Храм митрополита филиппа в мещанской слободе расписание. Храм филиппа митрополита

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе - православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма.

Расположена в Центральном административном округе Москвы (улица Гиляровского, 35). Главный престол освящён в честь святителя Филиппа, приделы Алексия человека Божия и преподобного Сергия Радонежского.

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля. На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа. В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750-1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня. В 1777 году настоятель церкви Максим Дионисиев писал московскому митрополиту Платону:

Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность. и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить.

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор С. А. Карин. Работы велись 10 лет. Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф.Степанова при Филипповской церкви построили богадельню. В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Кроме неё в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви).

Церковь была закрыта 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья. К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750-1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхколонными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Церковь святителя Филиппа Митрополита Московского на Мещанской

2 Мещанская, ныне ул. Гиляровского, 35

"Названа в честь торжественной встречи на этом месте мощей святителя Филиппа митрополита при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву 9 июля 1652 г.

Деревянная известна с 1677 г. Каменная выстроена в 1691 г., придел Алексея человека Божьего освящен в 1710 г. 7 апреля 1750 г. прихожане просили о перестройке колокольни и придела, прошение об освящении перестройки помечено 22 июля 1752 г. Прошение о перестройке главного храма подано в 1777 г. Строить разрешено "по указанию и под присмотром архитектора Карина". Проект приписывается М. Ф. Карпову. Освящение было в 1788 г. В 1827 г. к трапезной пристроен второй придел преп. Сергия на средства князя Долгорукова".

Нынешняя "церковь построена в 1777-1788 гг. М. Ф. Казаковым на месте храма XVII в. при трапезной 1752 г. в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, проект создания которого остался неосуществленным. Внутри храма полукольцо из четырех ионических колонн большого ордера и полукруг стены с пилонами алтарной части, перекрытые яйцевидным кессонированным куполом, образуют внутреннюю ротонду, выделяющую центральное пространство. Аркада на столпах дорического ордера, расположенных за колоннами, несет галерею хор. С центральной ротондой и ее свободно стоящей колоннадой большого ионического ордера сопоставлена ротонда алтарной части, обрамленная полукольцом четырех колонн малого коринфского ордера. Иконостас только в своей нижней части принадлежит Казакову; верхняя часть выполнена в конце XIX в.".

"Ограда с воротами конца XVIII в." сохранилась только с севера, с южной стороны снесена.

И. Грабарь доказывал, что храм выстроен по проекту В. Баженова, но его точку зрения более никто не разделил.

Церковь после закрытия долгое время использовалась под склад. К Олимпиаде 1980 г. здания вокруг нее снесли, храм отреставрировали - он теперь стоит один-одинешенек на фоне гигантского спортивного Колизея. "Ныне - административное здание" - сообщала энциклопедия в 1980 г. В 1990 г. внутри находился архив Госстандарта. Хорошо сохранившиеся внутреннее убранство и оформление осмотреть нет возможности. Здание стоит на государственной охране под № 196. На фасаде сохранились три барельефа.

С ноября 1991 г. храм вновь открыт для богослужений.

"По просьбе общины в 1992 г. ей передана прилегающая территория для реставрации и реконструкции исторически сложившегося архитектурного ансамбля, включая восстановление утраченных зданий. Принято решение о переносе от храма трамвайных путей. Московское правительство примет долевое участие в финансировании работ".

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе

Этот храм наименован в честь удивительного человека и связан с именами не менее примечательных людей, оставивших след в русской истории.

Согласно документам, история храма началась в 1652 году, после перенесении мощей святителя Филиппа в Москву, когда была построена деревянная церковь.

Филипп II (в миру – Фёдор Степанович Колычев) был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 год. Он прославился своими обличениями опричных злодейств царя Ивана Васильевича Грозного. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит. По одной из версий, Малютой Скуратовым. Прах был отвезён и похоронен в Соловецком монастыре.

Инициатором возвращения мощей в Москву выступил Новгородский митрополит Никон (в миру Никита Минич Минин). В 1652 году царь Алексей Михайлович по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву. 11 марта в Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, которое 3 июня прибыло на Соловки. По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны.

Церковь Филиппа, митрополита Московскогов Мещанской слободе

9 июля 1652 года мощи были торжественно принесены в Москву. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. 19 июля 1652 года мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Часть серебра, отбитого у французов русской армией в 1812 году, была использована на возобновление раки митрополита Филиппа.

Ко времени возвращения Никона в Москву с мощами Филиппа патриарх Иосиф скончался. Никон понимал, что вернулся в столицу уже практически преемником почившего первосвятителя. Вскоре, в том же 1652 году, из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в патриархи. Никон согласился принять нелегкий жребий патриаршего служения, но счёл нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву. Мало того, он получил титул «Великий Государь» ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

Одним из первых дел нового патриарха стало строительство храма Филиппа митрополита на месте встречи мощей в Мещанской слободе. Это уже вслед за этим Никон начнёт свою реформу, которая приведёт к трагическому расколу и Церкви, и русского общества. Вообще, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нём были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский под Москвой, именуемый Новым Иерусалимом, Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Место, где был построен храм святителя Филиппа, находилось на землях, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю.

Службы в храме продолжались до 1689 года. К этому времени она так обветшала, что её пришлось разобрать. Через два года, в 1691 году, на её месте выстроили новую, каменную. К этому времени царский престол занял Пётр I, отправив свою сестру правительницу Софью в монастырь.

В середине XVIII века, уже в годы правления императрицы Елизаветы Петровны, настоятель храма и прихожане просили о ремонте храма.

Но настоящая перестройка началась только во времена Екатерины II. В 1777 году, при московском архиепископе Платоне (в миру Пётр Георгиевич Левшин), храм начали перестраивать. Платон отличался завидной энергией и работоспособностью. Будучи назначенным в 1775 году архиепископом Московским, он по-прежнему оставался в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры и занимал должность директора Славяно-греко-латинской академии. Он был возведён в сан митрополита Московского и Коломенского в 1787 году. По преданию, уже тяжело больной, в 1812 году он хотел было ехать на Бородинское поле, чтобы поддержать русские войска.

Церковь Филиппа, митрополита Московского, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона. Кстати, этим и определяются скромные размеры храма. Но проект подворья остался неосуществленным.

К работе по перестройке церкви Филиппа митрополита Платон привлёк архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Строительство по проекту М.Ф. Казакова и под руководством архитектора Семёна Антоновича Карина длилось десять лет, и к 1787 году был выстроен величественный храм в стиле раннего классицизма.

Ещё на стадии проекта Казаков предложил оставить нетронутой трапезную, а разобрать только главную часть храма конца XVII века.

К трапезной была пристроена двухэтажная ротонда. С севера и с юга к ротонде примыкают дорические одноэтажные портики. Вынос портиков равен выступу двухэтажного алтаря. Такое построение обусловлено желанием уравновесить композицию ротонды, которая нарушалась бы из-за примыкающей с противоположной стороны трапезной.

Сама ротонда достаточно монументальна: дорический фриз и сильно вынесенный карниз усиливают впечатление монолитности. Более дробные формы её завершения создают переход к лёгкой и воздушной беседке. Беседка-фонарик венчает ротонду и как бы намекает на его основную архитектурную тему – внутреннюю колонную ротонду храма. Так, общее пирамидальное построение церкви, которое становилось с каждым ярусом легче и воздушнее, позволило Казакову внести и в эту постройку элементы изысканной камерности.

В оформление внутреннего пространства церкви были мастерски введены колонны большого ордера. Полукольцо четырёх ионических колонн и алтарная стена несут высокий светлый купол, прорезанный окнами-люкарнами.

Хоры, помещенные вo втором ярусе между стеной и колоннадой, опираются на столбы, стоящие позади колонн.

Лирическую ноту в монументальную композицию вносит малый коринфский ордер алтарной стены. Он оттеняет по контрасту выразительность большого ордера.

Ювелирная красота деталей отделки прекрасно гармонирует с крупными архитектурными формами. При общем классическом характере превосходной архитектуры в частностях здесь ещё много фантазии и живости стиля предыдущей эпохи – барокко.

В 1889 году при храме была построена богадельня, а в 1896 году – открыта церковно-приходская школа.

Храм был закрыт в 1939 году. С того времени до 1991 года в храме находились государственные учреждения.

С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса «Сибирского подворья», которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Жизнь в слободе Началось устроение опричнины. Прежде всего сам царь, как первый опричник, поторопился выйти из церемонного, чинного порядка государевой жизни, установленного его отцом и дедом, покинул свой наследственный кремлевский дворец, перевезся на новое

автора Курукин Игорь Владимирович

Замок в слободе Волость Великая слобода упоминается впервые в 1339 году в завещании московского великого князя Ивана Калиты. Судя по всему, именно при нём эти окраинные московские земли стали интенсивно заселяться. Землевладельцы из числа московских бояр (Иван Кобыла,

Из книги Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного автора Курукин Игорь Владимирович

Церковный карнавал в Александровской слободе По свидетельству немецких наёмников из Ливонии И. Таубе и Э. Крузе, в Александровской слободе, своей новой столице, Грозный учредил из пятисот дворян нечто вроде монашеского братства. Сам он являлся в нём «игуменом»,

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Замок в Огородной слободе Дом-мастерская И. И. Левитана находится вблизи Покровского бульвара, по которому можно дойти пешком или доехать на трамвае «А» до Чистых прудов (трамвай еще в дореволюционные годы получил ласковое имя «Аннушка») и завернуть в один из переулков,

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах За «благолепие» эту церковь всегда называли «Красной». И, конечно, это народное определение как нельзя лучше отражает подлинную красоту этого удивительного храма.Одну из самых красивых в Москве церквей

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Переворот в Германии в пользу Филиппа. - Е.го переговоры с папой.- Убийство короля Филиппа. - Признание Оттона королем в Германии.- Путешествие Оттона в Рим и его императорская коронация. - Битва в Леонине Военное счастье и общественное мнение изменились менаду тем в

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

13. История русского митрополита Филиппа на страницах Геродота Филипп увещевает Грозного, а Крез увещевает Камбиса 13.1. Крез пытается сдержать Камбиса Геродот излагает далее следующую историю.«ИЗ-ЗА ТАКИХ ЗЛОДЕЙСТВ Крез, лидийский царь, решил обратиться к Камбису со

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1568 Опала митрополита Филиппа Царь Иван Грозный жил по раз и навсегда сформулированному им принципу: «Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнити вольны же», причем холопами, рабами он считал всех своих подданных. С особым недоверием царь относился к людям независимым,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

автора Макарий Митрополит

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Вступление Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Вступление Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240) Вступление Если знаменательно было избрание и возведение на митрополитский престол Илариона Собором русских епископов при великом

Из книги Ярославль Тутаев автора Гнедовский Борис Васильевич

Ансамбль в Коровницкой слободе Выразительный силуэт одного из самых интересных и впечатляющих ансамблей Ярославля хорошо виден с высокого мыса Стрелки. Это памятники бывшей Коровницкой слободы, расположенной на правом берегу Волги, ниже устья Которосли, жители которой

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе - православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма.

Расположена в Центральном административном округе Москвы (улица Гиляровского, 35). Главный престол освящён в честь святителя Филиппа, приделы Алексия человека Божия и преподобного Сергия Радонежского.

История церкви

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля. На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа. В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750-1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня. В 1777 году настоятель церкви Максим Дионисиев писал московскому митрополиту Платону:

Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность. и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить.

Колокольня церкви Святителя Филиппа

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор С. А. Карин. Работы велись 10 лет. Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф.Степанова при Филипповской церкви построили богадельню. В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Кроме неё в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви).

Церковь была закрыта 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья. К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Архитектура

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750-1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхколонными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Самая известная в Москве церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского , находится на Проспекте мира, близ спорткомплекса "Олимпийский". Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира.

Как известно, церковь построена на месте торжественной (или покаянной) встречи в Москве св. мощей митрополита Филиппа, перенесенных в стольный град из Соловецкого монастыря в июле 1652 году. Само место было очень символичным для этого события.

В глубокой древности, у самых истоков московской истории здесь, лесом проходила проезжая дорога из Владимира в Киев, по которой на великое княжение ехал сам князь Юрий Долгорукий, Тогда-то, в 1156 году он и повелел поставить в Москве на Бору небольшое деревянное укрепление - острожец, позднее названный Кремлем.

А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве (за пределами Кремля) церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности.

А в XIV веке здесь пролегла главная дорога в Троице-Сергиеву Лавру, отчего она и называлась Троицкой. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: "черный народ" -деревенские жители, крестьяне; "красный" - торговые люди, богатые, городские; и "белый" - "господа".

В 1395 году по этой же дороге из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана - на месте ее встречи у границ города москвичи основали Сретенский монастырь.

В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова.

В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского "място", "место" - "город". Поселили их за Сретенскими воротами - будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки.

Эти мещанские слободы, приписанные к царскому дворцу, были обособлены от остальных московских поселений. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская - улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей.

И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение.

Святитель Филипп родился в 1507 году в знатной и старинной боярской семье Колычевых и был наречен Феодором. 30-лет от роду он постригся в Соловецкий монастырь под именем Филипп и уже через 9 лет, в 1546 году стал его игуменом.

А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского - патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь "Красный звон" с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему.

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли.

Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря . По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой.

И в Отроческом монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь.

А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря "собинный друг" царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений.

Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. Св. мощи митрополита Филиппа были положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники.

А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест - поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться "часовня у Креста". Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру.

Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская (в советское время Рижская). Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. А в начале 1710 году XVIII века в ней устроили придел во имя Алексея, человека Божия.

Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней.

Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М.Ф.Карпова и Семена Карина - того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесеной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И.Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов.

Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А.Ч.Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала "Москва-Волга" этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую - по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. (До революции он назывался Виндовским.)

К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, - по находившейся там редакции популярного журнала "Безбожник". Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес.

Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице. В Москве она известна в основном как "дом Ростовых", где Лев Толстой "поселил" героев эпопеи "Война и Мир".

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А.Н.Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым - потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы. Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Церковь была закрыта вскоре после революции в 1918-1920 годах, когда в усадьбе разместился сначала дом искусств, где работала жившая по соседству в Борисоглебском переулке Марина Цветаева, потом литературный институт, а потом с 1932 года - резиденция Союза писателей СССР. Главка с крестом была сломана, а здание бывшей церкви вошло в состав основного сооружения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook