Особенности и нюансы проведения ремонта по каско

Очень часто добровольное автострахование вместо денежной выплаты предполагает восстановление ТС за счет компании. Это может быть обязательным условием, или ремонт в качестве возмещения выбирает собственник транспорта. Кажется, что привести разбитую машину в нормальное состояние проще и выгоднее, чем добиться адекватной выплаты по страховому случаю. Но и здесь могут быть свои подводные камни.

Читайте в этой статье

Что входит в ремонт по КАСКО

Восстановление автомобиля на станции техобслуживания проводят, если это в принципе возможно и экономически целесообразно. То есть большая часть составляющих авто должна быть сохранена. В договоре КАСКО обычно указывают, в каких случаях ремонт не делают (например, машина разрушена на 70 — 80%). Но если он поможет вернуть ТС к состоянию, позволяющему безопасное использование, владелец может рассчитывать на:

  • исправление дефектов покрытия кузова;
  • замену стеклянных элементов;
  • ликвидацию вмятин;
  • замену безнадежно поврежденных деталей «внутренностей» машины;
  • восстановление функций разных ее систем.

То есть ремонт по КАСКО означает приведение транспортного средства к тем же внешнему виду и состоянию, которые были до наступления страхового случая.

Иногда договор предусматривает, что мелкий ремонт осуществляется за счет владельца. А компания в его оплате не участвует. Но если такой пункт отсутствует, страховщик обязан нести расходы на восстановление ТС в любом случае.

Законы по страховым вопросам

Добровольное страхование регламентируется несколькими правовыми документами. Существует закон №4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», с изменениями от 2018 года. В пункте 4 статьи 10 сказано:

Условиями страхования имущества …в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты… в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, — организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта…

Существует еще Гражданский Кодекс РФ, в котором добровольному страхованию посвящена целая глава. Там есть информация и о ремонте. В соответствии со статьей 313 отвечает за него компания, с которой заключил договор автовладелец.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №20 от 27.06.2013 г. тоже настаивает на главной роли страховщика в обеспечении восстановления авто. А если он недостаточно ответственно к ней относится, разрешает собственнику машины ускорить и улучшить процесс. Статья 44 правового акта гласит:

Если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС …, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения обязательства по производству восстановительного ремонта в установленные договором страхования сроки страхователь вправе поручить производство восстановительного ремонта третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

Сроки восстановления автомобиля

Отсчет периода, в который автовладелец может ожидать получения направления на ремонт, начинается сразу после подачи им заявления о возмещении вместе с другими документами. Его продолжительность может быть прописана в договоре. Тогда действует часть 1 статьи 313 ГК РФ:

Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Если в документе срок ремонта не оговорен, направление должно быть получено в течение 7 дней, как требует часть 2 той же статьи. В ином случае автовладелец вправе исправить машину за свой счет на выбранной им станции техобслуживания. А потом потребовать у страховой компенсации.

Сроки ремонта законом не регламентируются. Сказано лишь, что они должны быть разумными, но страховщик может понимать это слово иначе, чем клиент. Поэтому автовладельцу не стоит ждать восстановления ТС дольше 45 дней при серьезных повреждениях. А если автомобиль находится на гарантии и отправлен к авторизованному дилеру, привести его «в божеский вид» обязаны в течение 1 месяца.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Все время, пока идет ремонт, собственнику нужно обязательно звонить страховщику и интересоваться, как процесс продвигается. Это не даст затянуть восстановление машины. Иногда можно пойти на уступки и подождать его дольше. Но только если отсутствуют нужные детали автомобиля, а установленный период ремонта превышен незначительно.

Факторы, изменяющие сроки

Машина может быть отремонтирована за 10 — 15 дней. Процесс восстановления длится и дольше по следующим причинам:

  • большой наплыв клиентов на СТО из-за плохих погодных условий, провоцирующих множество аварий;
  • серьезные повреждения, требующие длительной и тщательной работы по исправлению дефектов;
  • машина элитная, поэтому ради замены разрушенных деталей «родными» приходится долго ждать их доставки.

Эти обстоятельства можно назвать уважительными. Но бывает, что в затягивании с восстановлением авто виновен какой-либо конфликт между страховщиком и СТО. В этом случае ожидание ничем не оправдано, и владельцу нужно требовать от компании решения проблемы.

О том, как починить машину по страховке КАСКО, смотрите в этом видео:

Когда лучше выбрать деньги

Иногда вместо ремонта стоит предпочесть денежное возмещение. Например, при незначительных повреждениях авто, когда есть возможность восстановить его самостоятельно и не оставаться на это время без своего транспорта.

То же бывает выгоднее и при серьезных дефектах машины. Ремонт может длиться долго из-за загруженности СТО или отсутствия нужных деталей. И лучше взять деньги, а машину отправить в самостоятельно выбранный сервис, где ее сделают быстрее. Компенсация в этом случае будет состоять из цены ремонта и утраты товарной стоимости ТС.

Особенности ремонта у дилера

Решившему выбрать восстановление автомобиля, а не денежное возмещение, стоит позаботиться о том, чтобы все было проведено в срок и качественно. Это зависит не только от страховщика, но и самого владельца ТС. Важно контролировать процесс от начала и до конца.

Порядок проведения работ

Начинается все с обращения в компанию, которой автовладелец сообщает о страховом случае и подает заявление о возмещении. К нему нужно приложить и другие документы. Затем обладателю полиса КАСКО следует:

  • представить авто для осмотра экспертом от страховщика;
  • получить в фирме документ, обеспечивающий ремонт в конкретном дилерском центре или одном из разрешенного списка;
  • отправить машину в сервис для исследования;
  • дождаться составления сметы на ремонт и пригнать автомобиль в мастерскую, если он не был там оставлен сразу;
  • узнать, через какой срок можно забрать исправную машину;
  • когда ее сделают, подписать акт приемки и сообщить страховщику, если это предусмотрено договором.

Деньги за работу в руки автовладельца не попадают. Страховщик рассчитывается с дилером сам. Собственнику машины лишь нужно проследить, чтобы все дефекты были учтены и устранены.

Между осмотром страховщиком, изучением состояния автомобиля в мастерской и отправкой непосредственно на ремонт может пройти некоторое время. Оно требуется для согласования обеими организациями выделяемой компанией суммы.

Об итоге ремонта авто у дилера смотрите в этом видео:

Направление на ремонт и другие документы

Первым шагом к восстановлению ТС становится подача заявления о возмещении по страховому случаю. Затем автовладельцу нужно как можно скорее представить:

  • собственный паспорт и его копию;
  • полис КАСКО;
  • копии документов из ГИБДД, полиции или МЧС (зависит от того, что стало причиной повреждения автомобиля);
  • свидетельство о праве собственности на машину (требуется не во всех компаниях).

Все это дает возможность получить направление на ремонт, в котором должно быть указано:

  • название страховой фирмы, адрес и телефон;
  • данные собственника машины;
  • сведения о самом автомобиле;
  • описание полученных дефектов;
  • сумма, выделенная на устранение всех повреждений;
  • список прилагающихся документов (отчет эксперта, калькуляция и др.);
  • печать страховщика и подпись ответственного лица.

Подменный автомобиль на время ремонта

Пока машина в сервисе, собственнику может быть выделен подменный транспорт. Такая услуга доступна не всем, а только при условиях:


Возможность получить во временное пользование подменную машину предоставляется не страховой компанией, а дилерским центром. Во многих из них эта услуга платная. Обладателю КАСКО, чей автомобиль находится в ремонте, следует обратиться в организацию. Машину оформляют в аренду по договору. По окончании срока его действия технику следует вернуть в том же состоянии, в каком она была до подписания документа.

Что делать, если кузовной ремонт проведен некачественно

Автомобиль, застрахованный по КАСКО, должен быть восстановлен до состояния, при котором его можно эксплуатировать. Но так бывает не всегда. И некачественный ремонт означает неисполнение страховщиком условий договора. Именно компания отвечает перед клиентом за ошибки и плохую работу СТО. Поэтому автовладельцу следует:

  • заказать , которая подтвердит ненадлежащее качество ремонта и высчитает нужную сумму для полного восстановления;
  • составить претензию в адрес страховщика, приложить к ней заключение специалиста;
  • в отсутствие реакции от фирмы в течение 10 дней или при отрицательном ответе подать иск в суд.

В претензии можно настаивать на исправлении недостатков ремонта за счет страховщика или бесплатно, выплате компенсации за это. В заявлении в суд указывают те же требования. Cтраховщик еще и заплатит штраф за невыполнение условий договора.

Как поступить, если затягивают ремонт

При отсутствии уважительных причин для слишком долгого восстановления авто владельцу следует:


Можно также потребовать от страховой компании денежной компенсации вместо проведения восстановительных работ. Но вообще торопить возвращение приведенной в порядок машины ее владельцу следует на протяжении всего времени, пока она на СТО.

Когда страховая может отказать в компенсации по КАСКО

Получение возмещения по полису добровольного страхования может оказаться под вопросом, и автовладельцу не в чем будет винить свою компанию. Потому что отказ законен в следующих случаях:

  • непредставление нужных документов, на основании которых осуществляется возмещение;
  • нарушение сроков требования ремонта;
  • пренебрежение автомобилистом ПДД (пьянство за рулем, проезд на красный, превышение скорости);
  • ложная информация о том, из-за чего машина оказалась повреждена;
  • отказ представлять ТС для осмотра и определения объема ущерба;
  • осуществление владельцем ремонта до того, как машину увидел эксперт;
  • подписание клиентом документа об отсутствии претензий, если авто повреждено из-за действий третьих лиц;
  • нарушение им других условий договора.

Обладатели полисов КАСКО часто предпочитают ремонт денежной выплате. И не только потому, что его осуществляют быстрее. Просто компенсации может не хватить на полноценное восстановление авто. Ремонт же должен вернуть машину к прежнему состоянию.

Полезное видео

О том, что делать, если провели некачественный ремонт автомобиля, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook