Масляный фильтр российского производства. Как выбрать масляный фильтр. Как выбрать хороший масляный фильтр

Для слаженной и качественной работы очень важно наличие хорошего масляного фильтра. Именно лучший масляный фильтр станет гарантией долгой и качественной эксплуатации автомобиля.

Масляный фильтр – это прибор, созданный специально для очищения смазочных, трансмиссионных, моторных масел, гидравлических жидкостей для надёжной работы мотора. Само устройство представляет собой такие составные части:

  • корпус – металлическая ёмкость цилиндрической формы, имеющая завальцованную крышку;
  • фильтрующая деталь – чаще всего это гофрированная бумага с определённым размером пор, через которую насосом прокачивается масло. Важные параметры этого элемента – площадь и пористость;
  • пропускной клапан – деталь, необходимая для защиты всего фильтра от разрушения;
  • противодренажный клапан – резиновая прикрывающая деталь, не позволяющая маслу затекать обратно в картер после остановки двигателя.

В спорах относительно правильного выбора лучших масляных фильтров можно столкнуться с массой противоречий. Одни опытные автолюбители склоняются исключительно к одной конкретной марке, другие верят в исцеляющую силу качественного масла, а в не пользу фильтра. Чтобы обезопасить работу своего автомобиля и повысить работоспособность, придётся разобраться в этом вопросе.

Лидер рейтинга – Mahle OC205: особенности и характеристики

Компания Mahle занимается производством любых комплектующих для двигателей и предоставляет своим клиентам огромный ассортимент, начиная от узлов цилиндропоршневой категории и заканчивая расходниками для техобслуживания. Торговая марка является одним из главных партнёров авто-производств.

Лидирующая позиция среди лучших масляных фильтров для авто принадлежит модели OC205 благодаря таким качествам:

  • удобство эксплуатации – его легко откручивать без применения тарельчатых съёмников и других устаревших методов по типу цепных съёмников;
  • высокое качество изготовления корпуса – толстые стены способны выдерживать давление при холодном запуске, не деформируясь при этом;
  • повышенная надёжность перепускного клапана – составляющая тарирована на отличие давлений в 1 бар. При использовании синтетического масла любой вязкости клапан будет гарантированно защищать двигатель от попадания в него загрязнённого продукта.

Автовладельцы оценили этот фильтр по достоинству не только за отличные характеристики, но и за:

  • распространённость – найти модель достаточно легко;
  • отличное качество производства и долгий срок службы;
  • идеальное соответствие посадочного места.

Недостатков пользователи придумать не смогли, но есть у фильтра неприятная особенность для тех, кто любит использовать недорогие полусинтетические масла. Зимой при их наличии в сочетании с непрогретым двигателем лучше не ездить.

Всё ещё сомневаетесь, какой масляный фильтр лучше – выбирайте долговечный и универсальный Mahle OC205.

Инновационный Mann W75/3 для новых двигателей

Среди лучших производителей масляных фильтров для автомобилей на втором месте оказалась компания Mann – крупнейший поставщик расходников для авто-производств конвейерного типа. Популярность фильтров Mann обуславливается использованием инновационных решений.

По сравнению с предыдущим коллегой Mahle OC205 фильтр Mann W75/3 немного проигрывает – его высота и площадь элемента для очистки жидкости меньше. Но он станет хорошей находкой для автомобилей с практически не изношенными двигателями, в которых используется синтетическое масло с небольшой вязкостью.

При таком выборе быстрое накопление сора не причинит дискомфорта между моментами замены масла, а вот небольшая высота упростит процесс установки. В этой модели давление открытия перепускного клапана больше – 1,3 бар. При функционировании на вязком масле и сильном засорении до открытия клапана может быть испорчена резиновая деталь.

При определении, у какой фирмы масляный фильтр лучше, нужно рассмотреть плюсы и минусы Mann W75/3.

Преимущества модели:

  • снимать его ещё проще, чем Mahle или Bosch – наличие на донце глубокой насечки позволяет откручивать элемент трельчатым съёмником;
  • облегчённый процесс монтажа;
  • отличное качество изготовления.

Удобство обслуживания машины при Mann W75/3 – не самый существенный плюс, но он компенсируется отменным качеством работы фильтра.

К минусам относится лишь меньшая фильтрующая площадь в сравнении со стандартным прибором.

Отличительные особенности фильтра Bosch 0451103316

Актуальность линейки расходников и аксессуаров для Bosch, которая уже сейчас распространила свою деятельность по всему миру, постоянно поддерживается. Именно поэтому фильтр Bosch 0451103316 находится в этом рейтинге масляных фильтров для автомобилей.

Отличие моделей бренда заключается в наличии фенольной микроволоконной поверхности на фильтрующих запчастях. Материал используется пористый, а площадь фильтрования занимает значимую часть, что обеспечивает максимальную грязеёмкость и лучший отсев.

Bosch – это не просто хороший производитель масляных фильтров, это эксперт в создании качественных приборов. Представленная модель считается лидером по размерам фильтрующей поверхности, которая занимает почти весь корпус размером 80 мм. Перепускной клапан при такой комплектации работает отменно и имеет при открытии давление разницей 1 бар.

В качестве небольшого недостатка пользователи таких фильтров выделяют работу противодренажного клапана. При указанных производителем параметрах давления открытия 0,12 бар он имеет большее сопротивление, чем у лидирующего Mahle, потому чувствуется его жёсткая работа. При наличии исправного мотора его функционирование не будет проблемой, но и первое место в рейтинге с такой характеристикой не завоевать.

Основные плюсы:

  • соответствие по всем параметрам заявленным требованиям изготовителя;
  • большой ресурс и отличное качество очистки.

Минус его проявляется лишь в сравнении – у детали Mahle более сбалансированная конструкция.

Обзор оригинальной модели Hyundai/Kia 26300-35503

Четвёртую строчку рейтинга масляных фильтров заняла модель Hyundai/Kia 26300-35503. Эта разновидность предназначается не для многих корейских автомобилей. Лишь четвёртое место ей отдаётся только из-за высокой стоимости оригинальной детали, которая по качеству немного проигрывает немецким или азиатским аналогам.

Необоснованно высокая цена может подойти лишь только самым принципиальным автовладельцам, которые предпочитают использовать исключительно оригинальные запчасти на своём автомобиле.

Но у фильтра Hyundai/Kia 26300-35503 есть и свои неоспоримые преимущества:

  • устойчивость к возможным резким изменениям температур;
  • гарантия бесперебойного «холодного запуска» мотора;
  • долговечное и надёжное функционирование двигателя, но при своевременном техническом обслуживании автомобиля.

К главному плюсу испытатели фильтра относят максимальное соответствие устройства двигателя тарировке перепускного клапана. Минусом единогласно выделяется соотношение цены, качества и эффективности прибора.

Описание Fram PH6811: сравнительная характеристика

Завершает рейтинг производителей масляных фильтров для автомобилей SogefiFiltration, который выпускает фильтры под маркой Fram. Из их огромного ассортимента поставляется продукция на конвейеры крупнейших автомобильных концернов: Mercedes, Nissan, Honda, Peugeot, VW, LandRover, Audi, Ford, Mazda, Citroen и многих других. Достаточно внимания инженеры фирмы уделяют усовершенствованию существующих моделей.

Отдельного внимания заслужила модель Fram PH6811. Эта фирменная разновидность адаптирована к высоким температурам – способна выдерживать до 160°, а также ей не страшны потоки масла большой силы. Не осталось незамеченным высокое качество его изготовления, достаточно крупный корпус – 80 мм. Но всё же рассчитывать на хорошую фильтрацию масла с низким сопротивлением не приходится, несмотря на внешне привлекательные особенности.

Существенная часть конструкции отводится под перепускной клапан. Поэтому предполагаемой большой площади под фильтрационный элемент отводится не так уж и много. Но большой клапан – это вовсе не недостаток, а даже наоборот, преимущество. Чем больше его размер, тем точнее его можно настроить. Но всё познаётся в сравнении. Если учесть те же характеристики прибора Mann по аналогичной стоимости, то выбор становится очевидным.

Важная деталь при установке фильтра – это уплотнительное кольцо. В модели Fram PH6811 оно боле узкое, чем в Mann и Mahle. В этом есть свой плюс – в процессе использования авто оно меньше прикипит к привалочной плоскости и тем самым облегчит процесс замены фильтра. Но есть и недостаток – его намного легче повредить. Поэтому при установке нельзя затягивать фильтр «с запасом», а нужно действовать строго по инструкции.

К плюсам всё же можно отнести неплохое качество изготовления и сборки. Среди минусов оказались не эргономичный корпус фильтра и небольшой по размерам его фильтрующий элемент.

Определиться, какой марки масляный фильтр лучше выбрать помогут основные характеристики , а также отзывы уже испытавших их водителей.

Как из нескольких фильтров, выставленных на прилавке магазина запчастей, выбрать качественный? Этот вопрос я задавал представителям компаний, выпускающих фильтры, всякий раз, как только предоставлялась возможность. И всякий раз в ответ производители только разводили руками, сетуя, что неспециалисту внешне отличить некачественный фильтр, а также подделку под известную торговую марку очень трудно.

Если воздушные фильтры еще можно проверить визуально, то с масляными и топливными - беда: их основные детали, определяющие качество и функциональность изделия, помещены в непрозрачный корпус и недоступны для осмотра. По сути, кроме оценки внешнего вида фильтра, покупателю ничего другого не остается.

Правда, как предупреждали меня Герхард Гутброд (Mann) и Кристоф Дучке (Mahle/Knecht), внешний осмотр тоже может кое-что подсказать. Например, не влияющие на работоспособность изделия подтеки и наплывы на наружном лакокрасочном покрытии серьезными производителями считаются браковочным признаком, поэтому в продажу фильтры с дефектами окраски попадать не должны. Надписи, нанесенные на фильтр, обязаны быть четкими, наружное резиновое уплотнение должно плотно сидеть в своей канавке и проворачиваться только после приложения большого усилия.

Еще немецкие специалисты посоветовали встряхнуть фильтр или ударить по нему ребром ладони. В качественных фильтрах дребезжание или какой-то другой шум внутри невозможны, так как все внутренние детали имеют точные размеры и плотно подогнаны друг к другу. Если это не так, есть смысл насторожиться, однако, чтобы понять, что фильтр представляет собой на самом деле, его нужно как минимум разрезать и посмотреть, что внутри.

Резать так резать! Вместе с коллегами из "Шате-М Плюс" мы разрезали 12 масляных фильтров разных торговых марок. На экспертизу были взяты две модели фильтров. Маленькие, как мы называли их между собой, предназначены для бензиновых двигателей популярных моделей Renault-Nissan, большие - для моторов 1.2-1.4 TFSI/TSI и 1.6 (CFNB, без турбины) группы Volkswagen.

Сразу скажу, что мы так и не смогли придраться к качеству окраски всех фильтров, а в части нанесения маркировок, если не принимать в расчет, что на Purflux местами на надписях стерлась краска, нам не понравился только фильтр TSN. С него и начнем.

Резиновое кольцо в канавке сидело плотно, под ним следов контактной сварки нет. Помнится, Герхард Гутброд уверял меня, что места контактной сварки - признак того, что фильтр изготовлен по упрощенной технологии.

Так что пока все нормально, но теперь свое слово должна сказать "болгарка". И слово это было убедительным! Откуда столько ржавчины на внутренней поверхности корпуса фильтра? Неужели до сборки они лежат под открытым небом? Или это готовые фильтры хранятся во влажном помещении? Думается, однако, что исток проблемы - в отсутствии на внутренней поверхности корпуса хоть какого-то покрытия, защищающего от коррозии.

На крышках фильтрующего элемента такое покрытие есть. Зато с какой неравномерностью сложена в гармошку фильтровальная бумага - это надо видеть!

Где густо, где пусто. Приклеена бумага к крышкам вроде бы надежно, тарелка перепускного клапана изготовлена из резины, а не из жесткого пластика - все это правильно, но при наличии ржавчины и неравномерной укладки бумаги разве можно считать TSN качественным фильтром?

Судя по наклейке на упаковке и надписи на корпусе фильтра, ответственность за изделие несет ТД "ТСН-авто" (Россия), но сайт указанного торгового дома не дает ясности, где именно выпускается TSN.

Тем не менее российский след подсказал, что следующим объектом проверки должно стать изделие производства ЗАО "ПКФ "Невский фильтр".

Отличия от TSN видны невооруженным глазом. В канавке под наружным уплотнителем имеются следы контактной сварки. Пружина, которая прижимает фильтрующий элемент к донышку, не витая, что считается классикой жанра, а плоская, в донышке больше отверстий для прохода масла в фильтр.

Но главное - фильтрующий элемент у "Невского фильтра" заметно выше. Означает ли это, что в TSN сэкономлено на количестве бумаги, заложенной в фильтр, а стало быть, пострадала грязеемкость, или, другими словами, способность фильтра очищать масло от грязи в течение определенного времени, коим следует считать период между заменами масла и фильтра?

Учитывая исключительную важность этого параметра, вносим коррективы в методику проверки. Есть следы контактной сварки в канавке под уплотнительным кольцом или их нет, не настолько существенно, как состояние фильтрующего элемента. Поэтому ему - первостепенное внимание. Будем измерять размеры элемента и по количеству ребер в гармошке оценивать число шторок.

Чтобы измерить внутренний диаметр, требуется распилить фильтрующий элемент. Значит, снова беремся за "болгарку". И тут TSN преподнес новый сюрприз. Оказалось, что пилить его вовсе не обязательно, - обратный клапан с легкостью вынимается рукой! Но почему без разрушения фильтрующего элемента этого не сделаешь во всех остальных фильтрах? По всей видимости, имеем еще один "минус в карму" TSN.

Внутренние диаметры одинаковы - по 44 мм, количество ребер в TSN - 65, а в "Невском" - 61. Вроде бы TSN несколько реабилитировался, однако очень похоже, что на бумаге его производитель все-таки сэкономил. При одинаковых диаметрах высота фильтрующего элемента TSN - 28,5 мм, "Невского фильтра" - 33,2 или 34,1 мм в зависимости от того, где мерить!

Впрочем, то, что фильтрующий элемент у "Невского фильтра" кривой, мы обнаружили еще до измерений. Это было хорошо видно по деформации ребер гармошки как раз в том месте, где высота фильтрующего элемента минимальная. Там же заметна и вмятина. Похоже, элемент уронили либо ударили. В любом случае неаккуратная работа, мягко говоря, или брак, грубо выражаясь!

Внешне "Невский фильтр" хорош, но можно ли считать качественным изделие с кривым фильтрующим элементом и наличием на поверхности обратного клапана резинового включения, которого здесь быть не должно?

Если Россия отличилась, то что нам покажет Китай? Готовим к распилу маленький Patron - фильтр собственной торговой марки компании "Шате-М Плюс".

Произведен в Китае, о чем сказано на этикетке, наклеенной на коробку, донышком напоминает TSN, но есть и различие. На боковой поверхности канавки под уплотнитель предусмотрены выступы. Судя по всему, они предназначены для удержания кольца от проворачивания - пальцами мы действительно провернуть его не смогли.

А внутри и вовсе другой коленкор. На корпусе и крышках фильтрующего элемента есть какое-то гальваническое покрытие. Бумага в гармошку уложена равномерно, разве что возле металлического замка частокол ребер становится чаще. Правда, при тех же 44 мм внутреннего диаметра высота фильтрующего элемента у Patron 31,5 мм, что меньше, чем у "Невского фильтра", а ребер в гармошке лишь 52. Однако если говорить об общем качестве исполнения, по нему придраться к Patron трудно.

После Patron под диск "болгарки" последовал польский Filtron.

Вскрытие показало, что поляки идут каким-то своим путем. По устройству их фильтр непохож на то, что мы видели до сих пор.

Похвально, что у Filtron оказался самый высокий фильтрующий элемент - 36,2 мм, а его внутренний диаметр лишь 37 мм, что хорошо иллюстрирует, какую площадь имеют в этом фильтре бумажные шторки, однако ребер в гармошке лишь 49, а в конструкции элемента предусмотрена только одна металлическая крышка, к которой приклеивается бумага. Роль второй крышки возложена на резиновую тарелку обратного клапана, свободно надеваемую на центральную трубку.

В этой связи для нас остался открытым вопрос: не сможет ли неочищенное масло, когда гидравлическое сопротивление из-за загрязнения вырастет, как-нибудь продавливаться мимо фильтрующего элемента прямо в центральную трубу и далее, к трущимся деталям двигателя?

Возник вопрос и к исполнению перепускного клапана. Он металлический. Специалисты Mann и Mahle/Knecht в свое время указывали мне, что клапан должен изготавливаться из резины, а не из твердых материалов, так как они при малейшем перекосе не способны плотно прижиматься к кромкам отверстия центрального канала в фильтре. Это опять-таки ведет к просачиванию грязного масла мимо фильтрующего элемента в главную масляную магистраль двигателя. Форма тарелки клапана и круговой выступ на ответном отверстии выглядят продуманными, чтобы не допустить негерметичности клапана, ну а вдруг?

Далее настала очередь SCT. О месте производства приходится догадываться. На упаковке и корпусе фильтра видим лишь SCT Germany, однако это, наверное, лишь указание на то, где зарегистрирована торговая марка. Но что фильтр сделан в Германии - сомнительно.

Сомнительно потому, что фильтрующий элемент у SCT оказался таким же кривым, как у "Невского фильтра". Пружина, кстати, тоже не витая, а плоская, но высота элемента чуть меньше - от 31,9 до 32,8 мм. Число ребер в гармошке - 60, внутренний диаметр - 44 мм.

Зато клея производитель не пожалел. Мы, конечно, за надежное крепление гармошки к крышкам, но клей, частично перекрывающий шторки, - это уже перебор, который не свидетельствует о качестве исполнения.

Но чем нас порадует Lynx, на упаковке которого четко прописано, что производителем является компания NKN Ltd, Осака, Япония, а торговая марка принадлежит фирме Akita Kaihatsu Co. Ltd из той же Осаки?

Если это на самом деле так, тогда говорить о безукоризненном японском качестве не приходится. Облой с тарелки обратного клапана как будто срезан обычными ножницами. Или лезвием для бритья.

Среди равномерной, в общем-то, укладки гармошки вдруг попался беспричинный просвет. Опять же "сопли" клея - нет, это определенно не Япония. И тарелка перепускного клапана из пластика. Значит, разработчикам Lynx немецкие специалисты не указ. Высота фильтрующего элемента - 30,2 мм, внутренний диаметр - 44 мм, число ребер - 68.

Последний из маленьких фильтров - Purflux. Учитывая ранг этой марки и то, что она французская, есть все основания полагать, что перед нами фильтр, который на двигателях Renault применяется в качестве оригинального.

Отличительная особенность фильтров Purflux - бумага уложена двойной гармошкой, по диаметру и сверху вниз. Поэтому, несмотря на то, что высота фильтрующего элемента здесь лишь 29,3 мм, а ребер в гармошке только 32, бумаги должно быть уложено больше, чем в других фильтрах. Во время нашего разговора с Кристофом Дучке специалист Mahle/Knecht сам мне на это указал, хотя идея двойной гармошки ему показалась сомнительной. По словам Дучке, при такой упаковке бумаги теряется площадь, по которой масло должно контактировать с бумагой. Из-за этого часть бумаги не работает, поэтому специалист Mahle/Knecht уподобил французскую конструкцию маркетинговой фишке, дескать, смотрите, что Purflux умеет делать.

Однако что еще стоит отметить, говоря о количестве бумаги, - при одинаковом с другими проверенными фильтрами наружном диаметре у фильтрующего элемента Purflux самый маленький внутренний диаметр - лишь 31 мм.

Свой подход у французов и к конструкции клапанов. Перепускной клапан тоже сделан из металла, как мы видели у Filtron, а обратный клапан и вовсе состоит из нескольких деталей.

Если во всех других фильтрах обратный клапан представлял собой изогнутую наподобие тарелки резиновую деталь, прилегавшую к отверстиям донышка за счет своей упругости и деформации после сборки, то в Purflux резинка служит лишь для уплотнения, а прижимает ее к донышку подпертая витой металлической пружиной металлическая же тарелка.

Превратив с помощью "болгарки" семь фильтров для Logan, Duster, Almera и других моделей, на которые ставятся двигатели Renault объемом 1,6-2,0 л, в кучу бесполезного хлама, мы переключились на фильтры от двигателей Volkswagen. Начнем с "Невского фильтра".

И началось все с неожиданности - резиновый уплотнитель донышка фильтра вывалился под собственным весом, стоило только извлечь изделие из упаковки! Проворачивался он в канавке, естественно, свободно, чего, если вспомнить предупреждение Герхарда Гутброда, в качественных фильтрах быть не должно.

Если бы не этот нюанс, то в отличие от фильтра той же марки для Renault данный представитель "Невских фильтров" прошел бы нашу экспертизу со свистом, а теперь сиди и гадай, не переборщил ли специалист Mann, когда рассказывал о внешних признаках некачественных фильтров.

Следующий на очереди Patron. От него сюрпризов мы не дождались. Визуально все сделано как полагается.

Filtron же вновь подтвердил, что польскому производителю неймется, не желает он идти в русле с остальными.

Конструкция фильтрующего элемента стандартная, но удивила его бумага, напоминающая нетканый материал. Подобные используются в топливных фильтрах, но видеть такое в масляных фильтрах не доводилось ни мне, ни коллегам из "Шате-М Плюс".

Перепускной клапан опять же из пластика. В общем, по поводу него и бумаги есть вопросы. С остальным вопросов нет.

Далее на распил отправился SCT. По конструкции он оказался очень похож на "Невский фильтр", но не порадовал пластиковым перепускным клапаном. Кроме того, SCT породил вопрос: есть ли разница в том, как должна стоять плоская пружина? Почему-то в SCT она была перевернута на другую сторону по сравнению с точно такой же пружиной в "Невском фильтре".

Завершал экспертизу фильтр Mahle. Не исключено, что, как и в случае с Purflux, перед нами фильтр, который применяется в качестве оригинального.

Впрочем, это из области догадок. Что любопытно на самом деле - место производства фильтра Mahle.

Поначалу сказать о Mahle можно было только одно - солидно. И казалось, что добавить больше нечего, ибо там, где должно быть покрытие, защищающее от коррозии, оно имеется, где желательна резина, а не пластик, так оно и есть, пока не были пересчитаны ребра гармошки. Их оказалось лишь 53. Меньше только у Filtron с его не пойми какой бумагой, где ребер лишь 48. В Patron ребер 54, в очень похожих друг на друга "Невском" и SCT - по 60.

Чем порадовала группа фильтров для моторов Volkswagen - все фильтрующие элементы в них имеют одинаковую высоту, наружный и внутренний диаметры, в то время у фильтров для двигателей Renault разнобой не наблюдался только с наружным диаметром. Да и в целом фильтры для TSI нам показались изготовленными более качественно, хотя без нюансов, которые могут повлиять на работоспособность, не обошлось и в некоторых из них.

Наш вердикт

Масляный фильтр в немалой степени определяет срок службы силового агрегата. Кто это усвоил, меняет фильтр своевременно и не реже, чем оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Но многие ли задумываются, насколько качественный фильтр поставлен взамен старого? Мы задумались, а что из этого вышло - вы узнали из прочитанного. Нужны какие-то выводы? Попробуйте сделать их сами.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
сайт

Благодарим за помощь в проведении экспертизы компанию "Шате-М Плюс"

Фильтрация масла

В данной главе мы поговорим в основном о фильтрах моторного масла, но фильтры трансмиссионного масла практически от них не отличаются.

Источником загрязнения масла в ДВС могут являться:

  • плохая очистка заправляемого моторного масла;
  • загрязнения, попадающие в двигатель из разных источников: минеральная пыль, проникающая с воздухом через фильтр и неплотности или зазоры в воздуховодах, продукты сгорания топлива, конденсирующаяся влага, несгоревшее топливо, продукты износа деталей и т. д.

При недостаточной фильтрации или несвоевременной замене масла и фильтра происходит повышенный износ деталей шатунно-поршневой группы двигателя, а также деградация свойств самого масла из-за ухудшения его структуры, в том числе присадок. На графике показана типичная кривая износа поршневых колец дизельного двигателя в зависимости от размера содержащихся в масле абразивных частиц, и видно, что наиболее интенсивный износ наблюдается от воздействия частиц размером от 8 до 60 мкм. Однако для современных двигателей требуется улавливать частицы меньше указанных величин, вплоть до 1 мкм, особенно если их содержание в масле высокое.

Современные фильтры для очистки моторного масла должны обеспечивать:

  • эффективность улавливания минеральных и органических частиц (номинальная тонкость фильтрации) до 10 мкм;
  • срок службы до замены, соответствующий сроку замены моторного масла.

Фильтры могут быть:

  • неразъемные одноступенчатые (типа SPIN-ON, то есть «накручивающиеся» на штуцер) с корпусом из металла или пластмассы;
  • неразъемные комбинированные (типа SPIN-ON), причем в одном корпусе могут размещаться две ступени или ступени могут быть выполнены в виде отдельных фильтров – полнопоточного и частично-поточного;
  • модульной конструкции с использованием сменных экологичных фильтрующих элементов, такие инновационные разработки имеются у фирм Hengst, Mann + Hummel, MAHLE (Германия) и др.

Известны на рынке фильтры под брендом 4F компании Meteor, а также продукция холдинга Trost Auto Service Technik SE.

Мы обратились к специалистам концерна «Цитрон», который производит наибольший ассортимент фильтров для грузовых автомобилей среди российских производителей, с просьбой прокомментировать ситуацию с масляными фильтрами. По словам технических специалистов концерна, предложений масляных и топливных фильтров от российских производителей не так много, поэтому концерн «Цитрон» стремится удовлетворить потребность в недорогих качественных аналогах для всех марок грузовых автомобилей и спецтехники из разных стран. Масляные фильтры TSN производятся из современных смешанных (целлюлоза с синтетикой) фильровальных материалов, с клапанами – обратного хода и байпасным – и без них, как предусмотрено конструкцией системы. Есть и сменные фильтроэлементы для очистки масла.

Масло и вода действительно смешиваются

В системах смазки, подвергающихся загрязнению водой, необходимо использовать смазочное масло с хорошей деэмульгируемостью (способностью отделить воду). Вопреки распространенному мнению, что «масло и вода не смешиваются», многие масла смешиваются с ней и образуют эмульсию. Время деэмульсации определяется по стандарту ASTM D-1401: 40 мл пробы и 40 мл дистиллированной воды помещают в водяную баню и перемешивают. Затем смеси дают отстояться. Если по прошествии 30 мин разделения не произошло, испытание прекращают и измеряют объемы воды, масла и эмульсии. Если объем эмульсии более 3 мл, то считается, что масло не прошло испытание. В таком случае рекомендуется заменить используемое масло. Низкая деэмульгируемость считается основной причиной плохой работы масла, так как эмульгируемое масло обладает неудовлетворительной смазочной способностью, не предотвращает образование осадка, формирование кислот и коррозионный износ деталей машины.

Фильтры под собственным брендом продают все ведущие компании – производители автомобилей и дорожно-строительной техники, например Volvo. Фильтры заказываются у специализированных компаний по спецификациям, разработанным производителем техники, и отвечают самым строгим стандартам качества. Единственным недостатком для потребителя является то, что эти фирменные комплектующие обычно находятся в верхнем ценовом сегменте.

Основные преимущества модульных конструкций заключаются в том, что они выполняют сразу несколько функций: фильтрацию масла, охлаждение масла, регулирование потоков масла термостатом, защиту от повышения давления с помощью редукционного клапана; содержат датчики температуры и давления, маслоохладители, масляный насос. Габаритные размеры модульной конструкции меньше, чем в случае компоновки всех упомянутых компонентов по отдельности, устраняется необходимость установки многочисленных шлангов между узлами. Обычно в модуле предусмотрено устройство для откачивания масла из сменного фильтрующего элемента при его замене, предотвращающее пролив масла.

На некоторых дизельных двигателях для очистки моторного масла используются центрифуги. В зарубежной практике центрифуги применяют в основном на судах, в стационарных условиях при обкатке машин. Как правило, их применяют в качестве частично-поточной ступени очистки. На протяжении многих лет на отечественных тракторах использовались полнопоточные центрифуги с гидравлическим приводом от масляного насоса.

Основным преимуществом центрифуг является отсутствие необходимости заменять фильтрующие элементы, а также возможность отделения частиц размером более 5 мкм. Однако по сравнению с фильтрами со сменными элементами они имеют следующие недостатки:

  • сложность разборки-сборки, а также очистки от отложений, особенно если учесть, что отработанное масло канцерогенно;
  • возможность ухудшения эффективности и даже отказа в работе из-за снижения частоты вращения (должна быть более 6000 мин -1);
  • затраты энергии на привод за счет создания масляным насосом давления до 600 кПа.

В связи с этим центрифуги не нашли широкого применения, особенно на современной мобильной технике.

Очистка топлива

Процессы очистки (фильтрации) в машине моторного и трансмиссионного масел, гидравлической и охлаждающей жидкостей принципиально отличаются от очистки топлива и воздуха. Если моторное и трансмиссионное масла работают в машине в замкнутых системах и в процессе работы постепенно очищаются фильтрами (и в то же время постепенно загрязняются продуктами, образующимися при работе машины), то воздух и топливо постоянно расходуются и замещаются новыми порциями. Поэтому загрязненность фильтруемого топлива и воздуха может резко изменяться в сторону увеличения или уменьшения. Среди загрязнений, присутствующих в топливе, могут быть твердые частицы пыли, ржавчина, вода, масло, нагар, смолы и проч.

Современные требования к показателям топливных фильтров дизельных двигателей отечественного ГОСТ 14146–88 и зарубежных стандартов ISO 4020, SAE J905 весьма близки.

В отечественных нормативных документах требования к эффективности топливных фильтров определены показателем «номинальная тонкость отсева» (т. е. размер частиц, улавливание которых фильтром должно составлять 95%):

  • для карбюраторных двигателей – не более 20 мкм;
  • для инжекторных (бензиновых) двигателей – 10 мкм;
  • для дизельных двигателей – 5...7 мкм.

Полнота отделения воды, содержащейся в дизельном топливе, по ГОСТ 14146–88 должна составлять для фильтров разных категорий от 50 до 80% от массы всей воды. По требованиям иностранных стандартов содержание воды в дизельном топливе после ее отделения в фильтре-отстойнике не должно превышать 0,03%.

Топливные фильтры для карбюраторных двигателей – наиболее простые по конструкции, появились мини-фильтры из прозрачной пластмассы и с синтетическим фильтрующим элементом. Более сложную конструкцию, в которой применяются более сложные по составу материалы, имеют фильтры инжекторных бензиновых двигателей, которые с целью пожарной безопасности должны выдерживать давление до 20 кгс/cм 2 без деформации. Такие фильтры находят все более широкое применение на современных легковых автомобилях. Их производство освоено оте­чественными фирмами ОАО «БИГ», «Салют», «Невский фильтр» и др., в том числе с корпусом из высокопрочной пластмассы.

Для легких и тяжелых коммерческих автомобилей можно приобрести топливные фильтры TSN от концерна «Цитрон» – полнопоточные и тонкой очистки, в платсмасовом, стальном или алюминиевом корпусе, с крышкой-сепаратором для отделения воды и сменные фильтроэлементы для дизельного топлива. В ассортименте «Цитрона» более 500 топливных фильтров для различных автомобилей.

Наиболее сложными по конструкции являются фильтры для очистки дизельного топлива, особенно для двигателей тяжелых машин. К ним предъявляются очень высокие требования. Для тяжелых машин используются комбинации фильтров: грубой и тонкой очистки. Эти две ступени могут устанавливаться раздельно: фильтр грубой очистки в линии всасывания, например фильтр фирмы Separ (Швейцария), устанавливается до подкачивающего насоса, а тонкой очистки – в линии нагнетания.

В настоящее время разработаны комбинированные фильтры-модули (например, фирмой Fleetguard, США), у которых в одном корпусе производится и очистка топлива от механических примесей (сменными фильтрующими элементами), сепарация воды и подогрев топлива с целью устранения образования парафинов зимой.

В последнее время некоторые фирмы стали выпускать топливные фильтры в пластмассовом корпусе, например, Fram, в которых выполняются функции фильтрации, водоотделителя и подогрева топлива.

В модуле конструкции фирмы Mahle в одном корпусе осуществляется вся обработка дизельного топлива перед подачей в насос высокого давления:

  • очистка в фильтрах грубой и тонкой очистки;
  • сепарация (отделение) воды;
  • электроподогрев топлива;
  • охлаждение топлива.

В модуле имеются:

  • сменные фильтроэлементы без металлических деталей – экологически утилизируемые (сжиганием);
  • индикатор загрязненности фильтров;
  • датчик уровня воды;
  • подкачивающий насос;
  • перепускной клапан для фильтра грубой очистки;
  • отстойник для сбора воды и загрязнений, задержанных фильтром грубой очистки.

Также производит оригинальные запатентованные дизельные фильтры модульного типа американская Stanadyne Corportation, имеющая отделения в Европе. Ее серия Fuel Manager предназначена для грузовиков разной грузоподъемности, а также для строительных, сельскохозяйственных и других машин. Принципиальная позиция компании – все фильтрующие элементы задерживают не только твердые частицы, но и воду. Фильтры грубой очистки изготавливаются из нейлона и бумаги и имеют тонкость фильтрации от 10 до 150 мкм. Фильтры тонкой очистки производятся из специально обработанной бумаги и имеют тонкость очистки от 2 до 5 мкм.

Компания Mann + Hummel разработала новый многослойный фильтрующий материал из ультратонких синтетических волокон MILTIGRADE. Как утверждает фирма, эффективность улавливания мелкодисперсных частиц 3...5 мкм материалом MILTIGRADE составляет более 90%, частицы задерживаются внутренними слоями материала, что позволяет повысить эффективность и грязеемкость фильтра. Новый материал также лучше задерживает воду (более 93%) по сравнению с фильтрами из целлюлозы и имеет более высокую стабильность водоотделения, особенно при высоких уровнях содержания воды в топливе. Также Mann + Hummel разработаны сменные фильтрующие элементы, в конструкции которых нет металлических деталей, а фирма RB-exide (Ю. Корея) разработала оригинальные легкосъемные фильтры из бумаги с пропиткой из смол и из синтетических волокон.

Масло для двигателя - вещь жизненно необходимая для любого автомобиля. Оно смягчает работу мотора и напрямую влияет на долголетие сердца нашего стального друга. Но ничто не вечно, поэтому масло тоже может выработать себя и потерять свои свойства. Продлить его жизнь могут масляные фильтры, которые помогают поддерживать масло в требуемом состоянии.

Классификация масляных фильтров

Для того, чтобы разобраться какой масляный фильтр выбрать именно вашему автомобилю, стоит знать их характеристики, поскольку разновидностей также много, как и моторов.

Классифицируют масляные элементы специалисты в лабораториях. Затем, по указанной ими маркировке, мы с вами и покупаем подходящий товар. По статистике около 60% покупок совершается именно в отделе «масла».

Так происходит потому, что остальные фильтры (воздушный, топливный и т.п.) нуждаются в замене в меньшей степени.

Помимо снижения шума, масло является ещё и проводником. Оно отводит тепло, которое образуется в результате трения деталей двигателя. Поэтому процесс циркуляции масла ни в коем случае не должен быть затруднён или тем более прерван. Во время работы двигателя образуется мелкая металлическая крошка, которую вбирает в себя масло. Здесь и появляется необходимость в использовании данного элемента. Нагар и элементы коррозии также ею удерживаются.

Важно! Чем меньше грязи в двигателе, тем дольше он работает!

Ряд факторов необходимо учитывать при выборе масляного фильтра, но сначала необходимо рассмотреть их классификацию:

  • полнопоточный тип работы;
  • частичнопоточный;
  • комбинированный.

Каждый тип обладает своими уникальными качествами, которые определяются по состоянию масла после фильтрации.

Описание каждого типа

Как выбрать масляный фильтр? Этот вопрос задают многие автовладельцы. Для этого нужно выяснить какой из нижеприведённых вам больше подходит.

  • Полнопоточный тип работы приводит его к необходимости скорой замены. Принцип прост - всё масло, которое используется для смазки деталей автомобиля при работе, проходит сразу через фильтр без разделения . Плюсом в работе такого фильтра является скорость. Очистка масла происходит очень быстро;
  • частичнопоточный фильтр работает параллельно с маслопроводом машины, поэтому очистка происходит лишь небольшой части масла, а остальное очиститься не успевает и уходит на очередной круг работы. При этом результат работы этого фильтра лучше, чем у предыдущего. Дело в том, что масло проходит этап очистки много раз и не загрязняет фильтр с такой скоростью, как первый.

Прогресс не стоит на месте, поэтому появились и комбинированные фильтры, которые совмещают в себе полнопроточную и частичнопроточную системы очистки масла. В результате исследований, выявили высокую эффективность такого фильтрования масла, которая заключается в отличной очистке и увеличении срока его использования. В силу надёжности такой фильтр используют на профессиональной крупной технике в сферах строительства и сельского хозяйства.

Раньше в таких машинах использовали полнопроточную систему очистки масла, что приводило к частым поломкам коленвала, его подшипников, а также маслосъёмных колец.

Совет! Для того, чтобы знать ответ на вопрос «Как выбрать масляный фильтр для двигателя?», нужно также учитывать его конструкцию.

Неразборный вид

Практика показывает, что чаще применяются для наших автомобилей неразборные фильтры.

Конструкция проста: фильтр и два клапана. Один клапан не выпускает масло обратно, а второй клапан стоит для подстраховки первого, если вдруг увеличится уровень давления в отсеке. Ряд факторов влияет на состояние давления. Это может быть загрязнённость самого масла, температура вне двигателя (при понижающейся температуре масло становится вязким).

Обратный клапан не даёт вытекать маслу из неработающего двигателя. Благодаря этому быстрее поднимается давление, когда мотор начинает работать. Его, как правило, изготавливают из резины, и представляет собой кольцо. Резина в силу своих качеств со временем изнашивается, и масло начинает стекать. Всё это приводит к задержке в смазывании деталей сердца автомобиля при запуске, что за собой влечёт более быстрый износ материала.

Прогресс в этой области не так давно создал антидренажные клапаны. Они, естественно, той же формы, но очень тонкие. Такой клапан плотно зафиксирован на крышке и закреплён пружиной. Специалисты уверяют в долговечности этого клапана.

Разборный вид

Ценится в основном тем, что его конструкция без труда позволяет менять блок самого фильтра, а расходные материалы невысокой цены. Встаёт вопрос о выборе этого маленького блока фильтрации.

Необходимо обратить внимание на то, из материала какого качества сделан этот маленький блок. Однозначно он из прессованной бумаги, но вот именно качество бумаги нас и должно интересовать. Здесь существует прямая связь - качество фильтрации зависит от качества бумаги. Чем она лучше, тем - чище. Кстати, много зависит и от способов укладки фильтрующих частей. Бумага высокого качества обладает плохой пропускной способностью, и при соответствующей укладке не допускает протекания масла. Наиболее часто используется укладка звездой с большим количеством лучей, хотя можно встретить и спиралевидную и шевроновую виды укладки.

Следующим шагом в защите от протекания служит пропитка этой бумаги. С этим отлично справляется фенолформальдегидная смола. Она защищает от промокания фильтр.

Постоянный поиск лучшего, привёл к появлению фильтров с применением искусственных волокон или хлопка. Эффективность работы таких фильтров выше, но увеличивается гидравлическое сопротивление, поэтому двигатель дольше греется, тем более в холодное время года.

С теорией разобрались, переходим к практике. Как правильно выбрать масляный фильтр? Ниже представлен ряд советов, которыми можно воспользоваться при выборе масляного фильтра:

  • жёсткий корпус - основа качества;
  • все части системы должны полностью входить в один корпус цельной твёрдой конструкции;
  • уплотнитель не должен быть мягким;
  • чистая ровная резьба, без зазубрин и вмятин;
  • проверьте обратный клапан;
  • перепускной клапан должен быть хорошего качества;
  • проверьте на отсутствие сколов, вмятин, трещин;
  • сопоставьте стоимость с другими марками и магазинами.

Важно! Некоторые производители слишком стараются угодить клиенту, из-за чего страдает качество товара.

Негативные моменты:

  • бумага слишком плотная;
  • слишком маленькое давление требуется для запуска перепускного клапана, в этом случае в двигатель попадёт не очищенное масло;
  • обратный клапан должен плотно закрываться, иначе есть вероятность протекания при выключенном моторе.

Основные марки

Какой фирмы масляный фильтр выбрать? Данный вопрос очень актуальный, так как огромный ассортимент от многих производителей приводит в замешательство. Следует помнить о простых вещах: доверять проверенным маркам, узнавать о результатах тестирования продукта. Иначе можно часто менять не только фильтр, но и само масло.

Можете ознакомиться со списком компаний 2015 года, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны по выпуску масляных фильтров:

  • MANN,
  • Union,
  • CHAMPION,
  • Fenom,
  • Fiaam,
  • SF-Filter,
  • Bosch.

На первое место поднимается компания MANN. На текущий период она предлагает покупателю товар высокого качества по приемлемой цене. Также показательным является тот факт, что продукцию этой компании покупают и крупные организации с мировыми именами. Каждый фильтр этой компании работает дольше и очищает лучше, благодаря уникальным технологиям. Чтобы подробнее понять, как правильно выбрать масляный фильтр Вы можете посмотреть здесь:

Сразу за ними идёт компания Union. Производство расположено в Японии, поэтому рынок этой страны заполнен товарами Union, но мировые корпорации тоже обращаются к ним. Масляные фильтры японской компании проходят тщательной отбор и множество тестов. Без международного сертификата соответствия этот товар не покидает производственных складов.

Должна быть хорошо знакома продукция компании SCT, так как эта немецкая компания являлась основным поставщиком данного товара, на территорию бывшего СССР. До сих пор она в лидерах производства. Высококачественные материалы останавливают любую грязь и частицы, не боятся температуры и давления. Широкий модельный ряд позволяет найти в каталоге этой компании фильтры для любого автомобиля.

Масляный фильтр, это очень важная составляющая любого двигателя автомобиля. НЕ смотря, на простоту конструкции, этот элемент продлевает жизнь силового агрегата как минимум в три раза, он банально очищает масло, а также убирает (я бы сказал — аккумулирует) всю грязь из двигателя (стружку, копоть, нагар и т.д.). Но многие из нас с вами не знают — как он работает, как он устроен. Сегодня я постараюсь убрать этот пробел, расскажу «что и как», конечно же будет текстовая версия, плюс видео …


Если хотите масляный фильтр это печень автомобиля, именно он собирает все вредные вещества в двигателе, которые однозначно образуются в процессе работы. Если вы думаете что грязи просто не откуда браться, то вы ошибаетесь, стружка возникает в любом случае, от притирания металлических деталей, таких как – кольца поршней, вкладыши коленвала, клапана и т.д. Конечно металл очень прочный, да его еще и масло смазывает, однако микростружка все равно появляется от повышенных оборотов, нагрузки и прочего. Также от температуры масло пригорает, в масле начинает появляться грязь. Все это также отрицательно влияет на ресурс двигателя в целом.

Стоит отметить, что если бы не было масляного фильтра, то ресурс силового агрегата, снизился бы как минимум в 2 – 3 раза.

Так что ставить и главное вовремя менять его обязательно! ЗАПОМНИТЕ – долговечность мотора зависит от этого элемента, можно сказать напрямую.

Типы масляных фильтров

Стоит отметить, что на современных авто, фильтрующие элементы могут быть неодинаковы. Я сейчас не имею в виду сам принцип фильтрации, я имею в виду исполнение.

Могут быть:

  • В металлическом отдельном корпусе, такие обычно прикручиваются к двигателю. Они имеют свой корпус, не зависимый от корпуса силового агрегата. Это самый распространенный тип.

  • Просто фильтрующий элемент или погружной фильтр. Он устанавливается в специальные «стаканы» либо как еще называют «чашки». То есть его туда погружают отсюда и название. Здесь нет своего корпуса, то есть меняется сам «картридж», который собрал грязь. Такие варианты также имеют место быть, однако они не так распространены, хотя в последнее время все больше производителей смотрят в эту сторону. Все потому что «стакан» можно сделать и пластиковый, а ведь это реально экономия.

Какой вариант лучше, сейчас выяснять не будем, возможно будет отдельная статья, сейчас все же хочется поговорить именно – как работает фильтрующий элемент, но для начала давайте подумаем из чего он состоит.

Из чего устроен?

Зачастую мы видим металлический корпус, который выполнен в форме цилиндра. Верхняя часть это просто купол, а вот нижняя с мелкими отверстиями по кругу, а также с центральным под резьбу.

Но фильтрующего элемента не видно, он находится внутри.

Если честно то — масляный фильтрующий элемент, это очень простая конструкция, всю основную работу выполняет специальная бумага, которая и работает в качестве фильтра. Она находится внутри нашего цилиндрического корпуса, она банально там заперта.

Также есть два клапана – антидренажный (который препятствует вытеканию масла из фильтра) и перепускной (он сбрасывает давление, когда масло холодное и не может нормально фильтроваться через бумагу).

Вот собственно и все устройство, повторим еще раз:

  • Фильтрующий элемент, обычно это специальная бумага
  • Два клапана, перепускной и антидренажный
  • Цилиндрический, металлический корпус
  • Нижняя часть с специальными отверстиями, через которые заходит грязное масло и подается чистое, также центральное отверстие служит еще и для крепления (в нем нарезается резьба)

Отдельно стоит упомянуть погружной вариант, там меняется только сам фильтр (то есть бумажный картридж), а также уплотнительные резинки.

Как работает?

Принцип работы прост. Грязное масло заходит через мелкие отверстия, которые идут по кругу, его туда закачивает масляный насос, который качает смазку из поддона двигателя. Далее оно «отгибает» антидренажный клапан и проходит в полость между бумагой и фильтрующим элементом. Стоит отметить если антидренажный клапан, не работает так как нужно, либо порвался (разрушился), у вас . Перейдите по ссылке, в той статье мы подробно разобрали проблему.

Если смазка горячая, то есть разогрелась от двигателя, то она начинает фильтроваться через бумагу, на бумаге остаются частички грязи, стружка и т.д.

Если смазка холодная (особенно зимой), то ее пропускная способность падает в разы, ибо она густая и не может должным образом проходить через бумажную часть. Поэтому открывается перепускной клапан, он открывается только тогда, когда давление в фильтре вырастает выше 0,8 атмосферы. И масло проходит через него.

После разогрева, до + 60, +80 градусов Цельсия, смазка становится жидкой и уже способна просачиваться (фильтроваться) через поверхность. Поэтому перепускной клапан закрывается, и процесс фильтрации идет по полной.

После того как фильтрация произошла, чистое масло сбрасывается в центральное основное отверстие и уже дальше поступает в двигатель.

Можно ли не менять фильтр при смене масла?

НЕТ! Его нужно обязательно менять! Почему? ДА очень просто, за интервал в 10 – 15 000 км, масляный фильтр, достаточно сильно забивается всякими элементами загрязнения. Его поверхность просто закупоривается, если его не менять, то получается — что процесс фильтрации падает, что может привести уже через 20 000 км, к . А ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook