Авто с перебитыми номерами или как мы не долго радовались. Что делать, если вы купили машину с перебитыми номерами Закон о перебитых номерах на автомобилях

Купить машину с перебитыми номерами — такое может присниться только в кошмарном сне. Но сделки на рынке подержанных машин - это всегда риск. И это не «страшилки» — один из екатеринбургских водителей как раз и вляпался в такую неприятность. Как из нее выбраться, не упустив время и деньги, на чужом примере разбирался журнал «ГАИ».

Подержанные автомобили, да еще и купленные где-нибудь в области, стоят, как известно, гораздо дешевле новеньких в автосалоне. И для многих россиян, которые имеют небольшой достаток, но жизни не представляют без машины — это самая оптимальная покупка. Вот и екатеринбургский инженер-электронщик за своим 4-летним ВАЗ-21102 отправился в Алапаевск, взяв кредит в Сбербанке под 19% годовых. Оформив сделку купли-продажи и в тот же день поставив автомобиль на регистрационный учет в ГИБДД Алапаевского РОВД, он начал наматывать километры дорог.

Но водительское счастье длилось недолго: через семь месяцев его вызвали в подразделение, где проводилась регистрация автомобиля. Как позже выяснилось, в ГИБДД поступила оперативная информация о подделке бланка паспорта транспортного средства (ПТС). Это подтвердилось после проведения проверки. В результате криминалистических исследований также было установлено, что номер кузова и двигателя перебиты. Кстати, машина до этого уже неоднократно продавалась и перепродавалась, каждый раз проходила сверку номеров и регистрировалась, но цепочка прервалась как раз на невезучем российском инженере.

Как и положено по закону в таких случаях, регистрация автомобиля в ГИБДД была аннулирована, госномера, ПТС и талон о прохождении техосмотра у автовладельца изъяты, а в Алапаевском ОВД возбуждено уголовное дело. И оказался автовладелец в интересном положении: машину у него никто, естественно, отобрать не может, куплена она вполне законно. Только вот законно пользоваться ею по назначению тоже нельзя, кроме как пылинки сдувать. А при этом еще исправно гасить кредит в банке — деваться некуда.

Ему бы сразу отправиться к хорошему юристу, который быстро нашел оптимальный путь решения проблемы. Но откуда у простого российского инженера лишние 15-20 тыс. руб., чтобы заплатить за услуги юриста? И решил он самостоятельно отстаивать свои права, обратившись в Алапаевский городской суд. Поскольку установить обвиняемого по возбужденному уголовному делу не удалось, то предварительное следствие к тому моменту было приостановлено. И в своем исковом заявлении автовладелец просил суд обязать «устранить препятствия владения и пользования» принадлежащим ему автомобилем и обязать ГИБДД выдать новый ПТС, свидетельство о регистрации и госномер. Но суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что сотрудники ГИБДД действовали в полном соответствии с законом. Поэтому претензии автовладельца к гаишникам — необоснованны. На все это ушло семь месяцев.

Тридцатилетний инженер на этом не успокоился и подал кассацию в областной суд, но снова проиграл. Исчерпав, казалось, все возможности, он, наконец, обратился к профессиональному юристу.
Адвокат Екатерина Драгошанская решила пойти совсем другим путем: доказывать в такой ситуации, что автовладелец является добросовестным приобретателем, поскольку купил машину законным путем и к изменению данных в паспорте автомобиля и номерных знаков агрегатов не имеет никакого отношения, она не стала. Было понятно — это проигрышный вариант. Юрист предложила своему клиенту обратиться в суд с иском к продавцу автомобиля и просить судью признать сделку купли-продажи недействительной, ведь при ее заключении покупателя ввели в заблуждение.

В договоре купли-продажи черным по белому написано: «До настоящего времени проданный автомобиль никому не продан, не заложен, под запрещением и арестом не состоит». В цену иска было включено все: стоимость самого автомобиля, сумма платежа по основным банковским процентам, оплата услуг адвоката и госпошлина, которую необходимо оплачивать при обращении в суд. Общая сумма в полтора раза превышала ту, которую продавец получил за ВАЗ-21102.

Естественно, сначала продавец-ответчик иск категорически не признал. Но, видимо, юристы, знают, на что нужно надавить (все свои секреты они не раскрывают) и умеют это делать. В результате стороны пошли на компромисс, который устроил всех: пострадавший покупатель снизил сумму своих финансовых претензий, взяв на себя расходы по оплате банковских процентов, услуг адвоката и судебных издержек, а продавец согласился выплатить стоимость автомобиля (за вычетом небольшой суммы повреждений и износа бампера и капота автомобиля) наличкой. Было заключено мировое соглашение, предусмотренное для таких случаев в законе, которое суд и утвердил.

Все мытарства инженера-автолюбителя длились в общей сложности более двух лет — 27 месяцев. Конечно, инфляция успела «съесть» часть денег. Однако это уже мелочи, как говорится, «издержки судебного производства» по сравнению с тем, что инженер не только вернул деньги, но, самое главное, избавился от злополучного автомобиля. И что там дальше с ним делать, как из разряда недвижимого имущества опять превратить в средство передвижения — это уже не его забота.

В общем, выход можно найти из любой ситуации. А чтобы минимизировать временные и финансовые потери, лучше сразу обращаться к специалистам.

Материал подготовлен журналом «ГАИ».

Новые разъяснения по регистрации угнанных, но вернувшихся к своим хозяевам машин дали в Госавтоинспекции.

Напомним историю вопроса. После вступления в силу нового регламента о регистрации автомобилей, машины с криминальным прошлым перестали ставить на учет. Речь идет об автомобилях, на которых была изменена заводская маркировка, то есть идентификационный номер VIN. Представим себе ситуацию: у автовладельца угнали автомобиль. Найти его быстро не получилось. А когда нашли, то оказалось, что у него уже перебили номер. Прежний владелец вместо радости от неожиданно вернувшегося обратно транспортного средства испытывает только головную боль. Ведь что делать с этим "счастьем" - непонятно. Номера перебиты, значит, на учет ее уже не поставишь. Продать - не продашь.

Политика МВД в этом вопросе понятна. Криминальные машины необходимо удалить с рынка. То есть сделать так, чтобы не было даже лазейки, через которую ее можно легализовать. Таким образом, сам угон делается малорентабельным занятием. Однако пока все это налаживается, страдают в том числе и те, кто уже раз пострадал от действий угонщиков.

В связи с обращениями, Госавтоинспекция дала разъяснения по этому вопросу. Если маркировка не соответствует той, что указана в паспорте транспортного средства, в ГИБДД откажут в регистрационных действиях. Однако если эксперту удастся установить первоначальный номер, нанесенный заводом-изготовителем, то после проверок будет принято процессуальное решение о возможности проведения регистрационных действий либо об отказе в них.

При этом сведения о проведенных проверках будут внесены в особые отметки паспорта транспортного средства, а также в учетные данные автомобиля. Сейчас готовятся поправки в действующий регламент, которые отдельно пропишут порядок действий в отношении похищенных, но возвращенных машин.

Одновременно с этим готовятся и дополнения в проект закона "О регистрации транспортных средств", который ожидает второго чтения в Госдуме. В них предлагается наносить дублирующую маркировку, если родная была изменена угонщиками.

Надо сказать, что этот вопрос очень спорный. Дело в том, что для легализации криминального транспорта достаточно любого самого ничтожного пробела в законодательстве. Корреспонденту "РГ" довелось присутствовать на суде, где оспаривался отказ в регистрации ранее угнанной машины. Машину угнали, потом ее нашли. Прежний собственник ее продал, и новый автовладелец пытался через суд поставить ее на учет. При этом реальных доказательств того, что якобы найденный автомобиль действительно тот, практически не было. Некий непонятный эксперт установил номер этого автомобиля по наклейке под сиденьем. То есть по обычной бумажке. Понятно, что наклеить их можно в любом количестве и куда угодно. Суд согласился с доводами ГИБДД и оставил жалобу без удовлетворения. Примечательно, что подобных исков было огромное количество. И сценарий у них примерно одинаковый. То есть в суд обращается третье лицо, которое купило машину, бывшую в угоне, у собственника. Приметы, по которым эти машины были идентифицированы, - достаточно сомнительны. Даже неискушенный человек с легкостью увидит в этом откровенные попытки легализовать криминальный транспорт.

Примечательно, что при возможности легализации пышным цветом расцвел и другой вид криминального бизнеса. Якобы розыск похищенных автомобилей. У человека угнали машину. Некий предприниматель берется ее найти, и действительно находит нечто похожее той же марки и того же цвета. Только номера перебиты. И кузов сильно деформирован. В общем, внешнее сходство есть. А уверенности, что это та же машина нет. Тем не менее этот предприниматель получает свой гонорар. Но на самом деле никто машину не разыскивает. Просто угоняется другой похожий автомобиль, который уродуется до неузнаваемости и на котором перебиваются номера.

Так что любая возможность легализации криминального транспорта - палка о двух концах.

Все статьи

Приобретая автомобиль не в салоне, а с рук или по доверенности, легко стать владельцем транспортного средства с перебитым номером. Рассказываем, как распознать перебитые номера.

Способы перебивки, используемые угонщиками

Каждый автовладелец знает про идентификационный номер кузова (vin), приписываемый авто на стадии производства. Несмотря на сложную комбинацию и защитные свойства вин-кода, мошенникам удается перебить номер кузова. Известны две распространенные схемы махинаций:

    • Преступник совершает угон транспортного средства и пытается легализовать авто различными способами, в том числе, перебивая идентификационный номер кузова.
    • Сначала подыскивается «чистый» номер и документы, а затем подыскивается подходящий для угона автомобиль.


Чтобы узнать, как перебивают номера на авто, следует ознакомиться с основными техниками. В криминальной сфере разрабатываются и применяются на практике различные способы перебивки, но широко известны лишь 2 методики:

    • Замена символов на схожие буквы или цифры (к примеру, цифра «3» на букву «З» или «8» на «9»).
    • Работа с кузовом автомобиля. Полная замена номерной площадки: вырезается старый и монтируется новый вин.

Работы по перебивке во многом зависят от марки машины. Изменить код в классических «Жигулях» или «Москвиче» крайне сложно. Для этого снимается двигатель, стачивается старый и рисуется новый номер. С «девятками» и им подобными видами авто справиться гораздо проще, поскольку vin расположен в верхней части цилиндров. Перебить номерную площадку легче всего на иномарках. Однако сделать безупречную работу способны только настоящие профессионалы, которых, к счастью, не так много.

В большинстве случаев экспертиза перебитых номеров позволяет получить достоверную информацию о подлинности вин-номера.

Признаки перебитых номеров

Как определить перебитый номер? Основные подходы к определению подлинности номерной площадки:

    • Визуальный осмотр. Самый простой и не всегда надежный способ. Узнать перебитые номера можно, если номерные знаки имеют различную глубину, между символами разные промежутки, металл в области вин выпуклый или вогнутый. Заводские символы одинаковые, не различаются по размеру и форме. Оригинальная штамповка предполагает, что составляющее номера наносятся одновременно. Криминалисты монтируют каждый символ по отдельности.

  • Узнать перебитый номер можно по характерному дребезжанию. Оригинальная номерная площадка неподвижна даже при интенсивном механическом воздействии на нее.
  • Экспертиза лакокрасочного покрытия. Краска в районе номеров должно совпадать с оттенком в области моторного отсека и багажника. Если номерная площадка была окрашена, то это заметно даже невооруженным глазом. Используйте растворитель, и если краска изменит цвет, очевидно, что номера неоригинальные.
  • Обращение в официальный дилерский центр, обслуживающий авто определенной марки. Следует учитывать, право дилерского центра не оглашать конфиденциальную информацию, пока Вы не являетесь собственником транспортного средства. Если же Вам не откажут, то запросите описание комплектации авто и характеристики вин-кода.
  • Один из самых простых способов обезопасить себя от приобретения угнанной машины - попросить владельца автомобиля снять машину с учета в вашем присутствии. Данная процедура предполагает сверку номеров и экспертизу транспортного средства по базе ГАИ.
  • Использование сервиса «Автокод» - самый быстрый и простой способ. Нужно ввести гос. номер или vin в строку поиска и запросить анализ истории машины . В считанные минуты будет предоставлена полная информация об эксплуатации авто, в том числе данные об угоне (при наличии такого факта).
  • Экспертизу авто на перебитые номера можно произвести в ГАИ. На любом посту ГИБДД обязаны предоставить данную информацию по вашему запросу. Если есть знакомые в данной области, можно обратиться напрямую к ним. Проверка подлинности вин-кода - легальная процедура.

Если продавец машины предложит вам обратиться к его эксперту, не рекомендуем соглашаться. Как правило, торговцы работают в связке с людьми, которые не предоставляют достоверную информацию по этому вопросу. Лучше всего сделать экспертизу самостоятельно у независимого эксперта.

Проверка с помощью экспертизы

Далеко не всегда перебитый vin - последствие вмешательства злоумышленников. Дорожно-транспортное происшествие, механическое и коррозийное воздействие на авто в процессе длительной эксплуатации могут также стать причиной порчи номерной площадки.

Чтобы избежать каких либо проблем с правоохранительными органами, рекомендуется пройти специальную экспертизу, которая регламентируется «Правилами регистрации транспортного средства». В соответствии со статьей 33 запрещается регистрировать машину в базе данных Госавтоинспекции при испорченном вин-коде. Экспертиза может показать следующие заключения:

    • Вин-номер испорчен или частично поврежден вследствие ДТП или естественного износа транспортного средства. В данном случае владельцу авто не грозит уголовная ответственность.
    • Если заключения экспертной проверки указывают на то, что номер поддельный, а машина числится в угоне, авто подлежит конфискации. На владельца будет заведено уголовное дело (не зависимо от того, что автомобиль был приобретен с рук).

Перебитый номер - проблема для автовладельца. Неприятности чаще всего возникают не в процессе эксплуатации авто, а при необходимости продать машину. Вы можете даже не подозревать о существующей проблеме. Поэтому перед покупкой

От этого не застрахован никто. Купить «перебитый » автомобиль можно в любом месте России, и рассчитывать на то, что взглянув на VIN-номер, Вы поймете, что с ним что-то не то, не стоит. Качественно подделанный ПТС обывателю тоже не выявить. Итак, варианты залетов:

  1. Авто с настоящими документами, но перебитыми номерами гарегатов — а) в случае, если выявить первоначальную маркировку и, соответственно, инициатора розыска невозможно, отказ в регистрации автомобиля до замены агрегата (т.е. покупаем неперебитый кузов или движок, делаем замену, получаем номера) б) если удалось выяснить первоначальный номер и инициатора розыска, и бывший собственник хочет заполучить машину назад, плакали Ваши денежки.

    Тут уж если только судиться с тем лицом, у которого приобрели «косячный» автомобиль. Обычно это лицо тоже оказывается вымышленным, тода дело, что называется, труба. Бывает, бывший собственник отказывается от прав на автомобиль — например, уже получил возмещение по КАСКО, тогда, если и страховая компания отказывается от автомобиля, его отдадут Вам. Можете вкопать во дворе и выходить по вечерам посидеть в нем и послушать музыку, так как в регистрации до замены агрегатов все равно откажут.

  2. Если ПТС поддельный — в большинстве случаев глухой отказ в регистрации. Варианты с возвращением предыдущему собственнику те же, что и при перебитых номерах. Могут зарегистрировать по решению суда (как за добросовестным приобретателем) — в этом случае снять с учета и продать а/м Вы не будете иметь права, останется ездить всю жизнь. В последнее время таких решений суда становится все меньше и меньше…
  3. Процитируем Правила регистрации автотранспорта в ГИБДД:

    3. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
    обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

    Сейчас, как показывает практика, даже подавать в суд для признания Вас добросовестным приобретателем без толку. А вот автомобилей со всеми поддельными документами появляется все больше и больше, в последнее время особенно. Не советую покупать автомобили в Москве, других крупных центрах без проверки в МРЭО на премет розыска .

    Недавно на портале ГИБДД России открылся официальный бесплатный сервис по проверке VIN автомобиля на предмет угона и наличия ограничений судебных приставов . Подробнее о нем мы писали здесь.

    См. как не купить угнанный автомобиль.

    Что такое автомобиль-двойник?

    Приобретена машина с перебитыми номерами

    Вопрос:

    Приобрела автомобиль два года назад. Покупку оформляла через ГИБДД.

    Что делать? Купил машину с перебитыми номерами.

    Сейчас в ходе проверки выяснилось, что номера кузова и двигателя не являются первичными. Первичные номера определить невозможно (по словам экспертов).

    Какие последствия ждут меня по данному факту, могут ли меня ограничить в праве пользования машиной?

    Ответ юриста:

    В подобных ситуациях, последствия для автовладельца неутешительные. Как правило, документы изымаются, а само транспортное средство ставится на спец. стоянку. При этом есть определенный алгоритм действий.

    Первоначально вам следует ознакомиться с результатами экспертизы, на факт ее добросовестного выполнения экспертами, т. к. бывают случаи, когда результаты экспертизы ошибочны, в силу непрофессионализма сотрудника ЭКЦ, либо в силу ненадлежащего порядка проведения экспертизы. Для этого, необходимо ознакомиться с документами, а не опираться на устное заключение эксперта.

    Если заключение эксперта не вызывает сомнений, то готовьтесь к тому, что сотрудниками полиции будет проведена проверка, не числится ли ваш автомобиль в угоне, и примется решение о возбуждении уголовного дела. При подобном раскладе, вам следует написать объяснение, что вы не имеете отношения к изменению заводских номеров на кузове и двигателе. Т. е. вы должны доказать, что являетесь добросовестным приобретателем. При этом постарайтесь связаться с бывшим владельцем ТС.

    Вообще, если не вдаваться в тонкости розыскных мероприятий, то вариантов развития событий в дальнейшем здесь два:

  • Во-первых, если автомобиль числился в угоне, и законный владелец установлен, то ТС будет возвращено ему по закону. При этом ваши убытки вам возмещены не будут. Вы будете сами разбираться с тем, у кого приобретали автомобиль.
  • Во-вторых, если автомобиль на самом деле не угнан, то вы можете либо заменить соответствующие детали и оформлять заново, либо распродать машину по запасным частям.

Конечно, в обоих вариантах вы имеете право обращения в суд, т. к. при любом раскладе в наихудшем положении оказывается нынешний владелец ТС.

Задайте свой вопрос юристу!

Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Купля-продажа автомобилей» :

Отказ от заключения договора купли-продажи автомобиля

Дочь купила старую машину. Муж дочери сам отремонтировал машину. Когда стали оформлять договор купли-продажи, оказалось что на эту машину четыре наследника: жена умершего и три дочери…

«Продажа» автомобиля по доверенности: тонкости оформления

Я продал автомобиль по доверенности от руки, автомобиль оформлен на меня! Может ли новый хозяин без меня продать авто и насколько это будет законно?

Продавец скрыл недостатки товара — как поступать?

Прежним хозяином от меня было скрыто множество недостатков автомобиля. После моего обращения в автомастерскую стало ясно, что автомобиль подлежит ремонту. Имею ли я право расторгнуть договор?

Продажа незарегистрированного автомобиля: можно или нет?

Я купил машину по договору, не стал ставить ее на учет, но в ПТС я вписан. Могу ли я ее продать по договору? Не возникнут ли проблемы у нового собственника при постановке на учет?

Что делать, если купил краденый автомобиль?

Приобрел автомобиль. На посту ГИБДД остановили для проверки документов, пробили по базе, машина оказалась краденая, поставили на стоянку. Мне позвонил следователь, требует предоставить на нее документы…

Обман при обмене автомобиля. Как расторгнуть договор?

Совершил обмен машины. При обмене, хозяин покупаемой мной машины утверждал, что она «конструктор», но не «распил». При постановке на учет в ГИБДД, мне сообщили, что это «распил»…

Договор комиссии — платить госпошлину или нет?

Я заключила с автосалоном договор комиссии на продажу моего автомобиля. После продажи салон должен мне перечислить деньги в течение 10 банковских дней. 10 дней прошло, а автосалон не даёт конкретных сроков по уплате…

Приобретена машина с перебитыми номерами. Как быть?

Приобрела автомобиль два года назад. Сейчас в ходе проверки выяснилось, что номера кузова и двигателя не являются первичными. Какие последствия ждут меня по данному факту?

На кого лучше оформить машину — на юридическое лицо или на физическое?

Я пару недель назад стал юридическим лицом. Собираюсь купить машину и оформить на себя, а не на фирму. Как будет начисляться налог на транспорт?

Другие темы вопросов и ответов:

Проблема постановки на учет автотранспортного средства с перебитыми номерами кузова или двигателя не нова и в большинстве случаев доставляет новому собственнику серьезные неудобства. Складывается парадоксальная ситуация: машина в собственности, а пользоваться ею нельзя. Давайте разберемся, почему так получается.

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. Приобретение лицом ТС автоматически не порождает обязанность подразделения ГИБДД допустить ТС к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены исходя из федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск ТС к эксплуатации производится путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. Эксплуатация автомобиля без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.93, запрещается эксплуатация ТС, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера, а по подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.98, ГИБДД вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче документов автотранспортные средства, имеющие скрытые, измененные номера агрегатов, узлов.

Пункт 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 27.01.2003, предписывает, что при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на ТС организациями-изготовителями, не зарегистрированные в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Отказывая в регистрации и выдаче документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, органы ГИБДД, действуя на основании закона и в пределах своих правомочий, ограничивают права определенного круга лиц по федеральному закону и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие меры, в частности, способствуют борьбе с угонами ТС, их незаконным оборотом и, следовательно, направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц — их законных владельцев.

То обстоятельство, что, приобретая автомобиль, лицо не знало о перебитых номерах, может служить основанием для отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела в отношении этого лица, но не по факту самого деяния, содержащего признаки преступления. Прекращение уголовного дела в отношении собственника автомобиля, признание его потерпевшим не выступает основанием для проведения государственной регистрации автомобиля с перебитыми номерами и поддельным ПТС, являющегося по существу предметом преступления, уголовное расследование по которому не окончено, а лишь приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2007 N 87-В06-10).

На практике распространена точка зрения, что если покупатель не знал и не мог знать о дефектах товара, то, являясь «добросовестным приобретателем», не должен испытывать ограничения, связанные с использованием принадлежащего ему имущества. Подобная точка зрения не имеет под собой правовых оснований. По ГК РФ положение «добросовестный приобретатель» применимо к отношениям «продавец — покупатель». В данном случае продавец не истребует автомобиль у собственника, здесь возникают административные отношения между собственником автомобиля и органами ГИБДД, уполномоченными производить допуск автомобиля к эксплуатации.

Положения ст. 302 ГК РФ в вашей ситуации неприменимы, поскольку признание добросовестным приобретателем — одна из форм защиты такого приобретателя от притязаний собственника, предъявившего иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. Эта норма регулирует отношения собственности, участником которых органы ГИБДД не являются.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, не имеют правового значения при оценке правомерности отказа должностных лиц органов ГИБДД в выдаче регистрационных документов на ТС, имеющее изменения первоначальных идентификационных обозначений.

Президиум ВС РФ дал оценку судебной практики по вопросу защиты прав добросовестного приобретателя автомобиля путем возложения на ГИБДД обязанности по регистрации автомобиля с перебитыми номерами и выдаче регистрационных документов. В частности, Президиум разъяснил, что приобретение права на ТС само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Правомерность регистрационных действий (бездействия) ГИБДД должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск ТС к эксплуатации и порядок их регистрации (Постановление Президиума ВС РФ от 27.09.2006).

Итак, вы, оставаясь собственником автомобиля, не можете его использовать, поскольку он не будет зарегистрирован. В сложившейся ситуации наиболее правильным будет обратиться в комиссионный магазин или к бывшему собственнику с намерением расторгнуть сделку, а если он не согласится — в суд, где нужно поставить вопрос о расторжении сделки, возврате покупной цены, убытков, а затем на эти средства приобрести другую, «чистую» автомашину. В пункте 2 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (см. Постановление ФАС ВВО от 14.07.2008 N А28-7263/2007-155/10).

Проблема постановки на учет автотранспортного средства с перебитыми номерами кузова или двигателя не нова и в большинстве случаев доставляет новому собственнику серьезные неудобства. Складывается парадоксальная ситуация: машина в собственности, а пользоваться ею нельзя. Давайте разберемся, почему так получается.Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. Приобретение лицом ТС автоматически не порождает обязанность подразделения ГИБДД допустить ТС к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены исходя из федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск ТС к эксплуатации производится путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. Эксплуатация автомобиля без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.93, запрещается эксплуатация ТС, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера, а по подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.98, ГИБДД вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче документов автотранспортные средства, имеющие скрытые, измененные номера агрегатов, узлов.Пункт 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 27.01.2003, предписывает, что при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на ТС организациями-изготовителями, не зарегистрированные в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.Отказывая в регистрации и выдаче документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, органы ГИБДД, действуя на основании закона и в пределах своих правомочий, ограничивают права определенного круга лиц по федеральному закону и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие меры, в частности, способствуют борьбе с угонами ТС, их незаконным оборотом и, следовательно, направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц — их законных владельцев.То обстоятельство, что, приобретая автомобиль, лицо не знало о перебитых номерах, может служить основанием для отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела в отношении этого лица, но не по факту самого деяния, содержащего признаки преступления. Прекращение уголовного дела в отношении собственника автомобиля, признание его потерпевшим не выступает основанием для проведения государственной регистрации автомобиля с перебитыми номерами и поддельным ПТС, являющегося по существу предметом преступления, уголовное расследование по которому не окончено, а лишь приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2007 N 87-В06-10).На практике распространена точка зрения, что если покупатель не знал и не мог знать о дефектах товара, то, являясь «добросовестным приобретателем», не должен испытывать ограничения, связанные с использованием принадлежащего ему имущества. Подобная точка зрения не имеет под собой правовых оснований. По ГК РФ положение «добросовестный приобретатель» применимо к отношениям «продавец — покупатель». В данном случае продавец не истребует автомобиль у собственника, здесь возникают административные отношения между собственником автомобиля и органами ГИБДД, уполномоченными производить допуск автомобиля к эксплуатации.Положения ст. 302 ГК РФ в вашей ситуации неприменимы, поскольку признание добросовестным приобретателем — одна из форм защиты такого приобретателя от притязаний собственника, предъявившего иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. Эта норма регулирует отношения собственности, участником которых органы ГИБДД не являются.Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, не имеют правового значения при оценке правомерности отказа должностных лиц органов ГИБДД в выдаче регистрационных документов на ТС, имеющее изменения первоначальных идентификационных обозначений.Президиум ВС РФ дал оценку судебной практики по вопросу защиты прав добросовестного приобретателя автомобиля путем возложения на ГИБДД обязанности по регистрации автомобиля с перебитыми номерами и выдаче регистрационных документов. В частности, Президиум разъяснил, что приобретение права на ТС само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Правомерность регистрационных действий (бездействия) ГИБДД должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск ТС к эксплуатации и порядок их регистрации (Постановление Президиума ВС РФ от 27.09.2006).Итак, вы, оставаясь собственником автомобиля, не можете его использовать, поскольку он не будет зарегистрирован. В сложившейся ситуации наиболее правильным будет обратиться в комиссионный магазин или к бывшему собственнику с намерением расторгнуть сделку, а если он не согласится — в суд, где нужно поставить вопрос о расторжении сделки, возврате покупной цены, убытков, а затем на эти средства приобрести другую, «чистую» автомашину. В пункте 2 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (см. Постановление ФАС ВВО от 14.07.2008 N А28-7263/2007-155/10).

Калиновский Ю. Владеешь, а пользоваться нельзя // ЭЖ-Юрист. 2010. N 50. Тематическое приложение. С. 3.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook