Сокращенное опробование тормозов пассажирского вагона. Порядок опробования тормозов. Смена кабин управления

Перед отправлением поезда со станции формирования необходимо проверить работу пневматических и электропневматических тормозов на стоянке путем проверки прижатия тормозных колодок и выхода штока тормозного цилиндра при торможении. При отпуске тормозные колодки должны отойти от обода колеса, а шток - уйти в корпус тормозного цилиндра.

Полное опробование тормозов проводится в случаях:

На станции формирования перед отправлением;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, без смены локомотива;

На станциях, предшествующих крутым затяжным спускам.

Полное опробование производится в следующей последовательности:

После зарядки тормозной магистрали всего поезда от локомотива, производится проверка целостности тормозной магистрали путем кратковременного открытия концевого крана у хвостового вагона - машинист наблюдает по манометру в локомотиве падение давления в тормозной магистрали;

Проверяют плотность тормозной магистрали согласно норм;

По сигналу осмотрщика (поднятая вертикально вверх рука), машинист отвечает одним коротким свистком и производит снижение давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм;

Осмотрщик проверяет прижатие колодок и выходы штоков тормозных цилиндров у всех вагонов в поезде;

По сигналу «Отпуск» (движение руки перед собой на уровне груди), машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного;

Осмотрщик проверяет отход тормозных колодок от обода колеса и уход всех шковов в тормозные цилиндры.

В каких случаях производится сокращенное опробование тормозов?

Перед отправление поезда в рейс необходимо произвести опробование тормозов всего состава. Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное.

Сокращенное опробование тормозов производиться в следующих случаях:

После прицепки локомотива, если предварительно было произведено полное опробование тормозов от стационарной установки;

После всякого разъединения тормозной магистрали в составе или перекрытия концевых разобщительных кранов;

После передачи управления второму локомотиву или смены кабины управления;

После смены локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда;

После стоянки пассажирского поезда на промежуточной станции более 20 минут.

На промежуточных станциях, где нет работников вагонных служб, к сокращенному опробованию тормозов может привлекаться начальник поезда или проводник хвостового вагона.


По указанию начальника поезда, проводник хвостового вагона путем кратковременного открытия концевого разобщительного крана на хвостовом вагоне проверяет целостность тормозной магистрали поезда.

Затем вертикально поднятой вверх рукой днем или белым огнем фонаря ночью подает сигнал в сторону локомотива о начале опробования - машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и понижает давление в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм. от зарядного давления.

Проводник проверяет прижатие тормозных колодок к ободам колес и выход штока тормозных цилиндров (80-120 мм) у двух хвостовых вагонов. Убедившись в этом, проводник подает в сторону локомотива ручной сигнал на окончание опробования тормозов горизонтальным движением руки на уровне груди днем либо фонарем с белым огнем ночью - машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного давления.

Проводник проверяет отход тормозных колодок от обода колес и возвращение штока в тормозной цилиндр в исходное положение у двух хвостовых вагонов.

В случае обнаружения неисправности в работе тормозов, проводник выставляет в сторону локомотива красный сигнал и вызывает по цепочке начальника поезда.


Проводится в поездах с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов производится:

на железнодорожных станциях формирования перед отправлением поезда;

после смены локомотива;

на железнодорожных станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;

перед выдачей мотор-вагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на железнодорожной станции;

на железнодорожных станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.

Перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной вьщержкой в заторможенном состоянии. Перечень таких железнодорожных станций устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Полное опробование электропневматических тормозов производится на железнодорожных станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.

60. Сокращенное опробование тормозов.
Проводится с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов

у двух хвостовых вагонов, а в мотор-вагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона производится:

после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на железнодорожной станции было произведено полное опробование автотормозов от стационарного устройства или локомотива;

при смене направления движения поезда с головы на хвост, если не меняется локомотив;

после перемены кабины управления мотор-вагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

после всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки железнодорожного подвижного состава (в последнем случае с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне);

в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 0,539 МПа (5,5 кгс/см), при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;

в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменение плотности более чем на 20% от указанной в справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии формы ВУ-45, установленной "Правилами по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог", утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств -участников содружества (приложение № 40 к протоколу от 29 - 30 мая 2008 г. № 48);

в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 минут, где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эта обязанность возложена.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится в пунктах смены локомотива, локомотивных бригад, после прицепки вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, а также после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на железнодорожной станции было произведено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.

61. В каких случаях и ситуациях к проведению сокращенного опробования
тормозов привлекаются работники поездной бригады?

При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах к сокращенному опробованию тормозов привлекаются: начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники пассажирских (головного, хвостового) вагонов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи.

62. Допускается ли отправление поезда с неисправным тормозом двух хвостовых вагонов?

В случае, если при сокращенном опробовании автотормозов не сработают тормоза двух хвостовых вагонов, работник, на которого возложено опробование автотормозов, обязан принять меры, чтобы не допустить отправление поезда.

63. Кто руководит движением поездов на участке следования?
Движением поездов на участке руководит только один работник -

диспетчер поездной, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

Приказы диспетчера поездного подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке другими лицами.

При обслуживании локомотивов пассажирских и мотор-вагонных поездов одним машинистом диспетчер поездной при нахождении такого поезда на обслуживаемом им участке обязан обеспечить контроль за его следованием и информировать об этом дежурных по железнодорожным станциям данного участка.

64. Кому подчиняются машинист и остальные работники,
обслуживающие поезд, на железнодорожных станциях?

На железнодорожных станциях машинист ведущего локомотива (мотор-вагонного поезда), специального самоходного подвижного состава и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по железнодорожной станции, а на железнодорожных станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, - диспетчера поездного.

65. Допускается ли занятие предохранительных и улавливающих тупиков пассажирскими вагонами? В каких случаях?

Не допускается занятие улавливающих тупиков любым железнодорожным подвижным составом, а предохранительных тупиков пассажирскими и грузовыми вагонами, в которых находятся люди, грузовыми вагонами с опасными грузами.

66. При каких условиях допускается прием поезда на
железнодорожную станцию при запрещающем показании или погасших
огнях входного светофора?

Прием поезда на железнодорожную станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора может быть осуществлен по пригласительному сигналу, по специальному разрешению дежурного по железнодорожной станции только в исключительных случаях и в соответствии с порядком, установленным нормами и правилами.

Скорость следования поезда при приеме на железнодорожную станцию по пригласительному сигналу или по специальному разрешению дежурного по железнодорожной станции должна быть не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования - не более 15 км/ч, при этом машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, еелр! встретится препятствие для дальнейшего движения.

67. Без чьего разрешения не допускается отправление поезда на перегон?

Не допускается отправление поезда на перегон без разрешения дежурного по железнодорожной станции.

68. Какие остановки поезда не указываются в расписаниях для
пассажиров?

На раздельных пунктах, где остановка пассажирского или почтово-багажного поезда предусмотрена для выполнения технологических операций (скрещение, обгон) и не предназначена для посадки, высадки пассажиров и погрузки, выгрузки багажа и почты, она по указанию диспетчера поездного, передаваемому машинисту и дежурному по железнодорожной станции, может быть сокращена или отменена.

В служебных расписаниях движения поездов такие остановки отмечаются особым знаком, а в афишах и расписаниях, издаваемых для пассажиров, эти остановки не показываются.

69. Кто является ответственным за правильность формирования поезда?
Ответственными за правильность формирования поезда являются работники

железнодорожных станций.

Работники железнодорожной станции владельца инфраструктуры или владельца железнодорожного пути необщего пользования (если железнодорожная станция расположена на железнодорожных путях необщего пользования) перед отправлением поезда должны в точном соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции, техническо-распорядительным актом, графиком движения и планом формирования поездов проверить правильность формирования поезда, правильность и прочность крепления грузов на открытом железнодорожном подвижном составе, убедиться, что сохранность грузов полностью обеспечена, поезд имеет установленные сигналы и снабжен необходимым поездным инвентарем.

70. В каких случаях производится ограждение поезда на перегоне?
Ограждение поезда, остановившегося на перегоне, производится:
пассажирского - при затребовании восстановительного или пожарного

поезда, а также вспомогательного локомотива - немедленно после вызова;

если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи - немедленно после остановки поезда.

Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном железнодорожном пути двухпутного или многопутного перегона и в первую очередь со стороны ожидаемого поезда.

Порядок ограждения и действия работников устанавливается нормами и правилами.

71. Допускается ли осаживание пассажирских поездов на более легкий
профиль при остановке на подъеме?

Осаживание пассажирских поездов не допускается во всех случаях.

При остановке на подъеме поезда, масса которого превышает норму по условиям трогания с места на данном подъеме и осаживание которого не допускается, машинист должен немедленно затребовать вспомогательный локомотив.

72. Допускается ли движение остановившегося поезда после
затребования восстановительного или пожарного поезда до момента его
прибытия?

Если затребован восстановительный или пожарный поезд, а также вспомогательный локомотив, то остановившийся поезд не может начать движение, пока не прибудет затребованная помощь или не будет дано соответствующее разрешение на движение.

Полное с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов:

На станциях формирования перед отправлением поезда;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки;

Перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;

На станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.

Сокращенное с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов, а в моторвагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов;

После перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава;

После стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 атм.

При опробовании автотормозов подаются сигналы:

требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения):

· днем - поднятой вертикально рукой;

· ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 1). Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;

требование машинисту отпустить тормоза:

днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии,

ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 2). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.

Назначение и принцип действия ручного тормоза.

Ручной тормоз применяют на железнодорожном подвижном составе как резервное средство для остановки поезда при неисправности автотормозов, а также для удержания вагона или поезда на уклоне.

Назначение: чтобы тормозить. Используются как аварийные или стояночные.

Принцип действия: оттянул ручку, начал крутить. Крутится вал, на ней шайба, подсоединенная к колодкам; в зависимости от поднятия и опускания колодки сжимаются и разжимаются.

Тормозные процессы в пневматических автоматических тормозах.

Зарядка (повышение давления воздуха в тормозной магистрали или заполнение сжатым воздухом всех сосудов и резервуаров тормозной сети поезда), за исключением тормозного цилиндра). Зарядка происходит до рабочего или поездного давления, кот. зависит от вида поезда, профиля пути, массы поезда и его длины.



Разрядка (понижение давления воздуха в тормозной магистрали, не вызывающей темпом срабатывание тормозов). Темп разрядки 0,1-0,4 атм./мин.

Торможение (понижение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным ростом давления воздуха в тормозных цилиндрах).

Торможение бывает двух видов служебное и экстренное. Темп служебного торможения (0,1-0,4) атм./сек. Темп экстренного торможения 0,8 атм./сек.

Служебное торможение бывает полным (для полной остановки поезда) и ступенчатое (для регулирования скорости движения поезда). Полное служебное торможение выполняют снижением давления воздуха в тормозной магистрали за один прием на величину 1,5-1,7 атм. Ступенчатое торможение производится ступенями, первая из кот. 0,5-0,7 атм., вторая и все последующие не ниже 0,3 атм.

Экстренное торможение выполняют с полной разрядкой до нуля в случаях возникновения препятствия на пути движения поезда.

Отпуск (повышение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным понижением давления в тормозном цилиндре). Отпуск бывает ступенчатым и полным. Ступенчатый выполняется ступенями пот 0,2-0,3 атм. каждая. Полный отпуск выполняют повышением давления тормозной магистрали до поездного. Темп повышения давления при отпуске не играет роли.

Перекрыша (отсоединение питательной и тормозной магистралей). Необходим для того, чтобы растянуть во времени процесс срабатывания тормозов.

Сигналы применения ручных тормозов, подаваемые с локомотива.

3 длинных гудка.

Действия проводников в случае не отпуска автоматических тормозов.

В середине вагона - рычаг (похож на крюк), отпускающий тормоза, либо выкинуть красный флаг. Если состав не остановился - рвать стоп-кран.

4.4.1. Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов производится:

после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от стационарного устройства (станционной сети) или локомотива;

при смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону;

после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

после всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона).

4.4.2. Сокращенное опробование автотормозов в пассажирских и грузопассажирских поездах дополнительно выполняется:

после стоянки поезда более 1200 секунд (20 минут);

при снижении давления в главных резервуарах локомотива ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см 2);

после снижения давления в тормозной магистрали, когда причина не установлена;

при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива пассажирского или грузопассажирского поезда на перегоне, после остановки в связи с невозможностью дальнейшего управления его движением из головной кабины выполняется сокращенное опробование автотормозов.

4.4.3. Сокращенное опробование автотормозов в грузовых поездах дополнительно выполняется:

при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;

при самопроизвольном срабатывании автотормозов, на стоянке;

после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или локомотивная бригада;

при движении грузового поезда при появлении признаков нарушения целостности тормозной магистрали в случае его остановки.



4.6. Проведение сокращенного опробования автотормозов в грузовых поездах.

4.6.1. При сокращенном опробовании тормозов после полного опробования от стационарной установки или локомотива, осмотрщики вагонов и машинист выполняют и проверяют:

1) установка измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

2) 3амер давления в тормозной магистрали хвостового вагона поезда выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда и проверки целостности тормозной магистрали. Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста (II положение) не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кгс/см 2) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2) при длине поезда более 400 осей;

3) демонтаж измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона.

4) целостность тормозной магистрали поезда и свободность прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд;

5) время отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава после ступени торможения 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) и получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления и начала отхода колодок от колес (при длине грузового поезда менее 100 осей замер времени отпуска тормозов двух хвостовых вагонов не производится);

6) плотность тормозной магистрали. Плотность тормозной магистрали поезда должна соответствовать установленным нормам и занесена в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов указано в таблице IV.1 Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава;

7) действие автоматических тормозов двух хвостовых вагонов поезда на торможение и отпуск. Проверку действия на торможение проводят после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение).

По окончании выше указанных операций, по истечении 120 секунд (2 минут) осмотрщики вагонов обязаны проверить состояние и действие тормозов двух хвостовых вагонов и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес, а машинист локомотива замеряет плотность тормозной магистрали поезда, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

После окончания проверки действия тормозов на торможение, выполнить последующий отпуск автотормозов постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления;

По окончании этого опробования машинисту вручается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» как при полном опробовании;

7) перед отправлением грузового поезда длиной более 100 осей со станции и стоянке более 300 секунд (5 минут) от выдачи «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист обязан выполнить проверку состояния тормозной магистрали путем постановки управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного давления (I положение), с выдержкой в этом положении в течение 3-4 секунд. Разница показаний давлений тормозной и питательной магистралей должна быть не менее 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа).

4.6.2. При сокращенном опробовании тормозов после смене локомотивных бригад, при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», при самопроизвольном срабатывании автотормозов на стоянке, после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или локомотивная бригада, а также в случае остановки грузового поезда по причине появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали, смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону, после всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с обязательной проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона и замера времени отпуска двух последних вагонов), осмотрщики вагонов и машинист выполняют и проверяют:

1) целостность тормозной магистрали поезда и свободность прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд;

2) по истечении 120 секунд (2 минут) после проверки целостности тормозной магистрали машинист производит ступень торможения
0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение), после чего машинист переводит управляющий органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления.

Примечание: на станциях, где имеются осмотрщики вагонов дополнительно замеряется время отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава после выполнения ступени торможения 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) и получения информации осмотрщиком вагонов о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления и начала отхода колодок от колес;

3) плотность тормозной магистрали, которая должна соответствовать установленным нормам и занесена в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;

4) действие автоматических тормозов двух хвостовых вагонов (при прицепке подвижного состава с обязательной проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона) на торможение и отпуск. Проверку выполняют после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6‑0,7кгс/см 2) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение).

После выполнения выше указанных операций, по истечении 120 секунд (2 минут) проверяется состояние и действие тормозов двух хвостовых вагонов в нормальной их работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. После окончания проверки на торможение, выполнить последующий отпуск автотормозов постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 Мпа
(0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления;

5) перед отправлением грузового поезда длиной более 100 осей со станции и стоянке более 300 секунд (5 минут) от отметки о выполнении сокращенного опробования автотормозов в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист обязан выполнить проверку состояния тормозной магистрали путем постановки управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного давления (I положение), с выдержкой в этом положении в течение 3-4 секунд. Разница показаний давлений тормозной и питательной магистралей должна быть не менее 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа).

В случае, если показание манометра тормозной магистрали будет отличаться от показания манометра питательной магистрали менее, чем на 0,5 кгс/см 2 , это указывает на возможное перекрытие кранов тормозной магистрали или наличие пробки в головной части поезда, при этом перевод ручки крана машиниста из первого во второе положение будет сопровождаться выбросом воздуха из атмосферного отверстия в нижней части крана. В этом случае категорически запрещается отправление поезда со станции до выполнения проверки целостности тормозной магистрали путем открытия концевого крана у хвостового вагона поезда и проведения сокращенного опробования автотормозов.

сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов производится:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива.

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом, кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль поезда.

Соединения рукавов при прицепке вагонов – на каждом прицепленном вагоне;

После перекрытия концевого крана в составе.

После стоянки пассажирского поезда более 20 минут, грузового более 30 минут;

При падении давления воздуха в главных резервуарах ниже 5,5 кг/см2;

При смене кабин управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне, после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления поездом из головной кабины ведущего локомотива.

Проверка автотормозов в пути следования.

Для того чтобы убедиться в исправной и надежной работе автотормозов поезда, введена обязательная проверка их действия в пути следования.

Проверка производится после произведенного ранее полного или сокращенного опробования автотормозов в строго установленном для этой проверки месте. Для проверки действия автотормозов машинист производит служебное торможение. После получения необходимого тормозного эффекта, машинист отпускает тормоза. Помощник машиниста докладывает длину тормозного пути. Длина тормозного пути отсчитывать от момента поворота ручки крана 395(394), до момента снижения скорости на 10 км/ч.

Отцепка локомотива от состава.

После прибытия поезда на станцию назначения состав должен быть закреплен тормозными башмаками от самопроизвольного ухода. Поэтому состав необходимо закрепить до отцепки от локомотива.

После получения разрешения на отцепку от состава, машинист (отключает ЭПТ, если было включено) производит полное служебное торможение краном машиниста 395 (394), снижая давление в тормозной магистрали на 1,5 – 1,7 кг/см2. После этого отдает команду помощнику машиниста отцепить локомотив и закрепить состав. Помощник машиниста перекрывает концевые краны у локомотива и первого вагона, разъединяет рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, подвешивает рукава на кронштейнах, закрепляет состав тормозным башмаком. Докладывает машинисту.

Смена кабин управления.

Отключить ЭПК, при этом выключится локомотивный светофор на блоке индикации КЛУБ.

Проконтролировать выпуск воздуха из тормозной магистрали и правильность перекрытия разобщительных кранов к крану 395 (394) и 254.

Проконтролировать отключение прожектора, отключение буферного фонаря со стороны машиниста и включение со стороны помощника, отключение выключателя «Управление возбуждением». (рис. 52)

Ожидать включение красной сигнальной лампы «Дублирование управления»

После включения лампы отключить выключатели «Управление общее», «Топливный насос», «Управление охлаждением».

Через улицу перейти в другую кабину.

Доложить машинисту, затем включить ЭПК. По локомотивному светофору убедиться во включении (загорится лампа светофора). Если лампа светофора не включилась и свистит свисток, то выключить ЭПК. Машинист забыл переключить переключатель направления.

По регламенту напомнить машинисту о проверках тормозов


Прицепка локомотива к составу.

После получения команды, помощник машиниста соединяет рукава тормозной магистрали локомотива и вагона. После чего открывает концевые краны. Сначала у локомотива, затем у вагона. Изымает тормозной башмак из-под вагона. Работу производить в сигнальном жилете и рукавицах. Доложить машинисту о результатах.

Рис. 52.
Сигнальная лампа «Дублирование питания» Сигнальная лампа «Реле заземления» Сигнальная лампа «Реле боксования» Сигнальная лампа «Перегрев воды» Сигнальная лампа «Включение вентилятора» Резервная лампа резервная лампа Сигнальная лампа «Реле перехода» Сигнальная лампа контроля цепи ЭПТ Сигнальная лампа «Перекрыша ЭПТ» Сигнальная лампа «Торможение ЭПТ» Выключатель «Управление общее» Выключатель «Топливный насос» Выключатель «Управление охлаждением» Выключатель «Управление возбуждением» Выключатель «Управление переходом» Выключатель «Прожектор» Выключатель «Буферный правый» Выключатель «Буферный левый» Резервные выключатели Выключатель «Освещение пульта» Выключатель «Освещение кабины» Киловольтметр главного генератора Килоамперметр главного генератора Кнопка «Пуск дизеля» Переключатель ЭПТ Манометр «Уравнительный резервуар» и «Тормозной цилиндр» Переключатель «автоматическое, ручное охлаждение» Манометр «Давление масла» Переключатель стеклоочистителя Кнопка бдительности Термометр «Температура масла» Переключатель «Прожектор тускло-ярко» Манометр «Тормозная и напорная магистраль» Термометр «Температура воды» Кнопка «Звуковой сигнал» Переключатель «Напряжение батареи» или «Напряжение питания ЭПТ» Амперметр «Ток зарядки батареи» Тумблер управления ЭПТ Вольтметр батареи или ЭПТ
Понравилось? Лайкни нас на Facebook