Принцип работы климат-контроля в автомобиле. Особенности работы климат-контроля автомобиля в зимний период

Климат-контроль в автомобиле - электронная автоматизированная система, направленная на создание, а также длительное поддержание комфортной температуры и . Определение идеального показателя напрямую зависит от внешних климатических условий.

Благодаря разработанной автоматике водитель защищён от постоянного нарушения концентрации внимания и ручной настройки температурных показателей.

Виды климат-контроля

В зависимости от собственных технических характеристик система климат-контроля способна выдавать различную температуру одновременно в нескольких зональных отсеках автомобиля .

Основные виды климатообразующей системы:

  • однозонная;
  • двухзонная;
  • трёхзонная;
  • четырёхзонная.

Например, установленный в транспортном средстве двухзонный контроль способен в одно и то же время сформировать два отдельных и комфортных микроклимата. Один из них будет действовать в зоне расположения , другой - в зоне расположения пассажира, сидящего рядом. Такое техническое чудо стало возможным при появлении современной инновационной электроники.

Составные части оборудования

На видео показано, как работает климат-контроль в автомобиле:

  1. Климатическая установка, объединяющая системы кондиционирования, .
  2. Управляющая система, направленная на контроль и регулировку работы целостной климатической установки. В неё входят датчики: давления в системе кондиционирования, температуры воздуха внутри и , уровня излучения солнца. Главенствующая составная часть управляющей системы - блок управления климат-контролем , который осуществляет постоянный приём сигналов, поступающих от входных датчиков, и при помощи встроенной компьютеризации отправляет их на элементы, относящиеся к исполнительному устройству (температурное регулирование, заслонки рециркуляции воздуха).

Датчики улавливают малейшее изменение температурного показателя и, опираясь на него, формируют определённый микроклимат внутри машины.

Учитывая все особенности конструкции и имея определённые знания по эксплуатации, можно сохранить климат-контроль своего автомобиля в рабочем состоянии на долгие годы.

Важно помнить, что рециркуляцию воздуха стоит использовать с умом . Невключённый режим охлаждения может привести к повсеместному запотеванию стёкол. Влага, выделяемая в процессе дыхания пассажиров, будет способствовать образованию конденсата на испарителе. Через время это приведёт к такому последствию, как неприятный аромат в автомобиле.

На видео производят диагностику климат-контроля:

Перед включением функции климат-контроля в жаркую погоду следует настежь открыть в машине все двери и окна. Это сравняет температуру в салоне с окружающей средой. Далее, следует установить работу устройства в режим рециркуляции, мощность при этом должна быть максимально возможной. В этот момент окна, двери должны быть плотно закрыты. Какое-то время водителю рекомендуется подождать на улице.

Для корректности работы климатической установки во время движения следует избегать попадания воздуха извне. Иначе это может привести к изменениям в показаниях датчиков.

Элементы климатической установки способны работать как в совокупности, так и по отдельности. Работа оборудования приводит к . Это необходимо учитывать при приведении климат-контроля в действие.

Управляющий механизм

Управление климат-контролем осуществляется посредством электронного блока управления (ЭБУ). Он является непосредственным мозговым центром. Решения, принимающиеся управляющим блоком, базируются на показателях доступных датчиков.

Работа климат-контроля также зависит от управления смежной механической системой - блока испарителя-отопителя. Она позволяет в кратчайшие сроки добиться требуемого температурного показателя.

На видео происходит ремонт заслонок климат-контроля:

К быстрому нагреванию или охлаждению может также привести режим рециркуляции воздуха.

Необходимая температура поддерживается благодаря автоматике ЭБУ. Водитель и пассажиры в этом процессе не принимают никакого участия.

При помощи вентилятора и заслонок ЭБУ выбирает оптимальное направление, температуру и силу потока воздуха.

Возможные направления воздушного потока:

  • область расположения ног;
  • «стекло/ноги»;
  • область нахождения лица пассажира;
  • «ноги/лицо».

Работы по установке системы формирования внутреннего микроклимата автомобиля

Установка климат-контроля - задача нелёгкая и под силу далеко не каждому автомобилисту. на подобную услугу достаточно высока, что связано с трудоёмкостью процесса. Всё зависит от комплектации климат-контроля, выбранного производителя и модели собственного транспортного средства. Однако не стоит пренебрегать услугами специализированных предприятий, так как система климат-контроля напрямую связана с конструкцией важнейших автомобильных устройств. И неправильное проведение установочного мероприятия может привести к их поломке.

На видео показаны основные функции климат-контроля:

Ход работы (может отличаться для разных моделей автомобилей)

  1. В первую очередь снимается центральная консоль и бардачок. Проводить процедуру следует с предельной аккуратностью во избежание повреждения покрытия. расположено отверстие рециркуляции воздуха.
  2. , заранее слив антифриз. После этого удалить .
  3. Провести разметку и вырезать отверстие самой рециркуляции. Сделать крепёжные отверстия для испарителя, подсоединить его.
  4. В моторном щите проделать ещё одно отверстие. При этом нужно помнить, что около него проходят магистральные линии топливопровода.
  5. Далее, проводится замена подкапотной проводки вентилятора охлаждения. Вместо неё устанавливается специально разработанная проводка датчиков системы климат-контроля.
  6. Встраиваются и подключаются потолочный датчик и датчик с вентилятором.
  7. Протягивается проводка по магистрали и провод АКБ, придерживаясь левого направления. Подключаются колодки, встраиваются в положенное место испаритель и блок отопителя.
  8. Практически в самом конце установки подсоединяется ЭБУ.
  9. Провести промежуточную проверку работоспособности всего установленного оборудования.
  10. Устанавливается радиатор, магистрали фреона. Компрессор закрепляется, шланги прикручиваются, проводится вмонтирование вентиляторов.
  11. Ставится новый дроссель и осушитель. Проверяются все рабочие магистрали.
  12. Проверяется герметичность всей установленной системы, в систему заправляется фреон.
  13. В конце проделанной работы провести тестирование на корректность получаемых данных с датчиков системы климат-контроля.

На видео происходит ремонт климат-контроля:

Уход за системой климат-контроля

Как и все устройства автомобиля, установка формирования микроклимата требует постоянного ухода. Своевременная дозаправка должна сочетаться с промывкой радиатора кондиционера. Эту операцию следует проводить не менее двух раз в год. Максимальная эффективность системы отмечается только при соблюдении основных правил ухода.

Цена на систему контроля климата

Как уже отмечалось выше, ценовая категория таких устройств довольно высока. Средний показатель составляет от тысячи до пятнадцати тысяч долларов. Модели устройств с более низкой ценой имеют очень ограниченный набор функций, да и качество подобных устройств должно вызвать ряд сомнений у автомобилиста.

Преимущества и некоторые недостатки климат-контроля

Преимущества :

  • в автотранспорте;
  • определение температуры за бортом;
  • автоматизированная работа системы, позволяющая не отвлекаться от ситуации на дороге;
  • невозможность переохлаждения человеческого организма.

Недостатки :

  • высокая стоимость;
  • выход из строя всей системы при неполадках в любом смежном отсеке.

Система климат-контроля - устройство, которое встроено в большинство современных автомобилей. Чаще всего ими являются импортируемые модификации. Тем, кто по-прежнему конца двадцатого века, на данный момент приходится довольствоваться открытыми окнами и люками.

Это оборудование - бесспорный лидер по обеспечению комфорта водителя и пассажиров. В скором времени оно окончательно превзойдёт, ещё присутствующую, систему кондиционирования транспортного средства.

Современные автомобили предоставляют водителю и пассажирам дополнительные удобства, в число которых входят системы поддержки температуры воздуха в салоне. Владельцу машины полезно знать, что такое климат-контроль в автомобиле и какое у него устройство, чтобы в случае неисправности самостоятельно выполнить ремонт системы.

[ Скрыть ]

Что такое климат-контроль в автомобиле?

Климат-контроль в автомобиле — такая система, которая автоматически поддерживает заданную температуру в салоне. Установка объединяет в единое целое блоки отопителя, а также кондиционер и систему подачи нагретого или охлажденного воздуха. Работа комплекса обеспечивается различными сенсорами, установленными в салоне и на элементах системы. Это является главным отличием климата от обычного кондиционера, который необходимо регулировать вручную.

На некоторых автомобилях применяются кондиционеры с дополнительным автоматическим режимом. Подобная схема не является полноценным климат-контролем, хотя и обеспечивает поддержание температуры воздуха.

Устройство системы климат-контроля

В состав установки микроклимата на авто входят компоненты:

  • 1 — переключатель режима работы;
  • 2 — клапан на компрессоре, защищающий систему от повышенного давления;
  • 3 — крыльчатка вентилятора, установленного на радиаторе;
  • 4 — выключатель климатической установки, работающий от давления в магистрали;
  • 5 — сенсор температуры охлаждающей жидкости в рубашке двигателя;
  • 6 — термопереключатель режимов работы вентилятора на радиаторе;
  • 7 — испаритель с установленным внутри сенсором температуры;
  • 8 — крыльчатка подачи воздуха в климатическую установку;
  • 9 — блок управления системой впрыска топлива;
  • 10 — электромагнитная муфта, служащая для привода компрессора;
  • 11 — климатической установкой.
Узлы климатической установки

Устройство непосредственно блока климатической установки:

  • 1 — двигатель с заслонкой в воздуховоде;
  • 2 — радиатор отопителя;
  • 3 — привод заслонки отвода части воздуха в отопитель;
  • 4 — регулятор интенсивности забора воздуха извне;
  • 5 — заслонка клапана рециркуляции;
  • 6 — поток входящего воздуха;
  • 7 — двигатель заслонок потока воздуха и рециркуляции;
  • 8 — крыльчатка вентилятора;
  • 9 — блок испарителя;
  • 10 — распределительная заслонка;
  • 11 — подача потока воздуха в салон.

Узлы климатической системы

На ряде автомобилей в состав климатической установки включен электрический подогреватель, обеспечивающий подачу теплого воздуха сразу после запуска двигателя.

В состав простейшей климатической установки входят датчики:

  • сенсор температуры воздуха на улице, располагается в районе переднего бампера;
  • измеритель температуры в районе ног;
  • сенсор температуры на панели приборов;
  • фотодатчик, измеряющий активность солнечного излучения;
  • измеритель температуры забираемого с улицы воздуха.

Расположение датчиков в автомобиле

Данные от датчиков поступают в блок управления климатической установкой. При отказе любого девайса блок управления использует для работы фиксированное значение температуры, заложенное в программу.

Основные функции компонентов климат-контроля

Входящие в состав компоненты обеспечивают:

  1. Радиатор и вентилятор используется для охлаждения хладагента. Может применяться собственный вентилятор или общая с системой охлаждения крыльчатка.
  2. Встроенные защитные датчики обеспечивают корректную работу микроклимата, отключая при неисправности или при утечке хладагента систему охлаждения.
  3. Компрессор установки обеспечивает сжатие хладагента, который при расширении охлаждает испаритель. Хладагент поступает в радиатор испарителя в жидком виде, испарение происходит только в радиаторе. Таким образом достигается наибольшая эффективность работы системы.
  4. Электромагнитная муфта включает и выключает компрессор по мере необходимости. На автомобилях, оснащенных автоматической трансмиссией, муфта отключает компрессор в режиме «кикдаун». Благодаря этому обеспечивается максимально интенсивный разгон.
  5. Блок управления климатической установкой представляет собой отдельное устройство, оснащенное дисплеем, поворотными манипуляторами и кнопками. Модуль получает информацию от различных сенсоров системы и проводит обработку данных в соответствии с заложенным алгоритмом. Затем происходит формирование командных сигналов, которые подаются на исполнительные приводы. Блоки могут оснащаться модулем памяти, который хранит коды ошибок. Ориентируясь на коды можно понять, какой из элементов климатической установки неисправен или дает периодические сбои в работе.
  6. Сенсор температуры располагается в блоке управления или в панели приборов. Девайс размещается в потоке воздуха для обеспечения максимальной точности измерения. Подача воздуха выполняется отдельным малогабаритным вентилятором.

Дополнительные режимы климат-контроля

В зависимости от конструкции климатическая установка может иметь дополнительные возможности:

  • подача теплого или холодного воздуха по трем направлениям (стекло, ниша для ног, район головы);
  • ручной режим работы;
  • синхронный режим (для многозонных систем);
  • рециркуляция воздуха в салоне;
  • принудительное отключение системы;
  • вывод дополнительной информации на экран блока управления (доступно на некоторых автомобилях).

Виды систем климат-контроля и их особенности

Под понятием вид климат-контроля подразумевается в основном число зон, в которые подается воздух различной температуры. Установки могут отличаться также по дополнительным функциям, например, наличию ионизатора воздуха.

В машинах встречаются варианты:

  1. Однозонная установка, представляет собой простой вариант климат-контроля. Воздух, подаваемый к местам водителя и переднего пассажира, имеет одинаковую температуру. Этот же поток подается к заднему ряду сидений через каналы, расположенные под передними сидениями или внутри центральной консоли.
  2. Двухзонный тип, разделяющий потоки воздуха между водителем и передним пассажиром. На задний ряд поступает воздух разной температуры.
  3. Трехзонная система, позволяющая выставлять индивидуальное значение температуры пассажирам на заднем ряду сидений. Для работы трехзонного климата может применяться отдельная установка, размещенная в консоли. Но как правило, используется один прибор, что приводит к погрешности между заданной и реальной температурой воздуха.
  4. Четырехзонный климат-контроль, позволяющий установить свое значение температуры воздуха для каждого пассажира. Наиболее сложный и продвинутый тип установки, применяемый на автомобилях премиум-сегмента.

Базовый вариант климатической установки распределяет потоки по направлениям:

  • ниши для ног;
  • верхняя часть салона на уровне головы;
  • комбинированный режим подачи воздуха в ноги и в район головы;
  • лобовое стекло и ниша для ног;
  • максимальный поток на лобовое стекло, применяемый для размораживания и удаления конденсата.

На многозонных вариантах климат-контроля имеются дополнительные режимы работы и сочетания направлений подачи воздуха.

Принцип работы климат-контроля в автомобиле

Общий принцип функционирования климатической установки выглядит следующим образом:

  1. Владелец автомобиля выставляет на пульте управления требуемое значение температуры.
  2. Вентилятор осуществляет забор воздуха с улицы.
  3. Поток подается через фильтр в климатическую установку. На входе устройства расположен радиатор испарителя, предназначенный для осушения и охлаждения воздуха. Отделенная влага скапливается в нижней части испарителя и стекает наружу через специальную трубку.
  4. Прошедший через испаритель поток поступает в нагревательную часть, оснащенную радиатором. Последний подключен к системе охлаждения в постоянном режиме. Количество подаваемого на нагрев воздуха регулируется автоматической заслонкой.
  5. Затем происходит смешивание холодного и горячего потока в необходимой пропорции. Полученная смесь подается в воздуховоды, распределяющие ее по салону. В каналах расположены заслонки, автоматически подающие потоки в разные точки салона автомобиля. Система подготовки воздуха ориентируется не только на температуру в салоне, но и на погодные условия на улице. В зимнее время за создание комфортных условий отвечает радиатор отопителя, в летнее — испаритель.

Климатические установки различных автомобилей могут иметь отличия в алгоритмах работы, зависящие от:

  • типа и числа датчиков;
  • конструктивных особенностей заслонок;
  • программного обеспечения.

Как отличить климат-контроль от обычной системы обогрева?

Для определения типа установки достаточно посмотреть на внешний вид блока управления. На климате обязательно имеются кнопки с пиктограммами «Auto» или «Dual». Для распределения потоков воздуха на обычном кондиционере используется рукоятка. Но имеются исключения — ряд машин оснащается электронными заслонками при использовании обычного кондиционера.


Блоки управления кондиционером (слева) и климатом на Поло Седан (справа)

Отличить обычную систему отопления от климата можно по отсутствию кнопки запуска кондиционера, которая обозначается как «АС» или «А/С».

Отличия климата от кондиционера изложены в видеоролике от канала AUTO VEVO.

Как правильно пользоваться климат-контролем?

Общая последовательность управления климатической установкой:

  1. Включить установку при помощи отдельной кнопки или регулятора скоростей вентилятора.
  2. Установить требуемую температуру. Большинство систем позволяют выставлять температуру с шагом 0,5 ºС. Допустимая разница между зонами составляет в лучшем случае 4-5 ºС.
  3. При ручном режиме принудительно включить кондиционер и выставить частоту вращения вентилятора.
  4. Для включения автоматики требуется нажать на кнопку «Auto». Дальнейшее регулирование интенсивности потока воздуха и распределение его по салону установка возьмет на себя.
  5. Если владелец мало использует климатическую установку, то рекомендуется профилактическое включение кондиционера раз в месяц на 10-15 минут.

Ниже приведен образец блока управления двухзонным климат-контролем с описанием функций кнопок и переключателей:

  • 1 — клавиша управления компрессором кондиционера;
  • 2 — ступенчатый регулятор системы водителя;
  • 3 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место водителя;
  • 4 — автоматический режим работы;
  • 5 — сверху расположена кнопка подачи потока на уровень груди, ниже — в район головы, еще ниже — к ногам;
  • 6 — увеличение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
  • 7 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место пассажира;
  • 8 — ступенчатый регулятор системы обогрева сидения пассажира;
  • 9 — максимальный обдув лобового стекла;
  • 10 — обогрев заднего стекла;
  • 11 — уменьшение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
  • 12 — рециркуляция воздуха в ручном или автоматическом режиме;
  • 13 — управление электрическим обогревом руля.
Назначение кнопок климат-контроля

На блоке управления могут иметься дополнительные кнопки и табло:

  • индикация температуры воздуха в зоне водителя и пассажира;
  • включение электрического ;
  • подача воздуха от автономного отопителя.

Особенности эксплуатации климат-контроля летом

Летняя эксплуатация устройства имеет ряд особенностей:

  1. Не рекомендуется выставлять значение температуры климат-контроля ниже 10 ºС внешней среды. Это связано с риском простудных заболеваний из-за переохлаждения организма.
  2. Перед запуском климатической установки рекомендуется проветривать салон. Это снижает температуру воздуха и ускоряет охлаждение.
  3. Для ускорения процесса охлаждения используется режим рециркуляции воздуха.
  4. Не рекомендуется открывать окна после охлаждения салона, поскольку датчики фиксируют изменение температуры и нагружают компрессор.

Особенности эксплуатации климат-контроля зимой

Особенности использования системы в зимнее время:

  • из-за возможности образования льда и конденсата на заслонках не рекомендуется изменять потоки воздуха до прогрева салона;
  • периодически включать компрессор кондиционера для профилактики резиновых уплотнений магистралей хладагента.

В каких ситуациях не стоит использовать автоматический режим климат-контроля?

При эксплуатации автомобиля могут возникнуть нештатные ситуации, ограничивающие применение климат-контроля. Наиболее частые случаи приведены в таблице.

Режим движения или ситуация Влияние Рекомендации
Интенсивное движение с частыми разгонами Компрессор кондиционера забирает часть мощности Временно отключить кондиционер
Движение в затяжных пробках Из-за ухудшения условий охлаждения возможен перегрев двигателя. Климат-контроль подает недостаточно охлажденный воздух Периодически отключать кондиционер для охлаждения двигателя и радиаторов
Движение по местности с запыленным или загрязненным посторонними примесями воздухом Риск попадания мелкодисперсной пыли и запаха через фильтр Включить режим рециркуляции
Запотевание лобового стекла Поток воздуха в автоматическом режиме недостаточен для удаления влаги Переключить систему в ручной режим с максимальным обдувом ветрового стекла
В зимнее время не включается компрессор Длительный простой компрессора приводит к повреждениям магистралей Рекомендуется ставить машину в теплый паркинг и принудительно активировать компрессор. Операцию производить не реже одного раза в месяц

Что делать, когда не работает климат-контроль?

При проявлении признаков неисправности рекомендуется провести тестирование устройства при помощи алгоритмов встроенной самодиагностики. Если владелец не знает, как провести процедуру или она не предусмотрена конструкцией, то эксплуатация климата запрещается. Требуется обратиться в сервис для проведения обслуживания и ремонта.

Самостоятельная диагностика системы

Ряд автомобилей оснащается встроенной самодиагностикой системы. Примером может служить климат автомобиля Kia Soul, который тестируется удержанием кнопки Off и частыми нажатиями на клавишу Mode. На экране включится двузначное число, указывающее на исправность системы или наличие ошибок.


Результат диагностики — ошибки не найдены

На других автомобилях используется свой алгоритм запуска самодиагностики климатической системы. Информацию об особенностях проведения процедуры можно найти в инструкциях по эксплуатации.

Возможна проверка климата сканером ошибок. Подобную процедуру проводят в специализированном сервисе, поскольку в личном владении сканирующие приборы почти не встречаются.

Ремонт климат-контроля своими руками

Владелец может самостоятельно ремонтировать климат-контроль, основываясь на результатах самодиагностики или проверки тестовым компьютером. Для замены узлов необходимо разбираться в конструкции автомобиля и иметь необходимые навыки и инструмент. Неквалифицированное вмешательство приведет к еще большим повреждениям и дорогостоящему ремонту.

Выполнение ремонта:

  1. При внезапной остановке компрессора рекомендуется проверить предохранитель, расположенный в подкапотном монтажном блоке. Плавкая вставка заменяется на деталь аналогичного номинала. Если происходит повторное сгорание, то следует искать неисправность в электрических цепях. Запрещается установка более мощных предохранителей или «жучков», поскольку это может привести к возгоранию.
  2. Окисление контактов проводки вентилятора или износ щеток двигателя. Вентилятор климатических установок снимается без особых сложностей. Контакты очищаются и промазываются специальной токопроводящей пастой. Щетки заменяются на новые, подходящие по размеру.
  3. Неисправности блока управления можно попробовать исправить пропаиванием дорожек на печатных платах, которые часто отслаиваются от перепадов температуры. Встречаются растрескивания мест припаивания регуляторов. Повреждения можно обнаружить при внимательном осмотре через увеличительное стекло.
  4. Немного сложнее ремонт двигателей приводов заслонок, которые расположены в глубине приборной панели. Для доступа к ним потребуется снятие ряда элементов — бардачка, боковых крышек и т. д. Снятый моторедуктор разбирается, поврежденные детали заменяются аналогичными. Если таких узлов найти не удалось — то редуктор меняется на новый.

Профилактика неисправностей системы

Регулярное профилактическое обслуживание резко снижает риск поломки климатической установки:

  1. Нужно контролировать давление хладагента и при необходимости заправлять его до нормы. Рекомендуется проводить проверку в начале летнего сезона.
  2. При повреждении уплотнительных колец или радиатора используется специальная добавка в хладагент. Средство просачивается через неплотности и обнаруживается при освещении деталей ультрафиолетовой лампой.
  3. Заменять салонный фильтр минимум один раз в год. Желательно производить смену каждые полгода.
  4. Периодически промывать систему специальным дезинфицирующим веществом на основе хлоргексидина. Процедура избавит от неприятного запаха, возникающего при работе климат-контроля.

Преимущества и недостатки климат-контроля

Как и любая система, климат-контроль обладает своими плюсами и минусами. Каждый автовладелец решает самостоятельно — нужна ему климатическая установка или нет. Во многих случаях у него просто нет выбора — некоторые модели автомобилей оснащены только климат-контролем.

Преимущества

Перечень преимуществ климат-контроля:

  • быстрота реакции системы на изменение внешних условий;
  • за счет электронного распределения потоков воздуха снижается время работы компрессора, что улучшает топливную экономичность;
  • возможность создания нескольких температурных зон в салоне;
  • ускоренный и корректный прогрев салона при отрицательной температуре;
  • расширенный диапазон регулировок потоков воздуха;
  • простое и интуитивно понятное управление.

Недостатки

Отмеченные владельцами минусы системы:

  • увеличение стоимости автомобиля;
  • усложнение конструкции, что отражается в повышении стоимости ремонта;
  • возможны сбои в дополнительных электронных блоках;
  • невозможность выполнения самостоятельного ремонта;
  • встречается несоответствие установленной и реальной температуры, возникающее из-за плохого обдува датчиков.

Можно ли установить климатическую систему дополнительно?

Климатическую установку можно смонтировать при двух условиях:

  • автомобиль оборудован кондиционером;
  • конструкция автомобиля позволяет устанавливать климат-контроль.

Для внесения изменений в конструкцию потребуется установить блок климатической установки с электронным управлением, а также изменить проводку и смонтировать пульт управления. Ниже рассмотрен пример самостоятельной установки климата на автомобиль Поло Седан.

Ряд автомобилей, например, Hyundai i30 первого поколения можно оснастить климат-контролем путем замены блока управления, термодатчиков, сопротивления вентилятора и установки датчика солнечного излучения вместе с доработанным жгутом проводки.

Что понадобится

Набор компонентов для замены:

  1. Отопитель, оснащенный электрическими приводами заслонок и датчиками. На автомобили Поло Седан походит деталь аналогичного назначения от Шкода Рапид. Разница будет в некоторых штекерах проводки и в шланге системы охлаждения перчаточного ящика.
  2. Жгут проводки отопителя. Замена узла обязательна, поскольку провода используются для коммутации отопителя с блоком управления.
  3. Непосредственно блок управления и декоративная рамка для него.
  4. Проводка для коммутации блока управления с бортовой цифровой шиной и датчиками.
  5. Охлаждающая жидкость.
  6. Клапан подачи холодного воздуха в перчаточный ящик.
  7. Поскольку замена отопителя связана с демонтажем трубок, то потребуется заправка кондиционера хладагентом.

Алгоритм действий

Последовательность шагов по замене:

  1. Слить антифриз и хладагент.
  2. Отсоединить магистрали от штатного отопителя.
  3. Снять панель приборов в сборе с отопителем.
  4. Вынуть старый отопитель и установить на его место новый.
  5. Установить на штатное место датчик активности солнечного излучения.
  6. Соединить новый отопитель со штатными проводами при помощи доработанной косы.
  7. Установить панель приборов на место.
  8. Перепрограммировать блок электрики на использование климат-контроля. Если эту операцию пропустить, то система будет работать некорректно.
  9. Заправить системы охлаждения и климат-контроля.

Фотогалерея

На фотографиях представлены шаги по установке климат-контроля на автомобиль Поло Седан.

Видео «Установка климат-контроля на Volkswagen Passat B3»

Процедура установки климат-контроля на Volkswagen Passat B3 показана в видеоролике, снятом автором Patmall.

В последнее время всё больше увеличивается количество автомобилистов в мегаполисах, маленьких городах и деревнях всего мира и, в частности, нашей страны. И большая часть автомобилистов, наблюдая за тем, как специалисты автомобильного дела в своих автосервисах с лёгкостью производят замену штатных систем кондиционирования на умный климат-контроль, задаются резонным вопросом. А можно ли самостоятельно в своём гараже проделать то же самое? Нынче этот вопрос обрёл такую популярность, что мы не могли его обойти стороной и не дать развёрнутый ответ на него. Об этом далее.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Как все знают, кондиционер – это устройство с достаточно простым устройством, которое охлаждает воздух. Как правило, его управление осуществляется вручную. То есть, куда вы направите воздушный поток, туда и будет дуть холодный воздух. Выражаясь проще, точнее, делая выводы, вы рискуете заболеть из-за переохлаждения организма. С использованием климат-контроля дело обстоит диаметрально противоположно, и такая ситуация не возникнет априори.

Климат-контроль состоит из компрессора, отопительного блока кондиционера и соединительных шлангов. Данное оборудование располагается под капотом из-за своей массивности, и в салоне его устанавливать некорректно и неуместно – это существенно скажется на его комфортабельности. На нём и построено функционирование всей климатической системы.

В салоне автомобиля располагаются различные датчики, которые информируют водителя о состоянии микроклимата, передавая данные на микропроцессор. Это датчики интенсивности солнечного тепла, датчик температуры внутри салона автомобиля и снаружи его. При их помощи система сама определяет, когда нужно включить подогрев, а в какой момент охладить воздух.

Кроме этого, могут устанавливаться и специальные улавливающие элементы, анализирующие состояние окружающей среды. В том случае, если определённый уровень загрязнения превышен, система вентиляции и кондиционирования автоматически переводится в рециркуляционный режим, то есть из салона забирается воздух.

Климат-контроль – микропроцессорная система, в которую заложены различные программы с разнообразными климатическими условиями – от жаркого лета до сибирской зимы. Водителю достаточно сделать выбор в пользу необходимой программы, выставив желаемый диапазон температур. Таким образом, один раз настроив климат-контроль, записав своего рода пресеты, вы забудете о сложностях управления, с которыми вы сталкиваетесь при использовании кондиционеров, вне зависимости от производителя, модели и года производства.

Также климатическая установка автоматически распределяет и направляет потоки воздуха туда, где они действительно необходимы. И, как вы уже, наверное, догадались, вред вашему здоровью, как и пассажиров, наноситься не будет. Наверное, всем известно, как легко можно подхватить простуду под холодной струёй воздуха.

Же не позволит такого. Данная система контролирует не только температуру воздуха, но также и его влажность. Вы забудете о духоте и надоедливом запотевании стёкол. Но есть и обратная сторона медали: климат-контроль, в силу своего более сложного устройства, гораздо сложнее ремонтировать. Для этого нужно будет проводить дорогостоящую компьютерную диагностику автомобиля.

Материалы для замены кондиционера на климат-контроль

Для того чтобы поставить климат-контроль вместо кондиционера в свой автомобиль, вам будут нужны следующие элементы:

1. Кожух печки, который по форме создан точно под климатическую установку в сборе.

2. Панель климат-контроля и его модуль.

3. Электронный регулятор оборотов обдувающего вентилятора и солнечный датчик.

4. Воздуховод под электронный регулятор оборотов обдувающего вентилятора.

5. Кнопки рециркуляции и эко. Кнопки от бывшего кондиционера не могут быть использованы в силу своей четырёхконтактной структуры, так как вам нужны будут пятиконтактные.

6. Подторпедная проводка. Хотя здесь присутствует один нюанс – необходимо находить проводку под определённый тип кузова: седан, хэтчбек или универсал, а также под тип коробки: механика, автомат, вариатор. Здесь же играет роль и год выпуска автомобиля. Зачастую сделать необходимый выбор по всем этим параметрам очень сложно. Можно обойтись любой проводкой под климат-контроль, взяв с неё необходимые разъёмы:

- разъем электронного регулятора оборотов печки;

Разъем климатической установки;

Разъем теплового датчика солнечного излучения.

Особенности замены кондиционера на климат-контроль

Первым заданием, которое встанет перед вами, будет снятие автомобильной торпеды. Второе – необходимость снятия кондиционера. Он крепится под капотом и в салоне. После демонтажа кондиционера наступает, пожалуй, наиболее хлопотный этап данной операции – прокладка другой проводки под торпеду или врезка разъёма климат-контроля в уже проложенную родную заводскую проводку.

Итак, у вас в руках оказался 22-ух контактный разъём климатической установки и очень много проводов, торчащих в салон автомобиля. Первым делом необходимо среди них найти разъёмы в области панели. Переходим к подключению разъёмов климатического оборудования.

1. Красный провод идёт на идентичный по цвету в предохранительном блоке.

2. Коричневый на аналогичный аварийной кнопки.

3. Оставляем пустым.

4. Черный идёт на 14-ый контакт предохранительного блока.

5. Красно-синий на идентичный по цвету разъём бортового компьютера.

6. Коричнево-белый – на такой же в красной колодке сервотроника или на провод диагностического разъема ОБД.

7. Коричнево-синий идёт на тепловой датчик солнечного излучения.

8. Коричнево-белый на идентичный разъём кондиционерного электрорегулятора.

9. Серо-желтый добавьте на второй контакт кнопки рециркуляции.

10. Серо-желтый провод на идентичный кнопки рециркуляции и на серо-желтый провод кнопки эко.

11. Оставляем пустым.

12. Чёрный на замок зажигания.

13. Чёрно-жёлтый - на идентичный кнопки рециркуляции.

14. Чёрно-белый - на такой же кнопки ЭКО, а старый черно-белый провод откусите от разъёма, его вы будете использовать на следующем этапе.

15. Чёрно-белый – к тому самому отрезанному проводу.

16. Коричнево-фиолетовый – на электронный блок управления силового агрегата. Этот провод имеется в моторной косе, его только нужно отыскать в круглом белом разъёме возле аккумуляторной батареи.

17. Желто-серый идёт на чёрный провод кнопки обогревателя.

18. Сине-чёрный – на аналогичный разъём электронного вентилятора обогревателя.

19. Синий – на аналогичный в фишке бортового компьютера.

20. Чёрно-белый – на тепловой датчик солнечного излучения.

21. Серо-жёлтый – подсоедините ко второму проводу разъема ЭКО.

22. Оставляем пустым.

Итак, разъём климатической установки подключен, осталось подключить лишь электронный вентилятор печки. Так, если вы обратите внимание, уже два провода подключены к данному разъёму в процессе установки климат-контроля. Остаётся подсоединить ещё столько же:

1. Красный – предохранительный блок.

2. Коричневый – на аналогичный бывшего электронного вентилятора отопителя.

Итак, все провода подключены, значит, вам остаётся только лишь всё собрать в строго обратной последовательности и наслаждаться комфортным микроклиматом в салоне вашего автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в

Климат-контроль - система, обеспечивающая автоматическое поддержание установленной температуры и влажности, с целью повышения уровня комфорта (). Но для продления срока службы и роста эффективности устройства, важно знать и соблюдать правила пользования системой. Как пользоваться климат-контролем? Каким правилам следовать, чтобы снизить риски поломки устройства в процессе эксплуатации?

Особенности применения климат-контроля

Первое, чему уделите внимание - своевременности обслуживания устройства. Для продления срока службы, проверяйте штуцеры и шланги, на факт герметичности, и заправляйте систему рабочим газом (при наличии такой необходимости). Учтите, что снижение давления приводит к большей нагрузке на компрессор. В итоге, возрастает риск поломки узла и необходимости его замены.

Еще один важный момент - регулярность замены салонного фильтра . Не секрет, что при эксплуатации в условиях города, фильтрующий элемент быстро забивается, в него попадают насекомые, пыль размножаются бактерии. Засорение узла снижает его способность проводить воздух. Если же он и проходит в салон, то содержит в себе множество вредных для здоровья веществ. По этой причине, монтаж нового салонного фильтра важно производить - не по рекомендации производителя, а по мере его загрязнения. Если авто эксплуатируется в условиях города, то замену производите раз в 12-15 тысяч километров.

Если хотите правильно пользоваться климат-контролем, то учтите связь этого узла с кондиционером автомобиля. Для продления ресурса компрессора и группы трубопроводов, хотя бы раз в месяц, включайте кондиционер на 3-5 минут. Этого достаточно, чтобы устранить многие проблемы в будущем.

Не менее важный момент - настройка обдува в холодную погоду. При сильном морозе на улице, запрещено менять направление потока воздуха. В противном случае, вы рискуете поломать задвижки, которые, за время стояния на холоде, покрываются слоем льда. При этом, пластик становится хрупким и повреждается, даже при незначительном механическом воздействии. Если требуется изменить направление потока воздуха, сначала прогрейте салон.

Включение кондиционера на полную мощность нежелательно. Здесь в зону риска попадает уже не климат-контроль, а здоровье сидящих в салоне людей. Резкий температурный перепад на улице и в машине повышает риск появления простудных заболеваний и даже воспаления легких. К примеру, при температуре 33-35 градусов Цельсия за бортом, не ставьте 22-23 градуса в машине. Разница в 12 градусов Цельсия сильно ощущается организмом.

Но как пользоваться климат-контролем, чтобы избежать проблем со здоровьем? Идеально, когда разница температур не превышает 5-7 градусов Цельсия. Это немного, но такого показателя достаточно для обеспечения высокого уровня комфорта в салоне.

Если ваша задача - быстро прогреть салон или же спастись от жары, закрывайте поступление воздуха с улицы. Но учтите, что находиться в салоне продолжительное время, при включенной рециркуляции, опасно для здоровья. Такой режим разрешено включать на непродолжительное время, после чего переходите на забор воздуха с улицы.

Зная, как пользоваться климат-контролем, и соблюдая приведенные в статье правила, вы решаете две задачи - продлеваете срок жизни узла и устраняете риски для здоровья.

Последнее время, при покупке авто, все больше внимания уделяется уровню комфорта, а не техническим характеристикам машины. Один из главных критериев для многих - наличие климат-контроля, поддерживающего влажность воздуха и температурный режим на определенном уровне. В чем особенности этой опции? Как она работает? В чем отличие от кондиционера? Эти и ряд других вопросов рассмотрены ниже.

Назначение климат-контроля

Современные производители знают потребности покупателей, они анализируют рынок и держат «руку на пульсе» новых тенденций, а порой и создают их. Так сложилось, что чем больше технической «начинки» в автомобиле, тем он интересней покупателю. Чтобы привлечь внимание, дополнительные опции прописаны в документации, в рекламной продукции, в объявлениях и на сайтах продаж.

Среди множества функций, отдельную роль играет климат-контроль, достойно заменивший кондиционер и печку. Принцип действия последней знает каждый автолюбитель. При снижении температуры, требуется прогреть мотор, вручную включается обогрев, и направить воздух на нужное место (в ноги, на лобовое стекло или грудную область). С развитием технологий, печка устарела и применяется все реже.

Климат-контроль - уникальная система, отличающаяся сложной конструкцией и лучшей функциональностью. В мануале к автомобилю сказано, что задача устройства - обеспечение комфортной температуры для людей в салоне машины (водителя и пассажиров). При этом оптимальной считается влажность 65-80 процентов и температура - 23-25 градусов Цельсия. Смотрите видео "Как работает климат контроль" ниже.

Система работает в режиме онлайн, контролирует упомянутые параметры и, при снижении (повышении) предельного показателя, запускает систему. Так, при уменьшении температуры ниже установленной нормы, происходит подогрев воздуха до требуемого уровня. Если ситуация складывается по обратному сценарию, то в работу вступает кондиционер.

Климат-контроль устанавливается на многих автомобилях, вне зависимости от типа кузова или класса. Он монтируется на легковых машинах, грузовиках, автобусах, а также на самоходных устройствах и механизмах.

Со вторым показателем - влажностью воздуха - все сложнее. При увеличении этого параметра, запотевают стекла в автомобиле (в том числе, и лобовое стекло), ухудшается видимость, и возрастает риск попадания в ДТП. Климат-контроль делает воздух суше, за счет действия испарителя кондиционера. В итоге, на стенках теплообменника появляется роса, а вот риск запотевания стекол снижается.

Главный плюс системы - в возможности автоматического выполнения задач, без участия водителя. При этом производители не остановились на достигнутых результатах. Последние версии климат-контроля более совершенны. Так, появилась функция зонирования, благодаря которой, в разных частях салона, создается индивидуальный микроклимат. К примеру, для области водителя может задаваться одна температура, а для пассажира - другая (но об этом позже).

Принцип действия

Многие интересуются, в чем особенности системы, как работает климат-контроль. Здесь главные помощники - датчики, которые контролируют температуру за бортом и в салоне машины. Поступающий поток воздуха нагоняется, с помощью вентилятора, и делится на две части. Одна направляется через конденсаторный испаритель, а другая - через радиатор печки. Далее воздушные массы смешиваются и подаются в различные участки салона, через сложную систему дефлекторов и каналов.

Направление потоков корректируется, путем изменения позиции одной из шторок (дополнительной или центральной) или, как их еще называют, заслонок. Раньше положение таких устройств менялось только в ручном режиме. Сегодня этот процесс происходит автоматически. Главный исполнительный орган - сервопривод, который управляет заслонками и, тем самым, сужает или расширяет сечение каналов.

Функция управления элементами климат-контроля лежит на ЭБУ (электронном блоке управления). Все, что требуется от пассажира - задать интересующие его показатели (температуры и влажности). Далее система делает работу самостоятельно.

Установка температуры производится, с помощью регулятора (устанавливается на приборной панели). Как только водитель (пассажир) выставляет нужный показатель, информация направляется к процессору. Последний принимает данные от датчиков, анализирует их и дает команды исполнительным органам автомобиля, с учетом внесенного алгоритма.

Фиксация климатических параметров производится в онлайн-режиме, что связано с их изменчивостью, в зависимости от многих факторов. Климат-система отслеживает эти показатели, фиксирует их и принимает меры.

Конструктивные особенности

Климат-контроль - сложная система, которая устанавливается и настраивается еще на этапе сборки автомобиля (на заводе). Для реализации возложенных на нее задач, в состав устройства входит группа жизненно важных узлов, а именно:

  • Кондиционер и отопитель.
  • Вентилятор для нагнетания потока воздуха.
  • Контролирующие датчики (фиксируют температуру и положение заслонок).
  • Процессор («голова» системы).
  • Панель управления.
  • Группа дефлекторов и воздуховодов (через них подается воздух).
  • Блок заслонок для регулировки.

Каждый из представленных элементов несет индивидуальную функцию. Так, задача вентилятора - создать необходимое давление и обеспечить тем самым работоспособность устройства. При этом воздух для нагрева (охлаждения) поступает как изнутри салона, так и из улицы.

Испаритель кондиционера и печной радиатор - устройства, смонтированные в общем кожухе с блоком заслонок. Задача группы устройств - приведение параметров (влажности, температуры) к заданным показателям.

Дефлекторы и группа воздуховодов распределяют воздушные потоки в различные участки автомобиля, с учетом установленной программы. Функция управления лежит на процессоре, которые собирают информацию с датчиков, переключателей и регуляторов, после чего анализирует данные и раздает команды.

Кроме главной функции, направленной на создание комфортных для водителя и пассажиров условий, климат-система выполняет еще ряд задач:

  • Обдув лобового стекла, для борьбы с запотеванием поверхности. В этом случае, система осушает воздух, а двигатель вентилятора переходит на полную мощность.
  • Обдув лобового стекла, а также ног людей в салоне машины, теплым потоком воздуха.
  • Подача охлажденного воздуха к различным участкам тела - к конечностям (рукам, ногам) или лицу. При этом поток направляется в различных комбинациях или по отдельности.
  • Режим рециркуляции, когда используется воздух внутри салона. Благодаря такой опции, удается быстро нагреть или охладить салон. Кроме того, рециркуляция полезна, при перемещении по загрязненному городу (при сильной загазованности воздуха). Для контроля загрязнения, климат-контроль оборудуется специальным датчиком, измеряющим объем вредных веществ в поступающем из улицы воздухе. Когда он превышает норму, дается команда на перекрытие подачи воздуха извне.
  • Ручное управление. В этом случае, водитель самостоятельно включает отопитель или кондиционер, не опираясь на автоматику системы.

Особенности применения

Климат-контроль - индивидуальная система, которая разрабатывается под определенную модель авто. У различных производителей такие устройства часто различаются по функциональности, сложности исполнения, заданной программе и прочим аспектам.

Бюджетные системы отличаются грубой регулировкой воздушного потока и низким уровнем автоматизации. Как следствие, возможны сбои в работе, в том числе, и подача не прогретого воздуха в салон.

Продвинутые устройства держат под контролем больше показателей и отличаются лучшей функциональностью. Кроме стандартных возможностей, они проверяют качество воздушного потока и подключают к работе блоки с фильтрующими элементами (при наличии такой необходимости). Такие фильтры состоят из картриджей, выполненных с применением специальной бумаги или активированного угля. Задача устройств - очистка поступающего воздуха от пыли, газа и прочих вредных для здоровья частиц.

Диапазон температур, устанавливаемый в современных системах, составляет 16-30 градусов Цельсия. Нижний предел ограничен - для устранения риска переохлаждения организма. Что касается верхнего уровня, то прогрев воздуха выше 30 градусов Цельсия нецелесообразен.

Для достижения максимального комфорта, температура в салоне должна быть ниже на 6-7 градусов Цельсия, чем температура снаружи. Чтобы ускорить работу климат-контроля, можно приоткрыть окна в машине, что гарантирует быстрое вытеснение горячих (холодных) воздушных масс.

Двухзонный климат-контроль: плюсы и минусы

Каждый человек индивидуален, чем обусловлена разница в восприятии температуры поверхностью кожи. Так, температура 20 градусов Цельсия может быть комфортна для водителя, но неприемлема для пассажира на соседнем сидении. Чтобы избежать проблем с настройкой, разработчики придумали системы с двухзонным принципом работы. Их особенность - в возможности установки различной температуры для разных частей салона.

В бюджетных устройствах, разница температур в различных зонах может составлять 4-6 градусов Цельсия. В более дорогом климат-контроле это показатель может быть выше. В зависимости от технических характеристик, система имеет ряд преимуществ:

  • Четкая отработка и реализация заданного алгоритма.
  • Возможность установки разного температурного режима для области водителя и пассажира.
  • Снижение риска запотевания стекол, из-за негативного действия внешних и внутренних факторов.

Наличие двухзонного климат-конроля - гарантия комфорта водителя и пассажира. При этом растет безопасность системы, повышается ее эффективность. Главное - при покупке обращать внимание на число и место установки датчиков. От упомянутых факторов зависят возможности монтажа, а также способность поддерживать требуемый уровень температуры и влажности.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Многие автовладельцы - новички путают рассматриваемую систему с обычным кондиционером. Кроме того, существует мнение о взаимозаменяемости этих устройств. Мол, зачем платить больше, если зимой салон машины успешно прогревает печка, а летом с жарой справляется кондиционер.

Упомянутое утверждение верно, но только при условии сохранения внешних и внутренних температурных условий без изменений. Если машина находится в движении, то удерживать температуру (влажность) на определенном уровне невозможно. Меняются скорость транспортного средства и направление его движения, а вместе с этим, корректируется давление воздушного потока, меняется его температура.

Кондиционер активируется не сразу - ему требуется какое-то время, после пуска силового узла. Как следствие, возникает ряд неудобств, связанных с необходимостью ручного регулирования системы.

Главная отличительная особенность климат-контроля - наличие системы управления, которая не предусмотрена в обычном кондиционере. Ее задача заключается в контроле текущих параметров и их корректировке, без участия водителя. В рассматриваемой системе, кондиционер - только один из элементов. Его задача заключается в снижении уровня влажности и уменьшении температуры. Далее воздух смешивается с теплым потоком, в результате чего, и обеспечивается комфорт для людей в салоне.

Как правильно использовать возможности климат-контроля зимой?

При снижении температуры за бортом ниже нуля, система работает только на обогрев воздуха. Из-за низкого уровня влажности, работы печки достаточно для прогрева салона. Если отключить кондиционер, то на уровне комфорта в салоне это никак не скажется.

По-иному выгдядит ситуация, когда температура на улице выше нуля градусов Цельсия или около того, а влажность повышена (к примеру, идет снег). При такой погоде, высок риск запотевания стекол, поэтому климат-контроль стоит перевести в автоматический режим. При этом система подключает кондиционер и отопитель, что гарантирует быстрое устранение влаги из воздушного потока.

В идеале, при выборе подходящего режима, стоит ориентироваться на рекомендации производителя и личный опыт эксплуатации.

Таким образом, климат-контроль - это система, работа которой направлена на создание комфортных условий в салоне без участия человека (в автоматическом режиме). Как правильно пользоваться климат-контролем?

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле

Если видео не показывает, обновите страницу или

Понравилось? Лайкни нас на Facebook