Процесс и порядок затяжки болтов гбц. Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ Усилие затяжки болтов головки

Каждому автовладельцу, который столкнулся с ремонтом головки блока цилиндров, после выполнения задачи придется ставить этот элемент на место. Такая процедура подразумевает . Если не сделать этого, может нарушиться герметичность агрегата. Ниже разберем, какой момент затяжки головки блока ВАЗ 2106 наиболее важен и что учитывать при установке устройства.

[ Скрыть ]

Когда необходимо делать затяжку?

Для начала рассмотрим, в каких случаях требуется делать протяжку болтов головки блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ 2106:

  1. Если из-под ГБЦ выходит моторное масло. Проблема свидетельствует о повреждении или естественном износе прокладки головки блока. Необходимо произвести снятие и замену уплотнителя. Утечка также может быть связана с ослаблением болтов на ГБЦ. О наличии проблемы свидетельствуют масляные пятна, которые появились в месте соединения головки с блоком мотора.
  2. После выполнения ремонта силового агрегата. Если вы снимали крепления в автомобиле Нива или любом другом и перебирали двигатель, то для успешной сборки следует учесть порядок перетяжки и схему, а также силу затягивания винтов.
  3. В целях профилактики. Специалисты рекомендуют затягивать болты на головке блока цилиндров каждые 2-3 тысячи километров пробега. Когда двигатель работает в условиях вибраций, это может привести к ослаблению винтов, поэтому их надо периодически проверять и протягивать с соблюдением усилия.

Канал Гараж Ильича обнародовал видеоролик, который позволит разобраться в процессе натягивания болтов головки блока на «шестерке».

Как правильно затянуть?

Протянуть болты можно с помощью специалистов или самостоятельно. Если вы никогда прежде не сталкивались с необходимостью выполнения этой задачи, то ниже разберем, как сильно следует закручивать винты и в какой последовательности это делать.

Точно соблюдайте момент натяжки, поскольку если болты головки блока будут перетянуты, это приведет к появлению трещин и повреждению ГБЦ. Если это случится, автовладельцу придется выполнять капитальный ремонт агрегата. Рабочая поверхность отверстия, а также резьбового соединения винта должны быть максимально чистыми. Для очистки цилиндров можно использовать железную проволочную щетку. Если в ходе выполнения задачи вы обнаружили «слепые» отверстия для винтов головки, то осторожно используйте смазку для обработки. Если объем вещества больше, чем требуется, возникнут сложности с установкой штифта до упора.

Перед выполнением затяжки необходимо произвести визуальную диагностику состояния болтов. Если элементы крепления повреждены или изношены, их качество в целом низкое, то лучше не производить натяжку этими винтами, рекомендуется их поменять на новые.

Инструменты и материалы

Чтобы обтянуть ГБЦ, подготовьте только один инструмент — динамометрический ключ, который позволит определить силу затягивания винтов. Приобрести ключ лучше всего в специализированном магазине или арендовать на СТО, поскольку этот инструмент может использоваться только для закручивания и обтяжки. Эксплуатация обычного гаечного ключа не позволит определить, сколько килограмм составляет сила затяжки.

Канал «Ремонт Двигателя! И интересное!» обнародовал ролик, где описаны все нюансы выполнения процесса натяжки.

Алгоритм действий

Необходима очередность и сила, когда вы будете тянуть болты головки блока цилиндров:

  1. В соответствии с размещенной ниже схемой произведите натяжку всех болтов при помощи динамометрического ключа. Момент затяжки на первом круге закручивания креплений составит около 3,5 — 4,1 кгс/м. Сначала натягиваются болты, которые находятся в центре головки блока — сверху и снизу. После этого завинчиваются два верхних и нижних крепления, установленные сбоку от винтов, расположенных в центре. Затем производится натяжка двух крайних болтов. Учтите, что сначала надо натянуть левые штифты, а потом правые. Винт под номером 11, расположенный внизу слева, трогать не надо.
  2. Это первый круг натяжки. На втором этапе производится затягивание болтов в аналогичном порядке. Только сила, с которой натягиваются элементы крепления инструментом, будет 10,5 — 11,5 кгс/м.
  3. На третьем этапе производится натяжение болта, который отмечен номером 11 на схеме. Сила затягивания этого винта должна быть 3,5 — 4,0 кгс/м.

В состав двигателя входит много частей, но ГБЦ является одной из самых важных, поэтому протяжка головки блока цилиндров является немаловажной задачей любого владельца автомобиля.

Протяжка современным автомобилям не нужна. Раньше она была необходима для того, чтобы успешно пройти первый техничный осмотр, но сейчас даже моторы автомобилей марки ВАЗ не нуждаются в протяжке гбц. Она необходима для старых двигателей, к примеру, Москвичей, УАЗов и тех же ВАЗов. Наиболее распространенной причиной необходимости проведения работ по проточке является наличие влаги в тех местах, где головка крепится к блоку. Также протяжка гбц нужна в случае поломки ее прокладки, ее коробления или же неправильно затянутых болтов. После проведения ремонтных работ желательно сделать выравнивание момента затяжки после тысячного пробега.

Схема и правила протяжки

В первую очередь, чтобы не совершать фатальных ошибок, нужно внимательно прочесть руководство автомобиля по его эксплуатации. Чтобы протяжка прошла успешно и без проблем, это руководство должно быть оригинальным, так как только в нем производитель предоставляет потребителю подробную информацию обо всех важных нюансах и особенностях эксплуатации той или иной модели. Также успешная протяжка головки блока цилиндров требует знаний схемы и алгоритма затяжки болтов. Они должны быть подобраны для каждого мотора индивидуально, ведь от правильности выбора зависит то, будет ли их затяжка успешной или же нет. При неправильных действиях, прежде всего, пострадает цилиндр.

В современных моторах была реализована технология пружинных болтов. С ними дополнительная протяжка гбц вовсе не нужна, так как на заводе осуществляется первая и последняя. Проведение протяжки гбц с ними собственными руками может привести к их вытягиванию и последующей поломке. Для начала ремонта устанавливают прокладки, которые исключают возможность усадки.

На самом деле, схема протяжки головки блока цилиндров довольно проста, но без руководства по эксплуатации автомобиля не обойтись. Хотя и характеристики разных моторов также разные, это не означает, что схема осуществления соответственных работ индивидуальна для каждого из них. В основном их порядок одинаковый.

В первую очередь необходим качественный динамометрический ключ, так как простой гаечный ключ не подойдет. Так как протяжка гбц является довольно ответственным делом, то необходимо подходить к ремонту соответственно и не следует делать все «навскидку». Самым важным элементом процесса являются лучшие крепящие болты. Устаревшие, сбитые и перерезанные здесь не прокатят. Вторично использовать пружинный тип настоятельно не рекомендуется, так как в таком случае протяжка будет обречена на провал. Кроме того, такая ошибка может стать причиной утечки масла через установленную прокладку.

Болты TTY-типа не подходят, так как они свойственны алюминиевым головкам блока цилиндров. Следует помнить, что для их затяжки нужен не момент силы, а предусмотрительно установленный градус. Вся необходимая информация по этому поводу есть в руководстве автомобиля.

Важно не забывать о цифрах момента затяжки самой прокладки и того же значения двигателя – нельзя допускать того, чтобы расхождение было слишком значительным. Каждый тип прокладки имеет разный момент затяжки.

Протяжка требует предельного внимания. Если цилиндр имеет болты с тупиковым отверстием, то во время вливания масла (которое следует осуществить до затяжения) нужно следить за тем, чтобы оно не пролилось. В ином случае они испортят блок цилиндра из-за того, что попросту не дойдут до конца. Сквозное отверстие, с которым соединена охладительная система мотора, требует дополнительной смазки резьбы специальным герметиком с пластическими свойствами перед тем, как начать вкручивание болта.

Элементом ремонта также может являться проточка и если вы все же решили начать данный ремонтный процесс, то нельзя забывать о том, что он проводится только на горячий мотор, в котором чугунная головка. Если же эта головка сделана из алюминия, то ремонт следует проводить только при охлажденном двигателе.

Контроль момента протяжки ГБЦ

Существует специальная техника контроля затяжки самих болтов, что упрощает порядок выполнения ремонта. Именно для этого дела и требуется вышеупомянутый динамометрический ключ. Что же касается болта, который надо затянуть, то к нему нужно применять момент, равный той же характеристике его движения.

С началом поворачивания болта следует держать скорость его вкручивания под контролем. Он не должен увеличиваться, в противном случае растягивания не будет. Когда вы видите, что момент постепенно возрастает, это означает, что следует затягивать его до стабилизации.

Блок цилиндра требует определенных усилий и если применяемый к болту момент силы равен 20 кГсм, но сама эластичность (ее момент) не проявляется, то это свидетельствует о его чрезмерной прочности – он не подходит для протяжки. Но если во время контроля момента силы вы наблюдаете его уменьшение, то это значит, что он попросту разрушается.

Столь серьезные требования к болтам обусловлены тем, что они склонны охлаждаться и нагреваться во время их непростого режима работы. Чтобы цилиндр был в безопасности нужно делать все по инструкции. Если его блок, точнее его головка, будет включать в свой состав некачественно затянутые болты – это чревато серьезными негативными последствиями для двигателя.

Видео “Затяжка головки блока цилиндров”

На записи показан способ затяжки головки двигателя в домашних условиях, так, чтобы потом не пришлось больше протягивать.

Любой двигатель внутреннего сгорания имеет несколько основных составляющих. Это поддон, основной блок, головка, а также навесное оборудование. Обязательно необходимо четко соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, так как это влияет на работу всего двигателя в целом и механизма газораспределения.

Во время работы двигателя происходит выделение очень большого количества тепла, поэтому в конструкции блока имеется рубашка, по которой поступает жидкость для охлаждения. Смазка, которая тоже необходима двигателю, по каналам поступает к элементам мотора. Чтобы охлаждающая жидкость и смазка не смешивались, предусмотрено конструкцией наличие прокладки между головкой и основным блоком.

Когда требуется замена прокладки

При замене прокладки обязательно нужно знать, какой момент затяжки болтов головки блока цилиндров 2101 или 2109. Если поставить наперекос любую прокладку, то она начнет пропускать воздух либо жидкости. Это относится и к прокладкам под коллекторами. Менять прокладки ГБЦ на автомобиле нужно довольно редко.

В основном это делается при капитальном ремонте двигателя либо ГБЦ. Производителями не регламентируется срок службы этого элемента. Он может эксплуатироваться довольно продолжительное время, но в некоторых случаях происходит и прогорание. Определяется такая неисправность довольно просто. Основные признаки:

  1. Повышение температуры двигателя до критического значения.
  2. Наличие утечки между блоком двигателя и головкой. Возможно появление как моторного масла, так и антифриза.
  3. Бурление жидкости в расширительном бачке. Если в рубашку охлаждения поступает воздух из цилиндров, то внутри системы повышается давление. Это приводит к бурлению.

Такие неисправности могут быть вызваны тем, что при сборке узла момент затяжки болтов головки блока цилиндров был выбран неправильно. Это привело к перекосу при установке ГБЦ.

Необходимые инструменты

Чтобы самостоятельно произвести замену прокладки головки блока цилиндров, вам потребуются следующие инструменты:

  1. Несколько ключей на 10.
  2. Головки 13, 17, 19.
  3. Удлинители и карданы.
  4. Вороток с трещоткой.
  5. Ключ динамометрический.
  6. Емкость не менее 10 л, необходимая для слива жидкости системы охлаждения.
  7. Несколько отвёрток.

Также вам обязательно потребуются мелкие инструменты и приспособления - это, например, несколько отрезков проволоки и проникающая смазка. В том случае, если вдруг обломается один или несколько болтов, необходимо их правдами и неправдами выкрутить. Для этого высверливаются отверстия в сломанном болте и при помощи специальных приспособлений он выворачивается. При этом старайтесь не разрушить резьбу.

Подготовительные работы

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров Perkins будет отличаться от тех характеристик, которые характерны для отечественных автомобилей. У дизельных двигателей намного больше степени сжатия, поэтому соединения в них надёжнее. На любом автомобиле, в частности, классической серии ВАЗ 2101-2107, замену прокладки нужно начинать с разборки. Для этого нужно извлечь воздушный фильтр, после чего снять его корпус, выкрутив 4 болта крепления.

Карбюратор необходимо тоже снять. Всё навесное оборудование демонтируется перед началом работ. Трамблёр, высоковольтные провода - всё убирается в сторону. Аналогично проводятся работы и на инжекторных двигателях. Только в этом случае необходимо выкрутить все свечи, снять наконечники бронепроводов, корпус воздушного фильтра и остальное навесное оборудование.

А после завершения частичной разборки необходимо полностью слить жидкость из системы охлаждения. Для этого вам потребуется ёмкость, объём ее должен быть не менее 10 л.

Как слить охлаждающую жидкость

Если не соблюдать порядок и моменты затяжки болтов головки блока, то прокладка очень быстро выйдет из строя. В результате антифриз начнёт просачиваться в камеры сгорания или масляные каналы. Чтобы слить жидкость из системы охлаждения, вам необходимо установить емкость под блоком двигателя, после чего выкрутить ключом на 13 металлическую заглушку. Если работа производится на автомобилях с передним приводом, то обязательно выкручивается пробка на расширительном бачке.

Затем необходимо установить емкость под правой стороной радиатора, выкрутить оттуда заглушку, дождаться окончательного слива жидкости. Желательно автомобиль установить таким образом, чтобы его передняя часть была ниже, нежели задняя. Кран печки нужно полностью открыть, чтобы слить всю жидкость. Работы производятся только лишь на холодном двигателе.

Дальнейшие действия

Крайне важно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ. Крышка закручивается без соблюдения каких-либо требований. Следующий этап - это выкручивание болтов, на которых закреплена крышка клапанной системы. Если вы проводите ремонт автомобиля классической серии, то потребуется выкрутить восемь болтов. На "девятках" и более новых машинах используются всего две гайки. Эти болты и граверные шайбы можно использовать в дальнейшем. Резьба на них не устаёт.

Но обязательно необходимо контролировать момент затяжки болтов ГБЦ. Основные проблемы возникают тогда, когда неправильно произведена сборка узла. На автомобиле классической серии необходимо снять привод цепи и шестерни. Чтобы это сделать, потребуется ослабить натяжитель, отпустив контргайку. В этом случае ослабнет цепь и можно снять шестерню. Перед этим рассмотрите шайбу и выкрутите болт.

Снимать цепь полностью необязательно, поэтому достаточно зафиксировать ее при помощи проволоки на звездочке и подвесить на каком-нибудь элементе двигателя. На автомобилях девятого или десятого семейства, например, нет цепи, поэтому эти пункты можно опустить. После нужно выкрутить 9 болтов, которыми закреплена крышка распредвала.

Обязательно нужно отключить приемную трубу, которая соединяется с выпускным коллектором. Она зафиксирована при помощи четырех гаек из латуни. При установке обязательно используйте новую прокладку.

Снятие ГБЦ

После этого необходимо полностью демонтировать головку блока цилиндров. Можно использовать крепкий вороток, с помощью которого выкручиваются все десять болтов. И обязательно нужно не забыть про 11, который находится на отливе головки. Он маленький, но может помешать демонтажу ГБЦ. После снятия головки необходимо убрать старую прокладку, а вместо неё поставить новую.

Обязательно все металлические поверхности, к которым прилегает эта прокладка, должны быть очищены. Но использовать абразивные инструменты не рекомендуется, так как можно нарушить герметичность соединения. Лучше всего применять специальные спреи. Их цена - около 400 руб., а всего объема баллончика хватит на смыв нескольких прокладок.

Сборка узла

Крайне важно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ. В процессе установки обязательно используйте динамометрический ключ. Только с его помощью вы сможете равномерно затянуть все болты на головке блока. Схема затяжки — к краям от середины головки блока. Необходимо производить затяжку в два приема:

  1. При первом проходе необходимо, чтобы было усилие равно 4,1 кгс/м (или 40 Н*м).
  2. При втором проходе усилие увеличивается до 11,45 кгс/м (95..117 Н*м).
  3. Маленький болт, который установлен на отливе, необходимо затягивать с усилием 3,8 кгс/м.

Сборка распределительного вала и настройка механизма газораспределения производится только после того, как будет установлена ГБЦ. Момент затяжки остальных резьбовых соединений не имеет значения, на работу механизма они не влияют.

Заключение

Момент затяжки болтов ГБЦ отечественных авто зависит от конкретной модели. Выше приведены значения, которых необходимо придерживаться при сборке двигателей автомобилей классической серии. Для "девяток" или "десяток" значения будут немного отличаться. В целом же процедура практически такая же. После ремонта обязательно залейте жидкость в систему охлаждения. Прокачайте систему, чтобы избавиться от воздушных пробок. Для этого прожимайте руками патрубки при запущенном двигателе. Желательно работать в перчатках, чтобы не получить ожог.

Как мы уже успели выяснить, ГБЦ является одним из важнейших узлов двигателя. Если вы чувствуете уверенность и обладаете навыками владения слесарным инструментом, то протяжка головки блока цилиндров труда не составит. Осталось определиться для чего и как проводить протяжку ГБЦ.

Когда нужна протяжка головки блока цилиндров

Может быть, не все автолюбители знают, но современные автомобили не нуждаются в профилактической протяжке головки блоков цилиндров.

Ранее протяжка ГБЦ являлась обязательным пунктом первого ТО, затем ситуация изменилась. Даже относительно современных ВАЗовских двигателей. Протяжка головки блока цилиндров, в основном, сегодня требуется для старых моделей двигателей ВАЗ, УАЗ, Москвич и т.д.

Основной причиной, которая подвигает владельца авто задуматься о необходимости протяжки ГБЦ, являются «мокрота» в месте соединения головки и блока. Это указывает на существующую утечку масла.

Причин может быть несколько. Наиболее традиционные: выход из строя , коробление ГБЦ в результате незамеченного вами перегрева двигателя, либо изначально неверно затянутые болты головки блока цилиндров. Если вам делали «капиталку» на автосервисе.

Как проводится протяжка болтов головки блока цилиндров

С изучения. Именно с изучения Руководства по ремонту вашего автомобиля, желательно оригинального. Именно там производитель укажывает всё, что необходимо для затяжки ГБЦ. А необходимо вам знать:

  • порядок (схему) затяжки болтов головки блока цилиндров;
  • какой требуется момент силы затяжки;
  • какие болты применяются для затяжки ГБЦ.

Болты для затяжки головки блока цилиндров – разговор особый. Дело в том, что в современных двигателях для ГБЦ применяются болты с особыми характеристиками. Так называемые «пружинные» болты, которые благодаря своим свойствам после первоначальной протяжки на заводе, не нуждаются в дополнительной.

Более того, при попытках сделать протяжку болтов головки блока цилиндров, в силу «текучести» металла, они будут вытягиваться. В результате вы можете получить разрыв болта.

Во время ремонта ГБЦ нужно ставить прокладки, которые не дают усадки. Это исключает необходимость протяжки болтов головки блока цилиндров.

Но, если уж вы решили, что протяжка болтов головки блока цилиндров вам крайне необходима, то делать ее следует с «мануалом» от производителя и при помощи динамометрического ключа. Движение в движение, цифра в цифру. Самодеятельность из расчёта «про запас» здесь не нужна.

Контроль затяжки ГБЦ

Чтобы ваша душа была спокойна, и коль скоро вы решили сделать протяжку болтов головки, то существует методика контроля момента затяжки болтов ГБЦ. Естественно, при помощи динамометрического ключа.

К болту прикладывается момент, равный моменту страгивания болта. После начала поворота, нужно контролировать момент страгивания. Если он не увеличился, значит всё в порядке, болт начал растягиваться.

Если же момент начинает расти, то значит, что болт не достиг предела текучести. Здесь нужно производить затяжку болта ГБЦ до стабилизации момента затяжки.

При контроле затяжки болтов головки блока цилиндров, обратите внимание на две особенности. Если к болту приложен момент в 20кГсм, но момент текучести не был достигнут, то болт подлежит замене, так как он имеет повышенную прочность.

Если же в момент затяжки болта вы увидели, что момент уменьшается, то это означает разрушение болта, и он, однозначно требует замены.

Такие требования к болтам головки блока цилиндров объясняются просто: они работаю в постоянном режиме нагрев – охлаждение.

Удачи вам, и пусть затяжка болтов головки блока цилиндров своими руками, пройдёт успешно.

Головкой блока цилиндров (или сокращенно ГБЦ) называется одна из самых важных комплектующих всей системы двигателя вашего автомобиля. Сам по себе процесс ее затяжки довольно прост, так же как и промывка системы охлаждения двигателя . Для качественного выполнения работы потребуется только специальный набор инструментов и сами болты ГБЦ.

В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров?

Необходимость периодически проводить затяжку ГБЦ свойственна только маркам машин, которые производились до 2010 года включительно. Все остальные модели современных авто имеют совершенно другую структуру двигателя, в результате чего этот этап работ не проводится. Однако тем, кто является владельцем того же ВАЗ-2106 или 2107, данная проблема в первую очередь актуальна во время прохождения ежегодного ТО автомобиля.

  • Особое внимание уделите выбору правильно инструмента, в частности, динамометрического ключа. Чем точнее вы его подберете по размеру головки, тем меньше вероятность сбить резьбу. Самые точные значения момента затяжки получаются при использовании ключей, оснащенных циферблатным индикатором усилия.

Для успешной затяжки ГБЦ своими руками придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Используйте инструкцию производителя автомобиля. В ней указываются точные значения усилия и момента, а также задается конкретный порядок установки ГБЦ при ремонте двигателя.
  • Проверяйте исходное состояние болтов. Если вы заметили срыв или искажение резьбы, то купите новые образцы.
  • Поверхность отверстия и резьбы болта должны быть абсолютно чистыми. Быстро почистить цилиндры можно с помощью проволочной щетки, которая используется, когда проводится покраска штампованных дисков .
  • При обнаружении «слепых» отверстий под болты ГБЦ, аккуратно используйте масло для смазки. В случае, если смазки будет больше, чем необходимо, вы не сможете установить болт до конца.

Совет: после затяжки обязательно смажьте резьбу при помощи пластичного герметика.

  • Если в блоке ГБЦ применены болты с типом TTY, то категорически запрещено повторно их затягивать. При максимальном усилии они могут просто разорваться и привести к разрушению прокладки.
  • При установке новой прокладки под болт обязательно нужно уточнить информацию по величине усилия и момента при затяжке.
  • Используя при затяжке болты специального типа TTY, необходимо будет выставить и затягивать их под четким градусом. Для этого вам понадобится соответствующий инструмент, имеющий в корпусе индикатор угла.

Для чего применяется протяжка болтов ГБЦ?

Если все болты блока цилиндров в порядке и не требуют замены, но момент намного ниже установленных производителем значений, необходимо провести протяжку болтов. Для этого вам понадобится следующий инструмент:

  • Специальный динамометрический ключ с индикатором момента;
  • Штангельциркуль или любая небольшая линейка.

Протяжка болтов блока цилиндров проходит в 4 основных этапа:

  1. Для начала, используя динамометрический ключ, нужно затянуть болты в указанном по рисунку, расположенном ниже, порядке до значения усилия 2,0 кг/см.
  1. Далее в том же порядке нужно пройти по второму кругу и дотянуть значение момент до показателя 8 кгс/м.
  2. По окончании работ нужно будет по 3-ему кругу довернуть болты до 90 градусов.

Важно: если у вас в машине установлен 16-ти клапанный силовой агрегат, то любые типы болтов на нем можно использовать повторно. Единственным ограничением являются болты, длина которых не доходит установленного нормой размера 95 мм.

Замена болтов ГБЦ и их затяжка – несложный процесс, который требует только использования специального инструмента и сноровки. Если вы выполняете данный тип работ первый раз, то обязательно следите за точностью момента и выставлением правильно угла затяжки.

Видео: затяжка головки блока цилиндров

Понравилось? Лайкни нас на Facebook