Важная информация. Ford модели «Т» - первый народный автомобиль от Генри Форд Чертежи размеры форд т 1924 г в

Вчерашний съемочный день сериала Boardwalk Empire проходил на улице, и в сцене были задействованы старые автомобили. Сегодня ни слова про кино, а только про машины. Тем более, что я уже давненько про них не писал.

Все автомобили были одной модели - это был легендарный Форд-Т в различных модификациях. В интернете встречается его название "Жестянка Лиззи", что является просто прямым переводом американского прозвища "Tin Lizzy", что на мой взгляд не очень верно, если попробовать разобраться в его происхождении. Существует несколько версий происхождения названия, и ни одна из них не подтверждена. Мне ближе всего та, в которой говорится, что Лиззи была самой распространенной кличкой у рабочих лошадей, на смену которым и пришел недорогой и надежный Форд-Т. Его сразу же окрестили тем же именем, что и лошадь. Tin - это луженое железо - жесть, из которого делали консервные банки. Правильнее будет говорить "Жестяная Лиззи". Автомобилей Форд модели Т было выпущено так много, а служили они так долго, что впоследствии Tin Lizzy стали называть любую старую разваливающуюся технику. Мы сейчас называем старую машину-развалюху "ведром", а американцы называли tin lizzy.


2.

Сам Генри Форд называл свой Форд-Т "универсальным автомобилем", владельцы же, помимо Жестяной Лиззи называлие его просто Ти, колымагой, драндулетом, развалюхой, клоповником на бензиновом ходу и множеством других не менее ярких прозвищ. Но это все конечно же от любви. Ведь именно благодаря Лиззи Америка села за руль автомобиля и поехала.

3.

4. "Автомобиль может быть любого цвета при условии, что этот цвет черный" - сказал как-то Генри Форд. Причиной было конвейерное производство и то, что из всех эмалей использовавшихся при покраске, быстрее всего высыхала именно черная. Всего за 48 часов, тогда как другие цвета могли сохнуть несколько недель. С развитием химии эта проблема отпала, и Форд стал предлагать кузова в других цветах, однако крылья и некоторые элементы по прежнему оставались черными из-за специфики конвейерной сборки.

5. Подвеска состояла из двух поперечных рессор. Из-за этого автомобиль довольно прилично раскачивался из стороны в сторону на ухабах и неровностях. А дороги тогдашней Америки целиком состояли из этих самых ухабов и неровностей. Скоростных магистралей в Америке тогда не было, а вот плохих дорог было хоть отбавляй. Благодаря большому дорожному просвету автомобиль прекрасно преодолевал любое бездорожье, а если и застревал, то вытащить машину весом всего 850 килограмм на узких шинах не представляло серьезной проблемы. Несколько взрослых мужчин с легкостью могли вытолкать его даже из самой глубокой грязи.

6. Ветровое стекло состояло из двух горизонтальных частей. Дворник стал стандартным оборудованием только на поздних версиях. Никелированными были очень немногие детали. На этих машинах только крышка радиатора, ободки на фарах, дверные ручки, колпаки на ступицах, и некоторые элементы отделки салона.

7. Заводка автомобиля ручкой не была сильно сложной операцией, но тут все равно нужен был опыт и определенная сноровка. Более чем уверен, что никто из современных водителей не сможет этого сделать не изучив прежде инструкцию. Заводить следовало только левой рукой. В мороз, когда масло было густым, двигатель не полностью разъединялся с трансмиссией, и кривой стартер мог сбить владельца с ног.

8. Процесс заводки можно посмотреть на этом видео с 8:36.

9. Кнопки блокировки открывание двери тогда были обычными сдвижными засовами. А вот боковые стекла поднимались и опускались вполне привычным для нас способом.

10. Механизм открывания верхней половины лобового стекла. Никаких солнцезащитных козырьков в салоне еще нет.

Если что напутал пишите, исправлю.

Модель T, изменила привычку американцев жить, работать и путешествовать. Революционные достижения Генри Форда в производстве автомобилей на сборочных конвейерах сделали модель T первой машиной доступной для большинства американцев. Впервые покупка автомобилей стала реальностью для средних американских рабочих, а не только для богатых. Более 15 миллионов моделей T были построены в Детройте и Хайленд-парке, штат Мичиган, автомобиль также собирался на заводе Ford в Манчестере, Англия и на заводах в Европе.

Модель T была автомобилем, выпускаемым компанией Ford Motor Company с 1908 по 1927 год. Задуманный Генри Фордом как практичный, доступный транспорт для обычного человека, он быстро стал популярным за его низкую стоимость, долговечность, универсальность и простоту обслуживания. Сборочное производство позволило снизить стоимость версии автомобиля с 850 долл. США в 1908 году до менее 300 долл. США в 1925 году. Модель Т порой составляла до 40% всех автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах. Модель T, известная в народе как «Tin Lizzie» или «flivver», стала американским фольклорным символом, по существу реализующим цель Форда «демократизировать автомобиль.

Вы знали? Между 1913 и 1927 годами заводы Форда произвели более 15 миллионов моделей T.

Модель T была предложена в нескольких стилях кузова, в том числе пятиместном, двухместном пассажирском и семиместным городским автомобилем. Все корпуса были установлены на раме со 100-дюймовой колесной базы. Выбор цветов был первоначально доступен, но с 1913 по 1925 год автомобиль выпускался только в одном черном цвете. Двигатель был прост и эффективен, и все четыре цилиндра литые в одном блоке, а головка цилиндров - съемная для легкого доступа и ремонта. Двигатель имел 20 лошадиных сил и разгонял автомобиль до скромных 40-45 миль в час (65-70 км / ч). В большинстве моделей двигатель запускался рукояткой, которая активировала магнито, подключенную к маховику, но после 1920 года некоторые модели были оснащены стартером. Двигатель был способен работать на бензин, керосин или этаноле, хотя снижение стоимость бензина и более позднее введение сухого закона сделали этанол непрактичным топливом для большинства пользователей. Двигатели первых 2 447 единиц имели водяное охлаждение с насосом, а двигатели с 2 448 модели и далее, за несколькими исключениями до около 2 500 единиц, охлаждались термосифоном. Коробка состоящая из двух передних передач и одного реверса, имела планетарный тип, управляемый педалями, а не более распространенным ручным рычагом. Обороты контролировались ручным рычагом на рулевой колонке. 10-галлонный топливный бак располагался под передним сиденьем. Поскольку бензин подавался в двигатель только самотеком, а также потому, что задняя передача предлагала больше мощности, чем передние шестерни, модель T часто приходилось поднимать на крутой холм назад. Такие недостатки, наряду с его видом, менее комфортной ездой на высоких скоростях и непрекращающимся грохотом, сделали модель T объектом очень ласкового юмора в бесчисленных шуточках, песнях, стихах и рассказах. Подвеска . В стандартной модели T использовалась поперечно установленная полуэллиптическая рессора для каждой из передних и задних балочных осей, что давало большой ход подвеске и движению по грунтовыми дорогами того времени.

Подвеска Форд Т с дополнительными пружинами

Тормоза . Модель T не имела современного рабочего тормоза. Правая ножная педаль натягивала ленту вокруг барабана в коробке передач, тем самым останавливая задние колеса. Рычаг стояночного тормоза приводил в действие ленточные тормоза, действующие на внутренние задние тормозные барабаны, которые были одной целой деталью вместе со ступицей заднего колеса. Дополнительные тормоза, которые действовали снаружи тормозных барабанов, были доступны у поставщиков послепродажного обслуживания. Колесные диски были деревянные, со стальными сварными спицами, доступными в 1926 и 1927 годах. Шины были пневматическими, 30 дюймов (76 см) в диаметре, 3,5 дюйма (8,9 см) в ширину сзади, 3 дюйма (7,6 см) спереди. Им требовалось гораздо более высокое давление, чем сегодняшние шины, обычно 60 фунтов на квадратный дюйм (410 кПа). Шины с камерами стали доступны в 1925 году. Они были 21 дюймов х 4,5 дюйма (53 см х 11 см). Они были ближе по дизайну к сегодняшним шинам, со стальными кордом, укрепляющими борт шины, делая возможным более низкое давление - обычно 35 фунтов на квадратный дюйм (240 кПа) - обеспечивая более мягкую езду. Передаточное отношение рулевого механизма было изменено с 4: 1 до 5: 1.

Ford Model T был назван самым влиятельным автомобилем 20-го века в конкурсе « Автомобиль века» 1999 года, опередив BMC Mini, Citroen DS и Volkswagen Type 1. Модель Форда T была успешной не только потому, что она обеспечивала недорогие перевозки в массовом масштабе, но также и потому, что автомобиль был доступен для растущего среднего класса и стал мощным символом модернизации Америки. С 16,5 млн. Проданных он занимает восьмое место в десятке самых продаваемых автомобилей всех времен с 2012 года.

Хотя автомобили уже существовали в течение десятилетий, они все еще были в основном скудными, дорогими и ненадежными. Будучи надежным, легко поддерживаемым массовым транспортом, это был безудержный успех. Через несколько дней после выпуска было размещено 15 000 автомобилей. Автомобили Ford сходили с конвейера с трехминутными интервалами, намного быстрее, чем предыдущие методы, что сократило время производства с 12,5 часов до 93 минут к 1914 году, при этом используется меньше рабочей силы. В 1914 году Ford выпустил больше автомобилей, чем все другие автопроизводители. Модель T была большим коммерческим успехом, и к тому времени, когда Генри сделал свой 10-миллионный автомобиль, половина всех автомобилей в мире были Фордами. Это было настолько успешным, что Форд не покупал рекламу между 1917 и 1923 годами, но модель Т все ровно стала настолько знаменитой, что люди считали ее нормой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А...

ГАЗ-24 Волга, представительский автомобиль советского автопроизводителя ГАЗ, впервые представленный на Лондонском автосалоне в 1970 году. Автомобиль экспортировался во многие страны за пределами СССР, в том числе в страны Западной Европы, Латинской А...

Сегодня по дорогам ездит множество автомобилей различных марок и моделей, но в начале века все было иначе. В 20-ых годах каждым вторым автомобилем в США был Model T, и на долю этого - каждого второго автомобиля в США, приходилось 90% от общего количества легковых автомобилей в мире. Огромный вклад в автомобилизацию Соединенных Штатов Америки сделал Генри Форд, человек, который как вы знаете не только внедрил конвеер на автомобильное производство, но и поставил весь мир на колеса. Первой машиной Форда была отнють не Model T, — это была компактная самоходная «повозка», в которой отсутствовал даже руль - в его традиционном виде. Интересно, что для того чтобы вывести данное «чудо» из сарая, пришлось проделать амбразуру в стене, ведь через дверной проем выехать не позволяли габариты машины. Первая машина Генри Форда была продана за 100$, на тот момент предпринимателю было 33 года и он был полон решимости создавать автомобили носящие его имя и дальше. В 1903-ем году была основана компания Ford Motor Company, которая к моменту выхода первой Модели Т в 1908-ом году, выпустила около 10-яти моделей автомобилей, среди которых были как доступные, так и дорогие машины. Уже тогда Генри Форд для себя решил, что для получения большой прибыли ему нужно выпускать максимально дешевый, массовый, но при этом надежный автомобиль. Изначально купить Ford T можно было за 850$ и это при том, что основная масса автомобилей тех лет продавались более чем за 1 500$, а в начале 20-ых годов цена Ford T составляла всего 300$. На тот момент заработная плата рядового сотрудника на предприятии Ford составляла 100 - 150$ и он мог без проблем купить себе машину. Модель Т известна тем, что это первый автомобиль для производства которого использовалась конвеерная сборка, но на самом деле конвеер был внедрен лишь в 1914-ом году, а до этого Жестяная Лиззи собиралась по старинке. Конвеерная сборка позволила с нуля создать автомобиль всего за 93 минуты - не виданная до того момента скорость сборки. Даже без конвеера, в первый год производства было собрано 12 000 моделей Т, но благодаря конвееру, к 1927-ому году было создано 15 миллионов машин. Стоит сказать, что конвеерная сборка дала повод упрекнуть Генри в том, что он заставляет своих рабочих заниматься ужасно монотонной работой, и на самом деле - первое время после внедрения конвеера текучка кадров была очень существенной, но Генри Форд решив эту проблему подняв оплату одного часа работы до 5$ — очень хорошая по тем временам зарплата рабочего. Суть прозвища «Жестяная Лиззи» кроется в том, что в США тех лет, Лиззи была достаточно распространенным прозвищем среди лошадок, а почему «Жестяная» ясно и без объяснений). Ниже уделит внимание одному из самых значимых автомобилей в истории человечества. Сложно представить, как машина созданная на заре автомобилестроения стала настолько массовой. В большем количестве был произведен лишь . а ведь он появился намного позже, когда машина уже не была новинкой.

Существует распространенное мнение о том, что Модель Т могла быть окрашена лишь в черный цвет, но на самом деле это не так. До 1914-ого, до момента поставки Ford T на конвеер, автомобиль мог окрашиваться в различные цвета, но с внедрением конвеерного производства было решено красить машины в черный цвет, но почему именно в черный? Дело в том, что черная краска поставляемая в Ford Motor Company сохла быстрее, чем другие краски, а учитывая важность скорости сборки автомобиля, его продажи и соответственно получения прибыли, скорость высыхания краски имела довольно важное значение. Изначально Форд Т выпускался в открытом кузове, но в 1914-ом появился первый закрытый кузов. На фото Ford Model T вы можете увидеть, что двери у первого закрытого кузова расположены посредине, что сегодня кажется очень не привычным. Кузов модели Т рамный с деревянным каркасом который обшит металлическими листами. Изначально колесные диски автомобиля Форд были деревянными, но позже их начали делать из металла.

Современному водителю управление этим Фордом покажется чем то сложным. Можно начать хотя бы с того, что за открытие дроссельной заслонки отвечает не педаль газа, а рычаг с права от водителя - обратите внимание на фото Ford Model T в салоне. Слева от водителя есть еще один рычаг - это стояночный тормоз. Не смотря на то, что дроссель в этом автомобиле открывается не традиционным способом, под ногами водителя присутствуют три педали. Самая левая - это педаль сцепления, посредине педаль которую следует нажать для включения задней передачи, самая правая педаль отвечает за тормоз. Кроме средней педали в процессе смены передач задействован и рычаг ручника, который в крайне заднем положении активирует стояночный тормоз, в среднем положении позволяет включить первую и заднюю передачу, а в крайне переднем положении позволяет включить передние передачи. При полностью выжатом сцеплении можно включить первую передачу, при нажатом на половину сцеплении включается нейтралка, а при отпущенном сцеплении можно включить вторую скорость. Таким образом для включения первой передачи следует полностью выжать сцепления и перевести рычаг в среднее, или крайне переднее положение. Для включения второй передачи следует полностью отпустить сцепление и также перевести рычаг в крайне переднее положение. Теплый воздух от мотора, в салон этого автомобиля проходит через отверстие в полу. Очень интересно, что спидометр для Модели Т был опцией! Штатно из приборов устанавливался лишь амперметр.

Технические Характеристики Ford Model T

В движение модель Т приводил четырехцилиндровый бензиновый двигатель с рекордно малой степенью сжатия в 4.5:1. Американцы всегда любили двигатели с невысокой степенью сжатия, но эти слишком, даже по американским меркам. При объеме в 2.9л, двигатель выдает мощность в 20л.с, которая позволяет развить скорость в 72км в час. Двигатель Ford получает топливо через однокамерный карбюратор. В отличии от некоторых, самых первых двигателей внутреннего сгорания, Ford T получил съемную головку блока двигателя. Примечательно, что конструкция двигателя Форд Т не предусматривает регулировку клапанов. Коробка передач у этого «чудо-мобиля» двухступенчатая, тормоза барабанные и только на заднюю ось.

Цена Ford Model T

Купить Ford Model T в отреставрированном состоянии врятли получится менее, чем за 10 000$. Цена Ford T в основном определяется степенью оригинальности и качеством восстановительных работ.

Увидеть Форд Модели Т в живую повезет очень не многим - это возможно разве, что на автомобильной выставке, но вы могли видеть этот автомобиль в компьютерной игре Mafia, где этот автомобиль именуется как Bolt.


Ford Model T — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 годы. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями.


Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колёса», сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость. Первый экземпляр «Model T» построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.
Вопреки сложившемуся мнению, Model T, несмотря на максимально упрощённую ради массового производства конструкцию, по техническим характеристикам, комфорту и оборудованию не уступал большинству автомобилей своего времени, а по габаритным размерам и объёму двигателя соответствовал современным моделям среднего класса. От Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей: в то время в Европе автомобили, аналогичные по размерному классу Ford T, составляли лишь незначительную часть автопарка, в США этот типоразмер автомобилей до сих пор является основным.













Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,9 л (2893 см³) и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.

Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США в 1908—1910 годах стоили от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена на фордовский «Т» составляла 825—850 долларов — почти на треть меньше, чем у самого дешевого автомобиля других фирм — при среднем годовом доходе в США на 1910 год в $574, или около $48 в месяц. В 1916—1917 годах было продано уже 785 432 машины, причём цена постоянно снижалась и к этому времени достигла 350 долларов.

Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть выпускавшимся во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии.

Всего было выпущено чуть более 15 миллионов автомобилей «Форд» модели «Т».

Интересные факты

  • Ford T набрал 742 очка в конкурсе «Автомобиль века» и занял первое место, а также входит в десятку автомобилей, изменивших мир по версии журнала Forbes, как первый серийный доступный среднему классу автомобиль в мире.
  • Широко известна легенда о том, что Ford T красился только в чёрный цвет.
  • На самом деле такое утверждение применимо, и то с оговорками, только к автомобилям производства 1914—1926 годов. До и после этого серийные «Форды» были доступны в разнообразной окраске, причём с 1908 по 1913 год чёрный цвет не предлагался вообще — были доступны только серый, зелёный, синий и тёмно-красный. Переход к исключительно чёрным кузовам в 1914 году был вызван началом конвейерной сборки автомобиля, которая не оставляла времени для сушки каких-либо использовавшихся в то время красителей, за исключением «японского чёрного» (асфальтового лака). В то время, как обычные тогда краски и лаки могли сохнуть до двух недель, «японский чёрный» высыхал за 48 часов.
  • Следует, однако, отметить, что подобная политика не была изобретением «Форда», — по абсолютно тем же причинам, что и «Форд», в то же самое время её придерживалось большинство мало-мальски крупных производителей автомобилей. Как правило, базовым цветом был чёрный, остальные же были доступны только по специальному заказу. С развитием химии стало возможно получать быстросохнущие эмали любых цветов. В 1925 году General Motors предложила своим покупателям окраску ярко-голубой нитроцеллюлозной эмалью Duco производства DuPont. «Форд» последовал этому примеру уже в следующем году.
  • Тем не менее, крылья, щитки подножек и другие детали шасси на автомобилях массового производства ещё долго делали как правило чёрного цвета, чтобы упростить сборку: кузов собирался на отдельном производственном участке и монтировался на уже готовое шасси, так что необходимость подбирать шасси и кузов одного цвета сильно тормозила бы сборку. Именно поэтому большинство не чёрных автомобилей выпуска 1920-х — первой половины 30-х годов имело характерную двухцветную окраску с чёрным низом. Впоследствии, по мере совершенствования автомобильных кузовов, крылья стали крепиться к самому кузову, а не к раме, так что проблема потеряла актуальность.
  • Любопытно, что начиная с 50-х годов двухцветная окраска кузова, напротив, стала популярным декоративным приёмом, и за неё уже просили дополнительные деньги, в то время, как в 1920-х доплачивать приходилось за автомобиль с крыльями того же цвета, что и кузов.
  • В произведении Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» летоисчисление мира будущего ведется от создания автомобиля Форд T.
  • Автомобиль в нескольких модификациях встречается в популярной компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, в игре он носит марку Bolt, созвучную оригинальному «Ford».
  • Форд модели Т был первым автомобилем в Монголии. Он был подарен правителю страны, «Живому Будде» Богдо-гэгэну VIII шведским миссионером Францем Ларсоном, который пишет:
  • …Когда я достал ему первую автомашину, когда-либо виданную в Урге, — Форд, — он подсоединил электропроводку к кузову машины, и созвал высших лам и знать на чай. После чая он продемонстрировал им машину, и предложил гостям пощупать полировку её крыльев. Первый коснувшийся машины отшатнулся, словно бы обжёгшись. Остальные рассмеялись над его робостью. Затем протянул руку второй храбрец — и отдёрнул её назад. Ещё больше хохота, подначиваемого Буддой. Ему доставило величайшее удовольствие это чаепитие, на котором его друзья получили такое потрясение, так что никто не изъявил желание составить ему компанию в поездке на этой машине — все они были изумлены его способностью сидеть в ней и с удобствами разъезжать окрест дворца.
  • Русскоязычная версия названия Tin Lizzie — «Жестянка Лиззи» — является плодом не вполне корректного перевода; более корректный перевод — «Жестяная Лиззи», где «Лиззи» — распространённая в США лошадиная кличка. Таким образом, на самом деле это название не имело пренебрежительного оттенка, а скорее подчёркивало тот факт, что Ford T пришел на смену живой лошади в качестве транспорта американского фермера.
  • Первыми собираться на конвейере стали не «Форды», а автомобиль марки Oldsmobile — инженеры «Форда» лишь усовершенствовали уже использовавшийся к тому времени технологический процесс. Основная заслуга Форда — не внедрение конвейерного производства автомобилей как такового, а новая стратегия их маркетинга, направленная на охват как можно большей аудитории покупателей. По сути именно Форд создал массовый автомобильный бизнес в его современном виде (работающие по франшизе дилерские представительства, официальный сервис и т. п.).
  • Простота, надёжность и высокая проходимость автомобиля при такой цене привлекли внимание военных. В результате, его можно было часто встретить на фронтах Первой мировой. Значительную партию закупило и русское военное ведомство. Какая-то часть из этой партии досталась по наследству Красной армии. Утверждают, что именно этой моделью пользовался легендарный начдив Чапаев. Также известно, что водителем «Форда» модели «Т», переделанного под фургон санитарных войск, служил другой знаменитый участник Первой мировой — писатель Эрнест Хэмингуэй.
  • Впоследствии Ford T закупались уже Советским правительством, благодаря чему эти автомобили были среди наиболее распространённых в СССР легковушек вплоть до освоения в Горьком собственного производства более современного Ford A (ГАЗ-А). Именно по отношению к Ford T впервые возникло прозвище «козёл»: из-за особенностей конструкции трансмиссии с её многочисленными фрикционными элементами, подверженными сравнительно быстрому износу, а также несовершенства смазочных материалов, старый «Форд-Т» мог при пуске двигателя от рукояти тронуться с места и «боднуть» водителя, несмотря на затянутый стояночный тормоз, в особенности в холодную погоду, когда масло в картере коробки передач застывало — приходилось перед заводкой вывешивать одно из задних колёс. Впоследствии это прозвище досталось военным внедорожникам начиная с ГАЗ-67 и «Виллиса», уже по другой причине — «козления», резких толчков, возникающих при езде по неровной дороге.
  • Известный «автомобильный критик», лауреат Пулитцеровской премии 2004-го года, Дэн Нейл (англ.)русск., составляя список «50 худших автомобилей всех времён», внёс в него и "Форд модели «Т» — под № 2, назвав «дешёвой рухлядью» и «„Юго“ своего времени». «Машина была просто неубиваемая. При этом ни слова не говорится о полном отсутствии комфорта, убогом дизайне и неудобной системе управления», — говорится в другом источнике по тому же поводу.

Некоторые факты об первом серийном автомобиле, которые показались мне интересными.

Принято считать, что "Ford Model T" - это первые серийные автомобили, которые собирались на конвейере. На самом деле это не так. Первым автомобилем серийной сборки из стандартного набора деталей был "Oldsmobile Curved Dash", который выпускался в 1901 году. Генри Форд только усовершенствовал этот способ. Кстати, идея конвейерной сборки пришла в голову одному из инженеров компании Ford во время посещения скотобойни в Детройте. Подвешенные за крюки туши передвигались от "островка" к "островку", на которых последовательно выполнялись операции по разделке. Этот метод, оказалось, подходит и для сборки автомобилей.


Многие европейские компании начала 20-го века, стремясь снизить стоимость, выпускали автомобили со слабыми моторами, маленькие и тесные. "Ford Model T", несмотря на простоту и дешевизну, был полноценным большим автомобилем. Ходит байка, что автомобили Форд выпускались только черного цвета. Вспоминают слова Форда: "Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный." На самом деле первые автомобили Форд выпускались в темно-зеленом, голубом, сером и темно-красном цвете. Черных как раз не было. Черные автомобили появились в 1914 году, когда инженеры компании решили оптимизировать конвейерную сборку и начали применять для покраски "асфальтовый лак". Дело в том, что цветные автомобильные краски сохли несколько суток, а "асфальтовый лак", или, как его называли в СССР, "кузбасс-лак", мало того, что дешевый, высыхает очень быстро, всего 48 часов. Остальное - чистый маркетинг. Потребитель покупал черный автомобиль, и считал, что это круто и престижно. В СССР, например, все представительские автомобили были исключительно черные.

Мощность двигателя "Форда Т" достигала 22 л.с., что было довольно много для автомобиля такого веса, поэтому коробка передач была, по сути, односкоростная. Трансмиссия постоянно работала на прямой передаче. Первая передача служила только для трогания с места и для езды на подъемах.

С точки зрения современного водителя, логика управления автомобилем "Форд Т" довольно странная. Попробуем прокатиться.

Итак, перед пуском двигателя устанавливаем подрулевые рычаги опережения зажигания и постоянного газа "на три зубца" и немного закрываем заслонку карбюратора ручкой справа под панелью. Включаем зажигание поворотом ключа вправо на четверть оборота. Кстати, все ключи от автомобилей Форд были одинаковыми, то есть, если у вас был ключ от одного автомобиля, то у вас был ключ от всех автомобилей.

Энергично проворачиваем ручку ручного стартера по часовой стрелке. Электрический стартер устанавливался как отдельная опция. Меры безопасности: ручку следует тянуть правой рукой "на себя", упершись левой о детали автомобиля. Обхватывать ручку надо так, чтобы все пальцы находились с одной стороны. В противном случае, если двигатель толкнет в обратную сторону, можно травмироваться и переломать пальцы.

После того, как двигатель завелся, передвигаем левый подрулевой рычаг опережения зажигания в среднее положение, а правым подрулевым рычагом газа выставляем такое положение, при котором двигатель работает ровно на холостых оборотах. Заслонку карбюратора полностью открываем.

Двигатель работает устойчиво. Нажимаем левую педаль (сцепления) наполовину, что соответствует нейтрали и отпускаем стояночный тормоз, переведя рычаг в крайнее переднее положение. Теперь, чтобы тронуться вперед, надо нажать педаль сцепления до конца и удерживать ее. Автомобиль поедет "на первой скорости".

Когда автомобиль разовьет скорость около 10 км/час, надо включить вторую передачу. Для этого надо просто отпустить педаль сцепления. Рычажок зажигания надо передвинуть на себя до конца в положение "раннее зажигание". Всё очень просто: нажал педаль - первая скорость, отпустил - вторая. Среднее положение - нейтраль. Крайняя правая педаль - тормоз, средняя педаль - задний ход. Газ управляется правым подрулевым рычажком. На нейтраль коробку передач можно переключить и рычагом стояночного тормоза, переместив его на себя в среднее положение. Левая педаль тоже автоматически переместится в положение нейтрали.

Минимальная стоимость автомобиля "Ford Model T" в 1924 году составляла 295 долларов.

Итак, Форд Т стоил бы в наше время 4226 долларов, или 262 012 рублей. Я бы взял.
Следует учесть, что минимальная цена предлагалась за двухместный родстер и в "нулевой" комплектации у автомобиля не было генератора, аккумулятора, стартера и тента.

PS: фото в тексте мои (из Музея истории автотранспорта в г. Верхняя Пышма и Музея ретроавто в г. Челябинске), некоторая информация и скриншоты взяты из книги И.В. Грибова "Автомобиль FORD", НКПС Транспечать, Москва, 1927г.

Дополню пост еще одним фактом: при изготовлении автомобиля использовалась сталь с добавлением ванадия. Этим достигалась прочность и малый вес деталей. Примечательно, что до нашего времени дошли автомобили, детали трансмиссии и двигатели которых практически не изношены, несмотря на столетнюю эксплуатацию в тяжелых условиях и без должного ухода.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook