Деление машин по типам и назначению. Классификация автомобилей — что это и какие классы авто бывают. Принцип классификации в России
Сейчас многие, прежде чем выбрать конкретную модель и даже марку автомобиля, обращаются к Интернету, но у различных классификаторов существуют разные параметры для разных машин. А некоторые покупатели, уже определившиеся с выбором, ищут более конкретную информацию в прессе и также встречают незнакомые определения.
В первую очередь, транспортные средства делятся по назначению - пассажирские, грузовые, грузопассажирские и специальные. Нас интересует только первая категория - пассажирская, причём не автобусы, а легковые автомобили вместимость до 8 человек . И сразу примечание - если с виду машина кажется легковой, но в неё помещается более 8 пассажиров, то нужно получать водительские права категории D. Легковые автомобили делят по классам, типу кузова, типу привода и другим показателям.
Самая распространённая на сегодняшний день классификация - это деление по классам, её иногда называют европейской классификацией . В её основе лежит деление по размеру автомобиля, и она очень напоминаетразбивку по моделям у Mercedes-Benz. Самый младший A-класс (сюда относятся самые маленькие машинки от Smar tдо «Оки» длиной не более 3,6 м), чуть больший В-класс (так называемые городские автомобили небольшого размера, длиной до 4 м, и с двигателями малой и средней мощности), один из самых популярных средний C-класс (длина до 4,5 м), похожий по размерам, но более просторный D-класс, более длинный Е-класс и самый большой F-класс (длина основных представителей колеблется около 5 м). Отдельное место занимают , минивэны, купе, кабриолеты и различные спортивные автомобили.
Европейская классификация автомобилей (D-, E- и F-классы) | ||
Renault Laguna | Nissan Teana | Audi A8 |
Представителям некоторых классов могут давать другие названия. Так раньше самыми популярными были автомобили Гольф-класса , от вольксвагоновского Golf, который был эталоном городского автомобиля. D и Е категории относят к бизнес-классу , а F-класс - это представительские автомобили .
Стоит отметить, что до последнего времени автопроизводители, выпуская следующее поколение того или иного автомобиля, уже получившего принадлежность к определённому классу, несколько добавляли в размерах. Поэтому некоторые «типичные» представители из своего класса по физическим размерам, но остаются в нём в силу позиционирования. Сейчас же начинается обратный процесс уменьшения, из-за более высоких экологических требований, для достижения которых начинается борьба с лишним весом.
Другая не менее важная классификация основана на типе кузова . Главным понятием здесь является «объём», то есть та часть пространства, которую можно отделить от других частей кузова. Так трёхобъёмник - это классический автомобиль с отдельным моторным отсеком, салоном и багажным отделением. Двухобъёмник чаще представляет собой отдельный отсек для двигателя и единые салон и багажник (у некоторых машин с заднемоторной компоновкой объединено пространство салона и двигателя, а багажник находится отдельно спереди). Однообъёмник подразумевает единое пространство для всех частей автомобиля.
Понятие «объёма» в классификации легковых автомобилей | ||
GAZ Siber | Lada Kalina | Citroen C4 Picasso |
Итак, основными видами легковых автомобилей являются седан и хетчбэк. Седан (в Англии и Японии saloon, нотчбэк в Америке) - классический трёхобъёмник с жёсткой крышей, у которого все три части структурно отделены друг от друга. Среди седанов нужно выделить отдельный подвид: лимузины - удлиненные ради комфорта пассажиров второго ряда седаны с перегородкой между местом водителя и остальным салоном. Хетчбэк - двухобъёмник с жёсткой крышей, у которого салон и багажник представляют собой единое пространство, а багажное отделение открывается вместе со стеклом. И тот и другой обычно имеют 4 боковые двери, хотя есть исключения.
Представители седанов, лимузинов и хетчбэков | ||
Volkswagen Polo Sedan | Cadillac Presidential Limousine | Hyundai Solaris |
Существует несколько промежуточных видов между седаном и хетчбэком. Фастбэк - седан с сильно скошенным задним стеклом, но отдельной крышкой багажника. Лифтбэк - седан, очень похожий на хетч, благодаря 5-й двери багажника, но в отличие от второго, задняя часть имеет такой же свес как у седана. И самый большой двухобъёмник - универсал , также имеет большой свес, а его крыша идёт до конца всего автомобиля. У него много обозначений, которые встречаются в названиях моделей - Tourer, Estate, Kombi, Аvant, Caravan и просто Van.
Фастбэк, лифтбэк и универсал | ||
Bentley Continental GT | Skoda Octavia | Volvo XC70 |
Универсалы близки двум другим направлениям. Первое, увеличившее полезное пространство, преобразовалось в однообъёмники минивэны (и их родственники с большими возможностями трансформации кузова - мультивэны). У второго увеличена проходимость и сюда входят внедорожники (их ещё иногда называют SUV- Sport Utility Vehicle), у которых большой дорожный просвет, высокая геометрическая проходимость, привод на все колёса и т.д. Впрочем, иногда эти направления пересекаются и получается .
Минивэн , внедорожник и мультивэн повышенной проходимости | ||
Chrysler Grand Voyager | Toyota Land Cruiser | Volkswagen Multivan PanAmericana |
Минивэны и внедорожники, достигшие своего расцвета в период дешёвого бензина, поддаваясь требованиям рынка со временем при сохранении формы кузова стали уменьшаться в размерах. Так появились их средние и малые представители, к определению которых стали присваивать вышеприведённую классификацию (минивэн В-класса ). С другой стороны, был целый класс кмпактных внедорожников,сделанных для армии и получившие гражданские версии.
Компактный минивэн и внедорожник | ||
Opel Meriva | Suzuki Jimny |
Внедорожники имеют сходство ещё с двумя видам кузовов. Пикапы - средний вариант между внедорожником и грузовиком, - это обычно трёхобъёмники одной частью которых является грузовая платформа. И кроссоверы (производное от внедорожника и хетчбэка), которые становятся всё больше похожи на однообъёмники, характеризуются короткими свесами, большим клиренсом и скошенной крышкой багажника, но переодичеки отсутствием полного привода. Кроссоверы также как и внедорожники могут быть разных размеров.
Пикап, кроссовер и компактный кроссовер | ||
Mitsubishi L200 | Mazda CX-9 | Subaru XV |
Ещё одним направлением развития кузовов, стало создание автомобилей для эгоистов. В их концепцию изначально заложено то, что удовольствие от движения получает только водитель, но и заодно пассажир, который зачастую является единственным. В первую очередь это относится к купе , название которого произошло от двухместного конного экипажа. Раньше этот термин применялся только к автомобилям, имеющим две двери и два места, что справедливо и в наши дни, но сейчас его часто используют для придания спортивности некоторым вполне обычным машинам. Появились четырёхдверные купе , очень похожие по строению кузова на обычные седаны, и даже купе-кроссоверы .
Купе, четырёхдверное купе и купе-кроссовер | ||
Jaguar XKR | Mercedes-Benz CLS 63 AMG | BMW X6 M |
Также к категории «машин для удовольствия» можно отнести кабриолеты , то есть автомобили без крыши, которая может быть мягкой или жёсткой, но полностью убирается. Это и является их главным параметром, а по всем остальным кабриолет может быть каким угодно, и иногда вместо изящного купе cabrio могут быть и городские хетчбэки и даже внедорожники.
Кабриолеты | ||
|
||
Aston Martin V8 Vantage | Fiat 500C Abarth | Land Rover Defender SVX |
У кабриолетов есть более узкая ниша - родстеры . Они характеризуются классическими двухдверными кузовами и мощными двигателями. Хотя и этот тип постигала участь купе, и иногда эта приставка появляется у почти обычных моделей. Иногда в Европе и Америке их ещё называют спайдерами . Другой подвид - тарга , отличался дугой безопасности и стеклом, расположенными за сиденьями.
Родстеры | ||
Smart Roadster Coupe | Lamborghini Gallardo LP570-4 Spyder | Porsche 911 Targa 4S |
Существует ещё несколько названий кузовов, которые в основном относятся к ретро автомобилям: фаэтоны (четырёхместные, обычно комфортабельные автомобили без центральных стоек с мягкой крышей), ландо (с открывающимся верхом над пассажирами заднего сиденья), или к различным спортивным направлениям: ралийные автомобили , масл- (маскл)кары , хотроды , машины для кольцевых гонок и прочие. Обычно они имеют свои характеристики и собственную классификацию.
Необычные типы автомобилей | ||
Фаэтон Ford Model T Tourer (1912 год) | Chevrolet Indy Car Baltimore | Фото: Dakar.com |
Можно разделять автомобили по типам двигателей : в зависимости от топлива - бензиновые, дизельные, гибридные и электрические, простые, турбированые и компрессорные с механическим наддувом, по количеству выдаваемых лошадиных сил (актуально при расчёте налогообложения) и пр.
Достаточно показательными с точки зрения классификации машин, являются различные автомобильные премии.
Одна из самых крупных российских премий «Автомобиль года» делит претендентов и по кузову, и по стоимости, добавляя приставку премиум. В итоге получается 23 класса: городские автомобили, малый, малый средний класс, средний и бизнес-класс, представительский и представительский класс премиум, купе, купе премиум, грантуреры, кабриолеты и родстеры, кабриолеты и родстеры премиум, универсалы повышенной проходимости, компактные, лёгкие, средние и тяжёлые внедорожники, пикапы, компактвэны, минивэны, мини-фургоны, легкие фургоны и фургоны.
Уважаемое российское автомобильное издание выбирает лучшие машины, распределяя их в следующих номинациях: компактный автомобиль, автомобиль гольф-класса, автомобиль среднего класса, автомобиль бизнес-класса, представительский автомобиль, минивэн, компактный внедорожник, полноразмерный внедорожник, спортивная модификация, спортивный автомобиль, купе и кабриолет, спецтранспорт.
Одна из самых уважаемых премий британского журнала «What car?» вручает свою премию двум категориям: новые и подержанные авто, разделяя их на супермини, компактные семейные автомобили, семейные автомобили, компактные автомобили премиального сегмента, среднеразмерные автомобили премиального сегмента, автомобили представительского класса, универсалы, мультивэны, кроссоверы, внедорожники, купе, родстеры и кабриолеты, высокотехнологичные автомобили и заряженные хетчбэки
А вот самая главная мировая премия «Car of the Year» в состав жюри которой входит более около 200 профессиональных журналистов, инженеров и менеджеров, не делит машины по классам, а просто выбирает лучшие. В этом году призы получат: Ford B-Max, Hyundai i30, Mercedes Benz A-class, Peugeot 208, Renault Clio, Subaru BRZ/Toyota GT86, Volkswagen Golf and Volvo V40.
Огромное количество моделей и конструкций современных автомобилей может быть подразделено на определенные типы (или классы). Наиболее общая классификация транспортных средств (ТС) связана с их назначением. Данная классификация приведена в Международном стандарте ИСО 3833.
Типы дорожных транспортных средств
:
а - легковой автомобиль;
б - грузовой автомобиль;
в - автобус;
г - мотоцикл;
д - прицеп;
е - полуприцеп
Весь парк дорожных ТС подразделяется на механические ТС
(ТС с двигателем) и буксируемые ТС
(прицепы и полуприцепы). Механическое ТС, буксирующее прицеп или полуприцеп, называется автопоездом
. По назначению ТС подразделяются на:
- легковые автомобили
(а) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки людей и их багажа, в которых размещается не более девяти
посадочных мест, включая место водителя;
- грузовые автомобили
(б) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки грузов или специального оборудования;
- автобусы и троллейбусы
(в) - механические ТС, предназначенные для перевозки людей и их багажа, в которых размещается более девяти посадочных мест, включая место водителя;
- мототранспортные средства
(г) - механические ТС, имеющие два, три, иногда четыре колеса (квадрициклы), снаряженная масса которых не превышает 400 кг и предназначенные для перевозки людей;
- прицепы
(д) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых лишь незначительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль;
- полуприцепы
(е) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых значительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль. В качестве буксирующего автомобиля в данном случае применяется специальный автомобиль, предназначенный исключительно для буксировки полуприцепа - седельный тягач
.
Для каждого из приведенных крупных типов транспортных средств имеется более подробная классификация по различным признакам. Так, легковые автомобили могут подразделяться по назначению (индивидуального пользования, такси, оперативных служб, спортивные и т. д.); по рабочему объему двигателя ; по габаритным размерам ; по типу кузова (смотри главу Кузов).
Автобусы
подразделяются по полной массе (до или свыше 5 т), по количеству мест для сидения (до 17 мест, включая водителя, - маломестные автобусы); по назначению (городские, пригородные, междугородние). Отдельную группу образуют троллейбусы - пассажирские ТС, приводимые в движение электроэнергией, поступающей по проводам.
Грузовые автомобили:
а - универсальные;
б - специализированные;
в - специальные
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы по назначению могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда со съемным тентом), специализированными (кузов приспособлен для перевозки определенных видов грузов или имеются устройства самопогрузки-саморазгрузки), специальными (перевозится специальное технологическое оборудование). Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для тяжелых прицепов.
Преимущества и недостатки разных компоновок
С позиций влияния конструкции транспортного средства на его свойства важное значение имеет компоновка автомобиля - взаимное расположение основных систем автомобиля (двигателя, трансмиссии, движителя, систем управления, несущей системы, кузова).
Для легковых автомобилей в большинстве случаев применяется кузов, выполняющий функции несущей системы (несущий кузов), что уменьшает массу и обеспечивает достаточную свободу для расположения прочих систем автомобиля.
Компоновки легковых автомобилей
Компоновки автобусов
Компоновки грузовых автомобилей
Таблица
.
Классификация дорожных транспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН
Обозначение категории | Обозначение подкатегории | Тип ТС | Полная масса, т | Рабочий объем двигателя, см 3 | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
L | L1, L2 | Не регламентируется | До 50 | Мопеды | |
L3–L5 | ТС с двигателем двух- и трехколесные | Не регламентируется | Не ограничен | Мотоциклы, мотороллеры | |
M | М1 | ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки не более 8 пассажиров (кроме водителя) | Не регламентируется | Не ограничен | Легковые автомобили |
М2 | Те же, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) | до 5,0 | -“- | Автобусы | |
М3 | -“- | Свыше 5,0 | -“- | Автобусы, в том числе сочлененные | |
N | N1 | ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Не ограничен | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | -“- | Свыше 3,5 до 12,0 | -“- | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи,специальные автомобили | |
N3 | -“- | Свыше 12,0 | -“- | -“- | |
O | О1 | ТС без двигателя | До 0,75 | -“- | Прицепы и полуприцепы |
О2 | -“- | Свыше 0,75 до 3,5 | -“- | -“- | |
О3 | -“- | Свыше 3,5 до 10,0 | -“- | -“- | |
О4 | -“- | Свыше 10,0 | -“- | -“- |
Современные автотранспортные средства классифицируются по разным признакам: литражу двигателя, грузоподъемности, вместимости, колесной формуле, осевой нагрузке, габаритным размерам; назначению, типу двигателя, типу кузова и т.д.
1.3.1. Маркировка двигателей
Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена:
на двигателях мод. 402.10, 4021.10 и их модификациях на специальной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на блоке цилиндров между фланцами крепления бензинового насоса и привода распределителя зажигания;
на двигателе мод. 4062.10 и его модификациях на специальной обработанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на блоке цилиндров, над бобышками крепления передней опоры двигателя.
В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфавита (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры.
Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом.
Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной.
Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру.
На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение модели двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двигателя включает менее шести цифр, то на незаполненных местах последних знаков (справа) выбиты нули. Например: "402000"; "402100"; "406200".
Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектности, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ).
Например: "40200G"; 40620F" и др.
Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв).
Первый знак - условный буквенный код года выпуска двигателя (V-1997;W-1998:X-1999).
Второй знак - условный цифровой код сборочного цеха (конвейера), собравшего двигатель (О, 1, 2...).
Последующие знаки - порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указательной части маркировки выбиты нули.
Например: "W1002774", где
1 - код сборочного цеха (конвейера);
2774 - номер двигателя.
В начале и конце маркировки, а также между ее составными частями выбит разделительный знак - пятиконечная звезда.
Пример маркировки: *40200G*W1002774*; 40620F*W4000774*
По величине массы и осевой нагрузки (весу, приходящемуся на ось), а также габаритным размерам (высоте, ширине, длине) все АТС делятся на две группы: дорожные и внедорожные.
Дорожные автомобили - это АТС, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования. Осевые нагрузки и габариты таких автомобилей соответствуют определенным ограничениям, которые учитываются при проектировании и строительстве дорог и дорожные сооружений.
Автомобили, выходящие за указанные ограничения, относятся к внедорожным . Они эксплуатируются вне дорог общего пользования.
Примерами внедорожных автомобилей являются карьерные автомобили самосвалы: БелАЗ – 75404, БелАЗ - 75553, БелАЗ - 75131, БелАЗ - 75303 и др.
По назначению автомобили классифицируются на транспортные и специальные (рис.1.1). При этом назначение АТС и некоторые конструктивные особенности согласно ОН 025.270-66 отражаются в их обозначении (индексации).
КамАЗ-5320: КамАЗ - условное наименование Камского автомобильного завода; 5 - класс, грузовик полным весом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ-5320 около 15 т); 3 - вид, бортовые грузовики; 20 - порядковый номер модели.
Казалось бы, все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Например, с автомобилями повышенной и высокой проходимости, модификациями легковых машин с кузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соответствии с отраслевой нормалью они считаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоятельные третью и четвертую цифры, - короче, рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, созданные на базе автомобилей с кузовом «универсал», рассматриваются как модификации последних и, таким образом, имеют пятизначный индекс. Наконец, санитарным автомобилям на базе грузовых шасси присваиваются из соответствующих классов индексы специальных машин.
Появление новой модели автомобиля, которой дается самостоятельный индекс, - это прежде всего изменение одного из основных параметров ее характеристики - полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о третьей и четвертой цифрах индекса. Основным автомобильным заводам выделена группа по 10-12 цифр, которые служат для нумерации базовых моделей. При этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов специализированных и специальных автомобилей на их базе, Например: седельному тягачу, спроектированному на базе грузовика, обозначенного 0301, присваивается индекс 0401, самосвалу - 0501, автомобилю-цистерне - 0601, автомобилю-фургону - 0701 и специальной машине - 0901.
А как быть с автопоездами? Их обозначение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускающего тягач, тире, индекса модели тягача, дефиса и индекса модели полуприцепа. Например: КамАЗ-5320-8350.
Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. Модификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели, ограничивающую или расширяющую область ее применения в эксплуатации. Она обозначается в индексе базовой модели прибавлением пятого знака в нарастающем порядке. Первая модификация получит индекс 00001, вторая - 00002 и т. д., а девятая (последняя) - 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамаЗ-5320 имеет обозначение КамАЗ-53202. Если появится десятая модификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.
А как обозначаются модернизирован ные автомобили и вариантные исполне ния? Модернизация (сумма усовершенствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных в его технической характеристике, не находит отражения в его индексе. Модернизация, значительно изменяющая отдельные параметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного исполнения отражена в двухзначном цифровом «суффиксе». Так, обозначение модернизированного варианта модели составляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четырехзначного индекса, дефиса и цифрового двухзначного «суффикса» вариантного исполнения.
Экспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6- экспортный вариант; 7 - экспортный вариант для тропического климата; 8, 9 - резерв для других экспортных вариантов;
Обозначение эксперимен тальных автомобилей и их вариантов. Им присваивается индекс модели в установленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментального образца, 2Э для второго и т. д. При окончательном уточнении и утверждении конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений.
Нормаль на классификацию и систему обозначения авомобилей позволяет по индексу получить краткое точное представление об автомобиле и его назначении. Думаем, что знакомство с этой системой будет полезно для любого автомобилиста.
Рис. 1.1. Классификация АТС по назначению
Транспортные автомобили - это АТС, предназначенные для перевозки грузов и (или) пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы. Они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.
Пассажирские автомобили включают два вида: 1 - легковые; 2 - автобусы. Грузовые автомобили делятся на 2 большие группы: общего назначения и специализированные (рис.1.1). Автомобили общего назначения имеют, как правило, открытую грузовую бортовую платформу (часть автомобилей имеет Сортовые платформы, закрытые тентом) и предназначены преимущественно для транспортирования штучных (тарных) грузов, т.е. грузов, размещаемых на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности, в мешках, ящиках и другой таре. Они включают в себя два вида автомобилей: 3 - бортовые; 4 - седельные тягачи. Последние служат исключительно для буксировки полуприцепов и не имеют платформы для размещения грузов. Все остальные транспортные автомобили относятся к специализированным, т.е. таким, которые рассчитаны на определённые виды грузов. Специализированные автомобили делятся на 4 вида:
5 - самосвалы (для перевозки насыпных и навалочных грузов);
6 - цистерны (для перевозки жидких, газообразных грузов и некоторых видов сыпучих грузов):
7- фургоны (для перевозки грузов, нуждающихся в защите от неблагоприятного или вредного воздействия внешней среды);
8 - резерв;
Использование специализированных автомобилей имеет целью обеспечить повышенную сохранность груза и (или) сократить время погрузочно-разгрузочных работ.
Грузопассажирские автомобили предназначены для перевозки как пассажиров, так и грузов.
Специальные автомобили в отличие от транспортных не предназначены для перевозки грузов или пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы, а используются для перемещения специального оборудования, которое монтируется на шасси и предназначено для выполнения различных технологических операций. К таким автомобилям относят автокраны, автомастерские, пожарные автомобили, радиостанции, измерительные лаборатории, спортивные и т.п. Все специальные автомобили относят к 9-му виду.
Таким образом, все АТС по назначению делятся на 9 видов.
Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:
а) для грузовых автомобилей - полная масса;
б) для автобусов - габаритная длина;
в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.
Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).
Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.
Таблица 1.1
Классы автомобилей
Показатели |
Классы автомобилей |
|||||||||
Грузовые |
Полная масса |
Свыше 40 |
Прицепы |
Полу прицепы |
||||||
Легковые |
Литраж (л) |
3,5 и более | ||||||||
Автобусы |
Габаритная длина (м) |
16,5 и бо лее |
М а = М о + М грн + М Д + М э (1.1)
где М 0 = М с + М 3 + М с - собственная масса автомобиля;
М с - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:
М Э - масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, моторного и трансмиссионного масла);
М с - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);
М грн - номинальная масса груза;
М Д - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);
М э, - масса экипажа.
М э = ( m 4+ m 6 )П к, (1.2)
где m 4 - расчетная масса одного человека;
m 6 - расчетная масса багажа;
П к - вместимость кабины (включая место водителя).
Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле
М а = М о + М грн + ( m 4+ m 6 )П Н + М Д (1.3)
где П Н - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),
Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса водителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:
23 кг - для междугородных и туристских автобусов;
13 кг - для автобусов местных линий;
3 кг - для автобусов пригородных линий;
0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.
Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.
П Н = П n + П о +1=(П сил + П ст )= П о +1. (1.4)
где П n - число мест для пассажиров;
П сил, П ст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;
П о - число мест для обслуживающего персонала.
В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, в части установления требований к конструкциям и методам испытаний, широко используется международная классификация АТС, принятая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.
Каждая из трех указанных категорий в зависимости от количества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.
Пассажирские АТС:
M 1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения
M 2 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;
M 3 - то же. но полную массу свыше 5 т.
Грузовые автомобили:
N 1 - полной массой до 3.5 т;
N 2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;
N 3 - полной массой свыше 12 т;
Прицепы и полуприцепы:
О 1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;
О 2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;
0 3 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;
О 4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.
В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.
Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему назначению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрегатов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)
Условное наименование семейства и индексации, входящих в него моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.
Базовая модель - это основная модель семейства, преобладающая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.
Производная модель - это модель автомобиля, в котором используются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.
От производной модели следует отличать модификацию.
Модификация модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью применения или конструктивным исполнением отдельных частей.
Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в индексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - модификация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощностью двигателя.
Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомобиля и область его применения.
Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.
Северный вариант предусматривает повышенную мощность системы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревателя двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повышение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.
Тропический вариант также имеет целью приспособить автомобиль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).
Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повышенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повышение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной экономичности и безопасности.
Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельскохозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.
Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорожных условиях.
На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, которые заняты на этих работах более 50 % времени в году.
Гусеничные тракторы используют на транспортных работах только в условиях бездорожья и на короткие расстояния.
Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей - на одно-, двух- и трехосные.
Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соответственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 - с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.
Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемностью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг - с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гидроподъемниками для разгрузки.
Постоянно расширяемый ассортимент автомобильного транспорта у большинства покупателей вызывает затруднения с определением выбора будущей машины. В связи с этим классификация автомобилей по классам стала необходимостью ещё во второй половине прошлого века. На сегодняшний день большинство легковых транспортных средств на территории России классифицируются по европейской системе.
Современная классификация автомобилей по классам представлена в следующей таблице.
Микроавтомобили (A-класс)
Транспортные средства данного класса, по большей части популярны среди прекрасной половины. Однако в последние годы при постоянно растущих ценах на топливо и плотности дорожных потоков в больших городах, малолитражные выбирают и мужчины.
В первую очередь автомобиль, класс которого соответствует данному сегменту, отличается малыми габаритами – длина до 3,5 м; низким расходом топлива – не более 7 л на 100 км; маломощным силовым агрегатом – рабочий объём 0,6 – 1,2 л. Как правило, стоимость машин этого класса в базовой комплектации не превышает 500 000 рублей. Исключением могут стать модели именитых автопроизводителей в максимальной комплектации.
К бесспорным достоинствам A-класса следует отнести высокую манёвренность, экономичность, компактность автомобиля позволяет припарковать его даже в наиболее трудной дорожной обстановке.
Наиболее популярные модели в России:
- Ravon Matiz;
- Lifan Smily;
- Peugeot 107;
- Citroen C1.
Спортивные купэ (S-класс)
Современные спортивные автомобили могут достигать довольно внушительных размеров. Их длина колеблется в пределах 4,6 – 5 м, а в связи с тем, что почти все представители S-класса относительно низкие, машины визуально кажутся ощутимо длиннее. Однако габариты — это далеко не самая значимая характеристика сегмента. Все спорткары снабжаются предельно мощными силовыми агрегатами и способны развивать чрезвычайно высокую скорость. В то же время их техническое оснащение независимо от модели автомобиля всегда на должном уровне.
- Ferrari F12 Berlinetta;
- Porsche Panamera;
- Ford Mustang.
Смотрите видеообзор представителя S-класса Porsche Panamera.
Mercedes-Benz классы автомобилей
У именитого автопроизводителя Mercedes классификация автомобилей может несколько отличаться от общепринятой европейской системы классификации.
В связи с этим у многих возникает путаница при покупке. И всё же разобраться довольно просто:
- A – компактные автомобили;
- B – городской хетчбэк;
- C – средний класс;
- CL – люкс купе;
- CLK – купе на базе среднего класса;
- Eи Ecope – бизнес-класс;
- CLS – экстравагантный бизнес-класс с имитацией кузова купе, но это седан;
- G и GL – внедорожники;
- GLK – паркетники;
- ML – лёгкий грузовик в кузове SUV;
- R – семейный универсал;
- S – представительский автомобиль в кузове седан;
- SL, SKL, SLS, SLR – спортивные родстеры;
- V – минивэн.
В России машины класса G или G-Wagen нередко называют «Геликом».
G-Wagen «Гелик»
Заключение
В заключение темы стоит отметить, что единой международной классификации автомобилей по классам как таковой не существует. В Америке и Китае, например, автомобили классифицируются собственной системой, а те модели, которые идут на импорт в страны Европы или СНГ адаптируются под местную европейскую систему.
Известно несколько классификаций АТС, которые разрабатывались в интересах различных ведомств по соответствующим классификационным признакам.
По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для перевозки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, газовые, газогенераторные, электрические и другие.
По проходимости АТС делятся на автомобили обычной проходимости (непопноприводные), повышенной проходимости (полноприводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полуприцепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.
По колесной формуле АТС классифицируются по общему числу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра - общей число колес, вторая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра - число ведущих колес, вгорая - общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» - что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4x2.2, 4x2.1, 4x4.2 и 4x4.1; 6x4.2, 6x6.2, 6x6.1 и 6x2.1; 8x4.2, 8x4.1, 8x8.2 и 8x8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2x4.1 и 2x6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.
По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жаркое (тропический - влажный и пустынный - запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомобильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспортная классибикация, основанная на принципе использования АТС
(рис. 3.6).
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобильных поездов подразделяются на три группы, определяемые их массой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.
Все автомобили разделены на три группы:
К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили иностранного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Курганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые автомобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используемые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные - не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, автокраны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинаковой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприцепом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) разделяются на пять классов:
- особо малой до 0,5 т;
- малой от 0,5 до 2,0 т;
- средней от 2,0 до 5,0 т;
- большой от 5,0 до 15,0 т;
- особо большой свыше 15,0 т.
Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду перевозок, определяющему тип кузова на две группы:
- универсальные - многоцелевого назначения с кузовом бортовая платформа;
- специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,
Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок - для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:
- одиночные;
- сочлененные;
- автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.
Одиночные автобусы применяются наиболее часто.
Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневренности автобусов большой вместимости.
Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно применение прицепов для перевозки багажа, а также применение прицепов для обслуживания аэропортов.
Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их основные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.
Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразделяются на пять классов:
- особо малые длиной до 3,0 м;
- малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
- средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
- большие длиной от 10,0 до 12,0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разновидности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристические, экскурсионные и школьные.
Таблица 3.1. Классификация автобусов
Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объема двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном между группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и прокатные.
В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя - для легкового автомобиля; по габаритной длине - для автобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, цифра 8 - резерв, специальное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для холодного климата - 1, экспортное исполнение для умеренного климата - 6, экспортное исполнение для тропического климата - 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.
Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для полуприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 - это прицеп легкового автомобиля, 2 - пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).
Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)
Типы прицепов |
Прицепы |
Полуприцепы |
Легковые |
||
Автобусные |
||
Грузовые (бортовые) |
||
Самосвальные |
||
Цистерны |
||
Фургоны |
||
Специальные |
Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полуприцепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)
№№ группы |
Индексы |
Полная масса, т |
|
Прицепы и полуприцепы |
Прицепы-роспуски |
||
01-24 |
|||
25-49 |
4-10 |
6-10 |
|
50-69 |
10-16 |
10-16 |
|
70-84 |
16-24 |
16-24 |
|
85-99 |
Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом - ПАЗ-3205; грузовой бертовой автомобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автозаводов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой полной массой 12,0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомобильных принципов, обозначается СЗАП-8355.
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)
Рабочий объем, |
Класс |
До 0,75 |
|
Свыше 0,75 до 1.2 |
|
свыше 1,2 до 2 |
|
Свыше 2 до 4 |
|
Свыше 4 до 7 |
|
Свыше 7 до 10 |
|
Свыше 10 до 15 |
|
Свыше 15 |
Сказанная классификация применяется в соответствии с ГОСТ 25478-91 в Российской Федерации. Кроме того, она обеспечивает единообразный подход при использовании технической документации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопасности дорожного движения.
В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаряженном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной массы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тягача. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
Сравнительная таблица соответствия категорий АТС по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении приведена в табл. 3.9.
Последующие цифры индекса обозначают номера базовой модели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.
До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка - буквенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обозначение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Так, например, Горьковский автомобильный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ - от 100 до 200 и т.д. Для модернизированной автомобильной техники и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двухзначное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.
Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее условное обозначение автомобильных прицепов, которое включает:
П - полуприцеп (в сочетании с АПП - автомобильный полуприцеп);
Р - роспуск (в сочетании с АПР - автомобильный прицеп роспуск;
Н - ннзкорамный; Б - бортовой; С-самосвальный; П - платформа; Ф - фургон; Ц - цистерна; К - контейнеровоз; Т - тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ
емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
» далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полуприцепов:
Государственная регистрация автотранспортных средств производится в соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. в соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиденья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
Источник информации Сайт: http://www.grtrans.ru/
- Назад