Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ. Восстанавливаем аккумулятор автомобиля своими руками Восстановление аккумулятора обратным током

Практически каждого водителя интересует вопрос, как восстановить аккумуляторную батарею. Ведь покупать новую совсем не выгодно, а из-за неправильной эксплуатации или по другим причинам родные аккумуляторы очень часто выходят из строя. К счастью, ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками не является сложной задачей. Для ее выполнения необходимо разобраться только в том, что именно могло стать причиной выхода из строя аккумулятора, и произвести в соответствии с поломкой необходимый ремонт.

Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления

Чтобы понять, как отремонтировать аккумулятор автомобиля, в первую очередь необходимо понять, по какой именно причине он не работает, и что привело к поломке. Ниже рассмотрим наиболее распространенные неисправности АКБ.

Саморазряд


Важно! Как только аккумулятор в автомобиле разрядился, его следует сразу же зарядить. Хранить АКБ в разряженном состоянии категорически запрещается.

Чтобы саморазряд не привел к полному выходу из строя аккумулятора, даже в процессе хранения его стоит хотя бы 1 раз в 2 месяца подзаряжать путем использования небольших токов. Но если аккумулятор в течение дня разряжается более чем на 3%, значит, у него есть еще и другие неисправности:

наличие загрязнений в электролите;

Использование в процессе изготовления АКБ некачественных компонентов;

Попадание внутрь аккумулятора посторонних предметов;

Загрязнение внешней поверхности батареи;

Разрушение сепараторов.

Если продолжать использовать аккумулятор с подобными недостатками, то он может полностью разряжаться даже за один день. Такой аккумулятор автомобиля вряд ли можно будет отремонтировать.

Появление окисления на выводных штырях

К подобной неисправности приводит либо попадание на штыри и медные клеммы аккумулятора электролита, либо паров электролита. В любом случае между штырями и клеммами ухудшается контакт, по причине чего приходится прибегать к самостоятельной очистке окислившихся элементов наждачной бумагой с мелким зерном. После завершения процедуры ремонта аккумулятора автомобиля штыри и клеммы нужно обязательно покрыть специальным техническим вазелином, который предотвратит появление окислений в будущем.


Короткие замыкания

Короткие замыкания разнополюсных пластин автомобильного аккумулятора могут возникать либо как результат разрушения сепараторов, либо из-за оседания на дне аккумуляторных банок остатков активной массы. Другими причинами короткого замыкания могут быть:

излишняя тряска аккумулятора, который плохо закреплен в подкапотном пространстве;

Использование электролита с высокой плотностью;

Коробление пластин, возникшее в результате подачи слишком высокого тока;

Длительный заряд батареи.


Ремонт автомобильных аккумуляторов с повреждениями, полученными от короткого замыкания, является возможным только в том случае, если сам аккумулятор является обслуживаемым. В противном же случае батарея, внутри которой периодически возникают короткие замыкания, подлежит утилизации.

Повреждения корпуса

При повреждении корпуса также может быть выполнен ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, однако возможность такого восстановления всегда зависит от степени повреждения. Зачастую ситуацию удается исправить при помощи клея, который подходит для крепления материала поврежденных участков. Во время работы электролит из корпуса автомобильной батареи обязательно выливается и просушивается бак. После устранения повреждений на корпусе в аккумулятор заливается новый электролит.


Это очень распространенная причина выхода из строя автомобильного аккумулятора, которая, впрочем, подлежит самостоятельному устранению. Чтобы понять, как отремонтировать АКБ автомобиля с «диагнозом» сульфатация пластин, необходимо понимать, что является причиной подобной неисправности:

продолжительное хранение АКБ без применения подзарядки;

Снижение количества электролита в банках батареи;

Использование для аккумулятора электролита с повышенной плотностью;

Езда на автомобиле с чрезмерно разряженной батареей.

Характерный признак сульфатации пластин – это образование на их поверхности кристаллов сернокислого свинца. Данное вещество не способно растворяться в электролите и при накоплении на пластинах не позволяет жидкости проникать в их активную массу. Результатом подобного является стремительное уменьшение емкости аккумуляторной батареи.


Важно! Если сульфатация незначительно повредила пластины АКБ, то спасти устройство еще можно. Если же кристаллы практически полностью покрыли пластины, такую автомобильную батарею дешевле заменить.

Каждый водитель должен хорошо следить за аккумулятором автомобиля и не допускать ситуаций, которые могут привести к сульфатации.

Обрыв внутренней сети

Подобная неисправность скорее характерна для старых моделей аккумуляторов. Тем не менее, если вам «повезет» столкнуться с такой проблемой аккумулятора, исправить ее можно не только просто, но и дешево. В результате обрыва всего лишь происходит отсоединение пластин от выводящих клемм батареи. Чтобы она снова заработала, это соединение потребуется восстановить.

Ремонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действий

Ремонт аккумулятора авто может занять достаточно много времени, поэтому к такой процедуре стоит подготовиться заранее. При этом проводить восстановление аккумуляторной батареи рациональнее всего только в случае с сульфатацией ее пластин. Практически во всех остальных случаях АКБ будет подлежать замене. Для того, чтобы выполнить десульфатацию пластин, необходимо:

1. Слить с аккумулятора старый электролит, в результате которого пластины покрылись сернокислым свинцом.

2. В новом электролите развести специальную десульфатирующую жидкость-присадку. При этом рекомендуется использовать электролит плотностью 1,28 г/см3. Объем электролита, который необходимо залить в аккумулятор, сверьте с инструкцией к прибору.

3. Залить получившийся электролит в неработающий аккумулятор.

4. Открутить на автомобильной батарее пробки для подключения на зарядку небольшим током. Очень важно, чтобы в ходе этого процесса батарея не начала греться и закипать. Если на клеммах напряжение вырастет до 13,8 В, ток потребуется еще немного уменьшить и замерить, какую плотность имеет электролит. Повторный замер необходимо будет осуществить еще через 2 часа, и если при этом полученные результаты будут идентичными – батарея зарядилась.

5. Чтобы плотность электролита достигла показателя в 1,28 г/см3, к нему необходимо либо подлить еще электролита с более высокой плотностью, либо разбавить при помощи дистиллированной воды.

Важно! Для восстановления прежней емкости автомобильной батареи, которая была «украдена» процессом сульфатации, ее необходимо полностью разрядить. Ограничьте подачу тока и подключите к восстановленной АКБ лампочку. Свидетельством полного разряда будет показатель напряжения на клеммах в 10,2 В. Далее рассчитайте емкость батареи путем умножения времени ее разряда на ток, которым разряд проводился. Если емкость недостаточная – процедура заряда/разряда аккумулятора повторяется.

По завершении ремонта аккумулятора автомобиля и восстановления его емкости в электролит необходимо добавить еще немного десульфатирующей присадки. После этого аккумулятор можно будет устанавливать и подключать к автомобилю.

Как быстро восстановить севший аккумулятор

До того, как починить севший аккумулятор, необходимо проверить его на наличие других поломок. Если таковых нет, и аккумулятор сел исключительно из-за сульфатации, его можно восстановить еще одним простым и, главное, быстрым способом:

1. Произведите полную зарядку автомобильного аккумулятора.

2. Слейте электролит и промойте автомобильную батарею при помощи дистиллированной воды. Процедуру лучше повторить несколько раз.

3. Залейте в емкость батареи специальную жидкость для очистки, в состав которой входят аммиак и трилон. Оставьте ее в емкости примерно на 40-50 минут.

4. Слейте жидкость и опять промойте аккумулятор при помощи дистиллированной воды.

6. Разрядите, чтобы восстановить емкость.

На этом процесс восстановления автомобильного аккумулятора завершается. Важно только учитывать то, что работать придется с агрессивными жидкостями, поэтому заливать и выливать их необходимо осторожно, предварительно одев резиновые перчатки.

Ремонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?

Теперь вы знаете, как отремонтировать аккумулятор авто, но все же не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях такая операция не является целесообразной. Связано это может быть с такой особенностью современных аккумуляторов как отсутствие возможности обслуживания. В таком случае единственными применяемыми к автомобильной батарее процедурами восстановления могут быть подзарядка и долив дистиллированной воды.

Но если батарея более старого образца и обслуживанию подлежит, взяться за ее ремонт действительно стоит. Однако, если потребуется еще и замена ее основных составляющих элементов – дешевле обойдется покупка новой батареи, так как вкладывать деньги в старую АКБ не совсем целесообразно.

Поэтому, перед тем как приступать к ремонту АКБ авто своими руками, стоит оценить серьезность неисправности. Если в денежном эквиваленте вам дешевле обойдется покупка нового аккумулятора – так и сделайте. Если же сами не можете принять такое решение, обратитесь за консультацией к автомастерам.

Как восстановить аккумулятор автомобиля? Такой вопрос возникает не только у новичков, но и у опытных водителей. Ведь от того, насколько хорошо он функционирует, зависит работоспособность автотранспорта, скорость запуска.

Перед тем как провести восстановление автомобильного аккумулятора своими руками, изучаются причины поломки.

Емкость теряется по нескольким причинам:

  • Образование сульфата свинца. Такая неисправность возникает постоянно. Определить порчу аккумуляторов можно по потере заряда.
  • Выход из строя банки, которая входит в состав источника питания. Возникает из-за короткого замыкания, которое возникает между свинцовыми пластинами. При последующем использовании электролитический состав начинает кипеть, емкость падает.
  • Разрушение свинцовых пластин. Остатки попадают в электролитический состав, меняют его свойства. В этих случаях аккумуляторная батарея не восстанавливается.
  • Замерзание электролитического состава. Некоторые аккумуляторы заполняют веществом, которое отличается повышенной плотностью. При отрицательной температуре состав замерзает, корпус разрушается. Реанимировать аккумулятор своими руками невозможно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нарушение работоспособности аккумуляторной батареи происходит из-за неправильной эксплуатации источника питания.

Эффективные способы восстановления автомобильной аккумуляторной батареи

Зная, как восстановить автомобильный аккумулятор собственными силами, можно избавиться от множества проблем.

Десульфатация свинцовых пластин

В свинцово-кислотных источниках питания при поглощении энергии образовываются кристаллы, которые включают сульфат свинца. При постоянном использовании сульфатация практически не влияет на работоспособность батареи. Прослеживается и другая зависимость:

  • Небольшой разряд приводит к появлению маленьких кристаллов. Они достаточно быстро растворяются в электролитическом составе.
  • После глубокого разряда образуются сульфаты больших размеров. Они не разрушаются.

Очистка свинцовых пластин выполняется:

1. Физическим способом

Автоаккумулятор в домашних условиях демонтируется. После этого изымаются пластины, очищаются. Для упрощения процесса изъятия в крышке формируются отверстия. Для этих целей используют паяльник, при помощи которого проще провести работу.

Очищенные вручную пластины промывают. Для этого используют дистиллированную воду. Она необходима и для промывки внутренней части банки. Ведь промывка аккумулятора способствует восстановлению работоспособности.

После этого пластинки помещают обратно, заливаются электролитическим составом. Аккумуляторную батарею заряжают.

Реализовать такой способ сложно, так как целостность пластин легко нарушить.

2. Химическим способом

Для чистки применяют раствор, в состав которого введены активные вещества. Восстановление акб химическим способом требует 1–3 часа. Но перед реализацией требуется подготовка вещества.

Восстанавливаются источники питания поэтапно:

  • Полная зарядка батареи.
  • Слив электролитического состава.
  • Чистка, промывка аккумулятора автомобиля. Для этих целей используют дистиллированную воду.
  • Раствор заливают на 1–2 часа. Этого времени достаточно, дабы сульфаты растворились. В процессе выделяются газы.
  • Повторно помыть аккумулятор важно. Ведь из внутренней части корпуса необходимо изъять остатки сульфата.
  • Заливка электролитического состава с требуемыми показателями.
  • Повторная зарядка источника питания.

При химической очистке есть вероятность попадания свинца в банки, между пластинами. Это нередко провоцирует КЗ.

Реанимация с помощью зарядного устройства

Как восстанавливать старый аккумулятор самостоятельно? Можно использовать зарядные устройства. Но данный способ занимает немало времени, сил. Ведь требуется чередование разряда-заряда аккумуляторной батареи. Это приводит к постепенному растворению сульфатов свинца.

Перед реализацией проверяют уровень электролитического состава. Перед зарядкой проводят заливку электролита или дистиллированной воды, если это необходимо.

Восстановление выполняют обычным или импульсным зарядом. Выбирая вариант, необходимо учитывать состояние аккумуляторного агрегата, продолжительность его эксплуатации.

Импульсная зарядка

Для реанимации аккумуляторного источника применяют ЗУ, которое укомплектовано такими функциями:

  • Десульфатация.
  • Импульсный заряд.

Такой агрегат подводят к автомобильному аккумулятору, который вы пытаетесь оживить. Провода сначала подключаются к источнику. После этого подводят ЗУ в сеть.

Заряд подается в течение 9–10 минут на малом токе. После этого подается соответствующая нагрузка. Этого достаточно, дабы источник питания полностью разрядился.

Допускается установка и других временных интервалов.

Импульсный заряд применяют при условии, что состояние батареи нормальное. Ведь стоимость подобного устройства достаточно высока.

Применение стандартного ЗУ

Реанимация аккумулятора возможна и с помощью стандартного ЗУ. Перед тем как приступить к восстановлению, нужно почистить агрегат, удалить остатки окисла, подтеки электролитического состава.

  1. Зарядка источника питания на малых токах на протяжении 9–10 часов. Уровень тока снижается, если агрегат чрезмерно нагревается, электролитический состав закипает. Если все выполнено правильно, напряжение немного увеличивается.
  2. Аккумуляторный источник питания отключается от зарядки. В состоянии покоя оставляется на 12–24 часа.
  3. Повторное подключение к ЗУ. Ток поднимается до 2,5А на 6–8 часов. Это способствует повышению уровня плотности электролитического состава, увеличению напряжения.
  4. Разрядка источника питания до 8–9 В. Для этого к устройству подводят лампу.

Мероприятия повторяют до тех пор, пока не установится оптимальная плотность, напряжение в 12–12,5 В.

Восстановление аккумулятора обычным зарядом занимает больше времени. Но с его помощью реанимируют даже старые источники питания.

КЗ «банки» аккумуляторной батареи

Такая поломка приводит к необратимым последствиям, если не принять своевременно меры. Ведь постепенно ухудшается работоспособность неповрежденных «банок», так как на них поступает огромный ток.

Для восстановления автоаккумулятора выполняют последующие мероприятия:

  • Определение банки, которая вышла из строя. В процессе зарядки нерабочий элемент кипит или вообще не функционирует.
  • Из поврежденной банки сливается электролитический состав. Такие действия выполняют в резиновых перчатках. Ведь при попадании на кожу электролита формируется ожог.
  • Подготавливается отверстия, через которое изымаются пластины из свинца. Их промывают, применяя дистиллированную воду.
  • Определение причины КЗ. В старых аккумуляторах причина – осадок, который сосредотачивается на дне банки. Поэтому нужно знать, как промыть банку.
  • В очищенную банку помещают пластины свинцовые, заливается электролит.
  • Сформированное отверстие аккуратно запаивается.

При аккуратном выполнении всех процессов источник питания восстанавливают.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Могут восстанавливаться и необслуживаемые источники питания. Ведь создавать отверстие в крышке запрещено, так как это негативно сказывается на системе газоотвода.

Процесс реанимации необслуживаемых автоаккумуляторов включает:

  • Определение уровня электролитического состава. Для этого корпус просвечивается осветительным прибором.
  • При недостатке в корпусе подготавливается отверстие. Оно должно быть немного выше, чем уровень электролитического состава. Величина отверстия – 2–4 мм.
  • Заливка дистиллированной воды. Осуществляется при помощи шприца.
  • Закрывать отверстие можно при помощи пайки.

Емкость устройства восстанавливается за счет разрядки и зарядки. Эти процессы выполняются циклично.

Восстановление гелиевого источника питания

Реанимация источников питания гелиевого типа более простая. Ведь нет необходимости в подготовке отверстий. Восстановление включает такие действия:

  • Демонтаж верхней крышки.
  • Аккуратное изъятие колпачков из резины, которые располагаются под крышкой.
  • Просвечивание банок, которые включены в состав. Банки считаются работоспособными, если сохранены внутренности. При обнаружении трухи или других загрязнений реанимацию источников питания не проводят.
  • В каждую доливают дистиллированную воду (1–2 кубика). После этого источник запечатывается. Эта процедура выполняется аккуратно, дабы обеспечить герметичность.

Восстановление гелиевого АКБ не проводят в таких случаях:

  • Полное разрушение свинцовых пластин. Это может быть результатом продолжительной эксплуатации источников питания при повышенной температуре.
  • Вздутие источника питания.

Реанимация и дистиллированная вода

Оживить автомобильный аккумулятор можно и при помощи дистиллированной воды. На реализацию этого способа требуется 45–60 минут.

Если аккумуляторная батарея села полностью, то перед реанимацией ее заряжают. После этого электролитический состав сливается. Для этого свинчивают пробки, которые сосредоточены на крышке.

Корпус и элементы промывают дистиллированной водой. После этого заливают специальный раствор, с помощью которого выполняется десульфатация.

Процесс десульфатации сопровождается выделением газа. Поэтому помещать источник восстановления лучше в помещении, в котором работает вентиляционная система.

Для очистки используют дистиллированную воду. Процедура промывки выполняется 2–3 раза. Только после этого внутрь заливается электролитический состав, который имеет требуемую плотность.

Реанимированный источник питания подключают к зарядному устройству и сети.

Такой способ восстановления прост в реализации. Поэтому им могут пользоваться новички, опытные автомобилисты. Но продолжительность эксплуатации восстановленного источника питания сложно установить. Все зависит от:

  • Своевременности технического обслуживания.
  • Соблюдения условий использования.
  • Периодичности применения автотранспорта.

К примеру, частая эксплуатация автоаккумулятора в разряженном виде приводит к тому, что восстановить его невозможно.

Процесс восстановления автомобильного источника питания включает множество аспектов, правил. И от того, насколько точно они будут реализованы, зависит, сможете ли вы оживить агрегат. Поэтому все этапы необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями специалистов.

Видео про восстановление аккумуляторов разными методами


Есть несколько причин, по которым ёмкость аккумулятора преждевременно начинает падать. Основная – это сульфатация пластин, которая растёт от частых недозарядов, глубоких разрядов или длительно хранящихся разряженных аккумуляторов. Порой восстановленные батареи, особенно из сегмента бюджетных, могут прослужить дольше, чем только купленные. Из данной статьи вы узнаете причины деградации аккумуляторных батарей, что позволит вам в дальнейшем правильно эксплуатировать их, значительно продлевая жизнь.

Почему деградируют аккумуляторы?

Каждый цикл заряда-разряда аккумуляторной батареи наносит разного рода структурные повреждения пластинам. В результате этого ёмкость аккумулятора постепенно снижается и с каждым разом это происходит всё больше, а она разряжается всё быстрее.

Как же происходит такой процесс деградации? Детальное изучение под электронным микроскопом выявило, что аккумуляторные батареи деградируют по принципу, схожему с распространением коррозии по металлу. Конкретнее она начинается в разных точках периметра пластин, а потом разрастается на всю поверхность. Если бы удалось получить точную карту распространения эрозии по материалу, тогда можно было бы разработать методы борьбы с данной проблемой, что в дальнейшем бы способствовало улучшению производительности аккумуляторных батарей.

Исследования показали, что аккумулятор разряжается значительно быстрее при эксплуатации на высоком напряжении. Например при 4,3 В батарея деградирует медленнее, чем при 4,7 В. Данная проблема и далее рассматривается более детально путём изучения химических реакций, происходящих в аккумуляторах.

Способы восстановления кислотных аккумуляторов

Начнём с наиболее серьёзных неисправностей и методов борьбы с ними. Аккумуляторную батарею с проблемой осыпания и замыканием пластин заряжать совершенно противопоказано, так как это не только не даст положительных результатов, но и, наоборот, ускорит процесс. Сначала нужно слить электролит, промыть ёмкости дистиллированной водой, пока вся грязь не будет вымыта. Тщательно проводите процедуру и не бойтесь переворачивать батарею. Если пластины осыпались очень сильно, на что указывает огромное количество мусора, тогда далее не стоит себя загружать бесполезной работой. Аккумулятору пора на покой. Но если же всё не так плохо, тогда продолжайте. Зачастую бывает так, что, устранив отпавшие частички, от короткого замыкания удается избавиться.

Далее необходимо провести десульфатацию пластин – удаление солевых отложений. Есть два способа её проведения. Первый – приобрести специальную десульфатизирующую присадку к электролиту. Второй – с помощью специального зарядного устройства. Если вы выбрали второй вариант, тогда уточните при покупке, предусмотрен ли в устройстве такой режим. Итак, перейдём к детальному рассмотрению технологии восстановления автомобильного кислотного аккумулятора.

1. Возьмите чистый электролит с плотностью 1,28 г/см3 и растворите в нём присадку для десульфатации. Это займёт двое суток. Касательно пропорций и других нюансов, вы всё сможете прочесть в инструкции.

2. Залейте электролит в батарею и проверьте плотность, она должна соответствовать вышеуказанному номиналу.

3. Выкрутите пробки банок аккумулятора и подключите зарядное устройство. Далее проведите несколько циклов заряда-разряда, чтобы ёмкость аккумулятора пришла в норму. Заряжать нужно небольшим током, примерно 10% от максимально допустимого. Проследите, чтобы в это время аккумулятор не грелся и не закипал. Когда напряжение на клеммах батареи стабилизировалось в пределах 13,8-14,4 В, уменьшайте ток до 5%. Если через пару часов плотность электролита не изменилась, значит, аккумулятор зарядился, можно завершать процесс.

4. Теперь наступает время для корректировки электролита. Если плотность его не номинальна, нужно довести до 1,28 г/см3, долив дистиллированную воду (если плотность выше необходимой) или более плотный электролит (если плотность ниже).

5. Следующий этап – разрядка. Подключите нагрузку и ограничьте ток до 1 А, и 0,5 А для 6-вольтового аккумулятора. Подождите, пока напряжение на клеммах не понизится до 10,2 В, для 6-вольтовой батареи - 5,1 В. Засеките время, так как этот параметр важен для измерения аккумуляторной ёмкости. Она вычисляется путём тока разряда, умноженного на время этого разряда. Если она ниже нормы, повторяйте цикл, пока ёмкость не приобретёт номинальный показатель.

6. Процесс подошёл к концу. Добавьте ещё немного присадки в банки и закрутите пробки. Поздравляем, такой аккумулятор прослужит ещё несколько лет. Существует и более быстрый способ восстановления автомобильных аккумуляторных батарей. Это займёт около часа. Делать нужно следующее:

1. Зарядите аккумуляторную батарею по максимуму.

2. Слейте электролит.

3. Несколько раз промойте дистиллированной водой.

4. Залейте специальный раствор трилона Б с содержанием 2% трилона Б и 5% аммиака.

5. Ждите минут 40-60. Будет видно, как происходит реакция. Если случай тяжёлый, процедуру нужно будет повторить несколько раз.

6. Слейте раствор и снова промойте раза три дистиллированной водой.

7. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор номинальным током.

- чтобы аккумулятор прослужил дольше, проверяйте раз в квартал уровень и плотность раствора электролита. Он, как правило, выкипает от перезаряда или в жаркое время, следовательно, увеличивается и плотность. Доливайте дистиллированную воду, доводя её до номинала.

В зимнее время поднимите плотность немного выше номинальной, до 1,40 г/см3, только не больше.

Проводите зарядку батареи номинальным током - 0,1 от его ёмкости в ампер-часах. Например, если его ёмкость 55 А/ч, то заряжайте его током 5,5 А.

- не оставляйте зимой аккумулятор в гараже, который не отапливается. Он может замёрзнуть и стать непригодным для использования. Сильные морозы не каждый аккумулятор выдержит, особенно, если он старый или полностью разряженный.

Поддерживайте батарею в чистом состоянии, чтобы уберечь от утечки тока и других неожиданных неприятностей. Это увеличит его эксплуатационный срок.

Замена электролита

Посетить ближайший сервисный центр и выложить некоторую сумму денег, или заменить электролит самостоятельно – дело ваше. Но приятнее будет, конечно же, сделать это своими руками. На подготовительном этапе вам потребуется следующее:

Тара, куда будете сливать старый электролит.

Резиновая груша для отсасывания остатков электролита.

Зарядно-пусковое устройство с напряжением в 12 В.

Аэрометр, которым будете замерять плотность электролита.

Пластиковая или фарфоровая лейка (можно использовать самодельную).

Длинные резиновые перчатки с повышенной защитой.

Раствор электролита номинальной плотности.

Переходим непосредственно к самой процедуре:

1. Отсоедините аккумуляторную батарею от клемм и поставьте на ровную плоскость.

2. Снимите защиту и открутите крышки.

3. Резиновой грушей извлеките старый электролит.

4. Если электролит попал на открытые участки тела, немедленно промойте их мыльным раствором.

5. Промойте содержимое баночек дистиллированной водой до полнейшего удаления старого серного раствора.

6. Протрите чистой ветошью насухо.

7. Вскройте новый флакон с раствором и залейте до уровня пластмассовых фишек.

8. Замеряйте плотность электролита ареометром, она должна быть номинальной - 1,28 г/см3.

9. Подключите аккумулятор к зарядному устройству, и так, путем цикла «зарядка-разрядка», до полного восстановления плотности. Сила тока должна быть не более 0,1А.

Что делать в том случае, если аккумуляторная батарея неразборная? Всё достаточно просто. Выполняйте те же действия по порядку, что описаны ранее, только необходимо вычеркнуть пункт 2. На этом этапе возьмите дрель со сверлом 12 или 14 и над каждой банкой просверлите отверстия. Иного пути попросту нет, но слить старый электролит всё же нужно. После пункта 9, вырежьте небольшие пластмассовые круги чуть больше диаметра проделанных отверстий и разложите равномерно над ними. Газовой горелкой расплавьте пластмассу, чтобы она запечатала ёмкости максимально плотно, дабы не был разлит серный кислотный состав. Это может разрушить пластины, что приведёт к полной непригодности батареи.

Когда аккумулятор автомобиля перестает работать, первым делом у многих возникает желание выяснить, что произошло. Зачастую даже при правильной эксплуатации любая поломка или перебои в его работе могут стать неприятной неожиданностью для автовладельца. Причин выхода АКБ из строя может быть очень много. Однако нецелесообразно сгоряча проводить замену старой батареи на новую. Ремонт автомобильных аккумуляторов собственными силами произвести вполне возможно, главное - установить причину.

Распространенные причины поломки аккумуляторов

Наиболее частыми причинами того, что АКБ автомобиля выходит из строя, являются:

  • нарушение целостности корпуса ;
  • сульфатация свинцовых пластин внутри батареи ;
  • произошло замыкание внутри одной или нескольких «банок» .

Перед тем, как начать ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, будет неплохо поискать популярную когда-то литературу для автолюбителей советского времени, в которой подробно описывается ремонт автомобильных аккумуляторов разными способами. Речь идет об источниках 60-х, либо 70-х годов прошлого столетия, но данные нисколько не устарели.

Несмотря на то, что современные АКБ выглядят более усовершенствованными, химический состав обычных источников питания остался прежним. Меняется только форма вещества: как известно, сейчас очень распространены аккумуляторы с электролитом в виде геля, в состав которого входит та же самая .

Ремонт при нарушении целостности корпуса

Нарушение герметичности внешней оболочки батареи возникает чаще всего по причине неосторожного обращения. Например, она получила повреждение вследствие того, что была ненадежно зафиксирована под капотом машины.

Перед началом ремонта нужно определить, какое положение занимает трещина или скол по отношению к электролиту: выше или ниже его уровня. Если повреждение находится ниже, то необходима . Его нужно слить, причем нельзя делать это простым способом переворачивания АКБ. Дело в том, что окись свинца, которая собирается на стенках и на дне аккумулятора в процессе эксплуатации, при переворачивании может спровоцировать окончательное замыкание его пластин, и отремонтировать это будет уже невозможно.

В данном случае жидкость из батареи нужно изъять, не переворачивая ее, а взять большой шприц с насаженной на него трубкой из полихлорвинила. Длина трубки должна быть около 25 см.

Только после этого приступаем к ремонту трещины в аккумуляторе следующим образом:

  • Остро заточенным ножом делаем по всей длине трещины канавку в форме буквы V .
  • Концы трещины фиксируем маленькими отверстиями диаметром 1 мм . Их делаем тонким сверлом, это не допустит увеличения трещины.
  • Металлические скобы разогреваем либо паяльником, либо над пламенем свечи до температуры 450°С.
  • Через каждые 12 мм впаиваем скобы паяльником по краям трещины (делаем, таким образом, своеобразный бандаж).
  • Теперь вырезаем изолирующий лист из материала повышенной термостойкости 10×15см , прорезаем в нем отверстие, которое точно должно соответствовать размерам трещины в АКБ. Теперь нужно все совместить и крепко зафиксировать.
  • Для припоя понадобятся полипропиленовые полоски , которые нужно будет подготовить заранее. Они нужны для того, чтобы запаять щель в форме буквы V.
  • Разогреть специальным строительным феном края щели , оплавить паяльником материал, свернутый в жгут, прижать к трещине.
  • Постепенно прогревая края щели и материал, аккуратно запаять ее до конца .

В заключение можно поставить на трещину заплату из полистиролового материала, обработанного в растворителе КР 30. Перед наклеиванием заплаты всю поверхность возле трещины ошкурить наждачной бумагой и сделать обезжиривание ацетоном.

Ремонт при сульфатации свинцовых пластин

Сульфатация пластин - это покрытие их осадком в виде белого налета, который мешает прохождению тока внутри батареи.

Чтобы произвести ремонт аккумуляторных батарей при сульфатации пластин, иными словами - , следует произвести замену старого электролита слабо нагретой дистиллированной водой. Такой метод эффективен, если налет на пластинах еще не такой сильный. Это можно установить путем объективного осмотра внутренности батареи после того, как старый электролит будет слит.

Дистиллированная вода будет выполнять в батарее функцию растворителя солей, которые просто превратятся в раствор. Вода постепенно будет переходить в состояние нужного батарее электролита, а U, по мере интенсивности процесса, должно достигнуть 10 В.

После первой промывки всю жидкость из аккумулятора нужно слить и еще несколько раз промыть его вначале дистиллированной водой, а затем чистым электролитом, который всегда можно приобрести заранее. И только после всех этих манипуляций внутрь батареи заливается свежий электролит с пониженным уровнем плотности.

Теперь, наконец, можно приступить к зарядке аккумулятора малыми токами, как обычно, в течение 10-12 часов, после чего его рекомендуется «прокачать», как минимум, 4 раза циклом «заряда-разряда» с помощью обычной лампочки.

При отсутствии сильной сульфатации, если пластины еще не успели деформироваться, таким образом можно восстановить емкость аккумулятора если не на 100%, то на 80% точно.

Если сульфатация пластин покрыла их больше, чем наполовину, можно попробовать произвести ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками, применив специальный химический раствор.

Батарею предварительно зарядить, после чего весь электролит сливается и производится его замена на раствор под названием «Трилон В» в концентрации: 2% трилона + 5% аммиака. Спустя час жидкость осторожно сливается в специально подготовленную емкость, и АКБ промывается дистиллированной водой. Теперь сразу можно приступить к зарядке батареи. ? Его величина должна составлять 10% от фактической емкости устройства.

Внутреннее замыкание в банке

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев отремонтировать аккумулятор при внутреннем замыкании между электродами невозможно. При замыкании происходит разрушение сепараторной прокладки, которая устанавливается между пластинами специально для того, чтобы предотвратить их возможное соприкосновение друг с другом. Вопрос в том, что вызывает замыкание - и уже исходя из этого делается вывод о том, возможно «реанимировать» батарею, или нет.

Когда замыкание вызвано маленькими свинцовыми частицами, невидимыми простому глазу, то отремонтировать АКБ можно, восстановив способность пластин снова накапливать химическую энергию. Для этого следует осторожно слить электролит и внимательно осмотреть все банки аккумулятора для того, чтобы вычислить «виновника». Когда «заболевшая» банка будет обнаружена, в ее дне нужно будет просверлить отверстие и промыть ее свежим раствором электролита. Процедуру следует повторить раза три-четыре, тогда есть шанс, что остатки свинца уйдут. Если же этого не произошло, дальнейшее восстановление невозможно.

При большом желании и наличии мотивации можно позаботиться о приобретении нужных приспособлений и компонентов для того, чтобы, в случае необходимости, отремонтировать аккумулятор своей машины самостоятельно. Это избавит от лишних денежных трат, связанных с покупкой нового аккумулятора, и позволит продлить старой АКБ.

Аккумуляторы - стабильный источник постоянного напряжения, они незаменимы в отдельных конструкция и приборах. Но конечно нет вечных вещей на земле, так и с аккумуляторами, проходит время и они уже не пригодны для использования, что делать? Выбрасывать и купить новый? Можно конечно, но лучше попробовать их ремонтировать. На рынке можно найти море аккумуляторов разных типов емкостей и напряжения. В основном используют кислотные щелочные и литиевые аккумуляторы. Сегодня мы побеседуем о способах ремонта таких видов аккумуляторов, как свинцовые. Кислотные аккумуляторы - более часто их называют свинцово-гелиевыми. Две свинцовые пластинки погружены в серную кислоту, одна пластинка положительный полюс, другая отрицательный. Такие аккумуляторы чаще всего применяются в автомобильной технике и в карманных фонариках. Они имеют относительно малый срок службы. Их можно ремонтировать (восстановить) несколькими способами.

Первый способ многократной зарядки малым номиналом тока с небольшими временными перерывами между зарядками. К концу первого и последующих зарядов, напряжение на аккумуляторе постепенно повышается, и он перестает принимать заряд. За время перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине массы пластин выравниваются, при этом более плотный электролит из пор пластин течет в межэлектродное пространство и снижает напряжение на аккумуляторе во время временного перерывов. Во время циклического заряда, по мере набора аккумулятором ёмкости, плотность электролита начинает повышается. Когда плотность станет нормальной, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 вольт (номинал каждой банки 2 вольта), заряд прекращают. Повторяют этот цикл 5-8 раз. Зарядный ток в десять раз меньше емкости аккумулятора, допустим аккумулятор имеет емкость 1000 ма / час, тогда ток заряда должен составлять от 80 до 100 миллиампер.

Второй способ восстановления кислотных аккумуляторов - замена электролита. Сливаем из аккумулятора электролит и промываем аккумулятор горячей водой несколько раз. Далее берем 3 чайных ложки соды и разбавляем в 100 мл воды. Кипятим воду и сразу наливаем кипяток в аккумулятор, ждем 20 минут и сливаем. Данный процесс повторяем несколько раз. Затем 3 раза промываем аккумулятор горячей водой. Этот способ восстановления очень удобно использовать для автомобильных аккумуляторов. В последний этап работы наливаем новый электролит и заряжаем аккумулятор 24 часа, отремонтированный аккумулятор заряжают раз в день в течении 10 дней, заряд длится 6 часов, параметры зарядного устройства - 14-16 вольт, ток заряда 10 ампер (не более).

Третий способ - это обратная зарядка. Для этого нужен мощный источник напряжения (сварочный аппарат к примеру), напряжение зарядного устройства 20 вольт, а сила тока 80 ампер и более, открываем пробки банок и заряжаем их только обратно - плюс источника питания прикрепляем к минусу аккумулятора, а минус источника питания к плюсу аккумулятора. Аккумулятор при этом будет кипеть, но не обращайте внимания, заряжаем в течении 30 минут далее сливаем электролит, промываем горячей водой и наливаем новый электролит. Берем обыкновенное зарядное устройство с током 10-15 ампер и заряжаем отремонтированный аккумулятор 24 часа, только не перепутайте полярность поскольку заводской плюсовой полюс у вас уже будет минусовым, а минусовой плюсовым, о ремонте и

Понравилось? Лайкни нас на Facebook