Человек в машине ночью. Особенности езды по ночной дороге. Ночь и туман

Любому водителю приходилось ездить за рулем в ночное и темное время суток. Если проживаете в большом городе, то основные магистрали, как правило, хорошо освещены, поэтому особой разницы нет, когда ездить по дороге - днем или ночью. За городом же ситуация немного другая и приходится надеяться только на фары автомобиля.

У ночной езды есть определенные преимущества:

  • менее оживленное движение по проезжей части;
  • пешеходов не так много, как днем;
  • меньше мобильных постов ГИБДД и ДПС.

Кроме того, ночная автотрасса для многих ассоциируется с настоящей романтикой.

Тем не менее, есть целый ряд негативных сторон, которые часто приводят к ДТП - по статистике аварий в ночное время происходит значительно больше. Самая главная проблема - ночь является временем сна, соответственно, водители и все остальные участники дорожного движения могут чувствовать себя слишком расслабленно. Во-вторых, огромная нагрузка приходится на зрение - солнцезащитные очки не защитят от света фар встречных автомобилей.

В-третьих, большое количество пьяных, предсказать поведение которых практически невозможно, к тому же сложно заметить человека в темноте, если на его одежде нет светоотражающих полосок.

Как же подготовиться к ночной езде, каких рекомендаций придерживаться, как не дать себе заснуть за рулем? Рассмотрим эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Если поездку нельзя отложить до утра (мы имеем в виду поездку на длительные расстояния, а не по городу), то нужно хорошо подготовиться:

  • по возможности выспаться;
  • избегать длительного просиживания перед монитором компьютера или экраном телевизора - утомление глаз не заставит себя ждать, утратится острота зрения;
  • для бодрости примите холодный или контрастный душ;
  • не следует увлекаться кофе - чашечки будет вполне достаточно, потому что кофеин сначала вызывает прилив бодрости, а потом начинает проявляться усталость;
  • перекус не помешает, но не нужно наедаться до отвала, так как это очень расслабляет и усыпляет.

Возьмите с собой в дорогу несколько бутылок воды, пакетик сухариков или чипсов, чтобы что-то грызть, подойдут также леденцы, жевательная резинка.

Уделите внимание состоянию транспортного средства:

  • протрите лобовое стекло, зеркала заднего вида;
  • очистите фары, посмотрите работает ли подсветка номера;
  • проверьте исправна ли вся оптика, особенно габариты, стоп-сигналы, указатели поворота.

Если чувствуете себя нормально, можно выезжать. Бывает, правда, и такое, что сонливость подкрадывается в пути. В таком случае воспользуйтесь старым проверенным способом от советского разведчика Штирлица - найдите карман или специально отведенное место для парковки и постарайтесь поспать хотя бы полчаса.

Ну а чтобы спать не хотелось, самый оптимальный вариант - взять попутчиков и общаться с ними на разные темы. Энергичная, но не слишком громкая музыка тоже будет весьма кстати.

Особенности при переключении фар

Наиболее часто встречающаяся проблема - ослепление светом фар встречных машин.

Чтобы такого не произошло, в ПДД четко описаны требования к освещению в ночное время:

  • перед вершиной подъема всегда переключайтесь на ближний;
  • если на расстоянии 150-200 метров увидели встречное авто, тоже перейдите с дальнего на ближний - как только поравняетесь с проезжающим авто, можете вновь включать дальний свет фар;
  • если перед вами движется транспорт в попутном направлении, приближаясь к нему менее, чем на 150 метров, переходите на ближний свет;
  • во время вынужденной остановки, включайте габариты и аварийные сигналы.

Есть свои секреты у дальнобойщиков. Например, если видите, что встречный водитель не переключается, то чтоб избежать ослепления, прищурьте или полностью закройте левый глаз и старайтесь не смотреть на осветительные приборы - даже если и будет ослепление, то пока оно пройдет вы сможете открыть левый глаз.

При ослеплении, которое длится 10-60 секунд, необходимо включить стоп-сигналы и аварийку, остановиться прямо на проезжей части, не съезжая на обочину, - так ваше авто будет лучше заметно издалека.

Очень важный момент - снижайте скорость, переходя с дальнего на ближний, так как поле зрения заметно сужается и будет меньше времени для принятия решения в случае непредвиденной ситуации.

Используйте различные сигналы для предупреждения других шоферов о своих намерениях:

  • мигание фарами - для встречных может означать пост ГАИ или опасность, для едущих сзади - просьба уступить дорогу (в Европе и США так сигналить не принято, там просто включают указатель левого поворота);
  • впереди идущий включил левый сигнал поворота - обгон запрещен из-за преград или невозможности уступить дорогу;
  • правый сигнал и перестроение вправо - можете идти на обгон, трасса свободна.

Также не забывайте о вежливости - мигание аварийкой может означать «Спасибо».

Маневрирование в ночное время

Наиболее опасный маневр в любое время суток - обгон с выездом на встречную полосу. Стоит сказать, что в ночное время гораздо лучше заметны машины, двигающиеся по встречке, тем не менее обстановку нужно оценивать заранее.

Алгоритм действий будет такой:

  • приближаясь к попутному транспортному средству, перейдите на ближнее освещение за 150 метров;
  • включите левый поворот;
  • убедитесь, что вас никто не обгоняет;
  • поравнявшись с кабиной обгоняемого ТС переключитесь на дальний свет;
  • включите правый поворотник, совершив обгон, займите место на своей части магистрали.

При выполнении опережения (без выезда на встречку), включите левый сигнал поворота и сместитесь на крайнюю левую полосу. Завершив опережение, займите место в правом ряду, поскольку согласно ПДД левая скоростная полоса должна оставаться свободной, если остальные свободны.

Следует понимать, что при плохой видимости реакции организма замедляются, поэтому выбирайте такой скоростной режим, чтобы:

  • не нарушать ПДД;
  • иметь время для совершения маневра.

Долгая езда по безлюдной трассе притупляет внимание, скорость воспринимается неадекватно, поэтому не разгоняйтесь.

Снижайте обороты перед перекрестками, поворотами, при подъеме или спуске. Старайтесь не смотреть на фары других авто. В людных местах - остановки маршруток, переходы - будьте предельно внимательны.

Планируя длительную поездку, не стоит рассчитывать на то, что в ночное время вы сможете преодолеть то же расстояние, что и днем, за более короткое время. утверждает, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит именно в ночное и вечернее время, как на улицах городов, так и на трассах междугороднего сообщения. Многие водители ошибочно считают, что из-за меньшей интенсивности движения транспортных средств в ночное время можно спокойно и быстро проехать достаточно большой отрезок дороги.

Не стоит забывать, что в ночное время от водителя требуется максимальная осторожность, бдительность и внимание, и что эти качества притупляются именно ночью, так как с наступлением сумерек организм нуждается в отдыхе.

Статистика ночных аварий

Статистика говорит о том, что в среднем 50% ДТП от их общего числа происходит в сумерках и ночью. Это говорит о том, что в ночное время езда всегда гораздо опаснее.

Управлять автомобилем в это время очень сложно. И даже если вы — первоклассный водитель с большим опытом, вы не всегда сможете предвидеть поведение на дорогах молодых и неопытных автолюбителей, которых в наше время предостаточно.

Происшествия на ночных и вечерних дорогах отличаются значительной тяжестью, очень часто заканчиваются летальными исходами. Это такие ДТП, как столкновение автомобилей (часто лобовые), наезды на пешеходов. Цифры 40-60% аварий в ночные и предрассветные часы, подтверждает и статистика зарубежных стран. В США в это время суток происходит больше 53% ДТП, а для 56% людей пострадавших в них, зафиксирован смертельный исход. Институт дорожной безопасности Швеции сообщает, что третья часть всех ДТП в этой стране случается ночью и из них 21% приходится на наезд на пешеходов.

Немецкими службами зафиксировано ночных аварий в 2-3 раза больше, чем в дневное время. Во Франции из 1000 дорожно-транспортных происшествий смертельный исход пострадавших в дневное время составляет 47 случаев и 83 ночью.

Причины повышенной аварийности в темное время суток

Достоинством ночной дороги, если можно так выразиться, является относительно небольшое количество автомобилей. Однако это как раз является тем отрицательным фактором, который приводит к тому, что водитель может расслабиться, увеличить скорость, частично потерять бдительность, что и может стать причиной аварии. Но если вы собрались в поездку ночью, вам следует хорошо отдохнуть, выспаться и подготовить соответственно ваш автомобиль, а также никогда не пренебрегать правилами дорожного движения. Проверьте работу фар машины в разных положениях, очистите их и лобовое стекло от грязи. В ночное время при недостаточно хорошей видимости грязное стекло ухудшает обзор дороги, а также рассевает свет фар идущих на встречу машин. Не забудьте включить подсветку панели и переключатель внутреннего зеркала в ночной режим.

Хотим мы того или нет, но ездить в темное время суток нам приходится, особенно зимой. День очень короткий, а работаем мы иногда долго. Поэтому своевременно выполнять такие манипуляции:

Включать ближний свет, как только стемнеет, чтобы каждый участник движения мог видеть машину;
- при необходимости остановки включать габаритные огни и съезжать на обочину дороги.

Самым опасным фактором на ночных городских дорогах и трассах считается плохой обзор. При больших скоростях в местах плохой видимости довольно сложно оценить любую возникающую дорожную ситуацию. Вывод один - придерживаться оптимальной скорости.

Ослепление водителя светом от фар автомобиля, идущего навстречу — еще один из основных и важных нюансов ночной езды. Ночные обгоны, пешеходы и другие препятствия (повозки, дорожная техника), разъезды со встречным транспортом, плохое дорожное покрытие и освещение, ночные дожди и снегопады - все это немаловажные факторы, которые необходимо учитывать при поездках в темное время суток.

Как вести себя на ночных дорогах

Проезжая часть дороги ночью освещается фарами машины на дистанцию приблизительно 100 метров в длину и на 15 метров в ширину. За пределами этой освещенной полосы практически ничего не видно. Поэтому почти 15% ночных аварий происходят при разъезде со встречным автомобилем — в этот момент видимость становится гораздо хуже, так как водителя ослепляет идущего навстречу автомобиля. Максимально видимость теряется на расстоянии 25-30 метров. При внезапной смене освещения человек практически ничего не видит, его зрение восстанавливается спустя примерно 20 секунд. За это время автомобиль, движущийся со скоростью 30 километров в час, проходит около 200 метров. Поэтому ослепление водителя так опасно. Избежать этого фактора или снизить его можно путем своевременного переключения фар с дальнего света на ближний. Помешать нормальному ночному разъезду дальний свет может с расстояния 250-300 метров. Это и есть критическое расстояние для переключения, хотя правила дорожного движения требуют не менее 150 метров.

Кроме того, специалисты рекомендуют при ночном разъезде не смотреть на свет фар встречных авто, а сосредоточить свое внимание на обочине. Если ослепление произошло, снизьте скорость или остановитесь, и, убедившись в отсутствии препятствия на обочине, постарайтесь съехать на нее. Когда глаза привыкнут к ночному освещению, продолжайте движение.

Особенно при ночном разъезде на поворотах — здесь нужно снизить скорость, не смотреть на свет фар, а при движении с ближним светом больше внимания уделять правой стороне дороги (при повороте налево), ориентируясь на обочину, столбики или растения, освещаемые фарами вашего автомобиля.

Схема переключения света фар и выбор скорости движения при обгоне

Приближаясь к обгоняемому автомобилю, необходимо переключить свет фар на расстоянии 150-200 м, чтобы не произошло ослепление водителя впереди идущего автомобиля через зеркало заднего вида. Дальний свет можно включать, когда ваш автомобиль поравняется с обгоняемым авто. Действия водителя обгоняемого автомобиля будут правильными тогда, когда он при приближении вашего автомобиля включит ближний свет, снизить скорость движения и примет вправо. Так он должен двигаться, пока обгоняющий автомобиль не удалится от него на расстояние 150-200 метров.

Вот так случилось, что пришлось вам сесть за руль поздним вечером и ехать в кромешной темноте всю ночь, где максимальное освещение придают вам только свет от фонарей и фар вашего автомобиля. В таких условиях человеку очень сложно сосредоточится на дороге, его зрение воспринимает окружающий мир, когда вокруг полностью освещенное пространство. Монотонная дорога так же приводить его в сонное состояние, которое может привести к отрицательным моментам его жизни. Окружающие тоже могут пострадать из-за условий плохой видимости, созданные для водителя. Возрастной фактор тоже имеет значение, если вам за 50 лет, лучше откажитесь от таких поездок.

Если поездку можно отложить до утра, лучше отказаться от ночного вождения на автомобиле, если же нет, то вам помогут несколько советов, которые могут облегчить ваш путь.

  • Для начала вашим глазам всегда нужно давать небольшой отдых. Для этого просто посидите или полежите с закрытыми глазами 15 минут и только после этого можно ехать. Глаза, которые смотрят в монитор компьютера, смартфон или находятся в помещении с очень ярким светом, напрягаются в двойне.
  • Незадолго до вашей поездке проверьте правильность регулировки фар вашего автомобиля, так вы убережете себя от неожиданных препятствий на дороге, у вас появится время избежать столкновения.
  • Вам будет огромным плюсом, если вы хорошо знаете маршрут и дорогу, по которому собираетесь ехать. Незнания местности при езде в потемках подстерегает в себе неожиданные встречи с препятствиями, да и блуждания в поисках правильного пути требует максимального внимания, что сильно утомляет.

  • Биологические часы сна, ни кто не отменял. Даже если вы выспались днем, не будьте уверенны в том, что вам не захочется спать при ночном управлении автомобилем. Если есть возможность, берите с собой попутчика, с которым можно весело поговорить. Гимнастика или обливание холодной водой, приведет вас в тонус и поможет не уснуть в ночное время суток.
  • Усталость, сонливость и потеря сил нарушает концентрацию внимания. Не стоит себя насиловать при таких условиях. Ни что так не важно, как жизнь и здоровье вас и ваших близких. Остановитесь и передохните. Непродолжительный сон может восполнить утраченную энергию и уберечь от лишних действий.

Меры предостережений ночного вождения:


Чего делать не стоит в поездки ночного время суток:


Ночное вождение по не известным вам дорогам, а тем более нашей страны, само по себе является опасностью. Будьте бдительны и внимательны за рулем своего автомобиля. Если вы замечаете, что маневры впереди идущего транспорта не логичны, может там сидит усталый водитель, попробуйте посигналить ему, чтобы помочь ему избежать неприятностей.

Следите за состоянием вашего автомобиля, вовремя проверяйте его работоспособность, наличие всех атрибутов для ночного вождения, отсутствие лампочек и других элементов света, плохо сказывается на движении в темноте, не только для вас, но и для других автомобилистов. Перед поездкой обязательно протрите ваши фары или съездите на мойку автомобиля. Загрязнения такого типа уменьшаю светопроходимость, и повышается риск встречи с незапланированными объектами.

Думайте о безопасности вас, своих близких и других участников движения выезжая в ночное время суток на дорогу. Делайте чаще перерывы для отдыха. Если есть, возможность поезжайте в дневное время. Как говорится «Береженого Бог Бережёт» и удачи вам на дорогах.

Ночное вождение имее т свои опасности, зная которые вы можете защитить как себя, так и многих других на дороге. Собираясь в ночную поездку, следует хорошо выспаться. При усталости у водителя снижается концентрация и острота зрения, значительно увеличивается время реакции, что может привести к плачевным результатам. Итак, приведу Топ 10 ошибок водителей при ночном вождении.

Если собрались ехать ночью, заранее проверьте световую сигнализацию. Частая ошибка, которую можно видеть на дорогах – это вождение автомобиля с неисправной световой сигнализацией. Водители забывают вовремя переключать свет с дальнего на ближний, тем самым ослепляют водителей встречных и попутных автомобилей. Догоняя попутную машину, заранее включите ближний свет.

Если у автомобиля нет авто регулировки фар, то при ночной поездке регулируйте свет корректором фар самостоятельно. Увидев встречную машину, которая слепит дальним светом, не стоит ей беспорядочно моргать. Такие действия будут непонятны и приведут к тому, что водители встречных автомобилей вообще перестанут выключать дальний свет. Поэтому переключайте свет с дальнего на ближний один раз. Если и дальше слепит – поморгайте аварийкой.

Езда ночью с одной фарой

Ошибка водителей в том, что у них нет в запасе ламп и они едут по ночной дороге с одной светящей фарой. Если видите идущий навстречу автомобиль с одной фарой – лучше заранее примите немного вправо и снизьте скорость, чтобы при разъезде не зацепиться бортами. В темноте очень сложно определить негабарит или сельхозтехнику, которая движется как по встречке, так и в попутном направлении.

Ночное вождение также осложняется из-за невозможности точно определить скорость транспортного средства и расстояние до него. При разъезде с автомобилем, перенесите ногу с педали газа на тормоз. При внезапной опасности это значительно снизит время реагирования. Если световой луч от встречки начинает перемигиваться, то возможно его кто-то пересекает.

Что делать при ослеплении ночью на трассе

Ошибка некоторых водителей в том, что они включают дальний свет перед самым носом встречки. Разъезжаясь, не нужно смотреть на фары. Нужно переводить глаза в сторону – так можно избежать ослепления от света встречных машин. Чтобы не быть ослепленным при разъезде, можно закрыть один глаз или прищуриться. Переведите взгляд вправо на край проезжей части или на разделительную полосу, в городе – можно на бордюр. Если Вас ослепили ночью на трассе, то не паникуйте. Плавно, не изменяя полосу движения, остановитесь, включите аварийку и продолжайте движение после того, как зрение восстановится. Помните, что ночное вождение всегда таит массу опасностей и неожиданностей.

Подъемы и повороты ночью

Ошибка водителей в том, что они, подъезжая к подъему и увидев свет фар от встречки, заранее не переключают свет на ближний, что приводит к ослеплению. Учтите, что на гребне холма, появившийся встречный автомобиль может ослепить даже ближним светом. При поворотах также возможно ослепление от встречки. Иногда габаритные огни можно спутать со стоп сигналами, поэтому соблюдайте дистанцию и скоростной режим.

Если ночью движетесь по неизвестной вам дороге, то каждый новый поворот оценивайте, как потенциальную опасность. Ночное время уменьшает угол зрения и адекватность восприятия. Помните, что некоторые автомобили с автоматическими коробками при сбрасывании газа начинают быстро замедляться. В этот момент стоп-сигналы не загораются, а на грузовиках для эффективности торможения и для экономии тормозных колодок стоит система «тормоз замедлитель».

Опасности ночью на дороге

Главная ошибка водителей ночью – это невнимательность. Так как, на ночной дороге вы едете в ограниченном светом пространстве, из темноты могут появляться на дороге люди, животные, стоящие автомобили без включенных габаритных огней, потерянный груз, сужение дороги и другие всевозможные препятствия. Истинные размеры грузовиков не всякий раз совпадают с истинными габаритными огнями.

Грязное стекло при ночном вождении

Почаще мойте лобовое стекло с обеих сторон. Налет, пыль и сырость могут быть не так заметны днем. Ночью преломляет свет и затрудняет видимость.

Скорость движения ночью по трассе

Серьёзная ошибка – это несоблюдение скоростного режима. Исходите из того что, чем меньше освещенность в городе, чем хуже видимость на дороге, тем ниже должна быть скорость. Скорость в ночное время должна быть значительно ниже, чем днем. В поездки почаще протирайте фары и габаритные огни. Если дорога видна вам, то это еще не значит, что на ночной дороге хорошо виден ваш автомобиль. Проверяйте световую сигнализацию, особенно в городе.

Сильная яркость приборной панели и монитора мультисистемы также влияет на эффективное вождение ночью. У зеркала заднего вида есть два положения – дневное и ночное. Когда вы едете ночью и автомобиль, который едет сзади слепит вас светом, переведите зеркало в ночное положение. Если всё равно слепит, дайте понять водителю об ослеплении, моргнув аварийкой несколько раз. Если это не помогает, то включите правый поворот, прижмитесь вправо и пропустите такой автомобиль вперёд. На заднее стекло можно установить сдвижные шторки, которые защитят от света заднего автомобиля.

Монотонное ночное вождение

Еще одна серьезная ошибка водителей заключается в том, что они не соблюдают правила вождения автомобиля в ночное время. При длительной поездке хорошая дорога вызывает состояние монотонности: от ровного и спокойного движения, потихоньку притупляется бдительность, снижается внимание и водителя клонит в сон.

Машина на встречной полосе


Самое опасное время суток для вождения автомобиля – это ночь. В ночное время суток значительно снижается цветовое восприятие и скорость реакции, поэтому значительно возрастает вероятность аварий. Разумеется, лучше просто-напросто избегать ночных поездок за рулем, но бывают такие моменты, когда просто необходимо сесть за руль. Полностью исключить этот риск невозможно, но вот сократить его путем соблюдения отдельных правил и советов могут все.

Самое опасное при езде ночью то, что очень сложно определить расстояние до других машин, а также их скорость. В этом случае лучше держать расстояние до впереди идущей машины больше, чем предписано правилами, а скорость меньше, чем максимально допустимая на данном участке дороги. В том случае, если вы ни разу не ездили по этой дороге, имеет смысл снижать скорость перед перекрестками и поворотами, и проезжать их с особой осторожностью. Также не стоит расслабляться и на прямых участках дороги, так как на пути могут внезапно появиться различные выбоины, мусор, ямы и так далее. При приближении к перекресткам, подъемам и встречным машинам, не забудьте переключиться на ближний свет фар. Ослепив водителя встречного автомобиля, вы рискуете не менее, чем если бы ослепили вас.

Перед поворотами, спусками, подъемами ваша правая нога должна уже быть на тормозе, это поможет сэкономить драгоценные секунды при экстренном торможении. Если вдруг встречная машина ослепила вас дальним светом фар, попробуйте «поморгать» (быстрое переключение с ближнего на дальний свет) ей. Так бывает, что водитель просто забыл переключить свет. В случае, если он не реагирует, и вас все же ослепило, не паникуйте! Закройте правый глаз, при этом отведите взгляд направо, это поможет вам ненадолго сохранить четкость зрения. После чего включите аварийные габаритные огни и плавно затормозите, не меняя положение руля. Дождитесь пока глаза не отойдут от яркого света, и только потом продолжайте движение.

В случае возникновения опасной ситуации лучше всего предполагать самое худшее развитие событий. К примеру, если вдруг на вас внезапно выезжает встречный автомобиль, лучше всего съехать на обочину, либо быть готовым совершить маневр ухода от столкновения, так как вполне может быть, что водитель уснул за рулем, или ему стало плохо. Также может быть такое, что на вас движется авто с одной включенной фарой. В этом случае лучше предположить, что это правая фара встречного автомобиля, и оставить необходимое расстояние (желательно с запасом). В любом случае не стоит игнорировать данный момент.

Если вы очень устали, и в буквальном смысле засыпаете за рулем, не стоит продолжать дальнейшее движение, или вообще садиться за руль. Всегда перед ночными поездками необходимо тщательнее проверять исправность автомобиля, в особенности его фар, так как по правилам, в случае отсутствия освещения в темное время суток, вы не имеете право дальше продолжать движение. Всегда возите с собой запасные лампочки для фар и запасные предохранители. Проверяйте наличие воды в бачке омывателя стекла, поскольку в случае неожиданного загрязнения лобового стекла на скорости, вы должны очень быстро его очистить.

Берите с собой в ночную поездку термос с кофе, шоколад или конфеты, которые могут помочь сохранить ясность ума, и отогнать на время сон. Если вы любите слушать музыку в дороге, ставьте что-нибудь громкое и энергичное.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook