Зил 157 труман. Первый в роду "захаров". Шины и колёса

ЗИЛ 157 выпускался тиражами с 1958 по 1991 гг. Последняя версия вышла в 1994 году.

Предназначение машины изначально было сугубо военным. Потом её стали применять и в сельскохозяйственных целях.

Рама.

Она очень плоская, позволяет автомобилю в жёстких условиях и бездорожье спокойно двигаться.

Шины и колёса.

На ЗИЛ-157 поставили очень эластичные грузовые шины. Колёса машины характеризуются внушительной шириной. На них монтирован особый глубокий протектор направленного эффекта. Он почти полностью исключает возможность пробуксовки.

Также в автомобиле устроена технология, подкачивающая и контролирующая давление в шинах. Это может касаться всех шин сразу или в той, что выберет водитель. Такой контроль можно было осуществлять прямо с водительской позиции без остановки автомобиля.

В 1961 году эту технологию переставили с наружной стороны колёс на внутреннюю. Поэтому, даже, если в колёсах появятся незначительные проколы или пробоины, движение машины не изменится. Требуемый объём воздуха направляется в шину с помощью компрессора. Так устраняется недочёт давления.

При езде по снежным или заболоченным зонам давление в них можно довести до 0,7 атм. Произойдёт оседание колёс и расширение их поверхности. После преодоления трудных участков можно вернуть параметр до 2,8 атм.

Такой параметр оптимален при езде на твёрдом покрытии. Скорость при этом не должна превышать 60 км/ч. При езде по пересечённым зонам с трудным грунтом давление лучше сократить до 2 атм. При движении по пескам или размытому грунту – до 1 атм. Скорость при этом – 20 км/ч. Расход топлива ЗИЛ 157 на 100 км скромных 42 литра.

ЗИЛ 157 с кунгом

Кузов и платформа для грузов

Здесь применена классическая бортовая версия, включающая платформу для грузовых и пассажирских перевозок. В ней устроены три деревянные борта. Их можно откидывать. Для их сборки задействованы доски 800 х 200. Борта крепятся к платформе с помощью кронштейнов. Благодаря чему облегчается общая конструкция.

Кузовом является тоже платформа из древесины. Её покрывают продольные рёбра. Они собраны из металла и защищают её от износов. С помощью поперечных брусков с металлическими кронштейнами данная конструкция становится намного прочнее.

Борт спереди статичен. Другие борта откидываются. Так происходит полное открывание кузовной платформы. Это существенно облегчает и ускоряет помещение разнообразных грузов и их выгрузку.

Двигатель

Двигатель ЗИЛ 157 на карбюраторе, который работает на бензине. Хотя были зафиксированы и монтирования дизельных аппаратов «Д245-12С». В этом случае убрали заводские опорные элементы и наваривали крепежи от «ЗИЛ-131».

Технические характеристики двигателя ЗИЛ 157:

Крепежи по стыковке силовика и КП просты. Но при использовании дизеля образовался такой минус: увеличиваются потрясывания и вибрации. Это довольно осложняет работу водителю. Поэтому приоритет был отдан бензиновому агрегату с 4 тактами и рядными позициями цилиндров. Число цилиндров – 6. Их блок создан из чугуна. Он оснащён закрытой «рубашкой». По её контуру движется жидкость для охлаждения. Головку цилиндров создали из алюминия.

Объём мотора – 5,38 л. После усовершенствования – 5, 56 л. Мощь – 104 л.с. После реформы – 110 л.с.

Крутящий момент при условии 2600 об/мин составляет 334 Нм.

Цилиндры двигаются с такой очерёдностью: : 1/5/3/6/2/4;

Каждый цилиндр имеет диаметр – 11,6 см.

Диаметр поршня -: 10 см; Его ход – 14,3 см.

Позиции клапанов – нижние.

Оптимальный бензином для мотора считался бензин А-66, а после модернизации – А-72.

Реальные траты горючего на 100 км – 42 л. Скорость при этом – 40 км/ч.

В 1978 году модернизировали двигатель. И траты топлива несколько сократились . Причины:

  • установка замкнутой вентиляционной системы картера,
  • улучшение уплотнительных компонентов помпы, масляного насоса и
    коленчатого вала.

Объём бака для горючего – 150 л. После реформы появился ещё один бак. Его объём – 65 л. Так после одной тотальной заправки резерв движения у машины получается более 500 км.

Достоинства двигателя:

  1. Простота конструкции.
  2. Надёжность.
  3. Послушность.
  4. Быстро заводится даже после долгих перерывов.

Его недостаток связан с тем, что в холода (ниже отметки -10 градусов) ему нужен особый уход. Например, необходимо защищать и утеплять моторное отделение: применяются особенные кожухи-утеплители. И технология охлаждения силового агрегата в сильные холода не могла сохранять необходимую температуру. Эту дилемму позже решили доработкой термостата.


Двигатель после модернизации 1978 года

Уровень сжатия здесь был развит до 6,5 (был 6,2). Поршневый комплект стал совпадать с комплектом у мотора модель ЗИЛ-130.

Основательная реформа коснулась технологии смазки. И местом очистки масла стал центробежный фильтр. Эту систему улучшили, обновив там масляный насос и коленвальные сальники.

Другие изменения:

  1. Существенное развитие силы водяного насоса.
  2. Установка нового преобразователя переменного тока.
  3. Поставлен стартер с высокими оборотами и лучшей мощностью.
  4. Замена трамблера на мощный контактно-транзисторный механизм зажигания.
  5. Появление новаторского трубчатого радиатора в технологии охлаждения. Сильный вентилятор с шестью лопастями прогонял через него воздух. Так решили дилемму с перегревами.
  6. Расположение мотора на новой подвеске.

Трансмиссия

Она сложная. Имеет пять карданных валов.

  1. Промежуточный.
  2. Выходящий на мост спереди.
  3. Выходящий на центральный мост.
  4. Два вала, идущие на мост сзади.

Первая коробка передач КПП ЗИЛ-157 имела 5 ступеней. Последняя передача являлась повышающей. В 1961 году её заменили КП от «ЗИС-151». У неё обновились сальники, появился экстренный запуск и шестерни, устойчивые к износам.

На центральном мосту монтировали промежуточный опорный компонент для заднего кардана. Были существенно усилены кожухи на полуосях направляющих мостов.

На всех передачах КП, кроме первой, есть синхронизаторы. Схема КП – двухвальная. У главной передачи одна ступень и спиральные зубчики.

Специфика подвески и моста

Передняя подвеска – половинчатый эллипс. В ней есть рессор и амортизаторы. По типажу они телескопические.

Сзади трудится подвеска. Её удерживают полуэллиптические рессоры.

Мосты планетарные. Они снабжены дифференциальными приборами и полуосями.

Тип привода – карданный.

На оси спереди клиренс составляет 31 см. На других осях он – 35 см.

Рулевая система – глобоидная, червячная. У неё на ролике есть три гребня.

Передаточный показатель составляет 23,5.

В мосты монтированы планетарные дифференциальные мосты с половинчатыми осями. Передаточные значения шестерен равны для всего комплекта балок.

Крепёжные кронштейны предназначены для эллиптических рессоров. Другие допустимые виды подвески: маятниковая, пружинная, гидравлическая.

В данной технологии реализовано стыкование чугунных барабанов со всеми полуосями.
Для создания колодок применён специальный материал «Фередо». При экстренном торможении модель почти не следит. Она останавливается без рывка.

В мост спереди монтированы шарнирные элементы «Бендикс/Вейсс», У них нет отличий по угловой динамике. Водители при надобности могут отключать передний мост. Ко всем мостам пристроены свои карданные валы. Тормоза воздействуют на все колёса. У них осуществляется действие привода типа «пневматика».

Габариты и грузовая способность

ТТХ ЗИЛ 157:

  • Длина модели – 668,4 см.
  • Ширина – 209 см.
  • Высота – 236 см. При наличии тента – 291,5 см
  • Грузовая платформа – 357 х 209 см.
  • База колёс – 422,5 см.
  • Колея колёс спереди – 177,5 см., колёс сзади – 175 см.
  • Снаряжённый вес – 5,54 т. Сколько весит ЗИЛ 157 по максимуму:
  • Полный вес ЗИЛ 157– 10,19 т.
  • Давление на ось спереди – 2,7 т.
  • Давление на тележку сзади – 7,42 т.
  • Грузоподъемность ЗИЛ 157: по твёрдому покрытию – 5 т., по бездорожным участкам – 3 т.
  • Вес прицепа: по твёрдым покрытиям – 5 т., на мягком грунте – 3,5 т.
  • Предельный угол движения – 28 градусов.
  • Радиус при поворотах – 11,2-12 м.

Вариации ЗИЛ-157

История создания ЗИЛ 157 начинается с 1958 года, с первых моделей. Рассмотрим поочередно.
1958 год выпуска ЗИЛ 157. В этом году вышли:

  1. 157. Стандартная, бортовая вариация.
  2. ЗИЛ 157 В. Модель, являющаяся седельным тягачом.
  3. 157Г. Версия с оборонительным экраном против радиолокационного определения.
  4. 157Е. Версия с ещё одним баком для горючего.
  5. 157Э. Версия для государств Варшавского соглашения.
  6. 157Ю. Модификация для южных регионов. В ней усовершенствована технология охлаждения.

Версии 1961 года:

  1. ЗИЛ 157 К. Улучшенная базовая, с бортами.
  2. 157КВ. Улучшенная седельная модель-тягач.
  3. 157КГ. Вариация с оборонительным экраном от радиолокационного вычисления.

Варианты 1978 года:

  1. ЗИЛ 157КД. Базовая модернизированная машина с бортами ЗИЛ 157 КД.
  2. 157КДВ. Улучшенная седельная версия-тягач.

Версии авто ЗИЛ-157 для гражданских целей:

  1. Пожарный автомобиль. Специфики: увеличенные размеры кабины, цистерна на 4 тонны, специальная лестница.
  2. Версия для аварийных ситуаций. В ней устроена система для обеспечения электричеством объектов, на какой-то период оставшихся без электроэнергии.
  3. Спасательная модель для всех видов техники на колёсах или гусеницах.

Для военных целей.

  1. Мобильные радиостанции дальнего действия.
  2. Модели для радиоразведок.
  3. Передвижные командные станции..

ЗИЛ 157 с цистерной

Функции ЗИЛ-157

Функции ЗИЛ-157:

  • Транспортировка мобильного бурового оборудования ПБУ-50.
  • Перевозки блоков средств для воздвижения малых автодорожных мостов. Временный мост по массе достигал 50 тонн. Он устраивался у прицепа тягача.
  • Перевозка деревьев в бездорожных условиях. Это тоже прерогатива такого тягача.

Картинка ЗИЛ 157:

Специфика кабины

Для водителя и пассажиров здесь условия не комфортные. Для управления машиной желательно обладать хорошей физической подготовкой, ведь руль не имеет никаких усилителей (до модернизации).

Частично этот вопрос уладили, укоротив сошки и установив телескопические амортизаторы. Так немного улучшилось рулевое управление.

Чтобы улучшить работу печки, поставили ещё один радиатор. В нём был устроен вентилятор-крыльчатка. Так лучше стали отапливаться салон и лобовое стекло.

Контролирование всех систем облегчено благодаря приборной панели. Устроены:

  • ножной запуск или выключение фар,
  • манометры технологии смазки,
  • рычаги лебёдки,
  • передачи моста спереди,
  • и другие опции.

"ЗИЛ 157" (фото автомобиля представлены на странице), мощный грузовик, который выпускался в советское время на с 1958 по 1991 год. Машина обладала характеристиками полноприводного вездехода, и поэтому серийный выпуск был ориентирован на обеспечение автотранспортом Вооруженных сил Советского Союза. При этом какое-то количество "ЗИЛ 157" использовалось в народном хозяйстве.

Усовершенствования

В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс "ЗИЛ 157К". В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство перенесли на Уральский автозавод (УАМЗ), но уже под маркой "ЗИЛ 157КД". Новая машина отличалась от прежней более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, а также телескопическими амортизаторами. Ходовые качества модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия некоторое время была недоступна для ознакомления, "ЗИЛ 157", фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.

Из армии в народное хозяйство

Автомобиль "ЗИЛ 157КД" выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода то поставки "ЗИЛ 157КД" в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.

Модель "ЗИЛ 157В", без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.

Технические характеристики

Параметры основных узлов и агрегатов "ЗИЛ 157" отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, "ЗИЛ 157", характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

Автомобиль оснащался двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточный агрегат с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задним, через промежуточный подшипниковый узел.

Шины

Колеса "ЗИЛ 157" имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.

Шины "ЗИЛ 157", кроме всего прочего, были рассчитаны на движение по снежной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосфер. Колеса оседали, их поверхность становилась шире. После прохождения сложного участка, шины вновь накачивались до нормального давления в 2,8 атмосфер.

Система охлаждения

Блок цилиндров "Зил 157" с "рубашкой" закрытого типа. По контуру циркулировала охлаждающая жидкость. Радиатор был трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.

К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля "ЗИЛ 157" можно отнести чувствительность двигателя к низкой температуре. При минус 10 градусах приходилось применять специальные утепляющие кожухи для моторного отсека, поскольку система охлаждения не поддерживала нужную температуру. Впоследствии термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в комплектацию машины.

Двигатель "ЗИЛ 157"

  • рабочий объем цилиндров - 5 559 см/3;
  • тип - бензиновый, карбюраторный;
  • максимальная мощность - 109 л.с.;
  • число цилиндров - 6, расположение рядное;
  • диаметр цилиндра - 101,6 мм;
  • - 6,2;
  • охлаждение - антифриз;
  • материал - блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров алюминиевая;
  • режим работы - четырехтактный;
  • порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4;
  • топливо А-66, А-72.

Трансмиссия

Механическая коробка передач, пятиступенчатая:

  • модель 151;
  • переключение - напольное рычажное.

Передаточные числа:

  • пятая передача (прямая) - 0,81;
  • четвертая передача - 1,00;
  • третья передача - 1,89;
  • вторая передача - 3,32;
  • первая передача - 6,24;
  • задний ход - 6,70.

Коробка раздаточная, двухступенчатая:

Передаточные числа:

  • первая передача - 2,44;
  • вторая передача - 1,24;
  • главная передача ведущих мостов - одинарная, 6,67.

Габаритно-весовые характеристики

  • полный вес 10 190 кг;
  • длина 6 684 мм;
  • высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
  • ширина 2 315 мм;
  • передняя колея 1 755 мм;
  • задняя колея 1 750 мм;
  • база колесная 3 665 + 1 120 мм;
  • дорожный просвет (клиренс) - 310 мм.

Модификации

За время производства "ЗИЛ 157" было создано одинадцать базовых модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, существовали автомобили специального назначения:

  • с танком для воды, емкостью 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двойной кабиной для личного состава;
  • автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов.
  • модели с усиленным передним бампером для буксировки методом толкания;
  • автомобили, оснащенные лебедкой, предназначенные для вытаскивания застрявшей колесной и гусеничной техники;
  • базовая модель "ЗИЛ 157", выпуск 1958 года;
  • седельный тягач "157В";
  • базовая модель с 1961 года, "157К";
  • седельный тягач с 1961 года, "157КВ";
  • базовая модель с 1978 года, "157КД";
  • седельный тягач с 1978 года, "157КДВ";
  • тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором, "157Ю";
  • экспортная модель "157Э";
  • модель с защищенным оборудованием, экранированная - "157Г";
  • модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 года - "157КГ";
  • модель специализированная с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров - "ЗИЛ 157Е".

Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций "короля бездорожья", как в народе называли "ЗИЛ 157".

Новый двигатель

Базовая модель 1978 года "157КД" оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля "ЗИЛ 130". Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу - гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя "130". Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.

Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на "ЗИЛ 157КД" в Уральском филиале ЗИЛа.

"ЗИЛ 157", дизель

В период производства вездехода, дизельных силовых установок, которые выпускались бы в промышленном масштабе, не существовало. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми моторами. Однако на "ЗИЛ 157" в принципе можно установить дизельный двигатель марки Д245-12С, для этого не нужно ничего переделывать, все крепления по стыковке мотора и коробки предач легко адаптируются. Необходимо только срезать задние штатные опоры и наварить кронштейны от "ЗИЛ 130" или "ЗИЛ 131". Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всей машины, это единственный минус от такой модернизации.

Мосты

Автомобиль "ЗИЛ 157", независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.

Достаточно жесткие условия эксплуатации "ЗИЛ 157", мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.

Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы "157". Колодки из универсального материала "фередо" работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Ремонт автомобиля

Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, "король бездорожья" иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти "ЗИЛ 157"есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.

Грузовик повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, ЗИЛ-157 с полным правом можно назвать одним из самых легендарных советских автомобилей; отнести его к числу моделей, что носят звание «гордости отечественного автопрома».
Кроме того, ни один из грузовиков не оставил столь заметного следа в народном фольклоре: у ЗИЛ-157 имеется не меньше десятка распространившихся по всей стране шутливо-дружеских прозвищ: «Захар» и «Мормон», «Колун» и «Бабай», «Ступа» и «Крокодил» – так этого надёжного трудягу называли в разных регионах Советского Союза. Что там говорить, ЗИЛ-157 – автомобиль далеко не простой, а с ярко выраженной «харизмой».

Этот покоритель бездорожья находился в серийном производстве 33 года, с 1958-го по 1991й гг. (с 1978-го его выпускал уже не московский Завод имени Лихачёва, а Новоуральский автомоторный завод). Всего было выпущено без малого восемьсот тысяч таких автомашин, а последний ЗИЛ-157КД сошёл с конвейера уже совершенно в другой стране – в 1994-м году.

Происхождение 157-го ЗИЛа было чисто армейским. Как известно, в первые годы Великой Отечественной наши вооружённые силы испытывали острую нехватку грузовиков большой грузоподъёмности и высокой проходимости. Впоследствии этот дефицит был ликвидирован за счёт приобретённых и взятых в аренду у Соединённых Штатов более ста тысяч автомобилей . Абсолютное их большинство, тех, что остались в технически исправном состоянии, вернули США.

После войны встал вопрос о налаживании собственного производства мощного, способного справиться с любым бездорожьем грузовика. Вначале сугубо для военных нужд, а в перспективе – и для народного хозяйства.

Первые экземпляры, прототипы данной модели, грузовики с тремя односкатными мостами, были выпущены на заводе имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) уже в 1946-м году. Однако победу тогда одержала идея разработать грузовик на основе американских и трофейных немецких технологий, всё-таки взяв за основной образец тот самый «Студебекер», разработки 30-х годов. Это решение было ошибочным и отбросило наших конструкторов по крайней мере на десять лет назад.

Итогом данной политики стал запуск в производство модели , который по своим показателям мощности, скорости, как и по возможностям проходимости оставался на уровне довоенных грузовиков. Тяжёлый ЗИС-151, со спаренными колёсами на задних мостах, с двигателями в 90, 92 и 95 лошадиных сил, «кушал» более пятидесяти литров бензина на каждые сто километров и хронически страдал периодическими перегревами мотора. При этом во время непосредственной эксплуатации он проявлял явно недостаточные тяговые показатели, если нужно было везти большой груз и, особенно, если буксировать гружёный прицеп.

Предшественник 157-го – грузовик ЗИС-151

Советская Армия уверенно шла вперёд в своём развитии, и этот грузовик уже не отвечал её возросшим потребностям. Поэтому в пятидесятых годах взяла в итоге верх всё-таки своя отечественная, так сказать, инновационная идея. Новизна была, в первую очередь, в применении всех мостов с одинаковой колеёй и односкатными колёсами. Это в значительной степени повысило проходимость машины, с одновременным сокращением механических потерь.

Во многом ЗИЛ-157 был построен на основе ЗИС-151 (даже кабина была та же), однако это был уже совершенно другой автомобиль. В «серию» он был запущен в 1958-м году. И, что характерно, практически сразу отправился покорять не только наше, но и иноземное бездорожье: после участия в Брюссельской выставке новинок автотехники были заключены контракты на поставку грузовиков новой конструкции в целый ряд европейских стран. Звучит непривычно, но это так. В те годы Советский Союз не был отсталой в технологическом отношении страной.

ЗИЛ-157 в Германии. Фото 2000-х годов!

С 1958-го по 1978-й годы ЗИЛ-157 выпускали на Заводе имени Лихачёва в Москве. Впоследствии ему в дополнение, а затем и на смену, в качестве более новых грузовых машин для армии, пришли и . Производство модернизированного ЗИЛа-157 (с индексом КД) было перенесено в Новоуральск, где он и сходил с конвейера вплоть до 90-х годов ХХ века.

Технические характеристики ЗИЛ-157

Что ещё, кроме применения системы трёх мостов с одинаковой на всех колеёй и односкатными колёсами, является техническими особенностями конструкции грузовика ЗИЛ-157?

Особенности рамы

В отличие от многих других автомашин подобного класса, этот грузовик оснастили иной, довольно плоской рамой. Благодаря ей в условиях сурового бездорожья, снежной целины или непростого рельефа местности он совершенно не терял способностей к отталкиванию от грунта колёсами, не увязал в грязь, в песок или снежный сугроб и мог спокойно продолжать своё движение.

Уже на стадии разработки данной модели от специалистов советской шинной промышленности потребовали разработки качественно новых шин для бездорожья. Смысл в том, чтобы эти шины допускали уверенное движение автомобиля и при пониженном внутреннем давлении.

Задача была выполнена: изобрели, испытали и внедрили грузовую шину, которая обладала повышенной эластичностью, достигнутой снижением числа слоёв корда, увеличением ширины профиля и использованием дополнительных внутренних слоёв из мягких сортов резины.


Колёса ЗИЛ-157 стали шире, их оснастили специальным глубоким протектором – «ёлочкой» направленного действия – практически исключающим проявления пробуксовки. Поскольку они обладали свойствами самоочищения от налипающей грязи.

Впервые в советской автомобильной промышленности на серийную автомашину установили систему подкачки и регулировки давления в шинах. Управлять ей можно было, не покидая водительского места и не прекращая движения автомобиля. Система подкачки уже в 1961-м году перебралась с внешней на внутреннюю сторону колёс.

В результате, небольшие проколы и пробоины в колёсах не влияют на ход машины, нужное количество воздуха закачивается в шину компрессором, и недостаток давления компенсируется. Можно продолжать ехать на ЗИЛ-157 даже и со значительно повреждённой отдельной шиной, компенсируя потери давления в ней непрерывной подкачкой.

При необходимости, прямо во время движения по сложной снежной целине, зыбким пескам, либо по заболоченной местности, есть возможность снизить давление в шинах до 0,7 атмосфер. Колёса при этом оседают, и их поверхность становится шире. После прохождения сложного участка пути давление в шинах можно быстро подкачать до нормальных 2,8 атмосфер.

В целом, максимальное давление в 2,8 кг/см2 было рекомендовано при движении на дорогах с твёрдым покрытием, на скорости до 60-ти км/ч. При движении по пересечённой местности со сложным грунтом давление в шинах рекомендовано снизить до двух кг/см2, а по песками и по раскисшему от дождей грунту – до 1кг/см2, двигаясь на скорости 20 км/ч. Скоростное ограничение 10 км/ч и снижение давления до 0,5/0,7 кг/см2 рекомендовались для движения по болотистым и заметённым снегом местам. Снижение давления на грунт даёт ощутимую дополнительную прибавку к внедорожным качествам автомобиля.

Особенности кузова и грузовой платформы

Наибольшее распространение получил классический бортовой вариант ЗИЛ-157 с платформой для перевозки грузов и людей, оснащённой деревянными бортами с открывающимся задним бортом. Борта собраны из досок 800х200 и закреплены кронштейнами к деревянной платформе, что значительно облегчает общую конструкцию.

Сам кузов грузовика – это платформа из того же дерева, покрытая продольными металлическими рёбрами, берегущими его от истирания. Для прочности продольной конструкции она усилена поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Неподвижен только лишь передний борт, а боковые и задний борта откидные, способные полностью открыть платформу кузова.

Таким образом, процесс загрузки и выгрузки любого груза и имущества можно произвести максимально просто и быстро. В отличие от других грузовиков того времени, к примеру, от близкого по классу .

Двигатель ЗИЛ-157

В процессе разработки двигателя для 157-го ЗИЛа учли выявленные при эксплуатации грузовиков ЗИС-151 «хронические болячки»: недостаток мощности и надёжности, лёгкость перегрева и высокий расход бензина, проблемы с буксировкой прицепов и т.п. Грузовик ЗИЛ-157 получил значительно усовершенствованный мотор, которым он комплектовался двадцать лет (пройдя доработку в 1961 году), до своей модернизации 1978-го года.


И основной, и модернизированный двигатели ЗИЛ-157 – бензиновые карбюраторные. В годы разработки и производства этого покорителя бездорожья ещё не было развитых, масштабных промышленных технологий оснащения серийных грузовиков дизельными моторами. И у нас, в СССР (), и за рубежом делались только первые шаги в этом перспективном направлении, а все серийные грузовые автомашины ещё были с бензиновыми моторами.

Были, правда, осуществлены довольно успешные опыты по установке на ЗИЛ-157 дизельных моторов марки Д245-12С. Для этого необходимо было срезать штатные опоры и наварить кронштейны от или .

Все крепления по стыковке мотора и коробки передач адаптируются легко и просто. Однако проявился минус подобной модернизации: от работы дизеля значительно возрастают показатели тряски и вибрации, которые добавляют дискомфорта в и без того довольно брутальные условия труда водителя машины.

Характеристики двигателя ЗИЛ-157

  • Тип: бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров;
  • Блок цилиндров: чугунный; с «рубашкой» закрытого типа, по контуру которой циркулирует охлаждающая жидкость;
  • Головка цилиндров: алюминиевая;
  • Количество цилиндров: шесть;
  • Объём: 5,559 литров;
  • Мощность: 104 лошадиные силы – до, 110 лошадиных сил – после модернизации, при 2600 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент 334 Н/м;
  • Очерёдность движения цилиндров: 1/5/3/6/2/4;
  • Диаметр цилиндра: 101,6 мм;
  • Диаметр поршня: 100 мм;
  • Ход поршня: 114,3 мм;
  • Расположение клапанов: нижнее.

Двигатель ЗИЛ-157 работал на бензине марки А-66, а после модернизации 1978-го года – на 72-м бензине (66-го тогда уже, пожалуй, и не существовало). Реальный расход топлива в среднем составляет 42 литра бензина на 100 километров (при равномерном движении с «крейсерской» для данного грузовика скоростью в 40 км/ч – около 38-ми литров).

Заправочный бак на ЗИЛ-157 вмещает 150 литров топлива. После модернизации стали штатно устанавливать ещё один дополнительный бак на 65 литров бензина. Таким образом, запас хода на одной полной заправке у ЗИЛ-157 превышает 500 километров.

Двигатель ЗИЛ-157 отличается простотой конструкции, надёжностью, неприхотливостью, безотказностью в работе. Он легко заводится даже после продолжительного по времени простоя или хранения в ангаре. Однако в холодное время года (при постоянных температурах ниже 10 градусов мороза) всё же нуждается в особенном уходе.

В частности, в защите и утеплении моторного отсека специальными кожухами-утеплителями. (Они входили в комплект автомобиля). Потому как система охлаждения двигателя при сильных морозах не в силах была поддерживать нужную температуру. Впоследствии данная проблема была снята: термостат был доработан, однако кожухами-утеплителями грузовики по-прежнему продолжали комплектоваться.

Модифицированный вариант мотора ЗИЛ-157

Вообще, новая, доработанная версия двигателя, которой комплектовались выпускавшиеся с 1978-го года грузовики ЗИЛ-157КД, была в значительной степени унифицирована с мотором абсолютного «бестселлера» лихачёвского автозавода – автомобиля ЗИЛ-130. Поршневая группа – а именно: гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные стала полностью совпадающей с движком 130-го ЗИЛа. Показатель степени сжатия был повышен с 6,2 до 6,5.

Кардинально изменили в усовершенствованном моторе его систему смазки, масло теперь эффективнее очищалось в фильтре нового образца. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.

Мощность водяного насоса была в значительной степени повышена, был установлен принципиально новый генератор переменного тока: малогабаритный и эффективный агрегат.

Штатный стартер уступил место более мощному и надёжному. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания.
Были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске.

Внесли изменения в систему охлаждения двигателя: в ней появился новый радиатор, трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями, воздух через который прогонялся мощным шестилопастным вентилятором. Таким образом, проблему перегревов получилось решить.

Трансмиссия

Автомобиль ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИС-151, имеет сложную трансмиссию с 5-ю карданными валами: промежуточным (между раздаточной коробкой и КПП); на передний мост; на средний мост; к заднему мосту подходят два карданных вала, с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту.

На грузовики ЗИЛ-157 первоначально устанавливали пяти-ступенчатую коробку передач, в которой 5-я передача была повышающей. Однако после модернизации 1961-го года её убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от ЗИС-151 приобрела износостойкие шестерни, новые сальники.

Полной переделке подвергли карданную передачу, на среднем мосту закрепили промежуточную опору для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были в значительной мере усилены, также были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции.

Коробка передач имеет синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5 передачах. Раздаточная коробка была создана по двух-вальной схеме. Главная передача характеризуется как одноступенчатая, имеет спиральные зубья.

Подвеска и мосты ЗИЛ-157

  • Подвеска передняя: полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами;
  • Подвеска задняя: балансирная на полу-эллиптических рессорах;
  • Мосты: с полуосями и дифференциалами;
  • Привод: карданный;
  • Карданы, 5 шт.: 1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел;
  • Клиренс передней оси: 0,31 м; клиренс средней и задней осей – 0,35 м;
  • Рулевой механизм: глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике;
  • Передаточное число: 23,5

Мосты данного грузовика независимо от модификации, оснащены тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это полу-осевые мосты с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичны для всех трёх балок.

Кронштейны крепления рассчитаны на рессоры элиптического типа. Традиционно суровые условия эксплуатации ЗИЛ-157, мосты которого испытывают серьёзную нагрузку, подвели разработчиков к поиску решений, повышающих надёжность подвесок автомашины.


Была придумана достаточно простая и надёжная схема, которая предусматривала установку амортизаторов гидравлического типа. Все полуоси автомобиля состыкованы со ступицами колёс, а чугунные барабаны стали частью достаточно эффективной тормозной системы 157-го.

Колодки из универсального материала «фередо» всегда работали безупречно. При резком торможении машина практически никогда не оставляла следов от протекторов на дорожном покрытии, остановка была достаточно плавной и без рывков, которые зачастую сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Передний мост ЗИЛ-157 оснащён шарнирами типа «Бендикс/Вейсс», которые имеют равные угловые скорости. Также водители имеют возможность отключения переднего моста. К каждому мосту подведён свой карданный вал. Тормоза действуют на все шесть колёс и имеют пневматический привод.

Габариты ЗИЛ-157 и его весовые характеристики; грузоподъёмность

Длина грузовика составляет 6684мм, ширина – 2090 мм, высота –2360 мм (вместе с тентом 2 915 мм) , при этом размер его грузовой платформы составляет 3570х2090 мм. Колёсная база – 4225 мм; величина колеи передних колёс – 1775 мм; задних колёс – 1750 мм. Глубина брода для преодоления: 0,65 метров.

  • Снаряженная масса: 5,54 тонны;
  • Полная масса автомобиля: 10,19 тонн;
  • Грузоподъёмность: 5 тонн – по твёрдому дорожному покрытию; 3 тонны – по бездорожью;
  • Масса прицепа: 5 тонн – по твёрдому покрытию, 3,5 тонны – в условиях мягкого грунта;
  • Максимальный уклон движения: 28 градусов;
  • Поворотный радиус: 11,2-12 метров.

Перечень и краткий обзор модификаций грузовика ЗИЛ-157

Модели 1958 года:

  • ЗИЛ-157 – базовая модель, бортовой.
  • ЗИЛ-157В – седельный тягач.
  • ЗИЛ-157Г – автомобиль, оснащённый защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения.
  • ЗИЛ-157Е – грузовик с дополнительным топливным баком.
  • ЗИЛ-157Э – модель для соцстран – участниц Варшавского договора.
  • ЗИЛ-157Ю – модель для тропического климата, с доработанной системой охлаждения и радиатором большего объема.

Модели 1961 года:

  • ЗИЛ-157К
  • ЗИЛ-157КВ – тягач седельный, модифицированный.
  • ЗИЛ-157КГ – машина с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения, а также с дополнительной герметичностью электрического бортового оборудования, модифицированная.

Модели 1978 года:

  • ЗИЛ-157КД – базовый бортовой автомобиль, модифицированный.
  • ЗИЛ-157КДВ – седельный тягач, модифицированный.


«На гражданке» на шасси ЗИЛ-157 выпускали следующие автомобили специального назначения:

  • Пожарная машина с увеличенной кабиной для пожарной бригады, цистерной для воды на четыре с половиной тонны, и с телескопической лестницей;
  • Автомашина с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов;
  • Автомобиль-спасатель для любой колёсной или гусеничной техники (оснащённый мощным бампером и специальной лебёдкой и для вытаскивания застрявшей техники).


В армии на базе ЗИЛ-157 делали спецавтомобили связи: передвижные радиостанции дальнего радиуса действия; машины радиоразведки; а также мобильные командные пункты различных уровней. Ракетные системы залпового огня, зенитно-ракетные системы Советской Армии тех лет также устанавливались «на плечи» ЗИЛ-157.

Обширные и важные функции были возложены на ЗИЛ-157 в инженерно-строительных войсках. Они перевозили мобильные буровые установки ПБУ-50 и БГМ, которые применялись для бурения скважин и поиска воды. Эти установки характеризовались небольшим временем для приведения их в полную готовность и высокими показателями надёжности.

Другая важная функция – работа с комплектом мостостроительных средств, в частности, с понтонными переправами и системой малого автодорожного моста МАРМ. Грузоподъёмность данного временного моста составляет 50 тонн, и он размещается на прицепе, который везёт седельный тягач ЗИЛ-157.

Что касается тягача на базе данной модели, то он нашёл чрезвычайно широкое применение в сфере лесозаготовок, добросовестно таская и заготавливая «кругляк» с вырубок в таких дремучих местах, где дорог в принципе никогда не было и не предвидится. При этом серийного варианта ЗИЛ-157-лесовоз никогда не выпускалось.

Кабина ЗИЛ-157

В цельнометаллической кабине ЗИЛ-157 царит на все сто процентов спартанская и брутальная обстановка. Ни о каком комфорте для водителя и двух пассажиров здесь нет и речи. А в каком грузовом автомобиле тех лет было иначе?

Чтобы управлять ЗИЛ-157, нужно было обладать определённой физической силой, так как никакого усилителя руля предусмотрено не было. К тому же, до модернизации и от руля, и от рычага переключения передач шла неслабая отдача на руки водителя.
Впоследствии эту проблему частично решили, когда для улучшения работы рулевого управления были укорочены сошки и введены в конструкцию телескопические амортизаторы.


Для усиления функций печки был установлен дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, для отопления салона и лобового стекла. Управление всеми системами вынесено в кабине на панель приборов – переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и т.д.

Сразу же после начала производства полноприводного армейского грузовика ЗИС-151 на Московском автозаводе им. И.В.Сталина (с 1956 года им. И.Д.Лихачёва) началась разработка его усовершенствованного варианта ЗИС-157. Работы возглавил главный конструктор А.М.Кригер. В конструкции было решено применить односкатную ошиновку задних колёс, колёса увеличенного диаметра, систему регулирования давления в шинах (от БТР-152). Впервые в мире на серийном автомобиле применена система, расчитанная на многократное повторение цикла спуск-подкачка. Специально для ЗИС-157 были разработаны новые многослойные износостойкие покрышки. Запасное колесо решено было решено оставить одно и разместить его горизонтально, благодаря чему стало возможным сдвинуть грузовую платформу вперёд и укоротить раму. Такое решение привело к более рациональному распределению полной массы по осям, что также улучшило проходимость.

В 1956 году были изготовлены 2 прототипа, отличавшиеся внешним подводом воздуха к шинам (на серийных подвод осуществлялся через ступицу) и облицовкой капота. Прототип седельного тягача не имел системы подкачки шин. Опытные образцы на испытаниях показали лучшую проходимость по сравнению с ЗИС-151. Серийное производство под обозначением ЗиЛ-157 началось 18 сентября 1958 года. В том же году на Всемирной выставке в Брюсселе автомобиль был удостоен Гран-При.

ЗиЛ-157 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная с V-образным ветровым стеклом. Часть машин оснащалась круглым люком в крыше. Кузов деревянный с задним откидным бортом, оборудован откидными скамейками, 5 дугами и тентом. На ЗиЛ-157КД поздних выпусков устанавливался кузов ЗиЛ-131. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,5 кгс/см2), равная колея всех мостов. Силовая установка состояла из 6-цилиндрового рядного карбюраторного нижнеклапанного двигателя ЗиЛ-157 (ЗиЛ-157К, ЗиЛ-157КД). Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по двухвальной схеме. Главная передача одноступенчатая коническая со спиральными зубьями. К каждому мосту вёл свой карданный вал. Передний мост отключаемый, оснащён шарнирами равных углоых скоростей тпа "Бендикс-Вейсс". Передняя подвеска зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, задняя - балансирная. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Система подкачки шин получала сжатый воздух от 3 ресиверов тормозной системы. До 1968 года подвод воздуха к каждому колесу оснащался индивидуальным краном. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания (устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс) с приводом от реверсиной двухступенчатой коробки отбора мощности. Для привода оборудования могла устанавливаться вторая коробка отбора мощности.

В основном ЗиЛ-157 поставлялся в Советскую Армию. Он перевозил личный состав, различные грузы, на его шасси монтировались различное оборудование и системы вооружения. На аэродромах бортовой грузовик мог применяться в качестве тягача. Применялся он и в гражданских организациях. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На шасси ЗиЛ-157 было разработано и освоено в производстве множество специализированных автомобилей.

В связи с постановкой на конвейер автомобиля ЗиЛ-131 было решено перенести производство семейства ЗиЛ-157 на Уральский автомоторный завод (Свердловск-65). Первые ЗиЛ-157К уральской сборки пошли с конвейера в 1968 году, но сборка на ЗиЛе из задела деталей продолжалась стендовым методом до середины 70-х годов. Официально снят с производства в 1992 году, однако сборка из задела деталей продолжалась до 1994 года. Всего изготовлено 797934 автомобиля всех модификаций.

Модификации автомобиля:

ЗиЛ-157 - базовый. Отличался двигателем мощностью 104 л.с. Выпускался в 1958-1961 годах.
ЗиЛ-157В - седельный тягач на базе ЗиЛ-157. Отличался 2 топливными баками по 150 л., расположением запасного колеса вертикально за кабиной. Выпускался в 1958-1962 годах.
ЗиЛ-157Г - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157Е - шасси для спецавтомобилей.
ЗиЛ-157ЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157К - модернизированный. Отличался двигателем мощностью 109 л.с., однодисковым сцеплением, коробкой передач и тормозной системой от ЗиЛ-131. Выпускался в 1961-1978 годах.
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157К. Выпускался в 1962-1978 годах.
ЗиЛ-157КГ - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157КЕ - шасси на базе ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КД - модернизированный. Доработан двигатель (применён ряд деталей двигателя ЗиЛ-130), установлены новые водяной насос, стартер, генератор переменного тока, контактно-резисторная система зажигания. Грузоподъёмность увеличена до 5000 кг (по грунту 3000 кг). Разработан на УАМЗе. Выпускался в 1978-1992 годах.
ЗиЛ-157КДВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КДЕ - шасси на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КЭ - экспортный вариант ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КЮ - экспортный тропический.
ЗиЛ-157Л - опытный с гидроусилителем руля.
ЗиЛ-157Ю - экспортный тропический. Отличался отсутствием отопителя кабины и предпускового подогревателя.
ЗиЛ-165 - опытный с кабиной и оперением ЗиЛ-130.
ЗиЛ-ММЗ-4510 - самосвал на базе ЗиЛ-157КД. Выпускался с 1989 года.

Технические харктеристики (ЗиЛ-157К)

Тюнинг автомобиля ЗиЛ-157:

И в качестве бонуса рассказ парня, служившего на "Захаре" (лишние подробности опускаю):

Но потом я «Крокодила» вполне зауважал. «Дубовый» до невозможности. Истинно военная техника – надежная и выносливая, как бронебойная болванка. Помнится один случай.

Свернулись, поехали, а точка была в глухом лесу. Только тронулись – плотный снегопад, метель, темно как в погребе, ни зги не видать. Карту я сразу в бардачок засунул по причине ненадобности: от одного дерева другого не видно, какая тут карта! И азимут тоже. Магнитный компас обычный, андриановский, без дефлектора, в железной кабине от него толку нет. Гирокомпас на петляние между деревьями, толчки и тряску на ухабах скоро обиделся и упорно показывал «цену на дрова в бухте Тикси». Ехали интуитивно.

«Во-во, влево возьми! Еще, еще! Во, вот так, пока можно! » Лес поредел, а машину начало бросать, трясти и швырять, как будто мы в овраг ухнули. Только уж очень глубокий что-то. И колеса вроде как не в воздухе крутятся, понемногу продвигаемся, куда надо. Долго так култыхались; наконец, впереди сквозь метель что-то зачернело и – все, мы на трассе! Но где, куда теперь? Ага, вон 6-е КПП «Дикой дивизии». Километров на 7 промазали от расчетной точки выхода. Но теперь – направо, и до своих все по хорошей дороге.

К слову, «Дикая дивизия» - это танковая учебная дивизия «Десна». Тогда она подчинялась непосредственно министру обороны, а порядки там были и в самом деле дикие. Но что нам до них? Однако же – с КПП выбегает капитан с пистолетом, прапор, тоже с пистолетом, и пара курсантов. Хорошо хоть, что «курсам» на КПП автоматов не дают, а то они там до того задрочены, что и до беды недолго.

Капитан с прапором машут, останавливают. Выходим, документы показываем, объясняем. Ведут нас в их будку, звонят нашим, те удостоверяют. Вроде отпускают, но капитан спрашивает: «Почему, товарищ старший сержант, здесь выехали? Вам же (тычет в нашу же карту) нужно было вот по проселку вот здесь вырулить!» - «С дороги сбились, товарищ капитан! Погода, видите, какая. А водитель (тут я незаметно, но крепко наступаю Жоре на сапог) неопытный, года еще не прослужил.» - «Водитель неопытный… Да как же вы, … вашу мать, там вообще проехали!» - «Да что там такого, товарищ капитан, во имя Дембеля Святого, что там ездить нельзя? Нам что теперь, срочно антидот вкалывать и в санчасть бежать?»

Капитан внезапно успокаивается и тусклым голосом поясняет: «Не надо вам антидот. И в санчасть не надо. Вы по диагонали пересекли испытательный танковый полигон. Не учебный, испытательный. Он рассчитан и оборудован так, чтобы там танк побыстрее на части развалился. Связисты, … вашу мать.» Жора философски пожимает плечами: «Так то ж танк. А у нас – «Захар».

Зил 157 (Захар):

ЗИЛ-157 - машина грузовой направленности и повышенной проходимости, выпускающаяся Заводом имени Лихачёва в период с 1958-го по 1991-ый год и предназначающаяся в основном для армии Советского Союза. За годы производства получил от водителей такие прозвища: «Трумен», «Колун», «Крокодил», «Мормон» и самое распространённое “Захар”.

На Зил 157 (Захар) была установлена кабина от ЗИС-151 с несущественными изменениями. Всего было произведено 797 834 единицы Зил 157 (Захар).

С 1958-го по 1961-ый год “Захар” производился как ЗИЛ-157, с 1961-го года по 1978-ой - как ЗИЛ-157К (в этой модификации поменялось распределение массы по осям, использована новая КПП, применено сцепление однодискового типа, амортизаторы телескопического вида). В 1978-ом году производственный процесс был перенесён на УАМЗ, там с индексом 157КД грузовик производился до 1991-го года.

Массовое применение Зил 157 (Захар) нашло своё место в леспромхозах и колхозах, по причинам повышенной проходимости, технической не привередливости и кузовной вместительности. Но особое признание Зил 157 (Захар) заслужил всё таки в армии, для которой он собственно и разрабатывался. Этим и объясняется его столь долгая серийная жизнь.

Основные технические данные Зил 157: силовой агрегат - рядный, шестицилиндровый, бензиновый, объёмом 5560 см3; мощность 109 лошадиных сил при 2800 об/мин; предельный крутящий момент - 343Нм при 1100 об/мин; грузоподъёмность Зил 157 (Захар) - 2500-4500 кг; полная предельная масса - 10190 кг; дорожный просвет - 310мм; коробка передач - две на выбор, с разными передаточными числами, обе механические пятиступенчатые; максимальная скорость - 65км/ч.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook