Устройство помпы - что качает воду по мотору? Как проверить работу помпы

Поступление воды из того или иного источника способствует автономному обеспечению домовладения. Иногда воды бывает чрезмерно много и поэтому ее требуется удалять. Для этих целей подходит помповый насос, именуемый как помпа для воды.

Такие устройства применяются также для полива насаждений, заполнения крупных емкостей, например, бассейнов, выполнения других задач.

1 Виды помповых насосов

Условно помповые насосы подразделяют на поверхностные и погружные. Для поверхностных насосов достаточно находится вблизи водоема или другого источника жидкости (внутрь они не опускаются, так как забор воды выполняется за счет шланга). Их преимущества заключаются в удобстве и простоте эксплуатации. Они используются для пожаротушения, осушения подвала, орошения полей, чтобы откачивать воду из колодца, бассейна.

Помповые поверхностные насосы, в свою очередь, классифицируются на:

  • , применяемые в хозяйстве для полива огорода или сада;
  • напорные – элементы системы водоснабжения, назначение которых – повышение давления;
  • насосные станции – приборы с дополнительным оснащением: блоком управления, резервуаром для воды.

Помповый насос погружного типа полностью погружается в воду. Исполнение корпуса из коррозиестойкого материала позволяет справляться с подъемом жидкости с большой глубины. Погружные делятся на:

  • скважинные насосы. Они эксплуатируются с целью откачивания воды из водоносных скважин, имеют цилиндрическую вытянутую форму и большую мощность. Диаметр цилиндра маленький, за счет чего вода может всасываться с большой глубины из узких пробуренных выработок;
  • колодезные обеспечивают подъем воды из глубины колодца, превышающей 9 м. Они предпочтительнее скаженных, поскольку обладают лучшим охлаждением, менее чувствительны к твердодисперсным частицам, содержащимся в жидкости, более производительны. К тому же, их распространенность в обустройстве водоснабжения загородных домов объясняется низким уровнем шума;
  • выкачивают сильнозагрязненную воду с посторонними примесями. Подобные устройства содержат в своей конструкции режущий механизм, измельчающий длинноволокнистые вещества и ускоряющий рабочий процесс;
  • дренажные осушают канавы, затопленные подвалы, траншеи и котлованы. Допускается, если вода содержит ил, песок, иные частицы, диаметр которых достигает 30 мм (но не более).

В зависимости от используемого силового агрегата помпа для откачки воды бывает с ручным приводом, с приводом от ДВС, с приводом от электродвигателя (помповый электронасос). Помповые насосы ручного типа применяется на дачных участках и в сельском хозяйстве для снабжения водой, пригодной для питья, в небольших объемах. Они не зависимы от источника энергии, благодаря этому их применение не ограничено местом.

Помпы с моторизованным приводом (бензиновые, дизельные мотопомпы) достаточно мощные, следовательно, обладают большим спектром возможностей. Они способны пропускать частицы в твердом состоянии диаметром до 5 мм. Укомплектование насоса помпового двигателем внутреннего сгорания позволяет освобождать подвалы, строительные котлованы от жидкости, выкачивать воду из бассейна, колодца, перекачивать из водоема на поле жидкость.

Применение электрических насосов-помп (промышленных, бытовых, специального назначения) наиболее широкое. Их отличие от оборудования предыдущего типа заключается в замещении ДВС электродвигателем. Однако это «привязывает» их к электрической сети.

Невзирая на недостаток, потребитель часто отдает предпочтение именно помповым насосам с электрическим приводом, поскольку они компактны и универсальны: могут эксплуатироваться в поверхностных либо погружных условиях. Менее мощные и малогабаритные помповые электронасосы циркулируют воду в , более мощные модели предназначены для прокачки нефти.

1.1 Область и сферы применения

Популярность помповых устройств обусловлена широтой применения. Они поддержат постоянное давление на требуемом уровне в системах общественного и автономного водоснабжения, осушат пруды и различные искусственные водоемы. Их эксплуатация идеальна в коммунальном хозяйстве, в частных домах, сельском хозяйстве, строительстве, рыболовстве, нефтяной и другой промышленности. Выделяют следующие сферы использования водяных насосов-помп:

  1. Перекачка ГСМ для хранения и транспортировки.
  2. Осушение затопленных погребов.
  3. Полив огородного, садового хозяйства.
  4. Очистка колодцев ливневой канализации.
  5. Обеспечение питьевой водой.
  6. Снабжение водой при тушении пожаров.
  7. Очистка канализационных емкостей и сооружений.
  8. Осушение траншей и тоннелей во время строительных работ, осушение бассейнов.

2 Принцип работы и устройство помповых насосов

Помповый ручной насос при несанкционированном отключении электричества способен с высокой степенью эффективности заменить насосную станцию. Он составлен таким образом, что при его использовании не задействуется электроэнергия. Эти устройства не оборудуются двигателями, которые могут работать от бензина, газа или другого топлива. Насос в сборе выглядит незамысловато, соответственно, его конструкция также не имеет особых сложных элементов.

Выполнены такие мобильные устройства из металлического корпуса, который изготавливают в виде цилиндра. В этом корпусе располагается поршень, посредством привода соединяющийся с рычагом. Когда начинает крутиться рычаг, воспроизводится движение поршня, который понижает давление в корпусе. Вследствие этого, начинается процесс всасывания жидкости, проходящей к сливной трубе через впускной клапан.

Ручная помпа для откачки воды по принципу работы схожа с электрическим аналогом.

Благодаря поступательному движению поршня происходит перекачка воды. На корпусе насоса предусмотрено входное отверстие, через которое происходит поступление и подача рабочей жидкости. К потребителю она подается непосредственно через проделанное выходное отверстие. В оснащении имеется фланец, дополнением к нему является уплотнитель из резины для образования мощной тяги поршня. Отверстие нижнее, предназначенное для забора воды, имеет встроенные клапаны обратного типа, которые отвечают главным образом за корректное функционирование всего механизма.

Когда человек опускает поршень, он перемещается вниз по каналу и приводит в действие подачу воды по клапану, размещенному над ним. В этот момент обратный клапан, расположенный около входного отверстия, закрыт, поскольку на него действует давление поступающей воды. В камере, находящейся над поршнем, начинает формироваться разрежение: резко снижается давление, а вода в связи с работой клапана обратного типа засасывается из источника. Когда цикл повторяется, жидкость перемещается из камеры в пространство под поршнем, после чего поступает в выходную трубу, откуда – к конечному потребителю.

Ручной насос помпового типа в зависимости от конструктивных особенностей имеет разную производительность. Однако редко можно встретить такой ручной агрегат, чтобы он мог выкачивать воду из глубины выше 8 м. Также на показатели производительности влияет и качество обратного клапана. Если производитель устанавливает клапан обратного хода низкого качества, такое изделие не может обеспечить поддержку нужного давления.

Мотопомпы незаменимы при отсутствии постоянного электропитания, однако имеют и недостатки – шум, выхлопные газы. Как и механические помпы, мотопомпы оснащены корпусом, центробежным насосом, привод которого соединяется с ДВС. Поток воды направляется к патрубку выпуска благодаря вращению лопастей колеса. За счет этого создается центробежная сила, образующая в области вращения низкое давление. В результате рабочая жидкость, поддерживая нужную мощность напора, поступает в выпускное отверстие.

Дизельные приборы преимущественнее бензиновых, на что влияет их большая производительность, длительность срока эксплуатации, минимальное потребление топлива.

Моторизованные помпы работают не только с чистой водой, но и загрязненной на глубине 15 м. С учетом двигателя (2, 4-тактного) они в среднем обеспечивают водой в объеме 1800 куб.м/мин. Их конструкции изготавливаются из металла повышенной прочности, устойчивом к сезонным температурным переменам.

У помповых электронасосов в качестве силового агрегата выступает электродвигатель. Конструкции выполняют функции водоснабжения как в быту, так и промышленности. Они в технических характеристиках имеют свои особенности.

Прежде всего, это наличие помпового приспособления ПМЭ, мотора, насоса, маслобака, двух-, одноклапанных приспособлений, пружины для предохранения от механических повреждений РВД, всасывающего рукава высокого давления. Двигатель электропомп имеют защиту от такого явления, как помпаж, повторяющихся хлопков, напоминающих работу . В комплекте есть и пульт ДУ ручного или ножного образца.

2.1 Дизельные помпы CHAMPION DP50E, DTP80E, DHP40E (видео)


2.2 Популярные производители и модели

Востребованные у потребителей насосы помповые таких производителей: Калибр, Forte, Daishin, Hyandai, Sadko, Gardena, Wilo, Honda, Hitachi, Sprut, Al-Ko, Aquatica, Pedrollo и др. Богатый перечень выпускаемых агрегатов позволяет выбрать модель с учетом производительности и цены оборудования для выполнения тех или иных работ.

Например, универсальный итальянский сливной насос (помпа) Mainox UNI 10MA54 – незаменимый помощник для (независимо от производителя), который отвечает за слив из бака отработанный воды, или Plaset 30W – насос в сборе арт. 651016139, подходящий для стиральных машин Ардо и Атлант.

Водяной насос автомобиля , или, как его еще называют, помпа, является одним из ключевых элементов жидкостной системы охлаждения любой современной машины. Его основная функция – это циркуляция охлаждающей жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, после прохождения по кругу температура жидкости снижается, что восстанавливает ее способности охлаждать другие детали.

Водяной насос автомобиля

Чаще всего водяной насос автомобиля располагается спереди блока цилиндров силового агрегата. Его привод осуществляется при помощи клиновидного ремня от коленвала или же посредством зубчатого ремня газораспределительного механизма.

Основные составляющие элементы водяного насоса двигателя:
{typography list_number_bullet_blue}1. Корпус;||2. Вал, на котором находится крыльчатка с сальником. Последний является саморегулируемым. Он способен надежно удерживать охлаждающую жидкость от вытекания из узла во время его работы.||3. Шариковые подшипники, находящиеся в гнезде корпуса узла, в которых вращается вал насоса.||4. Приводной шкив с закрепленным на нем вентилятором радиатора. Последний элемент присутствует не у всех моделей авто. Зачастую вентилятор охлаждения радиатора делают с электроприводом без малейшей связи с помпой.{/typography}

Принцип работы водяного насоса автомобиля таков...
При заведенном моторе антифриз, охлажденный в радиаторе, поступает к насосу, точнее к центру крыльчатки. В итоге пространство между лопастями последней полностью заполняется антифризом. За счет влияния центробежной силы крыльчатка отбрасывает антифриз в сторону. Он через специальное отверстие уходит в рубашку охлаждения силового агрегата. Таким образом, и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.

{typography legend_blue}Стоит отметить, что для исключения подтеканий антифриза между корпусом помпы и блоком цилиндров мотора устанавливается специальная картонная прокладка.{/typography}
Напоследок отметим, что вентилятор, который зачастую располагается на шкиве помпы и приводится в действие вместе с ней, изготавливается из пластика или листовой стали. Чтобы снизить шумность его работы лопасти располагают Х-образно под углами 110и 70 градусов.

С целью снижения мощности, которая необходима, чтобы приводить в движение вентилятор, используют узлы с электромагнитной муфтой. Последняя способна отключать привод вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости снижается до 78-85 градусов. Таким образом, муфта оптимизирует работу системы охлаждения, попутно снижая шумность работы агрегата.

Водяной насос автомобиля

Вакуумная помпа для мужчин предназначена для увеличения полового члена и улучшения эрекции. Этот прибор действует на основе создания отрицательного давления. Несомненно, изделие обладает определенной эффективностью, но его применение сопряжено с риском, особенно при игнорировании правил использования. Инструкция к прибору содержит различные аспекты: время процедуры, схема проведения терапии разреженным воздухом, гигиенические рекомендации, противопоказания.

Принцип действия

Вакуумная помпа для мужчин работает по принципу насоса. Она откачивает воздух в области пениса, благодаря чему снижается давление, что провоцирует прилив крови к половому члену. Так ткани органа заполняются и увеличиваются, вследствие чего у мужчины наблюдается эрекция на 30-60 минут.

Желательно выбрать вакуумную помпу с манометром

При создании отрицательного давления усиленный приток крови возможен благодаря тому, что пенис состоит из двух кавернозных и одного губчатого тела. Они пронизаны кровеносными сосудами. При эрекции эти сосуды наполняются кровью, вследствие чего половой член увеличивается в объеме.

Строение пещеристого тела полового члена

Стоит отметить, что прибор может быть ручным или электрическим. Принцип работы от этого сильно не зависит. От типа откачивания воздуха меняется лишь удобство применения.

Правила применения

Выделяют несколько основных правил применения вакуумной помпы для мужчин:

  1. 1. Новичок в первый раз не должен тренировать половой член более 5 минут.
  2. 2. До проведения процедуры с использованием вакуумного насоса необходимо прогреть пенис, нанести на него специализированный крем.
  3. 3. Если возникает болезненность при откачивании воздуха, необходимо сразу же прекратить процедуру.

Крем для усиления кровообращения в половом члене

Если помпу применить только один раз, то эффект увеличения полового члена сохранится на период не более двух часов. При регулярном проведении процедуры можно добиться внушительных результатов. Вне зависимости от целей использования вакуумной помпы необходимо соблюдать ряд гигиенических рекомендаций. До и после процедуры прибор следует промыть теплой водой с мылом. Однако ни в коем случае нельзя ошпаривать помпу кипятком или кипятить ее для дезинфекции. Если прибор используют двое и более мужчин, то его нужно обрабатывать антисептическим средством.

Не стоит забывать, что помпа довольно хрупка. Потому ее не следует бросать или ударять. Хранить изделие нужно при температуре до 35 градусов, в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте.

Лубрикант

Предварительно рекомендуется смазывать насадку у основания пластиковой колбы лубрикантом. Но стоит знать, что жировая основа смазок способна навредить материалу изделия. После того как устройство подготовлено, в него вставляется половой член, а помпа плотно прижимается к телу. Затем осуществляется откачивание воздуха, создавая внутри колбы разряженную атмосферу.

Чтобы правильно провести процедуру, нужно действовать следующим образом:

  1. 1. Одной рукой необходимо крепко придерживать колбу, чтобы та не отходила от тела. Второй рукой следует нажимать на грушу, рычаг или поршень для откачивания воздуха.
  2. 2. При откачивании обязательно нужно зажимать отверстие на колбе. Если герметичность создается при помощи клапана, то необходимо убедиться, что он плотно закрыт. Разрежение воздуха можно будет заметить по покраснению полового члена и его эрекции. Спустя 30 секунд необходимо разгерметизировать колбу и впустить воздух.
  3. 3. После того как эрекция ослабнет, процедуру продолжают.

Вакуумную помпу рекомендуется использовать 15-20 минут за процедуру. В течение этого времени половой член должен эрегировать до 15-20 раз. Для достижения пролонгированного, устойчивого эффекта следует пользоваться увеличителем раз день. Первую неделю тренировки проводят каждый день, желательно за 1,5-2 часа до сна. С третьей недели продолжительность действия вакуумом увеличивают до одной минуты, но при этом увеличивают время отдыха между повторениями до двух минут. Если после впускания воздуха эрекция слишком быстро ослабевает, то вакуумную помпу применяют совместно с эрекционным кольцом, надеваемым на основание пениса. Оно необходимо для задержки быстрого оттока крови.

Польза

Применение вакуумной помпы для мужчин имеет ряд положительных качеств. Польза состоит в следующем:

  1. 1. Помпа способствует длительной и качественной эрекции после оперативных вмешательств в области полового члена.
  2. 2. Улучшает мужскую потенцию.
  3. 3. Регулярное использование прибора обеспечивает выраженные и более яркие ощущения во время секса, продолжительный оргазм.
  4. 4. Увеличение размера полового члена. Толщина пениса увеличивается до 2 сантиметров, а длина - на 1-1,5 сантиметра при условии использования помпы в течение нескольких месяцев.
  5. 5. Профилактика болезней полового органа, снижение риска образования пещеристого фиброза.
  6. 6. Исправление природного искривления пениса, уменьшение изначальной кривизны на 80% при регулярном применении прибора.

Согласно отзывам, прибор является эффективным. Обычно улучшение половых функций отмечается на 2-3-й неделе регулярного использования, а увеличение пениса - на 4-й неделе.

Вакуумная помпа помогает продлить половой акт, при этом обеспечить полноценный секс при диагнозе эректильная дисфункция.

Вред

Несмотря на эффективность прибора, у него есть определенные недостатки. Выделяют незначительные минусы, и весьма серьезные, которые должны вызывать у мужчин опасения перед использованием помпы.

Применение вакуумной помпы может принести следующий вред:

  1. 1. Образование красных/фиолетовых пятен, возникающих вследствие разрыва капилляров и малых кровотечений.
  2. 2. Злоупотребление прибора может привести к нарушению чувствительности полового члена, онемению и высыханию кожного покрова.
  3. 3. При несоблюдении правил применения и рекомендаций могут возникнуть сильные и резкие болезненные ощущения.
  4. 4. Уменьшение силы эякуляции. При неправильном применении прибора есть риск того, что семяизвержение будет протекать с меньшей скоростью. Это чревато снижением вероятности зачатия у женщин. Для мужчин с плохим качеством эякулята это способно привести к серьезным проблемам с зачатием ребенка.
  5. 5. Помпа способна повлиять на ощущения во время эрекции. Чрезмерное использование прибора способно привести и к отрицательному результату - снижению эрекции.

Противопоказания

Даже при наличии положительных эффектов применение помпы категорически запрещено в определенных условиях. Выделяют следующие противопоказания:

  • заболевания мочеполовой системы;
  • печеночные и почечные патологии;
  • патологическое состояние крайней плоти;
  • проблемы с работой сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный диабет;
  • предрасположенность к тромбозу.

Стоит понимать, что использование прибора несет собой определенную угрозу, а не только положительный эффект. Для снижения вероятности возникновения осложнений необходимо четко придерживаться инструкции по применению, не злоупотреблять вакуумным разрежением. Ж елательно выбирать прибор, имеющий манометр, который позволит регулировать рабочее давление в колбе. Также следует отдавать предпочтение тем изделиям, которые имеют сертификат качества.

Водяной насос - это неотъемлемая часть системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, любого транспортного средства. Устройство этого узла достаточно простое, а предназначение понятно с самого названия.

Описание и устройство помпы

Или водяной насос - это часть системы, которая охлаждает нагретый мотор. Без работоспособности системы или выхода со строя компонентов, моторы перегреваются и приносят много бед своим владельцам.

Водяной насос или помпа системы охлаждения двигателя обеспечивает циркуляцию жидкости через силовой агрегат к охладительным элементам, чем обеспечивает постоянную рабочую температуру внутри конструкции.

Прежде чем приступить непосредственно к разбору основных элементов водяного насоса, стоит понимать общую систему охлаждения движка. Для этого стоит рассмотреть, какие элементы в нее входят, и как проходит процесс циркуляции охлаждающей жидкости:

  • Радиатор.
  • Расширительный бачок.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Водяная рубашка внутри двигателя.
  • Комплект патрубков.
  • Сливные краны и заглушки.

К расширенному кругу деталей системы охлаждения двигателя стоит отнести также: радиатор печки и патрубки печки.

Помпа системы охлаждения двигателя проводит циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Таким образом, стоит понимать, что и как любой насос, она состоит из деталей, а именно:

  • Корпус.
  • Крыльчатка.
  • Приводной вал.
  • Подшипник.
  • Уплотнительное кольцо.
  • Пружинка зажимная (на старых моделях отечественных автомобилей).
  • Шкив (на большинстве моделей съемная часть помпы).

Как работает изделие? При помощи приводного ремня, который зацеплен за шкив система приводится в работу. Движение со шкива передается на вал, а затем и на крыльчатку, которая уже и проводит циркуляцию охлаждающей жидкости.

Стоит отметить, что больше обороты коленчатого вала, тем больше греется двигатель, поэтому шкив коленвала спарен при помощи ремня со шкивом водяного насоса.

Таким образом, чем быстрее крутится главный вал силового агрегата, тем большие обороты помпы, а поэтому циркуляция охлаждающей жидкости проводится быстрее. Проще говоря, чем быстрее крутится коленчатый вал, тем быстрее нужно проводить охлаждение, поэтому и спаривают обороты к/вала и помпы.

Основные неисправности

Неисправный водяной насос может принести немало бед для владельца своего автомобиля, поскольку нарушается система циркуляции охлаждающей жидкости, что ведет к перегреву мотора. Таким образом, нужно знать и понимать, как определить неисправность помпы, а также вовремя заменить деталь.

Стоит отметить, что большинство современных автомобилей оснащены неразборными помпами. Поскольку стоимость детали низкая, и нет смысла проводить переборку элемента. В таких странах, как США и Германия, такой элемент, как водяной насос системы охлаждения считается расходным материалом.

Итак, как распознать неисправность водяного насоса:

  • При запуске двигателя на холодную слышен глухой звук с подкапотного пространства. Стоит отметить, что это может быть связано с другими неисправностями, такими как генератор или приводной ремень.
  • Из-под шкива помпы видны подтеки охлаждающей жидкости. Это означает, что появился люфт между валом и корпусом, или износился резиновый уплотнитель.
  • При проведении диагностики слышен люфт подшипника водяного насоса, но не видно подтеков охлаждающей жидкости. В данном случае, если помпа разборная достаточно заменить подшипник, если нет - придется менять весь элемент.

Методы устранения неисправностей

Устранение поломки водяного насоса зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Так, если водяной насос разборной (для старых моделей автомобилей), есть возможность его перебрать, а вот для неразборных придется менять элемент в сборе.

Ремонт разборной помпы

Ремонт разборного водяного насоса стоит доверить профессионалам, поскольку они знают допустимые зазоры между валом и корпусом, а также могут определить ремонтнопригодность элемента. Так, если было решено, что насос пригодный для ремонта, необходимо провести следующие действия:

  1. Снимаем ремень со шкива насоса.
  2. Демонтируем сам шкив (обычно закреплен на 3 или 4 болтах).
  3. Откручиваем корпус и снимаем помпу в сборе.
  4. С внутренней части демонтируем крыльчатку и стопорные кольца вала.
  5. Проводим выпрессовку приводного вала.
  6. Выпрессуем подшипник, который наверняка остался в корпусе.
  7. Теперь необходимо заменить детали, которые были изношены.
  8. Сборка проводится в обратном порядке.

Конечно, для каждой модели автомобиля этот процесс будет проводиться по-разному, все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства и силового агрегата.

Замена неразборного водяного насоса

Процесс замены неразборного водяного насоса достаточно типичный для всех автомобилей. Так, нет необходимости снимать шкив, поскольку он идет в сборе. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленные на замену помпы:

  1. Снимаем приводной ремень со шкива водяного насоса.
  2. Откручиваем болты крепления корпуса от блока цилиндров.
  3. Вынимаем водяной насос.
  4. Сборку проводим в обратном порядке.

Стоит отметить, что большинство автомобилистов не знают, что между водяным насосом и корпусом двигателя есть прокладка, которая в комплекте с новой деталью зачастую не идет и ее необходимо покупать отдельно.

Последствия несвоевременной замены водяного насоса

После того, как были рассмотрены основные вопросы, которые касаются устройства, работы и неисправностей водяного насоса стоит рассмотреть вопрос последствий несвоевременной замены изделия.

Многие автомобилисты после появления свиста или подтекания помпы продолжают ездить в таком неисправном техническом состоянии, при этом, не задумываясь, чем это ожжет грозить. Таким образом, появляются косвенные признаки того, что ситуация подошла к критической отметке.

Например, постоянно работающий вентилятор охлаждения может не только указывать на неработоспособный термостат, а и о недостатке «охлаждайки» в системе, из-за того, что она вытекает из-под шкива.

Итак, рассмотрим, к каким последствиям стоит готовиться автомобилисту при несвоевременном ремонте узла:

  • Постоянные подтекания жидкости снижают уровень охлаждающей жидкости в системе, что приводит сначала к постоянной работе термостата и доливке жидкости, а затем к перегреву.
  • В свою очередь, перегрев чреват серьезными последствиями, такими, как повреждением внутренних элементов головки блока цилиндров. Самым страшным вариантом становится прогиб и деформация плоскости ГБЦ, что тянет за собой другие страшные последствия.
  • Также, постоянные перегревы способствуют тому, что в корпусе головки блока и блока цилиндров появляются трещины, которые достаточно тяжело устранить.
  • Самым страшным последствием является то, что после деформации ГБЦ охлаждающая жидкость может пойти вовнутрь камер сгорания, а это гидроудар, последствием которого становится полный и бесповоротный капитальный ремонт силового агрегата или замена движка вовсе. Это может серьезно ударить по карману владельца.

На основании выше изложенного, ремонт водяного насоса системы охлаждения стоит проводить вовремя, при обнаружении первых признаков неисправности. Если это не сделать последствия могут стать плачевными для двигателя и владельца транспортного средства.

Вывод

Насос системы охлаждения двигателя - неотъемлемая часть системы охлаждения силового агрегата. Неисправность данного элемента может привести к тому, что двигатель начнется перегреваться, а это в свою очередь может привести к негативным последствиям. Первыми признаками выхода со строя помпы является глухой свист после запуска на холодную и подтеки со шкива.

Водяной насос (помпа) обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобильного двигателя. Водяной насос получил применение на заре автомобильной эры и с тех пор неизменно выполняет важнейшую функцию в поддержании температурного баланса автомобильных двигателей.

История водяных насосов в автомобилях:

  • 1885 г. - появление первых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Охлаждение двигателя воздушное, жидкостное охлаждение не применяется;
  • 1900 г. - появление жидкостного охлаждения двигателя. Циркуляция охлаждающей жидкости происходит «самотеком» - нагревшись, горячая жидкость поднимается вверх, а холодная поступает к цилиндрам двигателя;
  • 1910 г. - жидкостная система охлаждения становится «принудительной». Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается водяным насосом.
Конструктивно водяной насос представляет собой относительно простое изделие, состоящее из пяти частей - корпуса, в котором запрессован подшипник, сальника, защищающего подшипник от охлаждающей жидкости, крыльчатки и шкива.

Детали водяного насоса:

  • корпус (является «основой» всей конструкции)
  • подшипник (запрессовывается внутрь корпуса; на него «насаживаются» крыльчатка и шкив)
  • сальник (герметизирует подшипник от жидкости)
  • крыльчатка (обеспечивает подачу жидкости)
  • шкив (через него обеспечивается вращение помпы)

Рассмотрим детали водяного насоса по отдельности.

Корпус водяного насоса

Широко применяются два вида материала - чугун и алюминий. Алюминий является более современным материалом и позволяет создавать корпуса сложных форм с четким соблюдением размеров, благодаря чему появляется возможность установки подшипника «внатяг», и не применять винт, фиксирующий подшипник от проворота. Чугунные корпуса помп применяются, как правило, на большегрузных автомобилях - там, где обороты двигателя невелики, но требуется большой срок службы детали.

Для справки: существуют эксперименты с использованием пластикового корпуса для водяных насосов, но практического применения пластик не получил.

Часто корпуса современных помп принимают очень вычурные формы. Другая современная тенденция - корпус помпы становится частью блока цилиндров.

«Ременной» шкив. В качестве примера - помпа LWP 1425 для Renault Koleos

Подшипник

Как правило, используется два радиальных подшипника, между которыми размещена смазка. Устаревшая конструкция - два шариковых подшипника открытого типа располагаются отдельно на одном валу и фиксируются от проворота винтами; предусматривается возможность дополнительно запрессовывать смазку между подшипниками, для чего на корпусе помпы располагается пресс-масленка.

Современная конструкция - двухрядный шариковый или шарико-роликовый подшипник закрытого типа, жестко запрессованный в корпусе помпы; в таком подшипнике используется высокотемпературная пластичная смазка, которая не требует замены весь срок службы подшипника и помпы.

«Зубчатый» шкив - привод от ремня ГРМ. В качестве примера - помпа LWP 0558 для Daewoo Matiz

Сальник (уплотнительный элемент)

Предназначен для герметизации подшипника и предохранения его от попадания жидкости. Является важнейшей деталью водяного насоса - в силу «динамического характера» эксплуатации помпы уплотнительный элемент непрерывно испытывает серьезную нагрузку. Современный сальник представляет собой два керамических элемента типа «плоский золотник», прижатые пружинами друг к другу.

«Зубчатый» шкив - привод от цепи ГРМ. В качестве примера - помпа LWP 1435 для Nissan Teana

Шкив

В зависимости от типа привод может быть «ременным» (привод от «простого» ремня) и «зубчатым» (привод от зубчатого ремня ГРМ либо от цепи ГРМ). «Ременной» привод часто делается съемным - в этом случае на валу помпы запрессовывается фланец, на котором впоследствии устанавливается приводной шкив.

В современных двигателях получают постепенное распространение в качестве шкива электромагнитные муфты, которые позволяют регулировать скорость вращения помпы (либо даже «отключать» водяной насос).

Электромагнитная муфта. В качестве примера - помпа LWP 18C4 для Volkswagen Golf VI

Шкив также опосредованно влияет на производительность водяного насоса - ведь подача жидкости зависит от скорости вращения вала, и, изменяя диаметр шкива, можно увеличить (или уменьшить) соотношение скорости коленчатого вала (от которого осуществляется привод помпы) и вала помпы. Однако здесь нужно помнить, что зависимость производительности от скорости вращения вала помпы имеет «параболический» характер - производительность растет по мере увеличения скорости вращения, но при достижении определенных оборотов начинает снижаться.

Конструкторы подбирают такой диаметр шкива, чтобы обеспечить оптимальную производительность помпы на конкретных оборотах двигателя. Основное же значение в плане обеспечения производительности помпы имеет крыльчатка.

Крыльчатка

Является основным «исполнительным механизмом» водяной помпы, отвечающим за ее производительность. Расходные характеристики водяного насоса зависят от следующих параметров крыльчатки:

  1. Диаметр
  2. Расстояние от крыльчатки до «ответной части» («крышки») помпы
  3. Форма лопастей (должны быть «гидравлически правильными»)
  4. Толщина лопастей (чем тоньше лопасти, тем больше объем «захватываемой» жидкости)
  5. Чистота поверхности лопастей (на шершавой поверхности может возникнуть «волновой эффект»)
В стремлении создать «идеальную» крыльчатку конструкторы применяют различные материалы, которые имеют как достоинства, так и недостатки. Остановимся подробнее на наиболее распространенных материалах, из которых изготавливаются крыльчатки водяных насосов.

Чугун

В качестве примера - помпа LWP 0101 для ВАЗ 2101–2107

В качестве примера - помпа LWP 0101 для ВАЗ 2101–2107

Применяется в крыльчатках с самых первых водяных насосов. Используется до сих пор, однако постепенно заканчивает свою «карьеру». Изготовление чугунной крыльчатки не требует высоких технологий; чугун обладает высокой коррозионной стойкостью. Однако чугун имеет шероховатую поверхность и неоднородную структуру; кроме того, у чугуна есть определенные пределы по приданию формы. Лопасти чугунной крыльчатки по определению будут толще, чем лопасти из других материалов.

Пластмасса

В качестве примера - помпа LWP 0226 для Иж Ода (единственная помпа с пластмассовой крыльчаткой, выпускаемая LUZAR)

Относительно современный материал. Отличные «формовочные» свойства и гладкость поверхности; тонкие лопасти. Недостаток - слабая коррозионная стойкость.

Сейчас практически не используется.

Алюминий

В качестве примера - помпа LWP 0190 для Лады Гранты

Занимает «среднее» положение между чугуном и пластиком и имеет достоинства и чугуна, и пластмассы. Хорошие свойства по «формованию», хорошая гладкость поверхности; достаточно тонкие лопатки; высокая коррозионная стойкость.

Листовая сталь

Великолепная «зеркальная» гладкость поверхности, самые тонкие лопасти, высокая стойкость к коррозии. Недостаток - в связи со свойствами материала лопасти такой крыльчатки нельзя сделать закругленными.

На сегодняшний день наиболее распространенный материал для крыльчаток водяных насосов.

Полифениленсульфид (PPS , «керамический пластик»)

Не путайте с обычной пластмассой!

Полифениленсульфид обладает поистине безграничными возможностями - суперкоррозионная стойкость (не боится ни одного из известных растворителей) и суперлитьевые свойства. Единственный недостаток - конструкционная сложность, которая обуславливает высокую стоимость.

Также в крыльчатках - редко - применяются и довольно экзотические материалы. Например, при небольших объемах выпуска - когда нецелесообразно инвестировать в литьевую форму - используются точеные стальные крыльчатки. Существуют варианты покрытия крыльчатки «глазурью», которая позволяет убрать шероховатости поверхности, однако в связи с низкой надежностью такого покрытия крыльчатки по такой технологии производятся только экспериментально.

Вылет крыльчатки

В завершение необходимо упомянуть важнейший параметр водяного насоса - так называемый «вылет крыльчатки», а именно расстояние от лопастей до ответной части помпы. Производительность помпы находится в обратной кубической (!) зависимости от этого расстояния - чем ближе лопасти, тем выше подача. Очевидно, что обеспечение минимального расстояния между лопастями и ответной частью помпы - это очень сложный процесс. Именно здесь и проявляются качественные особенности того или иного производителя. Например, LUZAR контролирует данный параметр на 100% выпускаемых водяных насосах.

Также здесь важно не допустить дисбаланса крыльчатки при запрессовке ее на вал.

В результате данной статьи мы постарались показать водяной насос как сложное технико-технологическое изделие. Будьте внимательны определенного производителя. Руководствуйтесь приведенной информацией, и Вы сможете выбрать действительно эффективное и работоспособное изделие.

Компания LUZAR производит широкий спектр водяных насосов и деталей системы охлаждения с 2003 года. Многие модели поставляются на сборочные конвейеры, то есть являются оригинальными.

Богатый опыт компании LUZAR в производстве деталей системы охлаждения гарантирует высочайший уровень качества изделий.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook