Ездой в экстремальных условиях и. Учебно-методическое пособие для водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории «В», «С», «D. Что представляет собой экстремальное вождение

Дата: 21-12-2010, 00:57

Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя - категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.

Принципы вождения автомобиля в зимнее время.

Окончили ли вы автокурсы в Воронеже , Москве или любом другом городе, скорее всего, вы слышали о том, что принципы вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее - по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление, а всеми силами пытаться его сохранить. Каждая хорошая автошкола, будь то автошкола в Воронеже или другом городе, на курсах вождения зимой обучает водителей действовать по инструкции. Именно это и будет уместно в данном случае. Усвоив то, что на курсах преподают инструкторы, можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части.

Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей. Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости - замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи.

Надежность водителя - это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
профессиональная пригодность,
подготовленность
работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
личностные качества (характер, мотивация, установки),
уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

Пути повышения надежности водителей

Существует единый подход к обеспечению высокой
надежности водителей - комплексный.
Он включает два вида воздействий на водителя:
непосредственные и косвенные, т.е. через элементы
системы «водитель - автомобиль-дорога». Возникает
комплекс
различных
мероприятий,
не
только
технических, но также социальных, организационно воспитательных, экономических, правовых, медицинских
и др.
Надежность водителя зависит от того, в какой
степени при начальном обучении закладываются основы
будущих профессиональных качеств, в частности знание
Правил дорожного движения, мастерства вождения
транспортного
средства,
методов
обеспечения
эксплуатационной надежности машин, экономии
топлива.

Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

Такие ситуации могут возникнуть при угрозе
столкновения автомобиля с другими транспортными
средствами или препятствиями вследствие отказа
органов управления или других элементов системы
«водитель - автомобиль - дорога - среда», влияющих на
безопасность
движения
и
работоспособность
автомобиля.
Поэтому водитель должен учитывать эти
обстоятельства и соизмерять свои действия со
сложившейся обстановкой.
Если
избежать
происшествия
невозможно,
водитель обязан сохранить самообладание и принять
все меры для того, чтобы снизить тяжесть его
последствий.

Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
лёгкость формирования двигательных навыков;
высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
скорость и точность сенсомоторных реакций;
быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
хорошая зрительная и оперативная память;
высокая готовность памяти;
настойчивость, решительность, смелость, терпение;
эмоциональная устойчивость;
самообладание, дисциплинированность;
инициативность и сообразительность.

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашем государстве происходит множество ДТП и аварий, в том числе и со смертельным исходом. В авариях разбиваются фары, приходят в негодность автомобили, погибнут люди. В подобных условиях, во многих городах России открыты курсы экстремального вождения.

Следует отметить, что под «экстремальным» вождением подразумевается обучение безаварийному вождению в разное время года и на различных дорогах России.

Основные правила безопасного вождения автомобилиста в экстремальных условиях:

- объезжать неожиданно возникшие препятствия;

Тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе;

Уходить от столкновений;

Погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой системы безаварийного и безопасного вождения является правильная и точная посадка водителя. Следует отметить, что из-за неправильного положения тела водителя теряется время, когда еще можно избежать аварийной ситуации.

Управляя автомобилем необходимо руки держать в верхней части рулевого колеса, сидеть, спиной прижимаясь к автомобильному креслу. Оптимальная посадка позволяет водителю слиться с автомобилем в единое целое и получить оптимальную информацию от дороги благодаря авто «мышечному чувству». Эти технические моменты важны для преодоления опасных ситуаций на дороге в момент опрокидывании, излишнего вращения автомобиля, пробуксовки, заноса.

Водители-профессионалы, обладающие «мышечным чувством», подсознательно знают, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и .

Управление автомобилем левой рукой

Технически грамотный и хорошо подготовленный водитель должен уметь вращать руль левой рукой, правой он может переключать передачи, включать на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Подобный вид управления автомобилем обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь автомобилем одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, перехватывая его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти, не теряя контакта с баранкой, следует отметить, что перекат – не лучший способ контролировать руль, рука в таком положении может проскальзывать, но даже это лучше, чем совсем потерять управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости автомобиля избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий опыта и достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Выполняя скоростное управление, на боковом секторе руля обеими руками поочередно, мы выполняем движение похожее на передвижение по канату.

Старт на скользкой дороге

В правильном и безаварийном процессе управления автомобилем важна посадка и искусство руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (). Движение в гололед даже у опытных водителей вызывает неоднозначное отношение. В зимний период водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда автомобиль начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой, чтобы без проблем стартовать с места, нужно сначала выровнять колеса машины. Если колеса окажутся хоть чуть - чуть повернутые в сторону, это осложнит движение. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если автомобиль забуксовал, решить эту проблему можно выключением и повторным включением сцепления. На автомобиле с нужен двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте автомобиля нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время движения опытные водители водители совершают опережающие действие по управлению автомобилем. В этом автовладельцам помогает опыт, когда водители прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, нужно помнить, что у автомобиля тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Чтобы избежать проблем движения, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так можно преодолеть крутые подъемы, сохранить устойчивость машины на неровной дороге, избежать лишнее переключение передач при езде по снегу, песку и грязи, ускорить выполнение обгона,быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Для управления автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, водитель его приобретет, научится чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро примет правильные решения.

Неопытному водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге.

Курелов А.С.

мастер производственного

Если коротко описать основы экстремального вождения, то можно представить перечень основных рекомендаций и требований. В целом, же предела совершенствованию в экстремальном вождении не существует.
Чем меньше количество совершаемых водителем манипуляций по управлению автомобилем, тем меньше вероятность совершения ошибки.

Правила вождения машины в экстремальных условиях.

Чем более медленными являются действия водителя, тем более быстро перемещается автомобиль. Нажимать на педаль тормоза необходимо аккуратно и с чувством, а отпускать педаль нужно очень плавно. Педаль газа представляет собой не рубильник, работающий по принципу «включено-выключено». Чем меньшим является угол для поворота руля, тем более высокой является скорость движения автомобиля. Рулить необходимо скупо, поворот руля осуществлять на наиболее незначительный угол. В зеркала необходимо смотреть настолько часто, насколько это является необходимым, чтобы получать регулярную информацию о том, какие объекты располагаются поблизости от тебя. Передачи необходимо переключать очень аккуратно и с истинным чувством.

Сначала необходимо тормозить и только после этого осуществлять переключение на пониженную передачу. Для того, чтобы перемещаться быстрее, для начала необходимым является понимание того, каким образом свою работу осуществляют шины. Вести автомобиль необходимо с минимально возможным отклонением увода шин, которое обеспечивает их оптимальное сцепление. Плавно - означает быстро. Необходимо нагружать шины полезной работой при поворотах постепенно. Необходимо стремиться к совмещению усилий торможения поворота и ускорения. Обычно гонки выигрываются на прямолинейных участках трассы, а не в области поворотов. Каждый раз лучшим решением будет более медленно войти в поворот, а выход из него произвести намного более быстрыми темпами, чем в противоположном случае. Это основы вождения вообще, благодаря которым возможно перейти к безопасному экстремальному вождению.

Чем большее количество времени колеса смотрят прямо перед собой, и педаль газа является полностью нажатой, тем более высокой будет скорость перемещения автомобиля. Чем меньшее количество времени вы будете затрачивать на осуществление торможения, тем более быстрыми темпами будет перемещаться автомобиль. Для того, чтобы езду осуществлять быстро, но в безопасном режиме, для начала необходимо осознать, в каких местах можно перемещаться «на полном отрыве», а в каких случаях и местах необходимо соблюдать максимальную осторожность. Необходимо спрогнозировать такую траекторию, в случае которой будет возможно наиболее оптимальное сцепление шин. В случае, когда автомобиль перемещается как по рельсам, мы имеем дело с ситуацией, когда потенциал сцепления шин применяется недостаточно, а водитель может осуществлять свою езду куда более быстрыми темпами.

При обгоне необходимо в обязательном порядке убедиться в том, что тебя заметил водитель обгоняемого автомобиля. Нужно концентрироваться на своем вождении машины, а не на том, какие действия выполняют остальные водители. Нужно свой взгляд фиксировать на том месте, где ты желаешь оказаться. Необходимо думать и смотреть настолько далеко, насколько это представляется возможным. Тренировка сама собой не позволит прийти к совершенству, лишь совершенная тренировка позволит добиться оптимальных результатов экстремального вождения.

Основные правила.

Нужно получать удовольствие! В противном случае удача обойдет вас стороной. Если думаете, что у вас не получится - не получится на самом деле! В случае, если у вас есть уверенность, что уже на протяжении долгого времени отсутствует прогресс, это значит, что ты стоишь у самого порога нового уровня. Перед тем, как выполнять выезд на трассу, необходимо проехать ее в своем воображении с каждой подробностью.

Необходимо оставить свои ожидания и полностью сосредоточиться на собственных способностях и возможностях. Необходимо тренировки выполнять ежедневно, каждую свою поездку использовать в качестве тренировки. Правило обнаружения идеальной трассы звучит так: чем более быстрым является поворот, тем более близко к геометрической траектории гонщик должен вести автомобиль. Чем более медленным является поворот, тем в большей степени траектория должна иметь отличия от геометрической и тем более поздним должен быть апекс.

Зачастую скорость в месте входа в поворот намного важнее, чем более позднее торможение. Чем более крутым, то есть медленным, является поворот, тем позднее апекс, и тем более резко и решительно необходимо выполнять поворот руля «быстрыми руками». Чем более быстрым является поворот, тем более плавными темпами необходимо осуществлять поворот руля «медленными руками», чтобы автомобиль плавно вошел в поворот. Высокое значение средней скорости составляется из высокой скорости при входе, а также сбалансированности автомобиля и раннего разгона в случае выхода из поворота. Степень адаптации желательно повышать лишь благодаря тренировкам и знаниям.

Качество отдачи находится в прямой зависимости от качества приобретаемой информации. Тренировка представляет собой программирование. Управление автомобилем опытным водителем осуществляется на «автопилоте», т. е. на уровне подсознания.

Каждый раз помни, что свое внимание необходимо фокусировать на потенциальных достижениях, а не потенциальных испытаниях. Свое мышление необходимо строить в позитивном ключе, смотреть необходимо туда, где ты в конечном итоге желаешь оказаться как в прямом, так и в переносном смысле слова. Нужно полностью расслабиться, не особо напрягаться, стараться нужно в достаточной мере. Просто нужно допустить все таким, как есть! Необходимо виртуальным образам проигрывать движение автомобиля по наиболее подходящей траектории при повороте в собственной голове. Чем более часто вы будете этим заниматься, тем лучше будет, если это станет наиболее важной составляющей частью твоей мыслительной программы. Вот основы экстремального движения, которые желательно знать каждому начинающему экстремалу.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автобуса, быстро выполнять задачи по перевозке пассажиров. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить представление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.

Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспор­тного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факто­ре, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ± 18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 - 5°. Это обусловливает снижение надежности води теля, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя.

Данные статистики ДТП показывают, что значительная их часть происходит при ясной, сухой погоде, на дороге мало загруженной транспортом; на крутых поворотах, например, число ДТП составляет всего 0,6% (остальное на прямых участках дороги); в снегопад совершается всего 3,5% ДТП, а в туман 0,1%. Но в темное время суток, когда у некоторых водите­лей объективно ухудшается зрение и одной бдительности недостаточно, число ДТП увеличивается до 20%.

Психологи считают, что при обоих крайних состояниях водителя, дремотном или повышенной бдительности, быстрая смена развивающихся событий, ведущая к ДТП, воспринимается водителем как неожиданность.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook