Моторное масло api se sf. Маркировка моторных масел: sae, api, ilsac, гост и асеа. Классификация и обозначение моторных масел по гост

Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.

Из этой статьи вы узнает:

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:

  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.

Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.

Что может быть на этикетке канистры с маслом:
  1. Класс вязкости SAE .
  2. Спецификации API и ACEA .
  3. Допуски автопроизводителей.
  4. Штрих-код.
  5. Номер партии и дата производства.
  6. Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
  7. Специальные категории моторных масел.

Чтобы помочь купить именно то , которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y - это некие числа. Первое число - это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter - зима.

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

  • зимние масла , они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным - выбирать масло сугубо по вязкости не правильно . Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.

Как расшифровать маркировку API?

Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:

  • аббревиатурой EC , которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла ;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива ;
  • буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей ;
  • буквой C (Commercial) обозначаются ;
  • после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).

Те моторные масла , которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком . Вверху имеется надпись - «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/B бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто .

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) - требования по качеству масла аналогичны категории API SH ; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 - соответствует требованию по качеству масла API SJ , а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 - является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 - соответственно аналоги SM и SN .

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами , отдельно используется класс JASO DX-1 . Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски , которая дополняет систему классификации ACEA , со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

VW 500.00 - энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 - всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 - для турбированных.

Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.

Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI , выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.

Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.

Допуски для легковых автомобилей Mercedes

Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.

Допуски моторного масла BMW

BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01 . Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.

Допуски моторных масел для Renault

Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуск для автомобилей Ford

Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A , предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B , основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.

При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.

Классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств Американским институтом нефти (API).

По классификации API моторные масла подразделяются на две категории : "S" (Service) и "С" (Соmmercial) .

S (Service) - состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI - намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер).

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей" и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.

Класс SL введен 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.

C (Commercial) - состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4.

Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются.

Классы масел, указывающие область применения, обозначают буквами латинского алфавита в порядке возрастания, стоящими за обозначением категории: "Service" (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL,SM,SN) , "Commercial" (СА, СВ, СС, CD, CD+, CD-II, СЕ, CF-4, CF-2, CG-4, СH-4, СI-4) . Цифры при обозначениях классов CDII, CF-4, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применимости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных двигателях. Введение каждого нового класса было обусловлено ужесточением требований к маслам, в частности, вызванных экологическим законодательством, расширением использования двигателей с турбонаддувом, рециркуляцией отработавших газов.

Для обозначения универсальных масел, т.е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей, принята двойная маркировка, например SF/CC, CF-4/SH и т.п.

Для бензиновых двигателей - классы масел по шкале S

Группа масел Годы выпуска автомобилей Качественные показатели
SM

Введена в ноябре 2004.

Тенденции развития техники направлены на повышение их экологической безопасности, увеличение интервалов техобслуживания при сохранении надежности работы. Естественно, это вносит свои коррективы в процесс совершенствования двигателей, отображаясь и на качествах смазывающих материалов. Следуя данным тенденциям, в ноябре 2004 года в классификации API появился класс на моторные масла для бензиновых двигателей - SM, предполагающий, по сравнению с SL, повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т.д. С октября 2006 года пополнилась категория и для дизельных масел классом CJ-4.

с 2004 -
SL

(Действующая). API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" будет пропущена для следующей категории "S".

  • - стабильность энергосберегающих свойств;
  • - пониженная летучесть;
  • - удлиненные интервалы замены.
c 2001 -
SJ (Действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. c 1996 -
SH (Условно действующая). Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. с 1993 высшее для моделей с 1995 г.в.
SG

Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше. Топливо - неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.

Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.

1989-1993
SF

Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо - этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.

Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.

1981-1988
SE Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. 1972-1980 высшее
SD Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. 1968-1971 среднее
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками. 1964-1967 -
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя. - -
SA Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя. - -

Для дизельных двигателей - классы масел по шкале C

Группа масел Рекомендуемая область применения Годы выпуска автомобилей Качественные показатели
CJ-4

Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.

Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов.

с 2006 -
СI-4

Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла.

с 2002 -
СH-4 Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел. с 1998 -
СG-4 Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. с 1995 высшее для моделей с 1995 г.
СF-4 Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. с 1990 высшее для четырехтактных моторов
СF-2 Введена в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей. с 1994 высшее для двухтактных моторов
CF Введена в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD. с 1994 -
CE Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD. с 1987 высшее
CD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара. с 1955 среднее
CC Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях. с 1961 низкие
CB Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе. 1949-1960 -
CA Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе. 1940-1950 -

API (American Petroleum Institute) система классификации моторных масел по областям применения и эксплуатационным свойствам. Спецификация делит все моторные масла на две категории: S - масла для бензиновых и C - для дизельных двигателей. Каждому классу присваивается буква по алфавиту начиная с A: API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ ... Аналогично и с категорией С. Что надо помнить при выборе масла с учетом классификации API - чем выше класс, тем масло более современное и подходящее вашему мотору. Например, если в руководстве указан класс SJ , то вашему автомобилю точно подойдет класс SM приняты позже, но при этом никак нельзя применять масло соответствующее классу SH принятому ранее вашему классу SM .

Класс API Область применения моторного масла
Категория S(Service) для бензиновых двигателей
SN Октябрь 2010 года. Для бензиновых автомобилей 2011 года и выше. Моторное масло с ограниченным содержанием фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. Масла, категории SN, приблизительно будет соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.
SM Введена в ноябре 2004 года. Дополнение категории SJ -->улучшенные антиокислительные, противоизносные, низкотемпературные свойства.
SL Для бензиновых двигателей, выпущенных с 2001 по 2004 года. Отличительные характеристики: улучшенные антиокислительные, противоизносные, моющие и энергосберегающие свойства.
SJ Для моторов выпущенных с 1997 по 2001 год. Полностью отвечает требованиям всех ранее действовавших классов категории S. Высокий уровень эксплуатационных свойств. Отвечает высоким требованиям в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и способности выдерживать высокие температуры без образования отложений. Возможна сертификация по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH Для бензиновых двигателей 1996 модельного года и старше . В наши дни категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (API СF-4/SH). По основным требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Энергосберегающим маслам в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII.
для бензиновых двигателей моделей 1993 года и старше. Соответствует требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных моторов категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
Замена API SG категорий SF, SE, SF/CC и SE/CC.
для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо - этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
Замена API SF категорий SC, SD и SE.
для моторов
Категория C(Commercial) для дизельных двигателей
CJ-4 Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 0,05% масс. Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 0,0015% масс, может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.
Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0%, сера 0,4%, фосфор 0,12%. Масла CJ-4 превышают рабочие свойства и заменяет масла класса CH-4, CG-4, CI-4 Plus, CF-4.
СI-4 Введена в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей и дорожной техники, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Полностью заменяет масла всех ранее действовавших спецификаций CH-4, СG-4 и CF-4.
В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS . Ужесточены требования к образованию сажи, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.
СH-4 Введена в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.
СG-4 Введена в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
СF-4 Введена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел.
СF-2 Для двухтактных дизельных двигателей. Заменяет масла класса CD-II для двухтактных двигателей. Улучшенные моющие и противоизносные свойства.
СF Для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с повышенным содержанием серы - 0,5% и более. Заменяет масла по классу CD .
СE Высокофорсированные перспективные дизельные двигатели с высоким турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел классов CC и CD
СD Для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоиносных свойств и предотвращения образования нагара
СC Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
СB Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
СA

Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, SJ/CF .

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

Категории API: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, CA, CB, CC, CD, CE, CF - на сегодняшний день устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей" и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH.

ASTM D 4485 "Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел" (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils)

SAE J183 APR96 "Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)" (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than "Energy Conserving").

Классификации ILSAC

Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей SAMA совместно создали Международный комитет по стандартизации качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и сформулировали единые минимальные требования к моторным маслам для 4-тактных бензиновых двигателей и классификации ILSAC, которая пока содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. Они практически идентичны классам API SH и SJ соответственно. Основное отличие состоит в том, что масла классов GF-1 и GF-2 обязательно энергосберегающие и всесезонные.
Категория ILSAC GF-1 - (устарела), соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где ХХ-30, 40, 50,60
Категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 г., соответствует требованиям качества категории API SJ, вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
Категория ILSAC GF-3 - предполагается ввести в действие с 2001 г., будет соответствовать новой категории API SL.

Классификация APII

Классификация моторных масел API была создана и совершенствуется в сотрудничестве API (American Petroleum Institute), ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE. Она определяет пределы различных параметров (в частности, чистоты поршня, износа поршневых колец и т.д.) с помощью различных испытательных двигателей.

Классификация моторных масел API разделена на две группы:
Моторные масла для бензиновых двигателей, где действуют классы SE, SF, SG, SH и SJ.
Моторные масла для дизельных двигателей, где действуют классы CC, CD, CE, CF, CG, CH.

Моторные масла для бензиновых двигателей

SE - класс масел для бензиновых двигателей 1972 - 1980 гг. выпуска
SF - моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
SG - масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
SH - этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.
SJ - новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

Моторные масла для дизельных двигателей
СС
- класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD - класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
CE - класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF - класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.
CF-4 - улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.
CF-2 - этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
CG-4 - класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.
CH-4 - новый класс масел, предназначенных для тяжёлого транспорта.

Классификация CCMC

Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка - ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors), основанный в 1972 г., в 1975 г. опубликовал требования к качеству моторных масел для двигателей европейской сборки. В 1991 г. спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности.

Классификация ССМС включает все испытания API и предписывает дополнительное, более строгое тестирование на европейских испытательных двигателях (см. табл. ниже) Комитет ССМС прекратил свою деятельность в 1996 г., но обозначения этой классификации все еще встречаются на этикетках моторных масел.

ССМС разделяет моторные масла на три категории:

G(Gasoline - бензин) - для бензиновых двигателей;
G4 - для бензиновых двигателей.

G5 - масла с хорошими антифрикционными свойствами для бензиновых двигателей.

D (Diesel) - для дизельных двигателей грузовиков;
D4 - для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом.

D5 - для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом при удлиненных интервалах смены масла, SHPD-уровень.
PD - для дизельных двигателей легковых автомобилей.
PD 2 - для дизельных двигателей легковых автомобилей без наддува и с наддувом.

ССМС G4 . По вязкости соответствует маслам по SAE 10W-XX и 20W-XX. По качеству отвечает более высоким требованиям, чем по спецификации API SG, по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, до стабильности к окислению, шламообразованию и износу деталей двигателей.

ССМС G5 . По вязкости соответствует маслам по SAE 5W-XX и 10-ХХ. Превышает требования API SG по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, по стабильности к окислению, по моющим и противоизносным свойствам.

ССМС РD2 . Ужесточены требования по закоксованию поршневых колец и степени износа коромысел клащнов.

Классификация ССМС для бензиновых двигателей

Класс ССМС Описание
G1 Для моторов, выпущенных до 1989 г. Примерно соответствует API SE. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
G2 Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
G3 Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены испытания двигателя. Отвечает строгим требованиям по стабильности смазывающих свойств, устойчивости к процессам окисления и старения. Применяется для легкотекучих масел.
G4 Примерно соответствует API SG. Дополнительно были проведены испытания по предупреждению образования осадка и процесса износа. Применимо для универсальных моторных масел
G5 Примерно соответствует API SG. Легкотекучее моторное масло с низкой вязкостью. Отличается от G4 более жесткими общими требованиями к качеству масла.
Классификация ССМС для дизельных двигателей грузовых автомобилей
Класс ССМС Описание
D1 Для моторов, выпущенныхдо 1989 г. Примерно соответствует API CC. Были проведены дополнительные испытания дизельных двигателей грузовиков.
D2 Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
D3 Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонавдувом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
D4 Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом, а также усовершенствованы свойства по износостойкости и присадки, предотвращающие сгущение масла.
D5 Легкотекучее моторное масло низкой вязкости, применяется при тяжелых нагрузках и удлиненных интервалах замены масла в двигателях с турбонаддувом.

Также в спецификацию входят масла SHPD (Super High Perfomance Diesel).

Классификация ССМС для дизельных двигателей легковых автомобилей

Классификация SAE

Вязкость моторных масел выражается с помощью классификации SAE (Society of Automotive Engineers). В классификации SAE масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Для масел, обозначенных только цифрой, предельная вязкость определена при 100*С в соответствии с приложенной таблицей.

Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100*С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре. Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS).

Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя.

Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на один сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре.

Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е. отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.

Класс SAE Вязкость по ССS, cP/°C Предельная температура перекачиваемости, °С HTHS, cP Вязкость cSt/100°C
0W 3250 / -30 -40
-
больше 3,8
5W 3500 / -25 -35 - больше 3,8
10W 3500 / -20 -30 - больше 4,1
15W 3500 / -15 -25 - больше 5,6
20W 4500 / -10 -20 2,6 больше 5,6
25W 6000 / -5 -15 2,9 больше 9,3
20 - - 2,6 5,6 - 9,3
30 - - 2,9 9,3 - 12,5
40 - - 2,9 / 3,7 12,5 - 16,3
50 - - 3,7 16,3 - 21,9
60 - - 3,7 21,9 - 26,1

Классификация АСЕА

Ведущие автомобилестроители европейских стран разработали и с 1 января 1996 г. ввели в действие классификацию моторных масел АСЕА (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles - Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM.

Классификация АСЕА заменила еще иногда упоминаемую в документации и описаниях масел отмененную классификацию ССМС (Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка) и установила новую, более жесткую, по сравнению с ССМС, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

С 1 марта 1999 г. все новые масла должны соответствовать более современным требованиям - требованиям АСЕА-98. Однако до 1 марта 2000 г. допускается использование требований АСЕА-96. После этой даты все масла должны соответствовать требованиям АСЕА-98.

Имеются три различные АСЕА-категории:

· A (для бензиновых двигателей легковых автомобилей);

· В (класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности);

· Е (класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty) тяжелых грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и т. п).

Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные достоинства масла. В каждой группе моторное масло делится на категории (1-5). Чем больше порядковый номер в группе, тем качественнее моторное масло. При дальнейшем видоизменении классификации АСЕА изменяют код года и этим определяют новый класс, например, А1-96 заменяют на А1-98, АЗ-96 на АЗ-98.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских.

В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
меньшей массой двигателей;
большей удельной мощностью;
большими допустимыми скоростями передвижения;
более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях, так как считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.

Новые требования 1998-1999 гг. предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.

Современная классификация моторного масла по АСЕА

Категория и класс по АСЕА Область и условия применения
A1-96 Масла для двигателей, допускающих применение масел с низкой вязкостью в условиях высоких температур и высоких скоростей сдвига. Этим достигается достаточно высокая экономия топлива. Обладают достаточно высокими противоизносными свойствами. Не допускается применение этих масел для двигателей, требующих скорость сдвига 3,5 мПа. с. Возможность применения этих масел определяется руководством по эксплуатации конкретного автомобиля. Топливосберегающее масло, у которого хорошая термостабильность, минимальное образование отложений и износ двигателя.
A1-98 Масла отвечают более высоким требованиям по эксплуатационным параметрам и используются в двигателях, допускающих скорость сдвига более 3,5 мПа. с с удлиненными интервалами замены.Обеспечивают высокую степень энергосбережения, защиту от изнашивания. Обязательно испытываются на экономию топлива.
A2-96 Масла универсальные, допускаются к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены. Не обеспечивают достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. Качественное моторное масло, широко распространенное в Европе
A3-96 Масла универсальные, с высочайшими эксплуатационными свойствами для мощных высокоэффективных бензиновых двигателей. Допускают удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации. Ограничено увеличение вязкости в жестких пределах, обеспечивают чистоту поршней и более высокую производительность двигателя, чем бывшее моторное масло CCMC GS. Для производства масел этой группы используют самые эффективные современные присадки (диспергирующие, антиокислительные и т. д.). АЗ-96 - это современное моторное масло высшего качества.
A3-98 В дополнение к АЗ-96 усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов.
B1-96 Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой вязкостью в условиях высоких температур и высоких скоростей сдвига. Этим достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Обладают достаточно высокими противоизносными свойствами. Не допускаются к применению в двигателях, требующих скорость сдвига 3,3 мПа. с. Возможность применения этих масел определяется руководством по эксплуатации конкретного автомобиля. Топливосберегающее масло, предотвращающее образование осадков, загущение масла и износ клапанного механизма.
B1-98 По сравнению с В1-96 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости, и образованию шлама. Обязательно испытываются на экономию топлива.
B2-96 Универсальные масла для большинства дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов при нормальных интервалах замены. Не обеспечивают достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. То же, что и В1, плюс улучшенная защита подшипников, более высокая производительность двигателя, чем бывшее моторное масло CCMC PD2.
B2-98 По сравнению с В1-98 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости и образованию шлама.
B3-96 Масла обладают высокой стабильностью свойств и предназначены для двигателей с высокой производительностью легковых автомобилей и легких фургонов. Допускают удлиненные интервалы замены и круглогодичное использование, применение в тяжелых режимах эксплуатации. Более жесткие пределы чистоты поршня, увеличение вязкости, уменьшение сажи в масле с помощью эффективно подобранных диспергирующих присадок. ВЗ-96 - наилучшее моторное масло для европейских легковых автомобилей и джипов с дизельными двигателями.
B3-98 По сравнению с В3-96 отвечают более высоким требованиям по приросту вязкости и образованию шлама.
B4-96 Масла для двигателей с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов. Дополнительно испытывается в 4-цилиндровом двигателе VWDI с непосредственным впрыском топлива.
E1-96 - E5-99 Класс масел для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей
E1-96 Масла заменяют масла ССМС Д4, но более высокого качества. Для мощных дйигателей без турбонад-дува. Всесезонные. Допускают продление интервала замены для более старых двигателей, хорошая стойкость к термоокислению, минимальное образование шламов, великолепная защита клапанного механизма от износа и зеркала цилиндра. Большая защита от износа, чем ССМС D4.
E2-96 Масла всесезонные с улучшенными противоизнос-ными свойствами, уменьшают образование нагара и отложений. С удлиненным интервалом замены двигателей грузовых автомобилей с турбонаддувом от 20000 до 45000 км. Проверяются на совместимость с эластомерными прокладками. Для тяжелых дизелей, в том числе и с турбонаддувом.
E3-96 Масла заменяют масла ССМС Д5, но более высоко-то качества. Всесезонные с удлиненным интервалом замены в обычных дизельных двигателях и дизелях с турбонаддувом, для двигателей грузовых автомобилей выпуска 1988 г. Обеспечивают чистоту поршней, уменьшают износ деталей и резерв мощности двигателей, проверяются на совместимость с эластомерными прокладками. Производительность двигателя увеличивается на 20% по сравнению с ССМС D5.
E4-99 Новые, наиболее совершенные масла для мощных и быстроходных дизелей Enro1, Euro2 и ЕuгоЗ с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Рассчитаны на замену через 80000 км пробега при магистральных режимах или через 45000-60000 км при отсутствии специального промежуточного фильтра масла.
E5-99 Новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству, для мощных и быстроходных двигателей Eurol, Euro2 и ЕuгоЗ. Отвечает требованиям европейских и американских производителей автомобилей. Отличается стабильностью свойств, продленным интервалом замены, обеспечивает чистоту двигателя, лучше предохраняет детали от износа.

В таблице современная классификация АСЕА представлена в сопоставлении с классификациями моторных масел по API, ILSAC, ССМС. Важно отметить, что речь идет не об идентичности или взаимозаменяемости, а лишь о примерном соответствии классов АСЕА и других классификаций.

Соответствие масел классам АСЕА точно так же проверяется установленными для каждого класса комплексами лабораторных и моторных испытаний.

В отличие от классификации API лабораторными испытаниями обязательно проверяют совместимость масел с эластомерами, стойкость загущенных масел к механической деструкции, а также сульфатную зольность, которая должна быть не более 1,5% у масел категории А и не более 1,8 и 2,0% у масел категорий В и Е соответственно.

ACEA96 A1-96
A2-96
A3-96 B1-96 B2-96 B3-96 E1-96 E2-96
ACEA98-99 A1-98 A2-98 A3-98 B1-98 B2-98 B3-98 B4-98 E1-96 issue 2 E2-96 issue 2
CCMC
(отме-
нена)
- G-4 G-5 PD-2 - - D-4 D-4+
API - SH
SJ
- - - - CD CD+
ILSAC GF-1
GF-2
- - - - - - - -

Моторные испытания по классификации АСЕА проводят в полноразмерных двигателях европейского производства по методам СЕС (Европейский координационный совет по методам испытаний топлив и масел). Только масла для бензиновых двигателей испытывают также по американским методам Sequence III E и V Е, а дизельные масла классов Е2-96, ЕЗ-96 и Е4-98 по методу MACK T-8. Масла класса Е5-99, кроме того, испытывают по методам Cummins M-11 и MACK T-9, а метод MACK T-8 используется в ужесточенном варианте.

Масла классов А1-98 и АЗ-98 идентичны по всем требованиям и соответствуют высшему уровню. Разница между ними в том, что первые - энергосберегающие.

Масла класса А2-96 issue 2 отвечают стандартному уровню. Следует принять во внимание, что в классификации АСЕА масла класса А1-96 соответствовали стандартному уровню, т. е. А2-96. Различие между ними, как и в предыдущем случае, только в том, что первые - энергосберегающие.

Масла классов В1-98 и В2-98 соответствуют стандартному уровню, но первые являются энергосберегающими.

Масла класса ВЗ-98 отвечают высшим современным требованиям к маслам для дизелей легковых автомобилей с разделенной камерой сгорания. Масла класса В4-98 предназначены для дизелей с, непосредственным впрыскиванием топлива. Они имеют стандартный уровень эксплуатационных свойств.

В категории Е все классы различаются по уровню эксплуатационных свойств, которые возрастают от класса El-96 issue 2 до класса Е5-99. Масла класса El-96 issue 2 применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 issue 2 дают возможность эксплуатировать безнаддувные дизели с увеличенными сроками замены масла и обеспечивают надежную работу дизелей с умеренным наддувом в обычных, не экстремальных условиях эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 issue 2 предназначены для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, выполняющих требования норм Euro II по выбросам токсичных веществ и эксплуатируемых в тяжелых условиях с увеличенными сроками замены масла. Масла классов Е4-99 и Е5-99 предназначены для смазывания дизелей грузовых автомобилей новейших моделей, отличающихся высоким уровнем форсирования и эксплуатацией в особо тяжелых условиях с увеличенным сроком замены масла.

Приобретая смазочные материалы,

обратите внимание на заявленные спецификации и

допуски на таре.

Пример

SAE 5W-20

ACEA A5/B5

API SN/SM, SL/CF, CF-2

ILSAC GF-5/C-3

GM-LL-A-025/GM-LL-B-025

VW 502.00/505.00, MB 229.31

BMW Longlife-04

Классификация вязкости по SAE

SAE - Американское Общество Автомобильных Инженеров, присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. Наиболее распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 0 W -30, 0 W -40, 5 W -30, 5 W -40 и другие. Чем меньше значение слева с аббревиатурой W , тем выше свойство текучести масла при низких температурах. Чем больше значение справа без аббревиатуры W , тем выше вязкость масла при высоких температурах. Замена масла производится, принимая во внимание не только его тип, указанный заводом-изготовителем автомобиля, но и температуру внешней среды, условия его использования и другие факторы. Например: 5 W -30 (моторное масло), 85 W -90 (трансмиссионное масло).

Вязкость SAE и температура окружающей среды,необходимая в момент запуска двигателя

Моторное масло Трансмиссионное масло

При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя - степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды, комплектация двигателя каталитическим фильтром твердых частиц выхлопа дизельных двигателей (CDPF)

Назначение и качество

Качество масла - это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкость, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества.

Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существует несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC , JASO , ACEA и ГОСТ (для стран СНГ).

Военное ведомство США и наиболее крупные производители автомобилей выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций, существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей.

Система классификации API

API - Американский Институт Нефти, присваивающий маслам классы качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей (SM , SN ), буквами и цифрами для дизельных двигателей (CI -4 Plus , CJ -4 ). Чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0 W -30, 5 W -30, 5 W -20 индекс энергосбережения, например ILSAC CF -5.

API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG , API SH , API SJ , API SM и API SN . Категории API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG,API SJ на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускают, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG -4/ SH ;

СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
КАТЕГОРИЯ СТАТУС ОПИСАНИЕ
SN ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5.
SM ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2010 года выпуска и старше.
SL ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2004 года выпуска и старше.
SJ ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2001 года выпуска и старше.
SH УСТАРЕВШАЯ
SG УСТАРЕВШАЯ
SF УСТАРЕВШАЯ
SE УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1979 года.
SD УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SC УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SB УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SA УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не содержит присадок. Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.

API С состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA , API CB , API CC , API CD , API CE , API SF , API CF -2, API CF -4, API CG -4, API CI -4 иAPI CJ -4. Категории API CA , API CB , API CC , API CD на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;

СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
КАТЕГОРИЯ СТАТУС ОПИСАНИЕ
CJ-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с 2010 модельного года, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов для дорожной техники и Tier 4 для внедорожной техники, а также для ранее выпускавшихся дизельных двигателей. Масла этой категории разработаны для использования в двигателях, рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 500 промилле (0,05% по массе). Тем не менее, при использовании топлива, в котором содержание серы превышает 15 промилле (0,0015% по массе), возможно уменьшение срока службы системы доочистки выхлопных газов и сокращение интервала замены масла. Масла категории CJ-4 особенно эффективны в поддержании долговечности системы снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Обеспечивается оптимальная защита от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, сажевого и окислительного загустения, потери вязкости под воздействием сдвига и вспенивания, а также низко- и высокотемпературная стабильность. Масло категории API CJ-4 превосходит эксплуатационные свойства масел категорий API CI-4 (в том числе CI-4 PLUS), CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4, и может служить их полноценной заменой. При использовании масла CJ-4 в сочетании с топливом, содержание серы в котором превышает 15 промилле, следует уточнить периодичность замены масла у производителя двигателя.
CI-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в 2002 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов, введенных в 2002 году. Масло CI-4 направлено на поддержание долговечности двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Благодаря своим эксплуатационным свойствам, некоторые масла CI-4 могут претендовать на категорию CI-4 PLUS.
CH-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в 1998 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1998 года. Масло категории CH-4 предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1995 году. Для высоконагруженных, быстроходных четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы не более 0,5% по массе. Масло CG-4 необходимо для двигателей, которые удовлетворяют требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4.
CF-4 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE.
CF-2 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1994 году. Для высоконагруженных двухтактных двигателей. Может использоваться вместо масел CD-II.
CF УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1994 году. Для дизельных двигателей с двухполостными камерами сгорания (косвенным впрыскиванием) и прочих, устанавливаемых на внедорожную технику, включая двигатели, которые работают на топливе с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD.
CE УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1985 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо CC и CD.
CD-II УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с наддувом.
CC УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1990 года.
CB УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года.
CA УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года.


API E С (ILSAC ) - энергосберегающие масла (Resource Conserving ). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легколетучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостью SAE 0W-.., 5W-.. и 10W-...

Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS). ILSAC класса GF-3, прошедший проверку в плане экономии топлива, отвечает требованиям классификации API класса SM; ILSAC класса GF-4 соответствует классификации API класса SM. Например: API SN успешное прохождение проверки на экономию топлива = ILSAC GF-5.

СТАНДАРТ ILSAC НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ИЗДАНИЕ СТАТУС ОПИСАНИЕ
GF-5 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ Представлено в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло GF-5 обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях двигателя и деталях турбонагнетателя, снижение низкотемпературных отложений (смол), снижение расхода топлива, улучшенную совместимость с системой снижения токсичности отработавших газов, расширенную совместимость с уплотнительными деталями, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85.
GF-4 УСТАРЕВШЕЕ Действительно до 30 сентября 2011 года. Используйте масло GF-5 вместо GF-4.
GF-3 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-3.
GF-2 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-2.
GF-1 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-1.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например: API CG-4/SH-масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).

Внимание: каждый из последующих стандартов по качествам превосходит предыдущий, поэтому новейшие стандарты по качеству превосходят все предыдущие. Например, масла класса SN могут быть использованы вместо всех классов для бензиновых двигателей.

Знаки API

Масла, соответствующие требованиям, действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API-SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.


ACEA - Европейская Ассоциация Производителей Автомобилей. Если на этикетке присутствуют эти буквы, значит масло пригодно для эксплуатации в двигателях европейских автомобилей. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

ДОПУСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - некоторые автомобильные компании, такие как Porshe , Mercedes - Benz , BMW , VW , Ford , предъявляют к маслам дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом Вам допуске и необходимых интервалах между сменами масла Вы можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook