Как быстро охладить салон машины в жару. Самодельный кондиционер в машине: наш эксперимент Охлаждение воздуха в автомобиле без кондиционера

Небывалая жара, установившаяся этим летом в России, нанесла ощутимый ущерб владельцам старых транспортных средств, двигатели которых имеют водяное охлаждение. То и дело можно увидеть, как на окраине дороги стоит подержанная «тройка» или «пятерка» ВАЗ с открытым капотом, из-под которого валит белый пар. Не меньше проблем усиливающееся с каждым годом пекло доставляет тем, чьи машины не оборудованы климатическими системами – кондиционерами и климат-контролями. Им точно не позавидуешь: езда с открытыми окнами от жары особо не спасает, зато приносит другие неприятности: шум, вонь выхлопных газов, и, что самое печальное, повышенный расход топлива.

Конечно, езда с включенным кондиционером или климат-контролем тоже влияет на топливный «аппетит» автомобиля, который во многом сопоставим с повышенным расходом двигателя машины, у которой во время движения открыты все окна. Но у кондиционированн ого автомобиля есть свои неоспоримые преимущества – тот же климатический комфорт в салоне. Правда, создать этот самый комфорт нужно с умом, ведь неправильное пользование климатической системой может привести к ее поломке, так и к проблемам со здоровьем у пассажиров авто. Сегодня мы дадим несколько советов, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле.

На фото: кнопка включения/выключения кондиционера

Каждый уважающий себя автолюбитель, заботящийся об исправном состоянии и своего «железного коня», накануне сезонов проводит диагностику всех систем – в том числе и климатической. Осенью мы проверяем работу , весной – кондиционера. Не зря в апреле-мае интернет пестрит объявлениями о скидках на диагностику кондиционеров – ее рекомендуется проводить два раза в год, весной и осенью.

Что включает в себя диагностика кондиционера? Перво-наперво, проверку уровня фреона – вещества, ответственного за охлаждение воздуха, поступающего в салон из кондиционера. Если этот уровень меньше нормы, то это чревато как плохим охлаждением воздуха, так и выходом из строя частей охлаждающей установки – компрессора, конденсора (радиатор кондиционера) и напорной магистрали. Причина таких неприятностей – разгерметизация системы кондиционировани я, которая может наступить в результате образования микротрещин на корпусе конденсора или трубок, по которым течет смешанный со специальным маслом, выполняющим смазывающую функцию для трущихся деталей системы, фреон.

Специалист проверяет всю систему, и при обнаружении очагов разгерметизации принимает решение о замене вышедших из строя деталей. Это – серьезные последствия, диагнозом которых становится падение уровня фреона. Но есть и другие причины. Фреон – газ, и как все подобные вещества, он испаряется естественным путем. Так что падение уровня фреона может быть продиктовано сроком службы автомобильного кондиционера без его дозаправки. Помимо проверки уровня фреона, нужно следить и за тем, чтобы на испарителе не образовывались грибки. Эту проблему выдает неприятный запах при включении кондиционера – пахнет мокрой собакой. В сервисных центрах эту проблему устраняют при помощи дезинфекции испарителя и смены фильтров кондиционера.

Провести такие операции можно и самостоятельно. В любом случае, советуем вам не игнорировать рекомендации автопроизводител ей по обслуживанию автомобильных кондиционеров и регулярно диагностировать их состояние.

Допустим, климатическая система вашего автомобиля исправна и лето вы встречаете во всеоружии. Но мало иметь исправный автомобильный кондиционер – важно правильно им пользоваться. Особенно в сильную жару. Приведем несколько простых правил, которые сделают поездку в автомобиле с кондиционером максимально комфортной.

Проветриваем автомобиль. Не следует включать кондиционер сразу же, как только заведете двигатель, особенно если машина стояла на солнце, а в салоне образовался «Ташкент». Первым делом открываем в авто все окна и минут 10 проветриваем салон. После этого окна закрываем, и включаем вентилятор кондиционера сначала на «единичку», установив указатель температуры в среднее положение, а по истечении нескольких минут – на «двойку», повернув тумблер датчика температуры на максимум. Охлаждать салон лучше не на стоянке, а в движении – поступающий внутрь салона воздух извне на скорости облегчит задачу кондиционера по созданию комфортной температуры. Также важно при охлаждении салона, особенно если температура за бортом выше +25 градусов, не направлять холодный воздух на стекла – из-за резкого перепада температур, в стекле могут образоваться микротрещины, которые со временем перерастут в большие трещины.

2. Устанавливаем корректный режим охлаждения . Не рекомендуется долгое время ездить в авто, кондиционер которого работает на максимуме – так недолго и ангину подхватить. Поэтому после достаточного охлаждения воздуха в салоне лучше установить скорость вентилятора на «двойку» или «единичку», а также повысить температуру.

3 . Устанавливаем оптимальную температуру в салоне . Медики говорят, что самая комфортная температура в салоне автомобиля – 20-22 градуса. Поэтому, чтобы избежать простудных заболеваний, после достаточного охлаждения интерьера, лучше установить указанную выше температуру (если кондиционер не цифровой, а механический – то выставить указатель температуры на средние деления), а обдув направить на ноги.

4 . Правильно регулируем приток воздуха в салон . Если охладить воздух в салоне автомобиля нужно быстро, то включаем режим внутренней циркуляции воздуха.

Таким образом, в интерьере образуется замкнутое пространство, ограничен доступ горячего воздуха извне, и салон быстрее охлаждается. Такой способ часто применяют, когда авто стоит на стоянке или если температура воздуха вне автомобиля выше 25 градусов.

5 . Следим за направлением холодного воздуха . Автомобильные производители не зря оснастили воздуховоды «шторками»-дефле кторами, при помощи которых можно регулировать направление потока воздуха и его интенсивность. При кондиционировани и важно настроить все дефлекторы так, чтобы охлажденный воздух равномерно распределялся по салону.

Приведенные рекомендации в большей части подойдут для владельцев автомобилей, оснащенных механическими кондиционерами. Автоматические климатические системы обучены регулировать все параметры автономно, без участия водителя.

1. Передавать холод в салона автомобиля от бутылок со льдом (контейнеров с хладагентом для сумок холодильников). Тут есть два варианта:
  • - разместить холодные бутылки перед воздуховодами, чтобы потоки воздуха проходили через них.
  • - разместить хладоэлементы в коробку, обшитую внутри отражающими изоляционными материалами, вентилятор должен выгонять холодный воздух из короба в салон.


По отзывам водителей, которые пробовали данную конструкцию можно сказать наверняка, что "миф разрушен". Чтобы охладить салона автомобиля без кондиционера таким образом, придется использовать пару сотен таких ледяных бутылок.

2. Вентилятор, который работает от солнечных батарей, выгоняющий горячий воздух из припаркованной машины.


Популярное название такого устройства "Auto Fan". Вентилятор закрепляется на боковом стекле автомобиля, оставляя небольшую щель, через которую, по идее, должен выгоняться горячий воздух из салона во время стоянки.
Трудно представить, чтобы вентилятор такой мощности и размеров действительно охладил салон автомобиля без кондиционера.

Такие кондиционеры отличаются от классического варианта (радиатор, компрессор, испаритель) своим внешним видом, они представляют собой монолитную конструкцию. Все элементы находятся только в одном корпусе, а для установки не требуется прокладывания трубок или дополнительных блоков. Такой кондиционер устанавливается на крышу автомобиля (грузовой, газель и т.д.) и действительно охлаждает. Для легковых автомобилей целесообразно за эти же деньги рассматривать установку штатного кондиционера.

Такой кондиционер может представлять собой вентилятор на обычной воде без заправки фреоном. Мотор гонит влажный воздух с сырого тканевого фильтра, влага испаряясь на лопастях фильтра, охлаждает систему и т. д. Вот как выглядит это устройство:
Вот еще один вариант такого же автомобильного кондиционера от прикуривателя.


Практика показывает, что подобные устройства лишены особого смысла, как и портативные обогреватели от прикуривателя .
Иногда на ум приходят такие идеи: а почему не купить мобильный кондиционер от 220В и подключить его в салоне автомобиля через инвертор . Дело в том, что такой кондиционер имеет большое потребление. Для инвертора это будет пиковая нагрузка, тем более предполагается длительная пиковая нагрузка.

  1. Затонировать стекла автомобиля.
  2. Одеваться в одежду светлых тонов.
  3. Оставлять автомобиль в тени.
  4. Использовать солнцезащитные экраны для предотвращения попадания солнечных лучшей в салон.
Если Вы рассматриваете установку штатного кондиционера, то обратите внимание на

Летом всегда жарко. Ну а если не всегда, то иной раз бывают такие погожие деньки, когда жара стоит просто неимоверная. Пешеходы спасаются от зноя в тени, обливаются водой и «лопают» мороженное. А вот жара для водителей становится настоящим испытанием. Особенно для владельцев авто без кондиционеров. С другой стороны, с проблемой езды в раскаленной машине рано или поздно сталкивается каждый водитель.

Автомобиль стоит весь день на солнце, на улице +30 (а то и выше), из-за чего температура в салоне может достигать 60-70 градусов. Вы после трудового дня открываете авто, но сесть в него не можете физически, раскаленный воздух буквально сбивает дыхание. Знакомо?

Как же быть в такой ситуации? Как быстро понизить температуру в салоне?

Сначала предлагаю рассмотреть варианты того, как максимально эффективно защитить кузов и салон от чрезмерного нагревания. Идеальным вариантом будет оставлять свой автомобиль на «прохладных» подземных парковках. Но в наших краях это большая редкость. Также можно оставить машину под небольшим навесом, который уменьшит тепловое воздействие. Подобный навес можно сделать самостоятельно, особенно если вы постоянно оставляете автомобиль в одном месте (например, выделенное паркоместо или двор дома). Если и такой возможности нет, остается тень от зданий или деревьев. Однако тут следует помнить о перемещении солнца. Оставив в 9 утра автомобиль в тени, к 15:00 там уже будет пекло.

Бывает, что на месте стоянки машины тени нет и не предвидится. В этом случае лучше поставить автомобиль так, чтобы солнечные лучи не попадали на приборную панель и рулевое колесо (то есть «спиной»). Если же у вас есть в наличии специальная солнцезащитная шторка, тогда авто нужно ставить «лицом» к солнцу. Отражающие шторки бывают самыми разными и с разными креплениями (присоски, крюки, тесемки, липучки).

Тут следует помнить, что размер такого «щита» должен соответствовать размеру лобового стекла (маленький будет пропускать много прямых солнечных лучей, а большой тяжело и неудобно крепить). Также очень хорошо, если он будет крепиться не только по бокам, но и центральной частью к стеклу. Кроме того, защитный экран лучше расположить снаружи, чтобы отраженное тепло не скапливалось в салоне под стеклом. Но тут нет никакой гарантии, что его кто-то не позаимствует.

Не лишним будет на время стоянки накрыть торпеду и руль светлой тканью, это также уменьшит нагрев салона и защитит пластик от выгорания и деформации.

Еще один способ избежать нагрева салона – чехол на машину из светоотражающей ткани. Он уменьшит не только нагрев салона, но и защитит лакокрасочное покрытие от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Для снижения нагрева салона, при возможности, можно оставить приоткрытыми окна. Это создаст благоприятные условия для циркуляции воздуха. В данном случае Вам пригодятся . «Ветровики» на окнах замаскируют приоткрытые окна, что поможет избежать нездорового интереса со стороны мелких воришек. Кроме того, в случае резкой перемены погоды, внезапно начавшийся дождь не попадет в салон.

Теперь давайте разбираться, что делать, если в салоне автомобиля уже «пекло»?

Первое желание – включить кондиционер на максимум. Но не спешите. Поток холодного воздуха (особенно направленный на лобовое стекло) может спровоцировать появление трещины, а это существенные расходы. Да и вам резкий перепад температур не пойдет на пользу. Зачем болеть летом?

Прежде чем садится за руль, откройте окна и двери с противоположных сторон авто, чтобы прогретый воздух вышел из салона. Если руль и сидения нагрелись настолько сильно, что к ним прикоснуться нельзя, на помощь придут влажные салфетки или полотенце. Только помните, не используйте обычные влажные салфетки для рук. Они оставляют липкие следы. Лучше применять те, что пропитаны специальными чистящими средствами.

После того, как горячий воздух немного вышел из салона, можно включить кондиционер и направить поток через центральные и боковые дифлекторы. При этом регулятор климатической системы выставить на самую низкую температуру, а вентилятор на максимальные обороты. Для облегчения работы кондиционера или климат-контроля можно приоткрыть окна (в таком случае теплый воздух выветрится быстрее). Но не забывайте, что не стоит использовать кондиционер слишком долго в режиме «максимум», это может привести к перегреву двигателя.

Если вам повезло и вы охладили салон при помощи кондиционера, во время движения держите все окна закрытыми, чтобы прохладный воздух не покидал салон. А вот водителям, у которых нет такой роскоши как кондиционер, следует поступать с точностью до наоборот – открытыми окнами ловить свежий ветер. Но не переусердствуйте. Лучше открывать те окна, возле которых никто не сидит (чтобы не простудиться). Оптимальным решением – открыть окна по диагонали.

Также важно помнить о том, что самые сложные условия для работы автомобиля это городские пробки. Как правило, машина двигается медленно, а система кондиционирования работает на «максимум», что, как я писал выше, может привести к перегреву двигателя. Необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости. Тут оптимальным и более щадящим способом охлаждения салона будет отключение внешнего забора воздуха на 10-15 минут. Это позволит кондиционеру работать в рамках одной атмосферы. Другими словами, система будет охлаждать уже немного остывший воздух.

В авто без системы кондиционирования на помощь придут влажные полотенца на дефлекторах обдува. Некоторые водители машин «без удобств» советуют прикупить автомобильный вентилятор. Довольно сомнительное оружие в борьбе с жарой, но, возможно, кому-то поможет.

Частично от «пекла» в салоне могут спасти тонировка и шторки. Но, пожалуй, самый действенный и реальный способ предотвратить нагревание салона – это термопленка на стекла. Вещь нужная, даже для владельцев автомобилей с кондиционерами. Стоит она не дорого, однако нужно правильно ее нанести.

Идеального совета по борьбе с жарой нет, но выполнение перечисленных лайфхаков должно немного облегчить ваши мучения.

  • , 15 Июн 2017

Солнце даже в самое прохладное и дождливое лето время от времени являет свой золотой лик сквозь тучи, раскаляя припаркованные автомобили до температур доменных печей. Как быть, если срочно надо ехать, а в салоне машины настолько жарко, что чуть ли не плавится пластик и вот-вот задымится обивка сидений?

Самые предусмотрительные и сообразительные водители летом оставляют свои машины в тени, либо в подземных или крытых платных парковках, менее сообразительные пользуются отражающими экранами на лобовом стекле, что не мешает солнцу греть салон через крышу. Большинству же автовладельцев благодать подземных платных парковок недоступна, к тому же, возись с собой громоздкую отражающую раскладушку ради недели летней погоды, та ещё морока. Так что, приходится частенько оставлять автомобиль на открытом солнцепёке, а затем обжигать руки и свою пятую точку, забираясь в раскалённый салон.

Как охладить салон

Для начала следует избавить салон от перегретого воздуха, скопившегося внутри, для чего на минутку открыть двери, что имеются в машине. Какая бы температура ни была в этот момент на улице, внутри авто гораздо теплее, и почувствовав свободу, раскалённый воздух тут же устремится из машины вверх. После этого нужно будет разобраться с раскалёнными деталями интерьера: кресло нагрето так, что не сядешь, рулевое колесо обжигает руки, а передняя панель под лобовухой просто пышет жаром, как печка, снова стремясь обогреть воздух салона. Безусловно, самым разумным решением проблемы будет использование штатной климатической установки, то есть кондиционера. Однако способ этот приемлем в основном для премиальных марок, где мощный кондиционер, плюс сидения с вентиляцией.

Да, с такой машиной проще – завёл двигатель, установил на максимум охлаждение, включил вентиляцию, и через пару минут в салоне уже приятная температура, и можно спокойно ехать. Только здесь обязательно нужно проконтролировать, чтобы холодный обдув не был направлен на лобовое стекло, иначе от разницы температур оно может треснуть. Что же делать, если автомобиль не слишком навороченный? А таких машин у нас большинство.

Для того чтобы экстренно охладить салон и интерьер, есть самый доступный вариант – смачивание. Использовать можно простую пшикалку, пульверизатор, разбрызгиватель и бумажные нетканые полотенца, что продаются рулонами в автоотделах. Аккуратно разбрызгивает тонкими слоями воду на пластике, который раскаляется нередко до восьмидесяти градусов. Вода будет испаряться, и гарантированно охлаждать поверхность по типу кондиционера с хладагентом. В местах, где брызгать нельзя (панель приборов, рулевое колесо с множеством органов управления), можно использовать влажные полотенца, эффект будет аналогичным, влага испаряется, поверхность быстро охлаждается.

Даже если у вас есть кондиционер, ему сразу после включения не мешает помочь, что уж говорить о бюджетной комплектации без всего. Также можно намоченными полотенцами завесить вентиляционные дефлекторы, получится эффект кондиционера – вода принудительно испаряется воздушным потоком из вентилятора, и его температура быстро падает.

Особо умные, обеспеченные или предусмотрительные автовладельцы летом либо оставляют свой транспорт в тени или на крытых , либо устанавливают под лобовым стеклом противосолнечные отражающие экраны, чтобы салон авто не нагревался под лучами солнца. Однако подавляющему большинству водителей не доступна благодать подземных парковок, а возить в багажнике громоздкую блестящую «раскладушку» исключительно из-за пары недель нормальной летней погоды в году - выбор «на любителя». Вот и приходится иногда оставлять машину на , а потом опасаться ожогов рук и «пятой точки» при посадке в ее раскаленный салон.

Прежде всего, нужно избавиться от раскаленного воздуха внутри машины. Для этого нужно на пару минут открыть все двери: как бы ни было тепло на улице, «топка» внутри машины, скорее всего, еще жарче и получив свободу он немедленно уйдет ввысь. Далее придется разбираться с нагретыми деталями интерьера: на горячее сиденье не сядешь, горячий руль особо не покрутишь, а разогретый пластик «подоконника» под лобовым стеклом и передней панели пышет жаром, вновь нагревая воздух в салоне.

По идее, для охлаждения всего и вся в салоне машины придуман . Но беда в том, что, во-первых, он начинает «холодить» далеко не сразу после включения, а во-вторых справиться с перегревом он все равно сможет не сразу. Разве что для обладателей машин (преимущественно премиальных марок), оснащенных сиденьями со встроенной вентиляцией в этом смысле полегче.

Завел машину, включил на «максимум охлаждения», активировал вентиляцию сидений, закрыл все двери - через минуту-другую можно ехать. Главное при этом - проследить за тем, чтобы не было обдува холодного воздуха на лобовое стекло. Может треснуть от перепада температур. Если же у тебя машина попроще, порой требуются дополнительные меры для экстренного охлаждения деталей интерьера. Самый доступный вариант подразумевает применение какого-нибудь флакона-«пшикалки» с обычной водой и тряпок. Вместо последних, кстати, очень эффективно использовать «полотенца» из нетканого материала, которые в рулонах продаются в автомагазинах.

Нужно попшикать на горячий , который на солнце он мо-жет раскалиться до 70-80 С°. Испаряющаяся вода гарантированно быстро снизит температуру горячей поверхности. А в тех местах, куда лить воду не рекомендуется - на «мультимедийку» или (если имеются) кнопки на рулевом колесе, - можно пройтись влажной тряпкой. Результат будет примерно таким же как и от обрызгивания. Пока только что включенный кондиционер не «раскочегарился» и на начал охлаждать в полную силу, можно помочь ему. Или машина совсем уж бюджетная и климатической установкой. В этих случаях можно прикрыть мокрыми тряпочками дефлекторы системы вентиляции. Принудительно испаряющаяся воздушным потоком вода сильно понижает его температуру. Иной раз даже лучше, чем кондиционер старенькой машины.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook