Летчик водопьянов михаил васильевич. Биография. Приблизительный поиск слова

Биография

ВОДОПЬЯНОВ Михаил Васильевич , советский общественный и военный деятель, генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (20.4.1934).
Родился в крестьянской семье. В феврале 1919 г. добровольно вступил в Красную армию и был зачислен красноармейцем в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец»: подвозчик бензина, помощник авиамеханика. В составе дивизиона участвовал в Гражданской войне, сражался с белогвардейской конницей генерала К.К. Мамонтова и войсками генерала П.Н. Врангеля. С конца 1920 г. в том же дивизионе служил шофёром. После окончания боевых действий был демобилизован и работал шофёром и грузчиком в Москве. В июле 1924 г. принят мотористом в мастерские Всероссийского добровольного общество воздушного флота («Добролёт»). Здесь, кроме специальности моториста, освоил профессию бортмеханика. В 1928 г. окончил лётную школу «Добролёта», сдал экзамены на звание пилота 3-го класса и стал работать пилотом ГВФ. В 1929 г. окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика «Добролёта» участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. Награждён Особой грамотой и значком «Активист Авиахима». С 1929 г. работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске и первым, 9 января 1930 г., освоил пассажирскую воздушную линию на остров Сахалин. Затем работал на Центральном аэродроме пилотом 1-го класса в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Позднее летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам: Москва - Иркутск и на остров Сахалин. В 1932 г. переведён на Каспий, затем работал командиром корабля 1-й категории в особом отряде Транспортной авиации Главсевморпути. Зимой 1933 г. в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет потерпел аварию на озере Байкал; бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы. Позднее, в составе особого отряда Главсевморпути, в декабре 1933 г. принимал участие в поиске и спасении членов экспедиции и экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин». За проявленное мужество и героизм 20 апреля 1934 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая звезда» №6. В 1936-1937 гг. совершал полёты в Арктику и участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире 21 мая 1937 г. произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса, доставив на Северный полюс первую дрейфующую станцию. С февраля 1938 г. исполнял обязанности начальника Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, с декабря пилот 1-го класса в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации. В должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.; совершил несколько боевых вылетов. В феврале 1940 г. ему было присвоено воинское звание комбрига.

С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 г. комбриг М.В. Водопьянов из Управления полярной авиации был переведён в ВВС Красной армии, и назначен командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. он лично участвовал во втором авианалёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником, но через линию фронта сумел вернуться в расположение части. За большие потери личного состава и авиационной техники был смещён с должности командира дивизии. В дальнейшем продолжал совершать боевые вылеты в качестве командира корабля 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка. В апреле 1943 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С сентября 1943 г. состоял в распоряжении командующего авиацией дальнего действия для выполнения специальных заданий (с декабря 1944 г. - 18-й воздушной армии).

После войны в феврале 1946 г. по болезни уволен в запас. В 1948-1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях. Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён: 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.

Прозаик, очеркист, драматург, мемуарист, легендарный полярный летчик М. В. Водопьянов родился 19 ноября 1899 года в с. Студенки Липецкого уезда (ныне – часть г. Липецка) в бедной крестьянской семье. С девяти лет он подвозил с карьера известняк для Сокольского завода.

В 1918 году М. В. Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал грузчиком, учился. С 1925 года он – авиационный моторист, затем бортмеханик. В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта», в 1929 году – Московскую лётно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и лётчика М. В. Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года он первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский. В 1934 году вместе с другими шестью летчиками спас 102 человека с затонувшего ледокола «Челюскин» в Чукотском море и стал одним из первых Героев Советского Союза. 21 мая 1937 года во главе авиаотряда впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда исследовательскую группу Ивана Папанина.

В 1937 году М. В. Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа. По его депутатскому запросу Нарком здравоохранения выделил средства на приобретение оборудования для построенной в г. Липецке больницы НЛМЗ.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Васильевич командовал дивизией авиации дальнего действия. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года – в отставке. В 1948-1950 годах он участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1», «Север-2» и в исследованиях Арктики. Был награжден четырьмя орденами Ленина и Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Литературной деятельностью М. В. Водопьянов начал заниматься с 1935 года. Среди его ранних произведений немало рассказов, очерков и пьес, действие которых отнесено в близкое будущее, описываемое, в основном, с точки зрения летчика-практика, озабоченного перспективами развития авиации, освоения Арктики. Такова повесть «Мечта пилота», переделанная в пьесу «Мечта» и другие. Он – автор романов «Валерий Чкалов», «Киреевы», повестей и рассказов, а также пьес: «В ледяном плену» и т. д.

Михаил Васильевич много раз приезжал в Липецк, где жили его мать и родственники. В 1969 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».

Его именем названа улица в городе Липецке. В 2001 году липецкой средней школе № 9 присвоено имя Героя Советского Союза М. Н. Водопьянова. В 2009 году военно-исторической библиотеке «Истоки» МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка было присвоено имя Героя Советского Союза М. В. Водопьянова и установлена памятная стела в честь 110-летия со дня его рождения.

Произведения автора

  • Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
  • Полеты / [худож. И. З. Копелян]. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
  • Михин, Ф. И. Липецк: очерк / Ф. И. Михин; с предисл. Героя Совет. Союза М. [В.] Водопьянова. – Воронеж: Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
  • Полк ДД: пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство; Ленинград, 1942. – 110 с.
  • Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
  • На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
  • Полярный летчик: рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
  • Гордое слово: рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
  • Киреевы: роман / [худож. М. В. Романов] ; [лит. ред. О. М. Румянцевой]. – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
  • Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
  • Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
  • Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз, 1959. – 199 с.
  • Летчик Чкалов. – М. : ДОСААФ, 1963. – 198 с.
  • Взрыв на заре: докум. повесть о юном партизане В. Куриленко. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 252 с.
  • Повесть о первых героях. – М. : ДОСААФ, 1968. – 136 с. – (Молодежи о героях и подвигах). – То же: 2-е изд.. – М. : ДОСААФ, 1980. – 176 с.
  • Летать рожденный: документальная повесть [о генерале Дугласе] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : ДОСААФ, 1969. – 207 с.
  • Друзья в небе. - 2-е.изд. – М. : Сов. Россия, 1971. – 300 с. – (Годы и люди).
  • На перекрестке бурь: докум. повесть [о М. С. Бабушкине] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Моск. рабочий, 1971. – 216 с.
  • Небо начинается с земли: страницы жизни. – М. : Современник, 1976. – 413 с. – (Новинки «Современника»).

Литература о жизни и творчестве

  • Артамонов В. И. Земля и небо Водопьянова / В. И. Артамонов. – М. : Политиздат, 1991. – 126 с. : ил. – (Герои Сов. Родины).
  • «Это было счастье!»: некоторые подробности из жизни полярного летчика М. Водопьянова: [записки и письма 1937 г.] / подгот. В. Богданов // Липецкая газета. – 1997. – 6 авг.
  • Шахов В. В. Крылатая легенда из Студенок: (военно- патриот. проза М. В. Водопьянова) // Сочинение о Великой победе: липецкое эхо войны / В. В. Шахов. – Липецк, 2004. – Ч. 1. – C. 19-22.: ил.
  • Огрызков К. Т. Гордость наша // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 42-43.: фото.
  • Яблонский А. Мальчишки играли в Водопьянова... // Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах: липецкие журналисты в годы Великой Отечественной войны. – Липецк, 2005. – С. 65-68.: портр.
  • Селезнева Е. Наш первый герой // Липецкие известия. – 2004. – 24 нояб. (№ 47). – С. 7.
  • Масликов В. В августе 41-го: [о воен. службе М. Водопьянова] // Липецкая газета. – 2005. – 6 авг. – С. 5.
  • Кибальниченко А. Настоящий герой: [рассказ о семье Водопьяновых их соседки А. Н. Куприяновой (Мокрушиной)] // Добрый вечер. – 2006. – 12-18 апр. (№ 15). – С. 18.
  • Водопьянов Михаил Васильевич // Почетные граждане города Липецка. – Липецк, 2006. – 14-15: портр.
  • Осипов В. М. Родом из Студенок // Два океана – один причал / В. М. Осипов, А. В. Кулик. – Липецк, 2008. – Гл. 2. – С. 24-34.: ил.
  • Неверов И. В лучах Золотой Звезды: [о М. В. Водопьянове и нов. экспонатах липец. шк. № 9, носящей его имя] // Липецкая газета. – 2008. – 16 апр. – С. 1, 3.
  • Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]. – Липецк, 2009. – 355 с.
  • Березнев А. Мечты пилота: Михаил Водопьянов: летчик, герой, литератор // Петровский мост. – 2009. – № 4. – С. 157-163.
  • Селезнева Е. Почетный гражданин: сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Водопьянова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.
  • Кукрак С. Богатырь всея Руси // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 19-22.
  • Меркурьев В. На Берлин!: в ночь с 9-го на 10-е авг. 1941 г. 1 дивизия авиации дальнего действия во главе с нашим земляком М. Водопьяновым бомбила Берлин // Липецкие известия. – 2009. – 5 авг. (№ 31). – С. 18.
  • Милютинская С. Кусочек водопьяновского неба: [о музее М. В. Водопьянова в сред. шк. № 9 г. Липецка] // Золотой ключик. – 2009. – 8 дек. (№ 25). – С. 15-18.: фото.
  • Березнев А. Т. 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза М. В. Водопьянова // Вестник Героев. – 2009. – Нояб. (№ 21). – С. 1-6.: фото.
  • Водопьянова М. Ю. Два долгих звонка в дверь... : вспоминает внучка Героя:[беседа с внучкой М. В. Водопьянова Марией Юрьевной Водопьяновой] / записала О. Бочкова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.

Справочные материалы

  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 101.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 208.: ил.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 97.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 21-22.
  • Этот день мы приближали как могли…: Липецкий край – Великой Победе: рек. указ. лит. – Липецк, 2010. – Ч. 2. – С. 67.

18 ноября 1899 года родился Михаил Водопьянов, летчик, первым севший на Северном полюсе.

Личное дело

Михаил Васильевич Водопьянов (1899—1980) родился в селе Студенка, позднее ставшем частью Липецка, в крестьянской семье.

«Мне не было и восьми лет, — вспоминал Водопьянов, — когда отец поссорился с дедом и решил уехать из родных мест. Наша семья проделала тогда большое путешествие. Мы приехали в Сибирь и поселились в Тайшете. Отец получил работу грузчика на железнодорожной станции. Сначала все сложилось как будто неплохо — сняли на окраине маленькую деревянную баню и расположились в ней почти так же удобно, как в избе».

Вскоре отца по неизвестной причине посадили. Водопьянов, рассказывая об этом, упоминал лишь, что в тюрьме тот научился грамоте от «политических». Мать одна воспитывала Михаила и его годовалую сестру.

Чтобы прокормить себя и детей, она занималась поденной работой и торговала пирожками на станции. «Жизнь наша, и прежде небогатая, теперь стала просто тяжелой», — рассказывал Водопьянов.

Сам он спустя год после ареста отца нанялся на лето извозчиком на песчаный карьер, заработав там немного денег. Осенью пошел учиться в школу, однако с началом морозов прервал учебу, потому что не имел теплой одежды. В 1912 году семья вернулась в Липецк.

В 1919 году Водопьянов записался добровольцем в Красную Армию, служил в конной команде при Липецком аэродроме. Рассказывал: «Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта — научиться летать. Советовался я по этому поводу с механиками, но они только покачивали головами: "Образования у тебя, парень, для этого мало". Однако с их же помощью я стал учиться — сначала грамоте, потом арифметике. Одновременно учился управлять автомобилем».

В 1921 году Водопьянов демобилизовался и стал работать шофером в Москве, куда во время гражданской войны перевели его часть. Затем был принят на московский аэродром: ремонтировал авиадвигатели, вскоре стал бригадиром.

В 1925 году выдержал экзамен на бортмеханика. В 1928 году окончил летную школу «Добролета», в следующем году — Московскую летно-техническую школу.

Участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане, работал на почтовых рейсах.

В январе 1930 года был первым авиатором, открывшим пассажирскую линию из Хабаровска на Сахалин. В том же году выучился на морского летчика из-за нехватки на Дальнем Востоке сухопутных аэродромов.

С 1931 года, когда управление гражданского воздушного флота — бывший «Добролет» — собрало специальный отряд для переброски матриц «Правды» в крупнейшие города СССР, работал в этом отряде. Летать приходилось ночью, по компасу и городским огням, из-за чего Водопьянов один раз даже посадил самолет в Подмосковье, а потом останавливал скорый поезд и таким образом вез газетные матрицы до Ленинграда.

Зимой 1933 года во время испытательного перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский летчик задремал и попал аварию на берегу Байкала.

«Врачи обнаружили ряд рваных ран на голове, из которых четыре были весьма серьезными, перелом нижней челюсти в области подбородка, семь выбитых зубов и большую рану на подбородке. Надбровные дуги были порезаны, видимо, очками, разбитыми во время аварии. Обе брови глубоко рассечены. Еще глубже была рана на переносице», — рассказывал Водопьянов. Его бортмеханик Серегин погиб в той аварии.

К концу года летчик поправился и вызвался повторить неудавшийся перелет. «Самолет мне дали, и я приступил к подготовке. Двадцатого января 1934 года переоборудование машины было закончено», — вспоминал он. Вначале усовершенствованный летательный аппарат был опробован на беспосадочном перелете Москва — Ленинград.

А в марте-апреле 1934 года Водопьянов участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». Все семеро летчиков, участвовавших в спасении челюскинцев со льдины (в их числе и Водопьянов), стали первыми Героями Советского Союза.

В 1936—1937 годах авиатор совершал полеты в Арктику, командовал летным отрядом. 21 мая 1937 года он первым в мире осуществил посадку на лед в районе Северного полюса. На своем самолете доставил группу полярников, которые организовали дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). Вернувшись в Москву, Водопьянов был награжден орденом Ленина (во второй раз Героя тогда не давали).

В том же 1937 году Водопьянов избрался депутатом Верховного Совета СССР.

Во время советско-финской войны 1939—1940 годов совершил несколько боевых вылетов, командовал тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.

С началом Великой Отечественной войны был назначен командиром дивизии дальних бомбардировщиков. В августе 1941 года Водопьянов на Пе-8 совершил ночную бомбардировку Берлина. Бомбардировщик был подбит, Водопьянову удалось посадить его и вернуться к своим.

В 1943 году получил звание генерал-майора авиации. После войны продолжил службу летчика-полярника. В 1948—1950 году участвовал в организации новой научной станции «Северный полюс — 2» и в других исследованиях Арктики.

В 1954 году вышел на пенсию и основательно занялся литературной деятельностью, был принят в Союз писателей СССР.

Чем знаменит

Известный летчик-полярник, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», пилот, первым в мире севший на лед Северного полюса. Один из первых Героев Советского Союза, генерал-майор авиации. Автор двух десятков биографических книг о покорении неба, член Союза писателей СССР.

О чем надо знать

Михаил Водопьянов

10 августа 1941 года Водопьянов командовал бригадой из 10 бомбардировщиков, летевших ночью бомбить Берлин. Уже на старте у одного из самолетов отказали двигатели, он упал вблизи ленинградского аэродрома и взорвался. Еще один бомбардировщик был по ошибке сбит своими же зенитчиками над Финским заливом. Два других борта из-за неполадок с двигателями отбомбились на запасные цели и вернулись домой.

Шесть оставшихся бомбардировщиков смогли долететь до Берлина и сбросить бомбы, но до дома не долетели. На обратном пути у самолета Водопьянова из-за разряженного воздуха (летчик спасался на высоте от зениток) отказал двигатель. Водопьянову удалось совершить посадку в лесу, на деревья. Чудом никто из экипажа не пострадал, они смогли быстро перейти линию фронта и вернуться в часть.

После возвращения с задания Сталин вызывал Водопьянова к себе для доклада. После этого пилота сняли с должности командира дивизии, однако никаких репрессий не последовало — он продолжил бомбить противника, совершая до 20 ночных вылетов. В 1943 году Водопьянову было присвоено звание генерал-майора авиации.

Прямая речь

О награде за спасение челюскинцев (М. Водопьянов « Путь летчика »): «Тринадцатого апреля, ровно через два месяца после гибели парохода "Челюскин", был отдан рапорт партии и правительству о спасении всех челюскинцев. В ночь на четырнадцатое апреля мы слушали ответную радиограмму, полученную из Москвы:

"Ванкарем, Уэлен.

Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину

Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся Вашей победой над силами стихии. Рады, что Вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой родины.

Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР:

1) об установлении высшей степени отличия, связанного в проявлением геройского подвига, — звания "Героя Советского Союза",

2) о присвоении летчикам: Ляпидевскому, Лепаневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания "Героев Советского Союза",

3) о награждении орденом Ленина поименованных летчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования.

И. Сталин. В. Молотов. К. Ворошилов. В. Куйбышев. А. Жданов".

Мы долго стояли молча. У каждого сердце наполнилось нескончаемой радостью».

О первой в мире высадке на Северном полюсе (там же): «Мысль, что я веду самолет на полюс, вызывала во мне такие бурные приливы радости, что мне стоило большого труда сдерживать волнение и спокойно вести машину по заданному курсу.

Мы постепенно набираем высоту. Вот уже тысяча метров. Мороз двадцать три градуса. Дует ровный встречный ветер. Путевая скорость незначительна. Самолет идет спокойно; отсутствует качка, опасная для нашей перегруженной машины. <…>

[Механик Ф. И.] Бассейн подошел ко мне:

— Товарищ командир, через час, а может быть и раньше, один из моторов выйдет из строя.

Эти слова не сразу дошли до сознания, хотя Бассейн с предельной ясностью и четкостью рассказал о создавшемся положении. Мои мысли были далеко, там — на полюсе.

— Какой мотор? Почему?

— Левый средний, — ответил Бассейн. — Мотор где-то под крылом теряет антифриз. Вероятно, в радиаторе течь. <…>

Пока мы с Бабушкиным неуклонно вели машину вперед, [механики] Бассейн, Морозов и Петенин не теряли ни минуты. Они прорезали металлическую обшивку нижней части крыла, нашли в верхней части радиатора течь во фланце и поспешно обмотали трубку фланца изоляционной лентой и тесьмой. Но потеря антифриза не прекращалась. Драгоценная жидкость капля за каплей уходила из мотора.

Трудно определить, кому из механиков первому пришел в голову еще один способ спасения сочившейся из мотора жидкости. Возможно, что всем троим одновременно. Во всяком случае, все они дружно взялись за работу. Размотали ленту, стали прикладывать к трещине во фланце сухие тряпки и, когда тряпки пропитывались жидкостью, отжимали их в ведро, а затем с помощью насоса перекачивали жидкость обратно в бачок мотора.

Для этой, казалось бы, несложной операции механикам пришлось снять перчатки и в двадцатиградусный мороз, при сильном ветре, высовывать наружу голые руки. Очень скоро обмороженные руки покрылись кровавыми ссадинами, а на ладонях от ожогов горячей жидкостью появились волдыри. <…>

На самолете все знали, что мы приближаемся к цели. Люди притихли и с нетерпением ждали заветного сообщения [флаг-штурмана экспедиции] Спирина.

И вот Иван Тимофеевич снова вышел из своей рубки.

Теперь на лице его сияла улыбка. Он подошел ко мне и произнес торжественно и тихо:

— Под нами полюс!

Полюс! Веками стремились сюда люди. Они жертвовали своей жизнью, пытаясь пробить путь к вершине мира.

И вот я — в прошлом простой деревенский парень, ныне летчик, воспитанный большевистской партией, — нахожусь над полюсом! Еще несколько минут, — и я посажу нашу машину там, где никогда не садился ни один самолет».

7 фактов о Михаиле Водопьянове

  • В 1924 году Водопьянов, тогда еще шофер, женился на машинистке Марии Дмитриевне. В 1925 году в семье родился первенец Владимир, в 1926-м — дочь Вера, 1933-м — сын Михаил, в 1937-м — Юрий, в 1941 году родился пятый ребенок — дочь Наташа. С конца 1930-х годов семья Водопьяновых жила в пятикомнатной квартире в московском «Доме на набережной». В 1969 году летчик овдовел.
  • Писать Водопьянов начал еще в больнице, после катастрофы на Байкале. Среди его книг: «Мечта пилота», «Полярный летчик», «Валерий Чкалов», «Путь летчика», «На крыльях в Арктику», «Уральский сокол: Документальная повесть о летчике Герое Советского Союза А. К. Серове», «Небо начинается с земли» и другие.
  • Водопьянов — не только Герой Советского Союза, но и обладатель четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени.
  • По неподтвержденным данным, в 1949 году летчик совершил секретную высадку на Южном полюсе, за что и получил один из орденов Ленина.
  • На севере Москвы и в Липецке есть улица Водопьянова, в Севастополе его именем назван спуск.
  • Имя Водопьянова носит один из самолетов Ил-96-300 — самый большой пассажирский самолет в России. А также первый Sukhoi Superjet 100.
  • В 2013 году на Ходынском поле в Москве был установлен памятник Водопьянову. Скульптурная композиция располагается на Аллее летчиков-героев и посвящена первому в истории приземлению на Северном полюсе.

Материалы о Михаиле Водопьянове:

Водопьянов Михаил Васильевич летчик-полярник, Герой Советского Союза ¦ 6. Родился 18 ноября 1899 в селе Студенка (ныне - в черте города Липецк). Русский. В армии с 1919. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей, с 1920 - помощник шофера, с 1921 - шофер. Участвовал в гражданской войне. С 1925 - авиационный моторист, затем бортмеханик. В 1928 окончил летную школу "Добролета", в 1929 - Московскую летно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и летчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В 1929 первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты "Правда", доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва-Ленинград, Москва-Иркутск, на остров Сахалин.

Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет разбивается на озере Байкал. Бортмеханик погибает. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы, впоследствии только на одну голову наложили тридцать шесть швов.

В 1934 после долгой осады правительственной комиссии добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелет длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на деревянно-полотняном самолетике Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжелой трассе. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда десять человек.

Звание Героя Советского Союза Михаилу Васильевичу Водопьянову присвоено 20 апреля 1934 за мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев.

В 1936-1937 совершал полеты в Арктику, был командиром летного отряда, доставившего на Северный полюс 21 мая 1937 первую дрейфующую станцию. Впервые в мире произвел посадку самолета на северный полюс. За что получил орден Ленина (дважды героями в то время не становились).

Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 - командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В августе 1941 лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет Пе-8 был сбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.

С 1946 - в отставке. В 1948 участвовал в организации дрейфующей станции "Северный полюс-2". Занимался литературной деятельностью, член Союза писателей.

Лучшие дня

Кто разработал и испытал акваланг?
Посетило:226
В этой книге прославленный лётчик Герой Советского Союза М. В. Водопьянов рассказывает о мужестве и героизме советских людей во время Великой Отечественной войны, о том, как он и его боевые товарищи водили тяжёлые воздушные корабли-бомбардировщики в дальние тылы врага.

Имя Чкалова навсегда вошло в историю авиации. Он первым совершил беспосадочные перелеты через Ледовитый океан на Дальний восток и в Северную Америку. Он внес много нового в тактику воздушного боя, и его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Гибель Чкалова в расцвете его творческих сил - огромная утрата для авиации.
Михаил Водопьянов в своей книге отразил основные моменты жизни и деятельности Валерия Чкалова.

Михаилу Васильевичу Водопьянову есть что поведать читателям. Жизненный путь этого славного летчика богат интереснейшими событиями. Он многое видел, многое испытал сам и умеет рассказывать об этом живо и увлекательно. В 1919 году Водопьянов вступил добровольцем в Красную Армию. В конце 1928 года, сдав экзамены, М. В. Водопьянов получил пилотское свидетельство. В 1934 году погиб в Чукотском море ледокольный пароход "Челюскин".

Автор - известный летчик Герой Советского Союза М. В. Водопьянов. Роман посвящен событиям кануна и первых лет Великой Отечественной войны. В центре - история семьи летчика и авиакоструктора Киреева.

Ещё в 1930 году лётчиком Бесфамильным всецело завладела идея, которую большинство его друзей сдержанно называло "довольно странной". Тем не менее, Бесфамильный мог говорить на волнующую его тему с каждым встречным по часу и больше. Многим идея Бесфамильного казалась беспочвенной мечтой, и лётчика стали называть мечтателем, а стенгазета аэропорта изобразила его стоящим среди льдов и беседующим с белым медведем.

Книга одного из первых Героев Советского Союза, русского советского лётчика Михаила Водопьянова состоит из невыдуманных рассказов о В. Чкалове, К. Коккинаки, А. Покрышкине, В. Сорокине... Все произведения М. Водопьянова написаны ярко и правдиво. Главное их достоинство - высокая гражданственность, мужество и призыв к советской молодежи свято хранить и множить подвиги старшего поколения.

Много раз меня приглашали к себе в школу или на пионерский костёр мои юные друзья. Я рассказывал им о разных происшествиях из своей долгой лётной жизни и о полётах моих товарищей - полярных лётчиков. Почти всегда после окончания рассказа начинали сыпаться вопросы.
Пионеров интересовало всё: и как я впервые взял в руки штурвал самолёта, и спасение челюскинцев, и полёты в Арктике, и будущее нашей советской авиации.

Воспоминания русского советского лётчика, одного из первых Героев Советского Союза М. В. Водопьянова. В отличии от его книги "Полярный лётчик", написаны для взрослого читателя и несут на себе колорит того незабываемого времени.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook