Регулятор напряжения на скутере. Регулятор напряжения скутера: проверка, схемы и самодельный РН Как проверить реле напряжения скутера

Реле на скутер, точнее реле-регулятор, является небольшой, но важной деталью всего электрооборудования и от него зависит состояние и долговечность аккумуляторной батареи т не только. В этой статье будет подробно описано основное назначение реле скутеров, как оно подсоединяется к электропроводке большинства мопедов, как проверить его исправность и другие нюансы.

Реле-регулятор скутера (или второе название — регулятор напряжения) является важным и точным прибором, который стабилизирует напряжение на нужном уровне, которое выдаёт генератор, для дальнейшего распределения на потребители (фара, сигнал, габариты, повороты, приборы, лампочки и указатели приборной панели и др.). Но основной потребитель, долговечность и работоспособность которого зависит от реле-регулятора — это конечно же .

Говоря проще — реле регулятор стабилизирует и не даёт подниматься или опускаться напряжению от генератора больше или меньше нормы (в пределах 12 — 14,5 вольт, в зависимости от оборотов), то есть не даёт сачкам бортового напряжения выйти за пределы нормы и испортить потребители, которые рассчитаны на 12 вольт. Так к примеру при повышении бортового напряжения всего на два вольта — ресурс ламп накаливания мопеда сокращается вдвое.

Кроме того, что реле-регулятор любого скутера понижает напряжение от генератора с 30-35 вольт (на максимальных оборотах) до 12- 14,5 вольт, этот прибор ещё и выпрямляет переменный ток от генератора в постоянный, который требуется для зарядки аккумуляторной батареи. И разумеется, если бы не реле-регулятор, аккумулятор и другие приборы вышли бы из строя.

И если не подключить реле на скутер (или реле-регулятор выйдет из строя) то лампочки и другие приборы мопеда начнут перегорать. А вообще ресурс лампы накаливания на любом исправном мопеде достаточно велик, и причина выхода из строя и частой замены ламп — это конечно же в неисправность, или отсутствии реле-регулятора.

Так же реле-регулятор на многих скутерах принимает на себя все скачки напряжения, возникающие при включении пусковой кнопки стартера, сигнала, фар, замка зажигания, сигнала и других потребителей. И если бы не реле, то контакты замка зажигания и включатели в пультах скутера очень быстро выходили бы из строя из-за их перегрева.

Само реле имеет развитый алюминиевый радиатор, который покрывает прибор со всех сторон. Радиатор контактирует с плоскостью мощного тиристора, который в нужный момент (при понижении напряжения) включает, или выключает — при повышении напряжения, контакты реле и таким образом в нужный момент коммутирует нужную группу контактов.

Для разных моделей скутеров и скутерет каждый производитель подбирает реле-регулятор индивидуально, рассчитывая его на потребители и электро-схему своих мопедов. У разных производителей могут различаться клеммные колодки (разъёмы), в зависимости от электрической схемы разных мопедов.

На мопедах китайских производителей реле-регулятор имеет пять клемм «папа» в клеммной колодке, а на большинстве скутеров японских производителей клемм в колодке реле всего четыре. У китайцев (например таких как «Viper Delta» или «Viper Activ» и другие) кроме того, что клемм больше, ещё и корпус с радиатором немного крупнее, чем у японцев (см. фото).

Но устройство и основной принцип работы у всех реле-регуляторов практически одинаковый — это коммутация напряжения с помощью мощного тиристора — отключение напряжения с генератора, при повышении напряжения выше нормы, и включение при понижении напряжения.

Ну и так же при понижении напряжения на полюсных штырях аккумулятора, реле-регулятор включает цепь и на батарею идёт выпрямленное напряжение для заряда, а после того как на батарее напряжение (и соответственно ёмкость) придёт в норму, реле тут же отключает цепь, подающую напряжение заряда на батарею.

Если же генератор работает исправно, но аккумуляторная батарея вашего скутера на заряжается, а так же постоянно перегорают лампы и другие потребители, то следует обязательно проверить напряжение, приходящее на потребители. И если напряжение выше или ниже нормы, то в таком случае следует проверить регулятор напряжения и если он неисправен, то реле на скутере следует заменить.

Как проверить сам реле-регулятор я напишу немного позже, а сначала напишу как проверить в норме ли поступающее к потребителям вашего скутера напряжение.

Как проверить напряжение, приходящее к потребителям скутера.

Для проверки нам потребуется вольтметр, замеряющий напряжение в пределах от 0 до 20 вольт. Лучше всего использовать мультиметр (тестер), который продаётся практически в любом магазине электро-товаров. А как его выбрать . Выставив тестер на замер напряжения постоянного тока от 0 до 20 вольт, следует приготовить щупы — лучше использовать провода не с щупами а с зажимами типа «крокодил».

Для проверки достаточно подключить зажимы к полюсным штырям аккумулятора (плюс к плюсу, а минус к минусу) и обратить внимание на напряжение на батарее и запомнить его. Далее заводим двигатель мопеда и заново наблюдаем за показаниями вольтметра (тестера).

После запуска двигателя, если генератор и реле-регулятор вашего мопеда исправен, напряжение должно повыситься на полюсных штырях батареи, а при повышении оборотов двигателя напряжение должно повыситься ещё больше (но не более 14,5 вольт на максимальных оборотах), а при сбавлении оборотов, напряжение должно понизиться (но не менее 12,5 — 13,5 вольт — зависит от того, как выставлены холостые обороты на вашем мопеде, в каком состоянии батарея и сколько потребителей включено).

Таким образом, добавляя газ и следя за показаниями вольтметра, вы сможете наблюдать визуально за работой и исправностью реле-регулятора вашего скутера. Если после запуска двигателя ваш вольтметр показывает такое же напряжение на батарее, какое было до запуска или меньше, или наоборот завышенное напряжение, которое более 14,5 вольт при максимальных оборотах, то скорей всего ваш регулятор напряжения неисправен и его следует заменить.

Хочу отметить, что на некоторых современных мопедах, у которых стоят современные не обслуживаемые аккумуляторы, напряжение на максимальных оборотах должно быть не более 13,8 вольт, поэтому перед проверкой следует изучить мануал вашего скутера и уточнить пределы максимального и минимального напряжения, поступающего к потребителям (при исправном реле-регуляторе).

И ещё один нюанс — бывает что при проверке показания вольтметра скачут и нормально проверить напряжение зарядки невозможно. А всё дело в том, что в свечном колпачке помехо-подавляющий резистор вышел из строя или его попросту нет (бывают такие колпачки). И чтобы иметь возможность проверить напряжение заряда, следует заменить свечной колпачок новым — это наглядно показано в видеоролике чуть ниже.

Следует сказать, что после проверки, описанной выше, прежде чем отправляться за новым реле на скутер, следует проверить конкретно реле-регулятор, с помощью того же тестера (мультиметра), выставленного в режим замера сопротивления (омметра). И об этом подробно будет описано ниже.

Реле на скутер — проверка исправности реле-регулятора.

Как проверить автомобильное реле я уже подробно описывал и желающие могут посмотреть и почитать об этом подробной статье. Ну а здесь мы рассмотрим проверку реле большинства скутеров.

Реле регулятор скутера — клеммная колодка с клеммами А,Б,С,Д. Между клеммами А и Б должно быть 18 кОм; между клеммами С и Д должно быть 33 кОм; меняем щупы на клеммах С и Д и при этом должно быть 42 кОм;

И так, перед проверкой выставляем мультиметр в режим замера сопротивления в килоОмах. Далее отключаем реле напряжения от бортовой сети вашего мопеда, отжав защёлку и стянув с реле клеммную колодку. Там мы увидим 4 клеммы (см. фото слева), которые мысленно (или маркером) пометим буквами А, Б, С, Д.

Проверка состояния реле-регулятора будет проводиться на примере реле мопедов японской фирмы Honda. Такие же реле (с такими же параметрами) устанавливают на большинстве китайских скутерет, скутеров и мопедов.

Сначала касаемся щупами тестера клемм A и Б и следим за показаниями омметра. При исправном реле тестер должен показать 18 кОм. А если же поменять местами щупы прибора и коснуться ими на эти же клеммы А и Б, то у исправного реле стрелка тестера должна быть на нуле (у цифрового прибора единица).

Далее касаемся щупами тестера к клеммам С и Д и смотрим на тестер — при исправном реле омметр должен показать сопротивление в 33 кОм. Далее меняем местами щупы тестера на клеммах С и Д и при этом должно быть сопротивление в 42 кОм у исправного реле-регулятора.

Все другие комбинации подключений клемм (например А и С, или Б и Д, или по диоганали А и Д или Б и С — у исправного реле не должны прозваниваться, то есть между ними разрыв и стрелочный прибор должен показывать ноль, а цифровой прибор показывает единицу — разрыв цепи.

Если же показания другие, а не как описано выше, или при проверке на клеммах вашей батареи при работающем моторе напряжение завышено или занижено, то реле на скутер следует купить новое и заменить.

Ну и напоследок на всякий случай опубликую для каждого контакта реле напряжения каким должен быть цвет провода, который подходит к клеммной колодке реле от электропроводки мопеда (см. рисунок слева).

Это бывает нужно уточнить, например если вам достался мопед с не подключенным реле (или отсутствует, либо повреждена клеммная колодка, либо от неё отпаялись провода) и не понятно куда и что требуется подключить.

Электро-схем по разным мопедам в сети море, но многие новички не умеют читать электро-схемы и поэтому ниже покажу более наглядно.

Также следует отметить, что на некоторых мопедах устанавливают однофазный генератор, а на других двухфазный. И соответственно и подключение реле на скутер тоже делают по разному и это наглядно показано на рисунке ниже.

Подключение реле-регулятора с разными генераторами

На рисунке под номером 1 показан однофазный генератор и как подключаются провода (и их цвет) к колодке реле-регулятора, предназначенного для однофазного генератора.

А на рисунке 2 показан двухфазный генератор и как подключить провода (и их цвет) к реле напряжения, работающего в паре с таким генератором.

Так же об однофазных и двухфазных генераторах сказано в видеоролике под этой статьёй.

Надеюсь эта статья будет полезна начинающим ремонтникам, или просто владельцам мопедов, которые решили проверить, или заменить реле на скутер, успехов всем.

Приветствую всех! “Полетел” у меня как то регулятор напряжения (Не Реле-регулятор, не путайте) на китайском 4 тактнике, покупка нового не планировалась, так как штатный РН на всех 4т говно, полез в интернет искать схему. Долго искать не пришлось, нашел очень простой и дешевый вариант: шунтирующий РН . Но для правильной работы нужно было разбирать генератор и отсоединять провод от массы, и выводить его отдельным проводом.. Ну да ладно, дальше объяснять я не буду, ибо не каждый шарит в электрике. В китайских 4т как правило стоят вот такие РН: Схема говно, КПД говно, ресурс говно. Собираем вот эту(Для однофазного генератора, в нашем случае):
Для трехфазного:
У нас есть два варианта подключения самодельного РН , тянуть не буду и расскажу что да как: Первый вариант(с переделкой генератора): 1) Разбираем генератор, снимает статор с двигателя и вот что мы видим:
Важно: Где написано “Масса ее нужно отпаять” припаиваем отдельный провод на обмотку и выводим наружу, это будет один конец обмотки. Вторым концом будет белый провод Все, сделали, собираем генератор обратно. Получиться у нас должно вот так:
То есть с генератора у нас приходят два провода(Вообще то их будет три, нам же будет нужны два). Расписывать подключение РН дальше не буду, покажу лучше рисунок:
Готово, осталось подключить желтый провод от старого РН на “+” аккумулятора. На это первый вариант переделки закончен. Теперь наша борт. сеть имеет постоянное напряжение.

Реле-регулятор, или стабилизатор напряжения, играет важную роль в работе современных скутеров, главной задачей которого является стабилизация напряжения. При скорости мопеда 60 км в час генератор способен вырабатывать напряжение до 35 Вольт, и без его стабилизации это может привести к выходу из строя всей электроники мопеда, включая аккумулятор. Статья расскажет, что такое регулятор напряжения и как его проверить на скутере.

Реле-регулятор напряжения на скутер четырехконтактный

Для чего используют регулятор напряжения?

Реле-регулятор стабилизирует напряжение генератора скутера на нужном уровне, не позволяя ему повышать или снижать показатель больше или меньше нормы. Это не даёт скачкам бортового напряжения выйти за установленные пределы (в зависимости от бортов это 12-14 В) и испортить работу потребителей, ресурс которых рассчитан не более чем 13 В.

То есть эта деталь берет на себя импульсы, возникающие при работе скутера (включение фар, кнопка стартера) и переводит на себя образующийся тепловой удар. При этом все тепло, которое могло бы оседать на контактах, генерируется в нем и выводится через прибор.

Помимо стабилизации напряжения, реле также преобразует переменный ток в постоянный, что необходимо для зарядки аккумуляторной батареи.

Производители мопедов устанавливают на скутеры реле зарядки с разными параметрами и подбирают их для каждого индивидуально. В зависимости от схемы регулятора отличаются и разъёмы. У китайских моделей обычно 5 клемм (папа), у японских ― 4.

Схема и принцип работы

Работа стабилизатора у всех моделей практически одинакова и заключается в распределении тока, подаваемого от генератора, для его стабилизации и дальнейшего распределения по потребителям.


Практически одинакова у всех моделей работа стабилизатора

К основным периферийным потребителям скутера относятся:

  • аккумулятор;
  • индикаторы;
  • лампочки;
  • датчики;
  • обогатитель;
  • другие узлы;
  • пусковой обогатитель.

Как работает стабилизатор? Основным принципом его работы является выполнение функции трансформатора, который понижает напряжение до оптимального уровня, приемлемого для работы электрических приборов, а также стабилизирует сеть и предотвращает неожиданные скачки напряжения.

В случае нарушения работы реле приборы скутера выходят из строя, быстро изнашиваются или перегорают.

Для избежания этих проблем и их нежелательных последствий следует знать основы правильной работы электрической схемы и узлов напряжения скутера (рисунок 1).


Схема распиновки реле напряжения и отводки основных моделей скутеров

Распиновка реле-регулятора стандартна для всех моделей скутеров китайского производства.

Распиновка реле-регулятора скутера

Стабилизатор имеет алюминиевый корпус и пластиковые контакты, к каждому из которых подходит свой провод. У каждого контакта свой цвет провода. Это делает удобным соединение прибора с проводами, если пластиковый разъем стёрся. Подсоединять провода к контактам нужно по электрической схеме (Рисунок 3).


Электрическая схема подсоединения реле-регулятора

Признаки необходимости проверки

Если на скутере стал часто садиться аккумулятор, а он еще довольно новый, это означает, что есть неполадки в работе реле-регулятора. Как показывает практика, перегорает он довольно часто. При неисправном приборе батарея прекращает полностью заряжаться и теряет свою ёмкость. А значит завести скутер с кнопки не удастся, придётся заводить с кикстартером.

Еще одним характерным признаком некорректной работы прибора может являться частое перегорание лампочек накаливания. Сами по себе они долговечны и имеют хороший ресурс прочности, но довольно чувствительны к перепадам напряжения. Это случается потому, что оптимальное напряжение в сети скутера считается 12-13 В. Повышение этого значения даже на 2 В сокращает срок службы электроники и узлов в 2 раза.

Чем больше отклонение от нормы, тем больше вероятность того, что в скутере что-либо перегорит. Поэтому при запуске скутера со стартера при скачке напряжения при неисправном реле лампочки как правило перегорают.

Признаки неисправности работы регулятора идентичны для всех моделей китайских скутеров. Особенно они характерны для реле зарядки на скутеры китайских моделей с объёмом двигателя 50 куб. Поэтому прежде чем принимать решение что-то заменить в электронике, тестирование систем и приборов следует начинать именно с реле-регулятора.


Для всех моделей китайских скутеров идентичны признаки неисправности работы регулятора

Как проверить РР мультиметром на мопеде?

Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.

Алгоритм проверки:

  1. Нужно открутить обтекатель с центральной фазой и найти на раме прибор с 4 проводами: красным, зеленым, желтым и белым.
  2. Затем завести скутер и на холостом ходу проверить напряжение: замерить его между зеленым и красным проводом, выставив мультиметр на предельное значение 20 В.
  3. Если на дисплее мультиметра показана цифра 14,6-14,8 В ― это норма. Для стабилизаторов на китайских мопедах это рабочее штатное напряжение. Если же на холостом ходу мультиметр показывает значение 15-16 В ― это высокий показатель напряжения. Это говорит о неисправности реле-регулятора.
  4. Затем нужно проверить напряжение, поступающее на осветительные лампы. На центральную лампу ближнего (дальнего) света подаётся переменное напряжение, поэтому мультиметр следует перевести в режим измерения переменного тока с параметром 20 В.
  5. Далее замеряем напряжение между зеленым и желтым проводом (зеленый ― общая электросеть мопеда). Если мультиметр показывает напряжение сети до 12 В, значит электроприборы работают без дополнительной нагрузки.
  6. Если же на холостом ходу это значение 16 В и выше, а при резком увеличении оборотов двигателя подскакивает до 25 В ― прибор не стабилизирует напряжение и, следовательно, не работает. При таких показаниях прибор нужно заменить на новый.

С применением мультиметра проводят проверку реле-регулятора на китайском скутере

На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.

Для того чтобы сделать измерение, нужно:

  • переключить прибор в режим «КилоОм» и снять регулятор;
  • затем поставить щупы на первую пару выводов (АВ). Тестер должен показывать значение не более 18 кОм;
  • после этого меняем положение щупов на выводах в обратном направлении (ВА) и замеряем напряжение еще раз ― на приборе стрелка должна показывать 0;
  • затем устанавливаем щупы на следующую пару выводов (СД) и замеряем показания на этой паре;
  • меняем местами щупы (ДС) и замеряем показатель повторно;
  • остальные замеры не имеют контакта и не проверяются. Показатель при их проверке должен быть нулевой.

Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.


Заменить неисправный реле-регулятор на скутере не составит труда

Как заменить неисправный реле-регулятор на скутере?

Если на контакты аккумуляторной батареи не подаётся зарядный ток при исправно работающем генераторе ― нужно менять стабилизатор. Заменить его самостоятельно не составит труда.

Для этого нужно проделать следующее:

  1. Установить скутер на центральную опору.
  2. Найти место расположения прибора в конкретной модели мопеда. Если найти сразу не удаётся ― можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации.
  3. Произвести демонтаж облицовки. В зависимости от модели мопеда стабилизатор может находиться на передней части (под передним пластиком), в задней части либо под сиденьем. В этом случае снимается подседельное пространство вместе с сиденьем.
  4. Открутить прибор с посадочного места с сохранением крепежа. Как правило, реле крепится к раме скутера болтом, реже саморезом.
  5. Отсоединить фишку разъёма и закрепить новый регулятор крепёжным элементом. Установленный прибор должен иметь распиновку и разъем, аналогичные заменённому, и подходить по параметрам именно для этой модели скутера.
  6. Подключить реле-регулятор на скутере в стандартный разъем и собрать остальные запасные части в порядке, обратном разборке.

Как изготовить реле-регулятор своими руками?

Для изготовления реле-регулятора своими руками нужны схема и немного знаний. В основу модели самодельного регулятора положен принцип разбора генератора и вывода отдельным концом провода от массы.

В качестве схемы можно взять схему подсоединения реле-регулятора (рисунок 3), и на ее основе собрать однофазный генератор.

Для сбора стабилизатора нужно:

  • разобрать генератор и снять статор с двигателя;
  • затем с генератора нужно отпаять массу, припаять к ней отдельный дополнительный провод для обмотки и вывести его наружу. Этот провод и будет одним концом обмотки. Второй конец ― провод генератора;
  • после вывода проводов нужно собрать генератор в обратном порядке.

При таком устройстве у генератора получается 2 провода (всего их должно быть 3). Подключить стабилизатор можно по такой схеме:


Схема изготовления реле-регулятора своими руками

В заключение процесса нужно к клемме «+» подключить желтый провод со старого регулятора, чтобы получить постоянное напряжение на бортах сети. Проверить полученный регулятор напряжения на скутере. На этом процесс создания самодельного прибора можно считать законченным.

Реле-регулятор ― вещь очень полезная и нужная для нормальной работы мопеда. Однако требует внимания и постоянного мониторинга его работы. Поэтому если прибор вышел из строя либо его показатели неудовлетворительные, лучше его заменить на новый, стоимость которого сегодня составляет от 300 до 500 рублей.

Генератор скутер это одна из наиболее важных деталей скутера, его неисправность говорит о невозможности продолжать движение, искра попросту не будет появляться. Но если вы сомневаетесь, работает ваш генератор или причина неисправности скутера в другой детали, настоятельно советует проверить генератор. Многие не знают, как проверить генератор на скутере 4т, ведь это относиться больше к электрике, в которой скутеристы вряд ли понимают. Также проблема проверки будет в отсутствии основного инструмента - тестера-мультиметра.

Специалисты выделяют несколько причин выхода из строя генератора:

  • образование короткого замыкания;
  • механическая поломка или обрыв проводов;
  • существенное уменьшение намагниченности ротора.

Основные неисправности

Перед процессом проверки генератора на исправность рассмотрим основные неисправности. Практика показывает, что генератор ломается чаще всего именно на китайских скутерах, где наиболее частой поломкой является ротор, теряющий намагниченность. Ротор зачастую теряет намагниченность именно из-за падения скутера, то есть идет прямой удар. Также при наличии рядом магнитного поля ротор разряжается.

Проверка мультиметром

Для проверки заряда на генераторе потребуется использовать проверенный метод, основная задача - узнать выходное напряжение. Первым делом полностью отсоедините генератор от скутера, дальше используйте контрольное устройство и запустите двигатель. После запуска можно проверить выходное напряжение, рабочий генератор должен показывать минимум 5в при рабочем двигателе.

Второй этап - проверка выходного напряжение коммутатора, для этого уже потребуется мультиметр. Процесс проверки начинается с подсоединения коммутатора к статору генератора, это делается при помощи проводов обеих деталей. После требуется отсоединить провод, относящийся к блоку коммутатора от клеммы обмотки катушки зажигания. Следующий этап - подключение двух выводов - один идет к заземлению двигателя, второй к главному проводу на катушке зажигания. Этот главный провод подключен к коммутатору.

После этого придется установить вольтметр в основной режим «постоянный ток» и прокрутить кикстартером двигатель. Этими действиями мы сможем узнать выходное напряжение коммутатора к катушке зажигания. После подсоедините провод коммутатора к катушке. При нормальных показателях выходное напряжение скутера должно составлять 200 в. Для многих такая проверка может показаться слишком сложной, ведь большинство терминов незнакомо, да и пользоваться мультиметром может далеко не каждый, но при большом желании можно попробовать и проверить генератор на китайском скутере.

Проверка напряжения

При помощи мультиметра возможно узнать наличие напряжения и его показатели, поэтому начинать процедуру придется со снятия некоторых частей пластика, находящегося в районе двигателя. На скутере придется найти большой пучок проводов, который находиться на двигателей. Найдите провод, который должен подключаться к генератору. Следующий этап - замер показателей цепи, основная задача которой - питать катушку генератора электричеством. Важно: перед этой проверкой придется отключить проводку от генератора, после можно проверять сопротивление. В нормальном рабочем состоянии генератор должен выдавать сопротивление от 80 до 150 Ом. Отклонение от нормы говорит о неисправности генератора и необходимости в его замене. В некоторых случаях наличие неправильного сопротивления кроется в проводке, которая имеет неисправность. Определить это можно путем снятия генератора и проверки сопротивления катушки отдельно, если она дает оптимальные данные, причина именно в проводах, в частности их замыкания.

Обнаружение вышеуказанных неисправностей дело непростое, большая часть владельцев скутера не в состоянии проверить генератор на исправность, из-за чего обращаются к специалистам. При финансовых возможностях проще купить новый генератор, поэтому как решить данную проблемы вы решаете самостоятельно.

Просто так, без минимальных познаний в электронике, хотя бы на уровне школьной программы (как у меня) и простейшего тестер-мультиметра — проверить генератор у вас не получится, даже не мечтайте. Прежде чем браться за подобную работу, вы должны хотя бы уметь пользоваться тестером и понимать, что ток может быть переменным или постоянным, знать, что такое электрический импульс и что такое сопротивление. Знаете все это? Держали в руках тестер? Если да, то не будем медлить.

Проверку работоспособности генератора — следует начинать с измерения напряжения, которое собственно говоря генератор должен генерировать и передавать по проводам к потребителям. Смотрим где с двигателя выходит жгут проводов от генератора — двигаемся по нему, пока не дойдем до разъема, с помощью которого генератор подключается к бортовой сети скутера.

На подавляющем большинстве скутеров, разъем генератора выглядит примерно как на картинке. В общем разъеме, есть один штекер и два провода, которые подключаются в бортовую сеть скутера через круглые клеммы.

Штекер объединяет в себе разъемы двух основных обмоток генератора: Рабочей обмотки (желтый провод), которая обеспечивает работу фары, поворотников, подсветки и других потребителей. И управляющей обмотки (белый провод), управляющая обмотка обеспечивает контроль напряжения в основной обмотке генератора. То есть, при повышении напряжения в рабочей обмотке генератора выше заданных пределов, реле-регулятор напряжения, подает ток на управляющею обмотку генератора, за счет чего напряжение в рабочей обмотке генератора падает до заданного предела. При понижении напряжения — происходит обратный процесс.

В данном генераторе основные обмотки намотаны толстым медным проводом на шести катушках.

Третья обмотка генератора, которую принято назвать высоковольтной либо наводящей и магнитоиндукционный датчик генератора, подключаются к бортовой сети скутера через круглые клеммы.

Высоковольтная обмотка генератора — обеспечивает генерацию высокого переменного напряжения (напряжение в этой обмотке может достигать 160 V и больше), которое напрямую поступает в коммутатор где оно выпрямляется, затем накапливается в конденсаторе и в определенный момент в виде импульса подается на катушку зажигания.

В данном генераторе высоковольтная обмотка намотана тонким медным проводом на двух катушках. Катушки высоковольтной обмотки снаружи тщательно изолированы.

Встречаются генераторы у которых высоковольтная обмотка намотана только на одну катушку.

Небольшое уточнение: системы зажигания в которых установлен коммутатор типа DC CDI, высоковольтная обмотка в формировании искрового заряда на свече зажигания не участвует, поэтому проверять ее нет смысла. Производители скутера устанавливают генератор с высоковольтной обмоткой, но не задействуют ее (имеются ввиду системы зажигания с коммутатором DC CDI). Она просто намотана на генератор и все. Скажу больше: из-за того, что обмотка во время работы генератора ни чем не нагружена, со временем она просто-напросто сгорает.

Пример генератора, на двух катушках которого намотана ни как не задействованная в работе высоковольтная обмотка. Я проверил эту обмотку — тестер показал обрыв цепи, что подтверждает вышесказанное.

Сопротивление наводящей обмотки генератора — всегда больше чем у остальных обмоток. Провод идущий от наводящей обмотки генератора, почти всегда имеет красно-черный цвет.

Магнитоиндкукционный датчик при прохождении мимо него специального уступа на роторе генератора — генерирует знакопеременный импульс, который открывает теристор через который конденсатор коммутатора разряжается на катушку зажигания.

Датчик собственной персоной

Уступ на роторе генератора

Провод идущий от магнитоиндукционного датчика почти всегда имеет бело-голубой цвет.

Небольшой ликбез: Торгаши и колхозные бивни, магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI — называют датчиком холла. Родные мои… Может хватит уже?.. Откуда эта безграмотность?.. Магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI, а именно об этой системе речь идет в этой статье — никакого отношения к датчику холла не имеет! И не слушайте вы этих торгашей и «гуру», которые утверждают обратное…

Собственно сама проверка

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока (ACV) на диапазон 200 V и не меньше. Помним, что напряжение наводящей обмотки может достигать 160 V и больше, поэтому диапазон измерения напряжения наводящей обмотки должен быть не менее 200 V.

Разъединяем штекер и круглые клеммы основного жгута — подключаем один щуп тестера на массу, другой подключаем к клемме (черно-красный провод) наводящей обмотки генератора. Включаем зажигание, и крутим двигатель стартером. Полностью исправная наводящая обмотка должна выдать примерно такие значения.

Импульс генерируемый датчиком очень слабый, поэтому — переключаем тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 2 V. Измерение импульса от датчика в более высоком диапазоне, может не дать результата, так как тестер может его попросту не уловить. Используйте для этой цели только тестер с диапазоном в режиме измерения переменного напряжения не более 2 V.

Делаем все точно также как и в первом примере. Импульс от датчика должен выдавать примерно такие значения.

По аналогии с первыми двумя примерами — проводим измерение напряжения в рабочей обмотке и управляющей. Ставим тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 200 V и проводим замер.

Ну что замерили?.. Все обмотки генерируют ток? Или не все?.. Если какая-либо обмотка не выдает ток, то хочешь-не хочешь — придется и проверять его более детально. А вот если обмотки генерируют ток, примерно такой величины как на картинках, то это значит, что ваш генератор в полном порядке. Как-то так…

Углубленная проверка

Укладываем генератор так, чтобы выводы обмоток генератора были вам доступны. Определяем концы выводов всех обмоток генератора. Найти концы обмоток очень просто: смотрим на цвет провода, который припаян к клеммнику и определяем, что это за обмотка.

Я вам тут стрелками пометил концы обмоток. Стрелки подобрал по цвету в соответствии с цветом проводов припаянных к клеммнику. Зеленой стрелкой отмечен клеммник на который припаяны концы всех обмоток — это клеммник массы.

Переключаем тестер в режим прозвонки, берем любой провод из общего жгута, подключаем любой щуп тестера к этому проводу, вторым щупом касаемся клеммника к которому припаян этот провод. Тестер должен издать звуковой сигнал и показать нулевое сопротивление.

Если тестер «молчит», показывает вместо нолей цифры, то это значит, что где-то есть обрыв провода или плохой контакт между концевой клеммой и проводом. Осмотрите внимательно провод на обрыв и в случае необходимости замените его на новый. Оставшиеся провода в том числе провод датчика, проверяем точно по такому же принципу.

После проверки проводов, приступаем к проверке обмоток генератора на обрыв и межвитковое замыкание. Переключаем тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом тестера корпуса генератора, вторым щупом касаемся конца провода любой обмотки или клеммника.

Высоковольтная обмотка в режиме прозвонки должна показывать примерно такое значение сопротивления. Если высоковольтная обмотка сопротивление не показало или показала но малое, то это значит, что где-то есть внутренний обрыв или межвитковое замыкание. Сами понимаете — такая неисправность не «лечится».

При проверке остальных обмоток, тестер должен издавать звуковой сигнал, сопротивление рабочих обмоток очень малое, так что, скорей всего на дисплее тестера вы увидите только нули. Если тестер сигнал не издал, то это значит, где-то есть внутренний обрыв. Такая неисправность «лечению» не подлежит.

Ставим тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом корпуса датчика, вторым щупом касаемся провода датчика или клеммы на корпусе к которой припаян провод. Сопротивление обмотки датчика должно быть примерно в таких пределах. Если сопротивление мало или его вообще нет, то меняйте датчик на новый.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook