Бронеавтомобиль «Каратель»: подробный обзор российского монстра. Фсб продемонстрировала новейшие броневики российских спецслужб Зил каратель купить

Летом 2015 года на российских дорогах (в частности, в Татарстане) был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Известно, что она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

В Рунете имеется довольно скудная информации о данном автомобиле. Наверняка, многим, интересующимся военной и автомобильной техникой, хотелось бы узнать о «Карателе» больше: зачем нужна машина столь необычного вида, в чем отличия от существующих образцов автомобилей, какие дизайнерские и конструкторские решения были применены при ее создании, каковы ТТХ и насколько надежна защита? Здесь мы постараемся ответить на все эти вопросы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг.

АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе. В течение 2003 г. на заводе изучались возможности участия его в разра­ботке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4x4 грузоподъемностью 2,5 т с уче­том военного и гражданского применения. Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4x4 и 6x6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом.

И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4x4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

Необходимость в новом автомобиле для армии и силовых структур

Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов?

Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн. С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий.

В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника. На­пример, за истекшие 15-20 лет в США получи­ли жизнь три поколения военной колесной ав­томобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советс­кого времени.

Наконец, имеющиеся в нашей стране ар­мейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значитель­ных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных кон­фликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в горо­дах, на пересеченной местности или в горных условиях.

Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4x4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное воо­ружение и средства защиты. С позиции худо­жественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной вы­разительностью внешних форм, технологич­ностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модифика­ций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач.

Проектирование бронеавтомобиля «Каратель»

Реализуя данную концепцию, утверди­ли два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4x4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузо­вом, о которой и пойдет речь.

Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» - руководителем проек­та инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины. Компоновку и размещение агрега­тов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руково­дителем разработки эскизного проекта и ходо­вого макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу.

Нельзя не сказать, что автомобиль с од­нообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектиров­щиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного ма­кета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.

В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баума­на, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитиче­ский материал по автомобилям многоцелево­го назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.

При решении поставленных задач был создан программный комплекс на базе продуктов компании РТС Pro/Engineer - Windchill, который связал весь процесс проектирова­ния - от дизайна до конструкторско-технологической документации. Такой подход позво­лил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность применения на единой платформе различных кузовов, а в шасси - внедрения различных силовых агре­гатов и агрегатов трансмиссии. Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с ис­пользованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполни­телей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполне­ния проекта.

Проектирование велось с учетом тенден­ций в автомобилестроении, связанных с заме­ной литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ - от компоновки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектиро­вание в сочетании с установкой лазерного рас­кроя позволило значительно сократить время на разработку и изготовление отдельных элементов шасси.

ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

Компоновка и дизайн

В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюми­ниевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы - 1000 мм; колея передних и задних колес - 2100 мм; величина колесной базы - 3800 мм.

При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 - январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласова­ния с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и команди­ра находятся в передней части кузова, по бо­кам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа рас­полагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечива­ется круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам.

В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания не­повторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции броне­автомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием. Главными особен­ностями дизайнерского решения машины стали «однообъемность» кузова, «агрессив­ная» решетка радиатора, «граненность» фор­мы, сужение кузова к днищу.

Кузов бронеавтомобиля «Каратель» состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их сты­ковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через ра­диусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует однообъемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля.

Задняя часть корпуса достаточно вытяну­та, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Ана­логичным образом (вертикально) расположе­ны и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидя­щим спинами друг к другу.

Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две бо­ковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависи­мости от функции той или иной модификации.

По бокам крыша переходит в вертикаль­ные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект - сужение днища для уменьшения пов­реждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня.

Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных пе­тель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходя­щую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и уве­личивает возможности ведения боя. Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, откры­вающейся вниз и образующей подножку.

Решетка радиатора сконструирована весь­ма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и под­черкивая его принадлежность к военной технике.

Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствован­ной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надеж­ной и ремонтопригодной. Передние габарит­ные огни расположены в углах решетки радиа­тора. Задние фонари - прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране.

В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда спе­циальных решений внедорожник по теме «Ка­ратель» отличается уникальным футуристиче­ским внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

Бронезащита «Карателя»

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/кв.м), уменьшающей грузоподъем­ность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учиты­вая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании ав­томобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполни­ли с учетом требований возможного брони­рования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентирован­ного полиэтилена.

Предложенная конструкция бронеавтомоби­ля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузо­ва в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с при­менением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля.

На каркас кузова автомобиля «Каратель» могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункцио­нальный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики откры­вания при использовании брони различной толщины.

Кузов «Карателя» имеет унифицированное крепле­ние к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным проти­воминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют опе­ративно трансформировать салон для пере­возки раненых или различных грузов.

Спроектировано и изготовлено техноло­гическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позво­ляет проверить функционирование всех сис­тем автомобиля «Каратель» при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающи­ми органами управления.

Двигатель и ходовая часть

Шасси бронеавтомобиля «Каратель» выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При про­ектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрега­тов. Расположение основных узлов автомоби­ля внутри рамы (обычно они располагаются по ее наружным поверхностям) позволяет в будущем использовать дополнительные объе­мы шасси для размещения вещевых ящиков и дополнительных топливных баков.

На машине используются 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins мощностью 185 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной мало­листовой подвеской.

Несущая рама с лонжеронами постоянной длины и сечения разработана как единый эле­мент, обеспечивающий оптимальное функ­ционирование узлов и агрегатов автомоби­ля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, характерной для серийных автомоби­лей ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнитель­но малого диаметра и с большой толщиной стенки заменили интегральными пространст­венными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают максимально возможное коли­чество функций. Так, в переднем подрамнике объединены передние кронштейны рессор, крепление гидроусилителя руля и централь­ные кронштейны стабилизатора поперечной устойчивости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечи­ны и подрамники выполнены с максимальным сечением и минимальной толщиной стенки по технологии лазерного раскроя, гибки и после­дующей сварки.

Системы наблюдения

По требованию заказчика макетный обра­зец бронеавтомобиля «Каратель» оснастили передовой системой видеона­блюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных условиях и в ночное время. Машину оборудовали шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли функции наружных зеркал переднего и заднего вида, две располагались спереди и две сзади. Изо­бражение с камер выводилось на три дисплея, находящихся перед водителем.

Массогабаритные характеристики

В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г. построили полнораз­мерный ходовой макетный образец автомоби­ля «Каратель».

Его колея составляет 2100 мм, колесная база - 3800 мм. Масса снаряжен­ного образца (без брони) достигает 4570 кг.

Длина автомобиля составляет 6330 мм, ширина - 2397 мм, высота - 2500 мм, размерность шин - 12.00R20, диаметр колес - 1140 мм.

Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения. В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны - начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко.

Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4x4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенци­альными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др.

В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе. Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи В. Васильева в журнале «Техника и вооружение. Вчера. Сегодня. Завтра». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Отечественные силовые ведомства активно перевооружаются. В последнее годы в эксплуатацию приняты десятки новых видов боевой техники: танков, бронетранспортеров, вертолетов, автомобилей. Некоторые новинки стали предметом широкого обсуждения и поводом для горячих споров в интернете. Несколько лет назад президенту Путину продемонстрировали удивительный бронеавтомобиль, одновременно напоминающий транспортное средство Бэтмена и фантастический броневик из компьютерных стрелялок. Естественно, что он сразу же привлек внимание любителей военной и автомобильной техники. Еще больший «хайп» породило суровое название машины – «Каратель».

В сознании большинства наших граждан это слово ассоциируется в первую очередь с антипартизанскими облавами и молодчиками в форме цвета «фельдграу» со «шмайсерами». Данная разработка до сих пор является секретной, поэтому официальной информации о конструкции и характеристиках бронеавтомобиля очень мало, что еще больше увеличивает количество домыслов. В интернете периодически появляются фото «Карателя», сделанные в разных регионах России: его уже видели в Крыму и Татарстане, есть информация о боевом крещении, которое машина прошла в Дагестане. Мы попробуем систематизировать все имеющиеся данные об этом интересном проекте.

Кто разработал бронеавтомобиль «Каратель»?

В интернете циркулирует разная информация относительно создателей «Карателя», что еще больше запутывает ситуацию вокруг проекта. В некоторых источниках указывается, что это разработка КАМАЗА, в других утверждают, что машина была спроектирована на московском ЗиЛе, называются и иные компании.

На самом деле, создание бронеавтомобиля началось в 2008 году на заводе ЗиЛ совместно с компанией «Форт Технология», которая специализируется на изготовлении элементов броневой защиты. Первоначально этим проектом руководил дизайнер Святослав Саакян. Есть информация, что техническое задание на создание автомобиля типа «Каратель» ЗиЛ получил еще в 2002 году от Министерства обороны. В дальнейшем проект броневика полностью перешел к «Форт Технологии», которая сумела заинтересовать ЦСН ФСБ. Кстати, второе название этого броневика – «Фалькатус».

Непосредственное отношение к «Карателю» имеет и Камский автомобильный завод, ибо первый прототип, появившийся в 2010 году, был создан на шасси КамАЗ-4911, хорошо известный общественности благодаря участию в ралли Париж - Дакар.

После появления в сети первых фотографий «Карателя» пользователи обратили внимание на значительное сходство броневика с автомобилем из игры Arma 3. И это действительно так. Первые изображения «Карателя» были выложены в 2012 году, а шутер увидел свет только в 2013. Так что это дизайнеры игры позаимствовали облик брутального броневика у ЗиЛа, а не наоборот.

В апреле нынешнего года «Каратель» впервые принял участие в специальной операции, проходившей в дагестанском населенном пункте Ленинкент. Видео, на котором заснят автомобиль, можно увидеть на ютубе.

Описание конструкции и основные характеристики

Машина до сих пор является секретной, поэтому информации об особенностях ее конструкции мало. «Каратель» предназначен для транспортировки военнослужащих спецназа, причем в десантном отсеке бойцы размещаются спина к спине, что обеспечивает им круговой обзор и возможность вести огонь через бойницы. Кроме того, машина оборудована системой из шести видеокамер, которые позволяют оценивать окружающую обстановку при сложных метеоусловиях и в ночное время. Броня «Карателя» соответствует шестому классу. Подвеска и дно машины защищены от минной опасности. Сообщается, что полная масса автомобиля составляет 12 тонн.

Весьма оригинальной является конструкция дверей: каждая из них состоит из верхней и нижней створки. При этом последняя выполняет функции подножки при десантировании. Определенные вопросы вызывает дизайн передней части броневика с большими окнами, расположенными под чрезвычайно острым углом. Остается только догадываться, насколько водителю удобно смотреть на дорогу, и каковы углы обзора.

Вероятно, что бронеавтомобиль будет оснащен двигателем Cummins (185 л. с.) или ярославским дизелем ЯМЗ-7Э846. В последнем случае мотор с мощностью 730 л. с. позволит разогнать транспортное средство до 200 км/час, правда, расход топлива при этом может составить 100 литров на пройденную сотню километров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве Одной из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?

Вообще, этот проект был изначально направлен на создание машины с улучшенной броневой защитой для нужд специальных подразделений. Впрочем, учитывая наличие неплохо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях сильной конкуренции, даже если ее и примут на вооружение. В принципе, проект в настоящее время активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» в настоящий момент более всего напоминает какой-то гражданский джип из будущего, но никак не боевой автомобиль. Кстати, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются

Начало разработки

К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается обозначение «Клоп».

Первоначальные требования к конструкции

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.

Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.

Пятиминутка объективности

В то время на заводе работал Андрей Степанов, молодой и амбициозный инженер. Он действительно хотел сделать бронеавтомобиль «Каратель». Россия была уже предельно заинтересована таким классом машин, а потому и деньги на проект выделялись исправно. Вот только... Степанов бредил а потому и стремился сделать новый автомобиль так, чтобы его можно было использовать не столько в боевом, сколько в спортивном амплуа. Результат такого подхода был вполне ожидаемым...

Именно поэтому при сборке массово использовались импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого использования машины.

Состав и количество экипажа

Изначально рассчитывалось, что внутри кузова смогут поместиться восемь десантников, сидя спина к спине, а еще трое или четверо расположатся в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, чтобы стрелок при необходимости мог оборонять машину, пользуясь верхним кормовым люком. Изначально не предполагалось оборудовать броневик складными сиденьями и прочими элементами, которые бы облегчили его использование для перевозки грузов.

Работы на ЗИЛе

АМО "ЗИЛ" сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, на тот период занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода вновь отдало распоряжение вставать за чертежи. Ни шатко ни валко, но проект подошел к 2009 году в варианте «Клоп», причем уже существовал крупноразмерный действующий макет. В принципе, к тому времени был не один броневик «Каратель», а сразу два, причем первый сильно напоминал нынешний «Тигр» и был куда более привлекателен для потенциальных заказчиков.

Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его - «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.

Основные технические характеристики

Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота - 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.

Новый движок... и новые проблемы

Но! Впоследствии от итальянской силовой установки отказались в пользу ЯМЗ-7Э846. Вот только и здесь не все так хорошо. Выяснилось, что все это чудо будет потреблять более 50 литров топлива (или даже 100) на 100 км пробега! Вот уж действительно, будущее наступило... По этому показателю внедорожник ЗИЛ «Каратель» может смело конкурировать с танком, хотя по уровню защищенности и близко на него не похож.

Так или иначе, но руководство завода уже и само поняло свою «недоработку», а потому двигатель долгое время усовершенствовался. В каком состоянии этот проект сейчас, доподлинно неизвестно.

Расположение экипажа, обзорность

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.

Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

О защите экипажа

Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.

В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое может быть использовано сразу в нескольких ипостасях. Это всегда ценилось военными.

Что же касается конкретного калибра, от пуль которого может защитить броня, сообщается о способности противостоять 7,62х54R и 7,62х51 НАТО. Мягко говоря, слабовато. Даже старые БТР-80 обладают лучшей защищенностью. Сравните это с «Тигром 6А», который без проблем выдерживает попадание пули калибра 12,7 мм. Вот чем характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки в прессу не попадала, а потому доподлинно не известна.

Основные достоинства машины

Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, неплохая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много у РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иной ниши.

Множество недостатков

Несмотря на все вышеизложенное, у специалистов к этому проекту до сих пор возникает очень много вопросов. Вот только некоторые из них:

    Для чего нужно было использовать столько стекла, пусть даже и броневого? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?

    Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это же не прогулочный экипаж!

    Что же касается «Тигра», то вообще непонятно, чем же ЗИЛ «Каратель» его превосходит? Да и превосходит ли?

    Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Для чего тратить огромные деньги на немецкие АКПП и итальянский дизель? В конце концов, это не настолько важный проект. Отечественный же аналог в этом случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые обзорные окна. Для чего было делать их расположенными под углом 90 градусов? Нет совершенно никаких надежд на то, что эта «броня» выстоит даже под огнем чего-то наподобие ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете. Нет и сведений от производителя о реальной грузоподъемности. Проскальзывала информация о 800 кг, но если это так — все совсем плохо.

Грузоподъемность и прочее

Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше...

Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.

Прочие «казусы»

И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше... Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.

Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».

Здесь нужно отметить состояние самого «Каратель», русский броневик, вряд ли будет производиться на фактически остановленном предприятии. Быть может, проект «выплывет» за счет частных покупателей. Мы уже писали в самом начале статьи, что они проявляют интерес к автомобилю из-за его крайне специфичного внешнего вида.

«Фалькатус» - Бронеавтомобиль центра специального назначения федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Бронеавтомобили появились ещё на полях сражений Первой Мировой войны и с тех пор сложно представить армию без этих боевых машин. В ходе своей эволюции их предназначение постоянно менялось. Правоохранительные органы по достоинству оценили главные качества бронированных машин – возможность быстро доставить бойцов к месту назначения, защитив их от пуль и осколков и при необходимости прикрыть их огнем. Классический бронетранспортер слишком громоздок. Именно поэтому и разрабатываются специальные узконаправленные броневики.

История создания

Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа, а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».

Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.

Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» - противопартизанская машина.

Технические характеристики «Фалькатуса»

Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.

  • Масса пустого - 12 т
  • Полная снаряженная масса - 15,42 т
  • Колесная формула - 4х4
  • Максимальная скорость - 200 км/ч
  • Максимальный угол подъема - 36 градусов
  • Максимальный десант - до 12 человек с водителем

Двигатель

class="eliadunit">

  • Двигатель - ЯМЗ-7Э846, V-образный
  • Тип - дизель
  • Количество цилиндров - 8
  • Объем двигателя - 17 литров
  • Мощность двигателя - 730 л.с. при 2500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент - 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин

Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ

Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа.

Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.

Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.

«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.

Дальнейшая судьба фантастического броневика российского спецназа

«Фалькатус» является одной из самых таинственных единиц бронетехники современной российской армии. Пожалуй, его секретность можно сравнить с первой волной информации о Т-14 «Армата». Подогревает эту таинственность специфическая раскраска машины – большая часть поверхности черная, лобовая часть раскрашена красным. Так что единственное, что остается любителям бронетехники это ждать, пока «Фалькатус» станет штатной и распространенной машиной сил правопорядка.

class="eliadunit">

Бронеавтомобиль ЗиЛ 4×4 «Каратель»

Прогресс и технологии в России во все времена были направлены на повышение ее обороноспособности, в том числе, с начала прошлого века для армии, а затем и для МВД, начали создавать различные типы бронеавтомобилей. По прошествии многих десятилетий эта тенденция, благодаря развитию науки и техники, только набирает обороты. Появление новых материалов, инновационных способов их обработки, эволюция электроники и информационного обеспечения лишь усилило это направление в современном машиностроении не только в нашей стране.

Тема бронеавтомобиля «Каратель» была поднята на заводе «ЗиЛ», где когда-то, кроме гражданских грузовиков, самосвалов и фургонов, производились военные машины повышенной проходимости – истинные колесные вездеходы, самыми яркими из которых, наверное, можно считать ЗиЛ-157 (за сильно выдающийся вперед капот в народе его прозвали «Колун») и ЗиЛ-131. На бездорожье эти трехосные машины, с колесными формулами 6×6, с равноразнесенными мостами и с системой подкачки колес, показали и зарекомендовали себя на «отлично».

Итак, спецавтомобиль ЗиЛ «Каратель» – секретный проект, созданный, как концепт-кар, для будущих разработок бронеавтомобилей такого типа. Бронированная машина будет предназначаться для отрядов специального назначения с возможностью быстрого десантирования экипажа в полной экипировке. Автомобиль должен быть принципиально новым и не похожим на другие, но при этом простым и высокотехнологичным, то есть требовалась хорошо защищенная, многоцелевая (модульная), полноприводная, легкая, надежная, радиопрозрачная и малозаметная машина.

Кроме всего перечисленного, к бронемобилю «Каратель» были выдвинуты такие требования, как малошумность, минимальное тепловыделение (возможно использование гибридного двигателя) и минимальные габариты с низким силуэтом, чтобы затруднить попадание в него. Задача малозаметности для средств уничтожения подразумевала применение технологии Stealth, а радиопрозрачность должна быть достигнута за счет экранирования и использования радиопрозрачных композитных материалов.

Защищенность машины обеспечена не только легкой, но прочной броней и бронированными стеклами, но и высоко поднятым над землей корпусом с клиновидным днищем, что защитит от мин экипаж автомобиля, состоящий из 11 человек. Кроме этого, экипаж, включающий водителя, командира и 9 десантников, защищают антифугасные эргономические сиденья, снижающие силу ударной волны от взрыва под броневиком. Сидения, предназначенные для десанта, могут складываться, тем самым, создавая единое грузовое пространство для транспортировки различных грузов или раненых бойцов.

Все важные системы автомобиля размещены внутри зауженной рамы, то есть с наружной стороны нет ни бензобаков, ни аккумуляторов, ни ресиверов, ни даже каких-либо подножек. Такое решение увеличивает живучесть машины во время боевых действий, а на пересеченной местности водитель не боится повредить о препятствия жизненно важные системы. В дальнейшем на ЗиЛ «Каратель» планируется устанавливать мотор-колеса производства РКК «Энергия» и оборудовать его мультимексной системой электрооборудования, разработанной в НТЦ «Мультисеть».

В создании всех бронеавтомобилей самым сложным этапом является вопрос снижения массы, так как тяжелая стальная броня зачатую сводит грузоподъемность машины к минимуму. Для этого инженеры, уже на этапе разработки проекта, вынуждены были искать более легкие, альтернативные стальной броне, композитные материалы, которые не уступают ей по прочности. Согласно техническому заданию, полная масса многофункционального внедорожника «Каратель» не должна была превысить 8 тонн. И такой материал был найден в Институте пластмасс им. Петрова.

Для создания ходового образца конструкторы выбирали самые современные узлы и агрегаты. Так секретный ЗиЛ был поставлен на шасси от КамАЗа с колесами R20 (мосты от ЗиЛа не подошли по ширине). Но в перспективе рассматривается установка «зиловских» ведущих мостов с расширенной до 2100 мм колеей. В качестве силового агрегата Каратель получил четырехцилиндровый турбированный дизель Cummiпs 4 ISBe Е3, мощностью 150 л.с. и объемом около 4.5 литров, а так же пятиступенчатую коробку передач, сцепление с пневмоусилителем и раздаточную коробку ZF.

Испытания показали, что на дорогах с твердым покрытием многофункциональный бронеавтомобиль ЗиЛ-3901С1 развивает максимальную скорость 100-120 км/ч. Внедорожник с колесной формулой 4×4 способен преодолевать подъемы с уклоном до 31°. В ходе проверки автомобиля были выявлены и некоторые недостатки, а именно – обзор через лобовое стекло водителю был достаточно ограничен из-за его чрезмерного наклона, несмотря на все соответствия российским ГОСТам. Но, в целом, новый бронемобиль ЗиЛ бы признан удачным проектом и, тем самым, стал прототипом для разработки будущих модификаций.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook