Какая система использовалась в автомобиле зил 111. Выставка правительственных автомобилей: От Никиты Хрущева до Константина Черненко. Гараж Леонида Брежнева

«Флагманы отрасли» и символы «мощи государства» - лимузины ЗИС и ЗИЛ всегда были окружены таинственностью и легендами. Несмотря на то, что их технические характеристики были во всех советских автомобильных справочниках и популярных журналах, это не делало их более доступными даже для обозрения на чрезвычайно редких в советские времена автовыставках. Их представительностью и техническим совершенством просто надо было абстрактно гордиться, как, например гигантизмом самосвалов «БелАЗ» и высоким (в прямом и переносном смыслах) полетом космических спутников.

Преемник «сталинского паккарда» ЗИС-110 - ЗИЛ-111 появился в конце 1958 года, но тоже представлял собой внешний слепок с «паккарда» образца 1955 года. Его версия с первым в стране автокондиционером (плюс 150 кг к снаряженной массе в 2605 кг) обозначалась как ЗИЛ-111А . Всем памятны кадры хроники с триумфальным въездом Ю.А. Гагарина в Москву. Первый герой космоса ехал тогда на кабриолете ЗИЛ-111В . Именно «111-е» « ы» стали внешним признаком хрущевской оттепели, хотя объемы их производства составляли уже десятки, а не тысячи единиц, как у «110-й» модели. В конце 1962 года появилась рестайлинговая модель 111Г с оформлением передней и задней частей кузова в стиле «кадиллака» образца 1962 года. Кабриолет на ее базе (в кинохрониках не засветился) обозначался как 111Д .

Кроме того, на шасси этой модели в 1962 году был создан малый служебный автобус повышенной комфортабельности «Юность», который под обозначением ЗИЛ-118 мелкосерийно выпускался в 1965-1971 годах и сумел завоевать несколько призов в международных конкурсах туристических автобусов. На его базе выпускали также реанимобиль ЗИЛ-118М .

В эпоху «застоя» легковые «ЗИЛы » еще более усилили свой «державный» имидж, хотя вроде бы дальше уже было и некуда. Кроме 7-местного лимузина модели 114 с внутренней подъемной перегородкой, появившегося в 1967 году и отличавшегося современным по тем временам экстерьером, для Леонида Ильича, бывшего, как известно, лихим водителем, в 1971 году был специально выпущен седан ЗИЛ-117 с укороченной колесной базой. Заодно на «117-м» был несколько осовременен экстерьер. Двухдверный (все прежние модели были четырехдверными) кабриолет на его базе получил индекс 117В и постоянно появлялся на военных парадах на Красной площади. В 1971 году появилось второе поколение автобуса «Юность» на агрегатах«114-го», который получил индекс 118-70 (118К).

В 1977 году появился лимузин ЗИЛ-115 , получивший позже ГОСТовский индекс 4104. От прежней «114-й» модели он отличался классическим экстерьером с большой хромированной решеткой радиатора в стиле Rolls-Royce и 7,7-литровым 315-сильным карбюраторным V8, который в сочетании с 3-ступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач легко разгонял не только 2,5-тонный базовый автомобиль, но и его 7-тонную бронированную версию 41048. Система охлаждения была спроектирована так, что позволяла достаточно долго двигаться как с высокой крейсерской скоростью, так и при необходимости ползти, сопровождая пешие прогулки VIP-персон. Салон «115-го» был укомплектован всеми немыслимыми тогда, а для массовых отечественных моделей и сейчас, редкими аксессуарами вроде дистанционного управления электро-стеклоподъемниками, магнитолой и кондиционером. На базе этого лимузина выпускали автомобиль спецсвязи 41043 , бронированный вариант 4105 , а также более известные эмбюленс 41042 и кабриолет 41044 (115В ). Последний, кстати, изготовленный в количестве трех экземпляров до сих пор участвует в военных парадах.

На базе «115-го» выпускали и малый автобус высшего класса «Юность » (ЗИЛ-119 ) для обслуживания правительственных делегаций.

В 1983 году модель в первый раз модернизировали (были несколько изменена форма и расположение передней светотехники) и присвоили индекс ЗИЛ-41045 . Два года именно эта версия считалась базовой моделью. На базе 41045 была выпущена модификация 41046 , оснащенная спецсвязью. Бронированная модификация обозначалась как ЗИЛ-41051 .

В 1986 году автомобиль модернизировали под международные нормы по токсичности отработавших газов и т.д., что объяснялось многочисленными зарубежными визитами последнего генсека, а потом первого (и последнего) Президента СССР Горбачева, во время которых его неизменно сопровождал бронированный ЗИЛ-41048 . Соответственно существовали спецмодификации и для поездок внутри страны: «президентская» с дополнительным противогранатным бронированием крыши и «машина сопровождения» с подножками, поручнями и упрощенным салоном. Базовый небронированный лимузин также получил новую светотехнику с прямоугольными, а не круглыми фарами фирмы Bosch, измененную решетку радиатора, бамперы и т.д., а его индекс был изменен на 41047 (у автобуса «Юность» - 3207 ). На его базе были созданы автомобили спецсвязи ЗИЛ-41049 , ЗИЛ-4107 , ЗИЛ-41071 , бронированные лимузины ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41047ТБ (изготовлен на фирме Trasco Bremen в 1992 году в количестве 2 экземпляров). В 1990 году был выпущен единственный киносъемочный вариант ЗИЛ-4104Р .

В таком виде ЗИЛ встретил рыночные 90-е, когда этот ранее совершенно недоступный для «простых смертных» символ режима, начали предлагать всем «платежеспособным» гражданам по цене «всего» $400 тыс. у.е., но лучшие времена для этой марки остались в прошлом. Конкурировать на открытом рынке с новейшими импортными аналогами (в том числе и бронированными) морально устаревший лимузин уже не смог, несмотря на то, что в 1997 году для представителей региональной власти был выпущен укороченный седан 41041 . Монополия на российский «правительственный извоз» постепенно перешла к одной знаменитой европейской марке, причем с недавних пор ЗИЛы перестали использовать даже во время зарубежных визитов главы государства. Поэтому годовой объем производства легковых ЗИЛов сократился к концу 90-х с двухзначного числа до однозначного, а в 2001 году и вообще упал до нуля. За все время производства было изготовлено более 300 единиц «115-й» серии.

Таким образом, практически любой ЗИЛ априори можно считать раритетом, и с соответствующей ценой. Но она может сильно колебаться в зависимости от состояния конкретного экземпляра. Несмотря на солидный запас прочности (полумиллионный пробег для ЗИЛа – это только «зрелость»), рамную конструкцию (Х-типа) и отлично настроенную полностью независимую подвеску, содержание такого «мастодонта» на ходу весьма проблематично, ведь «сервис» осуществляют только непосредственно на заводе-изготовителе, что, естественно, «несколько» сужает «ареал обитания». Впрочем, как коллекционный товар ЗИЛ только еще набирает ценность.

ЗИЛ-111 - советский легковой автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1959 по 1967 год.

К середине 50-х годов первый автомобиль в государстве - ЗИС-110 - безнадежно устаревает. К тому же после смерти Сталина намечаются значительные перемены в жизни страны, которые не могли не затронуть Кремль и его особые гаражи. Начинается проектирование нового фаворита правительственного кортежа - модели "111".

Эскизы машины уже готовы в 1955 году, а первый опытный образец под названием "Москва" в 1956 году экспонируется на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Совершенно новый кузов, внешне напоминавший американский Packard Patrician 1953 года, был смонтирован на шасси 110-й модели.

В 1957 году на специальной выставке в НАМИ были показаны закупленные в США в качестве аналогов автомобили 1956 года выпуска: (Cadillac Fleetwood-75, Chrysler Imperial Crown, Packard Executive Patrician, Packard Executive Caribbien, Packard Executive Caribbien). На их основе группа конструкторов "ЗИЛа" во главе с А. Н. Островцовым, который также был и главным конструктором ЗИС-110, создали полностью новый автомобиль высшего класса ЗИЛ-111.

Американский специалист по истории Packard Роберт Тернквист в своей книге "История Паккарда" (History of Packard) утверждает, что русский автомобиль ЗИЛ-111 является точной копией Packard Caribbien.

Но это не так. Работе над созданием ЗИЛ-111 предшествовал довольно длительный поисковый период. Были найдены оригинальные решения внешнего стилистического оформления машины. Но ни одно из них не было использовано при разработке окончательного образца.

Снова советские конструкторы под давлением свыше были вынуждены копировать устаревшие американские аналоги. В фас и анфас ЗИЛ-111, как, впрочем, и Чайка ГАЗ-13 , композиционно сходны с Packard Patrician 1956 года. Обводы кузова-лимузина повторяют Chrysler Imperial Crown. А механическая часть и интерьер разрабатывались с оглядкой на Cadillac Fleetwood-75. В то время как панель приборов Чайки копирует Packard.

Стиль Chrysler середины 50-х годов - всецело заслуга выдающегося американского художника-конструктора Вирджила Экснера

От своих американских аналогов ЗИЛ-111 отличался большей высотой (1640 мм), что делало его визуально более тяжелым. Чего никак нельзя сказать ни о Cadillac, ни о Chrysler, ни о Packard. Даже консервативный английский Rolls-Royce этого периода, хотя и был не менее высок, не казался таким тяжелым.

Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских дорогих автомобилей середины 50-х: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образную восьмерку, автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, антенны, мягкого верха и кондиционер. Различные дополнительные осветительные приборы, обивка салона кожей и сукном, а снаружи - изобилие и многообразие хромированных декоративных деталей.

Первый образец модернизированного ЗИЛ-111 был воплощен в металле в 1961 году. Машина имела полностью новое оформление облицовки радиатора, бампера, сдвоенные передние фары, а в остальном не отличалась от прежней. Автомобиль, пошедший в мелкосерийное производство и получивший индекс ЗИЛ-111Г.

ЗИЛ-111Г выпускался с 1962 по 1966 год. Он имел круглые задние фонари, несколько измененную форму ветрового стекла, новую раму и боковые молдинги, более мощный двигатель. Его фронтальная композиция целиком базировалась на стилистическом решении моделей Cadillac 1961 года.

На базе ЗИЛ-111Г было также построено несколько открытых парадных фаэтонов. Если модель с открывающимся кузовом на базе ЗИЛ-111 имела индекс ЗИЛ-111В, то новый фаэтон назывался ЗИЛ-111 Д. Первый такой открытый ЗИЛ был собран в начале 1963 года - через полгода после рестайлинга базового лимузина.

30 апреля 1963 года "ЗИЛ" посетил высокий гость с Острова Свободы - Фидель Кастро. От имени Никиты Сергеевича Хрущева ему была подарена открытая машина. Кастро вернулся домой на самолете, а машина пароходом была доставлена в Гавану, где посол СССР на Кубе Алексеев лично передал ее премьер-министру дружественной страны.

Вскоре было собрано еще несколько открытых ЗИЛ-111 Д, четыре из которых предназначались для первомайских и октябрьских торжеств. По данным музея АМО "ЗИЛ", общее количество построенных открытых парадных фаэтонов ЗИЛ-111 Д составило восемь штук. Впервые новые парадные фаэтоны появились на Красной площади только 7 ноября 1967 года, на параде в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. До этого использовались старые ЗИЛ-111 В которые находились в прекрасном состоянии и не было никакой необходимости их заменять. В это же время к славному юбилею на "ЗИЛе" уже собрали первую партию совершенно новых легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ-114 отличавшихся строгим дизайном и отделкой.

Серо-голубые фаэтоны ЗИЛ-111 Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены короткобазными кабриолетами ЗИЛ-117В. После чего старые машины пылились в одном из гаражей Министерства обороны до середины "перестройки". В 1987 году они были переданы в Управление пожарной охраны московской области, где, возможно, сохранились и по сей день.

Кроме серо-голубых парадных построили еще три ЗИЛ-111 Д, окрашенных в строгий черный цвет. Одна машина была отправлена в ГДР, а две другие долгое время оставались на "ЗИЛе". ЗИЛ-111 Д был оборудован электрогидравлическим механизмом подъема и опускания мягкого верха, который приводится в действие кнопкой, расположенной под щитком приборов, поручнем и блоком микрофонов. И еще одна характерная деталь всех парадных фаэтонов - антенны на задних крыльях, играющие роль не только функциональную, но и являющиеся также декоративными элементами.

Всего изготовили 112 экземпляров ЗИЛ-111, ЗИЛ-111 А, В и ЗИЛ-111 Г и Д. Сколько же этих свидетелей той, может, чем-то странной, но интересной эры социализма сохранилось до наших дней - неизвестно. Хочется верить, что где-то еще есть хотя бы по одному экземпляру каждой модели этих советских "паккард-крайслер-кадиллаков".

В СССР выделялись огромные средства на проекты которые бы демонстрировали всему миру величие страны одержавшей верх над фашистами. Именно советский народ первым запустил в космос человека, подобный полет в те годы казался чем то не мыслимым, Юрий Гагарин стал героем в глазах каждого советского мальчишки, и козырем в рукаве Советского правительства. Великий полет был совершен 12-ого апреля 1961-ого года, а уже 14- ого апреля космонавт был доставлен из аеропорта в Кремль, для доставки столь важного пассажира был выбран ЗИЛ 111 - самый престижный советский автомобиль тех лет,
машина о которой и пойдет речь в на этот раз. ЗИЛ 111 выпускался с 1959 -ого по 1967-ой год, стоит заметить, что одна из 112-ати произведенных машин была подарена Фиделю Кастро, полагаю вы догадываетесь за какие заслуги Кубинский лидер удостоился такого внимания со стороны руководства СССР. Перед созданием правительственного а, советские конструкторы изучали лучшие американские аналоги тех лет, поэтому тверждения о том, что ЗИЛ 111 похож то ли на Cadillac, то ли на Packard не такие уж и безосновательные.

Кроме седана, правительственный 111 выпускался и как Фаетон. Оба кузова были рамными и впечатляли своими габаритами. Так при колесной базе седана в 3 760мм, длина составляет - 6 140мм, ширина - 2 040мм, высота - 1 640мм. Дорожный просвет в 210мм не кажется уж слишком большой при такой значительной колесной базе, но и маленьким его не назвать. В 1962-ом году началось производство модификации ЗИЛ 111Г, данную версию легко узнать по четырем круглым фарам - обратите внимание на фото.

Уже в 1959-ом году правительственный ЗИЛ оснащался кондиционером, не говоря уже о гидравлическом усилителе руля, уменьшающем усилие на руле в четыре раза. Электростеклоподъемники также указывали на высокий статус этого советского автомобиля.

Технические Характеристики ЗИЛ 111

Верхнеклапанный V8 при объеме в 5 969л, развивает мощность в 220 лошадиных сил. Огромный двигатель позволяет разгонять советскую махину до 100км за 23с, а на шоссе достичь отметку в 170км. На 100км пробега такому движку требуется 29л бензина — очень не мало, особенно по современным меркам. Тем не менее, благодаря баку объемом в 120л, дальность хода этого лимузина довольно велика. Примечательно, что этот советский автомобиль оборудован не одним, а двумя ами, емкость каждого из которых составляет 68А/Ч. Передняя подвеска у 111 -ого пружинная, задняя - рессорная.

Сколько стоит ЗИЛ 111 сегодня? А сколько таких машин дожили до сегодняшних дней? — оба вопроса очень сложные. Встретить 111-ую модель еще сложнее, чем сменивший ее . Оба этих лимузина являются практически штучным товаром и их цена на аукционе будет не ниже самых шедевральных, коллекционных импортных автомобилей.

Годом рождения мелкосерийного ЗИЛ-111Г можно считать 1961. В этом году был собран первый экземпляр с приставкой «Г».

Отличительными чертами модернизированного легкового авто стал его экстерьер. В первую очередь, радиаторная решётка, затем бампера и передние фары, объединившие по два осветительных прибора.

Период времени, когда производился «111Г» невелик 1962-1966 гг. При сравнении со 111, можно увидеть, что у «новичка» немного изменена форма ветрового стекла. С боков появились молдинги, а сзади круглые фонари. Самым главным было то, что он имел двигатель с большей мощностью. Фронтальная часть авто походила на ту же часть Кадиллака образца 1961 г.

ЗИЛ-111Г являлся базой для создания открытых фаэтонов. Такие парадные машины маркировались несколько иначе – ЗИЛ-111Д. Появились парадные авто с приставкой «Д» буквально через шесть месяцев с момента изготовления 111Г.



Не стоит забывать, что были ещё и ЗИЛы сто одиннадцатые с литером «В». Это тоже открытые фаэтоны, но на базе просто ЗИЛ-111, то есть более старого образца.

История завода им. Лихачёва хранит память о посещении 30.04.1963 г. производственных цехов таким великим человеком, как Фидель Кастро.

Руководитель Советского Союза, а им тогда был Никита Хрущёв, совершил широкий жест: подарил представителю Острова Свободы один из автомобилей с открытым верхом.

Ф. Кастро вернулся на родину воздушным путём, а его подарок ещё долго добирался до Гаваны морским.

На Кубе состоялась торжественная передача машины премьер министру островного государства. Мероприятием руководил посол СССР тов. Алексеев. Он лично вручил машину Фиделю.

В музее АМО хранится информация о том, что количество парадных фаэтонов марки ЗИЛ-111Д составляет всего 8 шт. Четыре машины из восьми предназначались исключительно для участия в праздничных мероприятиях: 1 Мая и 7 Ноября.

Первый раз на Красную площадь фаэтон выехал 07.11.1967 г., когда победе в Революции 1917 г исполнилось 50 лет.

До этой знаменательной даты советские руководители использовали ЗИЛ-111В. Несмотря на то, что «старый» автомобиль был ещё в отличном состоянии, его заменили новым, видимо исключительно в честь праздника и желания прорекламировать достижения автопроизводителя.

К юбилейной дате был подготовлен и другой ЗИЛ с нумерацией «114». Небольшая партия «114» была полностью готова. Но это строгое правительственное авто в демонстрации не участвовало.

Что же касается фаэтона ЗИЛ-111Д, то три из них были строгого чёрного цвета. Один отправили в дружественную ГДР и его дальнейшая судьба неизвестна. А два долго ожидали своей участи в стенах завода. У машин сего-голубого цвета «жизнь» была более интересная. Они неизменно появлялись на парадах на протяжении многих лет.

При необходимости авто обволакивала мягкая крыша. Для этого ЗИЛ оборудовался электрогидравлическим подъёмным устройством. Для поднятия верха достаточно было нажать на расположенную под приборным щитком кнопку. У каждого из парадных экземпляров имелась антенна. Располагалась такая антенна на заднем крыле. Её назначение было больше декоративным, чем функциональным. Наличие такого атрибута добавляло солидности.

В середине семидесятых появилась очередная смена - ЗИЛ-117В. Он представлял из себя короткобазный кабриолет.

Общее количество 111-х со всеми буквенными приставками, вышедших с завода Лихачёва, составляет 112 шт. Где они теперь не известно. Но очень хочется верить, что свидетели эпохи социализма сохранились и нашим потомкам ещё удастся увидеть, как отечественные конструктора сумели взять всё самое лучшее от трёх «американцев» и «слепить» из этого свою надёжную машину.

Характеристики:

ЗиЛ 111В "1960–63 (ЗиЛ 111Г "1962–67)

Всего выпущено

Тип кузова

Кабриолет (Лимузин )

Габариты Д/Ш/В, мм

6 140/ 2 040 / 1 640 (6 190 / - / -)

Колея передняя, мм

Колея задняя, мм

Дорожный просвет, мм

Двигатель

Расположение

Максимальная мощность

200 л.с. при 4200 об/мин

Максимальный крутящий момент

Система питания

Карбюратор

Расположение цилиндров:

V-образный

Цилиндры/клапаны

Диаметр цилиндра:

Ход поршня:

Степень сжатия:

Ходовая часть

Коробка передач

полуавтомат

Динамические характеристики

Максимальная скорость:

Объем топливного бака:

Автомобиль ЗИЛ-111 считался во времена СССР представительским автомобилем высшего класса. Его опытные образцы экспонировались в Москве на Выставке достижений народного хозяйства ещё в 1956 г. Он назывался также «Москва» и представлял собой шасси ЗИС-110 с полностью новым кузовом.

Отличительные особенности этого прототипа — гнутое (не панорамное) ветровое стекло, задние петли задних дверей, очень массивные клыки буферов. По габариту, базе и колее он оставался таким же, как прежний ЗИС-110. Однако его снаряжённая масса была больше — 2575 кг.

Затем группа специалистов ЗИЛа под руководством А. Н. Островцова создала полностью новую машину ЗИЛ-111: с кузовом, внешне трудно различимым с «Паккардом-кариббиен», с новым V-образным восьми-цилиндровым двигателем, гидромеханической трансмиссией. Этот автомобиль по принципиальным техническим решениям был идентичен ГАЗ-13. Масштабы его выпуска составляли 10-12 машин в год, в то время как «Чайку» делали по 150 экземпляров в год, и первые серийные ЗИЛ-111 завод изготовил в ноябре 1958 г.

Технические характеристики ЗИЛ-111

Технические особенности ЗИЛ-111: гидротрансформатор с коэффициентом преобразования 2,45, планетарная двухступенчатая коробка передач, панорамные лобовое и заднее стекла, независимая пружинная подвеска передних колес (развитие схемы ЗИС-110) с рычажными амортизаторами и зависимая рессорная задних с телескопическими. Подобно «Чайке», у ЗИЛ-111 были электрические стеклоподъёмники, омыватель лобового стекла, кнопочное управление трансмиссией, вакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, противотуманные фары, приёмник с автоматической настройкой. Кроме того, на машине предусмотрены опускная стеклянная перегородка позади переднего сиденья, дистанционное управление радиоприёмником с заднего сиденья, гидравлические толкатели клапанов.

Помимо базовой модели ЗИЛ-111 с семиместным кузовом лимузин выпускалась её модификация ЗИЛ-111А с установкой для кондиционирования воздуха в салоне. Эта машина тяжелей базовой на 150 кг, и её заднее стекло существенно меньше по площади.

Третья разновидность — ЗИЛ-111В с кузовом кабриолет. Она использовалась преимущественно в торжественных случаях: на парадах, встречах почетных гостей. В частности, на ЗИЛ-111В следовал 14 апреля 1961 г. из аэропорта в Кремль первый космонавт Ю. А. Гагарин.

Лимузин ЗИЛ-111 был довольно тяжёлым автомобилем: его снаряжённая масса достигала 2605 кг. Он развивал наибольшую скорость 170 км/ч, разгонялся с места до 100 км/ч за 23 с. расход топлива этой машиной: контрольный (наименьший) — 19 л/100 км, эксплуатационный — около 29 л/100 км.

Габариты автомобиля — под стать массе и расходу топлива: длина -6140 мм, ширина — 2040 мм, высота — 1640 мм; база — 3760 мм; колея колес: передних — 1 570 мм, задних — 1650 мм.

С декабря 1962 г. модель ЗИЛ-111 уступила место модернизированной машине ЗИЛ-111Г с кузовом лимузин. У неё изменилось главным образом внешнее оформление кузова, которое стало более строгим. Совершенно по-иному решён дизайн передней части кузова с четырьмя фарами. Двигатель и шасси были такими же, как у ЗИЛ-111.

Сохранилась, в частности, лонжеронная рама с Х-образной поперечиной и шинами размером 8,90-15″. Изменения внешнего вида и оборудование салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг. Наряду с лимузином ЗИЛ-111Г выпускался с 1964 г. и кабриолет ЗИЛ-111Д.

Читайте также:

  • Машина ГАЗ-66 "Шишига"
  • Автомобиль ЗАЗ-1102 "Таврия"
Понравилось? Лайкни нас на Facebook