Новый кадом. Отец афанасий из кадома рязанской области. Дорога жизни старца Афанасия

Кадом - маленький городок на востоке Рязанской области, самый удалённый от Рязани районный центр, 264 километра пути - много дальше, чем от Рязани до Москвы. Его трудно отыскать в рязанских летописях, хотя по возрасту он лишь немного уступает Рязани - восток Рязанщины долгое время был частью Тамбовской губернии, потому его описания теряются в тамошних мордовско-тамбовских архивах. Объективно объяснить значение слова «Кадом» историки и топонимисты не могут и поныне, подменяя истину букетом версий. Так, в языке местных мордовских племен, имелось слово «кадонь» - «оставленная, потерянная земля». По другой версии слово происходит от имени татарского хана Кадыма. Третья версия привлекает к названию некую христианку Вассу, будто бы бежавшую из мордовского плена и устроившую на берегу Мокши пещеру - «как дом».

Подобно Москве и Риму, Кадом стоит на холмах, причём они, в отличие от эфемерных московских бугорков, действительно впечатляют, вырастая будто из-под земли крутыми склонами высотой до 25 метров. С этими холмами связана известная научная ошибка. В 1977 году они были объявлены заповедными со статусом «памятников природы» как ледниковые (моренные) холмы. И лишь недавно профессор, доктор географических наук Вячеслав Кривцов однозначно показал, что знаменитые холмы - это песчаные останцы отрезанные вечно блуждающими петлями реки Мокши от «большой земли». Своеобразная жертва или результат половодий, ведь реки меняют направление русла именно весной, на пике живой силы воды. Всего же таких холмов тут четыре: в направлении с запада на восток - Кокуй, Безымянный, Кадомская гора и Преображенский.

На холме Кокуй археологи обнаружили предметы бронзового века, а с 1935 года здесь разместилось кладбище. На Безымянном холме, по преданию, жил некий татарский хан. За его тайные связи с крымским ханом дворец на холме был сожжён, а позже здесь построили деревянный православный храм, который позднее тоже сгорел, но уже от удара молнии. Сегодня на месте Безымянного холма высится небольшая горка: песчаное тело холма разошлось на хозяйственные нужды, а затем через него была проложена асфальтированная дорога. В самом центре города лежит наиболее известный из холмов - Кадомская гора. С его плоской вершины открывается чудный вид на Мокшу, храм с колокольней и монастырь на центральной площади, россыпь избушек, городской рынок и соседние холмы. Некогда здесь стоял острог, где жил воевода. С тех пор на этом месте не раз находили военные артефакты: многопудовые цепи, детали пищалей, чугунные ядра.

Преображенский холм, в отличие от остальных, лежит на левом берегу Мокши, в заречной части Кадома. По рассказам жителей, холм окутан целой сетью легенд. Некий Беклемиш, сын ордынского хана Бахмета, на склоне лет вдруг крестился, и в знак своего преображения построил на холме деревянную церковь Преображения. Позднее в 1735 году на месте деревянного выстроили каменный храм. В своё время Пётр I подарил церкви икону Казанской Божьей Матери, которая была отделана жемчугом и самоцветами. Верой и правдой храм служил до прихода советской власти. В 1930-е годы церковь была разграблена, колокола сброшены, позднее здесь обосновался детский дом. Сегодня в частично сохранившихся постройках разместился корпус профтехучилища.

Рязанский Китеж-град

История Кадома в прямом смысле утопает в череде катастрофических половодий. Этот город возник на правом берегу Мокши в дремучих мордовских лесах. Первое письменное упоминание о городке относится к 1209 году. В Никоновской летописи указано, что в Кадоме был убит рязанский военачальник. В нескольких километрах от современного Кадома лежит село Старый Кадом. Кадом возник именно здесь, но по причине половодий ещё в XVI веке был брошен и переместился на песчаные холмы в восьми километрах к югу. В 1426 году Великий князь Василий Тёмный дал Кадом «в кормление» боярам Протасьевым . В конце XVIII века Кадом приобрел особую значимость в Тамбовской губернии. По численности населения он превзошёл города Шацк и Темников и обзавёлся статусом уездного города. В уезде насчитывалось 30 сёл и 107 деревень. Работали заводы по производству вина, сукна, кожи, маслобойни и лесопильни. Кадомские купцы торговали лесом и, что интересно, хлебом, и это при том, что сельское хозяйство при повсеместном развитии скудных песчаных почв никогда не было на высоте. Здесь важную роль сыграло выгодное транспортно-географическое положение Кадома в нижнем течении Мокши, которая вообще-то берёт начало в Пензенской области, течёт по Нижегородской области и территории Мордовии и лишь затем вливается в Рязанскую область, где отдаёт свои воды Оке. Протяжённость Мокши - 656 километров, из которых на Рязанскую область приходится лишь 134 нижних, самых рыбных, глубоких и водных километра. По Мокше в Кадом свозились продовольственные товары, среди которых особую ценность имел хлеб. В том же XVIII веке, по преданию, случилось очередное «небывалое» половодье, когда за одну ночь вышедшая из берегов река смыла целую улицу и стоявшую на ней церковь.

В XIX веке Кадом обзавёлся учебными и медицинскими учреждениями: в 1839 году открылось приходское училище, позднее появились ремесленная школа, кружевная школа и женская прогимназия. В 1871 году появилась городская больница, а затем городская амбулатория - одна из четырёх в Тамбовской губернии. В XX веке страшные половодья случались трижды - в 1925, 1963 и в 1994 годах. В мае 2012 года маленький адом прогремел на всю Россию, когда уровень в Мокше поднялся на рекордные за всю историю 806 сантиметров, и вода захватила три четверти площади города. Даже в начале июля (спустя два месяца с конца половодья) в огородах некоторых кадомчан стояла вода. Иные счастливчики из мест, лежащих повыше, приступили к посадке картошки. Но теперь ясно, что это наводнение было лишь одним в ряду подобных, случавшихся раз в 30-50 лет.

Жителей Кадома всегда звали сомятниками, ведь Мокша издавна славится сомами весом в несколько пудов. А местные жители, будто сговорившись, рассказывают историю про старушку. Так, после схода половодья полувековой давности вода покинула дома кадомчан. Одна старушка, решив приступить к хозяйству и зажить пуще прежнего, полезла в печь. Но не тут-то было: из темноты печи донеслись какие-то звуки, а затем на свет явилась громадная усатая голова. Перепуганную до смерти старушку на силу откачали. Причина всех неурядиц проста - город Кадом возник на высоких холмах, но, разрастаясь, спустился в пойму, которая у Мокши имеет два уровня. В обычный год вода мирно обходит городок, лишь местами наполняя амбары, заставляя кадомчан заблаговременно перекладывать картошку в более сухое высокое место. Долгий срок низких половодий иногда растягивается на жизнь целого поколения, приучая их к спокойной жизни. И они забывают, что живут в пойме реки, которая рано или поздно окажется под водой.








Впервые Кадом упоминается в летописи 1209 года, хотя люди селились в данной местности с незапамятных времен.Первоначально городок Кадом находился на месте современного села Старый Кадом. Известный историк П. Н. Черменский, считает, что новый Кадом был сооружен в 1535 - 1536 годах на горе, высоко поднявшейся над Мокшей и являвшейся идеальным местом для обороны от нападения врага.Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы.На Вознесенском холме существовало славянское городище. Согласно преданию, на этом холме стояла крепость хана Кадыша. По одной из легенд выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. А дело было, рассказывают, так. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка - подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро - вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась с недостатками и лишениями и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после кончины пустьшницы это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» - Кадом.

Wiki: ru:Кадом en:Kadom

поселок Кадом в Рязанской области (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 100,6 км на юго-восток от Мурома. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 4 редакций, последнее 7 лет назад сделано Arnica из Москвы

В рубрику "Исчезнувшие города"

Если вам посчастливится попасть в живописные места земли рязанской, то мой вам совет - не пропустите небольшой городок Кадом, историей своей уходящий в глубокую старину и до сих пор впечатляющий приезжих своей исконно русской красотой. Он раскинулся на берегах живописной реки Мокши (приток реки Оки).

Сейчас это поселок городского типа, административный центр Кадомского района Рязанской области. Поселок расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани, в 61 км к северо-востоку от железнодорожной станции Сасово на линии Рязань — Рузаевка. Население — 5333чел.

Между тем городок этот - один из древнейших на рязанщине. Кадом известен с 1209 г., впервые упоминается в Никоновской летописи. В XV в. Старый Кадом был покинут жителями вследствие разрушительных разливов реки Мокши. Новый населенный пункт был основан на песчаных холмах в шести километрах ниже по течению, где была построена Кадомская крепость.

Кадом, находясь на переднем крае восточных рубежей славянской колонизации, в XII-XIII вв. оказался в центре борьбы за новые земли и торговые пути. А на территории, которая условно названа Кадомским краем, шел процесс слияния различных этнических групп. Она была своего рода контактной зоной, где смешивались славянские племена с финно-уграми.

В середине XV в. Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII в. был в составе Касимовского ханства. В Смутное время Кадом был захвачен польскими интервентами. В 1652—1764 гг. здесь существовал мужской монастырь.

С 1779 г. Кадом — уездный город Тамбовского наместничества. В 1787 г. был выведен за штат. В 1861 г. в Кадоме насчитывалось 7365 жителей, действовало четыре церкви, женский монастырь. Статус города Кадом носил до 1926 г., затем утратил его, но в 1958 г. был утвержден поселком городского типа.

С названием города связана не одна легенда. Предание гласит, что среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище. На этом холме стояла крепость хана Кадыша. По одной из легенд выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка - подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро - вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после ее кончины это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» - Кадом.
Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков.

Сведения о Кадомском крае можно встретить не только в трудах историков и архивных документах, но и в справочной и мемуарной литературе, в работах по топонимике и энтографии. Кроме того, о событиях давних лет рассказывают легенды и предания.
Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули историки, объясняя причину этого убийства, в разное время, - попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого - Кадом в начале XIII в. был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII в. соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

После того, как в 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества, в 1781 г. ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб - на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине - в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. Современный герб разработан художником Михаилом Шелковенко и утвержден решением Кадомской районной Думы от 9 июля 1998 г. (№48). В зеленом поле два молотила накрест, сопровождаемые во главе тремя пчелами; все фигуры золотые. В золотой вольной части со скругленным углом - старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой - золотое украшение (городок) с зеленым самоцветным камнем.

Природа дала городку все, о чем может мечтать русский человек: чистый воздух, голубые озера, заливные луга, сплошное кольцо хвойных и смешанных лесов. А сам городок привольно расположился в живописной местности — природной достопримечательностью Кадома являются невысокие живописные холмы. Они придают скромному городку своеобразный и неповторимый облик. По происхождению - это геологические отложения ледникового периода, так называемые останцы, хотя в народе существовала легенда о том, что «горы» в Кадоме рукотворные, мол, насыпали их в старину по приказу хана Кадыма, чтобы надежно защитить город от нападения врагов и будто бы возвышались они сплошной стеной, да потом река разделила их надвое.

Легенда впечатляет. И все же холмы, высота которых от 18 до 25 м, оставил отступающий ледник. С 1977 года они охраняются государством как исторические ландшафтные объекты.

Всякий, кто приезжает в Кадом впервые, находит время подняться на холмы. Оттуда открывается чудесный вид. Улицы и дома, мост через речку, просторы ближних лугов и далекая стена леса - эта панорама выразительна в любое время года. Но даже не все местные знают, как называется каждый из холмов. Здесь практически в любое время года человек, любящий русскую природу, может отдохнуть и получить заряд положительной энергии.

Кадомчане прикладывают большие усилия к тому, чтобы улицы были чистыми, ухоженными и радовали глаз обилием зелени и цветов. Удивительные следы на земле оставили события прошлого, воплощенные в памятники старины, дошедшие до наших дней.
Три столетия назад в Кадоме дало корни удивительное искусство, «импортированное» из славного итальянского города Венеции - вениз. Знатоки утверждают: венецианское кружево в самой Венеции давно уже существует только в музейных залах. Здесь, в глубине рязанско-мордовских лесов, «кадомское чудо» до сих пор живо.

Особый интерес Кадом предоставляет для православных россиян. В двух храмах регулярно проводятся службы, праздничные богослужения и церковные обряды. В Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь приезжает большое количество паломников как на богослужения, так и для общения с известным священнослужителем архимандритом Афанасием.

Уникальное место есть недалеко от города - это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах - вырублен лес, нет храма, но вода источника до сих привлекает к себе всех паломников.

Кадомчане не теряют веры в возрождение своего древнего города, надеются, что его исторические памятники будут восстановлены. Не смотря ни на что Кадом до сих пор не утратил самобытности и поражает своей неброской красотой.

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кадом - [کدام] ҷонишини саволӣ чӣ?, кӣ?, чӣ гуна?, чӣ хел?; барои пурсиш дар мавриди интихоби байни ду ё чанд чиз, шахс ё макон ба кор меравад. кадом вақт а) кай?, чӣ вақт? б) боре, рӯзе; кадом рӯзе, ки ҳар рӯзе, ки; ҳар гоҳ, ки; аз кадом… шахс ё ҷои… …

кадомӣ - [کدامي] ниг. кадом; кадом як … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Кадом - Кадом, посёлок городского типа в Рязанской области, центр Кадомского района, в 245 км к востоку от Рязани. Расположен на р. Мокша (приток Оки), пристань, в 61 км к северо востоку от железнодорожной станции Сасово. Население 7,1 тыс.… … Словарь "География России"

Посёлок городского типа, центр Кадомского района Рязанской области РСФСР. Пристань на правом берегу р. Мокша (приток Оки), в 61 км к С. В. от ж. д. станции Сасово (на линии Рязань Рузаевка). Деревообрабатывающий комбинат, крахмальный и… … Большая советская энциклопедия

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поселок городского типа в Рязанской обл. Расположен на р. Мокше (приток Оки). Население 7,1 тыс. чел. Впервые упоминается в 1209, в 1381 как город. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества, в 1778 оставлен за штатом. Архитектурные… … Русская история

Кадом 1 - 391671, Рязанской, Кадомского …

Кадом РУПС - 391670, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Кадом РУПС, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • Московский Журнал. История государства Российского №3 (303) 2016 , Отсутствует. «Московский Журнал. История государства Российского» – ежемесячный литературно-художественный историко-краеведческий журнал. Издается с 1991 года. На страницах издания печатаются статьи о…

Муниципальное образование – Ка́домский муниципальный район расположен на северо-востоке Рязанской области в 245 километрах от города Рязани. Протяженность территории с севера на юг – 32 км, с запада на восток – 31,2 км. Общая площадь составляет 986,02 км 2 . Административным центром является р.п. Кадом, расположенный в 260 км от г. Рязани.

Кадомский муниципальный район находится в меридиональном понижении, в котором располагаются долины рек Цны и Мокши. Здесь лежат самые низкие точки Рязанской области. Общий рельеф района представлен волнистой равниной, изрезанной оврагами на большей части территории. Склоны их большей частью задернованы.

Кадомский район граничит на севере с Ермишинским районом, на востоке - с Республикой Мордовия, на юге - с Сасовским районом, на западе - с Пителинским районом. Площадь земель Кадомского муниципального района составляет 98602 га

Краткая историческая справка

Территория современного Кадомского района относилась с 1787 года к Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. В 1923 г. Елатомский уезд и западная часть Темниковского узда вошли в состав Рязанской губернии. Кадомский район в своем нынешнем виде был образован в 1929 году.

Центр района – р.п. Кадом () – образован в 1209 году, и впервые упоминается в Никоновской летописи.

Кадомская сторона издревле принадлежала мордве. При образовании Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. В середине XIII века кадомская земля попала под татаро-монгольское иго.

В XV веке Старый Кадом был оставлен из-за опустошительных разливов р. Мокша, и население его переселилось на 6 км южнее в Новый Кадом. Его песчаные холмы высотой до 20-25 метров были спасением от наводнений.

Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость. У ее подножия возникли пушкарская и стрелецкие слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище, где, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма.

В 1426 году великий князь Василий Темный передал Кадом в «кормление» одному из московских бояр – мценскому воеводе Григорию Протасову – за его победу над татарами в 1423 и 1424 годах. В середине XV века Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, просуществовало до конца XVII века.

В Смутное время Кадом был взят польскими интервентами, но воевода Ф.И. Шереметев освободил от них город в 1609 году.

В освоении кадомской земли и образовании селений большую роль сыграло возведение укреплений засечных черт – Шацкой, Кадомской и Темниковской. За засечными линиями со сторожками крестьяне чувствовали себя в относительной безопасности от набегов нагайских татар и могли заниматься земледелием и хозяйством. В документах впервые упоминаются селения:

  • Сумерки и Верик (ныне Верки) – в конце XVI в.,
  • – в 1602 г.,
  • Игнатьево – в 1617 г.,
  • Акбердеева, Заулки, – в 1630 г.,
  • Полтевы Пеньки – в 1645 г.,
  • Енкаево, Енгазино, Пошатово, Савино, Пургасово – в 1648 г.,
  • Просяные Полянки – в 1680 г.,
  • Богданово – в 1676 г.,
  • Новоселки – в 1680 г.,
  • Матча – в 1698 г.,
  • Чермные – в 1700 году.

В середине XVII века Старый Кадом был центром распространения миссионерской и монастырской колонизации в Темниковском уезде. В 1652-1764 г. здесь был мужской монастырь. С этого времени татарские князья, мурзы все чаще переходят из мусульманской веры в христианскую.

В первой половине XVIII века территория современного Кадомского района относилась попеременно к губерниям: с 1708 г. – Казанской, с 1719 г. – Азовской, с 1725 г. – Воронежской губернии Шацкой провинции.

По мере расширения границ Русского государства Кадомская крепость теряет свое значение, и Кадом превращается в административный центр. В 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества. После этого, в 1781 г., ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб – на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине – в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. В 1787 году указом Кадом из уездного города переименован в посад, став одним из заштатных городов Тамбовской губернии.

В 1861 году в Кадоме проживало 7365 жителей, из них мещан – 5804, купцов – 529, дворян – 85. В городе было четыре церкви, женский монастырь с 1793 года, 853 деревянных дома, 62 лавки, две харчевни, городская больница, приходское училище, почтовая станция, пристань. Городские купцы торговали лесом, хлебом, скотом.

В 1866 году имелись помещичьи предприятия: винокуренное в селе , крахмалопаточное в селах Будаево, Кулаевы Починки, Матча. Помещики имели заводы: конный – в с. Черном, крупного рогатого скота – в , овчарный – в с. Лунино.

В конце XIX века по церковному ведомству в селах открываются начальные школы. В 1867 г. – в Новоселках, в 1860 г. – Полтевых Пеньках, в 1885 г. – Енкаево, в 1890 г. – Просяных Полянах, в 1893 г. – Матча, в 1894 г. – Игнатьево. В 1898 г. в Соловьяновке была открыта министерская начальная школа.

1905 году в Кадоме открывается женская прогимназия, ставшая в 1912 году женской гимназией со специальным педагогическим восьмым классом. В 1910 году в Кадоме было открыто городское четырехклассное училище. В Полтевых Пеньках были организованы: в 1909 году – земская больница с амбулаторией, в 1910 году – земская начальная школа, в 1911 году – ветеринарный пункт. В 1914 году частные предприятия были небольшими: в Кадоме – кожевенные заводы и маслобойки, в селах , – винокуренные заводы, в селах Енкаево, Пургасово – крахмальные заводы, в селе Матча – паточное заведение, в селе Чермные – древесный завод. Пользовались известностью изделия Кадомской кружевной школы.

В основном население Кадомского района занималось сельским хозяйством, заготовкой и сплавом леса в окские и волжские города, плетением кружев и вышивкой. Распространенным промыслом были переработка древесины, изготовление деревянной посуды, колес, телег, саней, бочек, производство дегтя, плотническое ремесло.

На базе старых промыслов в 1929 году было создано предприятие заводского типа – Мокшанская судоверфь, где изготовлялись деревянные баржи для Московского пароходства, которые ходили по Оке и Мокше.

Исторические памятники в районе почти разрушены. Из действующих до революции церквей осталось в целости только четыре – в р.п. Кадом, в с. , Троицкая церковь в с. Старый Кадом, в с. . В них до сих пор ведутся богослужения. Всероссийскую известность получил женский Милостиво Богородицкий монастырь, основанный в 1793 году; в нем хранились высокохудожественные предметы церковной утвари и старинные иконы. В 1868 году в обители было открыто женское училище. В наши дни монастырь возродил свое существование, в нем проводятся богослужения.

В 2009 году в с. завершилось строительство (на месте сгоревшей). Церковь открыта, там возобновилась служба. В с. Котелино освящены источник во имя Всех Святых и купальня, оборудованная около этого родника.

В настоящее время разработаны мероприятия по дальнейшему благоустройству района – строительству и реконструкции дорог по улицам, обустройству зон отдыха, разбивке цветников, посадке деревьев и кустарников, по строительству пирсов к водоемам.

Административно-территориальное деление

В состав территории Кадомского муниципального района входят территории муниципальных образований:

  • Кадомского городского поселения (административный центр – поселок городского типа Кадом), которое включает в себя 7 населенных пунктов: рабочий поселок Кадом, село Преображенка, деревни Большое Лунино, Крутец, Малое Лунино, Семеновка, поселок Ильиновка;
  • Восходского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 15 населенных пунктов: села Восход, Матча, Новоселки, Просяные Поляны, деревни Богданово, Варваровка, Высокие Сечи, Труфановы Поляны, Никиткино, Савино, Будаево, Выползово, поселки Свободный, Ясная Поляна, Октябрьское лесничество;
  • Енкаевского сельского поселения (административный центр – село Енкаево), которое включает в себя 16 населенных пунктов: села Енкаево, Четово, Чернышово, Старый Кадом, Старое Пошатово, Пургасово, деревни Енгазино, Еромчино, Жданово, Желаево, Кожухово, Колетино, Красные Починки, Новые Починки, Новое Пошатово, Трубаковка;
  • Котелинского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 29 населенных пунктов: села Котелино, Соловьяновка, Чермные, деревни Ивановка, Нижне-Никольск, Большая Пановка, Вознесеновка, Малая Пановка, Панская, Раковка, Амплеевка, Болкино, Гунаевка, Криковка, Кутуевка, Липляйка, Новое Высокое, Новое Панино, Новая Галаховка, Петрикеевка, Петрослободка, Симушка, Старое Высокое, Старая Галаховка, Старое Панино, Шмелевка, Юзга, поселки Давыдовка, Дарьино;
  • Кущапинского сельского поселения (административный центр – деревня Кущапино), которое включает в себя 13 населенных пунктов: деревни Кущапино, Верки, Заулки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Акбердеево, Винищи, Марьевка, Николаевка, Сумерки, села , Игнатьево, поселок Муханов.

Климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, почвы, леса

Климат Кадомского муниципального района умеренно-континентальный с умеренно-холодной зимой и теплым летом. Самым холодным месяцем в году является январь, самым теплым – июль. Для Кадомского района характерно колебание осадков по сезонам года и отдельным годам.

Полезные ископаемые . На территории муниципального района разведаны и эксплуатируются нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в центральной части района. Запас глины и суглины для кирпично-черепичных изделий расположен в с. Енкаево. В долинах рек находятся месторождения песков. Кроме этого, в Кадомском районе имеются залежи торфа, мореного дуба, кварцевого песка.

Водные ресурсы . С севера на юг через весь район протекает большая река – Мокша, впадающая в р. Ока. Она является основной водной артерией района, в её водах водится стерлядь, лещ, щука, жерех, судак, окунь и др. рыба. В нее впадают два притока – Вад и Ермишь. В поймах рек имеется масса понижений, болот, озер, стариц.

Почвы района представлены серыми и светло-серыми лесными, дерно-слабо-средне-сильно подзолистыми, аллювиальными (пойменными) почвами. Глубина пахотного горизонта в среднем достигает 21-23 см. Содержание гумуса составляет от 2% до 3%. Реакция солевой вытяжки почвенного раствора разнообразная – от сильнокислой до нейтральной и выше. Содержание фосфора и калия низкое.

Леса . Кадомский муниципальный район расположен в зоне смешанных лесов. Основные типы растительности – леса, луга. Территория, покрытая лесом, составляет 28,1%. Животный мир района довольно богат и разнообразен. Повсеместно встречаются белка, лисица, куница, лось, заяц, медведь, кабан, волк. Район богат птицами.

Связь, средства массовой информации

В муниципальном образовании – Кадомский муниципальный район функционирует АТС, которая имеет выход на междугородное и международное сообщение и компьютерную сеть Интернет, также в районе связь обеспечивают несколько операторов сотовой связи.

В 2011 году в районе проведена оптико-волоконная связь, которая дает возможность предоставления населению и организациям района цифрового телевидения и высокоскоростного Интернета.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook