Можно ли буксовать на автомате (акпп). разберем зиму, грязь и полный привод. все не просто. Почему "автомат" на бездорожье лучше "механики" и что нужно возить с собой на всякий бездорожный случай Автоматическая коробка передач на бездорожье

С какой трансмиссией лучше выбрать внедорожник, если планируете частенько выезжать на бездорожье? Рассмотрим преимущества и недостатки коробок передач разных типов на примере двух Mitsubishi - Pajero Sport с «автоматом» и L200 с «механикой».

Современные автоматические коробки передач неплохо подготовлены и для серьезного бездорожья. Особенно когда в трансмиссии есть ручной режим, предоставляющий возможность тормозить двигателем. Но все же у старой доброй «механики» имеется целый ряд неоспоримых преимуществ.

Страсти по ресурсу

Если выбор пал на авто, которое покупается специально под офф-роад, то в какой-то момент неизбежно встанет вопрос об установке покрышек большего диаметра, что позволит заметно увеличить дорожный просвет машины. И вот тут «автомат» - слабое звено, ведь на его пакеты фрикционов значительно увеличится нагрузка, что существенно снижает ресурс дорогого узла. «Механика» в этом плане предпочтительней - она не только крепче, долговечнее, но и дешевле в ремонте.

При попытке раскачать авто, когда вы застряли, страдает ресурс трансмиссии. В «механике» значительно снизить нагрузку может точный контроль раскачки, когда водитель четко улавливает моменты зависания автомобиля в крайних точках и в нужное время включает передачу. Для «автомата» такие процедуры опасны, ведь для переключения между первой и задней передачей необходимо выдержать паузу, игнорирование этого приведет к быстрому перегреву трансмиссии, вплоть до полной поломки узла. Кроме того, есть риск случайно перевести рычаг переключения в положение «Паркинг».

Сила третьей педали

Беда любой автоматической трансмиссии - невозможность «подтравить» сцепление ввиду его отсутствия. Когда это нужно? На скользкой поверхности (снег, болото, песок) очень часто. Ведь АКП даже при филигранной работе с педалью газа нередко срывает колеса в пробуксовку, что может усугубить ситуацию. Аккуратно работая с педалью сцепления, пробуксовки можно легко избежать. Иногда и кратковременного контакта колеса с поверхностью достаточно, чтобы начать движение в данных условиях.

Другой момент - начало движения в глубоком песке, где, чтобы удачно стартовать, мотор нужно раскрутить в оптимальный диапазон оборотов. Для авто с АКП в этом случае нужен очень мощный двигатель с хорошим крутящим моментом на низких оборотах.
Механическая коробка передач предпочтительней и при необходимости выбраться из глубокой колеи. В этом случае также необходима точная работа с педалями газа и сцепления.

Выбор однозначен

Итак, на бездорожье комфорт автоматической трансмиссии не работает, а, наоборот, доставляет лишние хлопоты. Конечно, идеальным вариантом было бы иметь две машины: стандартную с «автоматом» для города и легкого бездорожья и подготовленную на «механике». Если такой возможности нет, но есть непреодолимое желание залезть в самые дебри, подальше от дорог, то мы рекомендуем авто с механической трансмиссией. Кстати, такой автомобиль еще и экономичнее.

Прежде всего необходимо определиться, для чего нужен автомобиль. «Автомат» можно предпочесть, когда вы в основном передвигаетесь по городу. В этом случае на многие недостатки при поездках по тяжелому бездорожью можно закрыть глаза. Но если вы часто выезжаете за переделы города, тогда «механика» однозначно лучше. Только с МКП можно при необходимости раскачать автомобиль, с ней проще в песках, а также при трогании на скользкой поверхности. А это значит, что водителю авто с «механикой» гораздо реже приходится прибегать к помощи подручных средств, таких как лопата, домкрат, сэнд-траки, лебедка и буксир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пробуксовка ведущих колес в снегу, грязи может губительно повлиять на ресурс автоматической коробки передач. Давайте разберемся, можно ли буксовать на автомате без вреда для трансмиссии. Обязательно рассмотрим особенности езды по бездорожью на авто с АКПП гидротрансформаторного типа, вариатором и роботизированной КПП (DSG, Power Shift).

АКПП и бездорожье

Ввиду наибольшего распространения, вопрос: можно ли буксовать на автомате, чаще всего возникает у владельцев авто с АКПП гидротрансформаторного типа. Каких последствий можно ожидать, если буксовать в снегу, грязи и ездить по бездорожью без соблюдения рекомендаций?

Работа автоматической КПП в момент пробуксовки

В ситуациях, когда ведущие колеса буксуют в грязи или снегу, наибольшую опасность для коробки автомат представляют переключения. Электронный блок управления коробкой передач меняет передаточные числа исходя из скорости и нагрузки на двигатель. ЭБУ ориентируется исключительно на (ДПДЗ, ДМРВ, датчик положения педали газа, датчик скорости). Поэтому, когда колеса пробуксовывают, ЭБУ «думает», что автомобиль разгоняется в штатном режиме и включает повышенную передачу.

Именно смена передач при пробуксовке ведет к повышенным нагрузкам на гидротрансформатор и пакеты фрикционов. Схожий вред АКПП наносит резкая смена коэффициента сцепления с дорогой в момент проскальзывания ведущей оси. К примеру, когда автомобиль буксует в снегу, а затем колеса резко попадают на асфальтированный участок с хорошим зацепом.

Не менее опасным для коробки автомат является перегрев. К интенсивному нагреву рабочей жидкости ведет разница угловых скоростей турбинного и насосного колес гидротрансформатора. Если автомобиль до момента принудительной блокировки ГД буксует в грязи, снегу, увеличивается объем циркулирующего через гидротрансформатор масла, что и приводит к повышению температуры. При чрезмерном нагреве масло коксуется в каналах гидроблока и теряет свои рабочие характеристики. Поэтому частая эксплуатация авто на бездорожье требует сокращения .


Как правильно ездить?

Автомобили с ДСГ и вариаторами

Как вы поняли, буксовать на автомате без вреда для трансмиссии можно. Возможно это благодаря принципу работы гидтротрансформатора. Пробуксовывая, ГД сглаживает ударные нагрузки. Если предполагает наличие гидтротрансформатора, то автомобиль гораздо спокойней перенесет поездки по легкому бездорожью. Но при этом буксовать можно только до момента блокировки ГД. В целом работать с педалью газа нужно аккуратно, чтобы минимизировать повышенные нагрузки на ремень и конусы вариатора.

Недостаток как раз в отсутствии гидротрансформатора. Поэтому пакеты фрикционов, использующиеся в «мокрых» ДСГ, а также диски сцепления «сухих» роботизированных КПП на бездорожье переживают повышенные нагрузки.

Конечно, да, уверен специалист по бушкрафту Игорь:автомобиль, особенно современный, оснащенный автоматической трансмиссией, на бездорожье чувствует себя гораздо лучше, чем собрат с "механикой".

- Автоматическая коробка передач в сочетании с современными электронными системами - такими как антиблокировочная (ABS), помощи при спуске с горы (HDC, DAC, DDC), предотвращения опрокидывания (RSC) и др., - позволяет полностью раскрыть потенциал машины на бездорожье. Все эти системы помогают эффективно управлять автомобилем, исключая человеческий фактор.

Также, по словам эксперта, бояться раскачивать автомобиль с АКПП не стоит, если делать это правильно.

- При раскачке нагрузка на коробку, конечно, есть, но она не такая большая, как кажется. По сути - это движение взад-вперед. Другое дело, что во время буксования увеличивается скорость вращения колес, и "автомат" пытается переключить передачу. Именно частые переключения и губят коробку, которая не охлаждается должным образом. Если же зафиксировать передачу (на большей части автоматических трансмиссий присутствуют фиксированные передачи или есть ручной режим), то ничего страшного не случится .

У механической коробки, по мнению Игоря, только два преимущества: она позволяет жестко фиксировать передачи и более эффективно тормозить двигателем.

- Машина с АКПП проигрывает модели с МКПП при спуске с горы, если не оснащена системой HDC. "Автомат" не сможет также эффективно тормозить двигателем, как механика. В то же время потенциальная выносливость МКПП гораздо ниже из-за наличия слабого звена - сцепления. Это касается не только легковых автомобилей, но и всех больших внедорожников.

По словам инструктора школы внедорожного вождения Land Rover, преимуществ у АКПП все-таки больше.

- Самое главное, что мы контролируем руль двумя руками и задействуем для управления машиной обе ноги, не отвлекаясь на переключения. "Автомат" позволяет точно дозировать момент передачи на колеса, слегка притормаживая и играя газом и тормозом. Также есть возможность выбраться из грязи с помощью метода контроля тяги: зажав педаль тормоза, выводим автомобиль на максимальный крутящий момент, затем резко отпускаем педаль. Таким образом, автомобиль получает достаточный импульс для трогания. В случае с МКПП такой вариант исключен. К тому же отсутствие разрыва момента у АКПП позволяет не делать рывков при движении и очень плавно стартовать на скользком покрытии.

Ну, и если вы собрались в путешествие, предусматривающее наличие бездорожья, предлагаем пять советов от инструктора школы внедорожного вождения Land Rover.

Что захватить с собой?

1. Цепи . Стоят эти внедорожные атрибуты недорого - $100-150, но могут превратить легковую машину в весьма проходимый агрегат на уровне кроссовера среднего звена.

2. Доски и домкрат . Шанс сесть в глубокой колее на днище при движении по проселочным или лесным дорогом велик. В этом случае нужно поднять автомобиль домкратом и подложить под колеса доски.

3. Брать с собой топлива вдвое больше, чем понадобится для прохождения маршрута, если у вас дизельный автомобиль, и втрое, если бензиновый.

4. Всегда иметь в машине буксировочный трос и перчатки . Копая голыми руками, можно серьезно поранить пальцы или загнать инородное тело под ногти, что чревато гангреной. Медицинской помощи в лесу ждать неоткуда, тем более, если вы застряли.

5. На песчаных участках, если машина буксует, бывает полезно понизить вдвое давление в колесах, увеличив тем самым площадь контакта. Но потом не забудьте подкачать колеса до предусмотренного инструкцией давления.

И никогда не забывайте про такую мелочь, как обычный насос . Как показывает практика, редкий автолюбитель возит этот полезный предмет в багажнике.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook