Сажевый фильтр в автомобиле. Сажевый фильтр на дизеле: что это такое. Как выглядит элемент

Статья про сажевый фильтр - для чего он нужен, особенности и эксплуатация детали. В конце статьи - видео про устройство и назначение сажевого фильтра.


Содержание статьи:

Дизельная комплектация легковых автомобилей получила с 2000 года дополнительную деталь в системе выпуска – сажевый фильтр. Предполагается, что фильтрующий элемент будет снижать высокие показатели выброса тяжелых частиц и СО2 в атмосферу.

Согласно статусу норматива Евро-5, установка фильтрующего узла на автомобиль обязательна. Агрегат действительно снижает выброс сажи в окружающую среду на 90%, но при этом требует полноценной чистки максимум после 20-30 тыс. пробега.


Учитывая, что дизельное топливо российского производства имеет в своем составе серы в пять раз больше, чем европейская солярка, процедуру чистки или полной замены фильтра водители вынуждены делать через каждые 10 000 пробега.

Классическое предназначение детали

Сажевый фильтр для дизельного мотора снижает выброс мелкофракционных сажевых частиц, фильтруя отработанные газы. Нагар образуется при недостаточном сжигании топлива. Химический состав сажи зависит от параметров топлива, чаще всего это тяжелые частицы, углеводорода двуокись и окись, серы двуокись, вода, окись азота, в разных пропорциях.


В основе детали - керамическая болванка ячеистой формы, заключенная в сварной металлический кожух. Установлен узел очистки выхлопных газов сразу за катализатором, составляя с ним единую деталь. Фильтр и нейтрализатор расположены в одной банке, непосредственно после выходного коллектора. В некоторых моделях авто катализатор окислительного типа и элемент фильтрации объединены в один узел. Технологически деталь называется фильтр каталитического типа.

Оригинальная деталь стоит достаточно дорого за счет драгоценного металла, который входит в структуру фильтра. Иридий и платина нейтрализует отработанный выхлоп и задерживает сажевые частицы.


Ячейки сажевого фильтра имеют или квадратную или восьмиугольную форму. Закрытые с разных сторон, они создают сложный проход для отработанного газа, благодаря чему новый фильтр по замерам выдает в атмосферу практически чистый воздух под высоким давлением.


Агрегат в процессе эксплуатации осуществляет две функции:
  • фильтрация отработанного топлива;
  • регенерация сажи.
Фильтрация - это обычное улавливание мелких частиц сажи из выхлопа в процессе прохода отработанного топлива через ячейки. Регенерация - это процесс очистки поверхности ячеек сажевого фильтра от скопившегося нагара.

Восстановления фильтрующего узла

Фильтрующие агрегаты последнего поколения (с 2010 года) имеют два типа восстановления сажевого узла - автоматическая (пассивная) и принудительная (активная).

В современных иномарках чаще используют пассивную систему, сжигающую нагар, используя выхлоп (от 500 градусов). Это происходит на высоких скоростях без дополнительной команды от ЭБУ.

Метод пассивной регенерации заключается в том, что производитель придумал добавлять в дизельное топливо специальную присадку. Этот способ приемлем, если автомобиль не часто используется для загородных поездок. Режим эксплуатации в городе с частыми остановками наиболее губителен для дизельных комплектаций.

Активное восстановление предполагает принудительное нагнетание температуры в узле для полного окисления (сгорания) налета. В зависимости от параметров работы двигателя различаются несколько способов принудительной регенерации:

  1. Поздняя подача топлива.
  2. При выпуске газов происходит дополнительный впрыск.
  3. Электронагрев.
  4. Использование микроволн для нагрева отработанного топлива.
При замене заводского фильтра на аналоги, когда оригинальная комплектующая выработала ресурс, в 70% случаев не рекомендуется проводить принудительное восстановление (регенерацию). Неоригинальная комплектующая часто просто загорается, моторный блок идет в разнос.


Инженеры Volkswagen чаще всего устанавливают на свои модели сажевый очиститель с каталитической оболочкой (покрытием). Исключением являются модели микроавтобуса Транспортер, которые стоят первыми в очереди в автосервисе для снятия этого узла. После пробега в 30 000 никакая регенерация узла, чистка, промывка и пр. этим автомобилям не помогают. Аналоги выходят из строя уже через 5 000 км.

Сажевый узел с каталитическим покрытием устанавливается сразу после компрессора турбины и составляет один агрегат с каталитическим нейтрализатором в общем корпусе. При замене или смене на пламегаситель выбиваются обе детали. В основе узла - керамическая пористая банка, стенки ячеек которой покрыты слоем платины, иридия, оксида церия и алюминия.

Фильтрующий узел с покрытием из каталитического материала может восстанавливаться пассивно и активно. Пассивное восстановление происходит ежеминутно в процессе работы двигателя на высоких оборотах за счет температуры выхлопа (не менее 500 градусов).

Активное восстановление осуществляется через дополнительный подогрев сажевого узла, либо с дополнительным впрыском на разных тактах, либо с подключением дополнительных узлов. Активное очищение происходит в течение 10 минут после обработки ЭБУ данных от датчиков выхлопной системы. За основу берутся показатели:

  • расход воздуха;
  • температура газа до и после фильтрующего узла;
  • параметры перепада давления в катализаторе.
При замене фильтра на пламегаситель всегда производится перепрошивка ЭБУ как на процесс работы фильтра в штатном режиме, так и на запуск активной регенерации.


Разработчиками конструкции очистителя выхлопных газов является концерн Пежо-Ситроен. За основу инженеры взяли цериевую присадку, которая обеспечивает сгорание сажи при средних температурах (от 450 градусов). Данная конструкция устанавливается после катализатора и является отдельным узлом.

Топливная добавка объемом до пяти литров располагается в отдельной емкости, которая встроена или в топливный бак, или вынесена в подкапотное пространство. Объема в 5 литров достаточно на пробег от 150 000 - 180 000 км. Замер уровня присадки аналогичен проверке уровня тормозной жидкости, на основе поплавка со шкалой. Подача добавки происходит во время заполнения топливного бака пропорционально.

Сажевый фильтр, как и катализатор - безусловно, нужный агрегат в автомобиле, но поскольку проблем с обслуживанием, заменой узла достаточно, водители предпочитают удалять штатный узел после выработки ресурса. При этом стоит запомнить, что удаление катализатора и фильтра, равно как и замена его на пламегаситель - административно наказуемое действие. Рисковать или нет - выбор индивидуальный.

Видео про устройство и назначение сажевого фильтра:

Введение в 2005 году экологического стандарта ЕВРО-4, регламентирующего количество вредных выбросов в окружающую среду автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, вынудил производителей автомобилей применить техническое решение, которое позволило бы добиться значительного снижения выбросов вредных и опасных для здоровья человека веществ (сажа, оксид азота NOx, оксид углерода и др.)

Именно по этой причине, большинство современных дизельных автомобилей, выпущенных с 2004 года, оборудованы системой нейтрализации сажи, основным элементом которой является “противосажевый фильтр”.

Само название - «сажевый фильтр» - поясняет его предназначение: задерживать частицы сажи, которые являются продуктом сгорания дизельного топлива.

Наиболее широко распространены следующие сажевые фильтры дизельных двигателей:

1) DPF (Diesel Particulare Filter) сажевые фильтры закрытого типа
2) FAP (Filtre a Particules) сажевые фильтры закрытого типа с функцией регенерации

Принцип работы сажевого фильтра

Сажевый фильтр представляет собой металлический цилиндр, заполненный специальным жаростойким керамическим материалом с ячеистой структурой, который способен задерживать мелкие сажевые частицы. Блок управления двигателем отслеживает пропускную способность сажевого фильтра и в случае необходимости запускает регенерацию, т.е. процесс очистки фильтра от накопившейся в нем сажи. Регенерация бывает пассивной и активной. При пассивной регенерации, сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, когда температуре в фильтре достигает 350-400 градусов и выше. При движении по городу или на малые расстояния, в случае когда не удается разогреть сажевый фильтр до нужной температуры, а датчики фиксируют что наполненность фильтра выше нормы, то запускается процесс активной регенерации. Для этого, в цилиндры мотора, после основной порции топлива, подаётся ещё одна дополнительная, клапан EGR перекрывается, при необходимости изменяется алгоритм управления геометрией турбины. Не полностью сгоревшая смесь, через выпускной коллектор попадает в катализатор, который установлен перед сажевым фильтром, и там происходит её дожиг. При этом температура выхлопных газов проходящих через катализатор значительно повышается. Дальнейшее движение разогретых газов по выпускному тракту, приводит к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться. Об этом может свидетельствовать чёрный дым, выходящий из трубы. Моментальный расход топлива и обороты холостого хода повышаются.

В системе выпуска отработавших газов турбо дизельных автомобилей отвечающих стандарту Euro-4, обычно присутствуют три датчика: датчик температуры, датчик кислорода и датчик дифференциального давления. Если блок управления двигателем выявит некорректную работу любого из компонентов системы отвечающей за контроль правильного смесеобразования, датчика кислорода, расходомера, системы EGR, датчика уровня топлива, датчика уровня реагента (мочевины), датчика уровня топлива в баке, и некоторых других, то это приведет к невозможности проведения регенерации сажевого фильтра. Как правило, в таких случаях, активируется аварийный режим работы двигателя (на панели приборов загорится предупреждающий символ, мотор потеряет тягу, максимальные обороты снизятся до 2500-3000 мин-1, повысится расход топлива и увеличится дымность выхлопа) Важно отметить, что многочисленные неудачные попытки регенерации сажевого фильтра не проходят бесследно для автомобиля. Во время процесса регенерации, обогащённая топливо-воздушная смесь не сгорает полностью, и часть несгоревшего топлива все же попадает в моторное масло, и тем самым разжижает его. Со временем, можно заметить, что уровень масла стал значительно выше отметки “max”. Это не только снижает смазывающие и защитные свойства масла, что может нанести вред мотору. Масло с низкой вязкостью легче преодолевает уплотнения, и его подтекания могут быть выявлены в самых неожиданных местах. А попадание масла внутрь интеркулера, и затем вместе с нагнетаемым воздухом в цилиндры двигателя, может вызвать процесс неконтролируемого горения, вплоть до физического разрушения мотора.

Последствия эксплуатации авто с засоренным сажевым фильтром

Volkswagen Multivan сажевый фильтр забился, но автомобиль продолжали эксплуатировать дальше, что привело к разрушению фильтра. Обломкам фильтра преградил путь датчик температуры выхлопных газов, что привело к полному закупориванию выхлопной системы. В выпускном коллекторе создалось высокое противодавление отработавших газов, от высокой температуры и давления его поверхность повело и газы начали прорываться через прокладку выпускного коллектора. В результате пришлось заменить турбину, выпускной коллектор и клапан EGR. Сажевый фильтр был удален и заменена программа управления двигателем для корректной работы без фильтра.


Часто, непроходимость сажевого фильтра и высокое давление внутри выпускного тракта служит причиной выхода из строя клапана EGR системы рециркуляции отработанных газов. И наоборот, неисправный клапан EGR может стать первопричиной выхода из строя сажевого фильтра.

Выявление проблемы с сажевым фильтром

Чем раньше будет выявлена проблема с сажевым фильтром, тем лучше. Регулярная диагностика и своевременное прохождение ТО, помогут решить проблему на ранней стадии.

Симптомами проявления проблем с сажевым фильтром являются:

Снижение тяги мотора
- периодически появляющаяся повышенная дымность выхлопных газов
- повышенный расход топлива
- неустойчивые обороты холостого хода
- повышенный уровень моторного масла в двигателе
- неестественный, шипящий звук при работе двигателя
- предупреждающий сигнал в виде иконки DPF фильтра на панели приборов

Какие «плюсы» удаления сажевого фильтра?

Отсутствие подобных проблем в будущем
- восстановление тяговых характеристик двигателя
- снижение среднего расхода топлива
- отпадает необходимость использования дорогостоящих моторных масел
предназначенных для автомобилей с сажевыми фильтрами
- отсутствие необходимости заправки реагентами (AdBlue, EOLYS и др.)
- стоимость процедуры удаления во много раз ниже стоимости нового сажевого фильтра, срок службы которого при эксплуатации в наших условиях существенно ниже регламентированного заводом изготовителем

К сведению

Срок службы нового сажевого (FAP/DPF) фильтра при использовании нашего дизельного топлива и при эксплуатации в нашей климатической зоне, составляет приблизительно 20…120 тыс. км.

Цена нового сажевого фильтра находится в диапазоне 900…3000 euro.

Если экономическая составляющая ремонта Вашего авто является для Вас важной, а покупка нового сажевого фильтра Вас не устраивает ввиду большой стоимости, то вариант оперативного удаления сажевого фильтра является оптимальным и наиболее выгодным решением, как для Вас, так и для Вашего автомобиля.


Сажевый фильтр отработанных газов – фильтрующий элемент выпускной системы дизельного автомобиля расположенный за выпускным коллектором. На английском, звучит как Diesel Particulate Filter , а иногда его называют сажевик – предназначенный снижать выброс частиц сажи (размер от 10 нм до 1 мкм) в атмосферу вместе с ОГ. Все современные дизельные автомобили оборудованы данным фильтром, так как принятые экологические нормы «Евро 4 и 5» предполагают обязательное его наличие.

Конструктивно может быть как простой фильтр сажи (ячеечная матрица из карбида кремния), так и достаточно сложный. Поскольку многие объединенные с каталитическим нейтрализатором ().

Конструкция и принцип действия

Сажевый фильтр выполняется из специального ячеистого фильтрующего элемента, основой которого является керамика, помещенная в металлический корпус. Керамическая фильтрующая система состоит из большого количества микроскопических каналов, попеременно закрытых то с одной, то другой стороны, а стенки имеют пористую структуру, через которые проходит газ, но не может просочиться сажа. Ответ на вопрос где находится сажевый фильтр, очевиден: он встраивается в выхлопную систему автомобиля, а вот точное расположение уже зависит от конкретной модели.

Принцип действия данного устройства довольно прост. Отработанные газы просачиваются через пористую структуру фильтрующего элемента. При этом практически все частицы сажи остаются на входе, то есть в виде выхлопа из автомобиля выходит практически чистый газ, лишенный тяжелых примесей.

Принцип работы сажевого фильтра. Пассивная и Активная регенерация.

Накопленные при фильтрации сажевые частицы создают сопротивление отработанным газам, что в свою очередь приводит к понижению мощности двигателя автомобиля. В связи с этим любой сажевый фильтр нуждается в периодической чистке от сажи. Данный процесс называется регенерацией.

Проблемы с работой сажевого фильтра

Существует два вида регенерации: пассивная и активная.

Пассивная регенерация происходит без участия водителя (происходит незаметно). Мелкие отложения сгорают при температуре около 350 градусов. Такая чистка может сопровождаться резким дымлением. Но чтобы достигнуть этакого нужного температурного режима необходимо периодически давать поработать дизельному двигателю на оборотах более 2000 об. продолжительностью 5 - 10 мин. Такой вид регенерации выполняется каждые 500 - 700 км пробега.

Поскольку в городских условиях, какой режим вождения возможен не всегда, происходит постепенное засорение с последующим выходом из строя.

В связи с этим водители часто периодически добавляют в топливо специальные присадки позволяющие сгорать саже при меньших температурах около 450 °C. Применение другого вида восстановления работоспособности сажевика вызывается загоранием на приборной панели соответствующего заначка, а при диагностике выскочит ошибка.

Значок сажевого фильтра (он же неисправность выхлопной системы) загорается в нескольких случаях: когда требуется активная регенерация элемента выхлопной системы или если он уже пришел в негодность.

Активная регенерация сажевого фильтра происходит при температурах более 600 градусов (ЭБУ защёт данных с датчиков сам производит необходимые процедуры), таких как:

  • поздний впрыск топлива;
  • дополнительный впрыск;
  • используется дополнительный нагревательный элемент перед фильтром;
  • впрыскивается топливо перед фильтром;

Именно при таких процедурах выхлоп нагревается до такого значения при максимальной нагрузке дизельного двигателя. После такой регенерации работоспособность сажевого фильтра восстанавливается.

Аварийная регенерация не запускается, если фильтр заполнен сажей боле определенного значения (около 68 гр).

Но как бы там ни было, ресурс фильтра отработанных газов составляет около 250 тыс. км пробега. А как долго не понадобится полное удаление или замена сажевого фильтра зависит от качества топлива и смазочных материалов.

Симптомы засорения сажевого фильтра

Когда фильтр очистки сажи засорен или полностью вышел из строя, то о его состоянии водителю будут сигнализировать такие признаки:

Особенности эксплуатации

Довольно часто причиной поломки сажевого фильтра становятся неисправные клапана EGR. В современных автомобилях электронные системы управления автоматически подсчитывают количество завершенных циклов регенерации и при необходимости извещают водителя о необходимости замены фильтра. В любом случае для нормальной эксплуатации сажевика необходимо использовать качественное топливо (содержание серы не должно превышать нормы), отвечающее требованиям стандарта Euro-4,5. Также владельцам автомобилей оборудованных таким фильтром не стоит заливать био-дизель.

В автомобилях оборудованных сажевым фильтром очень важно использовать ту марку масла, которая преднаписана в инструкции заводом изготовителем. Когда она не соответствует то вероятность его выхода из строя через засор продуктами угара масла, очень высока.

Стоит помнить что авто с сажевым фильтром требует определенных правил обслуживания и эксплуатации.

Удаление или отключение сажевого фильтра требует программного вмешательства.

Особенности ремонта

В большинстве случаев сажевые фильтры не являются ремонтируемыми устройствами, но при этом они размещаются под днищем автомобиля или возле двигателя, поэтому их замена не выглядит сложной задачей, но довольно дорогостоящая. Именно поэтому основная масса автовладельцев обращаются на СТО с целью вырезать фильтр очистки выхлопных газов, нарушая тем самым экологические нормы выбросов вредных веществ в атмосферу. На некоторых машинах сажевый фильтр можно вовсе отключить (если не установить дополнительный резонатор, то появится громкий звук выхлопа), но только там, где его наличие и состояние не контролируется электроникой. Такой выход из ситуации называется чип-тюнинг.

Связанные термины

Владельцев иномарок, часто интересует, каковы последствия удаления сажевого фильтра на дизеле. Ведь такое действие приходится производить на многих машинах, в том числе и на довольно новых. Причина необходимости в такой доработке обычно низкое качество топлива. Также могут возникать сложности в связи с неправильным и/или несвоевременным обслуживанием. Поэтому, полно причин разобраться, имеет ли смысл удалять данный фильтр, и какие последствия от этого могут наступить. Все-таки двигатель современного автомобиля довольно дорогое устройство, ремонт которого может вылиться в серьезную сумму.

Последствия удаления сажевого фильтра на дизеле, конечно имеются. Это нужно учитывать при принятии решения. Но, чтобы точно понять, о чем идет речь, нужно сначала разобраться с особенностями этой детали, а также уточнить на что она влияет.

Зачем он используется?

На данный момент времени производители борются за повышение уровня экологической безопасности автомобилей. Следствием этого стала обязательная установка на машинах, укомплектованных дизельными двигателями, сажевых фильтров. Это обязательное условие для грузовиков, начиная с момента введения протокола EURO 4 , и начиная с 2009 года, после введения протокола EURO 5 . Также правило распространяется для всех транспортных средств с дизельными двигателями.

Таким образом снижается уровень сажевых выбросов в атмосферу, которые неизбежно образуются при сгорании дизельного топлива. Но, следствием этого стало некоторое усложнение конструкции. Все-таки дополнительная приблуда в системе выхлопа сказывается на мощности и эффективности мотора.


Технические особенности

Существует несколько типов подобных фильтров. Все они применяются на современном автотранспорте, поэтому имеет смысл разобраться в их особенностях более подробно. Основные различия между разными типами подобных фильтров в особенностях очистки. Вот какие виды можно встретить на легковых автомобилях:

  • DPF – это закрытый фильтр. Для очистки используется метод пассивной регенерации. Их невозможно прочистить. Обычно применяются на автомобилях концерна Volkswagen, а также некоторыми их партнерами;
  • FAP – означает закрытый фильтр с принудительной регенерацией. Разработан на концерне Peugeot-Citroen. Как правило, при забивании фильтра сажей, блок управления двигателем дает команду на впрыск присадки, которая вызывает очистку фильтра. В целом, срок службы такого приспособления выше. Широко применяется на машинах марок Ford, Toyota и некоторых других.

Признаки неисправности

Для начала давайте разберемся, когда нужно заменять этот фильтр, а точнее разберем признаки неисправности. Это позволит своевременно отреагировать на возникшую проблему. На самом деле проблема определяется достаточно просто:

  • В первую очередь смотрим на приборную панель. При проблемах с фильтром загорится лампа, предупреждающая о неисправности двигателя. Если провести диагностическое сканирование, то высветится ошибка датчика, контролирующего работу сажевого фильтра. При дальнейшей эксплуатации автомобиля блок управления ограничит функциональные возможности мотора;
  • При работе двигателя в разных режимах могут наблюдаться сбои;
  • Значительное снижение динамики . Автомобиль начинает заметно тупить;
  • Может увеличиваться уровень смазки в двигателе.
Все перечисленное даст вам понять, что пора заменять сажевый фильтр. Причем для сохранения работоспособности автомобиля лучше сделать это, как можно быстрее.

Менять или выкидывать?

Стоит отметить, что сажевый фильтр стоит достаточно дорого. В зависимости от вашей модели машины покупка может обойтись от $200 до $2500 . Это достаточно большие деньги, которые при этом тратятся на расходник.

Поэтому, водители начинают задумываться о том, стоит ли покупать и ставить новый фильтр, или можно его полностью удалить. На самом деле, тут есть множество особенностей, которые стоит учитывать. Это необходимость решать проблему с добавкой недостающего сегмента выхлопной трубы (на некоторых моделях). Также потребуется решать проблему с отключением датчика. Ведь если его просто отключить, то машина элементарно не заведется. Давайте рассмотрим нюансы более подробно.

Плюсы и минусы удаления

Для начала тщательно разберем положительные особенности, которые вас ожидают в случае подобной доработки:

  • Вы гарантированно устраните возможность появления этой проблемы на будущее;
  • Средний расход топлива незначительно снизится;
  • Полностью восстановятся динамические характеристики автомобиля, это однозначно вам придется по вкусу;
  • Для моторов с сажевыми фильтрами рекомендованы специализированные масла, которые стоят достаточно дорого. Удаление этой детали позволит заливать в двигатель обычное ;
  • Вам не потребуется периодически заправлять в фильтр дорогостоящие реагенты;
  • Цена удаления детали значительно ниже, чем покупка новой детали. Даже в том случае, если эту работу вы будете делать не самостоятельно.
Как видите, положительных особенностей от такой доработки достаточно много. Но существует и ряд сложностей, которые являются следствием удаления фильтра.

Минусы. Недостатков подобного переоборудования предостаточно. Для некоторых людей появившиеся ограничения делают такую доработку полностью бессмысленной. Поэтому, нужно знать, чем может обернуться подобный ремонт. Недостатки следующие:

  • Машину не пустят в Европу. Автомобиль после удаления сажевого фильтра не пройдет контроль выхлопных газов на таможне. Если часто ездите или планируете поездку в Европу, не стоит удалять эту деталь;
  • Если машина на гарантии , вы ее потеряете;
  • При работе двигателя на высоких оборотах, вы сможете заметить, что дым из выхлопной трубы будет значительно темнее, чем должен быть;
  • Может свистеть турбина;
  • . Поэтому, автомобиль возможно не сможет пройти технический осмотр;
  • В результате сбоев в работе блока управления двигателем, могут проявиться негативные последствия в виде повреждения выхлопной системы.


Выводы

Сажевый фильтр является важной частью выхлопной системы автомобиля. Поэтому, принимая решение о его удалении стоит тщательно взвесить все плюсы и минусы этого действия. При этом, стоит отметить, что положительные последствия не совсем уравновешивают недостатки, и смотреть нужно с учетом своих требований к транспортному средству.

Нужно понимать, что работа по снятию фильтра также стоит денег. Поэтому, нужно учитывать, все особенности и последствия удаления сажевого фильтра на дизеле, и только после этого принимать решение о демонтаже.

a 1,2 TDI /1,4 TDI - потребляют порядка 3-3,5 л/100 км по трассе. Но за кажущейся выгодой всегда скрываются нюансы - например, забота об экологии. Сажевый фильтр и клапан EGR давно стали "красной тряпкой" для белорусских автомобилистов.

Сажевый фильтр стал обязательным для большинства автомобилей, оснащенных дизельными двигателями с 2001 года. Его главная задача - уменьшение количества сажевых частиц, выбрасываемых в атмосферу вместе с отработанными газами. Со временем такой фильтр забивается сажей и приходит в негодность.

О том, что сажевый фильтр больше не справляется со своими обязанностями, сообщает значок на приборной панели. Если автолюбитель продолжает и дальше игнорировать предупреждение, то со временем пропадет тяга, повышается расход топлива, появляются неустойчивые обороты холостого хода.

Обычно, когда на панели загорается check engine и диагностика указывает на сажевый фильтр, автовладельцы обращаются на СТО с просьбой удалить DPF/FAP. Оно и понятно: платить в среднем тысячу евро за новую запчасть довольно накладно и, кажется, проще вырезать фильтр раз и навсегда. Но не все специалисты это могут сделать качественно - в противном случае у владельцев автомобилей появляются дополнительные проблемы. Да и не всегда нужно это делать.

Бортовой компьютер требует деликатного подхода, поэтому вмешательство в его работу, неизбежное при удалении сажевого фильтра , всегда напоминает лотерею: может, конечно, и пронесет. Учитывая, что удалить сажевый фильтр стоит 200-250 долларов, многие соглашаются идти на риск.

Другой способ справиться с проблемой - установка эмулятора, который имитирует наличие абсолютно нового чистого сажевого фильтра в системе автомобиля. Электронное устройство генерирует абсолютно такие же сигналы, как и настоящий сажевый фильтр, что позволяет вводить бортовой компьютер в заблуждение. Стоит услуга от 1,5 млн рублей.

Существует и третий способ справиться с сажевым фильтром - просто промыть. Процедура по сравнению с обычным удалением менее затратная (800 тыс. рублей), и потом не нужно переживать по поводу некорректной прошивки, постоянно загорающихся ошибок, да и в конструкцию выхлопной системы вмешательств не будет.

Что сажевый фильтр "держится" на нашей солярке не более 50 тыс. км, а его ресурс не превышает 120-150 тыс. км - расхожий миф, считает директор СТО "Автоорех" Илья Орехов .

По словам специалиста, торопиться удалять сажевый фильтр не стоит - сначала нужно найти причину, по которой он засорился. Во многих случаях ее устранение решает все проблемы с DPF/ FAP. На самом деле у сажевого фильтра при правильном обслуживании очень большой ресурс: на СТО помнят, как к ним приезжала машина с пробегом более 500 тыс. км, где сажевый фильтр так и не менялся.

- К нам часто обращаются, когда автомобиль уже откровенно "не тянет": водители до последнего катаются с горящим "чеком" на панели, - рассказал Илья. - Таких людей стараемся сразу отговорить от удаления - гораздо проще и дешевле реанимировать старый фильтр. Если DPF/FAP поврежден механически, тоже не стоит его просто вырезать - можно приобрести такой же, но подержанный и поставить его на место поврежденного, проведя все необходимые работы по очистке. Займет это всего полдня.

Также, по словам специалиста, мнение, что удаление сажевого фильтра благоприятно сказывается на двигателе - миф, который объясняется просто: с забитым/неисправным сажевым фильтром у автомобиля действительно повышается расход топлива, падает мощность, возникает неустойчивая работа на холостых оборотах. После того как фильтр удаляется, все это проходит. Однако появляются другие проблемы: посторонние звуки при работе двигателя, а при некорректном удалении система видит, что сажевый фильтр не засоряется, а такого быть не может, решает, что фильтр неисправен, и переводит автомобиль в "аварийный режим".

Также, по словам специалиста, не стоит верить рекламе разнообразных средств, добавление которых в бак поможет очистить DPF/FAP:

- Для очистки сажевого фильтра стоит использовать только рекомендованные производителем средства. Например, во французские автомобили стоит добавлять только EOLYS. К нам часто приезжают любители попробовать различные разрекламированные присадки, что приводит к дополнительным затратам.

Илья Орехов уверен, что заправляться нужно только на проверенных заправках.

- Для автомобиля с DPF/FAP-фильтром вредно, когда владелец ездит на короткие расстояния. Так, утром владелец заводит свою иномарку и пока доезжает до работы, автомобиль не прогревается до рабочей температуры. Затем он день постоит, и вечером повторяется то же самое. В результате накапливается сажа в фильтре DPF/FAP, и проблему частым обслуживанием не решить. Нужно сочетать городской режим езды и загородный. Среди других причин - износ двигателя, несвоевременное и некачественное обслуживание мотора, а также "плохое" топливо.

Впрочем, решение, вырезать DPF/FAP или нет, принимает сам владелец. Экономия при удалении сажевика не всегда очевидна, зато для экологии последствия катастрофические.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook