Техническая характеристика. Техническая характеристика Какой двигатель стоит на газ 3309 дизель

Одним из приоритетных направлений в проектировании и производстве грузовиков на Горьковском автозаводе в течение семи десятилетий был выпуск среднетоннажников. За это время сменилось четыре поколения грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 6-ти тонн. Рекордсменом по количеству таких машин стал ГАЗ 53. Четыре миллиона единиц в сотнях видах исполнения не только позволили ГАЗ 53 занять первую строчку рейтинга популярности, но и стать базой для развития следующих поколений. Серийно с конца 1989 года стал выпускаться бензиновый ГАЗ 3307, а с 1994 года практически идентичный по конструкции турбодизельный вариант ГАЗ 3309. Внешне машины выглядят одинаково. Главным отличием ГАЗ 3309 от предыдущей версии является расположенной по левую сторону кабины шноркель-воздухозаборник. Устройство помогло обеспечить дизельные моторы чистым, очищенным от пыли, песка, и даже дождевых капель, существенно подняв их межремонтный ресурс. Попытки установить дизельные моторы на ГАЗовские среднетоннажники предпринимались давно. В качестве экспериментально-промышленной партии были выпущены автомобили с японскими силовыми установками «HINO», однако в силу технических и организационных проблем сотрудничество с японской корпорацией было свернуто. Была сделана ставка на отечественные дизельные моторы, в конце концов оправдавшая себя. Чтобы удержать позиции на отечественном рынке среднетоннажных грузовиков, требовалось не допустить существенного повышения цены модели. Установка моторов зарубежной сборки проект существенно удорожала. В результате работы появилась модель 3309 с целой линейкой силовых агрегатов, работающих на дизельном топливе.

Навигация по статье

Назначение

С изменением потребительских характеристик в лучшую сторону, смена на конвейере устаревших моделей стала основным предназначением машины ГАЗ 3309. При этом эксплуатационные функции остались прежними. Установка на шасси различного оборудования позволяет использовать машину на городских, межгородских и межрегиональных маршрутах для перевозки грузов и в качестве спецмашин. Линейка автомобилей ГАЗ 3309 широко представлена машинами коммунального назначения в качестве мусоровозов, спецмашин для уборки дорог в зимнее и летнее время, поливочных автоцистерн. В комплектации с изотермическими фургонами ГАЗ 3309 часто используется при перевозе товаров продовольственной группы, мебели, строительных материалов, в службах доставки воды и т.д. Самосвалы на базе ГАЗ 3309 применяются для доставки сыпучих грузов при прокладке автомагистралей, строительстве мостов и зданий, доставки урожая на перерабатывающие предприятия. Машины с удлинённой колесной базой оборудуются спецприспособлениями под перевозку нестандартных и специальных грузов (стекло, пластиковые и деревянные окна, листы и заготовки для производства мебели и т.д.). Также оборудуются эвакуаторы для легковых автомобилей, мини краны, и гидравлические манипуляторы.

Модификации

Серийное производство ГАЗ 3309 несколько раз приостанавливалось. В 1997 году это было связано с падением спроса, в последующем задержки были связаны с переоборудованием под новые моторы. Однако модель выдержала испытание временем. Было выпущено около двух десятков различных модификаций и комплектаций, и производство продолжается по сей день. К основным модификациям можно отнести:

  • ГАЗ-33090 – базовая версия с бортовой платформой и шасси;
  • ГАЗ-33092 – версия с увеличенной кабиной, рассчитанной на размещение пожарного расчета из семи человек;
  • ГАЗ-33094 – удлинённая база под монтаж капотных автобусов КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 – бортовая машина с улучшенными потребительскими свойствами выпускаемая под заказ. Комплектуется силовыми агрегатами Cummins;
  • САЗ-35071 – самосвал с трехсторонней разгрузкой;
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» – автомобиль для дальних перевозок с кабиной оборудованной спальным местом, спойлером, и открывающимся вперед капотом. В настоящее время является самой современной и востребованной моделью.


Технические характеристики

ГАЗ 3309 – среднетоннажный автомобиль с колесной формулой 4Х2. Расположение двигателя – переднее, капотное. Кабина двухместная, цельнометаллическая, с панорамным лобовым стеклом. Все модификации имеют рамную конструкцию с рессорной задней и передней подвеской. Передняя подвеска для снижения демпферных колебаний оборудована двумя гидроамортизаторами. В трансмиссии устанавливается механическая, пятиступенчатая коробка передач. Однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом оснащено демпфером крутильных колебаний ведомого диска. Главная передача гипоидная, конического типа с передаточным числом 4,556. Карданная передача состоит из двух валов открытого типа и промежуточной опоры. Рулевое управление оснащено гидроусилителем с раздельным расположением распределителя и силового цилиндра. Двухконтурная рабочая система имеет гидравлический привод. Торможение всех колес осуществляется за счет барабанных механизмов. Стояночный тормоз блокирует тормозные механизмы задних колес посредством тросового привода.

Основные параметры ГАЗ 3309 в базовом исполнении с бортовой платформой

  • Грузоподъемность – 4500 кг;
  • Снаряженная масса – без тента 3530 кг, с тентом 3680 кг;
  • Полная масса – 8180 кг;
  • Линейные размеры – длина 6436 мм, ширина по зеркалам 2700 мм, высота по кабине 2350 мм, высота по тенту 2905 мм;
  • Клиренс – 265 мм;
  • Высота погрузочной платформы – 1365 мм;
  • Радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса – 8000 мм;
  • Максимальный угол подъема – 14 град;
  • Размер колес – 6,0Б-20(2,25R20);
  • Емкость топливного бака – 105 литров;
  • Средний расход топлива – 14,5-19,5 литров/100 км;
  • Максимальная скорость движения – 95 км/ч.

В базовом исполнении автомобиль имеет отопитель салона, оптику с галогеновыми источниками света и задний противотуманный фонарь. На машинах последних годов выпуска устанавливается система ABS.


Особенности и эксплуатация

ГАЗ 3309 по сравнению с предыдущими моделями значительно более комфортен в эксплуатации и обслуживании. Кресла пассажира и водителя имеют удобные высокие спинки с имитацией боковой поддержки. Кресло водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлении. Для обеспечения безопасности установлены трехточечные ремни безопасности. Наличие в системе запуска двигателя свечей подогрева облегчает пуск двигателя в холодную погоду. Наконец-то ГАЗовский среднетоннажник получил гидроусилитель руля, существенно снижающий усталость водителя, особенно в условиях интенсивного городского транспортного потока. Неслучайно, что именно на базе ГАЗ 3309 создана современная, отличающаяся свободными формами и наличием пластиковых обводов модель, получившая название «Добрыня». В чем-то машина напоминает американский тип капотных дальнобойных грузовиков, только гораздо более компактных размеров. Если ранее выпускаемые среднетоннажные ГАЗы были далеки от идеалов в плане экстерьера, «Добрыня» выглядит на их фоне превосходно. Если ГАЗ 53 можно назвать невзрачной «рабочей лошадкой», то ГАЗ 3309 «Добрыня» – «породистый рысак». Высокие колесные арки, оригинальная решетка радиатора, противотуманные фары в нишах бампера и необычное обрамление фар и поворотников придают машине новый и узнаваемый вид. Не забыли конструкторы и о практичности. Неметаллические детали кабины в основном изготавливаются из стеклопластика. За счет его применения снижен общий вес машины, а неподверженные коррозии элементы служат долгие годы, не теряя свой внешний вид. Крышка капота двигателя открывается вперед, что облегчает доступ к системам двигателя и исключает ее открытие при наезде на кочку или от набегающего потока воздуха. Для удобства посадки в автомобиль установлены широкие подножки, а кресло водителя оснащено рычажной подвеской. Совершенно новым решением для ГАЗовских машин подобного у класса стала установка спального места. Впервые «Добрыня» был представлен на выставке «Коммерческий автотранспорт» еще в 2006 году и за все время производства и эксплуатации заслужил лестные отзывы как у специалистов по использованию машины, так и ее продаже. В немалой степени это случилось благодаря надежным дизельным силовым агрегатам, отвечающим самым современным техническим параметрам и экологическим нормам.


Видео

Двигатель

Современная линейка двигателей на ГАЗ 3309 представлена двумя моторами. Оба соответствуют нормам Евро-4.

  1. ММЗ Д-245.7 – четырехцилиндровый рядный дизельный силовой агрегат Минского моторного завода с турбонаддувом мощностью 125 л.с. Рабочий объем – 4,75 л. Максимальный крутящий момент, развиваемый при 1100-21100 оборотах коленчатого вала равен 417 Нм. Обеспечивает средний расход топлива при движении автомобиля с постоянной скоростью 60 км/ч около 14,5 литров;
  2. ЯМЗ-53442 – мотор Ярославского моторного завода, с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом. Имеет четыре расположенных в ряд цилиндра. Рабочий объем камер сгорания – 4,43 литра. Мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин – 134,5 л.с. Верхний предел крутящего момента 417 Нм. Средний расход топлива на скорости 60 км/ч – 15,5 литров.

Начиная с 2012 года выпускаются модификации ГАЗ 3309 с двигателями Cummins объемом 3,8 литра, однако сборка таких моделей делается только под заказ.


Цена

Новый бортовой грузовик ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245.7 мощностью 117 л.с. стоит в пределах от 1 млн. 300 тыс. руб. до 1 млн.350 тыс. руб. Десятилетний ГАЗ 3309 с самосвальной платформой можно купит за сумму от 350 тыс. руб. до 380 тыс. руб.

Модель «3309» – этот популярный бортовой грузовик, выпускаемый группой «ГАЗ» с 1994 года (являясь дизельной версией модели «3307» и к 1996 году вытеснив с конвейера своего «бензиново-карбюраторного предка»). За время выпуска автомобиль подвергся нескольким обновлениям, в том числе получил современные экономичные моторы, соответствующие требованиям экологического стандарта Евро-4.

ГАЗ-3309 не отличается высокой проходимостью и рассчитан на эксплуатацию в черте города или для грузоперевозок по дорогам с твердым покрытием в сельской местности.

Как и прочие грузовики «четвертого поколения» производства ГАЗ, модель «3309» получила цельнометаллическую кабину с простым дизайном экстерьера, в котором изобилуют прямые контуры с «умеренно резкими» гранями, разбавленные круглой оптикой, противоударным бампером и массивной решеткой радиатора.

Кабина имеет две двери с достаточно широким проемом, крупное остекление (обеспечивающее хорошую обзорность) и два больших боковых зеркала заднего вида с ручной регулировкой. Кроме того, кабина снабжена крупным капотом, обеспечивающим легкий доступ в моторный отсек с трех направлений.

Салон кабины рассчитан на два посадочных места, оборудованных удобными креслами с высокой спинкой, мягкой тканевой обивкой и имитацией боковой поддержки. Сидение водителя снабжено горизонтальной и вертикальной механической регулировкой. Оба кресла комплектуются трехточечными ремнями безопасности. Передняя панель, как и все оформление салона, выполнена в простой стилистике с почти ровной поверхностью, круглыми приборами и массивными элементами управления. Из «удобств» кабина оснащена лишь крючками для одежды, солнцезащитными козырьками и отопителем.

Немного о габаритах: Колесная база бортового ГАЗ-3309 составляет 3770 мм, при этом габаритная длина грузовика достигает отметки 6436 мм. Ширина автомобиля равна 2380 мм по грузовой платформе, а габаритная высота достигает отметки 2350 мм по верхней точке кабины или 2905 мм по верхней точке тента грузовой платформы. Колея передних и задних колес грузовика соответственно равна 1630 и 1690 мм. Высота дорожного просвета – 265 мм. Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса не превышает 8,0 метра. Груженый ГАЗ-3309 способен легко преодолевать подъемы с углом не более 14 градусов.

Для транспортировки грузов эта модель комплектуется универсальной платформой с ровным дерево-металлическим полом и тремя откидными металлическими бортами высотой 510 мм. Габариты платформы составляют 3490х2170 мм, площадь ее поверхности равна 7,6 м², а полезный объем без учета тента – 3,86 м³. Погрузочная высота платформы – 1360 мм.

Бортовой грузовик ГАЗ-3309 имеет снаряженную массу от 3530 до 3680 кг в зависимости от типа установленного мотора и наличия каркасного тента. Полная масса автомобиля достигает отметки 8180 кг, при этом грузоподъемность грузовика равна 4500 кг (для версии с открытым кузовом) или 4350 кг (для версии с платформой, оснащенной тентом).

Технические характеристики. Линейка моторов для ГАЗ-3309 представлена двумя дизельными силовыми агрегатами, соответствующими экологическим требованиям стандарта Евро-4. Оба мотора имеют рядную компоновку с 4-мя цилиндрами, непосредственным впрыском топлива и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.

  • Двигатель ММЗ Д-245.7 белорусского производства получил рабочий объем 4,75 литра, а его максимальная мощность составляет по данным производителя 125,4 л.с. при 2200 об/минуту. Верхний предел крутящего момента при этом равен 417 Нм, развиваемым в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту, а средний расход топлива мотора не превышает отметки 14,5 литра при постоянной скорости 60 км/час.
  • Вторым мотором (модификация ГАЗ-33098) является российский двигатель ЯМЗ-53442 с рабочим объемом 4,43 литра. Его пик мощности приходится на отметку 134,5 л.с. и достигается при 2300 об/минуту, а верхний предел крутящего момента составляет 417 Нм при 1200 – 2100 об/минуту. Средний расход топлива мотора ЯМЗ-53442 при постоянной скорости 60 км/час равен 15,5 литра.

Оба двигателя агрегируются с безальтернативной 5-ступенчатой синхронизированной МКПП с постоянным зацеплением шестерён и однодисковым фрикционным сухим сцеплением, имеющим гидравлический привод управления. Передаточное число главной передачи КПП равно 4,556. Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом.

Все модификации и комплектации ГАЗ-3309 имеют привод на колеса задней оси, а сам грузовик построен на прочной рамной платформе с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади, основанной на продольных полуэллиптических рессорах, которые спереди дополнены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Грузовик получил двухконтурную тормозную систему с гидравлическим приводом, гидровакуумным усилителем, барабанными тормозными механизмами, а также вакуумным ресивером в каждом контуре. Кроме того, уже в базе, ГАЗ-3309 получает антиблокировочную систему тормозов ABS. А рулевое управление здесь основано на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидроусилителем.

Цены. Уже «в базе» ГАЗ-3309 получает: 20-дюймовые стальные колесные диски, галогеновую оптику, задний противотуманный фонарь, 4 АКБ 6СТ-55А и отопитель салона.
Заводская цена бортового грузовика в 2014 году стартует с отметки 870 000 рублей без учета доставки в регионы.

ГАЗ-3309 относится к четвёртому поколению среднетоннажных грузовиков Горьковского автомобильного завода. Это дизельная версия запущенных в 1990 году в серийное производство автомобилей ГАЗ-3307. Внешнее отличие ГАЗ-3309 от базовой 3307-й модели состоит в наличии у этого дизельного грузовика шнорхеля-воздухозаборника, расположенного со стороны водителя. Появившись на отечественном рынке в середине 90-х, данная автомашина и в XXI веке продолжает занимать довольно прочное место как в работе многих организаций и хозяйств, так и в модельном ряде завода.

Грузовик разрабатывался конструкторским бюро предприятия ещё в первой половине 80-х годов ХХ века, когда цены на бензин были в разы ниже, да и вся экономика в целом была совершенно другой. А в новых экономических реалиях бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 оказался слишком «прожорливым» и неэкономичным. Не помогло и введение нового карбюратора К-135, с инерционным воздушно-масляным фильтром.

Поэтому озаботиться заменой бензинового карбюраторного двигателя на дизельный заводу пришлось уже в 1994-м году. Так появился ГАЗ-3309. Первые эксперименты с установкой на грузовики ГАЗ-3307 дизельных моторов были связаны с единичным выпуском совсем небольшой партии автомашин, оснащённых японским 136-сильным дизелем «Хино». Однако в дальнейшем Горьковский автозавод (совершенно оправданно) сделал основную ставку на двигатели отечественного производства.

ГАЗ-3309: варианты и модификации

Первоначально это был 4-х цилиндровый турбированный дизельный двигатель ГАЗ-5441.10 собственной разработки, мощностью в 122 л.с. и рабочим объёмом в 4,75 л. Впрочем, опыт его производства, продолжавшегося три года, в 1995-1997 гг. был признан в целом неудачным. Поэтому ГАЗ-5441.10 сменил на 3309-й модели ГАЗовских грузовиков мотор минский – Д-245.7, также 4-х цилиндровый, с турбонаддувом, объёмом в 4,75 л., но мощностью в 117 л.с.

В настоящее время (а именно: с 2013 года) автомобили ГАЗ-3309 комплектуются дизельными двигателями Ярославского моторного завода – ЯМЗ-53442-10 (рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 134,5 л.с.) – современными, соответствующими передовым экологическим стандартам Евро-4. Заводской индекс таких автомашин – ГАЗ-33098.

Ограниченные партии грузовиков (с индексом ГАЗ-33096) выходили также с китайскими дизелями Камминз – Cummins ISF 3.8L (рабочий объём – 3,76 л, а номинальная мощность – 152,3 л.с.). Некоторая (вовсе несущественная) часть машин была укомплектована 6-ти цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ-562.10. Они представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.

Что же касается модификаций семейства дизельных грузовиков «ГАЗ-3309», то их полный список таков:

  • ГАЗ-33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
  • ГАЗ-33091 – удлинённая на 1,4 метра вариация с тем же мотором;
  • ГАЗ-33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей «взять на борт» одновременно семь человек. Модель также комплектовалась турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2) и используется для установки на шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобного;
  • ГАЗ-33094 – удлинённый вариант, который был использован в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 – бортовое шасси с импортным мотором Cummins-ISF 3.8L;
  • ГАЗ-33098 – бортовое шасси с новым турбодизелем ЯМЗ-53442-10.
  • – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с грузоподъёмностью 4,13 т и объёмом кузова в 5 кубометров (в 10 кубометров – с надставными бортами).
  • ГАЗ-САЗ-35072-10 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с с грузоподъёмностью 4,13 т и несколько меньшим объёмом кузова – 4,5 метров кубических.
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» – удлинённая до 7,9 метров версия, с кабиной, которая была оснащена спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.

ГАЗ-3309 «Добрыня»

Вообще, в 2000-х годах ГАЗ-3309 стал весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой.

Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают той же грузоподъёмностью – четыре тонны, но вот возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.

Совсем не лишним является также и спальное место в кабине (если автомобиль используется для междугородних грузоперевозок).

Среднетоннажные грузовые машины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым), и имеют очень хорошее соотношение «цена / качество».

На основе базового шасси уже сам производитель предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта – самосвалов, автофургонов обычных и изотермических, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д. В базовом же варианте использована грузовая платформа с металлическими бортами. Задний и оба боковые – откидные, с дерево-металлическим основанием.

Технические характеристики ГАЗ-3309

Те, кто имел опыт работы на базовой модели – ГАЗ-3307, сразу же почувствовали, что дизельный ГАЗ-3309 – это внешне та же, но по факту совершенно другая автомашина. Дизельный «Газон» проблем везёт груз по 4 и немногим более 4-х тонн; тяговит, едет плавно и, самое главное – обеспечивает гораздо более приемлемый расход топлива.

Двигатели грузовика ГАЗ-3309

Все эти, далеко не лишние, качества придал автомобилю дизельный двигатель. Вовремя поняв неудачность дизеля собственной разработки, Горьковский автозавод не стал зацикливаться на тестировании моторов импортного производства, а остановился на минском движке Д-245.7.

Этот, созданный на основе используемых, в том числе, на тракторах «Беларус» проверенных дизелях, мотор хорошо зарекомендовал себя и в качестве силового агрегата грузовика. А ЯМЗ-53442-10 стал ещё более экономичным, производительным и малошумным двигателем. О технических характеристиках и особенностях основных двигателей ГАЗ-3309.

ММЗ Д-245.7

  • Тип: Дизельный, 4х-тактный, с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения.
  • Число и расположение цилиндров: 4, вертикальное в ряд.
  • Порядок рaботы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Направление вращения коленчатого вала: правое.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня: 110 х 125 мм.
  • Степень сжатия: 17.
  • Рабочий объём: 4,75 л.
  • Номинальная мощность нетто, не менее: 87,5(119) кВт (л.с.).
  • Максимальный крутящий момент: 413(42) Нм (кгс/м).
  • Система вентиляции: закрытая.
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД): СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом.
  • Система наддува: Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.

  • Тип: Дизельный, 4х-тактный, L-образный, с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения, стандарт «Евро-4».
  • Число и расположение цилиндров: 4, L-образное.
  • Мощность, кВт (л.с.): 100 (136).
  • Максимальный крутящий момент, Нм (кгс/м): 422 (43),
  • Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч): 197(145).
  • Рабочий объём: 4,43 л.
  • Номинальная мощность: 99 (134,5) кВт (л.с.).
  • Степень сжатия: 17,5.

Топливный бак вмещает 105 литров солярки. Заявленный производителем расход топлива (со следующей оговоркой: «не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля») определён как 14,5 литров на 100 километров – при движении со скоростью 60 км/ч и 19,3 литров – на скорости 80 км/ч. Наибольшая же скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, установлена производителем как 95 км/ч.

Трансмиссия ГАЗ-3309

Оба указанных основных двигателя агрегируются с безальтернативной 5ти-ступенчатой полностью синхронизированной механической коробкой передач, с постоянным зацеплением шестерён. КПП оснащена синхронизаторами на каждой передаче. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число главной передачи КПП равно 4,556.

Сцепление однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске; с диафрагменной нажимной пружиной. Привод механизма сцепления – гидравлического типа.

Карданная передача – это два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Дифференциал конический, шестерёнчатый. Полуоси установлены полностью разгруженные.

Ходовая часть ГАЗ-3309

Рама на грузовике штампованная, клёпаная. Колёса устанавливаются дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20); с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508). Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом. Элементы подвески следующие:

  • Четыре продольные полуэллиптические рессоры, с дополнительными рессорами в задней подвеске.
  • Гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия. Установлены амортизаторы на передней оси грузового автомобиля.

Показатель угла свеса (с полной нагрузкой), в градусах составляет: 38 градусов – передний, и 25 градусов – задний. Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой составляет 25 процентов, или 14 градусов.

Рулевой механизм оборудован гидравлическим, с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя, гидроусилителем руля. Также рулевое управление имеет клапанную коробку насоса ГУР для ограничения максимального давления. Тип рулевого механизма: винт/шариковая гайка. Усилитель рулевого привода: гидравлический, с раздельным расположением силового цилиндра и распределителя. Насос гидроусилителя руля – шестерёнчатый, с переливным клапаном.

Тормозное управление

Рабочая тормозная система с пневмогидравлическим приводом. Тормозные механизмы - колодочные, барабанного типа, с вакуумным насосом и автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном. Запасная тормозная система – каждый контур рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система – с механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам.

Электрооборудование автомобиля ГАЗ-3309

В грузовике использована однопроводная система проводки, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение в сети составляет 24 Вольта. Используется генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой «Зима /Лето» (марка 51.3701-01 или ГГ273В1-3). Аккумуляторная батарея – марки 6СТ-55А либо 6СТ-55АЗ (четыре штуки).

Габаритные размеры, масса, грузоподъёмность

  • Длина: 6,436 м; Ширина (по зеркалам): 2,700 м; Высота (по кабине без нагрузки): 2,350 м; Высота (по тенту без нагрузки): 2,905 м.
  • База: 3,770 м; Колея передних колёс: 1,630 м; Колея задних колес (между серединами двойных скатов): 1,690 м.
  • Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой: 265 мм.
  • Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса: 8 метров.
  • Погрузочная высота платформы: 1,365 м.
  • Длина и ширина погрузочной платформы (по внутренним сторонам): 3,490 и 2,170 м. Высота бортов платформы – 0,51 м.
  • Масса автомобиля в снаряженном состоянии: 3,530 тонны – без тента и 3,680 тонны – с платформой и тентом.
  • Грузоподъёмность автомобиля: 4,5 тонны.
  • Полная масса автомобиля: 8,180 тонны.

Кабина грузовика ГАЗ-3309

Кабина у автомобиля ГАЗ-3309 является такой же, как и у всех прочих моделей среднетоннажного семейства Горьковского автозавода. Она цельнометаллическая, двухместная, с простым и лаконичным дизайном как внешнего вида, так и интерьера. Во внутреннем и внешнем облике определяющими являются прямые контуры с резкими гранями.

Кабина снабжена дверями с широким проёмом, крупным остеклением с высокой обзорностью; двумя большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой. Капот крупный, аллигаторного типа, обеспечивающий удобный доступ в моторный отсек с трёх сторон.

Сиденья водителя и пассажира – раздельные, удобные, с высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и регулировкой в горизонтальном и вертикальном направлениях (у водительского). Оба кресла оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. В кабине предусмотрены специальные крючки для одежды. У ГАЗ-3309 достаточно мощный отопитель (жидкостный, с радиатором, включённым в систему охлаждения двигателя).

ГАЗ 3309 является популярным бортовым грузовиком, выпуск которого осуществляет «Группа ГАЗ». С момента начала производства автомобиль несколько раз обновляли. Последняя генерация получила современные силовые установки, соответствующие экологическому классу «Евро-4», что расширило сферу ее применения. Модель не выделяется высокой проходимостью и больше подходит для эксплуатации в городской черте и для транспортировки грузов по дорогам, имеющим твердое покрытие.

На базе ГАЗ 3309 разработаны различные специальные модификации: манипуляторы, топливозаправщики, автоцистерны, автофургоны, мусоровозы, самосвалы и другие. За счет этого популярность модели остается на стабильном уровне, несмотря на наличие серьезных конкурентов.

Общие сведения

Разработка нового поколения грузовиков среднетоннажного типа началась на заводе ГАЗ еще в конце 1960-х годов. Изначально создатели планировали модернизировать действующие варианты автомобилей. Первые прототипы были представлены в 1972 году и получили обозначение ГАЗ 53-11. Они отличались новой кабиной и оперением. После испытаний стало ясно, что заводу необходима принципиально другая модель. В тот момент главный конкурент ГАЗ разрабатывал новое поколение среднетоннажных грузовиков ЗИЛ-169Г. В 1976 году руководство страны постановило начать глобальную дизелизацию, и на Горьковском заводе решили оборудовать новинку дизелем с воздушным охлаждением, лицензию на производство которого планировалось закупить в Германии.

В 1981 году состоялась премьера второго прототипа автомобиля, а в 1986 году – модели ГАЗ 3307, которая и стала базой для создания ГАЗ 3309. Модели были полностью унифицированными, а внешние отличия заключались лишь в расположении трубы воздухозаборника мотора. Производство ГАЗ 3309 стартовало в 1994 году, а уже через 2 года автомобиль полностью вытеснил карбюраторный ГАЗ 3307.

Первые варианты комплектовались 4-цилиндровыми агрегатами мощностью 116 л.с. Позднее появились 6-цилиндровые дизели. У потребителей грузовик сразу стал очень популярен, поскольку имел высокие технические показатели при низкой стоимости.

Однако в истории ГАЗ 3309 были и черные полосы. В 1997 году выпуск дизельных агрегатов на Горьковском автозаводе признали экономически нецелесообразным, вследствие чего автомобиль лишился мотора, и его производство было прекращено. Предприятие вернулось к выпуску карбюраторных ГАЗ 3307. Реанимировали ГАЗ 3309 лишь в 2001 году. Модель стали комплектовать дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 минского моторного завода.

С 2006 года машину начали оснащать агрегатами, соответствующими классу «Евро-2». В 2008 году автомобиль обзавелся новой силовой установкой, отвечающей требованиям «Евро-3». Также появилась возможность монтажа предпускового подогревателя. В 2013 году семейство ГАЗ 3309 получило в качестве базового мотора турбодизель Д-245.7 Е-4 (ММЗ) большей мощности. Также предлагались версии с дизелем Cummins ISF 3.8L, сертифицированным в 2013 году под «Евро-4». Зимой 2013 года была представлена версия ГАЗ 33098 с передовым дизельным мотором «ЯМЗ 5342.10», соответствующим «Евро-4». Выпуск модели осуществляется и в настоящее время.

Семейство ГАЗ 3309 включает множество модификаций:

  • ГАЗ 33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33091 – удлиненная вариация с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей вместить до 7 человек. Модель комплектуется турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 и обычно используется для установки специальных надстроек;
  • ГАЗ 33094 – удлиненный вариант, используемый в качестве базы для автобуса КАвЗ 397650;
  • ГАЗ 33096 – бортовое шасси с мотором Cummins ISF 3.8L;
  • ГАЗ 33098 – бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-5344.

ГАЗ 3309 считается одним из наиболее удачных продуктов Горьковского автозавода. Сфера применения стандартного исполнения – перевозка грузов различных категорий по дорогам с твердым покрытием. Модель имеет практически оптимальное сочетание цены и качества, что и обуславливает стабильной спрос на нее. В эксплуатации автомобиль является одним из наиболее экономичных, а характеристики выносливости и производительности порадуют любого владельца. Также ГАЗ 3309 адаптирован для использования в российских условиях. На базе шасси производятся различные вариации техники (мусоровозы, автофургоны, автоцистерны, самосвалы, манипуляторы и другие), что добавляет семейству популярности.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6550 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • высота – 2350 мм;
  • колесная база – 3770 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • передняя колея – 1630 мм;
  • задняя колея – 1690 мм.

Снаряженная масса автомобиля составляет 4150 кг, полная масса – 6540 кг. В загруженном состоянии машина способна разгоняться до 90 км/час.

Средний расход топлива составляет 19,6 л/100 км. Топливный бак вмещает 105 л горючего.

Двигатель

В настоящее время ГАЗ 3309 предлагается с 3 вариантами силовых установок:

  1. агрегат ММЗ Д-245.7Е4 (производство – Белоруссия). 4-тактный рядный дизель имеет охлаждение наддувочного воздуха, непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Он соответствует экологическому классу «Евро-4». Характеристики мотора: рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17. Агрегат имеет массу 430 кг. Удельный расход топлива ММЗ Д-245.7Е4 – 154 г/л.с. в час;
  2. двигатель ЯМЗ 5344 (производитель – Ярославский моторный завод). 4-тактный рядный мотор с непосредственным впрыском имеет охладитель наддувочного воздуха, турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отвечает нормам «Евро-4». Характеристики двигателя: рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17,5. Масса установки – 460 кг, удельный расход топлива – 145 г/л.с. в час. Опционально мотор оснащается предпусковым подогревателем;
  3. мотор Cummins ISF 3.8L. 4-тактный дизельный агрегат оборудован турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Пуск двигателя без проблем осуществляется даже при минусовых температурах за счет наличия предпускового подогревателя. Характеристики мотора: рабочий объем – 3,76 л, номинальная мощность – 112 (152,3) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 491 Нм, степень сжатия – 17,2. Агрегат соответствует экологическому классу «Евро-4».

Устройство

Автомобиль получил рамную конструкцию с дополнительным усилением. Грузовик комплектовался колесами с шинами 8.25 R20, защищенными от толчков при большой нагрузке на раму 4 продольными рессорами, формой напоминающими полуэллипс. В передней части автомобиля располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, в задней части – дополнительные продольные рессоры. Все исполнения получили исключительно привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески.

Грузовик оборудовали 2-контурной тормозной системой с гидравлическим приводом с вакуумным ресивером для каждого контура. В ее состав также вошли гидравлический привод, барабанные тормозные механизмы и гидровакуумный усилитель. Уже в базовой вариации модель оснащалась антиблокировочной системой ABS, улучшающей эффективность торможения. При отказе одного контура другой служил в качестве запасного.

Линейка трансмиссий ГАЗ 3309 состояла всего из одной модели. За 20 лет существования она заметных изменений не претерпела. Автомобиль получил 5-ступенчатую механическую коробку передач. Причем на рычаге КП схемы переключения скоростей не было, ее изобразили в центре передней панели (небольшая наклейка). Для данной модели использовали однодисковое постоянно замкнутое сцепление сухого трения с диафрагменной пружиной.

ГАЗ 3309 оборудовали раздельным гидроусилителем, обеспечивающим максимальный комфорт вождения. При создании механизма рулевого управления применяли схему «винт – шариковая гайка», состоящую из следующих элементов: рулевой колонки, поперечной и продольной рулевой тяги, винта с шариковой гайкой и карданных валов.

Электрооборудование грузовика состояло из однопроводной системы с минусом на корпусе автомобиля. В него входили аккумуляторная батарея, замок зажигания, устройство для выработки энергии, стеклоочиститель, стартер и фары.

ГАЗ 3309 сохранил классическую кабину, характерную для автомобилей Горьковского автозавода. Изменения в ее конструкции были незначительными. Грузовик получил продолговатый капот, фирменный стальной бампер и круглые фары. Недостатки предшественников были свойственны и данной технике. Главной проблемой считалось плохое лакокрасочное покрытие (особенно в области крыльев). Это приводило к быстрой коррозии элементов и их последующей замене или доработке. Салон ГАЗ 3309 получился совершенно стандартным с множеством пластиковых элементов. Спидометр, бардачок и тахометр сохранились от прошлой модели. Особенностью модели была тканевая обивка дверей. Также улучшились показатели шумо- и виброизоляции, что создало более комфортные условия передвижения. Массивный бампер выдерживал большое усилие и выделялся повышенной прочностью. Кабина получила удобные кресла с мягкой обивкой, высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и 3-точечными ремнями безопасности. В ней свободно размещались 2 человека. У водительского кресла также была горизонтальная и вертикальная регулировка. На передней панели появились круглые приборы и большие элементы управления. В целом, салон оказался выполнен в предельно простом стиле.

У автомобиля ГАЗ 3309 было немало слабых мест:

  • наибольшие трудности вызывает рама. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в границах города, потому повышенные нагрузки на ней сказываются губительно;
  • задний мост также сильно подвержен износу;
  • отсутствие амортизаторов создает серьезный дискомфорт при движении;
  • устарелая конструкция;
  • большие габариты;
  • значительный расход топлива.

Переоборудование в самосвал

Стоимость

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели ГАЗ 3309 в версии фургон. Здесь стоимость базовой версии в зависимости от размеров кузова составляет от 1,396 до 1,462 миллионов рублей. Бортовой вариант предлагается дешевле – от 1,27 миллиона рублей.

На рынке б/у автомобилей довольно много моделей ГАЗ 3309. Ценники здесь зависят от состояния и года выпуска. Модели 2004-2005 года обойдутся в 180000-280000 рублей, 2009-2010 года – в 490000-600000 рублей, 2014-2015 года – в 1,050-1,2 миллиона рублей.

Аналоги

К аналогам ГАЗ 3309 можно отнести ЗИЛ 4331 и ГАЗ 3307.

Самосвал на базе автомобиля ГАЗ-3309 считается классическим отечественным грузовиком. Несмотря на многие годы выпуска, техника осталась не только популярной, но и актуальной. Сегодня производство автомобиля продолжается. С мощностей Горьковского завода сходят совершенно новые машины, пригодные для использования на просторах необъятной России.

ГАЗ-3309: история

Первый ГАЗ-3309 был выпущен в 1994 году. По меркам российского автопрома автомобиль достаточно новый. Он пришел на смену устаревшим моделям ГАЗ-3307 и самосвалам ГАЗ-53. Четвертое поколение грузовых автомобилей ГАЗ получило новую кабину и новые моторы. Первые модели среднетоннажной техники оснащались четырехцилиндровыми четырехтактными дизельными агрегатами с турбонаддувом. Максимальная мощность базового мотора составляла 116 л.с., а рабочий объем достигал 4,15 литров.

Прошло время, и завод освоил выпуск обновленной версии ГАЗ-3309 с новым двигателем. Шестицилиндровый турбированный дизель выдавал уже 150 л.с. мощности. Через три года с момента выпуска первой машины ГАЗ-3309 были признаны экономически несостоятельными для производства. Завод прекратил выпуск автомобилей.

Новое рождение отечественным среднетоннажным самосвалам дали двигатели Минского моторного завода, которые российский производитель начал закупать в Белоруссии. На обновленных ГАЗ-3309 устанавливались дизельные агрегаты Д-245.7. На этом производитель решил не останавливаться. Наблюдая повышающийся спрос на ГАЗ-3309, Горьковский завод в 2006-м стал комплектовать свою технику моторами экологического класса Евро-2.

К 2008 году двигатели уже соответствовали экологическим стандартам Евро-3. Сегодня на автомобили можно установить предпусковой подогреватель топлива, который позволит эксплуатировать машины в регионах с низкой среднегодовой температурой.

Новый мотор

Известно, что от двигателя преимущественно зависят технические данные автомобиля. На моделях 2008-го и последующих годов используется минский мотор Д-245.7. Это четырехтактный дизель с рядным расположением четырех цилиндров. Для охлаждения агрегата используется жидкостная система. Турбонаддув, увеличивающий производительность двигателя, оснащается системой охлаждения наддувочного воздуха.

Непосредственный впрыск топлива сделал автомобиль более мощным. Рабочий объем цилиндров нового агрегата увеличился до 4,75 литров. Двигатель выдает 122 л.с. максимальной мощности. Максимальный показатель крутящего момента достигается уже на 1500 оборотов коленчатого вала.

ГАЗ-3309 самосвал: технические характеристики

На самосвалах на базе ГАЗ-3309 в дополнение к двигателю устанавливается пятиступенчатая механическая коробка переключения передач. Пользователю доступны машины с моторами Д-245.7 и ЯМЗ-5344 с выходной мощностью 136 л.с. Автомобиль может разгоняться до максимальной скорости 95 км/ч.

Для безопасности движения используется двухконтурная тормозная система с гидравлическим приводом. Увеличение давления в тормозной системе обеспечивается вакуумными усилителями на каждом контуре. Торможение осуществляется через барабанную систему.

Устройство кузова

Как и его предшественники ГАЗ-3309 самосвал имеет рессорную подвеску. На передней оси автомобиля используются амортизаторы телескопического типа. Базу самосвала можно увеличить при необходимости до 6,2 метров. К недостаткам устройства кузова можно отнести приспособленность к движению по дорогам с твердым покрытием. Несмотря на многочисленные доработки к недостаткам машины все еще можно отнести сильную вибрацию и низкую коррозийную устойчивость металла кузова.

Кабина и электроника

Сегодня пригодность техники к эксплуатации принято измерять по комфортности кабины. В ГАЗ-3309 последняя не отличается изысками. Здесь помещается два человека. Приборная панель не слишком изменилась со времени первого выпуска техники. Тем не менее, многие представители завода предлагают оснащение автомобиля системами ABS и гидравлическим усилителем руля.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook