Советские гусеничные тракторы т сто пятьдесят. Колесные и гусеничные трактора ссср

Колесные и гусеничные трактора применяются для выполнения работ в промышленной, сельскохозяйственной, горнодобывающей и других сферах. В сельском хозяйстве востребован гусеничный трактор, так как он оказывает наименьшее давление на почву, благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью. В СССР было развито производство гусеничных машин. На сегодняшний день, гусеничные трактора, в отличие от колесных, имеют меньшую популярность. Ниже будет представлен обзор гусеничных машин отечественного производства.

Устройство гусеничной техники

Общее устройство гусеничного трактора отличается от колесной техники типом ходовой части. Ведущими частями являются специализированные траки. Это повышает проходимость машины на затрудненных участках пересеченной местности. Поворот осуществляется торможением одной из гусениц, что позволяет разворачивать многотонную машину на месте.

СПРАВКА: Главным недостатком гусеничной ходовой части является то, что она негативно воздействует на асфальтовое покрытие. Поэтому для перевозки техники используются специализированные тралы.

Гусеничные трактора СССР

В СССР гусеничные трактора пользовались высоким спросом. Сельское хозяйство их основная область назначения. Советские трактора отличались высокой надежностью и простотой в ремонте. Они хорошо работали при различной температуре окружающей среды.

В 1937 году советскими конструкторами разработан первый гусеничный трактор. Разработкой совместно занимались инженеры Сталинградского тракторного завода и Научно-исследовательского тракторного института. Машина получила название СТЗ-НАТИ.

По сравнению с зарубежными аналогами, советский гусеничный трактор более приспособлен к различным климатическим условиям, и неприхотлив к качеству топлива. По сравнению с колесными машинами, он имел более высокую проходимость и тяговые характеристики.

СТЗ-НАТИ имел карбюраторную четырехцилиндровую силовую установку мощностью 52 лошадиных силы. Двигатель работал на керосине, и имел жидкостное охлаждение. Для заполнения системы охлаждения применялась вода. Трактор оборудован трехходовой зубчатой коробкой передач. Звенья траков изготовлены из высокопрочной стали.

ИНТЕРЕСНО: В 1947 году на Сталинградском тракторном заводе был изготовлен десятитысячный экземпляр трактора СТЗ-НАТИ.

В начале 50-х годов одновременно на трех тракторостроительных заводах советского союза начали производство трактора ДТ-54. Новый гусеничный трактор СССР создан для использования в сельском хозяйстве, и значительно отличался от предшественника СТЗ-НАТИ.


Машина обладает следующими характеристиками:

  • Вес снаряженной машины – 5400 килограмм;
  • Высота от почвы до верхнего края выхлопной трубы – 2300 мм;
  • Длина с поднятой навеской – 3660 мм;
  • Ширина – 1865 мм;
  • Размер колеи между траками 1435 мм;
  • Давление на один квадратный сантиметр земли – 410 г;
  • Двигатель – четырехцилиндровый, четырехтактный дизель;
  • Мощность силовой установки – 54 л.с.;
  • Расход топлива – 205 г на л.с за один час работы;
  • Система охлаждения – жидкостная принудительная;
  • Объем топливного бака – 185 литров;
  • Максимальная скорость движения – 7.9 км в час.

Запуск дизельного агрегата осуществляется при помощи одноцилиндрового бензинового пускателя. После запуска основного двигателя пускатель отключается автоматически. Производство трактора ДТ-54 было остановлено в 1979 году.

Модель является одним из самых массово выпускаемых гусеничных тракторов СССР. Он получил широкое применение в различных климатических условиях, и отличается своей неприхотливостью. За все время машина не раз обновлена и модифицирована. В зависимости от модификации, советский ДТ-75 использовался в сельскохозяйственной, коммунальной, промышленной и других сферах.


Основой трактора является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов и поперечных балок. На раме установлена кабина и двигатель. Для снижения вибрации во время работы, силовая установка закреплена на эластичных подушках. Вес механизмов равномерно расположен на раме, это дает возможность машине плавно двигаться по неровностям покрытия.

Ходовая часть трактора включает в себя:

  • Балансирные каретки;
  • Ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса (на колеса установлены натяжные устройства);
  • Опорные катки;
  • Поддерживающие ролики;
  • Две гусеничные ленты.

ДТ-75, в базовой комплектации, оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Силовая установка оснащена принудительным водяным охлаждением. Циркуляция воды обеспечивается водяной помпой. Расход дизельного топлива составляет 250 г/л.с. за один час работы. При объеме топливного бака 315 литров, расход топлива позволяет использовать машину длительное время без дозаправки.

Запуск силового агрегата осуществляется двухтактным бензиновым двигателем мощностью 10 л.с. В холодное время года для нормального запуска на тракторе установлен предпусковой подогреватель.

ВАЖНО: Некоторые модификации оснащены двигателем СМД-18, пуск которого осуществляется электрическим стартером.

Гусеничный лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.


Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.

Коробка переключения передач имеет четыре режима:

  • Тяговый (медленный);
  • Рабочий;
  • Транспортный;
  • Задний ход.

Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.

Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Российские гусеничные трактора

Сегодня гусеничные трактора российского производства уступают в популярности колесной технике. Гусеничные трактора менее универсальны, чем колесные. Они сложнее в производстве, и дороже по себестоимости. Ниже приведены несколько современных моделей российского производства.

СПРАВКА: Из всех тракторов, работающих в Российской Федерации, гусеничная техника составляет 13%.

Трактор АГРОМАШ-90ТГ

Агромаш-90ТГ является машиной 3 тягового класса. Трактор создан на базе советского трактора ДТ-75. Он пользуется высоким спросом у фермеров и строительных компаний. На строительных площадках Агромаш-90ТГ используется в качестве бульдозера.


Трактор имеет следующие технические характеристики:

  • Вес машины – 7100 килограмм;
  • Длина с поднятым навесным устройством – 4700 мм;
  • Ширина – зависит от комплектации, и составляет без болотного оборудования 1850 мм, с б/о – 2600 миллиметров;
  • Высота от почвы до верхнего края выхлопной трубы – 3100 мм;
  • База – 1612 мм;
  • Колея по центру траков – 1330 мм;
  • Клиренс – 370 мм;
  • Ширина траков – обычный 390 мм, болотный – 670 мм;
  • Двигатель – четырехцилиндровый дизель;
  • Объем силовой установки -7.43 литра;
  • Мощность – 94 л.с.;
  • Частота вращения коленчатого вала – 1750 оборотов в минуту;
  • КПП – семиступенчатая;

Навесное устройство Агромаш-90ТГ является универсальным. Существует возможность двухточечной и трехточечной наладки. Благодаря этому, трактор используется с различным сельскохозяйственным оборудованием.

Кабина Агромаш-90ТГ отвечает современным требованиям. Устройство кабины делает ее герметичной, что исключает попадание пыли в салон во время работы. Уровень шума в кабине не превышает допустимые нормы, это снижает степень усталости тракториста при длительной работе.

Модель «Руслан» выпущена в 2008 году. Трактор обладает высокими характеристиками. Машина выполняет большой спектр работ в сельском хозяйстве, при этом не повреждая плодородные слои почвы.

Отличительной особенностью модели «Руслан» является ходовая часть. Гусеницы установлены на треугольно расположенные направляющие. Это дает возможность получить высокую тяговую силу. Траки выполнены из армированной резины. Такой материал разрешает трактору мягко двигаться по разным покрытиям, не повреждая их.


«Руслан» оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем. Мощность силовой установки составляет 340 л.с. Мотор оборудован турбонаддувом с принудительным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения жидкостная. Расход дизельного топлива составляет 227 г на кВт за один час работы. Двигатель соответствует европейским стандартам.

«Руслан» имеет гидромеханическую коробку переключения передач. Количество передач – 16 вперед и 3 задним ходом. Переключение передач возможно на ходу без снижения оборотов двигателя и потери мощности.

У машины современная кабина, оборудованная системой кондиционирования и отопления. Кабина герметична. Это предотвращает попадание пыли и вредных веществ в салон. Панорамное остекление улучшает обзор оператора во время работы. В салоне установлено пневмоподрессореное кресло тракториста. Органы управления позволяют подкорректировать сидение для человека любой комплекции.

Алтай 130 относится к современным гусеничным тракторам алтайского производства. Машина относится к 4 тяговому классу, и выполняет работы в сельском хозяйстве с использованием навесного оборудования.

Главным отличием трактора Алтай 130 является комфортабельная кабина. Управление трактором вместо рычагов осуществляется рулевым колесом. Сидение тракториста имеет эргономическую спинку и подлокотники. Кабина герметична и оснащена кондиционером, автономным отопителем, аудиосистемой. Органы управления расположены в непосредственной близости от кресла оператора.

Машина оснащена шестицилиндровым дизельным силовым агрегатом с турбонаддувом. Объем силовой установки составляет 16.75 литров. Мощность дизельной установки – 140 л.с. Ее с запасом хватает для целевого использования трактора с различным оборудованием. Расход топлива «Алтай 130» составляет 245 г/кВт за один час работы.

На тракторе «Алтай 130» установлена механическая коробка переключения передач. Предусмотрены восемь передач для движения вперед, и 4 – назад. Крутящий момент от силовой установки к коробке передач передается с помощью двухдискового сцепления сухого типа.

На панели управления расположен специализированный монитор. Он передает видео в режиме реального времени с трех камер для обзора. Такая система исключает мертвые зоны обзора при управлении трактором.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор российского производства. Т-501 является самой мощной машиной модельного ряда, выпущенного заводом «Алтайский трактор». Самый большой гусеничный трактор завода «Алтайский трактор» может работать с полунавесными и навесными сельскохозяйственными устройствами.

Машина оснащена шестицилиндровым турбированным дизельным двигателем мощностью 280 л.с. и имеет следующие технические характеристики:

  • Длина с навесным устройством, установленным в транспортное положение – 6200 мм;
  • Ширина – 2250 мм;
  • Высота – 3200 мм;
  • Гусеничная база – 2100 мм;
  • Колея по центру траков – 1720 мм;
  • Клиренс – 450 мм;
  • Масса снаряженной машины без навесного оборудования – 11400 кг;
  • Давление на поверхность 0.45 кгс на см2;
  • Коробка переключения передач – механическая;
  • Количество передач (вперед, назад) – 8, 4;
  • Расход дизельного топлива – 164 г на л.с. за один час работы.

Т-501 имеет высокие показатели проходимости затрудненных участков пересеченной и болотистой местности, и хорошие тяговые характеристики. Это позволяет обрабатывать почву с различной степенью влажности. Сохранение влаги в почве на ранних весенних сроках способствует получению хорошего урожая.

Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.

Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.

Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.

Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.

Кризисные годы российской экономики отечественные тракторопроизводители пережили, мягко говоря, очень тяжело: за 2004 год объём выпуска тракторов в России составил всего лишь 3,9% от объёма их производства в 1990-м году. И в последние годы ситуация пока, к сожалению, не меняется к лучшему. Да, спрос на трактора в 2010-х годах многократно вырос, но покрывает его уже не российский производитель, а Минский тракторный завод и предприятия «дальнего зарубежья». К тому же, в современном сельском хозяйстве России полностью доминируют колёсные, а не гусеничные трактора. Однако точку в истории производства российских гусеничных тракторов ставить ещё рано!

В 60-х/70-х годах ХХ века ведущие специалисты Советского Союза в области сельского хозяйства после многолетних и подробных исследований пришли к выводам, что гусеничные трактора значительно эффективней и экономически выгодней в эксплуатации, чем аналогичные по мощности трактора колёсные.

При всех недостатках гусеничной базы (в любом деле есть плюсы и минусы) было отмечено следующее. При замерах плотности почвы по следу гусениц существенного уплотнения плодородного слоя не было отмечено. В то время как по следу колёс (в особенности мощных тракторов, таких, как или ) твёрдость почвы значительно повышалась. Особенно на глубине 12-15 см. Опыты продемонстрировали, что подобные уплотнения почвы по следам тракторов в последующем дают снижение урожайности до 25%. Это довольно значительные цифры, которые становятся ещё более весомыми, если перевести проценты в центнеры зерновых.

Другое преимущество гусеничных тракторов определили в том, что у них во много раз ниже параметры «буксования». Колесо буксует гораздо больше гусеницы, истирая ценный плодородный слой почвы в пыль, которая затем разносится ветром.

Вместе с тем, гусеничная база обеспечивает лучшее сцепление с землёй и более высокую проходимость. Что даёт возможность более раннего выхода на поля, способность трудиться на значительно увлажнённых почвах. А раннее закрытие влаги всегда считалось способствующим получению хорошего урожая, особенно при наших климатических условиях, а также при сжатых агротехнических сроках.

Всё это, а также то, что трактора с гусеничной базой имеют более высокие тяговые характеристики, чем колёсные, при использовании двигателей одинаковой мощности, привело к тому, что крупнейшие тракторные заводы – Волгоградский, Харьковский, Алтайский – были сосредоточены на выпуске гусеничных тракторов. И до 90% выпускаемых в СССР тракторов были гусеничными. Абсолютный лидер – , которых было сделано более трёх миллионов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: 87% работающих тракторов в России – колёсные, и только 13% – гусеничные (причём год от года их становится ещё меньше). Причин тому несколько. Упомянутые выше три мощных завода разорены и, в буквальном смысле, лежат в руинах. Колёсные трактора гораздо более универсальны в использовании, чем гусеничные. Они проще в производстве, дешевле по стоимости, экономичнее в обслуживании и эксплуатации. «Колёсники» обладают намного большей скоростью и могут передвигаться по дорогам общего назначения.

Да и сами колёсные трактора уже не те, что в середине ХХ века. С их негативным воздействием на плодородный слой почвы и недостаточной проходимостью на влажных землях конструкторы научились бороться (в том числе и установкой спаренных или расширенных колёс).

Но возможности отечественной конструкторской мысли и её конкретного воплощения далеко не ограничиваются «ДТ-75». Есть целый ряд перспективных моделей, на которые окрепшее и развивающееся сельское хозяйство России, возможно, ещё обратит свой взгляд. Рассмотрим заодно и актуальные на данный момент модели промышленных и трелёвочных гусеничных тракторов российского производства.

Трактора Алтайского тракторного завода

На смену наиболее массовому из алтайских гусеничных тракторов советской эпохи – – пришёл новый, гораздо более современный трактор «Алтай-130». Как и его знаменитый предшественник, он является сельскохозяйственным трактором общего назначения 4-го .

Предназначен как для обработки почв в агрегате с различным сельхозоборудованием, так и для выполнения дорожно-землеройных, планировочных, мелиоративных работ (при оснащении бульдозерным отвалом).

Этот трактор оснащён гораздо более мощным, надёжным и экономичным двигателем, мягкой ходовой системой и по-современному комфортной кабиной. Вместо привычных рычагов управления здесь установлена автомобильная «баранка», сиденье механизатора имеет эргономичное анатомическое строение и откидные подлокотники. Здесь предусмотрена целая система обеспечения комфортных условий труда: кондиционер, автономный отопитель, вентилятор, аудиосистема, монитор с тремя камерами видеообзора.

Технические характеристики «Алтай-130» в цифрах:

  • Габаритные размеры (с задней навеской, без отвала), длина х ширина х высота: 4,840 м х1,850 м х2,700 м.
  • Масса 8,365 т.
  • Гусеничная база: 2,665 м; колея: 1,450 м.
  • Дорожный просвет 330 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 50 МПа.
  • Ширина гусеницы: 39 см.

На «Алтае-130» установлен шестицилиндровый четырёхтактный турбированный дизельный двигатель разработки немецкой компании «Дойтц» – «Deutz WP6G140E22». Его производитель – фирма «Weichai Роwеr»,Китай. Рабочий объём данного мотора составляет 16,75 литров;мощность – 140 лошадиных сил, или 103 кВт. Номинальные обороты – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 640 Н*м, при 1400-1600 об/мин. Коэффициент запаса крутящего момента – 46%. Удельный расход топлива – 245 г/кВт.ч.

Сцепление сухого типа,двухдисковое. Коробка передач механическая, двухдиапазонная, с шестернями постоянного зацепления. Предусмотрено 8 передач вперёд и 4 задние скорости.

Производителем модели «Алтай-130» является ООО «Завод Алтай Трактор», один из правопреемников советского Алтайского тракторного завода в городе Рубцовске. Компания работает с 2012 года на производственных мощностях Опытного Производства бывшего Алтайского тракторного завода.

Стоимость нового трактора «Алтай-130» составляет 3,5 миллиона рублей.

Гусеничный трактор «Т-402.01» предназначен для выполнения таких видов сельскохозяйственных работ, как пахота тяжелых и средних почв, а также плантажная вспашка; глубокое безотвальное рыхление и дискование почвы; боронование и другая предпосевная обработка почвы; культивация; лущение стерни.

На данный трактор также установлена кабина с невиданным на гусеничных тракторах СССР комфортом – каркасная, шумо-изолированная, с центральным постом управления, превосходной обзорности и установкой кондиционирования воздуха высокой производительности.

Трактор «Т-402.01» оснащён более мощным двигателем модели «Д-461-10» с турбонаддувом; большим коэффициентом запаса крутящего момента; с усиленной трансмиссией повышенного ресурса и оптимизированного скоростного ряда. Эти современные технологии обеспечивают высокую производительность основных энергоёмких сельскохозработ на 40% по сравнению со старым добрым «Т-4». И при гораздо меньшем расходовании горючего!

Технические характеристики «Т-402.01» в цифрах:

  • Габаритные размеры – Длина: 4,780 м (5,545 м – с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении); Ширина – 1,952 м; Высота – 2,840 м.
  • Эксплуатационная масса трактора – 8,760 тонн.
  • Дорожный просвет – 371 мм.
  • Среднее удельное давление на грунт – не более 0,05 МПа.
  • Тип гусеницы – стальной палец, ширина – 41, 53 или 65 см (можно установить любой из этих вариантов).
  • Грузоподъёмность – задней навески: 3 тонны, передней навески – 2,5 тонны.

Дизель «Д-461-10» Алтайскго моторного завода имеет номинальную мощность 150 лошадиных сил. Трансмиссия обеспечивает 8 передних и 4 задние скорости, при скоростном диапазоне переднего хода от 2,67 до 11,94 км/час; заднего хода от 4,07 до 7,82 км/час. Удельный расход дизтоплива при эксплуатационной мощности составляет 175 г/л с/ч.

Новый трактор «Т-402.01» стоит 2 250 000 рублей.

Это гусеничный трактор 4…5 тягового классов, который предназначен для выполнения полного спектра работ с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами и орудиями. Заметно отличается способностью в динамичном темпе выполнять полный комплекс энергоёмких сельскохозяйственных работ по обработке почв. В том числе,производить глубокую пахоту (на 40 см) под технические культуры; быстро и качественно обрабатывать земли с высокими показателями удельного сопротивления на полях внушительных площадей.

В качестве силового агрегата также использован шестицилиндровый дизельный двигатель «Д-461» с турбонаддувом. Запуск мотора производится электростартером с рабочего места механизатора. Мощность данного силового агрегата составляет 168 лошадиных сил. Запас крутящего момента – 40%. Удельный расход топлива – 170 г/л.с.ч.

Ходовая система с индивидуальной торсионной подвеской опорных катков и гусеницей с резинометаллическим шарниром гарантирует плавный ход трактора. Для выполнения основных работ на повышенных скоростях, при оптимальной загрузке двигателя и показателях экономичности, на «Т-404» установлена трансмиссия с механической восьмискоростной коробкой передач.

Кабина каркасная термо-, пыле- и шумоизолированая, с мощной вентиляционно-отопительной системой. Сиденье механизатора – подрессоренное, с подлокотниками, снабжённое регулировками по росту и весу механизатора, а также углу наклона спинки. Сравнительные испытания выявили, что на основных видах сельскохозяйственных работ производительность и скорость выполнения работ у «Т-404» гораздо выше, чем у трактора«Т-4А».

Технические характеристики «Т-404» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:6,200 м х 2,250 м х 3,200 м.
  • Масса 10,950 т.
  • Гусеничная база: 2,100 м; колея: 1,720 м.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Ширина гусеницы: 41 см.

В качестве дополнительных опций, «Т-404» может быть укомплектован кондиционером, предпусковым подогревателем, монитором с тремя камерами видео-обзора, бульдозерным отвалом.

Цена нового гусеничного трактора «Т-404» – от 4 300 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор 5-го тягового, агрегатирующийся с любыми навесными, полунавесными и прицепными машинами для выполнения следующих работ. Пахоты средних и тяжелых почв, в том числе с оборотными плугами, глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, чизелевания, предпосевной обработки почвы и посева зерновых за один проход (в агрегате с современными почвообрабатывающими посевными комплексами), культивации, лущения стерни, дискования почвы, а также всевозможных вспомогательных работ.

Высокие тягово-сцепные свойства позволяют «Т-501» свободно работать на переувлажнённых почвах, обеспечивают ранний выход на поля, с выполнением необходимых сельхозработ в самые оптимальные агротехнические сроки. Что является залогом наилучшей урожайности.

Силовой агрегат трактора «Т-501» – это турбированный дизельный двигатель шестицилиндровый «Д-461-19» мощностью в 280 лошадиных сил и коэффициентом запаса крутящего момента 40 процентов.

Технические характеристики «Т-501» в цифрах

  • Габаритные размеры – длина: 6,2 м; ширина: 2,25 м; высота – 3,2 м.
  • Гусеничная база – 2,1 м; колея – 1,72 м.
  • Дорожный просвет – 450 мм.
  • Масса эксплуатационная – 11,4 тонн.
  • Удельное давление на почву – 0,45 кгс/см.

Трактор «Т-501»также, как и описанные выше алтайские трактора, оснащён трансмиссией с 8 передачами переднего и 4 передачами заднего хода. Удельный расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 164 г/л.с*ч.

Стоит новый трактор «Т-501» от 4 600 000 рублей.

Производителем тракторов «Т-402», «Т-404», «Т-501» является завод «Алтайский трактор» (торговая марка «Алттрак»). В 2009 году это предприятие после длительной процедуры банкротства распалось на большое количество мелких производителей, которым собственник завода – «РАТМ-Холдинг» – продал или сдал в аренду различные производственные площади советского завода-гиганта.«Сибирь-Техника», «Леспожмаш», «Лесмаш», «Алтайагромаш» … и т.д. Все они выпускают трелевочники на базе «ТТ-4».

Из тракторов сельскохозяйственного назначения реально производится в данное время только «Т-402.1», и то, в очень ограниченных количествах. Остальные модели «находятся в режиме ожидания» – нет спроса на них.

Сразу несколько компаний – преемников Алтайского тракторного завода занимаются производством гусеничных тракторов для лесной промышленности (трелевочников). Это и его модернизированные аналоги – , «МСН-10». Одна из них – ООО «АЗСМ «Прогресс», работающее с конца 90-х годов.

Отличительной особенностью производства трелевочников Алтайского завода самоходных машин «Прогресс» является то, что почти все узлы, детали механизмов и системы трактора делаются в рамках одного предприятия, одного замкнутого цикла. Это позволяет надеяться на оперативный и квалифицированный сервис, быстрое и успешное решение всех технических и организационных вопросов по гарантийному и послегарантийному обслуживанию.

Основное отличие актуальных аналогов трелевочника «ТТ-4» – это, конечно, более комфортабельная кабина с каркасом безопасности, улучшенной тепло-, вибро- и шумоизоляцией. Более высокую освещённость обеспечивают современные осветительные приборы.

Трактор «ТТ-4М» («МСН-10»)относится к четвёртому тяговому классу. Он выпускается с двумя вариантами трансмиссии: механической и гидравлической. Гусеничный трактор «ТТ-4М» («МСН-10») используется в качестве базового гусеничного шасси для монтажа разнообразного технологического оборудования. Он обладает всеми необходимыми для работы в лесной промышленности свойствами.Высокой проходимостью в условиях труднопроходимой местности на уклонах до 30 градусов, с высотой преодолеваемых препятствий до 0,6 м и глубиной преодолеваемого брода до 0,8 м.

Грузоподъемность трактора составляет 12 тонн.Длина и ширина монтажной базы могут меняться в зависимости от задач и условий эксплуатации, что делает «ТТ-4М» («МСН-10») универсальной платформой для широкого спектра применения.

При необходимости, кроме лебёдки, на трелевочник устанавливаются бульдозерный отвал, клино-корчевательное оборудование, противопожарное, крановое и бурильное оборудование. Имеется односкоростной ВОМ – вал отбора мощности. В стандартной комплектации на данный трактор устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель «А-01 МРСИ» Алтайского моторного завода мощностью 130 л.с.

Технические характеристики трактора «ТТ-4М» («МСН-10») в цифрах:

  • Габаритные размеры в транспортном положении – длина: 6,070 м, ширина – 2,7 м, высота – 2,957 м.
  • База – 2,88 м, колея – 2050 м, дорожный просвет – 537 мм.
  • Эксплуатационная масса с рабочим оборудованием – 14,4 тонн.
  • Максимальное тяговое усилие – 132,2 кН (13480 кгс).
  • Наибольшая масса трелюемого пакета – комлями: 12 тонн, вершинами – 15 тонн.

Цена нового лесопромышленного трактора «ТТ-4М» /«МСН-10» начинается с отметки 4 миллиона рублей и выше, в зависимости от оснащения.

Трактора Волгоградского и Чебоксарского тракторных заводов

Приказавший долго жить Волгоградский тракторный завод оставил в наследство перспективные модели гусеничных тракторов, производство которых было в 2009-м году передано, в рамках концерна «Тракторные заводы», в Чебоксары. Это трактора «ВТ-90» и («ВТ» – «Волгоградский трактор»). Сейчас они называются «Агромаш-90ТГ» и «Агромаш-150ТГ».

Эти две модели, а также разработанный в начале 2000-х «Агромаш Руслан», составляют весь ассортимент гусеничных тракторов концерна «Тракторные заводы». Все они производятся на чебоксарском предприятии.

Гусеничный трактор «Агромаш-90ТГ» относится к третьему тяговому классу и является,. по сути, модернизированной версией трактора «ДТ-75». Модернизация состоит в замене кабины механизатора на более современную, введение полимерных материалов в облицовку капота, серьёзная проработка пневматической системы.

Кроме непосредственного использования на сельхозработах, разработчики и производители указывают на эффективность применения трактора «Агромаш-90ТГ», оснащённого бульдозерным оборудованием, на строительных площадках.

Трактор «Агромаш-90ТГ»комплектуется четырёхцилиндровым дизельным двигателем «А-41» барнаульского производства. (Ранее на эту модель трактора ставили также минские дизели «Д-245.5S2» и финские «SISU 44DTA»). Коробка передач – семиступенчатая с подвижными шестернями. Муфта сцепления – сухая двухдисковая.

Гидронавесная система раздельно-агрегатная. Заднее навесное устройство рычажно-шарнирное «НУ-3», с возможностью 2-х точечной и 3-х точечной наладки Грузоподъёмность навесной системы по ГОСТ 30746 – не менее 1,8 т.

Технические характеристики трактора «Агромаш-90ТГ» в цифрах:

  • Габаритные размеры: длина (с навесным устройством в транспортном положении) – 4,7 м; ширина – 1,85 м без б/о, 2,6 м – с б/о; высота – 3,1 м.
  • Масса эксплуатационная – 7,1 тонн.
  • База – 1,612 м, колея – 1,33 м.
  • Дорожный просвет – 370 мм.
  • Ширина гусениц – 39 см (простой), 67 см (торфяник).
  • Среднее давление на почву – не более 51 кПа.
  • Рабочий объём двигателя – 7,43 литров. Мощность эксплуатационная – 94 л.с.
  • Частота вращения коленвала при эксплуатационной мощности – 1750 об/мин.
  • Коэффициент запаса крутящего момента – не менее 20%.

Новый «Агромаш-90ТГ» стоит от 1 800 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения, 3…4-го тяговых классов. Отличается уверенной тяговой мощностью и расширенной навесоспособностью. Легко агрегатируется с полным спектром современного навесного и полунавесного оборудования, прицепными машинами на пахоте и предпосевной обработке почвы, с широкозахватными орудиями, комбинированными многооперационными агрегатами. За счёт низкого показателя давления на грунт трактор обладает повышенной проходимостью, при отсутствии буксования.

Оснащён дизельным двигателем «Д-442», рабочий объём которого составляет 7,3 литров, а мощность – 150 лошадиных сил (или 110 килоВатт). Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности составляет 230 Г/кВт.ч (169 г/л.с.ч.).

Технические характеристики «Агромаш-150ТГ» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:5,400 м х 1,850 м х 3,120 м.
  • Масса 7,180 т.
  • Гусеничная база: 1,800 м; колея: 1,330 м.
  • Дорожный просвет 380 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 42 МПа.

Число передач составляет – 5 вперёд, 1 – назад.Механическая трансмиссия, использующая систему принудительной смазки, позволяет минимизировать потери в мощности и обеспечивает высокую надежность техники. За счет низкого гусеничного давления на грунт трактор «Агромаш-150ТГ» обладает повышенной проходимостью.

Современная комфортабельная кабина механизатора также относится к характерным особенностям данной техники. От своих аналогов трактор «Агромаш-150ТГ» отличается низким расходом дизтоплива, в расчёте на гектар обрабатываемой площади.

Цена нового трактора «Агромаш-150ТГ» – от 3 200 000 рублей.

Гораздо более новой моделью является гусеничный трактор «Агромаш Руслан» (первые прототипы этой машины были выпущены в 2008 году). Это мощный и высокопроизводительный трактор шестого тягового класса, предназначенный для выполнения полного комплекса сельскохозяйственных работ на всех типах почв, в том числе средних и тяжёлых, в пределах любых почвенно-климатических зон.

В тракторе «Агромаш Руслан» были воплощены многие современные прогрессивные инженерно-технические решения. В частности, оригинальная компоновка с треугольной формой гусеничного обвода позволяет работать без балластирования, обеспечивает стабильно высокое тяговое усилие, серьёзную навесоспособность и равномерно малое давление на почву.

Гусеницы стоят нового образца – резиноармированные, с металлокордом. Может передвигаться и по асфальтированным дорогам. Скорость тоже больше, чем у всех гусеничных тракторов – до 30-ти км/ч. Оригинальной и сильной стороной трактора «Агромаш Руслан» является торсионная подвеска, которая обеспечивает невероятно мягкий для гусеничной базы ход.Гусеница трактора «Руслан» обладает позитивным зацеплением: движение передается за счёт зацепления гусеницы с ведущим колесом (металлическая звёздочка), а не за счёт натяжения и трения.

Трактор комплектуется 340-сильным (250 кВт) дизельным двигателем «Камминз QSM11». Это четырёхтактный шестицилиндровый мотор жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Удельный расход топлива – 227 г/(кВТ.ч). Двигатель соответствует евростандартамStageIII– Tier-3.

Гидромеханическая 16-ти ступенчатая (+3 назад) трансмиссия тоже новая, разработанная учёными Научно-исследовательского института стали, входящего в состав концерна «Тракторные заводы». Она позволяет переключать скорости под нагрузкой (по ходу) и без разрыва потока мощности. У трактора «Агромаш Руслан» также есть электронный механизм гидравлического переключения.

Испытания трактора «Агромаш Руслан» показали, что использование треугольного обвода гусеничного движителя позволяет трактору выходить на поле на 2-3 недели раньше в весенний период (в условиях сильной влажности почвы), и также на 2-3 недели позже в осенний период, в сравнении с колёсными тракторами.

  • Габаритные размеры – длина: 5,767 м, ширина: 2,645 м, высота: 3,275 м.
  • Полная масса – 14,7 тонн.

«Агромаш Руслан» отличается отличной амортизацией и тихим ходом. Для создания комфортных условий работы механизатора кабина трактора оборудована кондиционером и системой звукоизоляции, имеет максимальную площадь остекления и оснащена современным, специально спроектированным креслом с пневмоподрессориванием.

Стоимость нового трактора «Агромаш Руслан» составляет более 11-ти миллионов рублей.

Кроме указанный гусеничных тракторов, в производственной программе чебоксарского завода «Промтрактор» значится целая гамма бульдозеров промышленного назначения, выпускающихся под маркой «Четра»:

– с массой 61,47 т и двигателями мощностью 490…520л.с. («ЯМЗ-850.10» или «Камминз QSK19-C525»).
  • «Т40» – с массой 65,14 т и двигателями мощностью 590 л.с. («Камминз QSK19-C650»).
  • Бульдозер «Четра Т40»

    Они отличаются размерами, мощностью, производительностью и величиной бульдозерного отвала.

    ООО «Онежский тракторный завод» в Петрозаводске продолжает выпуск гусеничных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов. В производственной программе предприятия – более 10-ти моделей спецмашин для лесного хозяйства.

    На базовом шасси «Онежец-300» выпускаются универсальные лесохозяйтвенные машины («Онежец-300БС»,«Онежец-380»); трактора трелевочные чокерные (); гусеничные сортиментовозы («Онежец-350»); машины лесопожарные («Онежец-310»); мульчеры с кусторезами («Онежец-390»); машины гусеничные для бесчокерной трелевки леса («Онежец-330»); гусеничные трактора с самосвальными кузовами («Онежец-392»); бурильно-крановыми установками («Онежец-395»); гидравлическими манипуляторами («Онежец-335»).

    «Онежец-390».

    Гусеничные трактора данного семейства относятся к третьему тяговому классу. На них устанавливают в настоящее время четырёхцилиндровые 120-сильные дизельные двигатели «Д-245.2S2» и шестицилиндровые 180-сильные «Д-260.9S2» Минского моторного завода. Стоимость нового трелевочника «Онежец» составляет от 4,15 миллионов рублей.

    Если с производством промышленных бульдозеров и тракторов для лесного хозяйства дела обстоят не совсем безнадёжно, то перспективы производства сельскохозяйственных гусеничных тракторов в России остаются мрачными. Это производство уже много лет убыточно, демонстрирует крайне отрицательную рентабельность. Спроса на данную технику на рынке нет, и каждая из описанных моделей выпускается в ничтожном количестве (максимум 20-30 единиц техники в год).

    После «шокового перехода к капитализму» сельхозпроизводители долгие годы не могли покупать новые гусеничные трактора: не было средств на покупку новой техники. Сегодня многие из них оправились от кризиса, создали рентабельные и развивающиеся хозяйства. Теперь средства есть, но нет желания покупать гусеничную технику.

    Даже процветающий Минский тракторный завод, запустивший в серию несколько моделей гусеничных тракторов (МТЗ-1502, МТЗ-2103), продаёт их в мизерных количествах. Остаётся надеяться, что экономическая конъюнктура и ситуация в отрасли всё же изменятся. Ведь перспективные, производительные, конкурентоспособные модели гусеничных тракторов в России есть.

    1. Т-28 — марка колесного трактора, выпускавшегося Владимирским тракторным заводом с 1958 по 1964 годы

    2. ДТ-20 — марка колесного трактора, выпускавшегося Харьковским тракторным заводом с 1958 по 1969 год

    3. ХТЗ-7 — универсальный садово-огородный трактор, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1950 по 1956 годы. Первый советский малогабаритный трактор

    4. Т-5 (информацию о моделе не нашел)

    5. Т-38 — универсальный пропашной гусеничный трактор выпускавшийся с 1958 по 1973 год (с учетом модификации Т-38М) Владимирским и Липецким тракторными заводами

    6. КД-35 — пропашной гусеничный трактор выпускавшийся с 1947 по 1960 год Липецким тракторным заводом, с 1950 года Минским тракторным заводом и с 1951 года Брашовским тракторным заводом (Брашов, Румыния). КД расшифровывается как "Кировский дизельный"

    7. ДТ-75 — гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Самый массовый гусеничный трактор в СССР (на сегодня более 2,7 млн. экземпляров). В 2008 году Волгоградский тракторный завод отметил 45-летие со дня начала производства ДТ-75. Трактор приобрел хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию хороших эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости по сравнению с другими тракторами своего класса

    8. ЛТЗ-120 — трактор колесный универсально-пропашной. ЛТЗ — Липецкий тракторный завод

    9. СХТЗ 15/30 — марка колесного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Было выпущено 390 тысяч тракторов. Производство свернуто в 1937 году

    11. Т-150 и Т-150К марки универсальных скоростных тракторов, выпускаемых Харьковским тракторным заводом. Трактор Т-150 имеет гусеничный движитель, а Т-150К — колёсный. Исторически колёсный вариант (Т-150К) трактора был сделан позднее и на базе гусеничного, однако получил гораздо большее распространение

    13. Самодельный трактор и Т-16 (на заднем плане). Т-16 часто использовался в жилищно-коммунальной сфере

    14. ДТ-54 — гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц

    15. Т-74 - советский гусеничный трактор тягового класса 3 т. выпускавшийся Харьковским тракторным заводом. Создан путем модернизации тракторов ДТ-54, Т-75. Трактор предназначен для выполнения сельскохозяйственных, транспортных работ в регионах с умеренным климатом. Выпускался с апреля 1962-го по 24 ноября 1983 года

    16. МТЗ-50 «Беларусь» — марка колёсных тракторов общего назначения, выпускаемого Минским тракторным заводом с 1962 года по 1985 год

    17. Т-4, Т-4А, Т-4АП — марки гусеничных тракторов, выпускавшихся Алтайским тракторным заводом. Трактор Т-4 выпускался с 1964 по 1970 годы

    18. Фордзон-Путиловец — колёсный трактор, выпускавшийся на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F

    Нуждалось в скорейшей механизации, а собственных заводов в стране не было. Осознавая необходимость повышения производительности труда на селе, В. И. Ленин в 1920 году подписал соответствующий декрет «О едином тракторном хозяйстве». Уже в 1922 году началось мелкосерийное производство отечественных моделей «Коломенец» и «Запорожец». Первые трактора СССР были технически несовершенными и маломощными, но спустя две пятилетки в строительстве профильных предприятий наступил прорыв.

    «Русский» первенец

    Россия всегда славилась своими изобретателями, но далеко не все идеи удавалось реализовать на практике. Еще в XVIII веке агроном И. М. Комов поднял тему механизации земледелия. В середине XIX века В. П. Гурьев, а затем Д. А. Загряжский разрабатывали паровые тягачи для пахоты. В 1888 году Ф. А. Блинов сделал и испытал первый паровой тягач на гусеничном ходу. Однако устройство вышло излишне громоздким. Впрочем, официально годом рождения российского тракторостроения считается 1896-й, когда на Нижегородской ярмарке был публично продемонстрирован первый в мире паровой гусеничный трактор.

    На пороге XX века конструктор Я. В. Мамин (ученик Блинова) изобрел бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе. Он как никакой другой подходил для использования в колесных гусеничных транспортных средствах. В 1911 году им же был собран первый отечественный трактор с 18-киловаттным мотором внутреннего сгорания, получивший патриотическое название «Русский». После модернизации на нем появился более мощный двигатель - на 33 кВт. Их мелкосерийное производство было налажено на Балаковском заводе - до 1914 года выпущено около ста единиц.

    Помимо Балаково, штучные трактора выпускались в Брянске, Коломне, Ростове, Харькове, Барвенкове, Кичкассе и ряде других населенных пунктов. Но суммарное производство всех тракторов на отечественных предприятиях было столь небольшим, что практически не влияло на ситуацию в сельском хозяйстве. В 1913 году общее количество этой техники оценивается в 165 экземпляров. Зато активно закупалась иностранная сельхозтехника: к 1917 году в Российскую империю было импортировано 1500 тракторов.

    История тракторов в СССР

    По инициативе Ленина разработке и производству механизированной сельхозтехники было уделено особое внимание. Принцип единого тракторного хозяйства предполагал не только выпуск «железных коней», как называли трактора, но и комплекс мер по организации научно-исследовательской и испытательной базы, организации снабжения запчастями и ремонта, открытию курсов мастеров, инструкторов и трактористов.

    Первый трактор в СССР выпустил в 1922 году. Руководителем проекта стал основоположник отечественной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи на селе. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом.

    В этом же году в Кичкассе предприятие «Красный прогресс» произвело трактор «Запорожец». Модель была несовершенной. Ведущим было всего одно заднее колесо. Маломощный двухтактный мотор на 8,8 кВт разгонял «железного коня» до 3,4 км/час. Передача была только одна, передняя. Мощность на крючке - 4,4 кВт. Но и это транспортное средство значительно облегчало труд сельчан.

    Не сидел без дела легендарный изобретатель Мамин. Он усовершенствовал свою дореволюционную конструкцию. В 1924 году трактора СССР пополнились моделями семейства «Карлик»:

    • Трехколесный «Карлик-1» с одной передачей и скоростью 3-4 км/час.
    • Четырехколесный «Карлик-2» с реверсом.

    Перенимая зарубежный опыт

    Пока трактора СССР «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило наладить выпуск по лицензии зарубежной техники. В 1923 году на Харьковском заводе пустили в серию гусеничный «Коммунар», являвшийся наследником немецкой модели "Ганомаг Z-50". В основном они использовались в армии для транспортировки артиллерийских орудий вплоть до 1945 года (и позже).

    В 1924 году ленинградский завод «Красный путиловец» (будущий Кировский) освоил производство дешевого и конструктивно простого «американца» фирмы «Фордзон». Старые трактора СССР этой марки зарекомендовали себя совсем неплохо. Они на голову превосходили по характеристикам и «Запорожец», и «Коломенец». Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/час, мощность на крючке - 6,6 кВт. Коробка передач - трехскоростная. Выпускалась модель до 1932 года. Фактически это было первое крупносерийное производство данной техники.

    Строительство тракторных заводов

    Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал Ф. Э. Дзержинский. Согласно концепции, новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и выпускать в массовом порядке дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге.

    Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде. В дальнейшем значительно были расширены мощности Харьковского и Ленинградского заводов. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.

    Сталинградский тракторный завод

    Сталинград стал городом, где с нуля построили первый крупный тракторный завод. Благодаря стратегическому положению (на пересечении поставок бакинской нефти, уральского металла и донбасского угля) и наличию армии квалифицированной рабочей силы он выиграл конкуренцию у Харькова, Ростова, Запорожья, Воронежа, Таганрога. В 1925 году было принято постановление о строительстве современного предприятия, а в 1930-м с конвейера сошли легендарные колесные трактора СССР марки СТЗ-1. В дальнейшем здесь выпускалась широкая номенклатура колесных и гусеничных моделей.

    К советскому периоду относятся:

    • СТЗ-1 (колесный, 1930).
    • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
    • СТЗ-3 (гусеничный, 1937).
    • СХТЗ-НАТИ (гусеничный, 1937).
    • ДТ-54 (гусеничный, 1949).
    • ДТ-75 (гусеничный, 1963).
    • ДТ-175 (гусеничный, 1986).

    В 2005 году Волгоградский тракторный (бывший СТЗ) признан банкротом. Его правопреемником стал ВгТЗ.

    ДТ-54

    Гусеничные трактора СССР в середине XX века получили большое распространение, по количеству моделей они превосходили колесные. Великолепным образцом сельскохозяйственной техники общего назначения является выпускавшийся в 1949-1979 годах трактор ДТ-54. Производили его на Сталинградском, Харьковском и Алтайском заводах общим количеством 957 900 единиц. Он «снимался» во многих фильмах («Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Калина красная» и других), установлен в качестве памятника в десятках населенных пунктов.

    Двигатель марки Д-54 рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, на раме установлен жестко. Число оборотов (мощность) мотора 1300 об/мин (54 л. с.). Пятиступенчатая трехходовая коробка передач с главной муфтой сцепления соединены карданной передачей. Рабочая скорость: 3,59-7,9 км/час, тяговое усилие: 1000-2850 кг.

    Харьковский тракторный завод

    Строительство ХТЗ им. Серго Орджоникидзе началось в 1930 году в 15 километрах к востоку от Харькова. Всего на постройку гиганта ушло 15 месяцев. Первый трактор покинул конвейер 1 октября 1931 года - это была заимствованная модель Сталинградского завода СХТЗ 15/30. Но главной задачей было создание отечественного трактора типа «Катерпиллар» мощностью 50 лошадиных сил. Здесь же коллективом конструктора П. И. Андрусенко разрабатывался перспективный дизельный агрегат, который можно было бы ставить на все гусеничные трактора СССР. В 1937 году завод запустил в серию модернизированную гусеничную модель на базе СХТЗ-НАТИ. Основным новшеством был более экономичный и при этом более производительный дизельный мотор.

    С началом войны предприятие эвакуировали в Барнаул, где на его базе создали Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в 1944 году производство было возобновлено на прежней площадке - легендарные трактора СССР модели СХТЗ-НАТИ снова пошли в серию. Основные модели ХЗТ советского периода:

    • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
    • СХЗТ-НАТИ ИТА (гусеничный, 1937).
    • ХТЗ-7 (колесный, 1949).
    • ХТЗ-ДТ-54 (гусеничный, 1949).
    • ДТ-14 (гусеничный, 1955).
    • Т-75 (гусеничный, 1960).
    • Т-74 (гусеничный, 1962).
    • Т-125 (гусеничный, 1962).

      В 70-е годы на ХТЗ была проведена коренная реконструкция, производство при этом не останавливалось. Упор был сделан на выпуск «трехтонников» Т-150К (колесный) и Т-150 (гусеничный). Энергонасыщенный Т-150К на испытаниях в США (1979) показал лучшие характеристики среди мировых аналогов, доказав, что трактора времен СССР не уступали иностранным. В конце 80-х были разработаны модели ХТЗ-180 и ХТЗ-200: они на 20% более экономичны, чем 150-я серия, и на 50% производительнее.

      Т-150

      Трактора СССР славились своей надежностью. Вот и универсальный скоростной заработал хорошую репутацию. У него обширная область применения: транспортная, дорожно-строительная, сельскохозяйственная сферы. Его до сих пор используют для транспортировки грузов по сложному бездорожью, в работе на полях (вспашка, шелушение, культивация и т. д.), на земляных работах. Способен транспортировать прицепы грузоподъемностью 10-20 тонн. Для Т-150 (К) специально разработан турбонадувной 6-цилиндровый дизельный мотор V-образной конфигурации с жидкостным охлаждением.

      Технические характеристики Т-150К:

      • Ширина/длина/высота, м. - 2,4/5,6/3,2.
      • Ширина колеи, м. - 1,7/1,8.
      • Масса, т. - 7,5/8,1.
      • Мощность, л.с. - 150.
      • Максимальная скорость, км/час - 31.

      Минский тракторный завод

      Основан МТЗ 29 мая 1946 года и считается, пожалуй, самым успешным на данный момент предприятием, сохранившим мощности со времен СССР. На конец 2013 года здесь работало свыше 21 000 человек. Завод удерживает 8-10% мирового рынка тракторов и является стратегическим для Беларуси. Выпускает широкий ассортимент транспортных средств под маркой «Беларусь». К моменту развала Советского Союза было выпущено почти 3 млн единиц техники.

      • КД-35 (гусеничный, 1950).
      • КТ-12 (гусеничный, 1951).
      • МТЗ-1, МТЗ-2 (колесный, 1954).
      • ТДТ-40 (гусеничный, 1956).
      • МТЗ-5 (колесный, 1956).
      • МТЗ-7 (колесный, 1957).

      В 1960 году началась масштабная реконструкция Минского завода. Параллельно с установкой нового оборудования конструкторы работали над внедрением перспективных моделей тракторов: МТЗ-50 и более мощной МТЗ-52 с полным приводом. В серию они пошли, соответственно, в 1961 и 1964 годах. С 1967 года выпускалась гусеничная модификация Т-54В в разных исполнениях. Если говорить про необычные трактора СССР, то таковыми можно считать модификации хлопководческого МТЗ-50Х со спаренными передними колесами и повышенным клиренсом, которые производились с 1969 года, а также крутосклонный МТЗ-82К.

      Следующим этапом стала линейка МТЗ-80 (с 1974 года) - самая массовая в мире, и специальные модификации МТЗ-82Р, МТЗ-82Н. С середины 80-х МТЗ освоил технику свыше ста лошадиных сил: МТЗ-102 (100 л.с.), МТЗ-142 (150 л. с.), и маломощные мини-трактора: 5, 6, 8, 12, 22 л. с.

      КД-35

      Гусеничный пропашной трактор отличается компактными размерами, простотой эксплуатации и ремонта. Широко применялся в сельском хозяйстве СССР и в странах Варшавского договора. Назначение - работа с плугом и прочим навесным оборудованием. С 1950 года выпускалась модификация КДП-35, отличавшаяся меньшей шириной траков, более широкой колеей и увеличенным дорожным просветом.

      Достаточно мощный мотор Д-35, соответственно, выдавал 37 л. с., коробка передач имела 5 ступеней (одна назад, пять вперед). Двигатель отличался экономичностью: средний расход дизельного топлива на 1 га составлял 13 литров. Бака горючего хватало на 10 часов работы - этого было достаточно, чтобы вспахать 6 га земли. С 1959 года модель оснастили модернизированным силовым агрегатом Д-40 (45 л. с.) и увеличенным числом оборотов (1600 об/мин). Также повысилась надежность ходовой части.

      Челябинский тракторный завод до войны

      Рассказывая про трактора СССР, невозможно обойти историю Челябинского завода, внесшего весомый вклад в выпуск мирной техники, а во время ВОВ ставшего кузницей танков и «самоходок». Знаменитый ЧТЗ строился в открытом поле вдали от магистралей с помощью кирок, ломов и лопат. Решение о строительстве было принято в мае 1929 года на 14 съезде советов СССР. В июне 1929 года Ленинградский ГИПРОМЕЗ начал работу над проектом завода. Проектирование ЧТЗ велось с учѐтом опыта американских авто- и тракторных предприятий, главным образом Caterpillar.

      С февраля по ноябрь 1930 года был построен и пущен в эксплуатацию опытный завод. Это произошло седьмого ноября 1930 года. Датой основания ЧТЗ считается 10 августа 1930 года, когда произошла закладка первых фундаментов литейного цеха. 1 июня 1933 года на линейку готовности выехал первый гусеничный трактор работников Челябинска - «Сталинец-60». В 1936 году было выпущено более 61 000 тракторов. Сейчас это ретро-трактора СССР, а в 30-е годы модель С-60 превосходила по характеристикам аналоги Сталинградского и Харьковского заводов почти вдвое.

      В 1937 году, попутно освоив производство дизелей С-60, завод перешѐл на выпуск более экономичных тракторов С-65. Год спустя этот трактор был отмечен высшей наградой «Гран-при» на выставке в Париже, а также использовался для съемок культового советского фильма «Трактористы». В 1940 году Челябинскому тракторному заводу было приказано перейти к выпуску военной продукции - танков, самоходных установок, двигателей, запчастей.

      Послевоенная история

      Несмотря на трудности военного времени, тракторостроители не забывали о любимом деле. Возникла мысль: почему бы не использовать опыт американцев? Ведь в США в годы войны производство тракторов не прекращалось. Анализ показал, что лучшей из моделей американских тракторов является Д-7. В 1944 году началась разработка документации и проектирование.

      Через 2 года, одновременно с реконструкцией завода, 5 января 1946 года был выпущен первый трактор С-80. К 1948 году перестройка предприятия завершилась, в сутки выпускали 20-25 единиц гусеничной техники. В 1955 году в конструкторских бюро начались работы по созданию нового, более мощного трактора С-100 и продолжались работы по увеличению долговечности работы трактора С-80.

      • С-60 (гусеничный, 1933).
      • С-65 (гусеничный, 1937).
      • С-80 (гусеничный, 1946).
      • С-100 (гусеничный, 1956).
      • ДЭТ-250 (гусеничный, 1957).
      • Т-100М (гусеничный, 1963).
      • Т-130 (гусеничный, 1969).
      • Т-800 (гусеничный, 1983).
      • Т-170 (гусеничный, 1988).
      • ДЭТ-250М2 (гусеничный, 1989);.
      • Т-10 (гусеничный, 1990).

      ДЭТ-250

      В конце 50-х была поставлена задача: спроектировать и изготовить для проведения испытаний опытные образцы трактора мощностью 250 лошадиных сил. С первых же шагов авторы новой модели отказались от традиционных и хорошо известных путей. Впервые в практике советского тракторостроения они создали герметическую и комфортабельную кабину с кондиционером. Тяжелой машиной водитель мог управлять одной рукой. В результате получился отличный трактор ДЭТ-250. Комитет Совета ВДНХ СССР наградили завод за эту модель Золотой медалью и Дипломом 1-й степени.

      Другие производители

      Безусловно, в списке представлены не все тракторные заводы. Трактора СССР и России также выпускались и выпускаются на Алтайском (Барнаул), Кировском (Петербург), Онежском (Петрозаводск), Узбекском (Ташкент) ТЗ, в Брянске, Владимире, Коломне, Липецке, Москве, Чебоксарах, Днепропетровске (Украина), Токмаке (Украина), Павлодаре (Казахстан) и других городах.

    Не сказать, что б я прямо истовый фанат трактора. Но очень уважаю всякую тяжёлую технику, а к тракторам питаю отдельные тёплые чувства. Он красивый, приятно тарахтит и от него много пользы: например, за ним можно увязаться на велосипеде и без напряжения ехать километров так сорок в час. В общем, люблю я трактор. Поэтому незапланированное посещение Музея истории трактора в Чебоксарах вызвало у меня особый трепет. Тут мне повезло дважды: во-первых, в столицу Чувашии мы не заезжать не собирались, но её пришлось посетить по пути из Нижнего Новгорода по одному пустяковому рабочему делу, во-вторых, мы попали в не открытый ещё официально музей, и нас пустили с формулировкой «ладно уж, заходите, раз приехали». Мы зашли и приятно удивились. В отличие от держащихся скорее на энтузиазме нижегородских технических музеев, что мы скопом обошли за ту поездку, здесь к энтузиазму явно прибавлялись хорошие финансовые вливания: в интерьер явно неплохо вложились. Собственно, о небедности музея говорила уже немаленькая вывеска на фасаде музея. И интерьер отделан вполне современно, в фойе висят репродукции старых советских плакатов с тракторами, оформлено всё сдержанно и приятно.

    Экспозиция под стать: стройные, аккуратные, с хорошей подсветкой стеллажи с экспонатами - от инструментов древних земледельцев до футуристических эскизов, лайтбоксы, полки с макетами, книгами, альбомами, и очень много исторического материала, фотографий и плакатов. Жаль, что наш спонтанный визит не подразумевал экскурсии; обстоятельный рассказ гида добавил бы этому культпоходу познавательной ценности.


    Особого упоминания заслуживают музейные диорамы. Симпатично сделаны, качественно. Охватывают времена от далёкого прошлого до современности и даже будущего. Вот, например, «Эволюция плуга и тяговой силы»:

    Фрагмент интерьера кузницы:

    Поближе к нашим временам. Слесарная мастерская:

    «В алмазном карьере»

    «В вековых лесах». Пафосное же название:)

    (Не)вероятное будущее. «Трактор Cetra на Марсе»

    Отдельная песня - модели и макеты. Здесь собрано какое-то невероятное их количество! В первых залах, посвящённых истории, их не так много, но ближе к концу экспозиции поджидают ряды стеллажей, плотно уставленных самыми разными моделями - не только тракторов, но и экскаваторов, бульдозеров, кранов, самосвалов, комбайнов. Настоящее изобилие в масштабе 1:43! «Моделек» столько, что я все их сфотографировать не смог, и ворча про вопиющую бездуховность по отношению к посетителям, ограничился панорамой, в которую всё равно все стеллажи не влезли.

    Но самое «вкусное» обнаруживается в конце. В последнем зале, точнее будет назвать его ангаром - большим, просторным, светлым ангаром, стоит коллекция настоящих тракторов, от старинных раритетов до современных образцов. Два десятка колёсных и гусеничных машин, прекрасно отреставрированных и выкрашенных в нарядные цвета. Загляденье!

    Самый старинный экспонат - «Фордзон-Путиловец», первенец советского тракторостроения, скопированный с американского Fordson F, выпускавшегося в США с 1917 года. Fordson был одним из самых популярных, простых и дешевых в мире лёгких тракторов того времени. «ФП» выпускался на Путиловском заводе в Ленинграде с 1924 по 1932 годы. Это был первый в мире трактор, имевший безрамную конструкцию и первый же, рассчитанный на серийное производство.

    Простота конструкции, лёгкость в управлении, невысокая стоимость и малая металлоёмкость сделали «Путиловец» самым популярным советским трактором своих лет, и производство его постоянно наращивалось, достигнув десятков тысяч штук в год. Но у простоты и дешевизны конструкции была и обратная сторона. Далекой от совершенства была система зажигания, доставившая заводчанам немало хлопот. Был сложен ремонт некоторых узлов конструкции. Двадцатисильному двигателю не хватало мощности, а в условиях тяжелых работ он перегревался из-за конструктивных особенностей системы смазки. Фордовская-то конструкция была рассчитана на гораздо более щадящий режим эксплуатации в средних фермерских хозяйствах, а никак не на ударный труд на колхозных полях. Наконец, отсутствие крыльев на задних колёсах оборачивалось неудобствами для водителя: мало того, что его могло запросто закидать грязью, открытые шпоры колёс могли и травму ему нанести (Видимо, этот недостаток впоследствии устранили. У музейного экспоната крылья есть, встречаются они и на некоторых исторических фотографиях).

    В начале 30-х годов XX века «Путиловца» сменил более совершенный технически СТЗ (СХТЗ)-15/30. Любопытна история его появления. Уже в 1925 году, когда только-только началось производство «ФП» в Ленинграде, власти заговорили о необходимости постройки специализированного завода по выпуску тракторов. Поскольку опыта собственного тракторостроения в СССР практически не было, за основу снова решили взять зарубежную конструкцию, но в этот раз уже на конкурсной основе. Пяти молодым инженерам было дано задание на своё усмотрение взять за основу проект какого-либо иностранного трактора и представить его комиссии для защиты. Летом 1926 года комиссия выбрала проект International 10/20 американской фирмы McCormick Deering. Через год было утверждено промышленное задание на постройку в Сталинграде завода с годовым выпуском 10 000 тракторов этого типа, ещё через год решили увеличить проектную мощность завода вдвое.

    Трактор McCormick Deering International 10/20:

    Но тем временем на международном конкурсе-исптытании первое место занял трактор McCormick Deering International 15/30, и проект завода снова переделали: теперь он должен был ежегодно выпускать уже 40 000 тракторов International 15/30! Первый СТЗ-15/30 вышел из ворот крупнейшего тракторного завода в 1930 году, а на проектную мощность СТЗ вышел только в 1932, с большим трудом преодолев «детские болезни». К этому времени выпуск трактора той же конструкции наладили и на Харьковском заводе, где он получил обозначение СХТЗ-15/30.

    Конструкция СТЗ-15/30 была более совершенной по сравнению с «Путиловцем». Более мощный двигатель (30 л.с.), система смазки с масляным насосом и фильтром, масляный воздухоочиститель. Двигатель заводился вручную, с «кривого стартёра», и колхозники по-своему расшифровывали абривиатуру ХТЗ: «хрен трактор заведешь». На конвейере 15/30 продержался до 1937 года, когда оба выпускавших его завода были перепрофилированы на выпуск гусеничного трактора СТЗ-НАТИ . В 1948-50 годах трактор выпускался Вторым авторемонтным заводом в Москве. Всего было выпущено почти 400 000 таких тракторов.

    «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/30 подходили для пахотных работ, но не годились для пропашных. У пропашного трактора расстановка колёс должна в точности соответствовать расстоянию между рядами, которое у разных культур варьируется в пределах полутора метров. Пропашной трактор, кроме того, должен быть надёжным в управлении и не «рыскать» при движении из стороны в сторону, а высота дорожного просвета должна учитывать высоту обрабатываемых растений - и это лишь малая часть основных требований к таким машинам. В начале 30-х годов конструкторы пытались создать пропашной трактор на основе «Путиловца» и СТЗ-15/30, но испытания показали, что такими мерами не обойтись, и специалистам Научного АвтоТракторного Института (НАТИ) было поручено разработать «пропашник».

    За основу взяли опять-таки американский McCormick Farmall, как наиболее удачную конструкцию того времени. При адаптации универсальной американской машины к советским реалиям инженеры столкнулись с целым рядом проблем. К примеру, выяснилось, что создать универсальный трактор, годный для обработки всех возделываемых в Союзе культур, не представляется возможным. Поэтому впервые в мировой практике параллельно разрабатывалось сразу две модификации трактора - трёх- и четырёхколесная (У-1 и У-2). В 1940-х годах появились У-3 и У-4 для работы с хлопком.

    Музейный У-2:

    Трактор, во многом унифицированный с СТЗ-15/30, получил название «Универсал» и серийно выпускался с 1934 по 1940 годы на ленинградском заводе «Красный Путиловец». С 1944 по 1955 годы пионер среди отечественных пропашных тракторов выпускался на новом тракторном заводе во Владимире. Кстати, «Универсал» стал первым советским трактором, который экспортировался за границу.

    Трёхколёсный У-4, предназначенный для установки хлопкоуборочных машин, впервые в СССР получил пневматические шины:

    В конце 30-х годов возник вопрос о производстве среднего трактора, который занял бы промежуточное положение между маломощными СТЗ-15/30 и тяжёлыми СТХЗ-НАТИ мощностью 52 л.с. История появления такой модели растянулась на полтора десятка лет - первые опытные образцы машины такого класса разработали ещё в 1932-33 гг. на Харьковском трактроном заводе, но там вскоре приняли к производству уже упоминавшийся выше СТХЗ-НАТИ, и разработку трактора средней мощности продолжили на Кировский завод, где с 1936 по 1939 годы создали восемь модификаций на базе Caterpillar R-2. Но вскоре начавшаяся Отечественная Война прервала конструкторские изыскания до 1943 года, когда с фронта отозвали специалистов и поручили им разработку среднего гусеничного трактора, который мог бы применяться и как пахотный, и как пропашной, а для производства трактора подвергли реконструкции завод в Липецке. В декабре 1944 первая партия К-35 с бензиновым двигателем ЗИС-5Т была отправлена в Крым и на Северный Кавказ. Доработанные по результатам испытаний во второй половине 1946 года проходили испытания в Армавире, после чего были одобрены к массовому производству, а создателям К-35 были вручены две государственных премии - за трактор и отдельно за его дизельный двигатель. В 1950 году появилась модификация КДП-35 - «Кировский дизельный пропашной».

    Производился КД-35, кроме Липецка, на Минском МТЗ и в Брашове (Румыния). Он оказался долгожителем: выпускался до 1960 года, а многие его агрегаты применялись на сменившем его на конвейере T-38 / T-38М вплоть до 1973 года.

    В T-38 устранялись все недостатки КДП-35. Конструкторы увеличили надёжность и срок службы ходовой части, применили централизованную смазку катков, что в несколько раз сократило время их обслуживания, увеличили плавность хода, улучшили устойчивость. Для выполнения работ общего назначения к трактору прилагалась вторая, широкая пара гусениц.

    Первый советский малогабаритный трактор, ХТЗ-7, выпускавшийся с 1950 по 1956 годы в Харькове. Предназначен для легких сельскохозяйственных работ в овощеводстве и садоводстве с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями. Имел 12ти-сильный бензиновый двигатель. Конструкция позволяла регулировать дорожный просвет, ширину колеи, работать в реверсивном режиме, для чего менялась позиция органов управления и сиденья водителя. Через вал отбора мощности на приводной шкив можно было приводить стационарные машины. Задние колёса можно было наполнить водой для увеличения сцепного веса.

    По-моему, ХТЗ-7 - один из самых красивых экспонатов музея.

    ХТЗ-7 эволюционировал в дизельный ДТ-14, а тот, в свою очередь - в ДТ-20. Выпускался с 1958 по 1969 годы. ДТ-20 отличался большой универсальностью - у него так же регулировались дорожный просвет и ширина колеи, рабочее место водителя трансформировалось для работы с фронтальными сельскохозяйственными машинами на заднем ходу, и даже колёсная база могла меняться.

    Пожалуй, самой щёгольской раскраской может похвастаться один из двух представленных в музее «Владимирцев» Т-28. Если первый, неприметного сине-серого цвета, скромно пристроился в углу за одним из «Универсалов», то второй стоит в самом центре зала и привлекает внимание ярким и контрастным фиолетово-жёлтым окрасом. Стиляга, не иначе! Время его выпуска как раз совпадало с расцветом в Союзе этой молодежной субкультуры: 1958-1964 годы. Конструкция Т-28, ставшего дальнейшим развитием Т-24, была настолько удачной, что «Владимирец» был удостоен первой премии и Большой золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе.

    В 1946 году в Минске на базе 453-й авиационного завода было создано новое тракторостроительное предприятие - Минский Тракторный Завод, МТЗ. Начав со сборки сначала плугов, а затем пусковых двигателей, вскоре завод приступил к выпуску тракторов КД-35. А с 1953 года в серию пошли МТЗ-1 и МТЗ-2 собственной конструкции. Через несколько лет, в результате основательной модернизации, появился трактор МТЗ-50, одна из самых удачных и распространённых конструкций трактора в СССР. Шутка ли - постоянно меняясь, «полтинник» сходил с конвейера 23 года - с 1962 по 1985 год, после чего некоторое время выпускался ограниченными партиями на экспорт, а в 90-х годах, пережив очередную реинкарнацию, вернулся на рынок под маркой «Беларус-500». Общее количество выпущенных МТЗ-50 - более 1 250 000 штук.

    Трактор комплектовался дизелем мощностью 55 л.с., трансмиссия имела 9 передних скоростей и 2 задних.

    Выпускалось несколько модификаций. Например, полноприводный МТЗ-52, ведущий передний мост которого включается в работу автоматически в зависимости от дорожных условий.

    А это хлопководческая версия МТЗ-50Х со сдвоенным передним колесом. Выпускалась совместно с Ташкентским тракторным заводом.

    Экспериментальный трактор Липецкого тракторного завода со всеми ведущими управляемыми колёсами, центральным расположением кабины, двигателем, расположенным над передней осью. Постоянный привод был передним, задний мост подключался автоматически при пробуксовке передних колёс. В серию трактор не пошёл.

    Гусеничный трактор большой мощности ДТ-74, предназначенный для сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных работ. Выпускался на Харьковском заводе с 1960 года по 1984.

    Самый массовый гусеничный трактор в СССР - ДТ-75, снискавший славу за хорошие эксплуатационные качества и дешевизне по сравнению с аналогами. Выпускается в разных модифкациях с 1962 года по сей день - естественно, постоянно модернизируясь - в Волгограде, с 1968 по 1992 годы также выпускался в Павлодаре под маркой «Казахстан». Те из модификаций, у которых увеличенный топливный бак располагался слева от кабины водителя, а сама она была смещена вправо от продольной оси трактора, получили прозвище «почтальон». Такая кабина появилась в 1978 году. У музейного ДТ-75, покрашенного в аутентичный красный цвет, именно «почтальонская» кабина. Трактор был удостоен Золотой премии на Международной ярмарке в Лейпциге в 1965 году.

    ДТ-75М раннего выпуска со старой кабиной:

    А это, на мой взгляд, главный шоу-стоппер всего музея: пахотный гусеничный «Алтай» Т-4, выпускавшийся на Алтайском тракторном заводе с 1964 по 1970 годы, и до 1998 года как Т-4А. В музее, судя по всему, стоит переходная модель - с новой кабиной от Т-4А, но капотом двигателя старого образца. Т-4(А), распространённые на целине Сибири и Казахстана, были мощны и приспособлены для тяжёлых работ на орошаемых почвах. В эксплуатации были не очень приятны - была ненадёжной конструкция гусениц, трактор был сложен в обслуживании, а летом и осенью из-за низкой (всего 9 км/ч) скорости Т-4 простаивали, поскольку для работ этого периода не годились.

    Но всё это не так важно. Самое главное - что из себя представляет конкретно этот, музейный «Алтай». Он, по сути, разрезан вдоль. Как в наглядном пособии, на рисунке в учебнике или на плакате, показаны в разрезе внутренности трактора, его узлов и деталей; можно заглянуть внутрь и составить представление о их устройстве. Ну как тут не восхититься?!

    Два современных «малыша» родом из Кургана. Вполне привычная городскому жителю «многоцелевая коммунально-строительная машина» МКСМ-800...

    И мини-трактор КМЗ-12. Обе машины рассчитаны работу с самым разным навесным оборудованием - от грузовых вил до бетоносмесителя.

    А вот на открытой площадке музея стоят самые большие экспонаты. Вот - ещё один ветеран советских строек, челябинская «сотка» Т-100. На борту его написано С-100, хотя кабина со скошенным «лбом» явно от «тэшки»; Википедия сообщает нам, что «трактор Т-100 часто по традиции называли С-100». Выпускался с середины 60-х годов до конца 70-х. В 1968 году получил золотую медаль на международной выставке.

    ЧТЗ Т-170, потомок «cотки», пошедший в серию в 1988 году. К этому времени конструкция его была уже достаточно устаревшей по сравнению с зарубежными аналогами. Например, фрикционы достались в наследство ещё от «Cталинца» С-80 образца 1946 года. К преимуществам Т-170 относятся простота конструкции и невысокая стоимость по сравнению с аналогами.

    Самый главный гигант экспозиции - тяжелый промышленный трактор Четра Т-330, «чебоксарец». Первенец Чебоксарского тракторного завода появился в середине 1970-х годов и был тогда вполне современным агрегатом. Редкое для бульдозеров решение, применённое на нём - смещённая вперёд кабина, что улучшает обзорность. Габариты трактора действительно впечаталяют: длина - 10.4 метра, высота - больше 4! И выглядит внушительно: спереди - бульдозерный отвал с человеческий рост, сзади хищным жалом свисает рыхлитель. Брутальный красавец!

    Отличный музей. Приятное сочетание любви к своему делу и финансовой поддержки. Не каждому техническому музею так повезло. Кроме традиционной экспозиции, говорят, есть и интерактивная часть - виртуальные прогулки по заводам страны и конструкторское 3D-моделирование для всех желающих. При всём этом цены на билеты вполне демократичны: взрослый билет стоит 25 рублей, фотосъемка, кажется, ещё 50. Не совсем ясна только ситуация с веб-сайтом : он выглядит явно недоделанным. Но это, пожалуй, не очень существенная «ложка дёгтя». Если учесть, что этот музей - единственный в своём роде, он однозначно становится must-visit.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook