Gf 5 расшифровка. Классы API SN и ILSAC GF5. Классификация моторных масел по гост

ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Был создан Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциацией Производителей Автомобилей (JAMA) с целью ужесточения требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

ILSAC — это что? О пользе ILSAC GF для потребителя

Классификацию ILSAC необходимо рассматривать как подкласс (правильнее сказать «категорию») в API классификации, хотя она и является самостоятельной. Для чего-же была создана такая организация, и зачем она нужна нам с вами? Неужели мало API классификации? Да и кроме API хватает «классификаторов».

Сначала о пользе для потребителя. Так как производство автомобилей не стоит на месте зреет необходимость совершенствования смазывающих материалов для этих самых автомобилей. Скажите мне пожалуйста, неужели плохо иметь еще одного «контролера качества» производства моторных масел? Вот этим и «занимается» ILSAC. Еще одна категория, согласно которой, мы получаем продукцию с более «качественными» свойствами.

Кто у ILSAC мама и папа

Почему американо-японская (или японо-американская:)) организация? Но и API – Институт американский. Понятно, что без США тут – никак. А японцы… Страна маленькая, бороться за рынок сбыта надо… Да и ILSAC задуман как международная организация. С кем-то нужно кооперироваться. И Япония в данном случае – далеко не худший вариант. Собрались, подумали и решили: «Европа – дело хорошее, но мы (производители авто США и Японии) хотим более качественные масла для своих моторов. Вот и стандарт новый (ILSAC) придумали». И куда деваться старушке Европе?

Требования ILSAC

Теперь о том, какие качества моторного масла «улучшает» и классифицирует API классификация ILSAC. Итак:

  • пониженная вязкость масла (очень полезный «наворот» для двигателей повышенной мощности)
  • повышенная стойкость к сдвигу (масло продолжает «работать» при повышенном давлении, и это при пониженной вязкости масла)
  • обязательно присутствует экономия топлива (при использовании масел, отвечающих требованиям ILSAC, можно экономить на расходе)
  • малое присутствие фосфора в масле (этот показатель напрямую связан с долговечностью катализаторов)
  • при пониженных температурах данные масла хорошо фильтруются (улучшенная фильтрация, что-ли (че-то не соображу как выразиться))
  • низкая летучесть масла (моторные масла со временем расходуются (угар, летучесть и все такое), это качество понижает расход масла)
  • пониженное пенообразование (думаю понятное свойство масла)

Категории ILSAC GF

На сегодня существуют следующие категории API: классификация ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4, ILSAC GF-5

  • ILSAC GF-1 – введена в 1996 году и безнадежно устарела. Абсолютно совпадала с API SH для моторных масел вязкостью SAE 0W30, 0W40, 0W50, 5W30, 5W40, 5W50, 5W60, 10W30, 10W40, 10W50, 10W60
  • ILSAC GF-2 – c 1997 года отвечает API SJ для классов вязкости SAE 0W30, 0W40, 5W20, 5W30, 5W40, 5W50, 10W30, 10W40 и 10W50. Кстати тоже считается устаревшей
  • ILSAC GF-3 – с 2001 года соответствует API SL. Предъявлены повышенные требования по экологичности выхлопной системы, экономии топлива, обеспечению производительности двигателя при критических нагрузках. Тоже «не свежая»
  • ILSAC GF-4 – с 2004 года отвечает API SМ и регламентирует классы вязкости SAE 0W20, 0W30, 5W20, 5W30, 10W30 и еще больше «закручивает гайки» по экономии топлива
  • ILSAC GF-5 — введена в 2010 году вместе с API SN. Разумеется, ужесточены все вышеперечисленные свойства моторных масел, включая моющие способности и увеличенный интервал замены масла. Главное отличие от предыдущих версий — возможность применения в двигателях, использующих биотопливо. Является определяющим стандартом для будущих двигателей.

На этом сайте есть моторные масла, которые соответствуют классификации ILSAC GF . Для ILSAC GF-4 это «Полусинтетика 10w30 для бензиновых двигателей», «Kendall. Моторное масло 10w30», «10w40 Super Motor Oil», «синтетика 5w30, API SM ILSAC GF 4». ILSAC GF-5 соответствуют «10w40 полусинтетика для авто с пробегом», «масло Kendall, 5w30 синтетика».

Новая классификация моторных масел по API SN и ILSAC GF 5.

В конце 2010–го года выходят два новых класса моторных масел API SN и ILSAC GF5. Уже с октября 2010 года началось лицензирование. Продукты с новыми классами появятся на нашем рынке в начале 2011–го года.

Новый класс SM создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности).

Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC. Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF–5.

Основные же отличия ILSAC GF–5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.

Требования API SN и ILSAC GF5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Сравнение ILSAC GF–5 и API SN

Требования

Специфическая вязкость SAE

ILSAC GF–5

API SN для ILSAC классов

API SN для прочих классов

API SN ресурсосбережение

Тест на пену метод А

1 мин

1 мин

10 мин

1 мин

Фосфор, мин %

0,06 мин

0,06 мин

0,06 мин

0,06 мин

Фосфор, макс. %

0,08 макс

0,08 макс


Удержание фосфора, %

79 мин

79 мин


Стенд TEOST MHT–4 мг

35 макс

35 макс

45 макс

35 макс

Стенд TEOST 33С, мг

Для 0W20

Совместимость с эластомерами

Да

Да

Да

Да

Индекс застывания (желирования)

12 макс

12 макс

12 макс

Стойкость к эмульгированию

Да

Нет

Нет

Да

Сера, % макс.

0W и 5W

0,5 макс

Нет

Нет

0,5 макс

Сера, % макс.

0,6 макс

Нет

Нет

0,6 макс

Стенд ROBO Seq.IIIGA

Да

Да

Нет

Да

Seq.VID

0W–X

2,6/1,2 мин

Нет

2,6/1,2 мин

Seq.VID

5W–X

1,9/0,9 мин

Нет

1,9/0,9 мин

Seq.VID

10W–30

1,5/0,6 мин

Нет

1,5/0,6 мин

Испытания моторных масел ILSAC и API

GF–1

GF–2

GF–3

GF–4

GF–5

Год введения

1992–93

1996

2001

2004–05

2010

Испытания и параметры






Защита от коррозии

Seq.lllD

Ball Rust

Ball Rust

Ball Rust

Коррозия подшипников, стабильность сдвига

L–38

L–38

Seq.Vlll

Vlll

Vlll

Износ и вязкостные присадки

Seq.lllE

lllE

lllF

lllG & lllA

lllG & ROBO

Износ клапанов

Seq.lVA


Низкотемпературные отложения

Seq.VE

Экономия топлива

Seq.VI

Вязкость

Sae J300

Sae J300

Sae J300

Sae J300

Sae J300

0.12 макс

0.10 макс

0.10 макс

0.06–0.08

0.06–0.08

Способность удерживать фосфор

0.5–0.7

0.5–0.6










Масло Petro-Canada Supreme лицензировано по новейшей категории качества API SN и ILSAC GF-5.

1 октября 2010 года Международная организация API начала лицензирование моторных масел по новому стандарту ILSAC GF-5 и новой классификации API SN .

Компания Petro-Canada в очередной раз подтвердила свои лидирующие позиции в области разработки и производства моторных масел наивысшего качества. На момент принятия нового стандарта, в разработке которого приняли ведущие нефтеперерабатывающие компании, Petro-Canada уже начала серийное производство масла, соответствующего новым классификациям API SN и ILSAC GF-5 .

Petro-Canada завершила процесс сертификации и 15 октября 2010 года масло Petro-Canada Supreme классов вязкости 5W-20, 5W-30, 10W-30 лицензировано по категории качества API SN и ILSAC GF-5 .

Для моторных масел бензиновых двигателей. Одна из причин в том, что классификация API SN возглавила новую категорию моторных масел под названием — ресурсосберегающие.

Чтобы понять, что такого в ресурсо сберегающем масле API SN, нужно разобраться с API SM энерго сберегающем.

Расшифровка API SN и SM

Когда в 2005 году был разработан новый класс API SM, он получил дополнительную спецификацию, точнее его определили в новую на то время категорию энергосберегающих масел, в которой он до сих пор один (API SM).

Energy Conserving (обозначается EC, пример API SM EC ) т.е. энергосберегающее масло, которое обладает маловязкостными свойствами (другими словами более текучее или жидкое), за счет чего достигалась экономия топлива не менее 1,5% от аналогичного эталонного API SM.

Resource Conserving (обозначается RC, пример API SN RC ) и является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC (Resource Conserving) появилось в 2010 году, когда и API SN.

Подводя итоги отмечу, отличием RC от EC является требования к спецификации. Можно сказать, что ресурсосберегающее масло превосходит энергосберегающее, так как требует не только экономии топлива от качественного масла, а так же сохранение деталей системы выхлопа, турбонаддува и совместимость с биотопливом.

На этом расшифровка API SN не закончена. Для более правильного и понятного представления в улучшениях нужно просто сравнить спецификацию API SN и SM.

  • Улучшенная степень защиты при высокой температуре в цилиндрах
  • Меньше отложений в виде нагара
  • Улучшена совместимость с разными видами топлива
  • Улучшенные моющие свойства
  • Улучшенные защитные свойства

Требования для стандарта ILSAC GF-5 аналогичны API SN RC.

На самом деле, требования для международного азиатского рынка достаточно объективны. Если вы найдете на японском масле ILSAC GF-5, можете не сомневаться, что это масло отвечает требованиям API SN RC. Отсутствие спецификации ресурсосберегающего масла лишает его возможности получить стандарт ILSAC GF-5

Строго говоря, моторные масла классифицируются по вязкостно-температурным свойствам и по уровню качества. В первом случае надо говорить о системе классификации SAE, которая является общепринятой во всем мире. Но если пытаться разделять масла по классам качества, тут все выглядит не совсем однозначно. Один из вновь создаваемых стандартов качества получил наименование ILSAC, и его мы рассмотрим далее. Отметим, что данный стандарт разрабатывают американские и японские производители авто под руководством Международного комитета по стандартизации смазочных материалов (ILSAC).

Как и в американской системе API, в стандарте ILSAC различаются материалы, предназначенные для бензиновых моторов и для «дизелей» . Но требования, разработанные сейчас, имеют отношение только к бензиновым двигателям. Не нужно удивляться, увидев на этикетке надпись «For gasoline», тогда как по API материал соответствует классу SJ/CF, имеющему отношение к «дизелям» и бензиновым ДВС одновременно. О том, какая из современных систем классификации является более точной (API, ILSAC, ГОСТ), мы рассуждать не будем. Заметим только, что чем позже стандарт был разработан, тем он актуальнее.

Что же это такое?

Всего в стандарте ILSAC предусмотрено пять классов качества, от GF-1 до GF-5. Отметим, что если моторное масло соответствует одному из указанных классов, оно подходит для эксплуатации с бензиновым двигателем. Но это не значит, что его нельзя эксплуатировать с дизельными моторами. В стандарте ILSAC не рассматриваются требования, предъявляемые к маслу для «дизеля», что иногда может сбивать с толку при выборе.

Как этим пользоваться

Чем выше класс масла по ILSAC, тем оно лучше и современнее. Например, класс GF-2 – то же самое, что API SJ, но при условии, что материал соответствует одному из перечисленных классов вязкости по SAE: от 0W-X до 10W-X, где X равен 30-60, а также 0W-20 и 5W-20. Самый «качественный» класс по ILSAC соответствует классу качества API SM. Но требования стандарта API здесь дополнены следующими пунктами:

  • Динамическая вязкость должна находиться в пределах 2,6-2,9 мПа*с;
  • Материал должен обладать низкими показателями пенообразования, летучести, хорошей фильтруемостью при низких температурах;
  • Регламентируется малое содержание фосфора, что при эксплуатации ДВС с прямым впрыском помогает сберечь иридиевый катализатор .

Как видим, система ILSAC является более современной, чем API. Требования жестче, значит, доверия больше. Масла, соответствующие требованиям класса GF-4, выпускает в том числе «Лукойл». Выбирайте для своего автомобиля самое лучшее!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook