАЗ-3308
В течение 12 лет, до 1946 года, выпускался самосвал ГАЗ-410, в котором использовалось сначала шасси от ГАЗ-АА, а затем от ГАЗ-ММ. Он имел возможность перевозить до 1200 кг груза. В 1938 году из-за острой нехватки минерального топлива пришлось запустить в производство газогенераторную версию автомобиля.
Газогенераторная установка для ГАЗ ММ
Согласно технической документации, она могла брать на борт до тонны груза, однако непременно требовалось возить с собой 150-200 кг древесины. ГАЗ-42 делали до 1950 года. С 1938 года и до начала войны производилась угольно-газогенераторная версия ГАЗ-43, а в 1939 году выпустили ограниченную партию ГАЗ-44, работавшую на компримированном природном газе.
Оригинальный ГАЗ-АА, кстати, тоже переводили на более экономное, чем углеводороды, топливо. Делалось это в инициативном порядке многими предприятиями, которые производили газогенераторные установки для серийных «полуторок».
Повышение автономности и экономия при этом покупались дорогой ценой… Мощность мотора упала, передаточное число пришлось повышать на 0,9, а топливную систему — кардинально менять. Весь необходимый конструкторский труд был выполнен коллективом во главе с С.Ф.Орловым.
Однако и всем этим конструкторская мысль не удовлетворялась! Были полугусеничные версии и машины повышенной проходимости, автобусы, санитарные машины, пожарные ПМГ-1.