Неизвестные факты о "чайке". "Чайка" - рожденная быть лучшей (31 фото) Вариации и закат

1973 ГАЗ 13 Чайка

ГАЗ-13 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году; всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

Хронология выпуска

В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (в других источниках - «фаэтон»), получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали - вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нём помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. До настоящего времени сохранилось всего около 10 экземпляров.

Кроме того, с 1961 года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне - ГАЗ-13А. Сохранился только один экземпляр.

Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колёса с более простыми колпаками. Салоны автомобилей стали обшивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.

В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.

В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по её образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась плёнка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Появился новый радиоприёмник - транзисторный, с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль - один из последних выпущенных экземпляров - выставлен в музее ОАО «ГАЗ».

Автомобили семейства ГАЗ-13 «Чайка» были сняты с производства в апреле 1981 года.


Модификации, производившиеся на ГАЗе:

Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:

  • ГАЗ-13 - абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
  • ГАЗ-13А - по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
  • ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках - «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.

Сторонние модификации

ГАЗ-13С

Санитарный вариант - ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ в 1973-1982 годах, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры; чтобы не выделяться и не обращать на себя внимание, они были окрашены в «протокольный» чёрный цвет и не имели снаружи никаких надписей и крестов. В салоне, рядом с носилками, было отведено два места для персонала - одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны (по ходу движения). Запасное колесо помещалось в нишу за левой задней фальшдверью. Универсалы собирались вручную из готовых седанов и поэтому все имели некоторые отличия. Довольно серьёзная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип.

Киносъёмочная «Чайка»

Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.

Прочие модификации

Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки». Например, лидеры ГДР - Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.

В начале выпуска модели, когда в эксплуатации ещё сохранялись автомобили предыдущего поколения, существовали переделки «Чайки» с кузовными панелями от ЗИМа - так называемый «овцебык» или «ослобык». Их сооружали на военных ремзаводах по желанию некоторых номенклатурных работников, которым «Чайка» по рангу положена не была.

Есть неподтверждённая информация о двух спецмодификациях седана - машина связи и сопровождения, имевшая оборудование спецсвязи марки «Роса», и машина-толкатель («таран» с усиленным передком, идущий впереди правительственной колонны).

Из списанных «Чаек» была изготовлена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.

И создание коллекций отечественных и иностранных классических автомобилей;

  • полная реставрация автомобилей ГАЗ 13 Чайка и ГАЗ 14 Чайка, текущий ремонт и сервисное обслуживание;
  • комплектация автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 недостающими запасными частями, изготовление утраченных оригинальных элементов;
  • техническая модернизация советских классических автомобилей и надлежащее оформление необходимых документов.
  • В 1957 году Горьковский автомобильный завод разработал новую модель легкового автомобиля представительского класса с заводским индексом ГАЗ 13 и названием "Чайка". Эта машина была создана с применением множества новейших для советской автопромышленности технологических решений и пришла на смену устаревшей к тому времени конструкции ГАЗ-12 «ЗИМ» .

    Среди новаторских технических решений стоит отметить в первую очередь двухрядный V-образный восьми цилиндровый двигатель, рабочий объем которого составлял 5,5 литра, а мощность внушительные 195 л.с. С этим мотором автомобиль с общей массой около трех тонн легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал 20 литров бензина на сто километров пути.

    Силовой агрегат оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями использовался как на грузовых автомобилях, так и на бронетранспортерах. Среди новинок и автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), и гидроусилитель рулевого управления, и вакуумный усилитель тормозов. Всего с 1959 года по 1981 свет увидело чуть более 3100 автомобилей, среди которых несколько особых модификаций: ГАЗ-13С - санитарный универсал и ГАЗ-13Б - кабриолет. Наследником модели ГАЗ 13 является ГАЗ 14. Автомобиль также не был массовым и собирался вручную. Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций.

    Видеоролик об одной из ГАЗ 13 "Чайка", побывавшей в мастерской компании:

    Предоставляем Вашему вниманию перечень работ по реставрации ГАЗ 13, выполняемых компанией "Антикварные Автомобили", при проведении ремонтно-восстановительных работ с автомобилями ГАЗ 13 "Чайка" и ГАЗ 14 "Чайка". По этим данным Вы можете получить представление об объемах работ. Для составления детализированной сметы необходим осмотр Вашего транспортного средства, дефектовка и диагностика систем автомобиля, а также согласование технического задания. По результату этих предварительных действий Вы получите смету и наглядный график выполнения работ.

    Перечень выполняемых работ выполняемых компанией "Антикварные Автомобили" при реставрации автомобилей ГАЗ 13:

    1. Полная разборка автомобиля
    2. Дефектовка, диагностика деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    3. Мойка и чистка деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    4. Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
    5. Ремонт и восстановление рамы автомобиля
    6. Капитальный ремонт и восстановление двигателя
    7. Стендовые испытания двигателя
    8. Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
    9. Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
    10. Капитальный ремонт и восстановление трансмиссии
    11. Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
    12. Ремонт и восстановление электрооборудования
    13. Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
    14. Ремонт и восстановление тентов, механизмов кабриолетов
    15. Гальванические работы по восстановлению комплектов деталей
    16. Полная окраска сборочных единиц
    17. Полная окраска кузова и кузовных деталей
    18. Сборка автомобиля
    19. Антикоррозионная обработка автомобиля
    20. Регулировка и настройка всех систем автомобиля
    21. Обкатка автомобиля

    На все выполненные работы предоставляется гарантия . Осуществляется дальнейшее техническое и послегарантийное обслуживание автомобилей.

    Сократить расходы на реставрацию автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" возможно по нескольким позициям:

    1. На первое место стоит поставить грамотный выбор исходного объекта для реставрации. От состояния автомобиля во многом зависит количество нормо-часов арматурных, жестяно-сварочных и стапельных работ. Комплектность машины также играет существенную роль. Кроме того стоит обратить внимание на состояние хромированных деталей. Мы готовы осуществить подбор автомобиля или предложить готовые варианты.
    2. Вместо лужения деталей при ремонте кузова Чайки можно использовать немецкие современные защитные составы для цинкования деталей. Оцинкованный кузов автомобиля будет надежно защищен от ржавчины и коррозии на длительный срок.
    3. В связи с тем, что количество автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 "Чайка" весьма ограничено, а популярность этого автомобиля велика - сегодня наблюдается ажиотаж и высокие цены на запчасти для автомобиля. В процессе работы мы создали собственный склад запчастей и обменный фонд. Благодаря этому удается отказаться от услуг посредников и перекупщиков, а наши доверители в свою очередь получают возможность скомплектовать машину необходимыми деталями со значительной экономией.

    Дизайн внутреннего пространства и интерьера салона играет важную роль при восстановлении автомобиля ГАЗ 13. Т.к. множество автомобилей "Чайка" ремонтируются с целью пополнения парка арендных и прокатных автомобилей, важным вопросом является отделка машины. Хотите Вы оригинальный заводской интерьер или желаете получить индивидуальный - мы всегда найдем подходящий вариант:

    Работы по реставрации ГАЗ 13:

    Продается ГАЗ 13А - автомобиль с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями выпускался по спецзаказам Министерства обороны СССР. Лимузин с индексом ГАЗ-13А производился в исчезающе-малых объемах (по заводским данным не более 12 штук). Машина прошла полный цикл работ по ремонту, обкатана и готова к эксплуатации. На автомобиль предоставляется гарантия.

    Отзыв о реставрации и ремонте автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" в мастерской компании:

    Компания "Антикварные Автомобили": машина Вашей мечты - наша работа!
    Познакомиться с другими выполненными работами Вы можете на этой странице .
    Получить консультацию по ремонту и реставрации Вашего автомобиля Вы можете по телефону:

    55 лет назад началось производство ГАЗ-13, самого красивого советского автомобиля. Мы узнали, кто ездил на красной "Чайке", для кого ее переделали в катафалк, почему Брежнев приказал построить лимузин для патриарха и какую обивку ему подарил Карден.

    "Чайка" была революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. На поздних версиях ГАЗ-13 появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом. Собирали "Чайки" вручную.

    Большинство деталей 5,5-литрового двигателя V8 были изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор развивал мощность 195 лошадиных сил и легко разгонял 2,5-тонную машину до 160 километров в час. Позже этот двигатель ставили на бронетранспортеры. Трансмиссия у "Чайки" автоматическая, с кнопочным управлением. Кнопок было четыре: нейтраль, движение, тихий и задний ход.

    Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где экспозиция СССР получила золотую медаль.

    Пожарная "Чайка"

    Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Помимо выставленного в Бельгии предсерийного образца была собрана еще одна выставочная "Чайка" двухцветного окраса: малиновая с белым. Белый ГАЗ-13 подарили Валентине Терешковой. На красном лимузине самовольно разъезжал начальник пожарной охраны Москвы.

    В 1961 году Горьковский завод начал производство кабриолетов ГАЗ-13Б. Автомобиль имел складной тент с электроприводом. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин - в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. В конце 70-х два крымских кабриолета передали министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.

    Ослобык и дрезина

    В отличие от своего предшественника ЗиМа "Чайка" никогда не была товаром народного потребления, не поступала в продажу и не имела розничной цены. Недоступность автомобиля подчеркивала статус тех, кому она полагалась по штату. А полагалась немногим: министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство - например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.

    Изобретательные советские военные ликвидировали классовое неравенство, наладив на ремонтных заводах производство гибридов из кузова ЗиМ с агрегатами от "Чайки". Такие машины охотно покупало начальство помельче, механики прозвали их "овцебык" и "ослобык". Как минимум одна списанная "Чайка" была переделана в дрезину.

    Отслужив свое в правительственных и обкомовских гаражах, лимузины передавались в "Интурист" и ЗАГСы.

    Санитарки и катафалки

    На рижском заводе микроавтобусов RAF из "Чаек" делали санитарные автомобили для 4-го главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего руководство страны. Машина с индексом ГАЗ-13С имела кузов "универсал", усиленные задние рессоры, синюю мигалку на крыше и спецсвязь в салоне. Всего было построено порядка 20 таких автомобилей.

    В 1982 году два санитарных "Чайки" вернули на рижский завод с необычным заданием: переделать их в автомобили для эвакуации набальзамированного тела вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в случае китайско-вьетнамской войны. Следовало заварить все боковые окна, кроме передних, а главное, установить в автомобилях: основном и запасном, - кондиционеры.

    Задачу рижане выполнили. Правда, отечественный кондиционер весил 300 килограммов и был ненадежен, в "Чайку" поставили более практичный японский. Спецкатафалки самолетом доставили в Ханой и загнали в спецгараж. Там они, по всей видимости, стоят и сейчас.

    Патриарший выезд

    В 1977 году по личному указанию генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева была изготовлена "Чайка" для патриарха Московского и всея Руси Пимена. На ЗиСе своего предшественника Алексия Первого патриарху ездить было неприлично - собранная в 1949 году машина совсем износилась. А заявка на новый представительский автомобиль для главы Русской православной церкви пылилась в министерстве - времена были атеистические.

    Дошло до того, что Пимен ездил на Nissan President, подаренном правительством Японии. Таких автомобилей в Москве было два: у японского посла и патриарха. Когда об этом узнал Брежнев, он сказал: "Патриарх всея Руси в японской машине - это политическая диверсия! Сделать патриарху "Чайку" немедленно!"

    Салон от Кардена

    История патриаршьей машины была бы неполной без упоминания о ее уникальном салоне. Сделанная для Пимена "Чайка" имела, как и другие автомобили этой модели, обтянутый генеральским сукном интерьер и сиденья из кожзаменителя. В 1979 году в Москву из Франции привезли выставку моды, В составе делегации был Пьер Карден, попросивший аудиенции у русского патриарха. Пимен прислал за модельером автомобиль.

    Карден выразил восхищение внешностью "Чайки" и умолчал про ее неказистый интерьер. После того, как выставка вернулась во Францию, патриарх получил от Кардена посылку. В ней оказался драп цвета сливочного мороженого и записка с указанием, как его раскроить. Так Пимен стал ездить на машине от Брежнева с интерьером от Кардена. Сейчас этот уникальный автомобиль выставлен в столичном музее.

    К стати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

    1 / 3

    2 / 3

    3 / 3

    Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием , в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

    Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

    Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

    Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

    Хэлло, Америка!

    Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

    Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

    Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

    Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

    1 / 3

    2 / 3

    3 / 3

    Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины... Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

    Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

    Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

    Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

    Наш лауреат

    Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

    Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

    1 / 2

    2 / 2

    Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.


    Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

    Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

    Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

    Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!


    Обновление

    Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.


    Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.


    К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.


    1 / 2

    2 / 2

    Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.


    1 / 6

    2 / 6

    3 / 6

    4 / 6

    5 / 6

    6 / 6


    1 / 7

    2 / 7

    3 / 7

    4 / 7

    5 / 7

    6 / 7

    7 / 7

    Вариации и закат

    Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.


    В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС -ЗиЛ - разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник - газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

    Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ - автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.

    Фото газ 13 чайка

    На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин . Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ - Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил " ", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка...

    Видео тест-драйв газ 13 чайка


    Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
    Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.

    Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.

    Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

    Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
    • Четырехдверный семиместный седан
    • Пятидверный универсал;
    • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
    • Лимузин (ГАЗ 13 А) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

    В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.

    Технические особенности автомобиля.

    В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.

    Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка


    Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»: .

    • Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
    • Мощность - 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
    • Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
    • Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
    • Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
    • Дорожный просвет – 18 см.

    Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года .

    Дата публикации: 23-12-2015, 01:23

    Не будь снобом... Сделай репост!

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook