Кто придумал кондиционер в мире. Кто придумал кондиционер? Где он есть и где его нет

История систем кондиционирования воздуха, на самом деле, насчитывает несколько тысячелетий. Сначала это были обычные опахала и веера, затем намного позже вентиляторы на паровых двигателях, еще чуть позже была изобретена система естественной вентиляции, и уж совсем недавно появился электрический кондиционер, историю которого мы сейчас и расскажем.

Открытие хладагента

Вообще принцип работы кондиционера впервые был открыт великим и неповторимым Майклом Фарадеем . В своих исследованиях ученый часто использовал аммиак, который задолго после его широко применялся в холодильных установках. Так вот именно известный английский физик и экспериментатор обнаружил, что при переходе аммиака из жидкого состояния в газообразное (процесс испарения при нагревании) он достаточно активно поглощает тепло. При обратном же превращении (из газа в жидкость) – наоборот выделяет.

Открытое Фарадеем явление в 1851 году использовал американский практикующий врач и по совместительству изобретатель – Джон Горри. Занимаясь врачебной практикой в жаркой Флориде, он так переживал за комфортное состояние своих пациентов, что решил построить машину для производства льда. Изобретатель даже получил патент на свое ноу-хау, но использовать его в коммерческих целях и тем самым создать первый в мире кондиционер ему так и не удалось.

Первые охлаждающие воздух машины

Лишь спустя два десятилетия в 1902 году другой американский изобретатель Уиллис Карриер создал первую в мире, охлаждающую воздух машину, которую можно в принципе считать первым в мире промышленным кондиционером. Правда изначально машина была призвана вовсе не охлаждать воздух, а снижать его влажность в помещении типографии в городе Бруклин. Но, как оказалось в последствие, она не только создавала комфортные условия для печатных изданий, но и стала настоящим спасением для рабочих типографии.

Кондиционер Карриера имел такой ошеломляющий успех, что спустя всего лишь год его стали устанавливать в театрах и супермаркетах. В 1928 году машину для охлаждения воздуха установили в здании американского Конгресса, а еще через год – в здании Сената.

Первый бытовой кондиционер

Первый бытовой кондиционер, так называемая «сплит-система», который частично располагался внутри помещения и частично снаружи, был создан компанией General Electric в 1929 году . Такая конструкция, которая очень популярна и сейчас, на самом деле не была данью моды. Дело в том, что в первом бытовом кондиционере в качестве хладагента использовался все тот же аммиак, уникальные свойства которого были открыты Фарадеем. Но поскольку это вещество в газообразном состоянии очень опасно для здоровья человека, то инженеры General Electric решили вынести испаритель и конденсатор на улицу. Так и получилось два блока – прототип современной сплит-системы.

Первый бытовой моноблочный или оконный кондиционер появился лишь спустя пару лет в 1931 году . В нем в качестве хладагента использовался более безопасный фреон, поэтому разделять прибор на два блока не было смысла. Именно оконный кондиционер завоевал у потребителей ошеломляющую популярность. Он был прост в установке и обслуживании, надежен в работе и неприхотлив к условиям окружающей среды.

Первый греющий кондиционер в конце 1950-х годов выпустила японская компания Daikin. Прибор имел тепловой насос и мог не только охлаждать, но и нагревать воздух. Массовый же выпуск позабытых на некоторое время сплит-систем начался лишь в 1961 году , когда японская компания Toshiba создала первый современный кондиционер с двумя отдельными блоками. Благодаря этой разработке пользователи избавились от шума, который издавали оконные кондиционеры.

Первый мультиблочный кондиционер (мульти-сплит система) с одним внешним и несколькими внутренними блоками появился в 1968 году . Первые бытовые кондиционеры на просторах бывшего Союза стали производить в 1975 году в городе Баку. Они собирались по лицензии японской фирмы Hitachi. Это были однотипные моноблочные агрегаты, отличавшиеся лишь размерами и мощностью.

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что представляет собой такое оборудование, как кондиционер. Но лишь единицы знают, кто действительно придумал кондиционер, а главное когда. Ведь эта техника, особенно в наше время, играет достаточно важную роль для комфортной и уютной жизни. Давайте попробуем разобраться, кто изобрёл кондиционер и когда.

Удивителен тот факт, что наши предки, которые жили около тысячи лет тому назад, знали, как именно бороться с утомительным зноем. Одним их первых холодильщиков с уверенность можно считать неандертальца, который обнаружил, что в таком месте, как пещера, всегда царите приятная прохлада, даже в самые жаркие дни.

В скалах Долины Царей, которые расположились в Египте, есть вырубленные в скалах очень узкие коридоры, в которых проходят туристы, пригнув свои головы. Все они в результате попадают в специальную погребальную камеру для фараонов, здесь, посетителей от духоты подземелья спасает небольшой кусок картона, он заранее выдаётся служителем при входе этого подземного музея. Удивителен тот факт, что от удушья ещё больше страдали строители этих самых гробниц, так как для них, источником света служили масляные лампы. В связи с такой духотой, над входом в гробницы фараонов очень часто изображали богиню Матт, её крылья по легенде должны приносить древнеегипетскому царю дуновение ветра. И такое изображение порой называют рисунком самых первых кондиционеров.

Если говорить о жителях древней Индии, то они клали на подоконник своего дома специальные травяные циновки, они смачивались водой. Во время испарения, вода охлаждала воздух, поступающий в комнату. Поэтому, с уверенностью можно говорить о том, что ещё задолго до того, как появилась бытовая техника, человек, сумел найти способ для улучшения комфорта в собственном доме.

Очень удивителен тот факт, что в основе любого кондиционера лежит принцип охлаждения воздуха благодаря испарению влаги, именно этот принцип были реализован самой природой. А совсем недавно установили тот факт, что самым настоящим, «живым кондиционером» можно считать верблюда. У него в носу вырабатывается слизь, именно она насыщает сухой воздух влагой, который поступает в лёгкие. Но при выдохе верблюда, в отличие от человеческого организма, влага заново фильтруется в его носу, при этом остаётся в организме. Интересно то, что тот воздух, который выдыхает верблюд, зачастую ниже на девять градусов Цельсия окружающего воздуха и это в то время, когда у человека при выдохе температура равна температуре тела. И для того, чтобы спасаться от сильной жары, многочисленнее правители в древние времена окружали собственные дворцы водоёмами и тенистыми садами, также наполняли свои подвалы льдом, а слуги вооружались опахалами, тем самым создавая освежающую среду, с помощью движения воздуха. Практически до середины восемнадцатого века, ничего не было придумано лучше, чем «мальчика арапа».

В позапрошлом веке, началась настоящая техническая революция, которая сумела перевернуть представления о климате. В наше время понятие «кондиционер » , что с английского переводится, как «состояние воздуха», обозначает устройство, способное поддерживать температуру в помещении, которая была установлена. А ведь интересно то, что самый первый раз заоговорили о кондиционере в 1815 году. В то время француз по имени Жанн Шабаннес сумел получить британский патент, выданный на способ «регулировки температуры, а также кондиционирования воздуха в любых помещениях и зданиях». Но, как показала практика, воплощение теоретической идеи нужно было ждать на протяжении долгого времени. Только в 1902 году американский инженер, по имени Уиллис Карриер наконец-то собрал настоящую холодильную машину, промышленного назначения, которую установили в типографии Бруклина, распологающуюся в Нью-Йорке. Удивителен тот факт, что самый первый кондиционер предназначался не для того, чтобы создавать прохладу во время работы, а для того, чтобы бороться с влажностью в воздухе, ведь именно она значительно ухудшала качество печати.

Через год европейские аристократы, во время посещения Кельна, решили посетить здешний театр. При этом, главным интересом многочисленной публики была вовсе не игра выступающей труппы, а тот приятный холодок, который царил в зрительном заде даже в сильно жаркие месяца. А когда в 1924 году, целую систему кондиционирования установили в местном универмаге Детройта, тут появилось огромное количество любопытных зевак.

Предком современным сплит-систем можно считать, самый первый кондиционер для комнат, который выпустила в 1929 году известная на то время компания General Electric . В таком устройстве, в качестве хладагента применялся аммиак, так как его пары могут нанести вред человеческому здоровью, было принято решение конденсатор и компрессор кондиционера выносить на улицу. В принципе, данное устройство всё-таки являлось сплит-системой. В 1931 году был синтезирован действительно безопасный для человека фреон, после чего профессиональные конструкторы решили собрать все агрегаты, узлы кондиционера в едином корпусе. Помимо этого, во многих странах мира оконники пользуются большой популярностью, и это не удивительно, так как причины преимуществ очевидные: они намного дешевле подобных по мощности сплит-систем, а монтаж кондиционера не потребует специального опыта, знаний и дорогих инструментов. А это достаточно весомые аргументов, которые позволят установить оборудование в дали цивилизации.

На протяжении долгих лет новыми разработками в сфере кондиционирования и вентиляции занимались американские компании, хотя вначале шестидесятых инициатива перешла к японцам. В будущем, именно они стали лидерами современной индустрии климатических систем. В 1958 году Daikin - японская компания занялась разработкой первого теплового насоса, благодаря чему кондиционеры стали работать, выделяя тепло.

Через три года произошло событие, которое существенно повлияло на стремительное развитие полупромышленных и бытовых систем кондиционирования воздуха. Это не что иное, как начало выпуска, причём массового, сплит-систем . В 1961 году известная на сегодняшний день японская компания Toshiba самая первая запустила производство такого оборудования, разделяя его на два блока, и популярность данного типа климатических систем постоянно росла. Главным преимуществом сплит-систем есть то, что самая шумная часть кондиционера - это компрессор выносится на улицу, поэтому в комнатах, намного тише, чем в тех случаях, когда в помещении работают оконники. Интенсивность самого звука значительно стала меньше. А вторым, не менее важным плюсом сплит-систем - это уникальная возможность размещения внутреннего блока в любом удобном для пользователя месте.

В наше время выпускают множество разных типов внутренних устройств: подпотолочные, настенные, напольные , а также специально встраиваемые в подвесные потолки - канальные и кассетные . Правильность выбора зависит не только исходя из дизайнерских решений, но ещё и благодаря разным типам внутренних блоков, что позволит создать самое оптимальное распределение воздуха, который охлаждается в помещениях определённого размера и назначения.

В 1968 году на рынках продаж стали появляться кондиционеры, в которых с одним внешним блоком могло работать одновременно несколько внутренних. Именно так появились так называемые мультисплит-системы . В наше время, в современной технике могут работать от двух до шести разных типов внутренних блоков.
Значительным нововведением стало и то, что появились кондиционеры инверторного типа . Именно компания Toshiba предложила выпускать самую первую сплит-систему, которая могла бы плавно контролировать собственную мощность, это произошло в 1981 году. А в 1998 году инверторы стали занимать около девяносто пяти процентов японского рынка.

Последний, из самых популярных во всём мире типов кондиционеров -VRV . Он был разработан компанией Daikin в 1982 году.

Давайте немного окунёмся в историю, и узнаем, как изобрели кондиционер.

1734 год.
Самый первые в истории осевой вентилятор установили в одном из помещений английского парламента. Он начинал работать с помощью парового двигателя, и что самое удивительное, он проработал более восьмидесяти лет без ремонта.

1754 год.
В этом году была разработана первая теория вентилятора, которая была основой расчёта всех современных систем вентиляции. Разработчиком был Леонард Эйлер.

1810 год.
Установили первую рассчитанную систему естественной вентиляции, в больнице пригорода Лондона, в Дерби.

1815 год.
Жаном Шабаннесе был получен британский патент на такой метод, как «кондиционирование воздуха, а также регулировку температуры в различных помещениях, в том числе и жилых…»

1852 год.
Лордом Кельвина была разработана основа применения холодильной машины для того, чтобы обогревать помещение, а точнее тепловой насос. И через четыре года эта идея была всё-таки реализована австрийцем Риттенгером.

1902 год.
Уиллисом Карриером - американский инженер, было впервые разработана промышленная установка для того, чтобы кондиционировать воздух.

1929 год.
General Electric - компания США разработала самый первый комнатный кондиционер.

1931 год.
Изобрели фреон - безопасный хладагент для человеческого здоровья. Это помогло произвести революцию в стремительном развитии всей климатической техники.

1958 год.
Компания Daikin изобрела самый первый кондиционер, который смог работать не только для выделения холода, но и тепла.

1961 год.
Toshiba - это крупная компания, которая самой первой начала выпускать промышленные кондиционеры, разделенные на два блока, теперь они имеют название сплит-системы.

1966 год.
Hitachi з первая в мире компания, которая предложила использование оконных кондиционеров со специальной функцией осушения. И спустя четыре года она сумела первой внедрить данную функцию в сплит-систему.

1968 год.
Компания Daikin решила предложить кондиционер, имеющий два внутренних блока и один наружный. Благодаря такой новации и появились первые мультисплит-системы.

1977 год.
Компания Toshiba самой первой в мире стала выпускать кондиционер, которым можно было бы управлять с помощью микропроцессора.

1981 год.
Компанией Toshiba разработала компрессор, в котором регулировалась частота вращения. В этом году появились инверторные кондиционеры, в которых присутствовала такая регулировка.

1982 год.
Компания Daikin в этом году не только разработала, но ещё и внедрила в производственный процесс, новейший тип центральный систем кондиционирования - VRF. Благодаря этому типу можно решать вопросы вентиляции и кондиционирования в комплексе.

1998 год.
Компания Sanyo разработала специальное предложение - VRF систему, которая смогла бы работать по принципу безынверторного регулирования мощности.

1995 год.
Было принято решение - отказаться от применения хладагентов, которые могут быть опасными для озонового слоя. И в Европе их производство приказали прекратить к 2014 году.

2002 год.
Компанией Haier было предложено использование бытового кондиционера, который способен увеличивать концентрацию кислорода в помещении.

И ещё несколько строк из истории…

При Советском союзе считалось, что купить кондиционер могли позволить только богатые люди, так как данное оборудование было настоящей роскошью, которое отвлекало пролетариат от постоянной классовой борьбы. В 1940 году журнал под названием «Отопление и вентиляция» был полностью разгромлен, за материал о кондиционировании воздуха, так как данные статьи приняли за «пропаганду буржуазных взглядов на существующую технику», до 1955 года данная тема была под так называемым «негласным запретом».

Немного позже, приблизительно в 1965 году в подмосковном городке Домодедово наладили выпуск кондиционеров для пунктов управления ракетным оружием и для узлов связи. Тогда в городе Николаев, завод Экватор начал выпускать судовые кондиционеры, после этого ещё несколько компаний стало выпускать климатическое оборудование специальное для авиации.

Выпускать кондиционеры на территории Советского Союза начали в семидесятых годах, после того, как в Баку был возведён завод, он работал по лицензии Hitachi - японской фирмы. В восьмидесятых годах, этот завод производил около 500 000 кондиционеров в год, и более 120 000 шло на экспорт.

В наше время многие ругают БК за достаточно большие габариты, а также высочайший уровень шума, но нельзя не согласиться с тем, что устройства стали долговечными и неприхотливыми. И некоторые аппараты работают по сегодняшний день. Помимо этого, приятно радовали цены, особенно фермеров в Австрии.

А ведь ни один кондиционер корейского, японского, израильского или американского производства не отличался своей прочностью и длительным сроком эксплуатации. Да и сервисное обслуживание кондиционеров было менее дорогим, и более оперативным. Но концепция долговечности существенно поменялась в восьмидесятых годах. Ведь, если раньше старались сделать на долгие годы, то теперь срок службы измеряется в моральном старении. И при современных темпах развития технологий, это не больше, чем десять лет.

После того, как распался СССР , многочисленные специалисты по производству систем кондиционирования уехали, в связи, с чем их производство в Баку начало постепенно угасать, и к 1998 году оно окончательно развалилось.

Ещё одним значительным советским проектом, в наше время оно почти забыто, были кондиционеры под маркой «Нева», их маленькая партия была произведена в Ленинграде.

Самыми первыми кондиционерами, которые были сделаны в России, стали оконники Fedders, их в начале девяностых собирали в Курской области в городе Железногорске. Но из-за плохого качества этой продукции производство быстро развалилось, так что к 1996 году оно полностью свернулось. Эту эстафету подхватило производство в Электростали. На заводе Элемаш в 1997 году освоили выпуск сплит-систем, из комплектов Samsung , а затем начали производить продукцию под своей торговой маркой. В последнее два года изготавливать сплит-системы стали в Хабаровске, Фрязино, Ижевске, Москве, Ростове-на-Дону.

Сегодня кондиционеры выпускают многие, так что о происхождение кондиционера вряд ли кто знает. Существует множество марок и моделей, с различной функциональностью, все номера кондиционеров разные, а также отличается такая техника в зависимости от своих возможностей, цены. Тут каждый выбирает то, что соответствует его требованиям и потребностям.

Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.

В середине 30-х "кондеи" перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад - Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне - вещь едва ли не первой необходимости!

Провал в тридцатых и сороковых

Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.

Во-первых, "кондей" на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!

Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.

В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника.

В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.

В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).

Второе рождение кондиционера

И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.

Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Когда кондиционер появился у нас?

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. "Первопроходцем" стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот "Чайка" второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Как он устроен?

Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов (когда появились компактные подкапотные установки). Появлялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность "кондеев".

Один из основных компонентов системы - компрессор, который, собственно, и "прогоняет" по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, а также увеличивает расход топлива.

Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу.

После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фото: classicandperformancecar.com

В чём отличие кондиционера от климат-контроля?

От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и "ведает" лишь охлаждением воздуха. Тогда как "климат" управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки.

Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную.

Где он есть и где его нет?

В наши дни "кондеи" устанавливаются даже на "бюджетные" седаны и хэтчбеки, в том числе и отечественные. Однако в разряд обязательного базового оснащения кондиционер переходит только на моделях класса D и выше. В машинах классом и двумя ниже за "кондей" нужно либо доплачивать, либо покупать автомобиль в более дорогой комплектации, в которую он уже включен.

Среди популярных у нас моделей гольф-класса кондиционера в "базе" не имеют, в частности, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia; из моделей класса B – Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris.

Уиллис Кэрриер (Willis Haviland Carrier) - изобретатель кондиционера. Основатель первого предприятия индустрии кондиционирования воздуха - Carrier Engineering Corporation

Впервые попытались кондиционировать воздух в Персии тысячи лет назад. Охлаждение воздушных масс в персидских устройствах происходило по принципу охлаждения воды при испарении. Типичный кондиционер тех дней представлял собой специальную шахту, улавливающую дуновение ветра, в которой размещались пористые сосуды с водой или протекала вода из источника. После охлаждения и насыщения влагой в шахте воздух поступал в помещение. Эффективный для жаркого и сухого климата, такой кондиционер оказался бы бесполезным в условиях высокой относительной влажности воздуха.

В Индии попытка противостоять жаркому летнему климату привела практически к созданию вечного двигателя. Установив вместо входной двери в помещение каркас, обвитый кокосовой пальмой - татти, индусы поместили над ним ёмкость, которая медленно заполнялась водой за счет капиллярного эффекта татти. Когда уровень воды достигал определённого значения, ёмкость опрокидывалась, орошая водой дверь, и возвращалась в исходное состояние. Этот процесс повторялся многократно.

В XIX веке британский изобретатель Майкл Фарадей обнаружил, что сжатие и сжижение определённого газа охлаждают воздух. Но его идеи были в значительной степени теоретическими.

Электрический способ кондиционирования воздуха был изобретён Уиллисом Кэррьером примерно в 1902 году. Он же разработал первую систему кондиционирования воздушных масс для типографии в Бруклине. Летом, при процессе печатания, постоянное изменение температуры и влажности не позволяло добиться качественной цветопередачи.

Кэрриер разработал аппарат, который охлаждал воздух до постоянной температуры и осушал его до 55%. Своё устройство он назвал «аппаратом для обработки воздуха». В 1915 году он и еще шесть коллег-инженеров основали собственную компанию «Garner Engineering Co.», впоследствии переименованную в «Carrier» («Кэрриер»). Сегодня Carrier — один из ведущих производителей кондиционеров, ей принадлежит 12% мирового объёма производства.

Сам термин кондиционирование воздуха впервые был предложен в 1906 году Стюардом Крамером, который связывал это понятие с получением кондиционного товара.

Позже дорогие системы кондиционирования воздуха начали применяться для улучшения производительности труда на рабочих местах. Затем сфера применения была расширена для улучшения комфорта в домах и автомобилях.

Первые кондиционеры и холодильники использовали токсичные газы, такие как аммиак и метилхлорид, которые были далеко небезопасны для жизни, когда они просачивались. В 1930-х годах по соображениям безопасности фирма Дженерал Электрик выпустила кондиционер, компрессорно-конденсаторный агрегат которого располагался с внешней стороны здания. Это была первая сплит-система.

Уиллис Кэрриер (Willis Haviland Carrier) рядом с первой в мире холодильной машиной (ЧИЛЛЕРОМ)

Первый автомобильный кондиционер имел мощность охлаждения 370 Вт, был создан фирмой С & С Kelvinator Co в 1930 году и установлен на Кадиллаке.

Томас Мидглей младший первым предложил в качестве хладагента использовать дифтормонохлорметан, названный потом фреоном в 1928 году. Этот хладагент оказался намного более безопасным для людей, но не для озонового слоя атмосферы.

Фреон — торговая марка компании Дюпон для всех CFC, HCFC или HFC хладагентов, название каждого включает число, указывающее на молекулярный состав (R-11, R-12, R-22, R-134). Наиболее часто использовалась смесь HCFC, или R-22, но сейчас отказались от неё. R-11 и R-12 больше не изготовляются, единственный способ купить их — это очистить газ, находящийся в старых кондиционерах. В наши дни самым популярным является хладагент R-410A, безопасный для озонового слоя Земли, невоспламеняющийся, нетоксичный и в высшей степени энергосберегающий.

В 1980-х годах компанией Toshiba был разработан новый способ управления компрессором, заключающийся в изменении частоты тока электропитания компрессора и названный впоследствии инвертором. Инверторное управление питанием позволяет сократить потребление электроэнергии кондиционером на 30%.

Еще древние люди заметили что в тени прохладней, а в пещере и в жаркие дня царит прохлада. Тут и появился принцип кондиционирования. Так люди начали прибегать таким ходам, как наполнять подвалы льдом, у царей слуги вооружались опахалами. И так все длилось до середины XVIII века, пока не началась техническая революция.

В 1815 году француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях ». Но в технически ничего тогда он не сумел воплотить.

После в 1902 году американский инженер Уиллис Карриер создал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Он предназначался для борьбы с влажностью, ухудшавшей качество печати.

Далее система кондиционирования начала набирать обороты в быту. Так в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта. Люди гурьбой начали туда ходить. Все эти аппараты и являются предками современных систем кондиционирования воздуха.

Первый комнатный кондиционер, предок современных сплит-систем был выпущен компанией General Electric в 1929 году . В качестве хладагента использовался аммиак-пары, небезопасные для здоровья. Именно поэтому компрессор и конденсатор были вынесены на улицу.

С 1931 года был синтезирован безопасный для человеческого организма фреон. Конструкторы решили собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры.

На рынке климатической техники долгое время лидировали американцы, однако в конце 50-х годов передовиками стали японцы, лидерство которых длится и по сей день.

В 1958 году японская компания Daikin предложила первый тепловой насос. Так кондиционеры начали работать на тепло.

с 1961 года , когда японская компания Toshiba запустила в производство кондиционер, разделенный на два блока. Наиболее шумная часть кондиционера (компрессор) – вынесена на улицу. Это первые сплит-системы. Шум кондиционеров уменьшена на порядок – шумная часть находится теперь на улице. А внутренний блок возможно в любом удобном месте.

В 1966 году компания Hitachi первой в мире предложила оконный кондиционер с функцией осушения.

В 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних блоков. Так появились мультисплит-системы.

В 1977 году Toshiba впервые в мире выпускает кондиционер с микропроцессорным управлением.

В 1982 году компанией Daikin были предложены VRF – системы, а в 2002 году компания Haier впервые в мире предложила бытовой кондиционер, способный повышать концентрацию кислорода в помещении.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook