Может ли бюджетное учреждение быть платежным агентом. Прием платежей через третьих лиц. Контроль за использованием кассового чека

Банковский платежный агент (Б.П.А.) – это вспомогательный канал связи, выступающий юр. лицом, (не относящееся к кредитным учреждениям) или ИП, которые нанимаются кредитными учреждениями с целью выполнения различных банковских задач.

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.


Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Деятельность по приему от плательщика-физических лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком и ответственность за несоблюдение данного порядка.

Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ (далее - Закон №103-ФЗ) установлены специальные требования приема денежных средств от физических лиц в пользу третьих лиц по оплате товаров (работ, услуг). Так, статьей 4 Закона №103-ФЗ предусмотрен специальный порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Следует отметить, что постановлением Правительства от 15.11.2010 г. №920 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц:

  • прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени;
  • прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
  • прием ставок для участия в азартных играх.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона №103-ФЗ оператор по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Если платежи принимаются оператором по приему платежей наличными от физических лиц в кассу, то оператор по приему платежей обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (п. 15 ст. 4 Закона №103-ФЗ).

Нарушение операторам по приему платежей обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов влекут административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету оператора по приему платежей могут осуществляться следующие операции:

  • зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • списание денежных средств на специальный банковский счет оператора по приему платежей или поставщика;

Осуществление других операций по специальному банковскому счету оператора по приему платежей не допускается.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона №103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые оператором по приему платежей в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Осуществление поставщиком расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Закона №103-ФЗ и влечет для поставщика ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

  • зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Напомним, что в феврале 2016 года Минфин России опубликовал письмо от 05.02.2016 №05-06-05/1/5921 в котором еще раз напомнил поставщикам и оператором по приему платежей, что в соответствии с частями 1, 4, 14 статьи Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей на основании заключенного с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

При приеме платежей платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета). По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на банковские счета.

При применении специального счета у платежных агентов, часто возникают следующие вопросы:

Вопрос №1. Возможно ли списание денежных средств со специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента) на счета по вкладам (депозитам)?

Ответ: Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлен режим специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности списания денежных средств со специального банковского счета на счета, не являющиеся банковскими счетами (в том числе счета по вкладам (депозитам)).

Вопрос №2. Возможно ли использование поставщиком нескольких специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежными агентами?

Ответ: Частью 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. При этом Федеральный закон №103-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении количества платежных агентов, как и не устанавливает ограничений в отношении количества специальных банковских счетов.

Вопрос №3. Разрешает ли Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" юридическому лицу, выполняющему функции оператора по приему платежей, привлекать в качестве платежных субагентов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих статус нерезидентов?

В рамках деятельности по приему платежей физических лиц юридические лица - нерезиденты будут осуществлять прием наличных денежных средств в иностранной валюте посредством принадлежащих им платежных терминалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиками товаров (работ, услуг), являющимися резидентами Российской Федерации, а также осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в валюте Российской Федерации с использованием конверсионных счетов.

Ответ: Федеральный закон №103-ФЗ непосредственно не указывает на возможность осуществления деятельности платежного субагента юридическими лицами, созданными исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами и нерезидентами (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте) осуществляются без ограничений.

Вместе с тем при привлечении юридического лица - нерезидента для осуществления деятельности платежного субагента необходимо принимать во внимание, что в соответствии с ч. 14 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, связанных с приемом платежей физических лиц.

При этом частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлен режим специального банковского счета платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности зачисления денежных средств на специальный банковский счет со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами (в том числе конверсионных счетов). Аналогичная позиция сформулирована Банком России в письме от 12.04.2013 №14-27/406.

Рассмотрим, отдельные виды деятельности в которыхприменяется Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Прием платежей по продаже пассажирских билетов и провозу багажа

Прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельностью, регулируемой Федеральным законом №103-ФЗ от 03.06.2009 г. "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 05.06.2013 №АС-4-2/10250.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.02.2013 №ВАС-17076/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Красноярского края о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Федерального закона №103-ФЗ.

Так, из материалов дела следует, что организация принимала платежи физических лиц по продаже пассажирских билетов и по провозу багажа на рейсы, осуществляемые индивидуальным предпринимателем по междугородным перевозкам, во исполнение агентского договора.

Полученную выручку от продажи пассажирских билетов и багажа за минусом суммы вознаграждения организация передавала индивидуальному предпринимателю по расходному кассовому ордеру, минуя специальный банковский счет.

Организация, оспаривая постановление налогового органа по делу об административном правонарушении, указала, что квалификация организации, действующей на основании агентского договора и реализующей билеты на междугородние перевозки за счет принципала, в качестве платежного агента, подпадающего под действие Федерального закона №103-ФЗ, является необоснованной.

Суд рассмотрел указанный довод и отклонил его в силу следующего. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что организация на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение индивидуального предпринимателя, следовательно, его деятельность регулируется в том числе нормами Федерального закона №103-ФЗ.

Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 23.11.2012 №ВАС-15161/12 поддержал позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, выраженную в постановлении от 03.08.2012 №Ф09-6778/12, которым кассационная жалоба организации оставлена без удовлетворения.

Прием платежей управляющей компанией в пользу членов и председателя совета многоквартирного дома

Федеральным законом от 29.06.2015 г. №176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ введена часть 8.1, которая установила право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

В письме России от 29.09.2015 №32395-ОГ/04 Минстрой разъясняет, что на практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (пп. 3.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения. Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

  • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
  • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения. При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье "Вознаграждение председателю совета МКД" при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации.

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Дополнительные требования к оператору по приему платежей в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон №115-ФЗ) операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются обязанности предусмотренные статье 7 указанного закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №130-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее - Положение №58)

В соответствии с пунктом 3 Положения №58 постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Кроме этого, операторы по приему платежей в соответствии со статьей 7 Закона №115-ФЗ обязаны выполнять следующие обязанности:

  1. разработать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  2. директор организации, бухгалтер (при наличии), юрист (при наличии) обязаны пройти целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ (п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203);
  3. назначить специального должностного лица в целях ПОД/ФТ (абз. 1 п. 2 ст.7 Закона №115-ФЗ);
  4. зарегистрироваться в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга;
  5. не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди поставщиков, плательщиков, платежных субагентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  6. проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
  7. вести мониторинг операций поставщиков, плательщиков, платежных субагентов в целях выявления операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций (ст. 6 Закона №115-ФЗ);
  8. и другие обязанности предусмотренные Законом №115-ФЗ и нормативными актами в сфере ПОД/ФТ.

За неисполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена административная ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях (см. таблицу №1). Указанные правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 КоАП РФ носят длящийся характер, так как обязанность организаций выполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не исчезает после истечения срока ее выполнения.

Контроль операций операторов по приему платежей и поставщиков кредитными организациями.

Кроме вышесказанного, также обращаем Ваше внимание, что в апреле 2015 года Банк России на своем официальном сайте опубликовал документ под названием «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР. В данном документе Банк России сообщает, что «на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона от 3 июня 2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103-ФЗ). Далее ЦБ РФ приводит примеры того, как платежные агенты и поставщики нарушают требования Закона №103-ФЗ. Так, платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей. В свою очередь, поставщики при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. На основании вышесказанного, Банк России приходит к выводу, что действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов и отмывание доходов, полученных преступным путем. В целях недопущения вовлечения кредитных организаций в сомнительные операции платежных агентов Банк России предлагает банкам и небанковским кредитным организациям целый комплекс контрольных мероприятий.

Руководствуясь данным документов кредитные организации, в первую очередь, обязаны вести тщательный мониторинг операций операторов по приему платежей и поставщиков по банковскому счету.

В приложении к настоящему письму прилагается текст Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР.

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
  2. Постановление Правительства РФ от 15.11.2010 №920 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц"
  3. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/49@ "Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов"
  4. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/48@ "Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
  5. Письмо ФНС России от 11.07.2013 №АС-4-2/12445@ "О применении платежными агентами контрольно-кассовой техники"

Если у Вас возникли вопросы пишите нам на наш электронный адрес info@сайт мы ответим на Ваши.

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  • Открытие специального счета Платежного агента (субагента), Банковского платежного агента (субагента), Поставщика

Открытие специального счета Платежного агента (субагента), Банковского платежного агента (субагента), Поставщика

Общие сведения

Поставщик

  • юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства Плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги),
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в пользу которых (напрямую или посредством Платежных агентов (платежных субагентов) Плательщиками перечисляется плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации,

Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие непосредственную деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент может являться:

  • Оператором по приему платежей – платежный агент, работающий напрямую с Поставщиком (ами) услуг для населения (ЖКХ, мобильная связь, интернет и т.д.).
  • Платежным субагентом – платежный агент, заключивший с другим платежным агентом, являющимся оператором по приему платежей, договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент может действовать как от имени Оператора по приему платежей, так и от своего собственного имени.

Банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитными организациями (Операторами по переводу денежных средств) в целях осуществления отдельных банковских операций. Банковский платежный агент вправе привлекать банковских платежных субагентов.

Банковский платежный субагент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций.

Важно: ПАО «Энергомашбанк» для осуществления своей деятельности не привлекает Банковских платежных агентов, а лишь исполняет функции кредитной организации, осуществляющей расчетно-кассовое обслуживание банковских платежных агентов (субагентов)

Деятельность Платежных агентов (субагентов) и Поставщиков

Для осуществления функций по приему Платежей:

  • Платежный агент должен заключить договор с поставщиком услуг;
  • Платежный субагент должен заключить договор с Платежным агентом - Оператором по приему платежей, имеющим один (или более) договоров с Поставщиками;

Без этих документов принимать платежи от граждан запрещено .

  • Платежный агент (субагент) обязан открыть в Банке специальный счет и сдавать в Банк полученные от Плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать свой специальный банковский счет (счета), открытый (открытые) в Банке . Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетам;

Деятельность Банковских платежных агентов (субагентов)

Кредитные организации вправе привлекать Банковских платежных агентов:

  • для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными Оператором по переводу денежных средств;
  • для проведения идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанные действия Банковский платежный агент осуществляет от имени кредитной организации, которая его привлекла на основании договора.

Банковский платежный агент вправе привлекать банковских платежных субагентов:

  • для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением Терминалов;
  • для предоставления клиентам физическим лицам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными Оператором по переводу денежных средств;

Банковский платежный субагент не вправе привлекать других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента.

С целью организации учета наличных денежных средств, принятых от Плательщиков, а так же осуществления взаиморасчетов в рамках заключенных договоров:

  • Банковский платежный агент (субагент) обязан открыть в Банке специальный счет (счета) и сдавать в Банк полученные от Плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета);
  • Банковский платежный агент (субагент) вправе использовать как один, так и несколько специальных банковских счетов, открытых в любой кредитной организации .

Как открыть специальный счет Платежного агента (субагента), Банковского платежного агента (субагента), Поставщика в отделениях Энергомашбанка?

  • Соберите полный комплект документов. Ознакомиться со списком документов и распечатать документы по форме банка вы можете с помощью нашего сайта . Если у вас возникли вопросы по их заполнению, проконсультируйтесь с сотрудником отдела клиентских отношений по телефону, или отправив заявку с сайта.
  • Ознакомьтесь с типовым договором. Обратите внимание, что для разных типов деятельности предусмотрены различные типы договоров специального банковского счета):
  • Выберите ближайший к Вам офис Банка и принесите полный комплект оформленных документов. Наши сотрудники могут помочь Вам с их заполнением при личном обращении в офис и подготовят договор.
  • Заключите договор, и в течение 1-2 дней Вам будет открыт счет.

Каков режим работы счета и правила обслуживания Платежных агентов (субагентов), Поставщиков в ПАО «Энергомашбанк»?

Перед подачей документов на открытие специального счета просим Вас ознакомиться с Памяткой ПАО «Энергомашбанк» «Платежным Агентам (субагентам), Банковским платежным агентам, Банковским платежным субагентам и Поставщикам»

Если у Вас есть вопросы по открытию специального счета и тарифам, отправьте заявку на открытие счета , и наш менеджер оперативно свяжется с Вами, чтобы предоставить подробную консультацию.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook