Как определить измерение охлаждающей жидкости. Как проверить уровень охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. Самостоятельная проверка уровня антифриза. При какой температуре замерзает ОЖ

Как проверить плотность охлаждающей жидкости

Для проверки концентрации охлаждающей жидкости снимите крышку расширительного бачка, заберите ареометром охлаждающую жидкость и по шкале ареометра определите ее плот­ность (подробнее чем и как это сделать ниже).

В наших климатических условиях охлаждающая жидкость не должна замерзать при температуре воздуха до -35 °С, что обеспечивается процентным соотношением антифриза и воды.

Увеличьте процентное содер­жание антифриза в охлаждающей жидкости, если в этом есть необходимость.

Пример: При замере плотности охлаждающей жидкости в авто­мобиле с бензиновым двигателем выяснилось, что залитая охлаждающая жидкость обеспечивает защиту от замерзания только при температуре окружающей сре­ды -10 °С. Чтобы обеспечить защиту от замерзания при температуре до - 35°С, следует слить из системы 1,5 л охлаждающей жидкости и за­лить в систему 1,5 л чистого анти­фриза, повысив тем самым порог замерзания до -35 °С.

При слишком большой кон­центрации антифриза в охлаждающей жидкости уменьшается её охлаждаю­щий эффект и снижается порог ее за­мерзания в системе. Это наблюдается при процентном содержании антифриза в охлаждающей жидкости, начиная при­мерно с 60% и выше.

Соотношение концентрата антифриза и воды в охлаждающей жидкости

Доля концентрата антифриза, %

Доля дистиллированной воды, %

Нижний порог температуры применения, град Цельсия

Для определения плотности антифриза используют обычный ареометр или специальный прибор, имеющий особую градуировку шкалы (см. фото ниже), что позволяет ничего не пересчитывать, а сразу получить заключение о состоянии жидкости.

Прибор для проверки плотности антифриза

  • #1

    Когда надо промывать систему охлаждения двигателя и как правильно это сделать?

  • #2

    Систему промывают, когда требуется перейти с одной марки антифриза на другую или при засорении вследствие коррозии.
    Сначала надо слить старую жидкость, а потом промыть систему охлаждения большим количеством чистой воды, желательно в обратном направлении.

  • #3

    Иван (Wednesday, 13 June 2012 09:05 )

    А не подскажете для чиллеров, такой прибор для проверки плотности антифриза подойдет?

  • #4

    Если измеряемая плотность не выходит за пределы шкалы, то подойдет для любого применения...

  • #5

    здраствуйте!у меня шевролле лаччети хэтчбек 2011 г.у меня такой вопрос!Я сейчас переехал из поволжья в сибирь на север и тут климат очень холодный морозный,как нужно заливать антифриз с водой 50 на 50 или можно доливать сам антифриз иногда чтобы незамёрзло!спасибо

  • #6

    Если температура не опускается ниже 40, то 50 на 50 нормально. В противном случае концентрацию антифриза можно немного повысить, но не более 60 к 40, иначе потом наступает обратный эффект.

  • #7

    Здраствуйте!Я купил антифриз G-Enerdgi и мне сказали что он готов и ненадо его разбовлять с водой а просто заливать чистый его туда и всё,правда ли сейчас такие антифризы продают уже готовые продают,но я живу на севере здесь у нас бывает - 40 мороза и выше и ничего страшного будет если я буду заливать чистым антифриз!Спасибо

  • #8

    Антифризы в продаже бывают готовые к применению и концентраты. Если вы купили готовый,то разбавлять его не надо. Но в вашем случае лучше использовать антифриз -65 градусов, а не -40.

  • #9

    А такие антифризы продаются до -65 мороза бывают?

  • #10

    Сергей, да, бывают. 65.3% моноэтиленгликоль 34.7% дистиллированная вода или деминерализованная вода. А самый высокий градус замерзания можно получить при наличии 66.7% моноэтиленгликоля в составе - около -68 градусов. Обратите внимание, что продаются концентраты под -75 градусов. Это чистый обман. Не покупайте такие. И еще во время добавления на концентрат воды, надо учитывать что в разных концентратах содержиться вода в малых количествах и присадки. При возможности надо учитывать это. То есть присадки это не моноэтиленгликоль, а в расчетах процент воды в концентрате надо прибавить к той воде, которая добавляется. Количество воды и присадок может в концентрате составить 5-10%, а ошибка всего 2-3 % влияет на градус замерзания на 5 градусов примерно.

При утечке антифриза или тосола из радиатора автомобиля водители нередко летом добавляют воду, если нет охлаждающей жидкости под рукой.

О том, что разбавили тосол, автовладельцы вспоминают лишь зимой, когда он начинает замерзать в охлаждающей системе. В этой статье мы рассмотрим, что такое плотность антифриза, какой она должна быть, и как пользоваться таблицей плотности. Зная состав охлаждающей жидкости (ОЖ), можно определить, нужно ли менять тосол перед зимой или добавлять в него концентрат.

Охлаждающая жидкость для автомобилей

Тосол (антифриз) в радиаторе автомобиля выполняет две основные функции:

  • защищает от перегрева двигатель во время его работы;
  • предотвращает замерзание ОЖ при отрицательных температурах окружающей среды зимой.

Антифриз промышленностью выпускается по международным стандартам, существуют классы G13, G12, G12+ и G11. Как правило, антифриз G11 окрашен в синий или зеленый цвет, замерзает при температуре около -40ºC. Составы G13 и G12 обычно концентрированные, не теряют своих свойств до t минус 80 градусов Цельсия.

Тосол по своей сути – тот же самый антифриз, только производится для российских автомобилей. Существует три вида этой охлаждающей жидкости – А40, А65 и АК (концентрированный состав), соответственно, тосол А40 замерзает при температуре -40ºC, марки А65 – при -65ºC. Концентрат в любом случае необходимо разводить водой, при смешивании двух компонентов в пропорции 1:1 ОЖ будет кристаллизоваться при 30-ти градусах мороза.

Чем измеряют плотность антифриза

Проверить плотность антифриза можно рефрактометром или ареометром, но показания при измерении последним из названных приборов получаются ориентировочными, к тому же замер желательно проводить при t, близкой к +20 градусам. Плотность антифриза измеряется в граммах на сантиметр кубический, для определения количества этиленгликоля и температуры замерзания по плотности составлены специальные таблицы.


Измерять плотность тосола (антифриза) чаще всего приходится перед зимой, когда необходимо произвести доливку или замену охлаждающей жидкости – важно, чтобы она не замерзала при любых отрицательных температурах воздуха. Можно измерить плотность антифриза ареометром, при получении результата следует руководствоваться данными таблицы. Замер ни в коем случае нельзя проводить на горячем двигателе:

  • есть риск обжечься ОЖ;
  • полученные результаты будут неточными.

Измерять плотность можно не только у той ОЖ, которая находится в радиаторе, но и у антифриза, купленного в магазине – не исключается, что этиленгликоль разбавили водой больше положенного. Для проверки плотности понадобится:

  • тара с охлаждающей жидкостью;
  • ареометр для электролита и тосола;

На специальном ареометре есть две шкалы, для замера плотности электролита на измерительном приборе имеется разметка плотности и температуры замерзания.

Купленный в магазине тосол проверяем так:

  • отворачиваем пробку на канистре;
  • набираем ОЖ в колбу измерительного прибора.

Колбу антифризом необходимо заполнить в достаточном объеме, с малым количеством ОЖ показания могут быть неверными. Еще нужно, чтобы поплавок обязательно плавал в жидкости.

Для точности измерения следует встряхнуть ареометр – это необходимо сделать для того, чтобы из ОЖ вышли пузырьки воздуха, и поплавок не залип в колбе.

Если охлаждающая жидкость по показаниям ареометра соответствует норме, ее можно заливать в радиатор, но не мешает проверить тосол на его подлинность. Нередки случаи, когда нечестный производитель для увеличения плотности добавляет в состав ОЖ серную кислоту. Этот компонент очень вреден для охлаждающей системы, он разъедает изнутри стенки ГБЦ и блока цилиндров. Проверить наличие серной кислоты в антифризе очень просто:

  • наливаем ОЖ в емкость;
  • добавляем в него соду.

Если происходит реакция (антифриз шипит), значит, кислота добавлена. Отсутствие каких-либо реакций говорит о том, что-то тосол в норме.

Измерения ареометром следует производить при температуре охлаждающей жидкости плюс 20 градусов, поэтому здесь будет не лишним воспользоваться термометром. Замер плотности непосредственно в охлаждающей системе производится с частичным погружением ареометра в радиатор (установкой в заливную горловину) или в расширительный бачок. Еще можно произвести вторичную проверку через пять-семь дней эксплуатации автомобиля, при необходимости скорректировать плотность антифриза путем добавления дистиллированной воды или концентрата в зависимости от полученных показаний.

В отличие от проверки ареометром, измерение плотности ОЖ рефрактометром производится очень быстро, и для замера достаточно одной капли антифриза.

Проверять охлаждающую жидкость можно в любом состоянии, температура здесь не влияет на полученные показания. Порядок измерения такой:

Прибор настраивается по дистиллированной воде, при ее тестировании полоса в окуляре должна находиться в самом низу шкалы, то есть, на нуле. Если прибор настроен неточно, он регулируется винтом, находящимся под защитным колпачком. В комплект рефрактометра входит отвертка, пипетка и лопаточка.

Недостаток у рефрактометра только один – это его цена. Если ареометр в среднем стоит от 100 до 400 рублей, то средняя цена рефрактометра – 5000-6000 руб.

Проверка плотности антифриза народным способом

Во многих современных холодильниках температура в морозильной камере регулируется, можно выставить ее минимальное значение -24ºC. Приблизительно проверить плотность тосола здесь можно следующим образом:

  • небольшое количество ОЖ (50-100 граммов) наливаем в пластиковую бутылочку и плотно ее закупориваем;
  • размещаем емкость в морозильной камере на один час.

Если антифриз не кристаллизовался, значит, он сможет выдержать эту температуру и в радиаторе при таком морозе не замерзнет.

От качества антифриза зависит не только охлаждение двигателя, но и работа всего автомобиля: используя некачественный или «старый» тосол, незащищенный металл деталей коррозирует, приходя в негодность. Поэтому крайне важно покупать охлаждающую жидкость в специализированных магазинах, а не в ларьках-однодневках, перед заливкой тщательно проверять его пригодность, и во время заменять антифриз на новый.

Способов как проверить антифриз довольно много:

  1. О многом может сказать сама упаковка. Качественный продукт всегда хорошо упакован, и редко хороший товар упаковывают абы как. Поэтому если продают жидкость в небрежной упаковке, стоит задуматься о ее составе. К тому же, канистра должна быть герметична. Проверить это можно, перевернув ее вверх дном. Также хорошим признаком будет наличие мембраны, четкие штрих-коды, цифры и т.д. Для проверки качества антифриза хороша полупрозрачная емкость – можно рассмотреть, нет ли на дне осадка, что недопустимо, и мутной жидкости. Также, если встряхнуть канистру можно проследить, как скоро осядет пена, и произойти это должно через 3 секунды.
  2. У антифриза есть определенная плотность, измерить ее можно . Но это не является стопроцентным показателем качества – мошенники могут добиться нужной плотности, добавляя различные примеси из вредных солей, или использовать более дешевую основу для охлаждающей жидкости. Заводской тосол на ощупь, как мыльный раствор.
  3. Если вскипятить немного жидкости в ложке, то запах аммиака или нашатыря говорит о ее низком качестве. Также, если при нагревании выпадает осадок, перед вами не антифриз, а медный купорос.
  4. высокого качества не замерзает, поэтому морозильная камера тоже послужит хорошим местом для теста.
  5. должен быть голубой, но не стоит наивно верить, что каждый голубой антифриз выполнит свою работу на отлично. Недобросовестные производители научились подделывать цвет, используя различные химикаты, при попадании которых в бачок, уничтожаются стенки головки его блока.

Все параметры антифриза при его покупке проконтролировать невозможно, но вышеуказанные способы могут частично ответить на вопрос: Как проверить антифриз? и обеспечить дополнительную гарантию качества охлаждающей жидкости.

Антифриз, он же охлаждающая жидкость, играет ключевую роль в правильном функционировании автомобиля. Его главная задача, как можно понять из названия, охлаждать двигатель. Если антифриза залито в бачок недостаточно, велик риск, что автомобиль . Это чревато сразу многими проблемами для двигателя, поэтому допускать подобной проблемы нельзя. Водитель обязан следить за уровнем антифриза в своей машине, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как правильно это делать.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости

Бачок, в который заливается охлаждающая жидкость, располагается под капотом. Его с легкостью может найти каждый водитель, поскольку подобный бачок чаще всего весьма вместительный. Соответственно, и контролировать уровень антифриза необходимо по данному бачку, но важно делать это правильно.

Обратите внимание: Сейчас все производители автомобилей используют радиаторы закрытого типа. Тогда как раньше на радиаторах присутствовали пробки, которые можно было открутить, чтобы посмотреть уровень охлаждающей жидкости.

Проверить уровень охлаждающей жидкости крайне просто – достаточно посмотреть на расширительный бачок и проанализировать, сколько жидкости в нем находится. Но здесь нужно знать некоторые правила:

  1. Проверять уровень охлаждающей жидкости следует только на холодном моторе, поскольку только когда двигатель в состоянии покоя, тогда весь антифриз находится в бачке;
  2. На бачках практически всех современных автомобилей имеются специальные отметки, по которым и следует контролировать количество охлаждающей жидкости. Чаще всего таких отметок две – MAX и MIN, то есть максимально и минимально допустимый уровень антифриза для грамотной работы двигателя автомобиля.


Обратите внимание: Если на расширительном бачке вашего автомобиля отсутствуют пометки
MAX и MIN, следует руководствоваться принципом, что охлаждающая жидкость должна быть залита на половину бака. Если расширительный бачок расположен неудобно, чтобы точно определить, как много жидкости в данный момент находится внутри бачка, можно воспользоваться обычной палочкой, чтобы по ее длине контролировать количество жидкости.

Встречаются ситуации, когда расширительный бачок автомобиля имеет только одну надпись – MAX или MIN. В данной ситуации следует руководствоваться базовыми принципами:

  1. Никогда количество охлаждающей жидкости в автомобиле не должно опускаться ниже отметки MIN;
  2. Если определить отметку MIN нет возможности, то опускаться количество антифриза в расширительном бачке не должно ниже 1 см от значения MAX.

Помните, что опасно как недостаточное количество антифриза в расширительном бачке, так и запредельное. Если охлаждающей жидкости мало, мотор рискует перегреться, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до необходимости его капитального ремонта. Если же охлаждающей жидкости много, велик риск, что в процессе движения, когда жидкость под нагревом начнет расширяться, выбьет пробку бачка.

Как часто проверять уровень антифриза

Поскольку определить уровень охлаждающей жидкости по показаниям на приборной панели или бортовом компьютере можно не в каждой модели автомобиля, многие водители забывают о необходимости контроля уровня антифриза.

В перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля входит проведение проверки уровня рабочих жидкостей силовой установки и других узлов автомобиля. У разных жидкостей проверка проводится через определенные промежутки времени или же по истечении определенного периода времени.

Для чего нужна проверка антифриза?

Уровень охлаждающей жидкости автомобиля рекомендуется проверять два раза в год – перед началом летнего и зимнего сезонов. Но эта рекомендация несколько неправильная, ведь система охлаждения выполняет очень важную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки. Если антифриза будет недостаточно – это чревато очень серьезными проблемами. Поэтому проводить проверку уровня охлаждающей жидкости лучше каждый раз, когда вы открываете капот автомобиля, благо операция эта – простая и занимает пару минут времени.

Проверка уровня каждый раз, когда владелец заглядывает в подкапотное пространство, практически полностью исключает упущение того момента, когда антифриза в системе станет не хватать. Поводом в проверке уровня жидкости в системе охлаждения может стать также повышенная температура двигателя во время движения.

Как правильно проверять?

Теперь о том, как проверить уровень антифриза. В разных авто системы охлаждения несколько отличаются, в одних имеется расширительный бачок, по которому контролируется уровень, в других его нет.

В автомобилях, в систему охлаждения которых входит этот бачок, проверить уровень очень просто. Изготавливается бачок обычно из светлого пластика, а антифриз имеет определенную окраску. Также на стенку бачка нанесены метки, указывающие минимальный и максимальный уровни. Поэтому, чтобы проверить уровень жидкости даже не нужно откручивать крышку, достаточно просто посмотреть уровень по стенке бачка и сравнить с метками.

В авто, система охлаждения которых не включает наличие бачка, доливка и контроль уровня производится через горловину, расположенную на радиаторе. То есть, окручиваем крышку радиатора и смотрим уровень.

Теперь некоторые особенности проверки. Выполняется она только на холодном и неработающем двигателе, по ряду причин. При нагреве антифриз расширяется, поэтому при контроле уровня в бачке, данные о количестве будут неправильными.

Что касается авто, в которых жидкость проверяется в радиаторе, то контроль при нагретом двигателе и вовсе чреват получением травм. Дело в том, что после нагрева в системе образуется давление, и если скинуть крышку радиатора – велика вероятность выплескивания горячего антифриза через горловину, поэтому получить ожог очень легко. Лучше всего проводить контроль уровня утром, перед поездкой. Двигатель за ночь полностью остынет, показания уровня будут самыми точными.

А сколько антифриза должно быть?

Если проверяется по бачку, то оптимальным будет уровень, находящийся между метками «Min» и «Мах». Если жидкость будет на уровне «Min» или ниже, силовой установке будет ее недостаточно даже после нагрева и расширения. В систему может произойти засасывание воздуха, который после нагрева только повысит давление в системе, из-за чего температура двигателя будет повышенной и возможно выдавливание жидкости из бачка или же срыва одного из патрубков системы. А вот если уровень будет на «Мах» или выше, то после нагрева излишки антифриза попросту вытекут из бачка.

В тех же авто, где антифриз заливается в радиатор, на горловине тоже имеется метка, но которая указывает только на нормальный уровень. Обычно она расположена внизу горловины. Вот по ней и нужно ориентироваться.

Малый уровень жидкости в системе охлаждения череват: повышенной температурой силовой установки и ее перегревом, увеличением давления в системе при нагреве, вероятностью выплескивания из-за попадания воздуха в систему.

Вероятные места утечки

Куда может деться антифриз? Он все-таки жидкость, поэтому при нагреве может испаряться. Для того, чтобы испарение проходило менее интенсивно, бачок или радиатор плотно закрыты крышкой. Но и полная закупорка тоже не допускается, поэтому в крышке имеются перепускные клапаны.

Они нужны для сброса давления в системе, если оно поднялось выше критической нормы. Вот через этот клапан и испаряется антифриз, особенно в летний сезон. Летом очень жарко, а если двигаться в пробке, то система охлаждения не будет успевать полноценно отводить тепло от двигателя, он будет работать при повышенной температуре. Антифриз при этом разогревается больше нормы, часть его переходит в газообразное состояние (пар), повышая давление в системе, и при повышении давления выше нормы, пар будет стравливаться через клапан.

Антифриз может уходить также из-за негерметичности системы или появления трещины в одном из резиновых патрубков. Из-за этого охлаждающая жидкость будет просто вытекать через неплотность или трещину. Обнаружить при этом утечку очень просто – по потекам на патрубках и следам жидкости на асфальте под авто во время стоянки.

Самая неприятная утечка – из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате пробоя канал системы охлаждения соединяется с цилиндром, или же трещина ведет наружу. Очень опасно, если пробой соединил канал с цилиндром. Мало того, что жидкость будет «вылетать в трубу» в прямом смысле, но и при несвоевременном ремонте возможно возникновение «гидроудара» из-за большого количества антифриза в цилиндре, а это уже чревато серьезными проблемами, поскольку в результате этого эффекта возможно разрушение поршня, изгиб шатуна.

Примечательно, что пробой прокладки ГБЦ обычно является следствием перегрева двигателя из-за недостаточного количества антифриза.

Что и сколько доливать?

Напоследок о том, какой и как доливать антифриз. Производить доливку нужно только на остывшем двигателе, чтобы точно знать уровень, при нагретом из-за расширения точно узнать уровень не получится. Доливать необходимо до метки в радиаторе, а если такой нет, то почти до края горловины, излишки выдавит через крышку при нагреве. В бачок же доливается до уровня, находящегося между метками.

Заливать в систему следует только тот антифриз, который залит. Смешивание разных видов антифризов не допускается. Если под рукой нет жидкости для доливки, можно воспользоваться дистиллированной или простой чистой водой. Но важно учитывать, что доливка воды значительно снизит порог замерзания антифриза, поэтому ее доливать можно только летом, а перед зимним периодом полностью поменять жидкость в системе.

Мы рассмотрели, как проверять уровень охлаждающей жидкости, как доливать антифриз и к каким проблемам может привести его нехватка в системе. Если периодически контролировать уровень и при необходимости восполнять его, то система охлаждения не подведет в самый неподходящий момент и обеспечит оптимальную температуру силовой установки.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook